Игра, как средство формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
|
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игры как средства формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Вoзpacтныe ocoбeннocти дeтeй младшего школьного возраста 5
1.2 Понятие межличностных отношений и механизмы их фopмиpoвaния 9
1.3 Игpoвoй мeтoд в paбoтe c дeтьми младшего школьного возраста 16
Выводы по I главе: 24
Глава 2. Методическое обеспечение и организация исследования 26
2.1 Общая характеристика контингента детей младшего школьного возраста
и основные этапы экспериментальной работы 26
2.2 Методическое обеспечение исследования. Характеристика основных
методик и результатов констатирующего эксперимента 30
2.3 Организация развивающих игровых занятий по формированию
межличностных отношений 34
2.4 Анализ диагностики межличностных отношений по используемым
методикам на заключительном этапе 37
Выводы по II главе: 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игры как средства формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Вoзpacтныe ocoбeннocти дeтeй младшего школьного возраста 5
1.2 Понятие межличностных отношений и механизмы их фopмиpoвaния 9
1.3 Игpoвoй мeтoд в paбoтe c дeтьми младшего школьного возраста 16
Выводы по I главе: 24
Глава 2. Методическое обеспечение и организация исследования 26
2.1 Общая характеристика контингента детей младшего школьного возраста
и основные этапы экспериментальной работы 26
2.2 Методическое обеспечение исследования. Характеристика основных
методик и результатов констатирующего эксперимента 30
2.3 Организация развивающих игровых занятий по формированию
межличностных отношений 34
2.4 Анализ диагностики межличностных отношений по используемым
методикам на заключительном этапе 37
Выводы по II главе: 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время использование игр на уроках прочно вошло в практику обучения школьников. Нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не используют игры, как средство формирования межличностных отношений. Содержанием
межличностных отношений является общение. Младший школьник стремится занять определённое место в группе сверстников. В это время важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Самым лучшим периодом для развития межличностных отношений является младший школьный возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Все это позволяет сформулировать противоречие: между
необходимостью формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
вoзpacтных ocoбeннocтей дeтeй младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста.
3) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
4) Экспериментально проверить эффективность психолого -
педагогических условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения
отечественных психологов Светловская Н.Н., Кларина М.В., Дубровина И.В, ДобринскаяЕ.Е.о взаимоотношениях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий.
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» Ново- Савиновского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр, включающие в себя: учет
индивидуально-психологических и вoзpacтных особенностей детей младшего школьного возраста; отбор диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими; осуществление своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
межличностных отношений является общение. Младший школьник стремится занять определённое место в группе сверстников. В это время важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Самым лучшим периодом для развития межличностных отношений является младший школьный возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Все это позволяет сформулировать противоречие: между
необходимостью формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
вoзpacтных ocoбeннocтей дeтeй младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста.
3) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
4) Экспериментально проверить эффективность психолого -
педагогических условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения
отечественных психологов Светловская Н.Н., Кларина М.В., Дубровина И.В, ДобринскаяЕ.Е.о взаимоотношениях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий.
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» Ново- Савиновского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр, включающие в себя: учет
индивидуально-психологических и вoзpacтных особенностей детей младшего школьного возраста; отбор диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими; осуществление своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
В нашей дипломной работе выявлена теоретическая сущность межличностных отношений младших школьников. Совокупность связей, которые складываются между людьми в виде чувств, суждений и обращений друг к другу, называются межличностные отношениями. [39] Также, межличностными отношениями называют осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения имеют много различных механизмов, без которых невозможно существование. Основой межличностных отношений являются различные эмоциональные состояния людей, которые взаимодействуют друг с другом, а также, их психологические особенности.
Эмоциональность восприятия характерна для познавательной деятельности младших школьников. Дети рады книжкам с картинкам, наглядным пособиям, шуткам учителей. Младшие школьники находятся во власти яркого факта. У детей возникают образы на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки.
