Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАЛОГ С КЛАССИКОЙ ВО «ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТАХ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Работа №62855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОМАНЕ И.А.ГОНЧАРОВА
«ОБЛОМОВ» И ПЬЕСЕ М.УГАРОВА «СМЕРТЬ ИЛЬИ ИЛЬИЧА» 7
1.1. Образ Обломова 7
1.2. Интертекстуальные переклички как способ интерпретации текста-
первоисточника 14
ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ПЬЕСАХ М.РОЩИНА «ВАЛЕНТИН И ВАЛЕНТИНА» И И.ВЫРЫПАЕВА «ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ» 19
2.1. Диалог поколений 19
2.2. Категория любви и страдания 20
2.3. 2.3. Стилистические особенности пьес 25
ГЛАВА III. ОСМЫСЛЕНИЕ СУДЬБЫ РОССИИ В ПЬЕСАХ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» И А.И. СЛАПОВСКОГО «МОЙ ВИШНЕВЫЙ САДИК» 28
3.1. Образ России 28
3.2. Танатологические мотивы 36
2.3. Функции цвета, звука, запаха 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение 56


Актуальность исследования. Вопросы состояния и общих тенденций развития современной русской драматургии становятся объектами дискуссий с конца ХХ века. Ученых-литературоведов, искусствоведов беспокоит проблема нравственного облика героя современной драматургии, отсутствие новых веяний в театральной сфере, связь драматургии с жизнью. Необходимо отметить, что в начале 90-х годов целая плеяда новых драматургов предлагает современному театру новые темы, новых героев, новую форму и язык, однако, как отмечают исследователи «этих авторов старались не замечать, их произведения продолжали быть «драматургией, которой нет» и оставались «у парадного подъезда» театров» [Громова 2006: 227].
Оставалось долгое время без внимания и такое явление, как диалог современных писателей с авторами-классиками. Тем не менее обращение современных писателей к классикам русской литературы приобретает все большие масштабы. Как подмечает профессор М.А. Черняк, «классика «золотого века» является для современной литературы неиссякаемым резервуаром, откуда она черпает мотивы, сюжеты, темы. Достаточно перечислить несколько произведений последних лет, чтобы убедиться в том, что диалог с классическим текстом начинается уже с заглавия: Михаил Угаров «Облом off»; Олег Богаев «Башмачкин»; Василий Леванов «Смерть Фирса»; Борис Акунин «Чайка»; Игорь Шприц «На донышке»; Алексей Слаповский «Вишневый садик»; Людмила Улицкая «Русское варенье»; Наталья Громова «Возвращение из Мертвого дома»; Нина Садур «Зовите Печориным»; Анатолий Королев «Дама пик»; Ярослав Веров «Господин Чичиков» и другие [Черняк, 2008: 57].
Отношение исследователей и общества к подобному литературному явлению двоякое: от «некрасивого, но симптоматичного явления нашего бескультурного времени», «надругательства над оригиналом, примитивной писанины, рассчитанной на ограниченность и необразованность публики» до «спасательного круга, который кидает добрый и умный автор (и издатель) утопающему классическому тексту» [см.: Загидуллина, 2004: 70]. Н.Е. Лихина предлагает данное явление осмыслить «как возврат к культурным ценностям на уровне апробации традиции, внедрения различных форм апроприации, приспособления к новым условиям действительности, проверки традиции на прочность, на излом, на разрыв, исследования внутри текста своей индивидуальной художественной свободы» [Лихина, 1997: 4]. В этом плане постмодернистская литература не только не отрицает достижения классиков, предшественников, но и использует их в качестве незаменимого первоисточника. Среди причин такого диалога эпох исследователи называют «кризис идей как проявление общего кризиса культуры, снижение творческой одаренности представителей современного социума, усиление коммуникативной направленности художественного текста, а также высокий нравственный стержень классического искусства» [Татарский, 2010: 3].
С конца ХХ века - начала XXI века заметна научная тенденция стремления осмыслить произведения-ремейки или «вторичные тексты» как особое литературное явление. Так, литературоведение признает, что ремейки «нуждаются в собственной классификации, анализе и описании своих наиболее последовательных и очевидных характеристик» [Пархоменко, 2011:
3].
Наиболее полная характеристика, анализ жанра возможны лишь на конкретных примерах, поэтому целью данной работы является характеристика жанра ремейк на основе пьес М.Угарова «Смерть Ильи Ильича» («Облом-о!!»), И.Вырыпаева «Валентинов день», А.И. Слаповского «Мой вишневый садик».
