Введение
Глава 1. Современные способы привлечения музейной аудитории 6
§1. Психологические особенности восприятия информации музейной аудиторией, типы зрителей 6
§2. Аудиовизуальные и мультимедийные технологии в музее 10
§3. Привлечение музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека 24
Глава 2. Формы работы с людьми с ограниченными возможностями для их привлечения в музеи 34
§1. Зарубежный опыт социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями в современном музее 34
§2. Специфика работы русских музеев с людьми с ограниченными возможностями 40
Глава 3. Создание специальных программ для привлечения в музеи детской и
подростковой аудитории 48
§1. Зарубежный опыт взаимодействия с детьми в современном музее 48
§ 2. Взаимодействие с детской аудиторией на примере музеев России 54
Заключение 62
Историография 64
Источники 67
Музеи играют большую роль в социокультурном пространстве любого региона. У любого музея есть как минимум три основные роли: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. Если с первыми двумя функциями музеи во всем мире более или менее справляются, то когда речь заходит о третьей, по сути, о коммуникации между музеем и публикой, то здесь все оказывается не так легко. Музеи часто проигрывают соревнование за свободное время посетителей.
Поэтому до сих пор одной из главных задач любого музея является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а так же расширять аудиторию. Современные музеи вполне открыты для контактов с внешним миром и активно участвуют в жизни общества. И все же необходимо совершенствовать методы музейной деятельности, повышать эффективность взаимодействия с обществом и музейной аудиторией.
Целью данной работы является изучение методов взаимодействия музея и общества, исследование современных предложений по увеличению и расширению музейной аудитории.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия музейной аудитории и типов зрителей в целом
- более детальное изучение таких типов посетителей как люди с ограниченными возможностями и дети
- что именно делается для их привлечения этих типов зрителей современными музеями
- изучение понятий аудиовизуальные и мультимедийные технологии
- обзор новейших технологий в музейной сфере
- рассмотрение интерактивных музейных программ, основанных для привлечения музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека, а именно: слух, обоняние и осязание.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследования освещаются понятие музейной аудитории, и различные музейные программы, для привлечения аудитории, созданные при помощи аудиовизуальных и мультимедийных технологий и с акцентом на органы чувств человека. А во второй и в третьей главах более подробно рассматриваются формы привлечения в музеи людей с ограниченными возможностями и детей соответственно.
Актуальностью выбранной темы является стремление определить, что нужно современной музейной аудитории, каким должен быть музей, чтобы люди зайдя туда один раз, захотели прийти еще раз. Теме взаимодействия музея и посетителей посвящено достаточное количество работ разных исследователей. Среди них такие отечественные специалисты как: Шляхтина Л.М., Юхневич М.Ю., Некрасова-Каратеева О.Л., Дмитриева О.С. и зарубежные исследователи: Ян Долак и Роджер Майлз. В одной из глав данной работы рассматривается появление аудиовизуальных и мультимедийных технологий в музеях в конце XX - в начале Х1 века, эта тема была широко раскрыта в трудах исследователя Нечаевой Т.П. Так же были изучены работы и других исследователей современных технологий, таких как: Старикова А.А., Заславец Н.Н. Так же в работе используются данные и примеры проектов с официальных сайтов музеев.
Происходящие в сегодняшнем мире сложные социальные процессы ставят перед музеем ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий. Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурнопространственное многообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов заставили общество по- новому взглянуть на культурное наследие.
Современного посетителя вне зависимости от его возраста стало очень трудно удивить. Людей, живущих в век информационных технологий, стало очень трудно привлекать в классический музей. Поэтому музеям приходится активно менять подачу информации, и возможно даже в какой-то степени отходить от своих принципов. Сейчас на выставках можно все: есть, пить, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. Вместо привычного экскурсовода в музеях все чаще слышан голос аудио-гида. Залы наполняются изображениями, звуками и даже запахами. Все зависит от фантазии организаторов. Новые технологии так ли иначе присутствуют на самых консервативных экспозициях, а музеи приобретают статус арт-клубов, объединяющих вокруг себя молодежь. Кроме того, большую популярность приобретают виртуальные музеи и выставки.
Именно те музеи, которые не боятся экспериментировать, начинают привлекать гораздо большее число посетителей. К тому же именно благодаря современным технологиям и новаторским идеям музейных сотрудников у такой категории посетителей, как люди с ограниченными возможностями, появилось гораздо больше доступа к музейным экспонатам, а восприятие информации стало наиболее полным. А благодаря интерактиву для детской аудитории посещение музея перестает быть похожим на еще один «скучный школьный урок», где можно только стоять и слушать, что говорит экскурсовод, а постепенно становится полноценным местом досуга, где можно не только отдохнуть, но и провести время с пользой, узнав что-то новое.
