Правовое просвещение в процессе борьбы с коррупцией ( на материалах Администрации города Владимира)
|
Содержание
Введение...........................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические и правовые основы правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией.......................................................................................................9
1.1Сущность и содержание коррупции.....................................................................9
1.2 История становления института антикоррупционного просвещения...................................................................................................................18
1.3 Правовые основы антикоррупционного просвещения в РФ...............................22
Глава 2 Организационные основы деятельности по антикоррупционному просвещению населения...............................................................................................35
2.1 Виды и формы правового просвещения в процессе противодействия коррупции......................................................................................................................35
2.2 Организация правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в муниципальном образовании (на материалах Администрации города Владимир)..................................................................................................................... 44
2.3 Проблемы, возникающие в процессе антикоррупционного просвещения и пути их решения............................................................................................................49 Заключение.....................................................................................................................55
Библиографический список..........................................................................................57
Приложения....................................................................................................................63
Введение...........................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические и правовые основы правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией.......................................................................................................9
1.1Сущность и содержание коррупции.....................................................................9
1.2 История становления института антикоррупционного просвещения...................................................................................................................18
1.3 Правовые основы антикоррупционного просвещения в РФ...............................22
Глава 2 Организационные основы деятельности по антикоррупционному просвещению населения...............................................................................................35
2.1 Виды и формы правового просвещения в процессе противодействия коррупции......................................................................................................................35
2.2 Организация правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в муниципальном образовании (на материалах Администрации города Владимир)..................................................................................................................... 44
2.3 Проблемы, возникающие в процессе антикоррупционного просвещения и пути их решения............................................................................................................49 Заключение.....................................................................................................................55
Библиографический список..........................................................................................57
Приложения....................................................................................................................63
Коррупция – одно из самых распространенных естественных негативных общественных явлений. Проблема коррупции волнует человеческое общество еще с далекой древности. Над решением ее проблемы не одно столетие трудились многие общественные деятели, политики, ученые, юристы и многие другие .
В России данная проблема стоит особенно остро и начинает свое развитие еще с самих истоков российской государственности. Достаточно вспомнить системы местничества и кормления на Руси, которые подразумевали назначение на должности местного самоуправления и государственного аппарата людей по знатности рода, а не личных заслуг и профессиональной компетенции, а также содержания чиновников за счет местного населения. На протяжении российской истории многие меры были брошены на искоренение этой проблемы. От опричнины Ивана Грозного до сталинских репрессий, от реформ Петра 1 до реформ Екатерины Второй. Механизм борьбы с коррупцией прописывался во многих законодательных актах российской истории: Русской Правде Ярослава Мудрого, Псковской судной грамоте 1397 года, Судебниках Ивана Третьего и Ивана Грозного, Соборном Уложении Алексее Михайловича. Но, несмотря на все меры, коррупция продолжала жить.
В современной России ситуация не изменилась. Из источников массовой информации мы постоянно слышим, как в квартире или кабинете того или иного чиновника, прокурора, следователя находит огромные незаконно полученные суммы денег, происходит разоблачение коррупционных схем в системе государственных органов, как часто мы слышим обвинительные приговоры судов по статье 290 УК РФ получение взятки .
В массовом сознании российского общества коррупция представляется уже как вещь постоянная и неизменная, порой местами необходимая. Ведь практически каждый россиянин в той или иной мере становился участником коррупционных отношений. Будь то дача денег сотруднику ГИБДД для «решения дела на месте», нерадивый студент, преподносящий подарок преподавателю на зачете или экзамене.
Согласно статистическим материалам, представленным Министерством внутренних дел Российской Федерации, динамика зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации за последние 5 лет свидетельствует об увеличении данных видов преступлений. Так, в 2018 году было возбуждено 30495 тысяч преступлений коррупционной направленности, в 2017 году этот показатель составлял на 2,9 % меньше .
