Введение 3
1. Понятие инфраструктурных проектов 9
1.1. Основные критерии определения инфраструктурных
проектов 9
1.2. Классификация и подходы при создании инфраструктурных
проектов 18
2. Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов 28
2.1. Бюджетное и внебюджетное финансирование инфраструктурных
проектов 28
2.2. Инфраструктурное развитие Китайской Народной Республики 34
3. Финансирование инфраструктурных проектов в России 42
3.1. Практика финансовой организации инфраструктурных проектов в
России 42
3.2. Финансирование проектов по принципу государственно-частного
партнерства 50
3.3. Инвестиционные фонды 58
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность темы исследования. Повышение уровня экономической эффективности промышленного производства в последнее время сопровождается ограничениями инфраструктурного характера: низкий уровень развития транспортно-логистической системы, недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, необходимость реконструкции объектов коммунальной и энергетической инфраструктуры, отсутствие современного информационно-технического оснащения транспортных узлов - имеет отрицательный эффект на общую инвестиционную активность делового сектора регионов Российской Федерации - субъектов экономики. Успешная реализация инвестиционных проектов напрямую зависит от наличия подъездных путей к объектам инвестирования, автомобильного и железнодорожного сообщения между регионами, бесперебойного водо-, газо- и энергоснабжения . Кроме того, инфраструктурное развитие имеет
существенное влияние на обороноспособность и экономическую безопасностью государств.
Снижение государственных расходов на развитие инфраструктуры объясняется множеством факторов, например, необходимостью строительства основных инфраструктурных сетей в развитых странах, ростом текущих государственных расходов, активизацией процессов приватизации. Отсутствие необходимых объектов инфраструктуры либо вынуждает инвесторов отказываться от инвестирования в привлекательные проекты, либо существенно увеличивает стоимость вложений в реальный сектор экономики.
В России одним из возможных препятствий при реализации инфраструктурных проектов является недостаток в накопленном денежном резерве. В связи с этим необходимо производство продуктов, задействованных в инфраструктурных объектах.
Определенными барьерами для увеличения объема частных инвестиций выступают ограниченность трудовых ресурсов и производительности труда. Показатели безработицы находятся соответственно на крайне низком уровне, использования трудовых ресурсов - крайне высоком.
Помимо указанных проблем, существуют риски государственного управления. Согласно ряду международных исследований, защита прав собственности в России находится на низком уровне. В рейтинге IPRI наша страна занимает 81 место из 129 исследуемых государств . В Рейтинге экономической свободы, который составляется «Heritage Foundation», по уровню защиты прав собственности Россия находится на 138 месте из 181 рассматриваемых стран .
В условиях мирового экономического кризиса наблюдается недостаток финансовых возможностей для реализации долгосрочных капиталоемких проектов, что в свою очередь приводит к увеличению объема государственных инвестиций. Несмотря на накопленный финансовый потенциал (средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), государству также не представляется возможным самостоятельно справиться с задачей модернизации и создания новых объектов инфраструктуры. Это объясняется необходимостью финансирования Антикризисной программы Правительства, направленной на выполнение социальных обязательств перед населением, поддержку реального сектора экономики и финансово-банковской системы, создание инновационной модели экономического роста.
Именно поэтому в современных условиях создание механизмов устойчивого долгосрочного финансирования объектов инфраструктуры может быть основано только на взаимовыгодном партнерстве государства и частного сектора. В мировой практике такое партнерство строится на договорных отношениях, а в инфраструктурных отраслях основной формой сотрудничества, как правило, является заключение концессионных соглашений.
Помимо положительного влияния инфраструктуры на экономический рост, инфраструктура улучшает качество жизни людей: транспортная
логистика, общественная безопасность, системы водоснабжения, санитарноэпидемиологическая безопасность.
Целью исследования является изучение методологии оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере инфраструктурного развития.
В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
• систематизировать понятие инфраструктурных проектов, выявить основные критерии определения инфраструктурных проектов;
• классифицировать принципы и подходы при создании инфраструктурных проектов;
• раскрыть мировой опыт создания и функционирования инфраструктурных проектов;
• выявить практику финансовой организации инфраструктурных проектов в России.
Объектом исследования являются инвестиционные
проекты, реализуемые в сфере инфраструктуры.
