ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИСРАННЕХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ ИЕРУСАЛИМА
§1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ ИЕРУСАЛИМА
§2. ФОРМИРОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 26
§3. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИНА ЕПИСКОПА КАК ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ СВЯЩЕНСТВА 35
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЕПИСКОПСКИХ КАФЕДР ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА 45
§1. ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 45
§ 2. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ В I¬III В 51
§ 3. ОФОРМЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИЕРУСАЛИМСКОЙ КАФЕДРЫ В IV-V ВВ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность. Чем интересен Палестинский регион I-У веков, тем, что он представлял из себя котёл разнообразных религиозных верований, соперничающих между собой: иудеи, ессеи, саддукеи, фарисеи, терапевты, самаритяне, христиане, языческие общины все это находилось на относительно небольшой территории, а взаимоотношения между всеми ними достойно отельного научного исследования.
История развития и формирования Иерусалимской Церкви является одной из самых ярких и показательных. Изучая её историю особенно за первые V веков, мы можем проследить формирование различных раннехристианских институтов Церкви, структуру, иерархию и административно - территориальное деление.
Иерусалимская Церковь стала прообразом и примером для подражания всем остальным христианским Церквям, которые являлись лишь её преемницами. Но из-за определённых исторических событий, а именно гонений на христиан в Палестине, иудейских восстаний вынудивших иерусалимскую общину покинуть город и переместить в ближайшие поселения, языческих погромов, Иерусалимская Церковь утратила свое первоначальную значимость как основательницы и прародительницы всех Церквей. Так как был разрушен религиозный центр, и иерусалимская община была расселена по соседним поселениям, они перестали представлять из себя какую-либо силу в данном регионе. Плюс они находились под постоянным прессингом со стороны религиозной верхушки иудеев (первосвященников), и светских властей.
История Иерусалимской Церкви начинается непосредственно с евангельских событий, связанных с Иисусом Христом, который и стал её основателем, что делает её уникальной по отношению к другим Церквям, так как они были основаны на фундаменте апостольской проповеди. Иерусалимская община христиан, являлась по сути непосредственными участники евангельских событий.
Из книг Нового Завета мы узнаем, как появлялись первые духовные должности, как зарождалась церковная иерархия, по какому принципу строились общины первых христиан и многое другое.
Чем же интересен вопрос формирования территорий и границ Иерусалимской Церкви, так это тем, что, рассматривая его, в контексте соответствующих исторических событий мы можем увидеть весь путь от маленькой иерусалимской общины пришедших к вере после проповеди Иисуса или апостолов, которая в последствии разрослась до масштабов патриархата.
Объектом исследования является христианство на восточном побережье Средиземного моря.
Предмет исследования - формирование епископских кафедр Иерусалимской Церкви.
Цель работы заключается в изучении особенности формирования епископских кафедр Средней Азии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
У рассмотреть особенности формирования иерархических церковных чинов, и, в частности, епископского;
У выявить специфику формирования и развития епархиальных территорий рассматриваемого региона в обозначенный период времени;
У проанализировать закономерные этапы развития административно-территориальных единиц Иерусалимской Патриархии.
Хронологические рамки: I - V вв. н.э.
Территориально-географические рамки: территория Палестины в ранневизантийский период.
Методологическая основа. Палестина ранневизантийского периода- рассматривается нами с точки зрения теории локальных цивилизаций, как государство, в рамках которого идут ему присущие принципы и закономерности развития.
Методы. Методологическая основа - сравнительный анализ, синтез. Кроме того, предполагается следование таким принципам исторической науки как: принцип историзма, принцип опоры на исторические источники. Также применим следующие методы: историко-культурологический, сравнительно-исторический, историко-филологический анализ, контент-анализ.
Научно-практическая значимость исследования практическая значимость заключается в облегчении поиска информации по данной тематики, заключением основных сведений в одной работе.
Источники. Основными источниками, которые помогут нам разобраться в затронутой тематике являются:
Новый Завет, в частности некоторые его книги: Деяния Святых апостолов, Первое послание к Тимофею, Послание к Титу, Первое соборное послание святого апостола Петра. Также большое значение имеют произведения различных раннехристианских авторов: «Церковная история» Евсевия Кесарийского, сочинениях Тертуллиана , Климента епископа Римского, Игнатия Богоносца. Важнейшими источниками для изучения данной темы являются постановления Вселенских, и Поместных Соборов. Все эти источники напрямую относятся, к затронутому нами историческому периоду и событиям.