Особую роль в процессе противодействия коррупции играет институт правового просвещения, поскольку правовая информационно-образовательная работа с населением, кадровым составом государственных и муниципальных служащих является эффективной превентивной мерой в борьбе с коррупционными проявлениями, позволяет пресечь наступления коррупционных нарушений в будущем.
Целью исследования является комплексный анализ института правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в России, выработка эффективных методов и средств по его оптимизации и перспективному развитию.
Для достижения цели исследования в выпускной квалификационной работе необходимо решение следующих задач.
- Исследовать понятие и сущность явления коррупции в жизни общества и государства
- Рассмотреть исторические предпосылки развития института правового просвещения в России
- Проанализировать законодательные основы института правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в России.
- Осуществить анализ видов и форм правового просвещения в процессе противодействия коррупции.
- Выявить проблемы, возникающие в процессе правового просвещения в ходе борьбы с коррупцией и выработать предложения по их устранению.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового просвещения в рамках борьбы с коррупцией.
Предметом исследования являются законодательные нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе правового просвещения в рамках борьбы с коррупцией.
Методологическая основа исследования. В исследовании широко используются как общетеоретические методы, так и методы, применяемые в специальных науках. Наибольшее значение для раскрытия предмета исследования имели сравнительный метод, метод институционального анализа, формально-логический и текстологический анализ, системный подход. Значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в механизме антикоррупционной политики.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности повышения уровня правового сознания и правовой культуры кадрового аппарата государственных и муниципальных служащих, институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции и антикоррупционного просвещения. Также значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в механизме антикоррупционной политики и антикоррупционного просвещения.
Степень научной разработанности темы. Исследуемая проблематика нашла отражение в трудах таких ученых как Кабанов П.А, Костенников М.В., Устинович Е.С., Трунцевский Ю.В, Хабриева Т.Я, Воронцов С.А., Давыдова И.П, Емельянова Н.И., Гармаев Ю.П, Фалилеев В.А, Пудаков Е.Р, Щедрин Н.В и другие.
Вместе с тем ряд аспектов исследуемой проблематики не нашел своего отражения в трудах ученых. Эти и другие обстоятельства предопределили выбор темы нашего исследования.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые документы государственных органов Владимирской области и муниципального образования города Владимир по вопросам борьбы с коррупцией.
Научная новизна исследования определяется главным образом тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексной разработки вопросов правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией.
Научную новизну характеризуют следующие положения, выносимые на защиту и отражающие общую схему исследования.
1. Предлагается ввести в федеральный закон «О противодействии коррупции» понятия «правовое просвещение», которое на основании обобщения различных определений, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов РФ, было сформулировано как деятельность, осуществляемая субъектами государственной политики противодействия коррупции и направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, поведения, сознания и культуры путем антикоррупционного консультирования и информирования.
2. В целях привлечения широких масс молодежи в участии и обсуждении проблем коррупции предлагается более широкое освещение проблем коррупции в СМИ, главным образом, - в социальных сетях.
3. Государственным органам при формировании статистической отчетности по противодействию коррупции предлагается использовать аналитическую информацию при освещении перед общественностью тех или иных коррупционных проявлений в доступной населению форме, а не ограничиваться сухими и трудными для восприятия отчетами, непонятными обычным гражданам не имеющих специальных познаний в антикоррупционной сфере.
4. Освещение коррупции в обществе целесообразно проводить не только с точки зрения права, но и других социальных норм. Нужно показать, что коррупция это в первую очередь безнравственный поступок, нарушающий нормы морали и религии. В этой связи мы предлагаем Совету по противодействию коррупции при Президенте РФ рекомендовать религиозным организациям в рамках осуществления ими своей деятельности пропагандировать среди верующих идеи нетерпимости к коррупционному поведению и коррупцию, в частности.
5. Предложено создание в регионах России общественных экспертно-аналитические советов, представляющие ведущих ученых и юристов-практиков, оказывающих содействие правотворческим структурам в повышении качества принимаемых нормативных правовых актов, а также содействие в антикоррупционном просвещении населения региона.