Предметом исследования является классификация механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере инфраструктуры.
Теоретическая и методологическая основа.
Проблемам реализации финансирования инвестиционных проектов, анализу и управлению инвестиционными рисками посвящено достаточно много научных исследований известных зарубежных и отечественных ученых, таких как: А.Е.Ланцов, А.Еганян, Н.А.Поляков, Малицкая Е.А., Хулукшинов Д.Е., Бирман Г., Шмидт С., Лансков П., Шенцис Б., Д.Аншауэр, Варнавский В.Г., Готье Шателю, Йескомб Э.Р., Ирвин Т. и др.
Существенный положительный эффект от инвестирования в
п
инфраструктуру отмечал Асчауэр Д.А. . Он оценил коэффициент эластичности выпуска продукции к объему инвестиций в ключевую инфраструктуру на
о
уровне 0,39 . Это означает, что увеличение объемов инвестирования в инфраструктуру на 1% увеличивает совокупный выпуск частного сектора экономики на 0,39% . Такой высокий уровень эластичности привел автора к выводу, что существенное снижение государственных расходов на инфраструктуру было причиной падения темпов экономического роста в Европе и Северной Америке в 70-х годах ХХ века.
Каннинг Д. и Педрони П. на основе эконометрической модели влияния инфраструктуры на долгосрочный экономический рост обосновали, что есть определенный уровень инвестиций в инфраструктуру, максимизирующий отдачу . Негативное влияние дальнейшего отвлечения ресурсов от других направлений инвестирования начинает перевешивать экономические выгоды большего количества инфраструктурных мощностей. Ниже данного уровня наращивание инфраструктуры увеличивает доходы в долгосрочном периоде, выше данного уровня сокращает.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Методологическую основу составляют общенаучные методы анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, комплексный подход и диалектические принципы проведения исследований.
Научная новизна исследования заключается в классификации механизмов финансирования инвестиционных проектов с учетом специфики отраслей инфраструктуры и инициаторов финансирования, разработки финансовой стратегии, направленной на создание условий для реализации инфраструктуры, приводящей к устойчивому развитию экономики страны.
Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем:
- выявлены причины недофинансирования развития инфраструктуры и несоответствия ее задачам по созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики региона, выраженные в низком уровне инвестиционной составляющей, необходимости возмещения затрат по восстановлению объектов инфраструктуры;
- проведена системная оценка эффективности мер государственной поддержки финансирования инфраструктурных проектов. Обоснована необходимость комплексной модернизации объектов региональной инфраструктуры на основе применения новых механизма финансового и ресурсного обеспечения (создание инвестиционных фондов);
- определены и классифицированы факторы, влияющие на эффективность реализации инфраструктурных проектов, разработаны критерии
оценки финансово-экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиций в инфраструктурные объекты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения ориентированы на широкое применение субъектами инвестиционной деятельности. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами исполнительной и законодательной власти при разработке соответствующего законодательства, а также инвесторами - при реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры.
По мнению многих ученых и экспертов инвестирование в инфраструктуру - это действенный, надежный и эффективный способ стимулирования развития экономики для разрешения существующих проблем в этой сфере. В краткосрочной перспективе вложение инвестиций в инфраструктуру создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной - стимулирует экономическое благосостояние страны, создает эффект снижения издержек в целом. Особенную важность приобретает показатели уверенного роста экономики и улучшается качества жизни населения в целом. В условиях финансово-экономического кризиса именно вложения в инфраструктуру способствуют диверсификации направлений развития экономики. В связи с этим, необходимо участие и финансовая поддержка государства на начальном этапе.
Основной источник инвестиций в инфраструктуру - государственный бюджет. Инфраструктурные проектов не направлены на получение дохода, они выполняет социальную функцию. В связи с этим у частных инвесторов такие проекты не вызывают интереса. В краткосрочной перспективе капиталоемкие инфраструктурные объекты не приносят доход, способный заинтересовать частных инвесторов.