Достижение данной цели определило необходимость решения задач:
1) Выявить особенности интепретации сущности и предназначения человека в романе И.А.Гончарова «Обломов» и пьесе М.Угарова «Смерть Ильи Ильича» («Облом-о!!»);
2) На основе сравнительного анализа пьес М.Рощина «Валентин и Валентина» и И.Вырыпаева «Валентинов день» выявить особенности интеретаций понятий времени, любви, страдания писателей разных поколений;
3) Определить специфику осмысления судьбы России в пьесах А.П.Чехова «Вишневый сад» и А.Слаповского «Мой вишневый садик».
Объектом исследования являются роман И.А.Гончарова «Обломов» и пьесы М.Угарова «Облом-off», М.Рощина «Валентин и Валентина», И.Вырыпаева «Валентинов день», А.П.Чехова «Вишневый сад» и А.Слаповского «Мой вишневый садик».
Предметом исследования являются идейно-тематические, композиционные и стилистические особенности классических произведений и ремейков.
Под термином «ремейк» или «вторичный текст» мы понимаем продукт, в котором фабульные, сюжетные, стилевые или композиционные фрагменты можно соотнести по признакам сходства и подобия с предшествующими литературными произведениями, их смысловыми и изобразительными структурами.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды У.Эко, Я.Пархоменко, М.Загидуллиной, М.Черняк, Н.Фатеевой, М.Киселевой, Н.Лихиной, Е.Шлейниковой, С.Р. Смирнова, О.В. Новиченко, Р.Л. Красильникова, Н.Е. Разумовой, Е.В. Чирковой, в которых рассматриваются типологические черты жанра ремейк и предпринимаются попытки его классификации.
Методологическую основу данной работы представляет сравнительнотипологический и интертекстуальный методы.
Структура работ.: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения - конспекта урока по произведений А.П.Чехова «Вишневый сад» и А.И.Слаповского «Мой вишневый садик».
Апробация работы. Опубликована 1 статья по теме исследования: Губаева А.А. Пьеса М. Угарова «Смерть Ильи Ильича» как рецепция романа И.А. Г ончарова «Обломов» // Сборник научно-практических работ участников III Международного молодежного научно-образовательного фестиваля им. Л.Н. Толстого. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 107116.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
В современной литературе нередки обращения к классическим текстам с целью их переосмысления, интерпретации, некоторой деформации. Сопоставительный анализ классических произведений и пьес-ремейков показал:
1) И.А. Гончаров в романе «Обломов» говорит о необходимости обществу таких людей, как Обломов - порядочных, добрых, искренних. Долг окружения таких людей - расшевелить их, подарить им пылкость чувств. Однако, чтобы обломовы «проснулись», необходимо, чтобы общество само было здорово, осмысленно, так как такие герои не захотят вылезти из своих уютных убежищ ради того, чтобы играть в карты. М.Угаров говорит о том, что люди с золотыми сердцами и цельной натурой непригодны для жизни в сегодняшнем обществе, их гибель неминуема. В пьесе М.Угарова ярко выражено экзистенциональное начало, так, с начала и до конца пьесы ощущается мотив смерти, страха. Обломов боится выйти на улицу, боится сырой погоды, боится быть смешным в глазах других людей вследствие этого становится слабым, больным. Однако после встречи с Ольгой он начинает боятся быть отвергнутым ею и именно этот страх делает его сильным, деятельным в том смысле, который вкладывает в это слово общество, то есть начинает гулять, посещать светские мероприятия, читать речи депутатов. Обломов с самого начала боится умереть от своей неведомой болезни, стремится вылечиться и неминуемо идет к своей гибели потому, что больным является не он, цельный человек, а окружающая реальность, заполненная не людьми а «tutti-frutti», четверть-человеками.
2) В пьесах М.Рощина «Валентин и Валентина» и И.Вырыпаева «Валентинов день» интерес представляет интерпретация категорий времени, любви, страдания. Особенностью ремейка является то, что автор описывает судьбу героини первичного текста спустя 40 лет, в продолжение которого
произошла смена поколений, главная героиня стала бабушкой. Анализ философской литературы показал, что ни Валентин, ни Валентина, даже будучи влюбленными, не смогли пройти три ступени, три стадии развития любви. У них не было идеализации друг друга, полноценного нахождения собственного «Я» в соединении с любимым, обретение гармонии с ним. Таким образом, отсутствие нравственной актуализации любви, преодоления эгоистичных и индивидуалистичных проявлений приводит героев к наказанию страданием. В пьесе И.Вырыпаева категория страдания переосмысляется как смысл жизни, автор показывает, что пренебрежение любовью в дальнейшем приводит к упоению страданиями.
