ПОЭТИКА РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА
|
Введение 3
Глава 1. Идейно-тематическое своеобразие рассказов А.П. Чехова 8
1.1. Тематика рассказов 8
1.2. Проблематика рассказов 17
Глава 2. Композиционные особенности рассказов А.П. Чехова 25
2.1. Композиционные особенности рассказов 25
2.2. Речевая характеристика персонажей 35
2.3. Функция детали в рассказах 51
Глава 3. Образная система рассказов А.П. Чехова 58
3.1. Образ художественного времени и пространства 58
3.2. Система образов персонажей 62
Заключение 68
Список использованной литературы
Глава 1. Идейно-тематическое своеобразие рассказов А.П. Чехова 8
1.1. Тематика рассказов 8
1.2. Проблематика рассказов 17
Глава 2. Композиционные особенности рассказов А.П. Чехова 25
2.1. Композиционные особенности рассказов 25
2.2. Речевая характеристика персонажей 35
2.3. Функция детали в рассказах 51
Глава 3. Образная система рассказов А.П. Чехова 58
3.1. Образ художественного времени и пространства 58
3.2. Система образов персонажей 62
Заключение 68
Список использованной литературы
Представление о поэтике возникло во времена древнегреческого философа Аристотеля (слово «поэтика» в переводе с греческого - «создаю», «творю»), и прошло в своей эволюции большой путь, трансформируясь, наполняясь новыми смыслами. В данной магистерской работе речь пойдёт о поэтике рассказов А.П. Чехова, который вошел в русскую литературу как замечательный мастер новых жанровых форм. Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были построены на строгом отборе жизненного материала, на использовании новых приемов сюжетосложения, новых принципов художественного повествования. Эпизодичность, фрагментарность, сюжетная незавершенность в то же время становятся не приемом, а структурным принципом чеховской прозы, особенно в зрелый период его творчества.
Повествовательная манера А.П. Чехова отличается ярким своеобразием. Писатель практически полностью отказывается от лирических отступлений или прямых высказываний, которые помогли бы сделать выводы об авторском отношении к тем или иным событиям и лицам. Его отношения к героям нигде прямо не декларируются. По мысли А.П. Чехова, выводы должен делать читатель. Однако выводы эти вытекают из того художественного материала, который осмыслен прежде всего писателем. Писатель подводит читателя к определенному восприятию тех проблем, которые поставлены в художественном произведении.
У А.П. Чехова сочетаются объективность и тенденциозность (скрытая), авторская отстраненность и оценка (обычно косвенная, однако, тем не менее, ощутимая). Иными словами, А.П. Чехов, создавая свои рассказы и повести, ориентируется на сотворчество читателей. Авторская мысль, авторская концепция находят выражение во всей художественной структуре произведения, но вовсе не «выносятся» на поверхность текста.
Вместе с тем проза А.П. Чехова, отличающаяся строгой объективностью, включает в себя и определенный эмоциональный подтекст. Для него характерен косвенный способ оценки. Так проявляется важнейшее требование эстетики А.П. Чехова: в искусстве нужна только правда.
Актуальность магистерской работы определена возрастающим интересом к проблемам поэтики художественного творчества, с одной стороны, а также необходимости нового взгляда на важные аспекты поэтики А.П. Чехова, - с другой. Кроме того, пристальный интерес к поэтике А.П. Чехова обусловлен осознанием того, что в его творчестве заложены принципы и особенности, объясняющие многое не только в литературе конца XIX — начала XX века, но и в современной литературе. По мысли Александра Кубасова, сегодня стала очевидна обманчивость простоты чеховского повествования, создающего эффект «чистой воды», когда близость «дна» оказывается иллюзорной. Длительное время в писателе видели главным образом социального критика. Должны были появиться труды С. Д. Балухатого, Н. Я. Берковского, Г. А. Бялого, М. П. Громова, А. Б. Дермана, В. Б. Катаева, В. Я. Лакшина, B. Я. Линкова, 3. С. Паперного и других исследователей, чтобы вырисовался другой А.П. Чехов — тонкий художник и глубокий мыслитель. В этой связи важно отметить и труды зарубежных исследователей - Д. Рейфилда, Е. Симмонза, Р. Хингли.