В Российской Федерации одна из ключевых проблем в финансировании инфраструктурных проектов заключается в текущей конфигурации денежнокредитной политики. Кроме того, настоящая финансовая система, централизация банковской структуры и недостаток денежной ликвидности не способствует формированию конкурентной деловой среды и закрывает возможность для реализации частного инвестирования. Одни из возможных путей инфраструктурного развития служит трансформация российской финансовой системы, представленная несколькими крупнейшими банками. Возникает необходимость в ослаблении обязательств со стороны ЦБ РФ в части
увеличения резервов под выдачи коммерческих кредитов на развитие инфраструктуры.
В настоящее время существуют эффективные механизмы
сотрудничества бизнеса и государства, которые активно применяются в регионах Российской Федерации. Прежде всего, это формат государственно - частного партнерства. Частные инвесторы вступают в партнерство с государством при реализации совместных инфраструктурных объектов, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства.
На основании проведенной оценки, с учетом международного опыта привлечения инвестиций в инфраструктуру возможно приведение списка рекомендаций и альтернативных вариантов привлечения дополнительных и инвестиций в инфраструктуру.
Например, создание специализированной биржи или секции биржи с возможностью размещения ценных бумаг инфраструктурных фондов и компаний. Эта мера позволила бы привлечь, в том числе, частные инвестиции. Кроме того, предлагается установить нормативные требования для страховых и пенсионных фондов инвестировать определенную долю средств в инфраструктурные ценные бумаги.
Капиталы, выведенные в офшорные зоны, также могут быть инвестированы в инфраструктурные ценные бумаги взамен под взаимные обязательства их владельцев.
Среди финансовых инструментов влияния на процесс инфраструктурного
развития необходимо отметить введение налоговых льгот для проектов, в
том числе применение инфраструктурных облигаций, освобожденных от
уплаты налога на купонный доход, снижение налога на прибыль или
предоставление долгосрочных налоговых каникул. Регионы также могут
принимать активное участие в привлечении инфраструктурных инвестиций
путем выпуска облигаций и банковских кредитов. В Китае и США к примеру
на долю регионов приходится большая доля финансирования транспортной
71
инфраструктуры. Дополнительным инструментом стимулирования данной сферы служит более активное привлечение иностранных строительных компаний для участия в тендерах по строительству инфраструктурных объектов с целью снижения их стоимости.
Таким образом очевидно, что необходимы меры положительных сдвигов в сфере инфраструктурного развития. Цифры федерального бюджета свидетельствуют о снижении объема государственного финансирования данной отрасли. Важна политическая воля руководства страны. В таких отраслях, как образование, культура, здравоохранение и ЖКХ рынок не способен к саморегулированию. Необходимы государственные программы развития, а также создание условия для возврата частных инвестиций в Российскую Федерацию.
1. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации №117-ФЗ от 5 августа 2000 года
3. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
4. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах // URL: http://government.ru/info/2388 (дата обращения - 13.06.2013)
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), http://base.garant.ruZ71129190/#ixzz4OwCcSRxg
Монографии, диссертации
6. Бочаров В.В. Инвестиции. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008 - 176с.
7. Блохииа В.Г. Инвестиционный анализ. - М.: Феникс, 2007,- с. 320.
8. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. М.: «ОСЬ-89», 2008, 864 с.
9. Еганян А. Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. М., 2015. 715 с.
10.Зель А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: Пер. с нем. М.: «ОСЬ-89», 2007
11. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства.
Геоэкономический подход. Изд. 3-е. - М.: КомКнига, 2013. - 456 с.
73
12. Лю Чжаньли. Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.,2003.
13. Михеев В.В. Глобализация экономики Китая. - М.: Памятники
исторической мысли, 2003
14. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса. М.: Кнорус, 2007,560с.
15. Селищев А.С., Селищева Н.А. Китайская экономика в XXI веке. - СПб.: Питер, 2004
16. Ху На. Социально-экономический анализ развития СЭЗ Китая и их роль в
трансформации социальной сферы: автореферат дис. кандидата
социологических наук: 22.00.03 / МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва,
2006. - 26 с.
17.Чжоу Цзэн. Роль иностранных инвестиций в экономике Китая: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2005
18. Adam, Christopher, and David Bevan. “Public Investment, Public Finance, and Growth: The Impact of Distortionary Taxation, Recurrent Costs, and Incomplete Appropriability.” IMF Working Paper 14/73,2014
19. Andrew Berg, Rafael Portillo, Shu-Chun S. Yang, and Luis-Felipe Zanna, Public Investment in Resource-Abundant Developing Countries, IMF Working Paper, November 2012
20. Buhr, W. What is Infrastructure? Department of Economics, School of Economic Disciplines, University of Siegen. Siegen Discussion Paper No. 10703. - 2003.
