Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Имена прилагательные с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк в современном русском языке: когнитивно-прагматический аспект

Работа №62826

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2 Когнитивный и прагматический подход к описанию имён прилагательных
3. Особенности словообразования русских прилагательных
Вывод
ГЛАВА II. ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИКО-
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ -ОВАТ/-ЕВАТ, -ОНЬК/-ЕНЬК
2.1 Тематические группы прилагательных с суффиксами
-оват/-еват, -оньк/-еньк
2.2. Когнитивно-прагматические характеристики прилагательных с
суффиксами -оват и -еват
2.3 Когнитивно-прагматические характеристики прилагательных с
суффиксами -оньк/-еньк
Вывод
2.4 Когнитивно-прагматические характеристики парных прилагательных с
суффиксами -оват и -оньк
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современной лингвистике когнитивно-прагматический подход к описанию языка обусловлен тем, что язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя», он предстает в новой парадигме с позиции его участия в познавательной и коммуникативной деятельности человека [Маслова, 2004: 4].
Современная лингвистическая наука учитывает, что результаты
познавательной деятельности человека во многом зависят от таких прагматических параметров, как социальный, профессиональный статус говорящих, их возраст, пол и этническая принадлежность и т.д. [Заботкина, 1999: 6]. Соответственно знания, используемые при понимании языковых явлений, не являются лишь знаниями о языке, но одновременно представляют собой знания о мире, о социальном контексте, о принципах речевого общения, об адресате, т.е. те фоновые знания, который являются объектами когнитивной лингвистики [Маслова, 2004: 4].
Среди средств выражения оценочной семантики, прилагательные с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк занимают особое место как с точки зрения прагматических стилистических ресурсов языка, так и с точки зрения выражения когнитивных отношений говорящих к субъекту речи [Белова, 2010: 359]. Известно, что суффиксы -оват/-еват, -оньк/-еньк могут передавать самые разные оттенки субъективной оценки говорящего и одновременно служить средством объективно-логического различия, добавляя определяемому эмоциональный оттенок, с которыми связано воплощение идей говорящих и меткие характеристика объекта [Трофимкина, 1993: 210].
Наблюдения свидетельствуют, что употребление прилагательных с данными суффиксами характерно как для литературного, так и для научного стилей речи. Например, «Она хозяйка иконописной мастерской - тоже пьяненькая каждый день» [М. Горький,www.ruscorpora.ru]; Йодноватый ангидрид проявляет окислительные свойства, а при нагревании выше 300°С распадается на йод и кислород [Н.Л. Глинка, www.ruscorpora.ru].
Для успешного описания русского языка как иностранного и формирования у иностранного обучаемого адекватного с носителями языка когнитивного речевого пространства, включающего прагматику интенций носителей языка, нео бходим прагматический и когнитивный анализ частотных в речи носителей русского языка прилагательных с суффиксам - оват/-еват, -оньк/-еньк, что определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются прилагательные с суффиксами -оват/- еват, -оньк/-еньк, зафиксированные в «Грамматическом словаре русского языка» [Зализняк, 1977].
Предмет исследования - представленные в словосочетаниях и предложениях прилагательные с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк.
Гипотеза исследования: прилагательные с суффиксами -оват/-еват, - оньк/-еньк дифференцированно используются говорящим для выражения интенций и субъективной оценки характеризуемых объектов и явлений.
Цель исследования — опираясь на тематический и лексико- семантический принцип классификации ЛЕ, выявить и описать дифференциальные характеристики прилагательных с суффиксами -оват/- еват, -оньк/-еньк.
Задачи исследования:
• представить теоретическую базу исследования;
• выявить и описать дифференциальные характеристики групп и подгрупп прилагательных с суффиксами -оват/-еват и -оньк/-еньк;
• определить дифференциальные характеристики прилагательных с суффиксами -оват/-еват и -оньк/-еньк;
• определить прагматический потенциал прилагательных с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк;
• выявить речевые функции прилагательных с суффиксами -оват/- еват, -оньк/-еньк.
Методы исследования: в работе нашли применение описательный метод, словообразовательный метод, метод сплошной выборки из словарей, метод целенаправленной выборки из «Национального корпуса русского языка», метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа и статистический метод.