Однако, создавая очередную инновационную программу, рассчитанную на привлечение большого числа зрителей, музеям следует помнить об опасности превратиться в обыкновенный развлекательный центр и о том, как важно этого не допустить.
1. Агапова, Д. Переходный возраст: ресурсы развития детской музейной среды / Д. Агапова. // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. - М., 2015. - С.10-23.
2. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. - Т.1. - 608 с.
3. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. - Т. 2. - 664 с.
4. Беззубова, О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О.В. Беззубова//
Коммуникация и образование: сб. статей /под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - C.418- 427.
5. Галкина, Т.В. О выявлении эффективных норм музейно- педагогической деятельности в российских и зарубежных музеях науки и техники / Т.В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2014. - № 3. - С.145-152.
6. Дедюхина, А. Руками трогать! / А. Дедюхина //Эксперт. - 2005. - №
6. - C.46-52.
7. Дмитриева, О. С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства / О. С. Дмитриева // Собор лиц: сб. статей / под ред. М. Б. Пиотровского, А. А. Никоновой. - СПб., 2006. - С. 191-194.
8. Долак Ян. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования / Ян Долак // Вопросы музеологии. -2013. - № 1 (7). - С. 85-92.
9. Заславец Н.Н. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея / Н.Н. Заславец // Научно-исследовательская работа в музее. Тезисы докладов на VIII Всероссийской научнопрактической конференции МГУКИ 29-30 ноября 2005 г. - М., 2006. - С. 37-45.
10. Майлз Р. Наш посетитель: кто он и каковы его потребности / Р. Майлз // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие / сост. В.Ю.Дукельский. - М., 2001. - С. 138-156.
11. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. - М., 2015. - 236 с.
12. Некрасова-Каратеева, О.Л. Психологические особенности
восприятия картины зрителем-ребенком в музее / О. Л. Некрасова- Каратеева , М.В. Осорина. // Художественный музей в образовательном процессе / под ред. Б. А. Столярова. - СПб.:
СпецЛит, 1998. - С. 127-169.
13. Нечаева Т.П. Развитие аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере в 80-х гг. XX - первых десятилетиях XXI в. / Т.П. Нечаева // Молодёжь третьего тысячелетия: XXXVIII Региональная студенческая научно-практическая конференция: тезисы докладов: в 2 ч. - Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2014. - Ч. 1. - С .19-21.
14. Пиотровский, М.Б. Нести радость прикосновения к вечности / М.Б. Пиотровский // Новый Меценат. - 2007. - С. 6-7.
15. Слюсарева, Н.А. Конфликт интерпретаций мифа в современной
музейной практике / Н.А. Слюсарева // Ценности и смыслы. - 2015. - № 6 (40). - С. 138-146.
16. Старикова А. А. Современные технологии в музейном пространстве / А. А. Старикова // Этюды культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 18-20 апреля 2013 г / под ред.
Э. И. Черняка]. - Томск : Изд-во Том.гос. ун-та, 2014. - С. 326-328.
17. Чугунова, А.В. "Дом" для музея: к вопросу о функциях музейной архитектуры / А.В. Чугунова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4(17). - С. 126-128.
18. Чугунова, А.В. Новые музеи : современная мировая музейная архитектура / А.В. Чугунова // Вопросы музеологии. - 2010. - № 1. - C. 167-168. - Рец. на кн. : New museums : Contemporary museum
architecture around the world / Mimi Zeiger. - N. - Y. :Universepublishing, 2005. - 208 p.
19. Шляхтина, Л. М. Музеология и ее методы в системе социальногуманитарных наук / Л.М. Шляхтина., Е.Н. Мастеница // Факты и версии: Историко-культурологический альманах Исследования и материалы. Кн.4. Методология. Символика. Семантика. / Гл. ред. и сост. В.Ю. Жуков. - СПб.: ИМИСП, 2005. - С. 23-34.
20. Шляхтина, Л.М. Современный музей: идеи и реалии / Л.М. Шляхтина // Вопросы музеологии. - 2011. - №2 (4). - С. 14-19.
21. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.
22. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - 223с.
Источники
1. Базарова, О. Бывает ночь длиннее дня: [Электронный ресурс] / О. Базарова // InAVate русское издание. - 2010. - № 5-6. - С. 34 - 35. - Режим доступа: http://inavate■ru/site/content/view/1859/80/(дата обращения 12.05.2017).
2. Богдановский, А. Музей осязания в Афинах: прикоснуться к древнему искусству: [Электронный ресурс] / А. Богдановский // РИА Новости. - 2011. - Режим доступа: https://ria.ru/ocherki/20110421/366857432.html (дата обращения 7.04.2017).