В нашей работе мы будем опираться на труды исследователей жизни и творческого наследия А.П. Чехова. В частности, В.Б. Катаев в книге «Проза Чехова: проблемы интерпретации» затрагивает вопросы
истолкования ряда произведений А.П. Чехова, а также уделяет внимание общим методологическим принципам интерпретации чеховской прозы. Обращаясь к материалу, В.Б. Катаев обнаруживает, что творчество А.П. Чехова сосредоточено на разработке особой темы - «ориентирование человека в действительности». При этом А.П. Чехов придерживается особого способа ее рассмотрения - «индивидуализации каждого отдельного случая». Основная чеховская тема, названная у В.Б. Катаева «гносеологическим углом зрения на изображенную действительность», получает подробное истолкование. Одна из главных мыслей книги в том, что герой А.П. Чехова занят осмыслением жизни, своего места в ней и выступает, таким образом, как субъект познания. А.П. Чудаков в книге «Антон Павлович Чехов» пишет об условиях, обстоятельствах, впечатлениях детства и юности, которые подготовили неповторимое художественное восприятие мира А. П. Чехова, о том, как из сотрудника юмористических журналов вырос великий писатель, открывший новую страницу в мировом искусстве. В свою очередь И.А. Гурвич в монографии «Проза Чехова: человек и действительность» ставит задачей понять, как А.П. Чехов изображает человека в его отношении к жизни, к среде, к быту, идеям времени; другими словами - выясняются принципы и особенности художественного человековедения писателя. Нельзя не отметить вклад в изучение жизни и творчества А.П. Чехова британского учёного Дональда Рейфилда, который перед тем, как написать книгу «Жизнь Антона Чехова» в течение трёх лет скрупулёзно изучал письма и другие документальные свидетельства жизни великого писателя и драматурга. Книга «Жизнь Антона Чехова» в контексте нашего исследования интересна тем, что в ней, как признался сам автор, - рассказы и пьесы А.П. Чехова затрагиваются в той мере, в какой они вытекают из событий жизни писателя или воздействуют на нее. Таким образом, биография А.П. Чехова, написанная Дональдом Рейфилдом, была полезна нам в плане поиска истоков тематики, проблематики, ответов на вопрос - почему доминируют те или иные образы.
Цель данной магистерской работы состоит в том, чтобы исследовать поэтику рассказов А.П. Чехова. Отсюда вытекают следующие задачи:
1) определить тематику и проблематику рассказов А.П. Чехова (1880- 1900гг.);
2) выявить композиционные особенности прозы писателя: специфику художественного времени и пространства, определить антропологическую парадигму прозы А.П. Чехова;
3) определить особенности чеховской образной системы повествования;
4) дать речевую характеристику персонажей рассказов А.П. Чехова;
Задачи обуславливают композицию работы и названия ее основных глав и параграфов.
Выбор материала исследования (рассказов) определяется так же основными задачами работы. В центре нашего внимания находятся рассказы А.П. Чехова 1880-1903 гг. Выбор произведений разных периодов творчества неслучаен, поскольку это важно для определения эволюции образной системы и антропологической парадигмы писателя (его представления о человеке). В магистерской работе мы не задавались целью проанализировать максимум рассказов писателя для решения перечисленных задач. Выбрав ограниченное количество произведений, мы старались с возможной скрупулезностью разобрать их.
Объект исследования - рассказы А. П. Чехова (период 1880-1903 гг.).
Предмет исследования - поэтика рассказов А.П. Чехова. Нами будут проанализированы следующие рассказы: «В море», «Смерть чиновника», «Осенью», «Дуэль», «Скрипка Ротшильда», «Лев и солнце», «Припадок», «Без заглавия», «Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «О любви», «Счастье», «Холодная кровь», «Архиерей».