Материал исследования: лексикон прилагательных с суффиксами - оват/-еват, -оньк/-еньк «Грамматического словаря русского языка» [Зализняк А.А., 1977]; словосочетания с данными прилагательными, представленные в Интернет-ресурсах и «Национальном корпусе русского языка».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Корпус прилагательных с суффиксами -оват/-еват и -оньк/-еньк, представленный в «Грамматическом словаре русского языка», представляет собой тематически и лексико-семантическое организованное подпро странство лексических средств, которым соответствует сочетаемость с определёнными существительными;
2. Семантика производящего прилагательного оказывает влияние на с ем антику производного в согласии с принципом обратной пропорциональности: отрицательная семантика — изменяется в положительную сторону, а положительная — в отрицательную;
3. прилагательные с суффиксами -оват/-еват и -оньк/-еньк образуют прагматически обусловленную подсистему коннотативных средств в когнитивном поле русской языковой картины мира;
Научная новизна: Выделены лексико-тематические и лексико- семантиче ские группы прилагательных с суффиксами -оват/-еват и -оньк/- еньк, описаны их функции с позиций прагматики говорящего, определено их место в когнитивном пространстве русской языковой картины мира и в учебном процессе РКИ.
Теоретическая значимость работы состоит в выявлении тематических и лексико-семантических групп прилагательных с суффиксами -оват/-еват и - оньк/-еньк, определению потенциала их сочетаемости с существительными, в описании случаев метафорического переноса и предикативной функции данных прилагательных.
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов исследования в подготовке работ, посвященных изучению и преподаванию прилагательных с суффиксами -оват/-еват, -оньк/- еньк в русской и иноязычной аудитории. Полученные результаты могут
служить основой при изучении прагматики разговорной речи, коннотативных особенностей данных прилагательных в практике РКИ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выполненном исследовании нашла подтверждение гипотеза о том, что прилагательные с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк дифференцированно используются говорящим для выражения интенций и субъективной оценки характеризуемых объектов и явлений.
При анализе корпуса данных прилагательных (348 ЛЕ) выявлены и описаны шесть лексико-тематических групп прилагательных с суффиксами - оват/-еват, -оньк/-еньк: «внешность человека», «цвет», «качества объекта по вкусу и запаху», «характеристики объекта по размеру и образу», «качественное свойство человека», «термины научного мира».
Детально описана тематическая группа прилагательных с суффиксами - оват/-еват, -оньк/-еньк, которая отражает «качественные свойства человека» и является наиболее многочисленной по со ставу лексиче ских единиц. Проведенный анализ позволил увидеть закономерности следующего порядка:
1) Прилагательные с суффиксами -оват/-еват, -оньк/-еньк дифференцированы по шкале оценочности: на лексико-семантическую группу со отрицательным значением, лексико-семантическую группу с положительным значением и лексико-семантическую группу, которую можно рассматривать как «переходную», т.е. в зависимости от контекста и ситуации имеет положительную и отрицательную оценку.
2) Прилагательные с суффиксами -оват/-еват используются в речи говорящего как лексемы с двухзначной семантикой: уменьшение или увеличение негативного качества определяется ситуацией и контекстом, точно выражая намерение (интенцию) автора высказывания.
3) прилагательные с суффиксами -оньк, -еньк используются для образования прилагательных, в которых проявляется уменьшение или усиление признака производящего слова, определяемое не только намерениями говорящего, но и конкретной речевой ситуацией.
4) Прилагательные с суффиксом -оват/-еват и прилагательные с суффиксом -оньк/-еньк могут употребляться в функции метафор, что, на наш взгляд, свидетельствует о расширенной когнитивной составляющей прилагательных. А также о том, что говорящий, при выражении тех или иных интенций, осознанно выбирает и использует эти лексические единицы как средства субъективной модальности.
5) Установлено, что восемь из девяноста одного прилагательного с суффиксами -оват и -еньк имеют тождественную производящую основу и могут иметь тождественное определяемое, но разграничиваются по интенсивности определяемого признака и выражаемой интенции говорящего.
