Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕСЕННЫЙ ЯЗЫК ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖОРЖА БРАССЕНСА)

Работа №62700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА 6
1.1. Дискурсные исследования в лингвистике 6
1.2. Понятие «песенного дискурса» в лингвистике 12
1.2.1. Песенный дискурс как объект лингвистических исследований 12
1.2.2 Компоненты песенного дискурса 16
1.3 Становление дискурса Жоржа Брассенса: исторический экскурс 23
1.4. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ЖОРЖА БРАССЕНСА С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕСЕННОГО ЯЗЫКА ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ 36
2.1 Дискурсные особенности текста песни «LA MAUVAISE REPUTATION» 36
2.2 Специфика дискурсных построений песни «SUPPLIQUE POUR ETRE
ENTERRE A LA PLAGE DE SETE» 42
2.3 Дискурс и языковые структуры песни «LES DEUX ONCLES» 53
2.4. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ЛИТЕРАТУРА 68

Анализ дискурса, часто определяемый как «использование языка выше уровня предложения» [Stubbs, 1983], предоставляет нам возможность изучить интерпретацию и смысловую нагрузку текстов и разговоров за пределами фразы. Мы уверены, что изучение дискурса может научить нас самому языку во всём его многообразии. Нас интересует структура и функции фрагментов речи или текста, выходящих за рамки единства предложения; мы исследуем то, как на структуру предложений влияет их функционирование в лингвистическом и социальном контекстах, в которых они раскрываются.
В сфере анализа дискурса как общего понятия существует уже немало исследований и работ, как в нашей стране [Бабаян, 1997; Баранов, 1993; Седых 2013], так и за рубежом [Norton, 1997; Brown 1994, Strega, 2005]. В данной работе мы рассматриваем частный вид дискурса, а именно песенный.
Песенный дискурс во всем его многообразии открывает бесконечные возможности для многомерного анализа, так как сочетает в себе социальные, лингвистические, психологические, визуальные, жестовые, ритуальные, технические, исторические и музыковедческие аспекты.
Актуальностью данного исследования является то, что до сих пор мало внимания уделялось дискурсивным аналитическим исследованиям и рассмотрения различных жанров песенного дискурса в социальном аспекте языка. Поэтому мы совершаем попытку рассмотреть область, которая не изучалась в предыдущих лингвистических исследованиях, сосредоточиваясь на таких компонентах песенного дискурса, как социальный контекст и текст и их роль в анализе песенных дискурсов.
Объектом исследования является дискурс французского барда Жоржа Брассенса, отображенный в его творчестве.
В качестве предмета исследования выступают лингвистические и паралингвистические средства, используемые в текстах Жоржа Брассенса.
Цель работы состоит в выявлении корреляций содержания текстов Жоржа Брассенса и песенного языка французской лингвокультуры.
Поставленная цель позволяет нам определить следующие задачи:
- Рассмотреть и обобщить трактовки понятия дискурс в лингвистике.
- Выявить характеристику исследований песенного дискурса в науке о языке.
- Описать становление песенного творчества и его отражение в дискурсе Жоржа Брассенса.
- Проанализировать дискурс Жоржа Брассенса в соотношении с общефранцузским песенным континуумом с целью выявления репрезентативных признаков песенного языка французской лингвокультуры.
Научная новизна исследования заключается в аналитическом подходе к рассмотрению особенностей лингвокультуры Франции. Впервые осуществляется анализ творчества Жоржа Брассенса с целью выявить лингвистичесие особенности языка. Элементы новизны присутствуют в схеме анализа текстов барда, а также в процессе выделения общенациональных признаки языковых структур.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основании анализа фактического материала подтверждены и развиты основные научные положения дискурсной и коммуникативной лингвистики. Методы, теоретические положения и результаты, полученные в настоящей работе, могут быть использованы в дальнейшей разработке проблематики языковой репрезентации.
Практическая значимость результатов проведённого исследования видится в том, что данный материал может быть использован для общего развития на занятиях по французскому языку и межкультурной коммуникации, а также в практике подготовки филологов, переводчиков, теоретиков преподавания иностранных языков.
Эмпирическим материалом исследования послужили тексты песен французского барда («La mauvaise reputation», «Supplique pour etre enterre a la plage de sete», «Les deux oncles»), в частности их лексические, семантические, синтаксические, фонетические структуры.
Характер исследуемого материала и задачи работы определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, обозначаются основные цели и задачи, указываются методы исследования поставленной проблемы, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки изучения песенного дискурса и дискурса в целом
Во второй главе производится анализ творчества Жоржа Брассенса с целью выявления особенностей его дискурса и его влияния на язык.
В заключении подводятся основные итоги дипломной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование особенностей французской лингвокультуры в рамках дискурса Жоржа Брассенса проводилось на основе анализа творчества французского барда.
При обобщении результатов проведённого исследования было выявлено, что понятие «дискурс» имеет множество интерпретаций. Мы разделяем в данном плане мнение П. Серио, который акцентирует внимание на 8 смыслах термина «дискурс» [Серио, 1999]. Дискурс это:
- эквивалент определения «речь», т.е. каждое определенное высказывание;
- единица, которая согласно масштабам, превосходит фразу;
- влияние выражения на получателя с учетом всех условий в момент воспроизведения (в рамках прагматики);
- разговор как главный вид высказывания;
- использование единиц языка, их речевое осуществление;
- общественно либо идейно ограниченный вид выражений, к примеру, феминистический дискурс, управленческий;
- общетеоретический объект, созданный с целью изучения обстоятельств воспроизводства текста.
Проанализированный корпус языкового материала позволил прийти к выводу, что понятия «дискурс» и «песенный дискурс» крайне сложны и многоплановы Проведённый анализ эмпирических данных позволяет говорить о том, что песенный дискурс наглядно иллюстрирует, как различные социальные контексты соотносятся с различными синтаксическими структурами и как они предлагают различные пропорции специализированных и общих языковых лексем. Песенный дискурс как многогранное явление предлагает большое количество тем и идеи для дальнейших лингвистических исследований.
В ходе исследования было выявлено, что творчество Жоржа Брассенса прекрасно отражает особенностей песенного языка французской лингвокультуры. Ведь это не просто талантливый бард. Жорж Брассенс общепризнан как лучший писатель, поэт и исполнитель Франции. Тексты барда уникальны и оригинальны: смесь сленга и чистого языка, классических ссылок, архаизмов и эллиптических конструкций объединяются и дополняют друг друга, чтобы сделать шедеврами произведения Жоржа Брассенса.
Цель работы была не только помочь самим себе и другим проникнуть в песенный язык французской лингвокультуры, но и заставить людей понять всю красоту французского языка, заставить хотеть открывать его для себя и позволять языку притянуть и, в самом лучшем смысле этого слова, поглотить душу того, кто коснется его.
В данной работе была рассмотрена лишь часть творчества Жоржа Брассенса, но она красноречиво выражает характерные признаки дискурса барда, на основе которых отражаются особенности песенного языка французской лингвокультуры. В плане постановки исследовательских задач целесообразно наметить перспективы дальнейшего изучения песенного дискурса, которые могут быть проведены на основе кросс-культурного анализа сходных песенных дискурсов в разноструктурных языках.