Методология исследования включает - структурный метод исследования прозаического текста (композиционные особенности) и типологический метод (типология персонажей).
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в исследовании предлагается классификация героев, даётся подробная характеристика художественному времени и пространству, а также тематике и проблематике творчества писателя. С помощью анализа сюжетного построения произведений выявляется специфика конфликта, обусловливающего особенности развития тех или иных образов. В соответствии с этими особенностями выделяются типы персонажей, сущность каждого из которых определяется мерой самосознания героя, степенью его приближения к предполагаемому авторскому идеалу.
Структура магистерской работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 84 источника.
Апробация магистерской работы состоялась в рамках X международного молодёжного научного форума «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии».
Повествовательная манера А.П. Чехова отличается ярким своеобразием. Писатель практически полностью отказывается от лирических отступлений или прямых высказываний, которые помогли бы сделать выводы об авторском отношении к тем или иным событиям и лицам. Его отношения к героям нигде прямо не декларируются. По мысли А.П. Чехова, выводы должен делать читатель. Однако выводы эти вытекают из того художественного материала, который осмыслен прежде всего писателем. Писатель подводит читателя к определенному восприятию тех проблем, которые поставлены в художественном произведении.
У А.П. Чехова сочетаются объективность и тенденциозность (скрытая), авторская отстраненность и оценка (обычно косвенная, однако, тем не менее, ощутимая). Иными словами, А.П. Чехов, создавая свои рассказы и повести, ориентируется на сотворчество читателей. Авторская мысль, авторская концепция находят выражение во всей художественной структуре произведения, но вовсе не «выносятся» на поверхность текста.
Вместе с тем проза А.П. Чехова, отличающаяся строгой объективностью, включает в себя и определенный эмоциональный подтекст. Для него характерен косвенный способ оценки. Так проявляется важнейшее требование эстетики А.П. Чехова: в искусстве нужна только правда.
Актуальность магистерской работы определена возрастающим интересом к проблемам поэтики художественного творчества, с одной стороны, а также необходимости нового взгляда на важные аспекты поэтики А.П. Чехова, - с другой. Кроме того, пристальный интерес к поэтике А.П. Чехова обусловлен осознанием того, что в его творчестве заложены принципы и особенности, объясняющие многое не только в литературе конца XIX — начала XX века, но и в современной литературе. По мысли Александра Кубасова, сегодня стала очевидна обманчивость простоты чеховского повествования, создающего эффект «чистой воды», когда близость «дна» оказывается иллюзорной. Длительное время в писателе видели главным образом социального критика. Должны были появиться труды С. Д. Балухатого, Н. Я. Берковского, Г. А. Бялого, М. П. Громова, А. Б. Дермана, В. Б. Катаева, В. Я. Лакшина, B. Я. Линкова, 3. С. Паперного и других исследователей, чтобы вырисовался другой А.П. Чехов — тонкий художник и глубокий мыслитель. В этой связи важно отметить и труды зарубежных исследователей - Д. Рейфилда, Е. Симмонза, Р. Хингли.
