ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В АСПЕКТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
|
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения несклоняемых существительных в функциональном аспекте 7
1.1. Явление несклоняемости в русском языке 7
1.2. Родовая принадлежность несклоняемых
существительных 11
1.3. Лингвистические принципы изучения несклоняемых существительных в
школе 15
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. Практика изучения несклоняемых существительных в учебниках русского языка средней школы 25
2.1. Несклоняемые существительные в учебниках русского
языка 25
2.2. Особенности изучения несклоняемых существительных 29
2.3. Анализ учебно-методической литературы 40
Выводы по 2 главе 44
ГЛАВА 3. Развитие подходов к изучению несклоняемых существительных в
школе 46
3.1. Методические рекомендации по изучению несклоняемых
существительных в школе 46
3.2. Разработка плана урока по изучению несклоняемых существительных.52
Выводы по 3 главе 60
Заключение 62
Библиография 65
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения несклоняемых существительных в функциональном аспекте 7
1.1. Явление несклоняемости в русском языке 7
1.2. Родовая принадлежность несклоняемых
существительных 11
1.3. Лингвистические принципы изучения несклоняемых существительных в
школе 15
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. Практика изучения несклоняемых существительных в учебниках русского языка средней школы 25
2.1. Несклоняемые существительные в учебниках русского
языка 25
2.2. Особенности изучения несклоняемых существительных 29
2.3. Анализ учебно-методической литературы 40
Выводы по 2 главе 44
ГЛАВА 3. Развитие подходов к изучению несклоняемых существительных в
школе 46
3.1. Методические рекомендации по изучению несклоняемых
существительных в школе 46
3.2. Разработка плана урока по изучению несклоняемых существительных.52
Выводы по 3 главе 60
Заключение 62
Библиография 65
Изучение существительных с учетом сложных и проблемных элементов учебного процесса имеет значение для развития и преподавания русского языка [4]. Поурочные разработки обладают большим потенциалом, они позволяют учителю русского языка выбрать оптимальные подходы и найти решения трудных учебных задач.
В данной работе предпринята попытка анализа значимых методических подходов к работе с отдельными типами существительных с позиций теории и практики преподавания русского языка. Разработка данного направления, безусловно, полезна как для теории, так и для практики преподавания русского языка в школе. Это становится важным в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласно которому одним из предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы по предмету «Русский язык» является «расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка».
Несклоняемые существительные являются объектом исследования как лингвистов, так и методистов. Вопрос о несклоняемых именах существительных рассмотрен в работах таких ученых-лингвистов, как: В.В. Виноградов [13], Э.А. Балалыкина [3], Л.Л. Касаткин [17], И.П. Мучник [28], Д.Э. Розенталь [40], Н.М. Шанский [57], И.В. Приорова [33], Л.А. Мельникова [23] и др. Предложенные в научно-методических работах и учебниках методические рекомендации и упражнения по изучению несклоняемых существительных позволяют развить лингвистическое мышление учащихся (например: О.В. Алексеева [1], Л.Л. Буланин [10], В.П.Озерская [29], Л.З.Шакирова [56] и др.). Однако методология изучения несклоняемых существительных в школьном курсе в условиях реализации современного ФГОС недостаточно изучена и требует выработки рекомендаций по изучению данной темы. Изучение несклоняемых существительных достаточно важно, так как они определяют богатство русского языка. Часто несклоняемые существительные вызывают трудности у обучающихся в определении их рода или при согласовании с прилагательными (шерстяное кашне) и глаголами прошедшего времени (кофе остыл). Бывает, что род имён существительных не совпадает с их лексическим значением напрямую, поэтому принадлежность их к определённому роду приходится заучивать. Особенно затруднительно бывает учащимся, которые изучают русский язык как неродной или как иностранный [60]. В ходе педагогической практики в общеобразовательной школе нами были отмечены определенные трудности, с которыми учащиеся сталкивались при изучении несклоняемых имен существительных, при их употреблении в устной и письменной речи. Результаты нашего исследования имеют важное значение для практики преподавания русского языка в школе.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в расширении возможностей для использования несклоняемых существительных в современных условиях, что требует оценки и исследования с применением новых ФГОС среднего образования.
Объект исследования - процесс обучения морфологии русского языка в школе.