3) Сравнительный анализ пьес А.П.Чехова «Вишневый сад» и А.Слаповского «Мой вишневый садик» показал, что современный писатель вступает в диалог с классиком о судьбе России. А.П. Чехов описал Россию в тот момент, когда происходит смена сословий, устоев, мироощущений русского народа, когда вымирающее дворянство уступает место молодому, энергичному до такой степени, что способно разрушить даже то, что казалось вечным и нерушимым. А.П.Чехов неоднозначен в своих оценках происходящего, так как не видит четкой модели поведения ни у вечного студента Трофимова, ни у Ани. У Слаповского «будущим хозяином всего» представлен Васенька - мелкая шестерка с незаконченным средним образованием и двумя годами условной судимости, жулик. И если Лопахин способен вырубить сад, построить дачи и сдавать их в аренду, чтобы получить доход, потребительское отношение Васеньки достигает такого уровня, что он планирует построить гостиницу с первоклассным обслуживанием богатых персон, ресторан, стриптиз-клуб. Отталкиваясь от выражения «Вся Россия - наш сад», несложно понять переживания авторов о судьбе России, сданной в аренду у Чехова и готовящейся исполнять стриптиз в угоду жуликам - у Слаповского.
4) Отдельное внимание в работе было уделено языковым и стилистическим особенностям ремейков. Как известно, большинство
писателей постмодерна в качестве стилистического средства используют жаргонную лексику, бранную речь. Пьеса М.Угарова в данном аспекте отличается от произведений постмодерна, поскольку автор использует медицинскую терминологию (иногда - в метафоричном значении), иноязычные вкрапления для характеристики героев, однако в целом произведение написано литературным языком.
Анализ стилистических характеристик пьес М.Рощина и И.Вырыпаева показал, что как в содержательном, так и в стилистическом аспекте ремейк является продолжением первичного текста. Тенденции, только намечающиеся у М.Рощина, в драме «Валентинов день» уже являются распространенными. Подробные ремарки М.Рощина у И.Вырыпаева вырастают в почти что в монолог, диалог с читателем. А жаргонные слова, время от времени употребляемые студенческой молодежью в драме «Валентин и Валентина», трансформируются в ненормативную лексику в устах главных героинь в произведении И.Вырыпаева.
Анализ художественных средств пьес А.П.Чехова и А.И. Слаповского предполагает обращение не только к стилю произведений, но и к изучению символики цвета, запахов, звуков, которые помогают понять авторскую позицию и характеры персонажей. Аромат вишни, вишневого варенья, белоснежное одеяние вишневых деревьев весной в воспоминаниях Раневской проникают трепетность и нежность мира прошлого. Однако белый цвет в произведении предрекает и неизбежное уничтожение этой жизни в новых условиях. Именно так мы воспринимаем «белые-белые» ручки хозяев и Дуняши. Символичны в произведении также звук лопнувшей струны и топора. А в пьесе Слаповского почти не задействованы символика цвета, звука, запаха. Этим, как нам представляется, драматург подчеркивает, что чеховские герои, не имея будущего, имели прошлое, а герои Слаповского не имеют прекрасного прошлого, их память хранит только попойки юности и влюбленность, которая оборачивается банальной похотью.
Таким образом, ремейки - это не только «переигрывание» известных сюжетов в «современных декорациях». Они позволяют обнаружить в тексте- первоисточнике ранее не столь очевидные аспекты формы и содержания.
Перспективой работы может стать расширение круга изучаемых текстов.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленная информация может быть востребована студентами при подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «современная русская литература», «анализ художественного текста».



1. Вырыпаев И. Валентинов день. - URL:
http: //www.libok. net/writer/3109/kniga/10675/vyiryipaev_ivan_aleksandrovi ch/valentinov_den/read; дата обращения 31.10.2016.
2. Гончаров И.А. Обломов: роман / И.А. Гончаров. - М.: Худ. лит-ра, 1973. - 504 с.
3. Рощин М. Валентин и Валентина / М. Рощин. -URL: http://lib- drama.narod.ru/roschin/valentins.html; дата обращения 31.10.2016.
4. Слаповский А.И. Мой вишневый садик / А.И. Слаповский. - URL: https://www.litmir.co/br/?b=275184; дата обращения 31.10.2016.
5. Угаров М. Смерть Ильи Ильича / М. Угаров. - URL: http://www.theatre- library.ru/files/u/ugarov/ugarov_3.html; дата обращения: 20.02. 2017.
6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А.П. Чехов // Сочинения в 18 томах. - Т.13: пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. - 524 с.
II. Научная, учебная и справочная литература
7. Бунковская З.П. Лучшие сочинения: проза XIXвека / З.П. Бунковская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 320 с.
8. Васильева Э.В. Жизнь в цвете / Э.В. Васильева, О.Г. Курмышева. - Омск, 2011. - 129с.
9. Громова М.И. Русская современная драматургия: учеб. пособие для студ.-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля / М.И. Громова. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 160 с.
10. Загидуллина М. Ремейки или Экспансия классики / М. Загидуллина // НЛО. - 2004. - № 69. - С. 69 - 83.