В нашей работе мы будем опираться на труды исследователей жизни и творческого наследия А.П. Чехова. В частности, В.Б. Катаев в книге «Проза Чехова: проблемы интерпретации» затрагивает вопросы
истолкования ряда произведений А.П. Чехова, а также уделяет внимание общим методологическим принципам интерпретации чеховской прозы. Обращаясь к материалу, В.Б. Катаев обнаруживает, что творчество А.П. Чехова сосредоточено на разработке особой темы - «ориентирование человека в действительности». При этом А.П. Чехов придерживается особого способа ее рассмотрения - «индивидуализации каждого отдельного случая». Основная чеховская тема, названная у В.Б. Катаева «гносеологическим углом зрения на изображенную действительность», получает подробное истолкование. Одна из главных мыслей книги в том, что герой А.П. Чехова занят осмыслением жизни, своего места в ней и выступает, таким образом, как субъект познания. А.П. Чудаков в книге «Антон Павлович Чехов» пишет об условиях, обстоятельствах, впечатлениях детства и юности, которые подготовили неповторимое художественное восприятие мира А. П. Чехова, о том, как из сотрудника юмористических журналов вырос великий писатель, открывший новую страницу в мировом искусстве. В свою очередь И.А. Гурвич в монографии «Проза Чехова: человек и действительность» ставит задачей понять, как А.П. Чехов изображает человека в его отношении к жизни, к среде, к быту, идеям времени; другими словами - выясняются принципы и особенности художественного человековедения писателя. Нельзя не отметить вклад в изучение жизни и творчества А.П. Чехова британского учёного Дональда Рейфилда, который перед тем, как написать книгу «Жизнь Антона Чехова» в течение трёх лет скрупулёзно изучал письма и другие документальные свидетельства жизни великого писателя и драматурга. Книга «Жизнь Антона Чехова» в контексте нашего исследования интересна тем, что в ней, как признался сам автор, - рассказы и пьесы А.П. Чехова затрагиваются в той мере, в какой они вытекают из событий жизни писателя или воздействуют на нее. Таким образом, биография А.П. Чехова, написанная Дональдом Рейфилдом, была полезна нам в плане поиска истоков тематики, проблематики, ответов на вопрос - почему доминируют те или иные образы.
Цель данной магистерской работы состоит в том, чтобы исследовать поэтику рассказов А.П. Чехова. Отсюда вытекают следующие задачи:
1) определить тематику и проблематику рассказов А.П. Чехова (1880- 1900гг.);
2) выявить композиционные особенности прозы писателя: специфику художественного времени и пространства, определить антропологическую парадигму прозы А.П. Чехова;
3) определить особенности чеховской образной системы повествования;
4) дать речевую характеристику персонажей рассказов А.П. Чехова;
Задачи обуславливают композицию работы и названия ее основных глав и параграфов.
Выбор материала исследования (рассказов) определяется так же основными задачами работы. В центре нашего внимания находятся рассказы А.П. Чехова 1880-1903 гг. Выбор произведений разных периодов творчества неслучаен, поскольку это важно для определения эволюции образной системы и антропологической парадигмы писателя (его представления о человеке). В магистерской работе мы не задавались целью проанализировать максимум рассказов писателя для решения перечисленных задач. Выбрав ограниченное количество произведений, мы старались с возможной скрупулезностью разобрать их.
Объект исследования - рассказы А. П. Чехова (период 1880-1903 гг.).
Предмет исследования - поэтика рассказов А.П. Чехова. Нами будут проанализированы следующие рассказы: «В море», «Смерть чиновника», «Осенью», «Дуэль», «Скрипка Ротшильда», «Лев и солнце», «Припадок», «Без заглавия», «Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «О любви», «Счастье», «Холодная кровь», «Архиерей».
Методология исследования включает - структурный метод исследования прозаического текста (композиционные особенности) и типологический метод (типология персонажей).
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в исследовании предлагается классификация героев, даётся подробная характеристика художественному времени и пространству, а также тематике и проблематике творчества писателя. С помощью анализа сюжетного построения произведений выявляется специфика конфликта, обусловливающего особенности развития тех или иных образов. В соответствии с этими особенностями выделяются типы персонажей, сущность каждого из которых определяется мерой самосознания героя, степенью его приближения к предполагаемому авторскому идеалу.
Структура магистерской работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 84 источника.
Апробация магистерской работы состоялась в рамках X международного молодёжного научного форума «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии».
