МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСА ГТО В БЕГЕ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития 7
1.1. Понятие и виды выносливости 7
1.2. Физиологические механизмы и резервы развития
выносливости 11
1.3. Показатели и факторы проявления выносливости 16
1.4. Методика развития выносливости у детей школьного
возраста на уроках физической культуры 22
1.5. Подготовка учащихся на уроках физической культуры к выполнению нормативов ВФСК ГТО в упражнениях на выносливость 27
1.6. Критерии и методы оценки выносливости 32
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
Глава 3. Экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры 39
3.1. Характеристика экспериментальной методики 39
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 43
Выводы 50
Практические рекомендации 52
Список литературы 55
Приложение
Глава 1. Современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития 7
1.1. Понятие и виды выносливости 7
1.2. Физиологические механизмы и резервы развития
выносливости 11
1.3. Показатели и факторы проявления выносливости 16
1.4. Методика развития выносливости у детей школьного
возраста на уроках физической культуры 22
1.5. Подготовка учащихся на уроках физической культуры к выполнению нормативов ВФСК ГТО в упражнениях на выносливость 27
1.6. Критерии и методы оценки выносливости 32
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
Глава 3. Экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры 39
3.1. Характеристика экспериментальной методики 39
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 43
Выводы 50
Практические рекомендации 52
Список литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Для образовательных учреждений, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утверждена примерная учебная программа по физической культуре. Практический раздел этой программы, в частности, предусматривает развитие у школьников выносливости.
Выносливость - важнейшее физическое качество. Выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма, т.к. является многофункциональным свойством человеческого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
Развитие выносливости на уроках физической культуры представляет собой одну их важнейших и сложнейших проблем в теории и методике физического воспитания школьников. Интерес к данной проблеме не угасает на протяжении многих лет. И это не случайно. Ведь хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной и внеучебной деятельности учащихся. Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентрации внимания. На последних уроках работоспособность учащихся заметно снижается в результате накопившегося утомления. Повышение уровня общей физической подготовленности, в частности выносливости, замедляет развитие утомления и делает работу школьников более продуктивной [8, с. 56-59].
Тестовые упражнения на выносливость как показатель развития физического качества индивида включены в требования примерной государственной программы по предмету «Физическая культура», во все ступени комплекса ГТО и для их выполнения требуется предварительная подготовка.
Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, современные школьники не всегда способны выполнить требуемые нормативы на выносливость [24].
В связи с выше сказанным обнаруживаются противоречия между:
- возрастающей значимостью развития выносливости у детей и подростков на занятиях физической культурой и недостаточным уровнем их общей физической работоспособности [27, с. 45];
- важностью развития всего комплекса физических качеств, в том числе выносливости, и недостатком данных, раскрывающих содержание методики по развитию выносливости на занятиях физической культурой в школе [3, с. 56].
Проблема исследования заключается в поиске методики эффективного развития общей выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать методику развития общей выносливости у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - методика уроков физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет.
Гипотеза исследования - предполагалось, что методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет, основанная на последовательном использовании физических упражнений в условиях равномерного, переменного и кругового методов позволит успешно подготовить их к выполнению требований программы и комплекса ГТО IV ступени в беге на длинные дистанции.
Задачи исследования:
1. Раскрыть современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития.
2. Разработать методику развития общей выносливости на уроках физической культуры в средних классах с последовательным использованием равномерного, переменного и кругового методов.
3. Определить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование физической подготовленности.
5. Антропометрия.
6. Метод индексов (жизненный индекс, двойное произведение).
7. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования - положения о целенаправленном развитии всего комплекса физических качеств у школьников различных возрастных групп (Ю.В. Верхошанский [8], Л.П. Матвеев [33], В.И. Лях [27]); теория и методика развития выносливости (В.М. Зациорский [18], С.М. Симоненко [43], Е.Б. Мякинченко [31], С.-А. М. Аслаханов [1] и другие); биологический аспект развития выносливости (В.П. Губа [9], Я.А. Пашковская [38]).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики развития общей выносливости на основе последовательного использования комплекса методов строго регламентированного упражнения в условиях школьного урока физической культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний о методике развития общей выносливости у школьников 14-15 лет в условиях урока физической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика успешно прошла экспериментальную проверку и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных школах и в спортивных секциях.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретико-методологические основы развития физической выносливости, единством научно-теоретического и практического подходов; достаточностью методов исследования и объема, однородности выборки испытуемых; статистической значимостью результатов экспериментальной работы.
Личный вклад автора состоит в самостоятельном выявлении проблемы исследования, подготовке и проведении педагогического эксперимента, обработке и обсуждении фактических данных исследования, подготовке практических рекомендаций.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Материалы исследования изложены на 62 страницах компьютерного текста, содержат 8 таблиц, 4 рисунка. В работе использовано 57 источников научной и методической литературы.
Выносливость - важнейшее физическое качество. Выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма, т.к. является многофункциональным свойством человеческого организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
Развитие выносливости на уроках физической культуры представляет собой одну их важнейших и сложнейших проблем в теории и методике физического воспитания школьников. Интерес к данной проблеме не угасает на протяжении многих лет. И это не случайно. Ведь хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной и внеучебной деятельности учащихся. Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентрации внимания. На последних уроках работоспособность учащихся заметно снижается в результате накопившегося утомления. Повышение уровня общей физической подготовленности, в частности выносливости, замедляет развитие утомления и делает работу школьников более продуктивной [8, с. 56-59].
Тестовые упражнения на выносливость как показатель развития физического качества индивида включены в требования примерной государственной программы по предмету «Физическая культура», во все ступени комплекса ГТО и для их выполнения требуется предварительная подготовка.
Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, современные школьники не всегда способны выполнить требуемые нормативы на выносливость [24].
В связи с выше сказанным обнаруживаются противоречия между:
- возрастающей значимостью развития выносливости у детей и подростков на занятиях физической культурой и недостаточным уровнем их общей физической работоспособности [27, с. 45];
- важностью развития всего комплекса физических качеств, в том числе выносливости, и недостатком данных, раскрывающих содержание методики по развитию выносливости на занятиях физической культурой в школе [3, с. 56].
Проблема исследования заключается в поиске методики эффективного развития общей выносливости на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать методику развития общей выносливости у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Объект исследования - методика уроков физической культуры в средних классах.
Предмет исследования - методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет.
Гипотеза исследования - предполагалось, что методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет, основанная на последовательном использовании физических упражнений в условиях равномерного, переменного и кругового методов позволит успешно подготовить их к выполнению требований программы и комплекса ГТО IV ступени в беге на длинные дистанции.
Задачи исследования:
1. Раскрыть современное представление о выносливости как о физическом качестве и методике ее развития.
2. Разработать методику развития общей выносливости на уроках физической культуры в средних классах с последовательным использованием равномерного, переменного и кругового методов.
3. Определить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование физической подготовленности.
5. Антропометрия.
6. Метод индексов (жизненный индекс, двойное произведение).
7. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования - положения о целенаправленном развитии всего комплекса физических качеств у школьников различных возрастных групп (Ю.В. Верхошанский [8], Л.П. Матвеев [33], В.И. Лях [27]); теория и методика развития выносливости (В.М. Зациорский [18], С.М. Симоненко [43], Е.Б. Мякинченко [31], С.-А. М. Аслаханов [1] и другие); биологический аспект развития выносливости (В.П. Губа [9], Я.А. Пашковская [38]).
Научная новизна исследования заключается в разработке методики развития общей выносливости на основе последовательного использования комплекса методов строго регламентированного упражнения в условиях школьного урока физической культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении системы знаний о методике развития общей выносливости у школьников 14-15 лет в условиях урока физической культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика успешно прошла экспериментальную проверку и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных школах и в спортивных секциях.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретико-методологические основы развития физической выносливости, единством научно-теоретического и практического подходов; достаточностью методов исследования и объема, однородности выборки испытуемых; статистической значимостью результатов экспериментальной работы.
Личный вклад автора состоит в самостоятельном выявлении проблемы исследования, подготовке и проведении педагогического эксперимента, обработке и обсуждении фактических данных исследования, подготовке практических рекомендаций.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Материалы исследования изложены на 62 страницах компьютерного текста, содержат 8 таблиц, 4 рисунка. В работе использовано 57 источников научной и методической литературы.
1. Анализ и обобщение специальной литературы свидетельствует о том, что выносливость является важнейшим физическим качеством, от уровня развития которого зависит эффективность любой деятельности человека: учебной, профессиональной, спортивной, бытовой. При этом развитие выносливости на уроках физической культуры представляет одну из важнейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания школьников.
2. Выявлено, что уровень проявления общей выносливости во многом обусловлен функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим, помимо тестовых упражнений на выносливость, предусмотренных государственной программой и комплексом ГТО (бег 1000 и 2000 м соответственно) необходимо использовать физиологические показатели: жизненный индекс и индекс Робинсона (двойное произведение). Именно эти показатели характеризуют резервные возможности жизнеобеспечивающих систем.
3. Разработана экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры, рассчитанная на использование в течение учебного года. В качестве средств предусмотрено применение циклических упражнений - беговых со стандартной и переменной по характеру нагрузкой, а также ациклических упражнений в условиях кругового метода в режиме непрерывной нагрузки, т.е. со строгим дозированием физической нагрузки и отдыха. Основные параметры нагрузки и отдыха регулировались на основании данных педагогического наблюдения за внешними признаками реакции организма занимающихся и определением ЧСС.
4. С помощью методов математической статистики доказано, что экспериментальная методика оказалась более эффективной, чем методика в контрольном классе, не предусматривающая строгого регулирования параметров физической нагрузки и отдыха. У учащихся экспериментального класса достоверно (р<0,01и 0,05) улучшились результаты в тестовых упражнениях на выносливость и больший процент учеников улучшили свои достижения в выполнении нормативов комплекса ГТО.
2. Выявлено, что уровень проявления общей выносливости во многом обусловлен функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим, помимо тестовых упражнений на выносливость, предусмотренных государственной программой и комплексом ГТО (бег 1000 и 2000 м соответственно) необходимо использовать физиологические показатели: жизненный индекс и индекс Робинсона (двойное произведение). Именно эти показатели характеризуют резервные возможности жизнеобеспечивающих систем.
3. Разработана экспериментальная методика развития общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры, рассчитанная на использование в течение учебного года. В качестве средств предусмотрено применение циклических упражнений - беговых со стандартной и переменной по характеру нагрузкой, а также ациклических упражнений в условиях кругового метода в режиме непрерывной нагрузки, т.е. со строгим дозированием физической нагрузки и отдыха. Основные параметры нагрузки и отдыха регулировались на основании данных педагогического наблюдения за внешними признаками реакции организма занимающихся и определением ЧСС.
4. С помощью методов математической статистики доказано, что экспериментальная методика оказалась более эффективной, чем методика в контрольном классе, не предусматривающая строгого регулирования параметров физической нагрузки и отдыха. У учащихся экспериментального класса достоверно (р<0,01и 0,05) улучшились результаты в тестовых упражнениях на выносливость и больший процент учеников улучшили свои достижения в выполнении нормативов комплекса ГТО.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка обучающихся 11-12 лет к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



