Введение 3
Глава 1. Современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития 7
1.1. Понятие и виды выносливости 7
1.2. Физиологические механизмы и резервы развития
выносливости 11
1.3. Показатели и факторы проявления выносливости 16
1.4. Методика развития выносливости у детей школьного
возраста на уроках физической культуры 22
1.5. Подготовка учащихся на уроках физической культуры к выполнению нормативов ВФСК ГТО в упражнениях на выносливость 27
1.6. Критерии и методы оценки выносливости 32
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
Глава 3. Экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры 39
3.1. Характеристика экспериментальной методики 39
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 43
Выводы 50
Практические рекомендации 52
Список литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Для образовательных учреждений, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утверждена примерная учебная программа по физической культуре. Практический раздел этой программы, в частности, предусматривает развитие у школьников выносливости.
Выносливость - важнейшее физическое качество. Выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма, т.к. является многофункциональным свойством человеческого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
Развитие выносливости на уроках физической культуры представляет собой одну их важнейших и сложнейших проблем в теории и методике физического воспитания школьников. Интерес к данной проблеме не угасает на протяжении многих лет. И это не случайно. Ведь хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной и внеучебной деятельности учащихся. Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентрации внимания. На последних уроках работоспособность учащихся заметно снижается в результате накопившегося утомления. Повышение уровня общей физической подготовленности, в частности выносливости, замедляет развитие утомления и делает работу школьников более продуктивной [8, с. 56-59].
Тестовые упражнения на выносливость как показатель развития физического качества индивида включены в требования примерной государственной программы по предмету «Физическая культура», во все ступени комплекса ГТО и для их выполнения требуется предварительная подготовка.
Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, современные школьники не всегда способны выполнить требуемые нормативы на выносливость [24].
В связи с выше сказанным обнаруживаются противоречия между:
- возрастающей значимостью развития выносливости у детей и подростков на занятиях физической культурой и недостаточным уровнем их общей физической работоспособности [27, с. 45];
- важностью развития всего комплекса физических качеств, в том числе выносливости, и недостатком данных, раскрывающих содержание методики по развитию выносливости на занятиях физической культурой в школе [3, с. 56].
Проблема исследования заключается в поиске методики эффективного развития общей выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать методику развития общей выносливости у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - методика уроков физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет.
Гипотеза исследования - предполагалось, что методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет, основанная на последовательном использовании физических упражнений в условиях равномерного, переменного и кругового методов позволит успешно подготовить их к выполнению требований программы и комплекса ГТО IV ступени в беге на длинные дистанции.
Задачи исследования:
1. Раскрыть современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития.
2. Разработать методику развития общей выносливости на уроках физической культуры в средних классах с последовательным использованием равномерного, переменного и кругового методов.
3. Определить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование физической подготовленности.
5. Антропометрия.
6. Метод индексов (жизненный индекс, двойное произведение).
7. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования - положения о целенаправленном развитии всего комплекса физических качеств у школьников различных возрастных групп (Ю.В. Верхошанский [8], Л.П. Матвеев [33], В.И. Лях [27]); теория и методика развития выносливости (В.М. Зациорский [18], С.М. Симоненко [43], Е.Б. Мякинченко [31], С.-А. М. Аслаханов [1] и другие); биологический аспект развития выносливости (В.П. Губа [9], Я.А. Пашковская [38]).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики развития общей выносливости на основе последовательного использования комплекса методов строго регламентированного упражнения в условиях школьного урока физической культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний о методике развития общей выносливости у школьников 14-15 лет в условиях урока физической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика успешно прошла экспериментальную проверку и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных школах и в спортивных секциях.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретико-методологические основы развития физической выносливости, единством научно-теоретического и практического подходов; достаточностью методов исследования и объема, однородности выборки испытуемых; статистической значимостью результатов экспериментальной работы.
Личный вклад автора состоит в самостоятельном выявлении проблемы исследования, подготовке и проведении педагогического эксперимента, обработке и обсуждении фактических данных исследования, подготовке практических рекомендаций.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Материалы исследования изложены на 62 страницах компьютерного текста, содержат 8 таблиц, 4 рисунка. В работе использовано 57 источников научной и методической литературы.
1. Анализ и обобщение специальной литературы свидетельствует о том, что выносливость является важнейшим физическим качеством, от уровня развития которого зависит эффективность любой деятельности человека: учебной, профессиональной, спортивной, бытовой. При этом развитие выносливости на уроках физической культуры представляет одну из важнейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания школьников.
2. Выявлено, что уровень проявления общей выносливости во многом обусловлен функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим, помимо тестовых упражнений на выносливость, предусмотренных государственной программой и комплексом ГТО (бег 1000 и 2000 м соответственно) необходимо использовать физиологические показатели: жизненный индекс и индекс Робинсона (двойное произведение). Именно эти показатели характеризуют резервные возможности жизнеобеспечивающих систем.
3. Разработана экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры, рассчитанная на использование в течение учебного года. В качестве средств предусмотрено применение циклических упражнений - беговых со стандартной и переменной по характеру нагрузкой, а также ациклических упражнений в условиях кругового метода в режиме непрерывной нагрузки, т.е. со строгим дозированием физической нагрузки и отдыха. Основные параметры нагрузки и отдыха регулировались на основании данных педагогического наблюдения за внешними признаками реакции организма занимающихся и определением ЧСС.