Классический период русской литературы, который ещё называют золотым веком, завершился эпохой А.П. Чехова. Он, следуя традиции предшественников, - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого развил жанр рассказа, в рамках которого стало возможным вместить человеческую жизнь. Рассказ А.П. Чехова - это эпос, воплощенный не в большой повествовательной форме, а в сравнительно краткой и очень емкой по своему эмоциональному содержанию. Поэтика писателя была объектом научных поисков таких исследователей как В.Б. Катаев, А.П. Чудаков, И.А. Гурвич, Г.П. Бердников и других учёных. Предметом исследований выступала образная система, тематика, проблематика, конфликт, психологизм, время и пространство прозы и т.д. В нашей магистерской работе с опорой на достижения учёных-литературоведов мы постарались дать характеристику таким аспектам поэтики рассказов А.П. Чехова как: тематика и проблематика, композиционные особенности рассказов, система образов, художественное время и пространство, функция детали. Для достижения целей, поставленных во введении нашей магистерской работы, мы использовали типологический и структурный методы исследования художественного текста.
Результаты исследования интересующих нас вопроса позволили сделать следующие выводы:
Во-первых, для творчества А.П. Чехова свойственно обращение к вечным темам - таким как любовь, счастье, справедливость, однако можно выделить сугубо чеховские темы - отчуждения и страха перед действительностью, безумия общественного и безумия личности, тему внутренней свободы, губительности пошлости, обывательщины и иллюзий для человека. Стоит отметить, что А.П. Чехов затрагивал и темы социального зла. К примеру, в рассказе «Холодная кровь» красной нитью 69
проходит тема повального взяточничества и равнодушия к этой беде. Среди мотивов, как не менее важных элементов художественного текста наряду с темой, необходимо выделить мотив прозрения, мотив усадьбы и сада, являющимися сквозными не только в прозаическом творчестве А.П. Чехова, но и в его драмах.
Во-вторых, исследуя проблематику, мы пришли к выводу, что А.П. Чехов в рассказах старался определить, что является для человека «футляром», что лишает его внутренней свободы и ведет к отчуждению, страху перед самой жизнью, как человек может сохранить себя, насколько губительно торжество материального над духовным, что есть подлинная интеллигентность. Для творческой манеры писателя было характерно отсутствие дидактизма, он был твердо убежден, что «вердикт» должны выносить присяжные, т.е. читатели. Очевидно, поэтому А.П. Чехов был новатором в том смысле, что читатель словно бы сам становится соавтором. Подчеркнем, что проблематику рассказов мы изучили в контексте отдельных произведений и прозаических сборников. Так, в сборнике «В сумерках» (1887) практически все персонажи выступают как носители «идей», но идей ложных, превращенных в догму, с помощью которой человек отгораживается от действительной жизни. Сборник «Хмурые люди» (1890) представил читателям тип личности в состоянии глубокого психологического кризиса. В центре сборника «Повести и рассказы» находился уже «прозревающий» человек, которые осознает свои пороки, ошибки и понимает, что через стремление к добру возможно нравственное воскресение. Отметим проблему неприкосновенности частной жизни, противостояния человека и среды, борьбы (в контексте души человека) истины и лжи.
В-третьих, А.П. Чехов был новатором с точки зрения композиции рассказов. Он отказался от вступлений, свойственных традиции И.С. Тургенева, сократив их до нескольких предложений или убрав вовсе.
Отметим принцип рассказа в рассказе, наличие эмоционального комментария-вывода и открытый финал. Лаконизм А.П. Чехова был тесно связан с мастерским использованием художественных деталей, с помощью которого образ становится более полным, рельефным. В ходе нашего исследования мы классифицировали детали и определили функции, которые они выполняют. Мы выявили детали внешности, поведения, образа жизни, а также природы и интерьера. В ходе исследовательской работы были выделены следующие функции художественной детали. Во- первых, художественная деталь используется для создания психологического портрета, помогает раскрыть внутренний мир персонажа, а также подчеркнуть его внешние особенности. Во-вторых, художественная деталь выделяет какое-либо событие, образ или явление из ряда подобных.