Деяния Святых апостолов - книга в составе Нового Завета, единственная характеризуется как историческая хроника. Данная книга описывает начало апостольской проповеди, и зарождении христианской Церкви, последовавшие за евангельскими событиями. Среди других книг из состава Нового Завета, изобилует большим количеством персоналий и географическими сведениями.
Первое послание к Тимофею, Послание к Титу — книги Нового Завета, из числа апостольских посланий Павла. Данные послание апостола Павла обычно имеют характер пастырского наставления, в нем содержится информация, не только адресованная конкретным личностям, но и для общецерковного пользования, верующими священноначалием и священнослужителями.
Первое послание Петра — книга также входит в канон Нового Завета. В отличии от посланий апостола Павла конкретным лицам, носит соборный, или, другими словами, общецерковное значение, предназначен для использования различного круга лиц.
Евсевий Кесарийский «Церковная история» — свидетельствует о епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства. Каталог, приведенный Евсевием, содержит большое количество Иерусалимских иерархов. Наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях, обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена принадлежат именно епископам - предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам это подчеркивает.
В сочинениях Тертуллиана домонтанистского периода впервые ясно говорится о служении Епископов как об иерархической степени. Основными функциями Епископов он называет управление Церковью, совершение таинств и учительство.
В первом послании Климента Римского, приводится краткое объяснение происхождения степени Епископа.
Первый кто в своих посланиях смог описать стройную 3-степенную систему церковной иерархии был Игнатий Богоносец.
Постановления Вселенских и Поместных Соборов являются уникальными документами, которые содержат информацию по формированию основ христианской веры, историческим сведениям, и т. д. Эти документы носят нормативно-правовой характер и их действие распространялось на всю территорию Кафолической Церкви (Постановления Вселенских Соборов), или на какую-то конкретную территориальную единицу (Постановления Поместных Соборов).
Все упомянутые выше источники в той или иной мере отражают интересующий нас вопрос. Таким образом, мы имеем достаточную источниковую базу для изучения затронутой в целях и задачах проблематики.
Степень научной разработанности проблемы достаточно невысокая. Мы встречаем лишь узкий круг авторов, занимавшихся разработкой данной проблематики. В отечественной историографии имеется лишь несколько авторов, затрагивавших данную тему, и то, поверхностно не углубляясь в детали.
В зарубежной историографии вопросы разработаны несколько подробнее. Но, тем не менее, работы в основном представлены исследованиями прошлого века. В XIX в. начинают публиковать научные критически реконструкции раннехристианского периода Церкви, в которых Иерусалимская утеряла свой статус - «матери всех Церквей». Если церковная историческая традиция всегда рассматривала историю развития христианства через преемство апостолов от Иисуса, и остальных верующих от апостолов, то с появлением новой тюбингенской школы в которой была разработана теория, суть теории раскрывала биполярность источников христианского вероучения как- то: языческо-христианского («паулинизма») и иудеохристианства («петринизм»), из синтеза этих двух религиозных мировоззренческих систем во II веке появилось «ортодоксальное» христианство. В Первой половине XX века сформировалось убеждение о том, что христианство развивалось из различных источников впитывая и адаптируя их особенности под свое вероучение: так, к примеру, учёный Х. Лицманн противопоставлял иерусалимскую версию христианства «галилейскому» . Следующую интересную теорию выдвинул В. Бауэр в которой говорилось, что раннее христианство является не более чем разнообразными учениями, где утвердившаяся потом как ортодоксальная форма исповедания вера занимала не самое доминирующее положение. Поэтому часто стали часто использовать тексты, связанные с раннехристианскими сектами, ересями, чтоб максимально точно восстановить путь развития христианского учения, в частности использовалась труды авторов II-V вв., прежде всего о так называемых «назореях» и об «эбионитах». Одной их популярных теорий заключалась в том, что раннехристианские аутентичные источники, написанные на арамейском и иврите, были утеряны во время иудейских восстаний , греческие списки Нового Завета являются лишь попыткой собрать оставшиеся памятники литературы, а поэтому заранее допускают возможность ошибок, неправильного понимания текста и фрагментированность от общего контекста повествования.