Предмет исследования - лингвометодические основы изучения несклоняемых имен существительных на уроках русского языка в школе.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по изучению несклоняемых имен существительных в 5-6 классах в условиях реализации ФГОС.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
- изучить явление несклоняемости в русском языке;
- провести классификацию несклоняемых существительных
применительно к школьному курсу русского языка;
- определить лингвистические основы изучения несклоняемых
существительных в школе;
- провести обзор основных учебников по русскому языку в контексте изучения несклоняемых существительных;
- разработать методику изучения несклоняемых существительных в школе с учетом требований нового ФГОС;
- оценить возможности применения несклоняемых существительных при изучении в школе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании предпринята попытка систематизировать теоретический материал и, создав систему работы по изучению несклоняемых существительных, разработать задания по данной теме на уроках по русскому языку.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- описательный метод (лингвистическое описание несклоняемых имен существительных в учебных целях);
- социально-педагогический (анализ программ и учебников русского языка, изучение и обобщение предшествующего опыта исследований);
- общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).
Теоретической базой исследования послужили работы в области лингвистики (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, И.П. Мучник, Д.Э. Розенталь, Г.М. Панова и др.), лингвометодики (М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Л.З. Шакирова, Е.С. Антонова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, О.В. Алексеева и др.). В нашем исследовании мы ткже опирались на труды ученых казанской лингвистической школы И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкого и др, а также работы ученых казанской лингвометодической школы Л.З. Шакировой, З.Ф. Юсуповой, Г.М. Нуруллиной и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании предпринята попытка разработать методические рекомендации по изучению несклоняемых имен существительных на уроках русского языка преимущественно в 5 и 6 классах в условиях реализации ФГОС.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе существующих научных подходов, представленных в трудах современных исследователей по проблеме несклоняемых существительных, в выборе наиболее актуального подхода для педагогической деятельности в ходе преподавания русского языка.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что разработанный на основе лингвистического описания языковой и учебный дидактический материал может быть использован при изучении русского языка в школе, при составлении учебников и учебных пособий, методических разработок; основные идеи работы могут быть учтены при составлении единой образовательной программы по русскому языку, а также при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
В данной работе предпринята попытка анализа значимых методических подходов к работе с отдельными типами существительных с позиций теории и практики преподавания русского языка. Разработка данного направления, безусловно, полезна как для теории, так и для практики преподавания русского языка в школе. Это становится важным в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласно которому одним из предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы по предмету «Русский язык» является «расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка».
Несклоняемые существительные являются объектом исследования как лингвистов, так и методистов. Вопрос о несклоняемых именах существительных рассмотрен в работах таких ученых-лингвистов, как: В.В. Виноградов [13], Э.А. Балалыкина [3], Л.Л. Касаткин [17], И.П. Мучник [28], Д.Э. Розенталь [40], Н.М. Шанский [57], И.В. Приорова [33], Л.А. Мельникова [23] и др. Предложенные в научно-методических работах и учебниках методические рекомендации и упражнения по изучению несклоняемых существительных позволяют развить лингвистическое мышление учащихся (например: О.В. Алексеева [1], Л.Л. Буланин [10], В.П.Озерская [29], Л.З.Шакирова [56] и др.). Однако методология изучения несклоняемых существительных в школьном курсе в условиях реализации современного ФГОС недостаточно изучена и требует выработки рекомендаций по изучению данной темы. Изучение несклоняемых существительных достаточно важно, так как они определяют богатство русского языка. Часто несклоняемые существительные вызывают трудности у обучающихся в определении их рода или при согласовании с прилагательными (шерстяное кашне) и глаголами прошедшего времени (кофе остыл). Бывает, что род имён существительных не совпадает с их лексическим значением напрямую, поэтому принадлежность их к определённому роду приходится заучивать. Особенно затруднительно бывает учащимся, которые изучают русский язык как неродной или как иностранный [60]. В ходе педагогической практики в общеобразовательной школе нами были отмечены определенные трудности, с которыми учащиеся сталкивались при изучении несклоняемых имен существительных, при их употреблении в устной и письменной речи. Результаты нашего исследования имеют важное значение для практики преподавания русского языка в школе.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в расширении возможностей для использования несклоняемых существительных в современных условиях, что требует оценки и исследования с применением новых ФГОС среднего образования.
Объект исследования - процесс обучения морфологии русского языка в школе.