В рассказах А.П. Чехова немалую долю занимают диалоги, в которых представлена речевая характеристика персонажа. Речевая характеристика используется для создания образа персонажа. Исследовав речевую характеристику, мы определили морально-нравственные установки персонажей, их шкалу ценностей, уровень образованности. Отметим, что персонажа предстаёт как воплощение писательской концепции, идеи, т.е. как нечто целое, пребывающее, однако, в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности произведения как такового.
Кроме того, в нашей магистерской работе мы проанализировали образную систему рассказов А.П. Чехова. В центре внимания находился образ времени и пространства и образ героя. В рассказах представлено локальное и глобальное пространство и время. В рассказе «В море» представлено ограниченное пространство корабля, а действие рассказа «Счастье» разворачивается в степи. Основная тенденция эволюции чеховского творчества в пространственной сфере состоит в постепенном расширении поля действия. Это тесно связано с усложнением тематики, проблематики, сюжетов и увеличением объема произведений (известно, что А.П. Чехов задумывал написать роман). Время в чеховских произведениях всегда самостоятельно. Автор словно бы регулирует ход времени, придает ему меньшую или большую интенсивность, направление, определяет ориентиры, относительно которых этот временной поток проявляет себя. Так же, как и о пространстве, мы можем говорить о локальности и глобальности времени в рассказах А.П. Чехова. Об этом свидетельствует произведение «Студент», в котором автор использует прием рассказа в рассказе. Действие «здесь и сейчас» происходит на отрезке в пару часов, а включенный библейский сюжет значительно расширяет границы времени рассказа.
В нашей магистерской работе мы определили типы героев А.П. Чехова. По мнению И.А. Гурвича, на первый взгляд разноликий герой раннего этапа творчества А.П. Чехова всегда одинаков. Внутренний мир его примитивен, в нём нет ни переходов, ни подъёмов. Автор предъявляет к своему герою, маленькому человеку, в отличие от Н.В. Гоголя, видевшего в маленьком человеке жертву социальной несправедливости, категорическое нравственное требование. Таков, к примеру, Червяков из рассказа «Смерть чиновника». Однако после 1880 года в прозе писателя, в его художественной концепции наблюдается переворот, который И.А. Гурвич называет «переходом к драматической прозе». Движение от юмора к анализу, к драматическим и лирическим формам означало углубление в избранную сферу наблюдения и познания. В магистерской работе мы провели классификацию персонажей, выделив «иронический» тип, «футлярный» тип, тип «герой-приспособленец» или конформист, «прозревающий» тип героя. Венчает образную систему «активный» тип, свойственным рассказам 1900-х годов, герой «активного» типа стремится к преобразованию жизни и осмыслению себя в ней.
А.П. Чудаков писал, что у А.П. Чехова нет преимущественного внимания ни к мелочам, ни к вещам, ни к быту [Чудаков 1971: 93]. По законам его художественной системы предпочтение не может быть отдано мелкому или крупному, случайному или существенному, материальному или духовно-идеальному. Великое и малое, вневременное и сиюминутное, возвышенное и низменное — все рассматривается не как пригодное для изображения в разной степени, а как равнодостойное его. Все слито в вечном единстве и не может быть разделено.
Творчество А.П. Чехова дало картину мира адогматическую и неиерархическую, не освобожденную от побочного и случайного, равно учитывающую все стороны человеческого бытия, — картину мира в его многогранности и сложности. А.П. Чехов, проживший в 20 веке всего лишь четыре года, неотделим от литературы этого столетия. Он близок не только русскому читателю, но и зарубежному, поскольку в своих произведения (прозаических и драматических) поднимал общечеловеческие ценности; утверждал гуманизм и стремление к прекрасному, восставал против пошлости и разрушал иллюзии. По мысли Дональда Рейфилда, А.П. Чехов внес в европейскую художественную прозу по-новому осмысленную неоднозначность, плотность текста и тонкую поэтичность. Из всех русских классиков он наиболее доступен и понятен, особенно для иностранцев, — как в книгах, так и на сцене [Дональд Рейфилд 2015: 5].
