Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Привлечение музейной аудитории: современные технологии и расширение познавательных возможностей

Работа №62696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Современные способы привлечения музейной аудитории 6
§1. Психологические особенности восприятия информации музейной аудиторией, типы зрителей 6
§2. Аудиовизуальные и мультимедийные технологии в музее 10
§3. Привлечение музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека 24
Глава 2. Формы работы с людьми с ограниченными возможностями для их привлечения в музеи 34
§1. Зарубежный опыт социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями в современном музее 34
§2. Специфика работы русских музеев с людьми с ограниченными возможностями 40
Глава 3. Создание специальных программ для привлечения в музеи детской и
подростковой аудитории 48
§1. Зарубежный опыт взаимодействия с детьми в современном музее 48
§ 2. Взаимодействие с детской аудиторией на примере музеев России 54
Заключение 62
Историография 64
Источники 67


Музеи играют большую роль в социокультурном пространстве любого региона. У любого музея есть как минимум три основные роли: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. Если с первыми двумя функциями музеи во всем мире более или менее справляются, то когда речь заходит о третьей, по сути, о коммуникации между музеем и публикой, то здесь все оказывается не так легко. Музеи часто проигрывают соревнование за свободное время посетителей.
Поэтому до сих пор одной из главных задач любого музея является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а так же расширять аудиторию. Современные музеи вполне открыты для контактов с внешним миром и активно участвуют в жизни общества. И все же необходимо совершенствовать методы музейной деятельности, повышать эффективность взаимодействия с обществом и музейной аудиторией.
Целью данной работы является изучение методов взаимодействия музея и общества, исследование современных предложений по увеличению и расширению музейной аудитории.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия музейной аудитории и типов зрителей в целом
- более детальное изучение таких типов посетителей как люди с ограниченными возможностями и дети
- что именно делается для их привлечения этих типов зрителей современными музеями
- изучение понятий аудиовизуальные и мультимедийные технологии
- обзор новейших технологий в музейной сфере
- рассмотрение интерактивных музейных программ, основанных для привлечения музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека, а именно: слух, обоняние и осязание.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследования освещаются понятие музейной аудитории, и различные музейные программы, для привлечения аудитории, созданные при помощи аудиовизуальных и мультимедийных технологий и с акцентом на органы чувств человека. А во второй и в третьей главах более подробно рассматриваются формы привлечения в музеи людей с ограниченными возможностями и детей соответственно.
Актуальностью выбранной темы является стремление определить, что нужно современной музейной аудитории, каким должен быть музей, чтобы люди зайдя туда один раз, захотели прийти еще раз. Теме взаимодействия музея и посетителей посвящено достаточное количество работ разных исследователей. Среди них такие отечественные специалисты как: Шляхтина Л.М., Юхневич М.Ю., Некрасова-Каратеева О.Л., Дмитриева О.С. и зарубежные исследователи: Ян Долак и Роджер Майлз. В одной из глав данной работы рассматривается появление аудиовизуальных и мультимедийных технологий в музеях в конце XX - в начале Х1 века, эта тема была широко раскрыта в трудах исследователя Нечаевой Т.П. Так же были изучены работы и других исследователей современных технологий, таких как: Старикова А.А., Заславец Н.Н. Так же в работе используются данные и примеры проектов с официальных сайтов музеев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Происходящие в сегодняшнем мире сложные социальные процессы ставят перед музеем ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий. Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурнопространственное многообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов заставили общество по- новому взглянуть на культурное наследие.
Современного посетителя вне зависимости от его возраста стало очень трудно удивить. Людей, живущих в век информационных технологий, стало очень трудно привлекать в классический музей. Поэтому музеям приходится активно менять подачу информации, и возможно даже в какой-то степени отходить от своих принципов. Сейчас на выставках можно все: есть, пить, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. Вместо привычного экскурсовода в музеях все чаще слышан голос аудио-гида. Залы наполняются изображениями, звуками и даже запахами. Все зависит от фантазии организаторов. Новые технологии так ли иначе присутствуют на самых консервативных экспозициях, а музеи приобретают статус арт-клубов, объединяющих вокруг себя молодежь. Кроме того, большую популярность приобретают виртуальные музеи и выставки.