Описанные речевые функции прилагательных с суффиксами -оват/-еват и -оньк/-еньк, ограниченные в нашем исследовании синтаксическими рамками предложений и высказываний, интересны для анализа их функционирования в дискурсе и тексте. Представляется, что наблюдаемые закономерности свойственны прилагательным всех выделенных тематических групп, однако в дальнейшем требуется подробное описание этих групп.
Мы полагаем, что результаты выполненного исследования могут служить основой для создания учебных узусов при изучении имён прилагательных в иноязычной аудитории, как на этапе изучения языка, так и на этапе подготовки преподавателей русистов, в том числе и китайцев.



1. Алексеева Е.В. Новообразования-прилагательные: морфологический способ [Текст] // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.- 2010.- №57.- С. 4-6.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс [Текст] // Теория метафоры / Общ. ред. Н.Д.Арутюнова, М.А.Журинская.- М.: Прогресс,1990.- С. 5-32.
3. Арутюнова Н. Д. Метафора [Текст] // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева.- 2-е изд.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С.136-137.
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человек [Текст]. - М: Язык русской культуры, 1999. - 896с.
5. Белова, Н. Н. Прагматический потенциал имени прилагательного в языке СМИ [Текст] // Поэтика и фоностилистика : бриковский сборник. Вып. 1.: Материалы международной научной конференции "1-е Бриковские чтения: Поэтика и фоностилистика", Московский гос. ун-т, Москва, 10-12 февраля 2010 г. / Московский гос. ун-т печати им. И. Федорова, Каф. русского языка и стилистики, Рос. АН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова; [отв. ред. Г. В. Векшин]. - М. : МГУП, 2010. - С. 358-363.
6. Блэк М. Метафора [Текст] // Теория метафоры / Общ. ред.
Н.Д.Арутюнова, М.А.Журинская.- М.: Прогресс,1990.- С. 153-172.
7. Борисенкова, Л. М. Морфологическая и семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале немецкого языка) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.04 / Л.М.Борисенкова; [Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбова]. - Нижний Новгород, 2010. - 39 с.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А.Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М., 1947. — 785 с.
10. Винокур, О. Г. Заметки по русскому словообразованию [Текст] / О. Г. Винокур // Общее языкознание. Хрестоматия / Под ред. А. Е. Супруна. - Минск, 1976. - С. 273 - 288.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст]/ Л.С.Выготский.— М.: Педагогика, 1982.— С. 5-361.
12. Даниленко Л.П. Употребление прилагательных в составе сказуемого (сборник упражнений) [Текст] / Л.П. Даниленко. - Л., 1968. — С. 43-71.
13. Евсеева, И.В. Комплексные единицы русского словообразования : когнитивный подход [Текст] / И. В. Евсеева. - М. : Книжный дом "Либроком" : URSS, 2012. - 310 с.
14. Заботкина В.И. Когнитивно-прагматический подход к неологии [Текст] // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований: сб. науч. трудов / Калинингр. ун-т; отв. ред. В.И.Заботкина. - Калининград, 1999. — С. 4-34.
15. Заботкина, В. И. Слово и смысл [Текст] / В. И. Заботкина ; [Рос. гос. гуманит. ун-т]. - М. : РГГУ, 2012. - 432 с.
16. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис [Текст]. -М.: Наука, 1981.- 276 с.
17. Земская Е.А. Словообразование как деятельно сть (на материале периодической печати, живой разговорной речи, художественной и научной литературы [Текст] / Е. А.Земская.- 2-е изд.- М.: КомКнига,
2005. - 224 с.
18. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А.Земская.- М.: Флинта: Наука, 2007.- 328 с.
19. Иванова, Н. Ф. Прилагательные с суффиксами -оват- (-еват-), образованные от имен существительных [Текст] // Очерки по русскому языку и стилистике [Текст] : сборник научных трудов / Редкол.: Л. И. Донецких (отв. за вып.) и др. ; Кишинев. гос. ун-т. - Кишинев : Штиинца, 1974.- 230-235с.