3. В музей не только за бесплатным Wi-Fi: [Электронный ресурс] // theRunet. - 2016. - Режим доступа: https://therunet.com/articles/7097 (дата обращения: 01.05.2017).
4. Взгляд снизу: [Электронный ресурс] // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2015. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/mart_news/ metkids mart usa/ (дата обращения: 05.05.2017);
5. Видеть невидимое: [Электронный ресурс] // ГМИИ им. А.С. Пушкина. - 2016. - Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/ touch_art/ (дата обращения 08.05.2017).
6. Грудев, Г. Книга-говорун: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2015. - Режим доступа: http:// mart-museum.ru/2015/01/15/kniga-govorun/ (дата обращения 21.04.2017).
7. Грудев, Г. Мультимедиа попали в переплет: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/mart_articles/realbook (дата обращения
20.04.2017) .
8. Грудев, Г. Чудеса в коробчонке: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/2014/07/09/wonderkamers-gemeentemuseum/ (дата обращения: 25.04.2017).
9. Детский Центр: [Электронный ресурс] //Еврейский музей и центр толерантности. - 2012. - Режим доступа: https://www.jewish-museum.ru/ childrens-center/ (дата обращения: 08.05.2017).
10. Доисторический аквариум: [Электронный ресурс] // Internet Festival of museum multimedia ‘Museum Geek’. - 2015. - Режим доступа: http:// www.museumgeek.ru/en/noncompetition/item/208-doistoricheskii-akvarium (дата обращения: 04.05.2017).
11. Дом с привидениями: [Электронный ресурс] //Архитекторы TORAFU.
- 2013. - Режим доступа: http: //torafu.com/works/hauntedhousehttps:// www.fastcocreate.com/1683567/the-scary-iapanese-museum-where-kids- can-mess-with-mona-lisa#9 (дата обращения: 03.05.2017).
12. Дом спагетти: [Электронный ресурс] // Peterde Cuper [Official website].
- 2007. - Режим доступа: http://www.peterdecupere.net/index.php? option=com content&view=article&id=1:spaghetti-
house&catid=1:exhibition-news&Itemid=98 (дата обращения 27.03.2017).
13. Дополненная реальность: [Электронный ресурс] //Государственный Дарвиновский музей. - 2014. - Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/proj ects/ separate-exp/dopolnennaya-real-nost (дата обращения: 04.05.2017).
14. Дремайлов, А. Посмертная публикация: [Электронный ресурс] / А. Дремайлов // Аудиогиды в музеях. — 2013 — Режим доступа: https:// www.facebook.com/notes/алексей-лебедев/александр-дремайлов- посмертная-публикация/183221651879214/ (дата обращения 16.03.2017)
15. Еременко, Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: [Электронный ресурс] / Е.Д. Еременко // автореф. дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03. — СПб., 2000. — 20 с. — Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01003200169 (дата обращения 8.04.2017).
16. Интеграция и адаптация инвалидов: [Электронный ресурс] // Государственный Дарвиновский музей. - 2005. - Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/pages/integraciya-i-adaptaciya-invalidov (дата обращения 17.04.2017).
17. Интерактивная выставка "Рюриковичи": real-book для realfeel: [Электронный ресурс] //АВ КЛУБ ПРО. - 2015. - Режим доступа: http:// www.avclub.pro/cases/installyator/interaktivnaya-vystavka-ryurikovichi- real-book-dlya-real-feel/ (дата обращения 23.04.2017).
18. Кеннеди, Р.Что это за запах? Редкие книги и артефакты из библиотеки 1906: [Электронный ресурс] / Р. Кеннеди // TheNewYorkTimes. - 2017. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/03/03/arts/morgan-library- book-smell.html?mc_cid=5169c09148&mc_eid=23b2cff688&_r=3 (дата обращения: 25.04.2017).
19. Кожа и кости: [Электронный ресурс] // Smithsonian American Art Museum. - 2014. - Режим доступа: http://naturalhistory.si.edu/exhibits/ bone-hall/ (дата обращения: 04.05.2017).
20. Комплекс Биосфера: [Электронный ресурс] // Государственный Дарвиновский музей.- 2013. -Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/news/kompleks-biosfera (дата обращения
10.04.2017) .
21. Костоева, В. Взгляд 4D: новые технологии в музеях: [Электронный ресурс] / В. Костоева // TheArtNewspaperRussia. - 2015. - № 30. -Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1300/ (дата обращения
19.04.2017) .
22. Кравчук, Д. Интервью с Бенно Темпелем, директором Гаагского муниципального музея: [Электронный ресурс] / Д. Кравчук // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http:// mart-museum.ru/mart interview/wonderkamers/ (дата обращения:
01.05.2017) .
