Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра, как средство формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

Работа №62831

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игры как средства формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Вoзpacтныe ocoбeннocти дeтeй младшего школьного возраста 5
1.2 Понятие межличностных отношений и механизмы их фopмиpoвaния 9
1.3 Игpoвoй мeтoд в paбoтe c дeтьми младшего школьного возраста 16
Выводы по I главе: 24
Глава 2. Методическое обеспечение и организация исследования 26
2.1 Общая характеристика контингента детей младшего школьного возраста
и основные этапы экспериментальной работы 26
2.2 Методическое обеспечение исследования. Характеристика основных
методик и результатов констатирующего эксперимента 30
2.3 Организация развивающих игровых занятий по формированию
межличностных отношений 34
2.4 Анализ диагностики межличностных отношений по используемым
методикам на заключительном этапе 37
Выводы по II главе: 42
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время использование игр на уроках прочно вошло в практику обучения школьников. Нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не используют игры, как средство формирования межличностных отношений. Содержанием
межличностных отношений является общение. Младший школьник стремится занять определённое место в группе сверстников. В это время важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Самым лучшим периодом для развития межличностных отношений является младший школьный возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Все это позволяет сформулировать противоречие: между
необходимостью формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
вoзpacтных ocoбeннocтей дeтeй младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста.
3) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
4) Экспериментально проверить эффективность психолого -
педагогических условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения
отечественных психологов Светловская Н.Н., Кларина М.В., Дубровина И.В, ДобринскаяЕ.Е.о взаимоотношениях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий.
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91» Ново- Савиновского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр, включающие в себя: учет
индивидуально-психологических и вoзpacтных особенностей детей младшего школьного возраста; отбор диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими; осуществление своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей дипломной работе выявлена теоретическая сущность межличностных отношений младших школьников. Совокупность связей, которые складываются между людьми в виде чувств, суждений и обращений друг к другу, называются межличностные отношениями. [39] Также, межличностными отношениями называют осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения имеют много различных механизмов, без которых невозможно существование. Основой межличностных отношений являются различные эмоциональные состояния людей, которые взаимодействуют друг с другом, а также, их психологические особенности.
Эмоциональность восприятия характерна для познавательной деятельности младших школьников. Дети рады книжкам с картинкам, наглядным пособиям, шуткам учителей. Младшие школьники находятся во власти яркого факта. У детей возникают образы на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки.
Игры являются ведущим средством адаптации ребенка к новым требованиям, при этом обеспечивает хорошее самочувствие ребенка. Правильное введение игровых занятий в режим дня ребенка позволяет снимать напряжение в ходе учебного дня, а также создает предпосылки их нравственного восприятия. Введение игровых элементов также приводит к творческому развитию через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде,
свободной игре, художественном творчестве. [26]
Игровая деятельность и игровые методы тесно взаимодействуют друг с другом и помогают ребенку включиться в учебный процесс. Игры используются системно и способствуют развитию у детей помимо мышления, памяти и внимания, также способностей анализировать и синтезировать информацию, развивать конструктивные умения, воспитывать у детей наблюдательность, самопроверку, доводить свою работу от начала до конца. Игра благоприятно воздействует на ребенка, повышая познавательный интерес и активность. [40]
Нами было проведено исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов во 2 «Б» классе 8 гимназии г.Казани. В ходе исследования использовались следующие методики:Дж.Морено «Социометрия», методика срезов Т.Репиной «Актометрия». После анализа всех результатов, мы сделали вывод, что ученики нуждаются в помощи со стороны педагога. В данном классе нарушено взаимопонимание, дети неадекватно реагируют друг на друга, не воспринимают слова всерьёз, проявляют отрицательные чувства ко многим одноклассникам. Эта ситуация вызвана тем, что ученики не могут общаться друг с другом, не могут находить общий язык. Дети не видят в себе плохих черт, они считают, что во всем виноват собеседник. Они видят проблему только в других.
Исходя из всего этого, мы пришли к мнению, что в классе необходимо провести коррекционную работу. У детей этого класса нарушены межличностные отношения друг с другом. Трудности в межличностных отношениях, зафиксированные в младшем школьном возрасте, могут в дальнейшем сказаться на познавательной и личностной сферах.
После проведения этих занятий, межличностные отношения заметно улучшились, улучшилась и атмосфера класса, стала более благоприятной. Дети научились понимать эмоции друг друга, идти на уступки. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате контрольного этапа. Исчезло количество детей, которых не принимали в классе. Теперь, начали все общаться друг с другом.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, была оправдана. Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с помощью игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и
возрастныхособенностейдетей младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.



1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000.
- №7. - М. - С.16 - 19.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -
3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989. - 256 с.
4. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
5. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2003
6. Бакина М. Современные дети, современные игры //- 2005. - №4. - М. - С.58 - 61.
7. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
8. Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. - 2002, №40. 1.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968
10. Болонский П.П. Педология М., 1934
11. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
12. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. - 2002. - №3. - М. - С.25 - 28.
13. Волина В.В. Игра - дело серьезное. - С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», ООО «Зенит», 1999.
14. Всеволодовский-Гернгросс В.Н. Игры народов СССР: Сборник материалов. - М.; Л., 1933
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. («Библиотека всемирной психологии»)
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1987.
17. Головин С. Ю. Словарь практического психолога[Электронный ресурс]
- режим доступа www.koob.ru2.
18. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М. - Просвещение, 1979. - 289 с.
19. Демина М.А. Задачи в стихах // Начальная школа. 2009, №2
20. Добринская Е., Соколов Э. Свободное время и развитие личности. - Л., 1987
21. Дубровина И.ВПрактическая психология образования / Под редакцией. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ’’Сфера”, 1997.
22. Журавлева А. Л.Учебное пособие для вузов Под редакцией Москва ,
2002, с 692.
23. Захарова Т., Лежнева Г. Начальная школа как составная часть воспитательной системы // Воспитание школьников. - 2003. - №8. - М.
- С. 6 - 8.
24. Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - №5.
- М. - С.45 - 59.
25. Князева С.И. Как провести устный счет // Начальная школа. 2009,№5
26. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
27. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - Спб.: Речь,
2003.
28. Кристиане Ян Игра в процессе обучения // Советская педагогика. 1988, №4
29. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
30. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001;
31. Куприянов Б. Шесть граней ролевой игры // Народное образование. 2009, №1
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - С-Пб. - Речь, 2001. - 156 с.
33. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. - М., 1985
34. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
36. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
37. Разумный В. Эстетическое воспитание. - М., 1969
38. Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с. 4.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946
41. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение. - М., 1977
42. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8
43. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с. - С. 27-28. 4.
44. Фролова Л.А., Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. // Начальная школа, 2009, №10
45. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с. 5.
46. Хелен С.К. Учебник: Социальная психология - Учебное пособие, 2005
47.Челдышова Н.Б Шпаргалка по социальной психологии, 2014 г.. 36-37 стр. 6.
48.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.
Давыдова и В.В. Зинченко. - М., 1989
49.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978.
50.Янковская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод.пособие для учителей и воспитателей. М., «Просвещение», 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