После того, как были открыты рукописи Кумранских пещер, то сразу же появились труды, связанные с изучением иудейского течения ессеев. Исследователь Р. Айзенман сделал попытку сравнения Иакова Праведного (главы Иерусалимской общины христиан) с кумранским главой ессеев - «учителемправедности». Некоторые исследователи на основании рассказа Егесиппа считали Иакова Праведного альтернативным ессейским первосвященником или одним из садокидов16,17.Некоторые исследователи отрицали историчность книги Апостольских Деяний18,19, были даже те, кто отрицали даже факт существования Иерусалимской общины.
Наряду с подобной гиперкритичностью появилась и обратная тенденция: рост знаний о межзаветном иудаизме позволил ученым продемонстрировать гораздо большую, чем полагали ранее, обоснованность сведений об Иерусалимской Церкви в историческом контексте I века .
Так как среди от естественной историографии мы встречаем мало исследований по данной тематике, а зарубежная имеет большее количество авторов и их трудов, так что основную массу работ мы будем использовать, ссылаясь на западных коллег.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась на заседаниях проблемной группы «Классическая и византийская традиция» кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ», а также в рамках докладов на конференциях «Белгородский диалог - 2017», «Классическая и византийская традиция - 2017».Подготовлен ряд публикаций; одна статья опубликована в сборнике «Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции» .
Таким образом, мы проследили путь становления развития иерархической духовной лестницы и административно-территориальных институтов Иерусалимской Церкви начиная с I и по V век. Этот временной промежуток нам был интересен тем, что он был насыщен максимально событиями, которые повлияли на ход истории и формирования Иерусалимской Церкви.
На первом этапе работы мы проследили как зарождалась иерусалимская община христиан, как формировался институт священнослужителей и церковнослужителей. Каким образом из иерархической структуры Церкви выделился такая духовная ступень как - епископ. Насколько была важна эта ступень, как она трансформировалась в ходе истории. Эта ступень интересна нам тем, что именно титул епископа в последствии своего исторического генезиса был выделен среди остальных чинов, и получил права и обязанности намного больше обычного пресвитера.
Благодаря различным историческим источникам и исследованиям учёных, мы можем постараться восстановить события, происходившие на тот момент в Палестине, что помогает более полно раскрыть картину происходивших событий.
На втором этапе нашей работы, мы оценивали по историческим периодам этапы развития территориальных владений Иерусалимской Церкви. В частности, в первые три века, мы видим, что Церковь развивалась в тяжелых условиях из-за постоянного внешнего прессинга. Иудейские восстания, которые повлекли за собой разрушение Иерусалима, и бегство христианской общины в городе Пелла, погромы со стороны языческого населения проводившихся с молчаливого согласия светских властей. Гонения, организованные римскими властями, также вложили немалый вклад в попытках уничтожения христианства, и всего, что с ним связано. Но эти события только укрепляли веру христиан, что мотивировало их идти на проповедь в другие города и страны, что в последствии способствовало укреплению и увеличению территориальных размеров патриархата.
Также на втором этапе мы рассматриваем второй временной промежуток с IV по У века, которые примечательны тем, что в этот исторический этап Церкви, она из гонимого учения, становиться официальной государственной религией. Начинает провялятся интерес к Иерусалиму, как к месту в которых зародилась сама вера, и происходили события, описанные в Евангелиях. В это же время начинается эпоха Вселенских Соборов, в которых Иерусалимская Церковь принимает активное участие, а община старается наверстать упущенное за годы гонений и скитаний по другим городам.
Сложность в данном исследовании составляет то, что, малое количество источников, которые могли бы точно отразить реальные географические границы Иерусалимской Церкви на её различных исторических этапах. Найти сведения по данному вопросу мы можем или в постановлениях Вселенских Соборов (как пример наделения Иерусалимской Церкви титулом патриархии), на Поместных и Архиерейских Соборах, решались вопросы локального характера, от которых тоже могло зависеть территориальные рамки епархий, размещение тех или иных приходов (размещение храма на территории принадлежавшей секте самаритян на горе Гризим) и т.д.
К середине V века Палестина получает титул патриархии, и под её каноничное управление подпадают новые территории, плюс приложенные усилия императором Константином и Феодосием I в плане развития паломничества в эти земли, даёт небывалый старт для развития Иерусалимской Церкви.
