Технологии инвестирования в развитие инфраструктурных проектов
|
Введение 3
1. Понятие инфраструктурных проектов 9
1.1. Основные критерии определения инфраструктурных
проектов 9
1.2. Классификация и подходы при создании инфраструктурных
проектов 18
2. Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов 28
2.1. Бюджетное и внебюджетное финансирование инфраструктурных
проектов 28
2.2. Инфраструктурное развитие Китайской Народной Республики 34
3. Финансирование инфраструктурных проектов в России 42
3.1. Практика финансовой организации инфраструктурных проектов в
России 42
3.2. Финансирование проектов по принципу государственно-частного
партнерства 50
3.3. Инвестиционные фонды 58
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
1. Понятие инфраструктурных проектов 9
1.1. Основные критерии определения инфраструктурных
проектов 9
1.2. Классификация и подходы при создании инфраструктурных
проектов 18
2. Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов 28
2.1. Бюджетное и внебюджетное финансирование инфраструктурных
проектов 28
2.2. Инфраструктурное развитие Китайской Народной Республики 34
3. Финансирование инфраструктурных проектов в России 42
3.1. Практика финансовой организации инфраструктурных проектов в
России 42
3.2. Финансирование проектов по принципу государственно-частного
партнерства 50
3.3. Инвестиционные фонды 58
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность темы исследования. Повышение уровня экономической эффективности промышленного производства в последнее время сопровождается ограничениями инфраструктурного характера: низкий уровень развития транспортно-логистической системы, недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, необходимость реконструкции объектов коммунальной и энергетической инфраструктуры, отсутствие современного информационно-технического оснащения транспортных узлов - имеет отрицательный эффект на общую инвестиционную активность делового сектора регионов Российской Федерации - субъектов экономики. Успешная реализация инвестиционных проектов напрямую зависит от наличия подъездных путей к объектам инвестирования, автомобильного и железнодорожного сообщения между регионами, бесперебойного водо-, газо- и энергоснабжения . Кроме того, инфраструктурное развитие имеет
существенное влияние на обороноспособность и экономическую безопасностью государств.
Снижение государственных расходов на развитие инфраструктуры объясняется множеством факторов, например, необходимостью строительства основных инфраструктурных сетей в развитых странах, ростом текущих государственных расходов, активизацией процессов приватизации. Отсутствие необходимых объектов инфраструктуры либо вынуждает инвесторов отказываться от инвестирования в привлекательные проекты, либо существенно увеличивает стоимость вложений в реальный сектор экономики.
В России одним из возможных препятствий при реализации инфраструктурных проектов является недостаток в накопленном денежном резерве. В связи с этим необходимо производство продуктов, задействованных в инфраструктурных объектах.
Определенными барьерами для увеличения объема частных инвестиций выступают ограниченность трудовых ресурсов и производительности труда. Показатели безработицы находятся соответственно на крайне низком уровне, использования трудовых ресурсов - крайне высоком.
Помимо указанных проблем, существуют риски государственного управления. Согласно ряду международных исследований, защита прав собственности в России находится на низком уровне. В рейтинге IPRI наша страна занимает 81 место из 129 исследуемых государств . В Рейтинге экономической свободы, который составляется «Heritage Foundation», по уровню защиты прав собственности Россия находится на 138 месте из 181 рассматриваемых стран .
В условиях мирового экономического кризиса наблюдается недостаток финансовых возможностей для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, что в свою очередь приводит к увеличению объема государственных инвестиций. Несмотря на накопленный финансовый потенциал (средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), государству также не представляется возможным самостоятельно справиться с задачей модернизации и создания новых объектов инфраструктуры. Это объясняется необходимостью финансирования Антикризисной программы Правительства, направленной на выполнение социальных обязательств перед населением, поддержку реального сектора экономики и финансово-банковской системы, создание инновационной модели экономического роста.
Именно поэтому в современных условиях создание механизмов устойчивого долгосрочного финансирования объектов инфраструктуры может быть основано только на взаимовыгодном партнерстве государства и частного сектора. В мировой практике такое партнерство строится на договорных отношениях, а в инфраструктурных отраслях основной формой сотрудничества, как правило, является заключение концессионных соглашений.