20. Иванова Т.А. Имя прилагательное, имя числительное в аспекте РКИ [Текст]: Учебное пособие / Отв. ред. К.А. Рогова — СПБ.: Филологич. фак-т СПБГУ, 2003 — 75 с. — (Русский язык как иностранный).
21. Кетлинская Л.П. Об особой категории слов в разряде относительных прилагательных современного русского языка [Текст] // Грамматики и норма.- М., 1977. — 416 с.
22. Кибрик АЛ. Когнитивные исследования по дискурсу [Текст] // Вопросы языкознания. -1994. - № 5.- С. 126-139.
23. Кубрякова Е.С. Части речи в когнитивной точки зрения [Текст] / Е.С.Кубрякова.- М.: Ин-т языкознания РАН, 1997.- 331 с.
24. Языковая личность: культурные концепты [Текст]: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ- Волгоград—Архангельск: Перемена, 1996.- С. 3—39.
25. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (О концепте контейнера и формах его объективации в языке) [Текст] // Известия АН. Серия литературы и языка.- 1999.- № 5-6.- С. 3-6.
26. Лакофф Джордж. Метафоры, которыми мы живём [Текст]: Пер. с англ. / Дж.Лакофф, М.Джонеон; Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: Едиторнал УРСС, 2004. - 256 с.
27. Лобанова Н.А.Учебник русского языка для иностранных студентов- филологов : Систематизирующий курс [Текст] / Н.А.Лобанова, И.П.Слесарева.- М.: Рус.яз., 1980. - 214 с.
28. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику [Текст]: учебное пособие.- М.: Флинта: Наука, 2004.- 294 с.
29. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке [Текст].- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 207 с.
30. Моисеев, А.И. Словообразование современного русского языка [Текст]: Учеб. пособие / А. И. Моисеев. - Л. : ЛГУ, 1985. - 90 с.
31. Моргун Е. А. К вопросу о конвергенции когнитивного и прагматического подходов [Текст] / Е. А. Моргун // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — с. 55-57.
32. Никитин M. В. Основы лингвистической теории значения [Текст]: учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1988. — 168 с.
33. Новикова, Е. И. Словообразование имен прилагательных с суффиксом - оват- (-еват-) в русских говорах Карелии и сопредельных областей // Севернорусские говоры [Текст] : межвузовский сборник. Вып. 3 / ЛГУ; Редкол.: Н. А. Мещерский, А. С. Герд (отв. редакторы) и др. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 83-86.
34. Петрухина Е.В. Когнитивные аспекты изучения производного слова в славянских языках [Текст] // Glossos.- 2002.- Вып.3.— С. 42-58.
35. Поливанова А.К. Образование уменьшительных существительных мужского рода [Текст] // Русский язык в национальной школе.- 1967.- №
4. - С. 77-83.
36. Практическая грамматика русского языка для зарубежных преподователей-филологов [Текст] / Под ред. Н.А. Метс.- М.: Рус. яз., 1985.- 395 с.
37. Протасова Е.Ю. Роль диминутивов в детском дискурсе [Текст] // Проблемы детской речи / ред. С.Н.Цейтлин.- СПб, 1999.- С.153-157.
38. Рахилина Е.В. Семантика размера [Текст] // Семиотика и информатика: Сб. науч. ст. Вып. 34 / РАН, Мин-во науки и технич. политики РФ, Всеросс. иИн-т научной и технич. Информации; Гл. ред. В.А.Успенский; .- М.,1994.- С.58-81.
39. Рожкова Г.И. Проблемность в обучении русскому языку (Практикум по функциональной морфологии для слушателей ФПК) [Текст] / Г.И.Рожкова; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Филол. фак-т.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 59 с.
40. Русская грамматика. В 2-х т. Т.1. Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология [Текст] / РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; гл. ред. Н.Ю.Шведова.- М., 2005.- 784 с.
41. Русская грамматика. Т I.- М., 1980.- 709 с.
42. Русская грамматика.- М., 1990. .- 639 с.
43. Русский язык: Энциклопедия [Текст] / ред. Ю.Н.Караулов. - М.:, 1998.¬722 с.
44. Сафин Р.Н. Русское разговорное словообразование в иностранной аудитории [Текст] // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2013.- Т.155, №5.- С.172-178.