21. Baldwin J .R., Dixon J.Infrastructure Capital: What Is It? Where Is It? How Much of It Is There? Research Paper. Minister of Industry. Statistics Canada. - 2008.
22. Torsten Ehlers, Understanding the challenges for infrastructure finance, BIS Working Papers, №o 454, Monetary and Economic Department, August 2014
23. Stewart, F. and J. Yermo (2012), “Infrastructure Investment in New Markets: Challenges and Opportunities for Pension Funds”, OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, No. 26
24. J.P. Morgan. Asset Management Global Real Assets Research // https://www.ipmorgan.com/jpmpdf/1158630194855.pdf
Статьи и материалы периодической печати
25. Гулакова О.И. Теоретико-методологические основы измерения
общественного эффекта инфраструктурных проектов. Вестник. НГУ. Серия: социально-экономические науки. 2012, том 12, выпуск 4.
26. Делмон, Дж. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре:
практическое руководство для органов государственной власти / Дж. Делмон. - АО «Казахстанский центр государственно-частного
партнерства» при финансовой поддержке Консультативного офиса по участию частного сектора в инфраструктуре (PPIAF), 2010.
27. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность,
классификация // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №2 (38). // URL: http://www.uecs.ru/uecs-38- 382012/item/1053-2012-02-20-06-19-20
28. Малицкая Е.А. Понятие инфраструктурного проекта и управление его жизненным циклом // Экономика регионов. 2014. № 3.
29. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Инфраструктура финансового рынка России: пути совершенствования и тенденции развития // Финансы и кредит. 2012. № 28.
30. Матвеев В.В. Роль инфраструктурных инвестиций в национальном процессе воспроизводства // Экономические науки. 2011. №10.
31. Новоселова Л.В. Развитие иностранного предпринимательства в КНР // Проблемы дальнего Востока. - 2005. - №3
32. Поляков Н.А.. Опыт и перспективы финансирования инфраструктурных проектов в Российской Федерации.Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2010. Выпуск 1.
33. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны// Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. - М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.: ил. - ISBN 97895993255922992. Агентство CIP РГБ
34. Родин А. ГЧП: основные модели и особенности применения // ЭЖ- Юрист. 2015. № 17.
35. Терехова Е.В. Формы инвестиционной деятельности государства (финансово-правовой аспект) // Вопросы экономики и права. 2013. № 4.
36. Толстолесова Л.А. Формирование и развитие институтов региональной
финансово-инвестиционной инфраструктуры // Теория и практика общественного развития (ISSN 2072-7623). 2012. №10 //
URL:http://www.teoria-practica.ru/-10-2012/ecommics/tolstolesova.pdf (дата обращения - 25.12.2013)
37. Хулукшинов Д.Е. Источники финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 927-929.
38. Gramlich, E. Infrastructure Investment: A Review Essay // Journal of Economic Literature, - 1994. vol. 32(3). - P. 1176-96
Электронные ресурсы
39. Основные экономические показатели банковского сектора Краснодарского края (за 2012 год)/Материалы Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края // URL: http: //finmarket.kubangov.ru/bank-sector/o sn-pok/2012/ (дата обращения - 25.12.2013)
40. Санджив Гупта, Эстель Сюэ Лю и Карлос Мулас-Гранадос. Меры
политики и государственные инвестиции. Журнал «Финансы и развитие», декабрь 2015г. выпуск 52 (4), стр.42-45,
http://www.imf.org/extemal/russian/pubs/ft/fandd/2015/12/index.htm
41. Эдвард Ф. Баффи, Микеле Андреолли, Бин Грейс Ли, Луис-Фелипе Занна.
Скрытая эффективность, Журнал «Финансы и развитие», сентябрь 2016г. выпуск 53, стр.52-54,
http: //www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2016/09/index.htm
42. Кузнецова А.И., Чепик А.Г. Стратегический менеджмент в развитии
инновационной инфраструктуры региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №2. (38) // URL:
http://www.uecs.ru/uecs-38-382012/item/1010-2012-02-07-05-22-47