Предмет исследования - лингвометодические основы изучения несклоняемых имен существительных на уроках русского языка в школе.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по изучению несклоняемых имен существительных в 5-6 классах в условиях реализации ФГОС.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
- изучить явление несклоняемости в русском языке;
- провести классификацию несклоняемых существительных
применительно к школьному курсу русского языка;
- определить лингвистические основы изучения несклоняемых
существительных в школе;
- провести обзор основных учебников по русскому языку в контексте изучения несклоняемых существительных;
- разработать методику изучения несклоняемых существительных в школе с учетом требований нового ФГОС;
- оценить возможности применения несклоняемых существительных при изучении в школе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании предпринята попытка систематизировать теоретический материал и, создав систему работы по изучению несклоняемых существительных, разработать задания по данной теме на уроках по русскому языку.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- описательный метод (лингвистическое описание несклоняемых имен существительных в учебных целях);
- социально-педагогический (анализ программ и учебников русского языка, изучение и обобщение предшествующего опыта исследований);
- общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение).
Теоретической базой исследования послужили работы в области лингвистики (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, П.А. Лекант, Л.Л. Касаткин, И.П. Мучник, Д.Э. Розенталь, Г.М. Панова и др.), лингвометодики (М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Л.З. Шакирова, Е.С. Антонова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, О.В. Алексеева и др.). В нашем исследовании мы ткже опирались на труды ученых казанской лингвистической школы И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкого и др, а также работы ученых казанской лингвометодической школы Л.З. Шакировой, З.Ф. Юсуповой, Г.М. Нуруллиной и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании предпринята попытка разработать методические рекомендации по изучению несклоняемых имен существительных на уроках русского языка преимущественно в 5 и 6 классах в условиях реализации ФГОС.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе существующих научных подходов, представленных в трудах современных исследователей по проблеме несклоняемых существительных, в выборе наиболее актуального подхода для педагогической деятельности в ходе преподавания русского языка.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что разработанный на основе лингвистического описания языковой и учебный дидактический материал может быть использован при изучении русского языка в школе, при составлении учебников и учебных пособий, методических разработок; основные идеи работы могут быть учтены при составлении единой образовательной программы по русскому языку, а также при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Обосновано, что изучение несклоняемых имен существительных требует специального внимания с учетом современных лингвистических и методических подходов. Русский язык занимает значительное место среди школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения, потому что на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. В своей работе мы предприняли попытку анализа значимых методических подходов к работе с несклоняемыми существительными с позиций теории и практики преподавания русского языка.
2. Установлено, что проблема изучения несклоняемых имен существительных охватывает следующие вопросы: правильное правописание несклоняемых существительных и определение их рода (шоссе, кашне); согласование несклоняемых существительных с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени (желтое такси); определение
принадлежности несклоняемого существительного к мужскому, женскому и среднему роду, потому что чаще всего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим значением слова.
3. Обнаружено, что эффективное усвоение школьниками знаний о несклоняемых существительных и овладение умениями, связанными с правильным определением рода несклоняемых существительных, осуществляется посредством комплекса упражнений. В этот комплекс входят упражнения, которые способствуют формированию грамматических умений правильного употребления несклоняемых существительных в речи; правильного определения их родовой принадлежности; составления словосочетаний с несклоняемыми существительными и прилагательными, а также с глаголами в форме прошедшего времени; составления предложений и текстов с использованием несклоняемых существительных; правильного использования словарей по поиску лексического значения иноязычных слов.
4. Установлено, что в рассмотренных учебных комплексах под редакцией Т.А. Ладыженской; под редакцией В.В. Бабайцевой; Г.К. Лидман-Орловой, а также М.М. Разумовской изучению несклоняемых имен существительных отведено не так много учебного времени, упражнений по данной теме тоже не очень много. В учебнике Купаловой А.Ю. и Еремеевой А.П. в 5 классе данная тема не изучается. Между тем тема «Несклоняемые существительные», а особенно «Род несклоняемых существительных» имеет свои сложности для школьников. Это достаточно трудная для усвоения тема и очень актуальная особенно на сегодняшний день, когда иноязычных слов становится всё больше, они проникают в современный русский язык, в нашу речь.
5. Выявлено, что в научном плане все рассмотренные действующие программы соответствуют основным положениям грамматики. Однако в методическом плане наблюдаются некоторые различия. Программа В.В. Бабайцевой больше ориентирована на функциональный подход. Программа Т.А. Ладыженской в меньшей степени ориентирована на умение применять теоретические знания о неизменяемых существительных в речи, но имеет четкую практическую ориентацию на формирование знаний о языке. Программа М.М. Разумовской не оснащена достаточным теоретическим материалом, при этом в учебнике за 6 класс ничего конкретного про несклоняемые существительные не сказано. У Г.К. Лидман-Орловой практический материал представлен в достаточном количестве, также есть небольшой теоретический материал. На наш взгляд, недостаточное внимание во всех программах уделено особым (трудным) случаям определения рода несклоняемых существительных.
