ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общая характеристика этапов развития детского рисунка 7
1.2. Задачи и содержание образовательной работы по приобщению
детей третьего года жизни к рисованию 15
1.3. Педагогические условия приобщения детей третьего года жизни к
изобразительной деятельности (на примере рисования) 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РИСОВАНИЯ) 28
2.1. Анализ опыта работы педагогов дошкольной организации по при
общению детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования) 28
2.2. Содержание образовательной работы по приобщению детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
На третьем году жизни у ребенка появляется большой интерес к изобразительной деятельности. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной действия с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность — мудрое и деликатное средство воспитания маленькой личности. В обмен на желание малыша начать творить свой «новый мир» она незамедлительно предоставит ему для исполнения задуманного широчайшую возможность выбора инструментов, материалов, техник и приемов. Являясь одним из важных видов детской деятельности, рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которая уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина.
Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрываются различные стороны детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
В трудах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской рассматриваются вопросы обучения детей изобразительным умениям и навыкам как основы творческих проявлений, а также вопросы раннего приобщения малышей к изобразительной деятельности.
Проблема исследования заключается в определении и теоретическом обосновании педагогических условий приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования).
Предметом исследования являются педагогические условия приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования).
Гипотеза исследования: успешному приобщению детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования) будут способствовать следующие педагогические условия:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей интереса к рисованию;
- обеспечение понимания детьми изобразительной функции рисунка;
- взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть этапы развития детского рисунка.
2. Рассмотреть задачи и содержание образовательной работы по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования).
4. Проанализировать педагогический опыт по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
5. Раскрыть содержание образовательной работы по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
Теоретической основой данного исследования являются научные труды:
- Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающих различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
- Г.Г. Григорьевой, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, рассматривающих вопросы раннего детей обучения рисованию;
- И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;
- В.С. Мухиной, Е.К. Ривиной о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества;
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ;
- констатирующий этап педагогического эксперимента;
- анкетирование педагогов и родителей;
- анализ продуктов детской деятельности;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Наше исследование было посвящено исследованию проблемы приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования). Третий год жизни является периодом становления изобразительной деятельности ребенка. Цель нашего исследования состояла в определении педагогических условий приобщения детей третьего года жизни к рисованию. Для достижения поставленной цели н6ами были определены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть этапы развития детского рисунка.
2. Рассмотреть задачи и содержание образовательной работы по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия приобщения детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования).
4. Проанализировать педагогический опыт по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
5. Раскрыть содержание образовательной работы по приобщению детей третьего года жизни к рисованию.
В соответствии с первой задачей исследования нами было изучено более 50 источников научной и методической литературы, среди которых были монографии, учебные пособия, научные статьи журналов «Дошкольное воспитание», «Детский сад: теория и практика», материалы диссертаций, методические руководства по организации детского изобразительного творчества.
Вопросы становления детской изобразительной деятельности являются предметом изучения В.М. Бехтерева, С. Левина, В.С. Мухиной и др. Авторами характеризуются особенности первых детских рисунков, рассматриваются условия развития навыков рисования и др.
Педагогу дошкольного образования необходимо знать особенности развития изобразительного творчества младших дошкольников и учитывать их в работе с ними.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области Белгородского района. В исследовании приняли участие 15 детей 3-го года жизни.
Экспериментальная работа, состояла из анализа опыта работы педагогов дошкольной организации по приобщению детей третьего года жизни к рисованию и описания образовательной работы с детьми 3-го года жизни по приобщению их к рисованию.
В основу содержания образовательной работы с детьми была положена гипотеза исследования, согласно которой успешному приобщению детей третьего года жизни к изобразительной деятельности (на примере рисования) будут способствовать следующие педагогические условия:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей интереса к рисованию;
- обеспечение понимания детьми изобразительной функции рисунка;
- взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. - СПб.: Просвещение, 1995. - 214 с.
2. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие детей на занятиях по изодеятельности // Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И.П. Прокопьева и проф. П.Т. Фролова. - Москва - Белгород. - 1995. - 280 с.
3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение 1972. - 185 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:
СОЮЗ, 1997. - 96 с.
5. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живопи
сью. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
6. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. С. 12-15.
7. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - №2. - С.11-14.
8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельно
сти: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 344 с.
10. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
11. Доронова Т. От изобразительной деятельности - к «Художественному творчеству» // Обруч: образовние, ребенок, ученик. - 2011. - № 3 - С.5- 8.
12. ДороноваТ.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб., 2002.
13. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию...в игре. - М., 1992.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2003. - 368с.
15. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
16. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 225 с.
17. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С. 58-63.
18. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. Пособие для воспитателя. - М., 1998.
19. Кольченко Е. Все дети талантливы: Этапы эволюции изобразительного творчества детей // Искусство в школе. - 2000. - №4. - С. 7-11.
20. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 223 с.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М: Мозаика-Синтез,2005. - 120 с.
22. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - С. 65-68.
23. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 176с.
24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 125 с.
25. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е пере- раб и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158с.
26. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
27. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
28. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
29. Левин С. Ваш ребенок рисует. - М.: Изд-во «Советский художник», 1979. - 272 с.
30. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
31. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.
32. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
33. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 326 с.
34. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка.: Дис.. ..докт. психол наук. - М., 1972. - 442 с.
35.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 436 с.
36. Погодина Е.В. Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов /Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2001. - 231 с.
37. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С. Выготского о детском художественном творчестве // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С. 98-106.
38. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы: Младшая группа (3-4 года) /Ред. - сост. В.А. Ви- люнова)- М.
39. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
40. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М., 1982. - 134с.
41. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина - М.: Просвещение, 1965. - 130с.
42. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
43. Сидоренко В.Н., Микляева Н.В. Дифференциация понятий «изобразительная деятельность» и «изобразительное творчество» в теории и практике детского сада // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011 - № 1. - С.6-10.
44. Силивон В.А. Когда ребенок рисует. - Минск, 1990. - 116 с.
45. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. — 2004. - №9. - С.42-45.
46. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /Под ред. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Т.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
47. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду -М.: Просвещение, 1985. - 348 с.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/! 1/25/doshk- standart-dok.html. (Дата обращения 01.11.2016 г.).
50. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
51. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлуги- ной. — М.: Просвещение, 2004. - 327с.