Результаты исследования интересующих нас вопроса позволили сделать следующие выводы:
Во-первых, для творчества А.П. Чехова свойственно обращение к вечным темам - таким как любовь, счастье, справедливость, однако можно выделить сугубо чеховские темы - отчуждения и страха перед действительностью, безумия общественного и безумия личности, тему внутренней свободы, губительности пошлости, обывательщины и иллюзий для человека. Стоит отметить, что А.П. Чехов затрагивал и темы социального зла. К примеру, в рассказе «Холодная кровь» красной нитью 69
проходит тема повального взяточничества и равнодушия к этой беде. Среди мотивов, как не менее важных элементов художественного текста наряду с темой, необходимо выделить мотив прозрения, мотив усадьбы и сада, являющимися сквозными не только в прозаическом творчестве А.П. Чехова, но и в его драмах.
Во-вторых, исследуя проблематику, мы пришли к выводу, что А.П. Чехов в рассказах старался определить, что является для человека «футляром», что лишает его внутренней свободы и ведет к отчуждению, страху перед самой жизнью, как человек может сохранить себя, насколько губительно торжество материального над духовным, что есть подлинная интеллигентность. Для творческой манеры писателя было характерно отсутствие дидактизма, он был твердо убежден, что «вердикт» должны выносить присяжные, т.е. читатели. Очевидно, поэтому А.П. Чехов был новатором в том смысле, что читатель словно бы сам становится соавтором. Подчеркнем, что проблематику рассказов мы изучили в контексте отдельных произведений и прозаических сборников. Так, в сборнике «В сумерках» (1887) практически все персонажи выступают как носители «идей», но идей ложных, превращенных в догму, с помощью которой человек отгораживается от действительной жизни. Сборник «Хмурые люди» (1890) представил читателям тип личности в состоянии глубокого психологического кризиса. В центре сборника «Повести и рассказы» находился уже «прозревающий» человек, которые осознает свои пороки, ошибки и понимает, что через стремление к добру возможно нравственное воскресение. Отметим проблему неприкосновенности частной жизни, противостояния человека и среды, борьбы (в контексте души человека) истины и лжи.
В-третьих, А.П. Чехов был новатором с точки зрения композиции рассказов. Он отказался от вступлений, свойственных традиции И.С. Тургенева, сократив их до нескольких предложений или убрав вовсе.
Отметим принцип рассказа в рассказе, наличие эмоционального комментария-вывода и открытый финал. Лаконизм А.П. Чехова был тесно связан с мастерским использованием художественных деталей, с помощью которого образ становится более полным, рельефным. В ходе нашего исследования мы классифицировали детали и определили функции, которые они выполняют. Мы выявили детали внешности, поведения, образа жизни, а также природы и интерьера. В ходе исследовательской работы были выделены следующие функции художественной детали. Во- первых, художественная деталь используется для создания психологического портрета, помогает раскрыть внутренний мир персонажа, а также подчеркнуть его внешние особенности. Во-вторых, художественная деталь выделяет какое-либо событие, образ или явление из ряда подобных.
В рассказах А.П. Чехова немалую долю занимают диалоги, в которых представлена речевая характеристика персонажа. Речевая характеристика используется для создания образа персонажа. Исследовав речевую характеристику, мы определили морально-нравственные установки персонажей, их шкалу ценностей, уровень образованности. Отметим, что персонажа предстаёт как воплощение писательской концепции, идеи, т.е. как нечто целое, пребывающее, однако, в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности произведения как такового.
