ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественного развития младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 6
1.1. Художественное развитие младших школьников как
педагогическая проблема 6
1.2. Организация кружка «Мастерская чудес» в начальной школе 12
1.3. Нетрадиционные техники и приемы рисования на занятиях
кружка «Мастерская чудес» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественному развитию младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 25
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей и
художественного развития младших школьников 25
2.2. Содержание работы по художественному развитию младших
школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 32
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественного развития младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 6
1.1. Художественное развитие младших школьников как
педагогическая проблема 6
1.2. Организация кружка «Мастерская чудес» в начальной школе 12
1.3. Нетрадиционные техники и приемы рисования на занятиях
кружка «Мастерская чудес» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по художественному развитию младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 25
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей и
художественного развития младших школьников 25
2.2. Содержание работы по художественному развитию младших
школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес» 32
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение
Одной из актуальных проблем современного образования является создание условий для творческой самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям (Выготский, 2003, 144).
Признание в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетной задачей, решающейся в образовательной области «искусство», развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, а также к выражению отношения учащихся к окружающему миру в творческих работах задает важное направление для целенаправленного процесса художественного развития ребенка в начальной школе.
В современной начальной школе учащиеся целенаправленно развиваются в художественном плане в процессе художественного воспитания и образования, включающего в себя такие предметы, как изобразительное искусство, музыка и литературное чтение, а также на занятиях в кружках по изучению искусства и при реализации других форм дополнительного художественно-эстетического воспитания и образования.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляет воображение (Выготский, 2003, 144).
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М Дьяченко, Н.С. Лейтес, В.А Моляко Н.Б. Теплов и др.
В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Психологические модели развития художественного творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Как показывают педагогические исследования, художественное развитие младших школьников - целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное развитие осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства, а также в процессе собственной творческой деятельности. Занятие в кружке «Мастерская чудес» может предоставить младшим школьникам все возможности для художественного развития.
Проблема исследования: каковы возможности кружка «Мастерская чудес» в деле художественного развития младших школьников.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: художественное развитие младших школьников.
Предмет исследования: процесс художественного развития младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес».
Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения о том, что художественное развитие младших школьников будет эффективным, если в качестве формы организации внеурочной деятельности выбран кружок; разработано содержание и методы проведения кружковых занятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников; используются нетрадиционные техники и приёмы рисования.
Задачи исследования:
- изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме художественного развития младших школьников;
- провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников;
- предложить рекомендации по художественному развитию младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес»
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися; педагогическое моделирование; анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н. Федутенко».
Признание в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетной задачей, решающейся в образовательной области «искусство», развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, а также к выражению отношения учащихся к окружающему миру в творческих работах задает важное направление для целенаправленного процесса художественного развития ребенка в начальной школе.
В современной начальной школе учащиеся целенаправленно развиваются в художественном плане в процессе художественного воспитания и образования, включающего в себя такие предметы, как изобразительное искусство, музыка и литературное чтение, а также на занятиях в кружках по изучению искусства и при реализации других форм дополнительного художественно-эстетического воспитания и образования.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляет воображение (Выготский, 2003, 144).
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М Дьяченко, Н.С. Лейтес, В.А Моляко Н.Б. Теплов и др.
В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина И.П. Сакулина.
Психологические модели развития художественного творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Как показывают педагогические исследования, художественное развитие младших школьников - целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное развитие осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства, а также в процессе собственной творческой деятельности. Занятие в кружке «Мастерская чудес» может предоставить младшим школьникам все возможности для художественного развития.
Проблема исследования: каковы возможности кружка «Мастерская чудес» в деле художественного развития младших школьников.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: художественное развитие младших школьников.
Предмет исследования: процесс художественного развития младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес».
Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения о том, что художественное развитие младших школьников будет эффективным, если в качестве формы организации внеурочной деятельности выбран кружок; разработано содержание и методы проведения кружковых занятий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников; используются нетрадиционные техники и приёмы рисования.
Задачи исследования:
- изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме художественного развития младших школьников;
- провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников;
- предложить рекомендации по художественному развитию младших школьников на занятиях кружка «Мастерская чудес»
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися; педагогическое моделирование; анкетирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н. Федутенко».
Художественное развитие младших школьников - целенаправленный процесс формирования у детей способностей воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное развитие осуществляется посредством ознакомления с общими сведениями из теории и истории искусства, непосредственно с произведениями искусства.
В ходе нашего исследования мы выполнили поставленные задачи и подтвердили гипотезу.
Младший школьный возраст является особенно благоприятным для художественного развития.
Изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте существенно влияет на развитие детей, поскольку она доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет умственный кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений и навыков, но и активно способствует развитию у них творческого воображения, способствует нестандартному мышлению и решению поставленных перед ними задач.
Задача педагога - воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Младшие школьники способны сочувствовать литературному герою, разыграть в ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот научиться выражать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и нужно учить.
В художественном развитии младших школьников велика роль педагогов, но для успеха данного вида деятельности необходимы и соответствующие условия: социально-эмоциональные, психологические и творческие
Продолжая заниматься в кружке по утвержденной программе, мы внесли в практические занятия некоторые изменения - знакомство с нетрадиционными техниками рисования, которые, по-нашему мнению, должны были повысить уровень художественного развития кружковцев.
Анализ литературы и личный опыт показал, что использование нетрадиционных техник рисования является эффективным методом повышения уровня художественного развития младших школьников.
Занятия художественной деятельностью вообще снимают нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняют здоровье детей.
Проведенное исследование не претендует на полное решение данной проблемы, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости её решения.
Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что введение в учебный процесс разнообразных видов нетрадиционных техник рисования способствует повышению у младших школьников уровня художественного развития. Следовательно, наша гипотеза находит своё подтверждение.
Таким образом, можно заключить, что поставленные цели были достигнуты, гипотеза подтверждена, задачи выполнены, исследование завершено.
В ходе нашего исследования мы выполнили поставленные задачи и подтвердили гипотезу.
Младший школьный возраст является особенно благоприятным для художественного развития.
Изобразительная деятельность в младшем школьном возрасте существенно влияет на развитие детей, поскольку она доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет умственный кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений и навыков, но и активно способствует развитию у них творческого воображения, способствует нестандартному мышлению и решению поставленных перед ними задач.
Задача педагога - воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Младшие школьники способны сочувствовать литературному герою, разыграть в ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот научиться выражать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и нужно учить.
В художественном развитии младших школьников велика роль педагогов, но для успеха данного вида деятельности необходимы и соответствующие условия: социально-эмоциональные, психологические и творческие
Продолжая заниматься в кружке по утвержденной программе, мы внесли в практические занятия некоторые изменения - знакомство с нетрадиционными техниками рисования, которые, по-нашему мнению, должны были повысить уровень художественного развития кружковцев.
Анализ литературы и личный опыт показал, что использование нетрадиционных техник рисования является эффективным методом повышения уровня художественного развития младших школьников.
Занятия художественной деятельностью вообще снимают нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняют здоровье детей.
Проведенное исследование не претендует на полное решение данной проблемы, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости её решения.
Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что введение в учебный процесс разнообразных видов нетрадиционных техник рисования способствует повышению у младших школьников уровня художественного развития. Следовательно, наша гипотеза находит своё подтверждение.
Таким образом, можно заключить, что поставленные цели были достигнуты, гипотеза подтверждена, задачи выполнены, исследование завершено.
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Управление деятельностью образовательной организации по художественно-творческому развитию младших школьники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Литературное развитие младшего школьника в процессе реализации информационных компьютерных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Литературное развитие младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение понимания художественных текстов младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022