Помимо положительного влияния инфраструктуры на экономический рост, инфраструктура улучшает качество жизни людей: транспортная
логистика, общественная безопасность, системы водоснабжения, санитарноэпидемиологическая безопасность.
Целью исследования является изучение методологии оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере инфраструктурного развития.
В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
• систематизировать понятие инфраструктурных проектов, выявить основные критерии определения инфраструктурных проектов;
• классифицировать принципы и подходы при создании инфраструктурных проектов;
• раскрыть мировой опыт создания и функционирования инфраструктурных проектов;
• выявить практику финансовой организации инфраструктурных проектов в России.
Объектом исследования являются инвестиционные
проекты, реализуемые в сфере инфраструктуры.
Предметом исследования является классификация механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере инфраструктуры.
Теоретическая и методологическая основа.
Проблемам реализации финансирования инвестиционных проектов, анализу и управлению инвестиционными рисками посвящено достаточно много научных исследований известных зарубежных и отечественных ученых, таких как: А.Е.Ланцов, А.Еганян, Н.А.Поляков, Малицкая Е.А., Хулукшинов Д.Е., Бирман Г., Шмидт С., Лансков П., Шенцис Б., Д.Аншауэр, Варнавский В.Г., Готье Шателю, Йескомб Э.Р., Ирвин Т. и др.
Существенный положительный эффект от инвестирования в
п
инфраструктуру отмечал Асчауэр Д.А. . Он оценил коэффициент эластичности выпуска продукции к объему инвестиций в ключевую инфраструктуру на
о
уровне 0,39 . Это означает, что увеличение объемов инвестирования в инфраструктуру на 1% увеличивает совокупный выпуск частного сектора экономики на 0,39% . Такой высокий уровень эластичности привел автора к выводу, что существенное снижение государственных расходов на инфраструктуру было причиной падения темпов экономического роста в Европе и Северной Америке в 70-х годах ХХ века.
Каннинг Д. и Педрони П. на основе эконометрической модели влияния инфраструктуры на долгосрочный экономический рост обосновали, что есть определенный уровень инвестиций в инфраструктуру, максимизирующий отдачу . Негативное влияние дальнейшего отвлечения ресурсов от других направлений инвестирования начинает перевешивать экономические выгоды большего количества инфраструктурных мощностей. Ниже данного уровня наращивание инфраструктуры увеличивает доходы в долгосрочном периоде, выше данного уровня сокращает.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, комплексный подход и диалектические принципы проведения исследований.
Научная новизна исследования заключается в классификации механизмов финансирования инвестиционных проектов с учетом специфики отраслей инфраструктуры и инициаторов финансирования, разработки финансовой стратегии, направленной на создание условий для реализации инфраструктуры, приводящей к устойчивому развитию экономики страны.
Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:
- выявлены причины недофинансирования развития инфраструктуры и несоответствия ее задачам по созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики региона, выраженные в низком уровне инвестиционной составляющей, необходимости возмещения затрат по восстановлению объектов инфраструктуры;
- проведена системная оценка эффективности мер государственной поддержки финансирования инфраструктурных проектов. Обоснована необходимость комплексной модернизации объектов региональной инфраструктуры на основе применения новых механизма финансового и ресурсного обеспечения (создание инвестиционных фондов);
- определены и классифицированы факторы, влияющие на эффективность реализации инфраструктурных проектов, разработаны критерии
оценки финансово-экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиций в инфраструктурные объекты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения ориентированы на широкое применение субъектами инвестиционной деятельности. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами исполнительной и законодательной власти при разработке соответствующего законодательства, а также инвесторами - при реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры.
существенное влияние на обороноспособность и экономическую безопасностью государств.
Снижение государственных расходов на развитие инфраструктуры объясняется множеством факторов, например, необходимостью строительства основных инфраструктурных сетей в развитых странах, ростом текущих государственных расходов, активизацией процессов приватизации. Отсутствие необходимых объектов инфраструктуры либо вынуждает инвесторов отказываться от инвестирования в привлекательные проекты, либо существенно увеличивает стоимость вложений в реальный сектор экономики.