1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1990
2. Бабаян В. Н. Диалог в триаде с молчащим наблюдателем. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2008. - 290 с.
3. Бабаян В. Н. Критический анализ теории дискурса в плане учёта молчащего наблюдателя // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 1997. — № 2. — С. 30-32.
4. Баранов А.Н., Плунгян В.А., Рахилина Е.В., Кодзасов С.В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. - М., 1993
5. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. - СПб., 1993. - С. 5-6.
6. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981; Николаева Т.М. Лингвистика текста: современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. Вып.8. - М., 1985.
7. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М., 1989
8. Варшавская А.И. Смысловые отношения в структуре языка: (на материале современного английского языка). - Л., 1984.
9. Гутнер Г. Б., Огурцов А. П. Дискурс // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
10. Дискурсивные слова русского языка, под ред. К.Киселевой и Д.Пайара. - М., 1998
11. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. - М., 1981
12. Ильин В.И. Потребление как дискурс: учебное пособие. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - 446 с.
13. Ильин И.П. Словарь терминов французского структурализма // Структурализм: «за» и «против». - М., 1975.
14. Йоргенсен, Марианне В., Филлипс, Луиза Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. - 352 с.
15. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000.
16. Карасик В.И. Указ. соч.; Bhatia V.K. Analysing Genre: Language Use in Professional Settings. L., 1993.
17. Кибрик А.А., Плунгян В.А. Функционализм. - В сб.: Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Под ред. А.А.Кибрика, И.М.Кобозевой и И.А.Секериной. - М., 1997
18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.,2003.
19. Михалёва О.Л. Политический дискурс: Специфика мапулятивного воздействия Текст. / О.Л. Михалёва. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
20. Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста. Л., 1982
21. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. - М., 1999. С. 26-27.
22. Сухих С.А. Прагмалингвистическое измерение коммуникативного процесса: Дисс. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 1998.
23. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
24. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996
25. Чернявская В.Е. Дискурс / под ред. М. Н. Кожиной // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта : Наука, 2003. - С. 53-55.
26. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. - М.: Флинта: Наука, 2013. — С. 194. — ISBN 978-5-9710-0917-7.
27. Bezemer, Jeff & Carey Jweitt (2010). Multimodal analysis: Key issues. In L. Litosseliti (Ed.), Research methods in Linguistics (180-197). London, New York: Continuum.
28. Bhatia, Vijay K. (1993). Analysing genre: Language use in professional settings. London: Longman
29. De Nora, Tia (2000). Music in everyday life. Cambridge: Cambridge University Press.
30. Doffman, Mark (2011). “Jammin’ an ending: Creativity, knowledge, and conduct among jazz musicians.” Twentieth-century music/
31. Fairclough, Norman (2003). Analysing discourse: Textual analysis for social research. London: Routledge.Brown G., Yule G. Discourse Analysis. Cambridge, 1983;
32. J. Sunderland (2004). Gendered discourses. New York: PalgraveMacmillan.
33. Leech G.N. Principles of Pragmatics. L., 1983.
34. Morgan, Robert P. (1982). “Theory, analysis, and criticism.” Journal of musicology.
35. Pavlovova, Milada (2013). Complex linguistic analysis of musical discourse: The genre of concert notice. Saarbrucken: LAP.
36. Roy, William G. (2010). Reds, whites and blues: Social movements, folk music, and race in the United States. Princeton: Princeton University Press.
37. S. Strega (2005). The view from the poststructural margins: Epistemology and methodology reconsidered. In L. Brown, & S. Strega (Eds.), Research as resistance (pp. 199-235). Toronto: Canadian Scholars' Press.
38. Sawyer, R. Keith (2003). Group creativity: Music, theater, collaboration. Mahwah, NJ & London: Lawrence Erlbaum.
39. Stubbs M. Discourse Analysis. L., 1994.
40. Tagg, Fhilip (2003). Analyzing popular music: Theory, method and practice. Cambridge, New York: Cambridge University Press.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