ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 6
1.1. Понятие и виды гарантий национальной безопасности России 6
1.2. Правовой статус Министерства иностранных дел России в контексте
национальной безопасности 22
ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 28
2.1. Участие в деятельности международных организаций 29
2.2. Участие в защите дипломатическими и международно-правовыми
средствами прав, свобод и интересов человека 41
2.3. Взаимодействие с Федеральным Собранием, институтами гражданского
общества и научно-экспертным центром 54
2.4. Участие в информационном обеспечении внешней политики и
протокольных мероприятиях 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена, тем, что в настоящее время международное положение России нестабильно и характеризуется высокой степенью напряженности, царящей в международных отношениях с основными мировыми авторами, что в свою очередь, стало следствием постоянно повышающегося уровня влияния Российской Федерации в мире.
Во многом агрессивная риторика политических лидеров стран- оппонентов в отношении России, а также введение против нашей страны санкций экономического и политического характера свидетельствует о столкновении отдельных национальных интересов этих государств с национальными интересами России относительно путей развития нашей страны. Безусловно, эти процессы напрямую влияют на состояние международной безопасности, приближая мир к новой эре холодной войны, увеличению количества военных конфликтов регионального и локального масштаба, дестабилизации политической обстановки как в отдельных странах с низким уровнем экономической и социальной стабильности, так и в целых регионах. Именно внешнеполитические процессы стали первопричиной осложнения общей внутренней обстановки в государстве, выразившейся в уменьшении благосостояния населения, увеличении инфляции, замедлении экономического роста и снижении ВВП. В этой сложной внешнеполитической ситуации основной задачей государственной власти становится обеспечение национальной безопасности страны через достижение национальных интересов государства на внешнеполитической арене.
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет многогранный, комплексный характер: «не нужно создавать для мира новых угроз, а нужно, наоборот, садиться за стол переговоров и вместе думать над обновлённой, перспективной системой международной безопасности и устойчивого развития цивилизации ... Наша политика никогда не будет основываться на претензиях на исключительность, мы защищаем свои интересы и уважаем интересы других стран, руководствуемся международным правом, считаем незыблемой ключевую роль ООН. Именно такие принципы и подходы позволяют нам выстраивать прочные, добрые и равноправные отношения с абсолютным большинством государств мира»1 - сказал В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, в очередной раз подчеркнув важность, неотделимость и глубокую взаимосвязь понятия «национальной безопасности России» с понятием «международной безопасности».
Основополагающую роль в регулировании вопросов национальной безопасности России играет Министерство иностранных дел. Являясь федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает общую стратегию внешней политики и обеспечивает дипломатическими средствами достижение национальных интересов страны на международной арене.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с поддержанием и упрочением национальной безопасности, содержание и специфические особенности которых отражают реалии современного обеспечения безопасности.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты деятельности Министерства иностранных дел в процессе обеспечения национальной безопасности, а также соответствующий массив правовых норм, регулирующих исследуемую область отношений.
Целью исследования является изучение и анализ теоретико-правовых основ деятельности Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) определение понятия гарантий национальной безопасности и характеристика видов гарантий национальной безопасности;
2) раскрытие правового статуса Министерства иностранных дел России в контексте национальной безопасности;
3) анализ форм участия Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России на конкретных примерах из практики.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных как Ведель И.А., Головин Ю.А., Дудков А.М. Гвоздецкий Д.С. Крылов С.А. Лошкарев А.В., Шавцова А.В., Шадский А.В. и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно - правового анализа.
Нормативную базу исследования составили как международные акты, так и российское законодательство: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в т.ч. регламентирующие работу Министерства иностранных дел.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Национальная безопасность включает в себя наиболее важные интересы личности, общества и государства и, как любое другое политическое и правовое явление, нуждается в обеспечении, которое достигается с помощью гарантий.
Учитывая сущность и природу гарантий, а также их особенности и специфические свойства, можно сформулировать следующее определение гарантий национальной безопасности, гарантии национальной безопасности - закрепленные в нормативно-правовых актах положения, устанавливающие основные права и свободы человека и гражданина, благополучие общества, конституционный строй и устойчивое развитие государства, а также нормы, обеспечивающие фактическую реализацию указанных положений. Данное определение отражает взаимосвязь между гарантией и объектом гарантирования.