Структура работы полностью отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединенных в шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В России данная проблема стоит особенно остро и начинает свое развитие еще с самих истоков российской государственности. Достаточно вспомнить системы местничества и кормления на Руси, которые подразумевали назначение на должности местного самоуправления и государственного аппарата людей по знатности рода, а не личных заслуг и профессиональной компетенции, а также содержания чиновников за счет местного населения. На протяжении российской истории многие меры были брошены на искоренение этой проблемы. От опричнины Ивана Грозного до сталинских репрессий, от реформ Петра 1 до реформ Екатерины Второй. Механизм борьбы с коррупцией прописывался во многих законодательных актах российской истории: Русской Правде Ярослава Мудрого, Псковской судной грамоте 1397 года, Судебниках Ивана Третьего и Ивана Грозного, Соборном Уложении Алексее Михайловича. Но, несмотря на все меры, коррупция продолжала жить.
В современной России ситуация не изменилась. Из источников массовой информации мы постоянно слышим, как в квартире или кабинете того или иного чиновника, прокурора, следователя находит огромные незаконно полученные суммы денег, происходит разоблачение коррупционных схем в системе государственных органов, как часто мы слышим обвинительные приговоры судов по статье 290 УК РФ получение взятки .
В массовом сознании российского общества коррупция представляется уже как вещь постоянная и неизменная, порой местами необходимая. Ведь практически каждый россиянин в той или иной мере становился участником коррупционных отношений. Будь то дача денег сотруднику ГИБДД для «решения дела на месте», нерадивый студент, преподносящий подарок преподавателю на зачете или экзамене.
Согласно статистическим материалам, представленным Министерством внутренних дел Российской Федерации, динамика зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации за последние 5 лет свидетельствует об увеличении данных видов преступлений. Так, в 2018 году было возбуждено 30495 тысяч преступлений коррупционной направленности, в 2017 году этот показатель составлял на 2,9 % меньше .
Особую роль в процессе противодействия коррупции играет институт правового просвещения, поскольку правовая информационно-образовательная работа с населением, кадровым составом государственных и муниципальных служащих является эффективной превентивной мерой в борьбе с коррупционными проявлениями, позволяет пресечь наступления коррупционных нарушений в будущем.
Целью исследования является комплексный анализ института правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в России, выработка эффективных методов и средств по его оптимизации и перспективному развитию.
Для достижения цели исследования в выпускной квалификационной работе необходимо решение следующих задач.
- Исследовать понятие и сущность явления коррупции в жизни общества и государства
- Рассмотреть исторические предпосылки развития института правового просвещения в России
- Проанализировать законодательные основы института правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией в России.
- Осуществить анализ видов и форм правового просвещения в процессе противодействия коррупции.
- Выявить проблемы, возникающие в процессе правового просвещения в ходе борьбы с коррупцией и выработать предложения по их устранению.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового просвещения в рамках борьбы с коррупцией.
Предметом исследования являются законодательные нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе правового просвещения в рамках борьбы с коррупцией.
Методологическая основа исследования. В исследовании широко используются как общетеоретические методы, так и методы, применяемые в специальных науках. Наибольшее значение для раскрытия предмета исследования имели сравнительный метод, метод институционального анализа, формально-логический и текстологический анализ, системный подход. Значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в механизме антикоррупционной политики.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности повышения уровня правового сознания и правовой культуры кадрового аппарата государственных и муниципальных служащих, институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции и антикоррупционного просвещения. Также значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в механизме антикоррупционной политики и антикоррупционного просвещения.
Степень научной разработанности темы. Исследуемая проблематика нашла отражение в трудах таких ученых как Кабанов П.А, Костенников М.В., Устинович Е.С., Трунцевский Ю.В, Хабриева Т.Я, Воронцов С.А., Давыдова И.П, Емельянова Н.И., Гармаев Ю.П, Фалилеев В.А, Пудаков Е.Р, Щедрин Н.В и другие.