Именно те музеи, которые не боятся экспериментировать, начинают привлекать гораздо большее число посетителей. К тому же именно благодаря современным технологиям и новаторским идеям музейных сотрудников у такой категории посетителей, как люди с ограниченными возможностями, появилось гораздо больше доступа к музейным экспонатам, а восприятие информации стало наиболее полным. А благодаря интерактиву для детской аудитории посещение музея перестает быть похожим на еще один «скучный школьный урок», где можно только стоять и слушать, что говорит экскурсовод, а постепенно становится полноценным местом досуга, где можно не только отдохнуть, но и провести время с пользой, узнав что-то новое.
Однако, создавая очередную инновационную программу, рассчитанную на привлечение большого числа зрителей, музеям следует помнить об опасности превратиться в обыкновенный развлекательный центр и о том, как важно этого не допустить.



1. Агапова, Д. Переходный возраст: ресурсы развития детской музейной среды / Д. Агапова. // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. - М., 2015. - С.10-23.
2. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. - Т.1. - 608 с.
3. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. - Т. 2. - 664 с.
4. Беззубова, О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О.В. Беззубова//
Коммуникация и образование: сб. статей /под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - C.418- 427.
5. Галкина, Т.В. О выявлении эффективных норм музейно- педагогической деятельности в российских и зарубежных музеях науки и техники / Т.В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2014. - № 3. - С.145-152.
6. Дедюхина, А. Руками трогать! / А. Дедюхина //Эксперт. - 2005. - №
6. - C.46-52.
7. Дмитриева, О. С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства / О. С. Дмитриева // Собор лиц: сб. статей / под ред. М. Б. Пиотровского, А. А. Никоновой. - СПб., 2006. - С. 191-194.
8. Долак Ян. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования / Ян Долак // Вопросы музеологии. -2013. - № 1 (7). - С. 85-92.
9. Заславец Н.Н. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея / Н.Н. Заславец // Научно-исследовательская работа в музее. Тезисы докладов на VIII Всероссийской научнопрактической конференции МГУКИ 29-30 ноября 2005 г. - М., 2006. - С. 37-45.
10. Майлз Р. Наш посетитель: кто он и каковы его потребности / Р. Майлз // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие / сост. В.Ю.Дукельский. - М., 2001. - С. 138-156.
11. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. - М., 2015. - 236 с.
12. Некрасова-Каратеева, О.Л. Психологические особенности
восприятия картины зрителем-ребенком в музее / О. Л. Некрасова- Каратеева , М.В. Осорина. // Художественный музей в образовательном процессе / под ред. Б. А. Столярова. - СПб.:
СпецЛит, 1998. - С. 127-169.
13. Нечаева Т.П. Развитие аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере в 80-х гг. XX - первых десятилетиях XXI в. / Т.П. Нечаева // Молодёжь третьего тысячелетия: XXXVIII Региональная студенческая научно-практическая конференция: тезисы докладов: в 2 ч. - Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2014. - Ч. 1. - С .19-21.
14. Пиотровский, М.Б. Нести радость прикосновения к вечности / М.Б. Пиотровский // Новый Меценат. - 2007. - С. 6-7.
15. Слюсарева, Н.А. Конфликт интерпретаций мифа в современной
музейной практике / Н.А. Слюсарева // Ценности и смыслы. - 2015. - № 6 (40). - С. 138-146.
16. Старикова А. А. Современные технологии в музейном пространстве / А. А. Старикова // Этюды культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 18-20 апреля 2013 г / под ред.
Э. И. Черняка]. - Томск : Изд-во Том.гос. ун-та, 2014. - С. 326-328.
