МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ КАК ОРГАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 6
1.1. Понятие и виды гарантий национальной безопасности России 6
1.2. Правовой статус Министерства иностранных дел России в контексте
национальной безопасности 22
ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 28
2.1. Участие в деятельности международных организаций 29
2.2. Участие в защите дипломатическими и международно-правовыми
средствами прав, свобод и интересов человека 41
2.3. Взаимодействие с Федеральным Собранием, институтами гражданского
общества и научно-экспертным центром 54
2.4. Участие в информационном обеспечении внешней политики и
протокольных мероприятиях 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 6
1.1. Понятие и виды гарантий национальной безопасности России 6
1.2. Правовой статус Министерства иностранных дел России в контексте
национальной безопасности 22
ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 28
2.1. Участие в деятельности международных организаций 29
2.2. Участие в защите дипломатическими и международно-правовыми
средствами прав, свобод и интересов человека 41
2.3. Взаимодействие с Федеральным Собранием, институтами гражданского
общества и научно-экспертным центром 54
2.4. Участие в информационном обеспечении внешней политики и
протокольных мероприятиях 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена, тем, что в настоящее время международное положение России нестабильно и характеризуется высокой степенью напряженности, царящей в международных отношениях с основными мировыми авторами, что в свою очередь, стало следствием постоянно повышающегося уровня влияния Российской Федерации в мире.
Во многом агрессивная риторика политических лидеров стран- оппонентов в отношении России, а также введение против нашей страны санкций экономического и политического характера свидетельствует о столкновении отдельных национальных интересов этих государств с национальными интересами России относительно путей развития нашей страны. Безусловно, эти процессы напрямую влияют на состояние международной безопасности, приближая мир к новой эре холодной войны, увеличению количества военных конфликтов регионального и локального масштаба, дестабилизации политической обстановки как в отдельных странах с низким уровнем экономической и социальной стабильности, так и в целых регионах. Именно внешнеполитические процессы стали первопричиной осложнения общей внутренней обстановки в государстве, выразившейся в уменьшении благосостояния населения, увеличении инфляции, замедлении экономического роста и снижении ВВП. В этой сложной внешнеполитической ситуации основной задачей государственной власти становится обеспечение национальной безопасности страны через достижение национальных интересов государства на внешнеполитической арене.
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет многогранный, комплексный характер: «не нужно создавать для мира новых угроз, а нужно, наоборот, садиться за стол переговоров и вместе думать над обновлённой, перспективной системой международной безопасности и устойчивого развития цивилизации ... Наша политика никогда не будет основываться на претензиях на исключительность, мы защищаем свои интересы и уважаем интересы других стран, руководствуемся международным правом, считаем незыблемой ключевую роль ООН. Именно такие принципы и подходы позволяют нам выстраивать прочные, добрые и равноправные отношения с абсолютным большинством государств мира»1 - сказал В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, в очередной раз подчеркнув важность, неотделимость и глубокую взаимосвязь понятия «национальной безопасности России» с понятием «международной безопасности».
Основополагающую роль в регулировании вопросов национальной безопасности России играет Министерство иностранных дел. Являясь федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает общую стратегию внешней политики и обеспечивает дипломатическими средствами достижение национальных интересов страны на международной арене.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с поддержанием и упрочением национальной безопасности, содержание и специфические особенности которых отражают реалии современного обеспечения безопасности.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты деятельности Министерства иностранных дел в процессе обеспечения национальной безопасности, а также соответствующий массив правовых норм, регулирующих исследуемую область отношений.
Целью исследования является изучение и анализ теоретико-правовых основ деятельности Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) определение понятия гарантий национальной безопасности и характеристика видов гарантий национальной безопасности;
2) раскрытие правового статуса Министерства иностранных дел России в контексте национальной безопасности;
3) анализ форм участия Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России на конкретных примерах из практики.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных как Ведель И.А., Головин Ю.А., Дудков А.М. Гвоздецкий Д.С. Крылов С.А. Лошкарев А.В., Шавцова А.В., Шадский А.В. и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно - правового анализа.
Нормативную базу исследования составили как международные акты, так и российское законодательство: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в т.ч. регламентирующие работу Министерства иностранных дел.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во многом агрессивная риторика политических лидеров стран- оппонентов в отношении России, а также введение против нашей страны санкций экономического и политического характера свидетельствует о столкновении отдельных национальных интересов этих государств с национальными интересами России относительно путей развития нашей страны. Безусловно, эти процессы напрямую влияют на состояние международной безопасности, приближая мир к новой эре холодной войны, увеличению количества военных конфликтов регионального и локального масштаба, дестабилизации политической обстановки как в отдельных странах с низким уровнем экономической и социальной стабильности, так и в целых регионах. Именно внешнеполитические процессы стали первопричиной осложнения общей внутренней обстановки в государстве, выразившейся в уменьшении благосостояния населения, увеличении инфляции, замедлении экономического роста и снижении ВВП. В этой сложной внешнеполитической ситуации основной задачей государственной власти становится обеспечение национальной безопасности страны через достижение национальных интересов государства на внешнеполитической арене.