Игры являются ведущим средством адаптации ребенка к новым требованиям, при этом обеспечивает хорошее самочувствие ребенка. Правильное введение игровых занятий в режим дня ребенка позволяет снимать напряжение в ходе учебного дня, а также создает предпосылки их нравственного восприятия. Введение игровых элементов также приводит к творческому развитию через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде,
свободной игре, художественном творчестве. [26]
Игровая деятельность и игровые методы тесно взаимодействуют друг с другом и помогают ребенку включиться в учебный процесс. Игры используются системно и способствуют развитию у детей помимо мышления, памяти и внимания, также способностей анализировать и синтезировать информацию, развивать конструктивные умения, воспитывать у детей наблюдательность, самопроверку, доводить свою работу от начала до конца. Игра благоприятно воздействует на ребенка, повышая познавательный интерес и активность. [40]
Нами было проведено исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов во 2 «Б» классе 8 гимназии г.Казани. В ходе исследования использовались следующие методики:Дж.Морено «Социометрия», методика срезов Т.Репиной «Актометрия». После анализа всех результатов, мы сделали вывод, что ученики нуждаются в помощи со стороны педагога. В данном классе нарушено взаимопонимание, дети неадекватно реагируют друг на друга, не воспринимают слова всерьёз, проявляют отрицательные чувства ко многим одноклассникам. Эта ситуация вызвана тем, что ученики не могут общаться друг с другом, не могут находить общий язык. Дети не видят в себе плохих черт, они считают, что во всем виноват собеседник. Они видят проблему только в других.
Исходя из всего этого, мы пришли к мнению, что в классе необходимо провести коррекционную работу. У детей этого класса нарушены межличностные отношения друг с другом. Трудности в межличностных отношениях, зафиксированные в младшем школьном возрасте, могут в дальнейшем сказаться на познавательной и личностной сферах.
После проведения этих занятий, межличностные отношения заметно улучшились, улучшилась и атмосфера класса, стала более благоприятной. Дети научились понимать эмоции друг друга, идти на уступки. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате контрольного этапа. Исчезло количество детей, которых не принимали в классе. Теперь, начали все общаться друг с другом.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, была оправдана. Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с помощью игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
возрастныхособенностейдетей младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Эмоциональность восприятия характерна для познавательной деятельности младших школьников. Дети рады книжкам с картинкам, наглядным пособиям, шуткам учителей. Младшие школьники находятся во власти яркого факта. У детей возникают образы на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки.
Игры являются ведущим средством адаптации ребенка к новым требованиям, при этом обеспечивает хорошее самочувствие ребенка. Правильное введение игровых занятий в режим дня ребенка позволяет снимать напряжение в ходе учебного дня, а также создает предпосылки их нравственного восприятия. Введение игровых элементов также приводит к творческому развитию через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде,
свободной игре, художественном творчестве. [26]
Игровая деятельность и игровые методы тесно взаимодействуют друг с другом и помогают ребенку включиться в учебный процесс. Игры используются системно и способствуют развитию у детей помимо мышления, памяти и внимания, также способностей анализировать и синтезировать информацию, развивать конструктивные умения, воспитывать у детей наблюдательность, самопроверку, доводить свою работу от начала до конца. Игра благоприятно воздействует на ребенка, повышая познавательный интерес и активность. [40]
Нами было проведено исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов во 2 «Б» классе 8 гимназии г.Казани. В ходе исследования использовались следующие методики:Дж.Морено «Социометрия», методика срезов Т.Репиной «Актометрия». После анализа всех результатов, мы сделали вывод, что ученики нуждаются в помощи со стороны педагога. В данном классе нарушено взаимопонимание, дети неадекватно реагируют друг на друга, не воспринимают слова всерьёз, проявляют отрицательные чувства ко многим одноклассникам. Эта ситуация вызвана тем, что ученики не могут общаться друг с другом, не могут находить общий язык. Дети не видят в себе плохих черт, они считают, что во всем виноват собеседник. Они видят проблему только в других.
Исходя из всего этого, мы пришли к мнению, что в классе необходимо провести коррекционную работу. У детей этого класса нарушены межличностные отношения друг с другом. Трудности в межличностных отношениях, зафиксированные в младшем школьном возрасте, могут в дальнейшем сказаться на познавательной и личностной сферах.
После проведения этих занятий, межличностные отношения заметно улучшились, улучшилась и атмосфера класса, стала более благоприятной. Дети научились понимать эмоции друг друга, идти на уступки. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате контрольного этапа. Исчезло количество детей, которых не принимали в классе. Теперь, начали все общаться друг с другом.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, была оправдана. Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с помощью игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
возрастныхособенностейдетей младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Подобные работы
- Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Игровой тренинг в развитии межличностных отношений детей
младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Игровая деятельность как средство развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ
В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая характеристика межличностных отношений младших дошкольников в сюжетно-ролевой игре (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