Что касается классификации гарантий национальной безопасности, то наиболее распространенной классификацией является деление гарантий на политические, социально-экономические, духовные (данная группа иногда упоминается как система общих гарантий), организационные и институциональные, юридические (правовые).
Высшим приоритетом Концепции внешней политики Российской Федерации провозглашается защита интересов личности, общества и государства. В соответствии с этим, главные внешнеполитические усилия МИД России должны быть направлены на обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, а также создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире; воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
На основании этого, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность МИД России, а также Обзоров МИД России о внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации за последние 3 года были выделены следующие формы участия МИД России в обеспечении национальной безопасности:
1) участие в деятельности международных организаций:
- постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН;
- постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях.
2) участие в защите дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов человека:
- защита граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
- защита интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
4) участие во взаимодействие с Федеральным Собранием и институтами гражданского общества;
5) участие в информационном обеспечении внешней политики;
6) участие в протокольных мероприятиях.
Такая организация основных форм участия МИД России в обеспечении национальной безопасности позволяет, решать возложенные на него прагматические узкоспецифические или общеполитические стратегические задачи по расширению влияния Российской Федерации в миростроительстве перед вызовами и угрозами XXI века.
1. Конвенция о специальных миссиях (Заключена в г. Нью-Йорке 08.12.1969) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 209-221.
2. Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве
российским соотечественникам: принята постановлением Государственной думы от 8 декабря 1995 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: URL:
http://www. consultant.ru
3. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт- Петербурге 18.10.2011) // Собрание законодательства РФ, 01.10.2012, №2 40, ст. 5340.
4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994) // Бюллетень международных договоров, № 8, август 1998 года.
5. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Подписан в г. Париже 27.05.1997) // Бюллетень международных договоров. 1997. № 11. С. 35-43.
6. Доклад Комиссии международного права. 58 сессия. 1 мая - 9 июня и 3 июля - 11 августа 2006 г. Нью-Йорк, 2006 // Генеральная Ассамблея ООН. Официальные отчеты. 61 сессия. Доп. № 10 (А/61/10). Тексты проектов статей с комментариями к ним. С. 12-100.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.
8. Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru
9. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL:
http://www. consultant.ru
10. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL:
http://www. consultant.ru
11. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
12. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
13. Федеральный закон «от 26.07.2017 г. № 185-ФЗ О ратификации Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru
14. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 183-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru
15. Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 439-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru
16. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ) // Российская газета, № 103, 06.05.1992.
17. Указ Президента РФ от 29.09.1999 № 1316 «Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации» // Российская газета, № 198, 07.10.1999.
18. Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 865 (ред. от 20.07.2017) «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.03.2018)
19. Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1315 (ред. от 31.12.2015) «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Г осударств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству») // Собрание законодательства. 2008. № 37. Ст. 4181.
20. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012 г., № 19, ст. 2342.
21. Указ Президента РФ от 09.12.2013 № 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru
22. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II), ст. 212.
23. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2016, № 49, ст. 6886.
24. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.1995 № 1505-р «Об учреждении Постоянного представительства Российской Федерации при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в г. Вене, Австрия» // Российская газета, № 220, 14.11.1995.
25. Приказ МИД России от 7 октября 2016 г. № 19337 «Об утверждении Положения «О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консульский информационный портал [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www.kdmid.ru
Периодическая литература:
26. Ведель И.А. Дипломатическая защита и смежные формы защиты прав граждан за рубежом // Вестник НГУ. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2013, Т. 9, Вып. 1. С. 109-115.
27. Добрынин Н.М. К вопросу о конституционной ответственности // Государство и право. 2010. № 10.
28. Дудков А.М. Конституционные гарантии национальной безопасности РФ // Альманах современной науки и образования. № 10 (77). 2013.
29. Гвоздецкий Д.С. Правовые основы функционирования института дипломатической защиты // Закон и право. 2010. № 8.
30. Гвоздецкий Д.С. Работа дипломатических и консульских учреждений за рубежом: основные различия консульской и дипломатической защиты // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 3.
31. Г еворгян Р., Кокорина З.Б. На всякий случай МИД РФ продолжает наращивать информационную поддержку российских граждан за рубежом // Международная жизнь. 2017. №2. С. 36.