Кроме того, в нашей магистерской работе мы проанализировали образную систему рассказов А.П. Чехова. В центре внимания находился образ времени и пространства и образ героя. В рассказах представлено локальное и глобальное пространство и время. В рассказе «В море» представлено ограниченное пространство корабля, а действие рассказа «Счастье» разворачивается в степи. Основная тенденция эволюции чеховского творчества в пространственной сфере состоит в постепенном расширении поля действия. Это тесно связано с усложнением тематики, проблематики, сюжетов и увеличением объема произведений (известно, что А.П. Чехов задумывал написать роман). Время в чеховских произведениях всегда самостоятельно. Автор словно бы регулирует ход времени, придает ему меньшую или большую интенсивность, направление, определяет ориентиры, относительно которых этот временной поток проявляет себя. Так же, как и о пространстве, мы можем говорить о локальности и глобальности времени в рассказах А.П. Чехова. Об этом свидетельствует произведение «Студент», в котором автор использует прием рассказа в рассказе. Действие «здесь и сейчас» происходит на отрезке в пару часов, а включенный библейский сюжет значительно расширяет границы времени рассказа.
В нашей магистерской работе мы определили типы героев А.П. Чехова. По мнению И.А. Гурвича, на первый взгляд разноликий герой раннего этапа творчества А.П. Чехова всегда одинаков. Внутренний мир его примитивен, в нём нет ни переходов, ни подъёмов. Автор предъявляет к своему герою, маленькому человеку, в отличие от Н.В. Гоголя, видевшего в маленьком человеке жертву социальной несправедливости, категорическое нравственное требование. Таков, к примеру, Червяков из рассказа «Смерть чиновника». Однако после 1880 года в прозе писателя, в его художественной концепции наблюдается переворот, который И.А. Гурвич называет «переходом к драматической прозе». Движение от юмора к анализу, к драматическим и лирическим формам означало углубление в избранную сферу наблюдения и познания. В магистерской работе мы провели классификацию персонажей, выделив «иронический» тип, «футлярный» тип, тип «герой-приспособленец» или конформист, «прозревающий» тип героя. Венчает образную систему «активный» тип, свойственным рассказам 1900-х годов, герой «активного» типа стремится к преобразованию жизни и осмыслению себя в ней.
А.П. Чудаков писал, что у А.П. Чехова нет преимущественного внимания ни к мелочам, ни к вещам, ни к быту [Чудаков 1971: 93]. По законам его художественной системы предпочтение не может быть отдано мелкому или крупному, случайному или существенному, материальному или духовно-идеальному. Великое и малое, вневременное и сиюминутное, возвышенное и низменное — все рассматривается не как пригодное для изображения в разной степени, а как равнодостойное его. Все слито в вечном единстве и не может быть разделено.
Творчество А.П. Чехова дало картину мира адогматическую и неиерархическую, не освобожденную от побочного и случайного, равно учитывающую все стороны человеческого бытия, — картину мира в его многогранности и сложности. А.П. Чехов, проживший в 20 веке всего лишь четыре года, неотделим от литературы этого столетия. Он близок не только русскому читателю, но и зарубежному, поскольку в своих произведения (прозаических и драматических) поднимал общечеловеческие ценности; утверждал гуманизм и стремление к прекрасному, восставал против пошлости и разрушал иллюзии. По мысли Дональда Рейфилда, А.П. Чехов внес в европейскую художественную прозу по-новому осмысленную неоднозначность, плотность текста и тонкую поэтичность. Из всех русских классиков он наиболее доступен и понятен, особенно для иностранцев, — как в книгах, так и на сцене [Дональд Рейфилд 2015: 5].
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ПОЭТИКИ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Ономастикон рассказов А.П. Чехова
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - Ономастикон рассказов А.П. Чехова
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Рассказ А.П. Чехова «Ванька» в рецептивном поле художественной и сетевой литературы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ЗАГЛАВИЯ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА В АСПЕКТЕ ПЕРЕВОДА НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2023 - МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА А.П.ЧЕХОВА (ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ И СВАДЕБНЫЕ МОТИВЫ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Безэквивалентная и фоновая лексика в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Мотив нереализованного таланта в произведениях А.П. Чехова
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Метафора как средство создания комического эффекта в рассказах А. П. Чехова (Государственный Университет Просвещения)
Курсовые работы, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