В России одним из возможных препятствий при реализации инфраструктурных проектов является недостаток в накопленном денежном резерве. В связи с этим необходимо производство продуктов, задействованных в инфраструктурных объектах.
Определенными барьерами для увеличения объема частных инвестиций выступают ограниченность трудовых ресурсов и производительности труда. Показатели безработицы находятся соответственно на крайне низком уровне, использования трудовых ресурсов - крайне высоком.
Помимо указанных проблем, существуют риски государственного управления. Согласно ряду международных исследований, защита прав собственности в России находится на низком уровне. В рейтинге IPRI наша страна занимает 81 место из 129 исследуемых государств . В Рейтинге экономической свободы, который составляется «Heritage Foundation», по уровню защиты прав собственности Россия находится на 138 месте из 181 рассматриваемых стран .
В условиях мирового экономического кризиса наблюдается недостаток финансовых возможностей для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, что в свою очередь приводит к увеличению объема государственных инвестиций. Несмотря на накопленный финансовый потенциал (средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), государству также не представляется возможным самостоятельно справиться с задачей модернизации и создания новых объектов инфраструктуры. Это объясняется необходимостью финансирования Антикризисной программы Правительства, направленной на выполнение социальных обязательств перед населением, поддержку реального сектора экономики и финансово-банковской системы, создание инновационной модели экономического роста.
Именно поэтому в современных условиях создание механизмов устойчивого долгосрочного финансирования объектов инфраструктуры может быть основано только на взаимовыгодном партнерстве государства и частного сектора. В мировой практике такое партнерство строится на договорных отношениях, а в инфраструктурных отраслях основной формой сотрудничества, как правило, является заключение концессионных соглашений.
Помимо положительного влияния инфраструктуры на экономический рост, инфраструктура улучшает качество жизни людей: транспортная
логистика, общественная безопасность, системы водоснабжения, санитарноэпидемиологическая безопасность.
Целью исследования является изучение методологии оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере инфраструктурного развития.
В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
• систематизировать понятие инфраструктурных проектов, выявить основные критерии определения инфраструктурных проектов;
• классифицировать принципы и подходы при создании инфраструктурных проектов;
• раскрыть мировой опыт создания и функционирования инфраструктурных проектов;
• выявить практику финансовой организации инфраструктурных проектов в России.
Объектом исследования являются инвестиционные
проекты, реализуемые в сфере инфраструктуры.
Предметом исследования является классификация механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере инфраструктуры.
Теоретическая и методологическая основа.
Проблемам реализации финансирования инвестиционных проектов, анализу и управлению инвестиционными рисками посвящено достаточно много научных исследований известных зарубежных и отечественных ученых, таких как: А.Е.Ланцов, А.Еганян, Н.А.Поляков, Малицкая Е.А., Хулукшинов Д.Е., Бирман Г., Шмидт С., Лансков П., Шенцис Б., Д.Аншауэр, Варнавский В.Г., Готье Шателю, Йескомб Э.Р., Ирвин Т. и др.
Существенный положительный эффект от инвестирования в
п
инфраструктуру отмечал Асчауэр Д.А. . Он оценил коэффициент эластичности выпуска продукции к объему инвестиций в ключевую инфраструктуру на
о
уровне 0,39 . Это означает, что увеличение объемов инвестирования в инфраструктуру на 1% увеличивает совокупный выпуск частного сектора экономики на 0,39% . Такой высокий уровень эластичности привел автора к выводу, что существенное снижение государственных расходов на инфраструктуру было причиной падения темпов экономического роста в Европе и Северной Америке в 70-х годах ХХ века.
Каннинг Д. и Педрони П. на основе эконометрической модели влияния инфраструктуры на долгосрочный экономический рост обосновали, что есть определенный уровень инвестиций в инфраструктуру, максимизирующий отдачу . Негативное влияние дальнейшего отвлечения ресурсов от других направлений инвестирования начинает перевешивать экономические выгоды большего количества инфраструктурных мощностей. Ниже данного уровня наращивание инфраструктуры увеличивает доходы в долгосрочном периоде, выше данного уровня сокращает.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, комплексный подход и диалектические принципы проведения исследований.