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет многогранный, комплексный характер: «не нужно создавать для мира новых угроз, а нужно, наоборот, садиться за стол переговоров и вместе думать над обновлённой, перспективной системой международной безопасности и устойчивого развития цивилизации ... Наша политика никогда не будет основываться на претензиях на исключительность, мы защищаем свои интересы и уважаем интересы других стран, руководствуемся международным правом, считаем незыблемой ключевую роль ООН. Именно такие принципы и подходы позволяют нам выстраивать прочные, добрые и равноправные отношения с абсолютным большинством государств мира»1 - сказал В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, в очередной раз подчеркнув важность, неотделимость и глубокую взаимосвязь понятия «национальной безопасности России» с понятием «международной безопасности».
Основополагающую роль в регулировании вопросов национальной безопасности России играет Министерство иностранных дел. Являясь федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает общую стратегию внешней политики и обеспечивает дипломатическими средствами достижение национальных интересов страны на международной арене.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с поддержанием и упрочением национальной безопасности, содержание и специфические особенности которых отражают реалии современного обеспечения безопасности.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты деятельности Министерства иностранных дел в процессе обеспечения национальной безопасности, а также соответствующий массив правовых норм, регулирующих исследуемую область отношений.
Целью исследования является изучение и анализ теоретико-правовых основ деятельности Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) определение понятия гарантий национальной безопасности и характеристика видов гарантий национальной безопасности;
2) раскрытие правового статуса Министерства иностранных дел России в контексте национальной безопасности;
3) анализ форм участия Министерства иностранных дел в обеспечении национальной безопасности России на конкретных примерах из практики.
Теоретическую основу исследования составили труды таких учёных как Ведель И.А., Головин Ю.А., Дудков А.М. Гвоздецкий Д.С. Крылов С.А. Лошкарев А.В., Шавцова А.В., Шадский А.В. и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно - правового анализа.
Нормативную базу исследования составили как международные акты, так и российское законодательство: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в т.ч. регламентирующие работу Министерства иностранных дел.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Национальная безопасность включает в себя наиболее важные интересы личности, общества и государства и, как любое другое политическое и правовое явление, нуждается в обеспечении, которое достигается с помощью гарантий.
Учитывая сущность и природу гарантий, а также их особенности и специфические свойства, можно сформулировать следующее определение гарантий национальной безопасности, гарантии национальной безопасности - закрепленные в нормативно-правовых актах положения, устанавливающие основные права и свободы человека и гражданина, благополучие общества, конституционный строй и устойчивое развитие государства, а также нормы, обеспечивающие фактическую реализацию указанных положений. Данное определение отражает взаимосвязь между гарантией и объектом гарантирования.
Что касается классификации гарантий национальной безопасности, то наиболее распространенной классификацией является деление гарантий на политические, социально-экономические, духовные (данная группа иногда упоминается как система общих гарантий), организационные и институциональные, юридические (правовые).
Высшим приоритетом Концепции внешней политики Российской Федерации провозглашается защита интересов личности, общества и государства. В соответствии с этим, главные внешнеполитические усилия МИД России должны быть направлены на обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, а также создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире; воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
На основании этого, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность МИД России, а также Обзоров МИД России о внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации за последние 3 года были выделены следующие формы участия МИД России в обеспечении национальной безопасности:
1) участие в деятельности международных организаций:
- постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН;
- постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях.
2) участие в защите дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов человека:
- защита граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
- защита интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
4) участие во взаимодействие с Федеральным Собранием и институтами гражданского общества;
5) участие в информационном обеспечении внешней политики;
6) участие в протокольных мероприятиях.
Такая организация основных форм участия МИД России в обеспечении национальной безопасности позволяет, решать возложенные на него прагматические узкоспецифические или общеполитические стратегические задачи по расширению влияния Российской Федерации в миростроительстве перед вызовами и угрозами XXI века.
Учитывая сущность и природу гарантий, а также их особенности и специфические свойства, можно сформулировать следующее определение гарантий национальной безопасности, гарантии национальной безопасности - закрепленные в нормативно-правовых актах положения, устанавливающие основные права и свободы человека и гражданина, благополучие общества, конституционный строй и устойчивое развитие государства, а также нормы, обеспечивающие фактическую реализацию указанных положений. Данное определение отражает взаимосвязь между гарантией и объектом гарантирования.
Что касается классификации гарантий национальной безопасности, то наиболее распространенной классификацией является деление гарантий на политические, социально-экономические, духовные (данная группа иногда упоминается как система общих гарантий), организационные и институциональные, юридические (правовые).
Высшим приоритетом Концепции внешней политики Российской Федерации провозглашается защита интересов личности, общества и государства. В соответствии с этим, главные внешнеполитические усилия МИД России должны быть направлены на обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, а также создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире; воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
На основании этого, а также анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность МИД России, а также Обзоров МИД России о внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации за последние 3 года были выделены следующие формы участия МИД России в обеспечении национальной безопасности:
1) участие в деятельности международных организаций:
- постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН;
- постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях.
2) участие в защите дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов человека:
- защита граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
- защита интересов соотечественников, проживающих за рубежом;
4) участие во взаимодействие с Федеральным Собранием и институтами гражданского общества;
5) участие в информационном обеспечении внешней политики;
6) участие в протокольных мероприятиях.
Такая организация основных форм участия МИД России в обеспечении национальной безопасности позволяет, решать возложенные на него прагматические узкоспецифические или общеполитические стратегические задачи по расширению влияния Российской Федерации в миростроительстве перед вызовами и угрозами XXI века.
Подобные работы
- Теория национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Государственные органы, обеспечивающие национальную безопасность в механизме государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовая охрана национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021



