Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития духовнонравственного воспитания младших школьников 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности
ребенка 8
1.2. Роль телевидения как средства развития духовно-нравственного
воспитания младших школьников 19
1.3. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
младших школьников 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Пути формирования представлений о добре и зле у младших школьников 37
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о добре и зле у
младших школьников 37
2.2. Организация работы по формированию представлений о добре и зле
младших школьников 43
2.3. Динамика эффективности опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 61
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в наше время, заставляют задуматься о будущем нашей страны, о её подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с определенными факторами: современное общество нуждается в подготовке высокообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как положительного, так и отрицательного характера, которые постоянно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку [6,93]. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [35,79]. Владение нравственными знаниями важно и потому, что они не только подсказывают младшему школьнику нормы поведения, утвержденные в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [6, 126].
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Проблемами нравственности активно занимались Сократ, Платон, Аристотель. Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно
прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин неоднократно говорили о роли нравственного воспитания в развитии личности.
Проблема духовно-нравственного образования детей занимает в нашем обществе одно из первых мест. В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоциональноценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
[41, 25]
Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации становятся причиной снижения критериев нравственности [19,209].
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Изменения, происходящие в XXI веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
Проблемой исследования является формирование методов работы нравственного воспитания школьников в процессе внеучебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Проблема духовнонравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Сегодня очень много педагогов и психологов говорят о том, что уровень нравственного воспитания подрастающего поколения резко падает и что необходимо заниматься его подъёмом. Однако современный кинематограф и создатели мультфильмов не спешат прислушиваться к советам ведущих педагогов и создают большое множество продуктов, приносящих только вред нравственным ориентирами детей. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телевизионных программах. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать их возможности в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание учеников.
Цель работы - изучить влияние современного телевидения на формирование представлений о добре и зле младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - телевидение как средство формирования представлений о добре и зле у младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам нравственного воспитания младших школьников;
2. изучить и проанализировать детские телепередачи, влияющие на формирование представлений о добре и зле у детей младшего школьного возраста;
3. подготовить комплекс мероприятий, формирующих представления о добре и зле у учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - нравственные представления младших школьников улучшатся, если в учебно-воспитательной работе с детьми использовать телепередачи, способствующие формированию представлений о добре и зле у детей.
Теоретико-методологическими основами исследования явились труды Л.С. Зазнобиной, И.Ф. Исаева, А.И.Мищенко, Н.М. Назоровой, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, К.Д Ушинского, Е.Н. Шиянова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования; мониторинг сетки вещания современных телекомпаний; проведение и анализ анкетирования родителей, учителей начальной школы; беседы и интервью с младшими школьниками, их родителями и учителями и др.
Практическая значимость: выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Гимназия №125 Советского р-на г. Казани.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, мы исследовали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста. Раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе.
Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Считается, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм характеризуется именно младший школьный возраст. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, который определяет нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей друг с другом, с педагогами, с родителями, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы оказывать ему помощь в продвижении от простых навыков поведения к наиболее высокому уровню, где необходимо самостоятельно принимать решения и делать нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности зависит как от грамотности педагога, так и от разнообразия применяемых им методов.
Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу: нравственные представления младших школьников улучшатся, если в работе с детьми использовать телепередачи, способствующие формированию представлений о добре и зле у детей.
Организовывая процесс нравственного воспитания, мы заботились о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания, основой которой было сотрудничество учителя и учеников, что стало для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным.
Мы провели экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов. Первый этап был констатирующим. На нем мы провели диагностику, которая позволила выявить уровень сформированности нравственных качеств у учеников третьих классов. Данная диагностика показала, что у большинства ребят нравственные качества находятся на низком и среднем уровнях.
Второй этап был формирующим. На данном этапе мы провели комплекс мероприятий с использованием детских телепередач, который способствовал повышению нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Третий этап - контрольный. Данные этого этапа показали, что нравственные качества младших школьников улучшаются, если в работе с детьми использовать детские телепередачи, способствующие формированию представлений о добре и зле у детей.
Проведя опытно - экспериментальную работу, мы пришли к выводам, что правильно подобранные телепередачи могут положительно влиять на детей и формировать у них адекватные представления о добре и зле.
Таким образом, поставленные в ходе работы задачи решены, соответственно цель достигнута, выдвинутая нами рабочая гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 2006
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение,2008
4. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.,2006
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2011
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2009
7. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. - 2-е изд. - М., 2009
8. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 2008
9. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2015
10. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 2012
11. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2009
12. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 2007
13. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького - Омск:ОГПИ, 2006
14. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск, 2010
15. Гаязов А. С. Гражданское воспитание - Уфа, 2010
16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты М.: Изд-во РАГС, 2009
17. Данилюк А., А. Кондаков, В.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", 2013
18. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,2009
19. Дуканова Е.И. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. Симоненко В.Д.. - М.: «Вентана - Граф», 2006
20.Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 2012: Как же выжить в мире СМИ.
21. Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 2007
22. Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А -а, 2006
23. Коджаспирова, Галина Михайловна, Коджаспиров, Алексей Юрьевич.
Педагогический словарь: Для студентов высш.и сред. пед. учеб.
заведений. - М.: Academia, 2008
24. Краткий словарь по философии -М: 2014
25. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2007
26. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. - М.: 2009
27. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 2011
28. Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 2008
29. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника”, Москва, 2009
30. Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Санкт-Петербург, 2014
31. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 2011
32. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 2009
33. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. - М.: Педагогика, 2009
34. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2014
35. Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009
36. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К - М.: Просвещение, 2011
37. Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 2013
38. Педагогика: Учеб.пособие для педучилищ/ С. П. Баранов, Л. Р.
Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2008
39. Подласый П. И. Педагогика: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2012
40. Психолого-педагический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Сост. В.А. Мижериков. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
41. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. — М.: РАН, Институт социологии. 2007
42. Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 2012
43. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2009
44. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ.
высш.учеб.заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2007
45. Специальная педагогика: Учебн.пособие для студентов
высш.пед.учебн.заведений / Под ред. Н.М. Назоровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009
46. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 2014
47. Терегулов Ф. Ш. Обобщение педагогического опыта, 2013
48. Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / В.В. Гафнер. - Ростов на Дону: Феникс, 2010
49. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 2014
50. Федеральный закон о средствах массовой информации от от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016)
51. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 2013
52. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 2006
53. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007
54. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2009
55.Эко Умберто: Не надейтесь избавиться от книг!, BemardGrasset, Paris 2010
56.Эльконин А. Б. ,Вагнер Л. В —Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей”, Москва. 2009
57.Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014