Вместе с тем ряд аспектов исследуемой проблематики не нашел своего отражения в трудах ученых. Эти и другие обстоятельства предопределили выбор темы нашего исследования.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые документы государственных органов Владимирской области и муниципального образования города Владимир по вопросам борьбы с коррупцией.
Научная новизна исследования определяется главным образом тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексной разработки вопросов правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией.
Научную новизну характеризуют следующие положения, выносимые на защиту и отражающие общую схему исследования.
1. Предлагается ввести в федеральный закон «О противодействии коррупции» понятия «правовое просвещение», которое на основании обобщения различных определений, содержащихся в нормативных правовых актах субъектов РФ, было сформулировано как деятельность, осуществляемая субъектами государственной политики противодействия коррупции и направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, поведения, сознания и культуры путем антикоррупционного консультирования и информирования.
2. В целях привлечения широких масс молодежи в участии и обсуждении проблем коррупции предлагается более широкое освещение проблем коррупции в СМИ, главным образом, - в социальных сетях.
3. Государственным органам при формировании статистической отчетности по противодействию коррупции предлагается использовать аналитическую информацию при освещении перед общественностью тех или иных коррупционных проявлений в доступной населению форме, а не ограничиваться сухими и трудными для восприятия отчетами, непонятными обычным гражданам не имеющих специальных познаний в антикоррупционной сфере.
4. Освещение коррупции в обществе целесообразно проводить не только с точки зрения права, но и других социальных норм. Нужно показать, что коррупция это в первую очередь безнравственный поступок, нарушающий нормы морали и религии. В этой связи мы предлагаем Совету по противодействию коррупции при Президенте РФ рекомендовать религиозным организациям в рамках осуществления ими своей деятельности пропагандировать среди верующих идеи нетерпимости к коррупционному поведению и коррупцию, в частности.
5. Предложено создание в регионах России общественных экспертно-аналитические советов, представляющие ведущих ученых и юристов-практиков, оказывающих содействие правотворческим структурам в повышении качества принимаемых нормативных правовых актов, а также содействие в антикоррупционном просвещении населения региона.
Структура работы полностью отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, объединенных в шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Подводя итог выпускной квалификационной работе хочется сказать, что противодействие коррупции и правовое просвещение в борьбе с ней массово осуществляется всей системой государственных органов, что говорит о том, что борьба с коррупцией в России стоит одной из актуальных задач государства, и оно стремится решить вопрос с ней.
Но в данной деятельности, безусловно, существует и свои изъяны. Это и сильная бюрократизованность системы государственных органов, «ахиллесовой пятой» государственной власти в России по-прежнему является слабая судебная система, создание новых государственных органов, которые дублируют друг друга, сильный уровень коррупции в самих властных структурах. Также институт правового просвещения выглядит в большей степени бессистемным и хаотичным. Государство выделяет огромные деньги на разнообразные плакаты, баннеры, листовки, проведение организационных мероприятий, но всему этому движению не хватает аналитического сопровождения. У населения, несмотря на все принятые меры, по-прежнему отрицательно оценивается деятельность государства в борьбе с коррупцией. Если спросить обычного среднестатистического россиянина, то он ответит, что все чиновники, занимающие те или иные государственные посты, берут взятки. Ошибки в правовом просвещении в сознании российских граждан преподносят государство и право, как вещи наигранные и защищающие не их интересы, а только правящих элит. Народу нужно объяснять не только что коррупция — это противозаконно, и она вредит государству и обществу, но и причины ее появления, доступным языком объяснить причины динамики и уровня коррупционной преступности, как можно больше привлекать представителей гражданского общества для решения этой проблемы, особенно представителей политической оппозиции. Только союз всех социальных групп общества, с учетом их интересов, и государства способно существенно снизить проявление коррупции в стране.
Победить коррупцию до конца нельзя это невозможно в силу экономической и юридической теории. Сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность.
Проблемы противодействия коррупции связаны со сложностью ее выявления, измерением уровня коррупции. До сих пор не существует отлаженной системы, позволяющей определить уровень коррупции в государстве. Наличие данной системы помогло бы грамотно выстраивать мировую антикоррупционную стратегию и находить эффективные средства для борьбы с коррупцией.