4. С помощью методов математической статистики доказано, что экспериментальная методика оказалась более эффективной, чем методика в контрольном классе, не предусматривающая строгого регулирования параметров физической нагрузки и отдыха. У учащихся экспериментального класса достоверно (р<0,01и 0,05) улучшились результаты в тестовых упражнениях на выносливость и больший процент учеников улучшили свои достижения в выполнении нормативов комплекса ГТО.
1. Аслаханов С.-А. М. Народные игры и физические упражнения как средства оптимизации морфофункционального состояния школьников [Текст] / С.-А. М. Аслаханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. - 10 (92). - С. 24-30.
2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте [Текст]. - М.: Медицина, 1990. - 194 с.
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология [Текст] / Серия Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
5. Буллер В.К. Методические указания по проведению учебно-исследовательской работы студентами методами математической статистики [Текст]. - Алма-Ата: КазИФК, 1982. - 44 с.
6. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]. - М.; 1988. - 331 с.
8. Верхошанский Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2014. - 80 с.
9. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход: монография [Текст] /
В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.
10. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика [Текст]. /Учебник для институтов физической культуры. - М., 1979. - 327с.
11. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст]. - Минск, 1980. - 257 с.
12. Гуревич И.М. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст]. 3-е издание перераб. и доп. - Минск, 1985. - 142 с.
13. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учебник для техникумов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. - 352 с.
14. Германов Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости [Текст] / Германов Г.Н., Сабирова И.А., Цуканова Е.Г. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2. - С. 36-39.
15. Дорофеев В.Г. Развитие скоростной выносливости в ходе лыжной подготовки [Текст] //Физическая культура в школе. - 1999. - № 5. - С. 44 - 45.
16. Ефремова Е.В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТО и их выполнение учащимися 5 - 6 классов [Текст] // Физическая культура в школе. - 2015. - № 6. - С. 19.
17. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] /Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
18. Зациорский В.М. Методика воспитания выносливости // Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - Гл. III. -
С. 103-153.
19. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др.]. - 3-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2013. - 443 с.
20. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений [Текст] / Ф.А. Иорданская. - М.: Советский спорт, 2011. - 142 с.
21. Инструкция по организации ГТО для учителя физической культуры [Текст]. - [Электронный ресурс] http:// URL: gigabaza.ru
22. Карпман В.Л., Хрущев С.В., Борисова Ю.А. Сердце и работоспособность спортсмена [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 120 с.
23. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы [Текст]. - М., 1994. - 96 с.
24. Лепешкин В.А. Универсальная таблица для развития выносливости [Текст] //Физическая культура в школе. - 1999. - № 3. - С. 10 - 11.
25. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры [Текст]. - Минск: Народная Асвета, 1980. - 126 с.
26. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
27. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития [Текст]. - 1998. - № 1. - С.7 -15.
28. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 104 с.
29. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория,
методология, практика: монография [Текст] / А. Г. Маджуга. - Уфа: Изд-во РИО Респ. учеб.-науч. метод. центра, 2010. - 300 с.
30. Матвеев Л.П. Воспитание выносливости [Текст] // Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - Гл. XIII. - С. 359-390.
31. Мякинченко Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта [Текст] / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
32. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
33. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физическая культура, 1991. - 542 с.
35. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. - 319 с.
36. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - С. 25.
37. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погодаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
38. Пашковская Я.А. Методика проведения тренировки по оздоровительной аэробике с учетом соматотипа девочек 11-13 лет [Текст] / Я.А. Пашковская // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 101-105.
39. Полуэктов Е.С. Влияние физических нагрузок на состояние опорнодвигательного аппарата бегунов на средние дистанции [Текст] / Полуэктов Е.С. // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 133-139.
40. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса « (ГТО)». ПРИКАЗ « 1 6 » ноября 2015 г . № 1045 о внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 № 575.
41. Солодков А.С., Сологуб Е.Ф. Физиология спорта [Текст]. - СПб., 2001.- 520 с.
42. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1973. - 104 с.
43. Симоненко С.М. Физическое воспитание и здоровье школьника [Текст] / С.М. Симоненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10. - С. 86-89.
44. Соболева Т.С. Женщина в мужских видах спорта. Нарушение полоролевого поведения у спортсменок [Текст] / Т.С. Соболева, Д.В. Соболев // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 4. - С. 75-78.
45. Солодков А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России [Текст] / А.С. Солодков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3. - С. 163-171.
46. Сонькин В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе [Текст] / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
47. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков.
Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) [Текст]: международный отчет по материалам обследования
2009/2010 гг.». Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.euro.who.int/HBSC .
48. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ
олимпийского резерва [Текст] / Под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
49. Теория и методика физической культуры [Текст] / Под общей ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.
50. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов [Текст] / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
51. Теория и методики физического воспитания [Текст]: Учебник для пед ин-тов / Под общей ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 280 с.
52. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов [Текст]/ Программы общеобразовательных учреждений /Лях В. И., Зданевич А. А. - М.: Просвещение, 2011. - 36 с.
53. Шелегина А.В. Теоретические основы моделирования педагогической системы развития, формирования и сохранения здоровья школьника [Текст] / А.В. Шелегина // Валеология. - 2009. - № 2. - С. 12-21.
54. Щетинина С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурноспортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 133-139.
55. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов [Текст] / Н.И. Шлык. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.
56. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности [Текст]. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 224 с.
57. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 166 с.