17. Чугунова, А.В. "Дом" для музея: к вопросу о функциях музейной архитектуры / А.В. Чугунова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №4(17). - С. 126-128.
18. Чугунова, А.В. Новые музеи : современная мировая музейная архитектура / А.В. Чугунова // Вопросы музеологии. - 2010. - № 1. - C. 167-168. - Рец. на кн. : New museums : Contemporary museum
architecture around the world / Mimi Zeiger. - N. - Y. :Universepublishing, 2005. - 208 p.
19. Шляхтина, Л. М. Музеология и ее методы в системе социальногуманитарных наук / Л.М. Шляхтина., Е.Н. Мастеница // Факты и версии: Историко-культурологический альманах Исследования и материалы. Кн.4. Методология. Символика. Семантика. / Гл. ред. и сост. В.Ю. Жуков. - СПб.: ИМИСП, 2005. - С. 23-34.
20. Шляхтина, Л.М. Современный музей: идеи и реалии / Л.М. Шляхтина // Вопросы музеологии. - 2011. - №2 (4). - С. 14-19.
21. Юренева Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.
22. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М.Ю. Юхневич. - М., 2001. - 223с.
Источники
1. Базарова, О. Бывает ночь длиннее дня: [Электронный ресурс] / О. Базарова // InAVate русское издание. - 2010. - № 5-6. - С. 34 - 35. - Режим доступа: http://inavate■ru/site/content/view/1859/80/(дата обращения 12.05.2017).
2. Богдановский, А. Музей осязания в Афинах: прикоснуться к древнему искусству: [Электронный ресурс] / А. Богдановский // РИА Новости. - 2011. - Режим доступа: https://ria.ru/ocherki/20110421/366857432.html (дата обращения 7.04.2017).
3. В музей не только за бесплатным Wi-Fi: [Электронный ресурс] // theRunet. - 2016. - Режим доступа: https://therunet.com/articles/7097 (дата обращения: 01.05.2017).
4. Взгляд снизу: [Электронный ресурс] // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2015. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/mart_news/ metkids mart usa/ (дата обращения: 05.05.2017);
5. Видеть невидимое: [Электронный ресурс] // ГМИИ им. А.С. Пушкина. - 2016. - Режим доступа: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/ touch_art/ (дата обращения 08.05.2017).
6. Грудев, Г. Книга-говорун: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2015. - Режим доступа: http:// mart-museum.ru/2015/01/15/kniga-govorun/ (дата обращения 21.04.2017).
7. Грудев, Г. Мультимедиа попали в переплет: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/mart_articles/realbook (дата обращения
20.04.2017) .
8. Грудев, Г. Чудеса в коробчонке: [Электронный ресурс] / Г. Грудев // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/2014/07/09/wonderkamers-gemeentemuseum/ (дата обращения: 25.04.2017).
9. Детский Центр: [Электронный ресурс] //Еврейский музей и центр толерантности. - 2012. - Режим доступа: https://www.jewish-museum.ru/ childrens-center/ (дата обращения: 08.05.2017).
10. Доисторический аквариум: [Электронный ресурс] // Internet Festival of museum multimedia ‘Museum Geek’. - 2015. - Режим доступа: http:// www.museumgeek.ru/en/noncompetition/item/208-doistoricheskii-akvarium (дата обращения: 04.05.2017).
11. Дом с привидениями: [Электронный ресурс] //Архитекторы TORAFU.
- 2013. - Режим доступа: http: //torafu.com/works/hauntedhousehttps:// www.fastcocreate.com/1683567/the-scary-iapanese-museum-where-kids- can-mess-with-mona-lisa#9 (дата обращения: 03.05.2017).
12. Дом спагетти: [Электронный ресурс] // Peterde Cuper [Official website].
- 2007. - Режим доступа: http://www.peterdecupere.net/index.php? option=com content&view=article&id=1:spaghetti-
house&catid=1:exhibition-news&Itemid=98 (дата обращения 27.03.2017).