32. Ковалев А.А., Тезикова А.В. Актуальные вопросы дипломатической защиты // Московский журнал международного права. 2006. № 4. С. 55-56.
33. Колодкин Р.А. К вопросу о дипломатической защите // Московский журнал международного права. 2007. № 1. С. 108-125.
34. Крылов С.А. Посольства, постоянные представительства и специальные миссии Российской Федерации // Право и управление. XXI век. 2011. №3.
35. Лебедева Н.В., Огурцов А.Ю. Конституционно-правовые основы политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом // Общество, политика, экономика, право. 2016. №12. С. 128.
36. Лядов П.Ф. Дипломатический протокол и протокольная служба // Право и управление. XXI век. 2012. №2. С. 135.
37. Мамонов В.В. Конституционное право. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10.
38. Мельникова О.А. Основные задачи информационного обеспечения внешнеполитической деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 2(41). С. 93.
39. Орлова О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. № 7.
40. Опалева А.А. Гарантии как элемент правового обеспечения безопасности личности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 4 (48). 2015. С. 9-16.
41. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Г осударство и право. 2005. № 7.
Книги, монографии, учебная литература:
42. Амельчакова В.Н. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации: монография. - М.: Московский университет МВД России, 2007.
43. Баранов В.В. Актуальные проблемы национальной безопасности России: монография. М.: АИПНБ, 2010.
44. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
45. Головин Ю.А. Основы национальной безопасности Российской Федерации: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2008.
46. Государственное право зарубежных социалистических стран / под ред. Л.Д. Воеводина, Д.Л. Златопольского, Н.Я. Куприца. М., 1972.
47. Действующее международное право. М.: Изд-во Моск.
независимого ин-та международного права, 1997. Т. 1.
48. Конституционное право / под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.
49. Словарь иностранных слов. М., 1988.
50. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
51. Советское государственное право / под ред. А. И. Лепешкина. М.,
1971.
52. Шавцова А.В. Конституционные гарантии прав человека // Белорусская юридическая энциклопедия: В 4 т. Т. 2. Минск, 2009.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
53. Болдырев С.Н. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): дисс. ... к.ю.н. Ростов н/Д, 2001.
54. Ведель И.А. Дипломатическая защита и консульское содействие как формы защиты прав граждан и организаций за рубежом: дисс. ... к.ю.н. Казань, 2013.
55. Канищев В.П. Конституционно-правовые гарантии деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: дисс. ... к.ю.н. Хабаровск, 2000.
56. Ласковая И.А. Конституционно-правовые гарантии экономической безопасности России (на примере развития электроэнергетики на рубеже XX-XXI веков): дисс. ... к.ю.н. М., 2010.
57. Лошкарев А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: дисс. ... к.ю.н. Самара, 2008.
58. Морозова А.Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: автореф. дисс. . к.ю.н. М., 2004.
59. Нейматова А.Я. Роль дипломатии в формировании имиджа России на современном этапе: дисс. ... к.и.н. М., 2013.
60. Поправко Н.В. Конституционно-правовые гарантии обеспечения права на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2007.
61. Шадский А.В Информационное обеспечение
внешнеполитической деятельности России: анализ, современность и
перспективы: дисс. ... к.полит.н. М., 2004.
Электронные ресурсы:
62. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность
Российской Федерации в 2015 г. // Обзор МИД России. М., 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.mid.ru/activity/review
63. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность
Российской Федерации в 2016 г. // Обзор МИД России. М., 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.mid.ru/activity/review
64. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность
Российской Федерации в 2017 г. // Обзор МИД России. М., 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.mid.ru/activity/review
65. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 13 июня 1996 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: - URL: http://www. consultant.ru
66. Официальный сайт Посольства России в Великобритании // Режим доступа: http://rus.rusemb.org.uk
67. Сметанина С. ФМС России: благодаря программе переселения в Россию переехало более 400 тысяч человек [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.i№fo/?module=articles&actio№=view&id=10143
68. Убийство российского посла в Турции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. gazeta. ru/politics/2016/12/19_a_10437983. shtml
69. Официальный сайт МИД России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/home
70. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации [сайт]. - Режим доступа: URL: http://kremlin.ru