6. Разработана методическая система изучения несклоняемых имен существительных применительно к 6 классу. Работа над темой «Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных» с применением основных дидактических приемов и принципов будет способствовать более глубокому и осмысленному усвоению школьниками сведений о неизменяемых существительных и развитию у них познавательных способностей и аналитических умений. Усвоение этой темы главным образом происходит через выполнение различных упражнений, что,
на наш взгляд, оправдано и способствует более прочному овладению материалом.
7. Предложены методические разработки по изучению несклоняемых имен существительных, включающие упражнения, дидактический материал, задания для контроля и оценки усвоения материала. Считаем, что изучение несклоняемых существительных в школьном курсе русского языка имеет важное значение, поскольку данная тема тесно связана с изучением смежных тем - склонение и род имен существительных.
1. Обосновано, что изучение несклоняемых имен существительных требует специального внимания с учетом современных лингвистических и методических подходов. Русский язык занимает значительное место среди школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения, потому что на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. В своей работе мы предприняли попытку анализа значимых методических подходов к работе с несклоняемыми существительными с позиций теории и практики преподавания русского языка.
2. Установлено, что проблема изучения несклоняемых имен существительных охватывает следующие вопросы: правильное правописание несклоняемых существительных и определение их рода (шоссе, кашне); согласование несклоняемых существительных с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени (желтое такси); определение
принадлежности несклоняемого существительного к мужскому, женскому и среднему роду, потому что чаще всего грамматический род имен существительных не соотносится напрямую с лексическим значением слова.
3. Обнаружено, что эффективное усвоение школьниками знаний о несклоняемых существительных и овладение умениями, связанными с правильным определением рода несклоняемых существительных, осуществляется посредством комплекса упражнений. В этот комплекс входят упражнения, которые способствуют формированию грамматических умений правильного употребления несклоняемых существительных в речи; правильного определения их родовой принадлежности; составления словосочетаний с несклоняемыми существительными и прилагательными, а также с глаголами в форме прошедшего времени; составления предложений и текстов с использованием несклоняемых существительных; правильного использования словарей по поиску лексического значения иноязычных слов.
4. Установлено, что в рассмотренных учебных комплексах под редакцией Т.А. Ладыженской; под редакцией В.В. Бабайцевой; Г.К. Лидман-Орловой, а также М.М. Разумовской изучению несклоняемых имен существительных отведено не так много учебного времени, упражнений по данной теме тоже не очень много. В учебнике Купаловой А.Ю. и Еремеевой А.П. в 5 классе данная тема не изучается. Между тем тема «Несклоняемые существительные», а особенно «Род несклоняемых существительных» имеет свои сложности для школьников. Это достаточно трудная для усвоения тема и очень актуальная особенно на сегодняшний день, когда иноязычных слов становится всё больше, они проникают в современный русский язык, в нашу речь.
5. Выявлено, что в научном плане все рассмотренные действующие программы соответствуют основным положениям грамматики. Однако в методическом плане наблюдаются некоторые различия. Программа В.В. Бабайцевой больше ориентирована на функциональный подход. Программа Т.А. Ладыженской в меньшей степени ориентирована на умение применять теоретические знания о неизменяемых существительных в речи, но имеет четкую практическую ориентацию на формирование знаний о языке. Программа М.М. Разумовской не оснащена достаточным теоретическим материалом, при этом в учебнике за 6 класс ничего конкретного про несклоняемые существительные не сказано. У Г.К. Лидман-Орловой практический материал представлен в достаточном количестве, также есть небольшой теоретический материал. На наш взгляд, недостаточное внимание во всех программах уделено особым (трудным) случаям определения рода несклоняемых существительных.
6. Разработана методическая система изучения несклоняемых имен существительных применительно к 6 классу. Работа над темой «Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных» с применением основных дидактических приемов и принципов будет способствовать более глубокому и осмысленному усвоению школьниками сведений о неизменяемых существительных и развитию у них познавательных способностей и аналитических умений. Усвоение этой темы главным образом происходит через выполнение различных упражнений, что,
на наш взгляд, оправдано и способствует более прочному овладению материалом.
7. Предложены методические разработки по изучению несклоняемых имен существительных, включающие упражнения, дидактический материал, задания для контроля и оценки усвоения материала. Считаем, что изучение несклоняемых существительных в школьном курсе русского языка имеет важное значение, поскольку данная тема тесно связана с изучением смежных тем - склонение и род имен существительных.