История формирования иерархии всей Церкви, её административно - территориальных единиц и институтов, всё это было сформировано на фундаменте раннехристианской общины иерусалимских христиан. Которая в последствии заняла почетное место среди пяти патриархатов, и получила название «Матерь Церквей».
1. Деяния Святых апостолов. Новый Завет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://manuscript-bible.ru/index.htm, (дата обращения: 23 мая 2017).
2. Евангелие от Матфея. Новый Завет [Электронный ресурс]. — Ре-жим доступа: http://manuscript-bible.ru/index.htm, (дата обращения: 21 мая 2017) .
3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Ввод. ст., коммент., библиогр. список и указатели И.В. Кривушина. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. — 545 с.
4. Иосиф Флавий. Иудейская Война [Подгот. текста, предисл., с. 3-28, и примеч. К. А. Ревяко, В. А. Федосика]. — Минск: Беларусь, 1991. — 511 с.
5. Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. — М., Синодальная типография, 1893. — 822 с.
6. Кумранские рукописи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biblia.org.ua/apokrif/kumran/shtml.htm, (дата обращения: 16 апреля
2018) .
7. Первое послание к Тимофею. Новый Завет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://manuscript-bible.ru/index.htm, (дата обращения: 24 мая 2017).
8. Послание к Титу. Новый Завет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://manuscript-bible.ru/index.htm, (дата обращения: 28 мая 2017).
9. Первое послание апостола Петра. Новый Завет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://manuscript-bible.ru/index.htm, (дата обращения: 29 мая 2017).
10. Архиепископ Петр (Л'Юилье). Правила Первых четырех Вселенских Соборов/ Авториз. пер. с франц.; под ред. прот. Владислава Цыпина. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 528 с.
11. Послание к Магнезийцам. Послания Игнатия Богоносца / Памятники древней христианской письменности, т. II. Писания мужей Апостольских. — М., 1860. - С. 373—430.
12. Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объ- ясн.: И. В. Помяловский. - СПб., 1889 (ИИС; Т. 7. Вып. 2(20)).
13. Два окружных послания св. Климента Римскаго о девстве, или К девственникам и девственницам. — ТКДА, Киев, 1869. -С.202-227.
14. Сборник палестинской и сирийской агиологии / Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс, пер.: В. В. Латышев. - СПб., 1907 (ИПС; T. 19. Вып. 3(57)).
15. Тертуллиан. Об отводе возражений еретиков [Depraescriptionehaere- ticorum] // Тертуллиан. Сочинения. - М.: Прогресс-Культура, 1994. — 442 с.
Исследования
1. Блохин В. С. История поместных Православных Церквей. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004.- 244 с.
2. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Том 4. — СПб.: Аксион эстин, 2006. — 599 с.
3. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 928 с.
4. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. - М.: Протестант, 1992. — 279 с.
5. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. — 443 с.
6. Архиепископ Петр (Л'Юилъе). Правила Первых четырех Вселенских Соборов / Авториз. пер. с франц.; под ред. прот. Владислава Цыпина. - М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 528 с.
7. Муравъев А. Н. История св. града Иерусалима от времен апостольских и до наших. - СПб., 1844. Ч. 1. - 796с.
8. Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века.
- Сергиев Посад, 1909. - 490 с.
9. Остроумов М.А. Введение в православное церковное право. — Харьков, 1893. - 695 с.
10. Пигулевская Н. В. Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху // Она же. Ближний Восток, Византия, славяне. Л., 1976. - С. 94-110.
11. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Издательство политической литературы, 1988. - 412 с.
12. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. В 2 т.
— М., 1994. - 463 с.
13. Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв.: Ист.- прав. очерк // ВВ. 1917. Т. 22 (1915/1916). Вып. 3/4. С. 193-252.
14. Робертсон,Рональд. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник. — СПб., 1999. - 191 с.
15. Флоровский П.ВосточныеотцыШв. - Париж, 1922. - 422 с.
16. Цыпин В., протоиерей. Курс Церковного права. - Клин: Христиан-ская жизнь, 2002. — 273 с.
17. Abel F.-M. Geographic de la Palestine. - P., 1933-1938. 2 vol.
18. Abel F.-M. Histoire de la Palestine. - P., 1952. - 786 р.
19. Acquaviva G. La chiesa-madre di Gerusalemme. - Casale Monferrato,
2002. - 444 р.
20. Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Arc-haeology. - Jerusalem, 1971. - 654 р.
21. Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development and Meaning of Stational Liturgy. - R., 1987. - 674 р.
22. Bidez J., Parmentier L. La tradition manuscrite de la Vie de St. Theo- dose par Theodore, d'apres le Patmiacus 273 // BZ. 1897. Bd. 6. - S. 357-374.
23. Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Pa-lestine (314-631). - Oxf., 1994. - 322 р.
24. Cerfaux L. La premiere communaute chretienne a Jerusalem // EThL. 1939. Vol. 16.- Р. 14-56.
25. Clark E. A. The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. - Princeton, 1993.- 443 p.
26. Couret A. La Palestine sous les empereurs grecs, 326-636. - Grenoble, 1869.- 233 p.
27. Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. - Munster, 1899. - 455 S.
28. Eck W. Rom und Judaea: Funf Vortrage zur romischen Herrschaft in Palastina. - Tub., 2007.- 543 p.
29. Ehrhardt A. Apostolic Succession in the First Two Centuries of the Church. - L., 1953.- 483 p.
30. Goulder M. D. A Tale of Two Missions. - L., 1994.- 555 p.
31. Grant R. M. Eusebius as Church Historian. - Oxf., 1980. - 432 p.
32. Hill C. C. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church. - Minneapolis, 1992.- 763 p.
33. Honigmann E. Juvenal of Jerusalem // DOP. 1950. Vol. 5. - P. 209¬279.
34. Horbury W. Beginnings of Christianity in the Holy Land // Christians and Christianity in the Holy Land: From Origins to the Latin Kingdom / Ed. Ora Limor, G. S. Stroumsa. - Turnhout, 2006. - Р. 112-133.
35. Kalavrezou I. Helping Hands for the Empire: Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court // Byzantine Court Culture (829-1204). - Wash., 1997. - P. 53-79.
36. Koester C. The Origin and Significance of the Flight to Pella Tradition // CBQ. 1989. Vol. 51. N 1. - P. 90-106.
37. Kohlmeyer E., Stauffer E. Zum Kalifat des Jacobus // ZRG. 1952. Bd.
4. N 3. - Р. 453-466.
38. Ludemann G. The Successors of Pre-70 Jerusalem Christianity: A Crit. Evaluation of the Pella Tradition // Jewish and Christian Self-Definition / Ed. E. P. Sanders. - Phil., 1980. Vol. 1. - Р. 133-166.
39. Macguckin, George. E. The Orthodox Church: an introduction to its history, doctrine and spiritual culture. - Oxford: Blackwell Publishing, 2008.- 456 P.
40. Miller M. P. «Beginning from Jerusalem...»: Re-examining Canon and Consensus // J. of Higher Criticism. Montclair, 1995. Vol. 2/1. - Р. 22-44.
41. Mitchell A. C. The Social Function of Friendship in Acts 2. 44-47 and
4. 32-37 // JBL. 1992. Vol. 111. - Р. 12-19.
42. Moreland M. The Jerusalem Community in Acts: Mythmaking and the Sociorhetorical Functions of a Lukan Setting // Contextualizing Acts: Lukan Narrative and Greco-Roman Discourse / Ed. T. Penner, C. Vander Stichele. - At-lanta, 2003. - P. 285-310.
43. Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. - Bonn, 1970.- 569 p.
44. Reinhardt W. The Population Size of Jerusalem and the Numerical Growth of the Jerusalem Church // The Book of Acts in its Palestinian Setting / Ed. R. Bauckham. - Grand Rapids, 1995. - Р. 34-77.
45. Smith D. E. Was There a Jerusalem Church? // Foundations and Facets Forum. N. S. Bonner, 2000. Vol. 3. N 1.- Р. 67-99.
46. Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish- Christian Origins. - Oxf., 1993.- 199 p.
47. Verheyden J. The Flight of the Christians to Pella // EThL. 1990. Vol. 66. N 4. - Р. 67-78.
48. Wehnert J. Die Auswanderung der Jerusalemer Christen nach Pella - historisches Faktum oder theologische Konstruktion? // ZKG. 1991. Bd. 102. N 2. - Р. 144-166.