Введение с. 3
Глава 1. Формирование понятия о точке зрения как психолого-педагогическая проблема
1.1 Формирование понятия о точке зрения как прием децентрации младшего школьника с. 7
1.2 Приемы введения понятия «точка зрения» на уроках литературного
чтения в образовательной системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова с. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия о точке зрения на уроках литературного чтения.
2.1 Проблемный диалог как формирование уважения к чужой точке
зрения с. 31
2.2 Система приемов, формирующих понятия о точке зрения на уроках
литературного чтения с. 40
2.3 Творческая деятельность по литературе с учетом различных точек зрения с. 51
Заключение с. 67
Список литературы с. 69
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений (Ж. Пиаже, 1997).
Ребенок часто даже не подозревает, что возможны разные точки зрения на одно и то же, что одни и те же события, явления, вещи могут вызвать совершенно разное к себе отношение - вплоть до диаметрально противоположного у разных лиц. Более того, в силу своих психологических возрастных особенностей дети полагают свою точку зрения единственно возможной и правильной.
Актуальность исследования определяется необходимостью формировать понимание учеником возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения. Эта задача является частью нравственно-этической ориентации младшего школьника, включая, в частности:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Способность к децентрации можно определить как способность встать на позицию другого человека и увидеть ситуацию с его точки зрения. Задача децентрации младшего школьника может решаться и на уроках литературного чтения.
По мнению М. М. Бахтина, работа читателя определяется двумя задачами: первая - попытаться понять произведение так, чтобы понимал его сам автор, увидеть нарисованную условную картину мира «глазами автора»; вторая - включить произведение в свой, чужой для автора, контекст, т.е. выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть условный мир «глазами читателя». Обе эти задачи реализуются в процессе специфического диалога между автором и читателем. Особенности этого диалога в том, что он - «заочный», что это диалог «через» художественный текст. Положение о том, что автор является создателем художественных образцов, не вызывает сомнений. Но и читатель творит, а не воспринимает образный мир произведения «готовым».
В каждой программе по стандартам второго поколения идет формирование у младших школьников понятия «точки зрения». Федеральный государственный образовательный стандарт диктует, а каждая образовательная система подтверждает: «В сфере коммуникативных
универсальных учебных действий выпускники должны приобрести умения:
- учитывать позицию собеседника (партнёра),
- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
- адекватно воспринимать и передавать информацию,
- отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию,
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве».
Таким образом, объектом нашего исследования является личностное развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - процесс децентрации учеников второго класса через формирование у них понятия «точка зрения».
Цель исследования - определение приемов работы на уроках литературного чтения, способствующих децентрации младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что децентрации младших школьников может способствовать формирование понятия о точке зрения в процессе изучения литературных произведений.
Задачи исследования:
1) изучение психолого-педагогических основ проблемы децентрации;
2) анализ методического опыта в формировании понятия «точка зрения» у учащихся младших классов;
3) поиск и опытно-экспериментальная проверка приемов формирования у учащихся второго класса понятия «точка зрения».
В процессе работы нами были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической научной литературы, опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые теоретические положения и практические материалы могут быть использованы в школьной практике не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности во время группы продлённого дня.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы нами были отмечены аспекты формирования понятия о точке зрения, как приёме децентрации младшего школьника. А также были выделены приёмы введения понятия « точка зрения » на уроках литературного чтения в образовательной системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.
Вторая глава была нацелена на рассмотрение опытно - экспериментальной работы по формированию понятия о « точке зрения » на уроках литературного чтения через:
- проблемный диалог;
- систему приёмов, формирующих понятия о точке зрения;
- творческую деятельность на уроках литературного чтения.
Мы считаем, что выше заявленные цель и задачи исследования данной работы нами достигнуты.
Проведенное нами исследование позволяет сделать убедительные выводы о том, что целенаправленная работа по формированию у младших школьников понятия «точка зрения» может осуществляться на уроках литературного чтения разными способами. Это такие приемы, как:
1. «Рассказ от первого лица»: пересказ прочитанного произведения от имени одного из героев.
2. Сочинения от имени животного, предмета с целью передать мысли и чувства этого героя.
3. Диалог с автором: стремление понять позицию автора и выразить свое к ней отношение. Разметка читаемого текста:
• В - вопрос автору;
• О - ответ автора на мой вопрос.
4. Совместная выработка и усвоение на практике правил диалога, которые обеспечивают взаимное внимание учеников к точке зрения одноклассников и учителя.