45. Сидорова М. Ю. Функционально - семантические свойства имён прилагательных в современном русском языке [Текст].- М., 1994.- С. 51-73.
46. Сикорская, Т.В. Новые суффиксальные дериваты в когнитивно-прагматическом аспекте :На материале английского языка [Текст]: диссер. на соис. уч. степ. канд. филол. наук.- Калининград, 2005.- 158 с.
47. Спиридонова Н.Ф. Русские диминутивы: проблемы образования и значения [Текст] // Известия АН, СЛЯ- 1999.- Т. 58, № 2.- С.13-22.
48. Субботина, О.А. Семантика производных адъективов с суффиксом - ОВАТ-2/-ЕВАТ-2 в рамках синкретичного словообразовательного подтипа [Текст] / О. А. Субботина // Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского. Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия [9а], Филология. Социальные коммуникации. - 2011. - Т. 24(63) , № 2(ч.2) . - с. 83-88.
49. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой мира [Текст] // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.- М, 1988.- С. 173-203.
50. Трофимкина, О. И. Описание прилагательных с экспрессивно-уменьшительным суффиксом -оньк/-еньк в Словаре автобиографической трилогии М. Горького // Вопросы теории и истории языка [Текст] : сборник статей к 100-летию со дня рождения Б. А. Ларина / СПбГУ МСК ; Отв. ред. П. А. Дмитриев, Ред. С. С. Волков, Ред. Л. А. Ивашко, Ред. Д. М. Поцепня, Рец. Г. К. Волошина. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1993.- С. 230-235.
51. Улуханов, И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация [Текст] / И. С. Улуханов; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М. : Б. и., 1996. - 221 с.
52. Цуккерман, Анна Станиславовна. Лексико - семантическая и функциональная характеристика производных с суффиксом -оват- (-еват) в современном русском языке [Текст]: автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / А. С. Цуккерман ; Ленинградский гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1986. - 14 с.
53. Шелякин М.А. Имя прилагательное [Текст] // Современный русский язык.- М., 2001.- С. 63-84.
54. Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка [Текст].- М.,
2001. - 288с.
55. Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира [Текст] // РЯЗР,- 1996.- № 1-2-3.- С. 43-51.
56. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке [Текст] / РАН, ин-т рус.яз. им. .В.Виноградова.- М.: Индрик, 2001.- 504 с.
57. Eco U. A theory of semiotics. — Bloomington: Indiana University Press,
1979. — 354 p.
58. Jackendoff R. S. Semantics and cognition (Current studies in linguistics series; 8) // The study of language in Cognitive Science. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1985. — 283 p.
59. Verschueren J. The Pragmatic Perspective // Key notions for pragmatics / edited by Jef Verschueren, Jan-Ola Ostman. — Amsterdam: Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2009. — P 1-28. [Handbook of Pragmatics Highlights; Vol. 1].
Словари:
1. Васильева Н.В. Краткий словарь лингвистических терминов [Текст]/ Н.В.Васильева, В.А.Виноградов, А.М.Шахнарович.- М.: Рус.яз., 1995.¬175 с.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. Свыше 136 000 словарных статей, ок. 250 000 семантических единиц. В 2-х т. [Текст]- М.: Рус.яз., 2000. - 1406 с.
4. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст]. — М.: Рус. яз., 1996.- 637 с.
5. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. Около 100 000 слов. [Текст] - М.: Рус. яз., 1977.- С.317-319.
6. Кузнецова А. И. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов [Текст]/ А.И.Кузнецова, Т.Ф.Ефремова. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.
7. Национальный корпус русского языка (www.ruscorpora.ru)
8. Обратный словарь русского языка [Текст]/ Науч. конс. А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова. - М., 1974. — 1307 с.
9. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : В 2-х т. Ок. 145000 слов [Текст]/ А. Н. Тихонов. - М. : Рус. яз., 1990. — 856с.
10. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и
понятий. Русский язык. В 2-х т. Т.1 [Текст]/ под общ. ред. А.Н.Тихонова, Р.И.Хашимова.- М.: Флинта: Наука, 2008.- 840 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