Ключевыми проблемами правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией являются: разрозненность антикоррупционного законодательства и отсутствие понятия «правовое просвещение» в федеральном законодательстве и в законодательстве большинства субъектов. Усугубляются данные проблемы низким уровнем реформирования законодательной базы в данной сфере и правовой грамотности населения.
Российская Федерация сравнительно молодое государство. Перед ним стоят многие задачи, которые на данный момент она решает, в их числе и борьба с коррупцией. Российское государство движется в верном направлении путем практически - правовой деятельности и это дает оптимистичный прогноз на решение проблемы коррупции в ближайшем будущем.
В выпускной квалификационной работе мы решили поставленные цели и задачи исследования. Мы изложили свой взгляд на проблему коррупции в России. Выпускную работу мы хотели бы закончить словами нынешнего президента РФ В.В. Путина, который сказал: « Коррупция – самое большое зло России. Эту заразу надо выкорчевывать с корнем невзирая на лица и посты».
Но в данной деятельности, безусловно, существует и свои изъяны. Это и сильная бюрократизованность системы государственных органов, «ахиллесовой пятой» государственной власти в России по-прежнему является слабая судебная система, создание новых государственных органов, которые дублируют друг друга, сильный уровень коррупции в самих властных структурах. Также институт правового просвещения выглядит в большей степени бессистемным и хаотичным. Государство выделяет огромные деньги на разнообразные плакаты, баннеры, листовки, проведение организационных мероприятий, но всему этому движению не хватает аналитического сопровождения. У населения, несмотря на все принятые меры, по-прежнему отрицательно оценивается деятельность государства в борьбе с коррупцией. Если спросить обычного среднестатистического россиянина, то он ответит, что все чиновники, занимающие те или иные государственные посты, берут взятки. Ошибки в правовом просвещении в сознании российских граждан преподносят государство и право, как вещи наигранные и защищающие не их интересы, а только правящих элит. Народу нужно объяснять не только что коррупция — это противозаконно, и она вредит государству и обществу, но и причины ее появления, доступным языком объяснить причины динамики и уровня коррупционной преступности, как можно больше привлекать представителей гражданского общества для решения этой проблемы, особенно представителей политической оппозиции. Только союз всех социальных групп общества, с учетом их интересов, и государства способно существенно снизить проявление коррупции в стране.
Победить коррупцию до конца нельзя это невозможно в силу экономической и юридической теории. Сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность.
Проблемы противодействия коррупции связаны со сложностью ее выявления, измерением уровня коррупции. До сих пор не существует отлаженной системы, позволяющей определить уровень коррупции в государстве. Наличие данной системы помогло бы грамотно выстраивать мировую антикоррупционную стратегию и находить эффективные средства для борьбы с коррупцией.
Ключевыми проблемами правового просвещения в процессе борьбы с коррупцией являются: разрозненность антикоррупционного законодательства и отсутствие понятия «правовое просвещение» в федеральном законодательстве и в законодательстве большинства субъектов. Усугубляются данные проблемы низким уровнем реформирования законодательной базы в данной сфере и правовой грамотности населения.
Российская Федерация сравнительно молодое государство. Перед ним стоят многие задачи, которые на данный момент она решает, в их числе и борьба с коррупцией. Российское государство движется в верном направлении путем практически - правовой деятельности и это дает оптимистичный прогноз на решение проблемы коррупции в ближайшем будущем.
В выпускной квалификационной работе мы решили поставленные цели и задачи исследования. Мы изложили свой взгляд на проблему коррупции в России. Выпускную работу мы хотели бы закончить словами нынешнего президента РФ В.В. Путина, который сказал: « Коррупция – самое большое зло России. Эту заразу надо выкорчевывать с корнем невзирая на лица и посты».
Подобные работы
- Теоретико-методологические основы экономических реформ в России конца ХХ - начала XXI вв
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