5. Защита своего видения героя: поиск аргументов в тексте, какой характер у героя, почему автором использованы определенные цвета и детали на рисунке.
6. Анализ конфликта в прочитанном произведении: почему возник этот спор, каким видит мир каждый из героев?
7. Анализ характера героя: что для героя является важным, что он ценит в людях, в мире, чего ждет от них, на что надеется? Как эти факты характеризуют героя?
8. Анализ пейзажа: какое настроение создает у читателя этот пейзаж? Чьими глазами он дан? Что можно сказать об авторе (или герое), его взгляде на мир по этому пейзажу?
9. Разделение точек зрения автора и героя: разделяет ли автор позицию героя? Почему вы так думаете?
10. Сравнение произведений разных авторов на одну и ту же тему: совпадает ли у этих авторов точка зрения на описанную ситуацию или она у них разная?
11. Сопоставление словесного образа с его интерпретаций художником-иллюстратором.
12. Приём составления диафильма или комикса.
13. Прием составления киносценария. Знакомство с понятием «ракурс», то есть точка зрения кинооператора.
14. Подбор звукового и музыкального сопровождения к кадру или ряду кадров: что слышно зрителю, сопровождает ли действие музыка, чьи чувства музыка должна передать?
15. Инсценировка: творческое претворение литературных образов через сопереживание им. Ученик-актер учится смотреть на мир чужими глазами, открывает для себя существование иной, отличной от его собственной, точки зрения.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. Учебное издание, Серия «Стандарты второго поколения. Пособие для учителя. М.: Открытое
акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2008.
2. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г.: Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х ч. М.: «Просвещение», «Владос», 1999.
3. Богданова О.Ю., Леонов С. А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008.
4. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 2004.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Программа «Литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы).
6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 2001.
7. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. СПб.: «Специальная Литература», 1998. С. 44-52.
8. Горецкий В.Г. О новом учебно - методическом комплекте по литературному чтению. Начальная школа. 2002. №3. С. 41.
9. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. 2000. №11.
10. Занков Л.В. Планируемые результаты обучения «Литературному чтению» по Н.А.Чураковой.
11. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику
«Литературное чтение» для 1-го класса четырехлетней начальной
школы. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 224 с.
12. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику
«Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной
школы. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. 272 с.
13. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику
«Литературное чтение» для 3-го класса начальной школы. Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 320 с.
14. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику
«Литературное чтение» для 4-го класса четырехлетней начальной
школы. - Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Издательский дом «ОНИКС 21
век», 2003. 352 с.
15. Кукушина В.С. Педагогические технологии. Ростов н/Д, 2002.
16. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1997.
17. Матвеева Е. И. Программа по литературному чтению (1 - 4 классы) (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова).
18. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. М.: «Вако», 2007.
19. Матвеева Е. И. Литературное чтение: учим младших школьников писать сочинения разных жанров. М.: Эксмо, 2007.
20. Матвеева Е. И. Программа по литературному чтению (1 - 4 классы). Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Пояснительная записка, тематическое содержание курса, круг детского чтения, содержание программы.
21. Матвеева Е.И., Рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс).
22. Матвеева Е. И., Литературное чтение. 1-4 классы: учим младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, 2007. 228 с.
23. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: «Педагогика», 1976.
24. Поздеева С. Как организовать учебный диалог в начальной школе? // Начальная школа. 2003. №4.
25. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
27. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.in- ехр.ги/шо-1-2010/74-:ГауоигЬе-то01-10/285^8пёа11:8-8есопё-роко1-то01-
2010. html. - Загл. с экрана.
28. Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. С. 425-432.
29. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: «Просвещение», 1976.
30. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. - Ч.2. [Электронный ресурс] / Министерство образования Российской Федерации // Режим доступа:
htpp://mоn.gоv.ru/wоrk/оbr/dоk/оbs. - Загл. с экрана.
31. Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pеdsоvеt■оrg/соmpоnеnt/оptiоn.viеw1ink/1ink id.5342/ItеmidЛ88■ Загл. с экрана.
32. Цукерман Г.А. Модифицированная методика Цукермана Г.А.
33. Журнал «Управление начальной школой» № 10, 2011 года.
34. Литература как предмет эстетического цикла. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsс■1 sеptеmbеr■ru/2002/46/7■htm■ Загл. с экрана.
35. Коммуникативные универсальные учебные действия как основа коммуникативной компетентности личности. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: /Но .пю5.ги/тёех.р11р?ге1=3 3 &ppint=19&ай= 1172.