11. Кайдаш-Лакшина С. О судьбе одной мифологемы комедии Чехова / С. Кайдаш-Лакшина. - Электронный ресурс. - URL: http://www.ng.ru/kafedra/2004-08-19/3_chekhov.html; дата обращения 02.11. 2016.
12. Красильников Р.Л. Типология танаталогичских мотивов в литературе / Р.Л. Красильников // Филологические науки. - 2009. - № 6. - С. 11 - 20.
13. Ламзина А.В. Заглавие / А.В. Ламзина // Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 94 - 106.
14. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы.
Постмодернизм: учеб. пособие / Н.Е. Лихина. - Калининград:
Калинингр. ун-т, 1997. - 124 с.
15. Николаев Д. Фрактальные миры культуры / Д. Николаев. - Кишинев: Grafic-Design, 2014. - 280 с.
16. Парусимова Я.В. Страдание как философская категория: дис. ... канд. фил. Наук / Я.В. Парусимова. - Магнитогорск, 2003. - 125 с.
17. Пархоменко Я.А. Художественная природа ремейка в контексте
современного экранного искусства: автореферат дис. ...
канд.искусствоведения / Я.А. пархоменко. - М., 2011. - 30 с.
18. Прохорова Т.Г. Постмодернизм в русской прозе: учеб. пособие/ Т.Г. Прохорова. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2005- 96 с.
19. Петухова Е.Н. О «чеховском следе» в русской драме конца ХХ - начала XXI века / Е.Н. Петухова // Творчество А.П. Чехова: рецепции и интерпретации. Сб. материалов Международной научной конференции. - Ростов н/Д.: изд-во «Foundation», 2013. - С. 115-124.
20. Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства / Н.Е. Разумова. - Томск: Томский государственный университет, 2001. - 522 с.
21. Сквозников В. Обломов и обломовщина / В. Сквозников // Гончаров И.А. Обломов: роман. - М.: Худ. лит-ра, 1973. - С. 5 - 24.
22. Смирнов С.Р. Римейк (парафраза) в новой русской драме. Электронный
ресурс / С.Р. Смирнов. - URL:
http: //mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sbomik_Sib/6_2 .html; дата
обращения: 10.03. 2017.
23. Сысоева О.А. Вторичные жанры в современной русской прозе / О.А. Сысоева. - Электронный ресурс. Режим доступа: http: //sociosphera.com/publication/j ournal_paradigmata_poznani/2015/167/vt orichnye_zhamy_v_sovremenmj_msskoj_proze/; дата обращения: 25.02. 2017.
24. Татарский П.А. Реинтерпретация текстов культуры: автореф. дис. ... канд. культ. наук / П.А. Татарский. - Краснодар, 2010. - 23 с.
25. Тарновский К.Ю. Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.05 / К.Ю. Тарновский. - Тула,
2011. - 25 с.
26. Трубников Н.И. Проблемы времени в свете философского
мировоззрения / Н.И. Трубников // Вопросы философии. - 1978. - № 2. - С. 111 - 121..
27. Тюгашев Е.А. Философия: учеб. пособие / Е.А. Тюгашев. -
Новосибирск, 2016. - 320 с.
28. Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С. Пушкина / Д. Устюжанин. - М: Худ. сл., 1974. - 96 с.
29. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: контрапункт
интертекстуальности / Н.А. Фатеева. - М.: КомКнига, 2007 - 280 с.
30. Чепуров А.А. Современная советская проза на сцене. Принципы театральной трансформации произведений разных повествовательных жанров: дис. ... канд. фил. наук: 17.00.01 / А.А. Чепуров. -Л, 1984. - 24 с.
31. Черняк М.А. «Спокойно, Маша, я Дубровский» или «Новые игры с классикой» / М.А. Черняк // Вестник Герценовского университета. -
2008. - № 5. - С. 57 - 64.
32. Чиркова Е.В. История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе / Е.В. Чиркова. - М.: Кейс, 2011. - 147 с.
33. Чистюхин И.Н. О драме и драматургии: учеб. для студ. гуманти. Вузов Н.И. Чистюхин. - Электронная книга: e-book, 2002. - 279 с.
34. Шалимова Е.В. Лирическое начало в драматургии М.Рощина / Е.В. Шалимова // Вестник СамГУ. - 2011. - № 7. - С. 120-124.
35. Шлейникова Е.Е. Драматургия О.А. Богаева в контексте русской драмы рубежа ХХ - ХХ1веков: автореферат дис. ... канд. филол. наук 10.01.01 / Е.Е. Шлейникова. - СПб, 2008. - 19 с.
36. Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна / У. Эко. - М., 1997.
37. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: анализ художественного произведения: учеб. Пособие / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 216 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