13. Дополненная реальность: [Электронный ресурс] //Государственный Дарвиновский музей. - 2014. - Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/proj ects/ separate-exp/dopolnennaya-real-nost (дата обращения: 04.05.2017).
14. Дремайлов, А. Посмертная публикация: [Электронный ресурс] / А. Дремайлов // Аудиогиды в музеях. — 2013 — Режим доступа: https:// www.facebook.com/notes/алексей-лебедев/александр-дремайлов- посмертная-публикация/183221651879214/ (дата обращения 16.03.2017)
15. Еременко, Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере: [Электронный ресурс] / Е.Д. Еременко // автореф. дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03. — СПб., 2000. — 20 с. — Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/record/01003200169 (дата обращения 8.04.2017).
16. Интеграция и адаптация инвалидов: [Электронный ресурс] // Государственный Дарвиновский музей. - 2005. - Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/pages/integraciya-i-adaptaciya-invalidov (дата обращения 17.04.2017).
17. Интерактивная выставка "Рюриковичи": real-book для realfeel: [Электронный ресурс] //АВ КЛУБ ПРО. - 2015. - Режим доступа: http:// www.avclub.pro/cases/installyator/interaktivnaya-vystavka-ryurikovichi- real-book-dlya-real-feel/ (дата обращения 23.04.2017).
18. Кеннеди, Р.Что это за запах? Редкие книги и артефакты из библиотеки 1906: [Электронный ресурс] / Р. Кеннеди // TheNewYorkTimes. - 2017. - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/03/03/arts/morgan-library- book-smell.html?mc_cid=5169c09148&mc_eid=23b2cff688&_r=3 (дата обращения: 25.04.2017).
19. Кожа и кости: [Электронный ресурс] // Smithsonian American Art Museum. - 2014. - Режим доступа: http://naturalhistory.si.edu/exhibits/ bone-hall/ (дата обращения: 04.05.2017).
20. Комплекс Биосфера: [Электронный ресурс] // Государственный Дарвиновский музей.- 2013. -Режим доступа: http:// www.darwinmuseum.ru/news/kompleks-biosfera (дата обращения
10.04.2017) .
21. Костоева, В. Взгляд 4D: новые технологии в музеях: [Электронный ресурс] / В. Костоева // TheArtNewspaperRussia. - 2015. - № 30. -Режим доступа: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1300/ (дата обращения
19.04.2017) .
22. Кравчук, Д. Интервью с Бенно Темпелем, директором Гаагского муниципального музея: [Электронный ресурс] / Д. Кравчук // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http:// mart-museum.ru/mart interview/wonderkamers/ (дата обращения:
01.05.2017) .
23. Кэссиди, Дж. Обонятельная капсула времени: захват запах исчез прошлое Лондона: [Электронный ресурс] / Дж. Кэссиди // Roja Dove
[Official website].- 2013. - Режим доступа: http://
www.rojadove.com/blog/?p=1721 (дата обращения 22.04.2016).
24. Лекух, Р. Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа: [Электронный ресурс] / Р. Лекух // МАРТ. Технологии и маркетинг для музеев. - 2014. - Режим доступа: http://mart-museum.ru/ mart_articles/access-special-needs-in-american-museums/ (дата обращения
13.04.2017) .
25. Летающий стеклянный дом: [Электронный ресурс] //Oswaldo Macia [Official website]. - 2012. - Режим доступа: http:// www.oswaldomacia.com/Oswaldo%20Macia%20Web%20- %20projects.html (дата обращения 22.03.2017).
26. Михалицын, В. Парфюмерная выставка, посвященная ароматам императорской России: [Электронный ресурс] / В. Михалицын // Fragrantica.ru. - 2015. - Режим доступа: https://www.fragrantica.ru/news/ Парфюмерная-выставка-посвятттенная-ароматам-императорской- России-3329■html (дата обращения: 02.05.2017).