Научная новизна исследования заключается в классификации механизмов финансирования инвестиционных проектов с учетом специфики отраслей инфраструктуры и инициаторов финансирования, разработки финансовой стратегии, направленной на создание условий для реализации инфраструктуры, приводящей к устойчивому развитию экономики страны.
Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:
- выявлены причины недофинансирования развития инфраструктуры и несоответствия ее задачам по созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики региона, выраженные в низком уровне инвестиционной составляющей, необходимости возмещения затрат по восстановлению объектов инфраструктуры;
- проведена системная оценка эффективности мер государственной поддержки финансирования инфраструктурных проектов. Обоснована необходимость комплексной модернизации объектов региональной инфраструктуры на основе применения новых механизма финансового и ресурсного обеспечения (создание инвестиционных фондов);
- определены и классифицированы факторы, влияющие на эффективность реализации инфраструктурных проектов, разработаны критерии
оценки финансово-экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиций в инфраструктурные объекты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения ориентированы на широкое применение субъектами инвестиционной деятельности. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами исполнительной и законодательной власти при разработке соответствующего законодательства, а также инвесторами - при реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры.
По мнению многих ученых и экспертов инвестирование в инфраструктуру - это действенный, надежный и эффективный способ стимулирования развития экономики для разрешения существующих проблем в этой сфере. В краткосрочной перспективе вложение инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной - стимулирует экономическое благосостояние страны, создает эффект снижения издержек в целом. Особенную важность приобретает показатели уверенного роста экономики и улучшается качества жизни населения в целом. В условиях финансово-экономического кризиса именно вложения в инфраструктуру способствуют диверсификации направлений развития экономики. В связи с этим, необходимо участие и финансовая поддержка государства на начальном этапе.
Основной источник инвестиций в инфраструктуру - государственный бюджет. Инфраструктурные проектов не направлены на получение дохода, они выполняет социальную функцию. В связи с этим у частных инвесторов такие проекты не вызывают интереса. В краткосрочной перспективе капиталоемкие инфраструктурные объекты не приносят доход, способный заинтересовать частных инвесторов.
В Российской Федерации одна из ключевых проблем в финансировании инфраструктурных проектов заключается в текущей конфигурации денежнокредитной политики. Кроме того, настоящая финансовая система, централизация банковской структуры и недостаток денежной ликвидности не способствует формированию конкурентной деловой среды и закрывает возможность для реализации частного инвестирования. Одни из возможных путей инфраструктурного развития служит трансформация российской финансовой системы, представленная несколькими крупнейшими банками. Возникает необходимость в ослаблении обязательств со стороны ЦБ РФ в части
увеличения резервов под выдачи коммерческих кредитов на развитие инфраструктуры.
В настоящее время существуют эффективные механизмы
сотрудничества бизнеса и государства, которые активно применяются в регионах Российской Федерации. Прежде всего, это формат государственно - частного партнерства. Частные инвесторы вступают в партнерство с государством при реализации совместных инфраструктурных объектов, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства.
На основании проведенной оценки, с учетом международного опыта привлечения инвестиций в инфраструктуру возможно приведение списка рекомендаций и альтернативных вариантов привлечения дополнительных и инвестиций в инфраструктуру.
Например, создание специализированной биржи или секции биржи с возможностью размещения ценных бумаг инфраструктурных фондов и компаний. Эта мера позволила бы привлечь, в том числе, частные инвестиции. Кроме того, предлагается установить нормативные требования для страховых и пенсионных фондов инвестировать определенную долю средств в инфраструктурные ценные бумаги.
Капиталы, выведенные в офшорные зоны, также могут быть инвестированы в инфраструктурные ценные бумаги взамен под взаимные обязательства их владельцев.
Среди финансовых инструментов влияния на процесс инфраструктурного
развития необходимо отметить введение налоговых льгот для проектов, в
том числе применение инфраструктурных облигаций, освобожденных от
уплаты налога на купонный доход, снижение налога на прибыль или
предоставление долгосрочных налоговых каникул. Регионы также могут
принимать активное участие в привлечении инфраструктурных инвестиций
путем выпуска облигаций и банковских кредитов. В Китае и США к примеру
на долю регионов приходится большая доля финансирования транспортной
71
инфраструктуры. Дополнительным инструментом стимулирования данной сферы служит более активное привлечение иностранных строительных компаний для участия в тендерах по строительству инфраструктурных объектов с целью снижения их стоимости.