23. Кэссиди, Дж. Обонятельная капсула времени: захват запах исчез прошлое Лондона: [Электронный ресурс] / Дж. Кэссиди // Roja Dove
[Official website].- 2013. - Режим доступа: http://
www.rojadove.com/blog/?p=1721 (дата обращения 22.04.2016).
24. Лекух, Р. Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа: [Электронный ресурс] / Р. Лекух // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/ mart_articles/access-special-needs-in-american-museums/ (дата обращения
13.04.2017) .
25. Летающий стеклянный дом: [Электронный ресурс] //Oswaldo Macia [Official website]. - 2012. - Режим доступа: http:// www.oswaldomacia.com/Oswaldo%20Macia%20Web%20- %20projects.html (дата обращения 22.03.2017).
26. Михалицын, В. Парфюмерная выставка, посвященная ароматам императорской России: [Электронный ресурс] / В. Михалицын // Fragrantica.ru. - 2015. - Режим доступа: https://www.fragrantica.ru/news/ Парфюмерная-выставка-посвятттенная-ароматам-императорской- России-3329■html (дата обращения: 02.05.2017).
27. Музей Отечественной войны 1812 г.: [Электронный ресурс] // Государственный исторический музей. - 2012. - Режим доступа: http:// 1812shm.ru/museum/expostion/ (дата обращения 13.04.2017);
28. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности: [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. -
2012. - Режим доступа: http:// still-life .tretyakov.ru/about.html (дата обращения 12.04.2017).
29. Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих: [Электронный ресурс] //Государственный Эрмитаж. - 2016. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/ hermitage/about/media about hermitage/Item/media226/!ut/p/a1/ rZLLboMwEEW JkvL5mEMS4q6aCSUNBOB3iADBlxhQ4gTRf36mlaqs knSqPVq7BmduZ65kMIcUsVOomNaiIoNv5165SYMPcuJ0NpPAxuFiZW8 RJvASrcWzCCFdFAdLObjEtZKT7qHRc9nKTTr- ArVo9Jc6RVisxb1wA8rJHkiWMmq8aiLi8qvZ9v2FtBUiwYWDmkq0uIK1 LaDgesRDFiFPECYFQTIcTGquBFZGJHoygnRr 5wm1CYFuQaY uEYf Kg5jtA8g3Morh8TZ93pvpixv_WZuc-
rHt9b5hmGfY cR3FnsEz3QKh2hPnPZk1avO_3NDRWWXxx1jD_m 1cmK X1HghwZtT4649PHWvsz AJUuIgGg!!/dl5/d5/ L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru (дата обращения 11.04.2017).
30. Ощущение дворца: [Электронный ресурс] // Государственный музейзаповедник «Гатчина». - 2013. - Режим доступа: http:// gatchinapalace.ru/ pressa/oshushenied.php?sphrase_id=10807 (дата обращения 23.04.2017).
31. Прикасаясь к Прадо: [Электронный ресурс] // Museo del Prado. - 2015. - Режим доступа: https://www.museodelprado.es/actualidad/exposicion/ Touching%20the%20Prado/29c8c453-ac66-4102-88bd-e6e1d5036ffa (дата обращения 13.04.2017).
32. Путешествие в «Ледниковый период» : [Электронный ресурс] // Каз@нские истории. - 2014. - Режим доступа: http://www.history- kazan.ru/afisha-kulturnvkh-sobvtij/15526-puteshestvie-v-lednikovvj -period (дата обращения: 08.05.2017).
33. Светодиодные лампы и смартфоны объединили в прорывную технологию: [Электронный ресурс] // НоваЛайт [Official website]. - 2012. - Режим доступа:http://www.nova-light.com.ua/news/968- svetodiodnue-lampu-i-smartfonu.html (дата обращения 10.04.2017).
34. Стэнли, Т. Исследования в Древнем Египте: сенсорные туры для слабовидящих: [Электронный ресурс] / Т. Стэнли // Penn Museum. - 2012. - Режим доступа: http://www.penn.museum/blog/museum/ insi ghts- into-ancient-egvpt-touch-tours-for-the-visuallv-impaired/ (дата обращения
08.05.2017) .
35. Таунс, Э. Дягилев и Рожа Дав: [Электронный ресурс] / Э. Таунс // Roja Dove [Official website]. - 2010. - Режим доступа: http:// www.roiadove.com/blog/?p=72 (дата обращения 22.03.2017).
36. Фантазия на тему парфюма XVII века: [Электронный ресурс] // NEW STYLE. - 2013. - Режим доступа: http://newstyle-mag.com/krasota/ modnye-aromaty/fantaziya-na-temu-parfyuma-xvii-veka.html (дата обращения 22.03.2017).
37. Язык скульптуры по Брайлю: [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. - 2016. - Режим доступа: https:// www.tretvakovgallerv.ru/ru/museum/root550567/root5505672804/ (дата обращения 09.05.2017).