27. Музей Отечественной войны 1812 г.: [Электронный ресурс] // Государственный исторический музей. - 2012. - Режим доступа: http:// 1812shm.ru/museum/expostion/ (дата обращения 13.04.2017);
28. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности: [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. -
2012. - Режим доступа: http:// still-life .tretyakov.ru/about.html (дата обращения 12.04.2017).
29. Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих: [Электронный ресурс] //Государственный Эрмитаж. - 2016. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/ hermitage/about/media about hermitage/Item/media226/!ut/p/a1/ rZLLboMwEEW JkvL5mEMS4q6aCSUNBOB3iADBlxhQ4gTRf36mlaqs knSqPVq7BmduZ65kMIcUsVOomNaiIoNv5165SYMPcuJ0NpPAxuFiZW8 RJvASrcWzCCFdFAdLObjEtZKT7qHRc9nKTTr- ArVo9Jc6RVisxb1wA8rJHkiWMmq8aiLi8qvZ9v2FtBUiwYWDmkq0uIK1 LaDgesRDFiFPECYFQTIcTGquBFZGJHoygnRr 5wm1CYFuQaY uEYf Kg5jtA8g3Morh8TZ93pvpixv_WZuc-
rHt9b5hmGfY cR3FnsEz3QKh2hPnPZk1avO_3NDRWWXxx1jD_m 1cmK X1HghwZtT4649PHWvsz AJUuIgGg!!/dl5/d5/ L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru (дата обращения 11.04.2017).
30. Ощущение дворца: [Электронный ресурс] // Государственный музейзаповедник «Гатчина». - 2013. - Режим доступа: http:// gatchinapalace.ru/ pressa/oshushenied.php?sphrase_id=10807 (дата обращения 23.04.2017).
31. Прикасаясь к Прадо: [Электронный ресурс] // Museo del Prado. - 2015. - Режим доступа: https://www.museodelprado.es/actualidad/exposicion/ Touching%20the%20Prado/29c8c453-ac66-4102-88bd-e6e1d5036ffa (дата обращения 13.04.2017).
32. Путешествие в «Ледниковый период» : [Электронный ресурс] // Каз@нские истории. - 2014. - Режим доступа: http://www.history- kazan.ru/afisha-kulturnvkh-sobvtij/15526-puteshestvie-v-lednikovvj -period (дата обращения: 08.05.2017).
33. Светодиодные лампы и смартфоны объединили в прорывную технологию: [Электронный ресурс] // НоваЛайт [Official website]. - 2012. - Режим доступа:http://www.nova-light.com.ua/news/968- svetodiodnue-lampu-i-smartfonu.html (дата обращения 10.04.2017).
34. Стэнли, Т. Исследования в Древнем Египте: сенсорные туры для слабовидящих: [Электронный ресурс] / Т. Стэнли // Penn Museum. - 2012. - Режим доступа: http://www.penn.museum/blog/museum/ insi ghts- into-ancient-egvpt-touch-tours-for-the-visuallv-impaired/ (дата обращения
08.05.2017) .
35. Таунс, Э. Дягилев и Рожа Дав: [Электронный ресурс] / Э. Таунс // Roja Dove [Official website]. - 2010. - Режим доступа: http:// www.roiadove.com/blog/?p=72 (дата обращения 22.03.2017).
36. Фантазия на тему парфюма XVII века: [Электронный ресурс] // NEW STYLE. - 2013. - Режим доступа: http://newstyle-mag.com/krasota/ modnye-aromaty/fantaziya-na-temu-parfyuma-xvii-veka.html (дата обращения 22.03.2017).
37. Язык скульптуры по Брайлю: [Электронный ресурс] // Государственная Третьяковская галерея. - 2016. - Режим доступа: https:// www.tretvakovgallerv.ru/ru/museum/root550567/root5505672804/ (дата обращения 09.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