Таким образом очевидно, что необходимы меры положительных сдвигов в сфере инфраструктурного развития. Цифры федерального бюджета свидетельствуют о снижении объема государственного финансирования данной отрасли. Важна политическая воля руководства страны. В таких отраслях, как образование, культура, здравоохранение и ЖКХ рынок не способен к саморегулированию. Необходимы государственные программы развития, а также создание условия для возврата частных инвестиций в Российскую Федерацию.
Основной источник инвестиций в инфраструктуру - государственный бюджет. Инфраструктурные проектов не направлены на получение дохода, они выполняет социальную функцию. В связи с этим у частных инвесторов такие проекты не вызывают интереса. В краткосрочной перспективе капиталоемкие инфраструктурные объекты не приносят доход, способный заинтересовать частных инвесторов.
В Российской Федерации одна из ключевых проблем в финансировании инфраструктурных проектов заключается в текущей конфигурации денежнокредитной политики. Кроме того, настоящая финансовая система, централизация банковской структуры и недостаток денежной ликвидности не способствует формированию конкурентной деловой среды и закрывает возможность для реализации частного инвестирования. Одни из возможных путей инфраструктурного развития служит трансформация российской финансовой системы, представленная несколькими крупнейшими банками. Возникает необходимость в ослаблении обязательств со стороны ЦБ РФ в части
увеличения резервов под выдачи коммерческих кредитов на развитие инфраструктуры.
В настоящее время существуют эффективные механизмы
сотрудничества бизнеса и государства, которые активно применяются в регионах Российской Федерации. Прежде всего, это формат государственно - частного партнерства. Частные инвесторы вступают в партнерство с государством при реализации совместных инфраструктурных объектов, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства.
На основании проведенной оценки, с учетом международного опыта привлечения инвестиций в инфраструктуру возможно приведение списка рекомендаций и альтернативных вариантов привлечения дополнительных и инвестиций в инфраструктуру.
Например, создание специализированной биржи или секции биржи с возможностью размещения ценных бумаг инфраструктурных фондов и компаний. Эта мера позволила бы привлечь, в том числе, частные инвестиции. Кроме того, предлагается установить нормативные требования для страховых и пенсионных фондов инвестировать определенную долю средств в инфраструктурные ценные бумаги.
Капиталы, выведенные в офшорные зоны, также могут быть инвестированы в инфраструктурные ценные бумаги взамен под взаимные обязательства их владельцев.
Среди финансовых инструментов влияния на процесс инфраструктурного
развития необходимо отметить введение налоговых льгот для проектов, в
том числе применение инфраструктурных облигаций, освобожденных от
уплаты налога на купонный доход, снижение налога на прибыль или
предоставление долгосрочных налоговых каникул. Регионы также могут
принимать активное участие в привлечении инфраструктурных инвестиций
путем выпуска облигаций и банковских кредитов. В Китае и США к примеру
на долю регионов приходится большая доля финансирования транспортной
71
инфраструктуры. Дополнительным инструментом стимулирования данной сферы служит более активное привлечение иностранных строительных компаний для участия в тендерах по строительству инфраструктурных объектов с целью снижения их стоимости.
Таким образом очевидно, что необходимы меры положительных сдвигов в сфере инфраструктурного развития. Цифры федерального бюджета свидетельствуют о снижении объема государственного финансирования данной отрасли. Важна политическая воля руководства страны. В таких отраслях, как образование, культура, здравоохранение и ЖКХ рынок не способен к саморегулированию. Необходимы государственные программы развития, а также создание условия для возврата частных инвестиций в Российскую Федерацию.
Подобные работы
- Управление рисками инфраструктурного проекта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные инструменты в развитии транспортной инфраструктуры
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности управления земельными ресурсами Каргасокского района Томской области
Магистерская диссертация, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОЗДАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ: РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



