Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях (республика Беларусь)

Работа №6269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость8990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1057
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………………6
1.1 Социальные проблемы одиноких пожилых людей. Пожилые люди как социальная общность ……………………………….…6
1.2 Содержание социального обслуживания пожилых людей ..12

ГЛАВА 2 РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………………………………………………………………. 24
2.1 Особенности реабилитации пожилых людей ………………...….24
2.2 Психологические особенности пожилых людей в стационарных учреждениях ……………………………………………………..33
2.3 Основы психологической работы по реабилитации и адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях ……………..48

ГЛАВА 3 ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ГУ «ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ И ИНВАЛИДОВ») ………54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..76



РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 80 с., 6 табл., 5 рис., 2 прил.

Ключевые слова: НАСИЛИЕ, СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ, НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ, ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Объект исследования: пожилые люди.
Предмет исследования: социальная работа с пожилыми людьми.
Цель работы: изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми.
Задачи:
1) охарактеризовать пожилых людей как клиентов социальной работы;
2) изучить сущность работы с пожилыми людьми;
3) разработать методы социальной работы с пожилыми людьми;
4) проанализировать результаты исследования социальной проблемы пожилых людей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Минска».

ВВЕДЕНИЕ

Глобальной проблемой современного мира, которая имеет огромное экономическое, культурное и социальное значение, является процесс старения общества, увеличение числа доли пожилых людей в общей численности населения. Для большинства пожилых людей их возраст – это период уязвимости и различных рисков, когда многие способности ослабевают, и человек сталкивается с утратой здоровья, работы, супруга и др. В результате формируется негативный общественный стереотип так называемого «конца жизни» с болезнями, нищетой, одиночеством и т.п. Поэтому предпенсионный возраст уход с работы многие переживают тяжело, ощущая его как начало старости и немощи. В то же время немалая часть пожилых сохраняет бодрость и хорошее физическое и психическое состояние. Высокое качество жизни и правильный гармоничный ритм старения существенно зависят от здорового образа жизни пожилых людей, социальных и психологических факторов.
Период жизни после 45-50 лет, когда биологическая программа человека уже выполнена, нередко называют третьим возрастом. В эти годы все большую социальную ценность приобретают ум и жизненный опыт человека – теперь он может активно влиять на поступки и решения окружающих его людей. В Китае, например, пятидесятая годовщина со дня рождения считается счастливым днем: юбиляр вступает в привилегированный класс пожилых людей. Пожилые люди в своем большинстве здесь – богатство общества. Мудрость старых – целебный источник необходимый для молодых поколений.
В настоящее время государство уделяет повышенное внимание социальной работе с пожилыми людьми. В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2007 г. № 38/100–126 в рамках выполнения Национальной программы демографической безопасности на 2007–2010 годы предусматривается оказание необходимой социальной помощи одиноким и одиноко проживающим гражданам Республики Беларусь, проведение обследования состояния их здоровья, материального благосостояния и уровня жизни. Программой предусматривается совершенствование содержания и форм работы с пожилыми гражданами. В настоящее время происходит пересмотр приоритетов в социальной работе с пожилыми людьми. Необходимо учитывать, что люди пожилого возраста – это не только объект социальной работы. Они располагают важными человеческими, социальными и экономическими ресурсами, которые должны быть использованы в социальной работе.
Актуальность исследования работы с пожилыми людьми в социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами: рассмотрение нерешенных до конца проблем материального благосостояния престарелых, требующих четкого видения дальнейших перспектив развития социально-бытовой помощи этим людям.
Цель - изучить особенности социальной работы с пожилыми людьми.
Гипотезы исследования:
1) социальная изолированность и самооценка у людей пожилого возраста, живущих в семье и у людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (домах престарелых, специализированных пансионатах и т.п.) имеют значимые отличия по основным характеристикам.
2) чем выше уровень социальной изолированности, тем ниже самооценка, и, как следствие, чем ниже уровень социальной изолированности, тем выше самооценка.
Объект – пожилые люди.
Предмет – социальная работа с пожилыми людьми.
Задачи:
1) охарактеризовать пожилых людей как клиентов социальной работы;
2) изучить сущность работы с пожилыми людьми;
3) разработать методы социальной работы с пожилыми людьми;
4) проанализировать результаты исследования социальной проблемы пожилых людей.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 60 людей пожилого возраста, ранжированных по критерию социальной ситуации проживания: люди пожилого возраста, живущие в семье и люди пожилого возраста, проживающие в специализированных учреждениях (домах престарелых, специализированных пансионатах и т.п.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, научный синтез, тестирование, методы математической обработки данных.
База проведения исследования: ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Минска».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе изученного материала, можно сделать выводы:
1) Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных условиях изоляции от других людей. Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида. Из этого следует вывод о том, что любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. Внутренняя изолированность человека – основа любого индивидуального бытия как такового;
2) Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе. Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, противоречащему самой сути человека как существа общественного. Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признается трагичность одиночества, с другой подчеркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество субъективное внутреннее переживание;
3) Проблема старения носит как физическую, физиологическую, так и психологическую окраску. Демографические процессы на Земле характеризуют две основные модели: модель «старого» населения соответствует районам с низкой рождаемостью, низкой смертностью и высокой продолжительностью жизни; модель «молодого» населения справедлива для районов с высокой рождаемостью, значительной общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста населения и низкой средней продолжительностью жизни;
4) Социальная изолированность людей пожилого возраста, живущих в семье значительно ниже социальной изолированности людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях. Самооценка людей пожилого возраста, живущих в семье значительно выше самооценки людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях. Социальная изолированность и самооценка в пожилом возрасте находятся во взаимосвязи: чем выше уровень социальной изолированности, тем ниже уровень самооценки и, как следствие, чем ниже уровень социальной изолированности, тем выше уровень самооценки.
5) Гипотеза исследования подтвердилась: социальная изолированность и самооценка у людей пожилого возраста, живущих в семье и у людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (домах престарелых, специализированных пансионатах и т.п.) имеют значимые отличия по основным характеристикам. Также социальная изолированность и самооценка взаимосвязаны: чем выше уровень социальной изолированности, тем ниже самооценка, и, как следствие, чем ниже уровень социальной изолированности, тем выше самооценка, – подтвердилась со степенью достоверности < 0,05.



1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряковой, Я.П. Зинченко. – М.: Просвещение, 1998. – 612 с.
2. Бондарев, В.П. Выбор профессии / В.П. Бондарев. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 324 с.
3. Бубер, Н. Проблема человека. Перспектива / Н. Бубер. – М.: Аспект-Пресс, 2009. - С. 95 - 98.
4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Кв.: Рiдно Слово, 2009. – 688 с.
5. Гришин, В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: Психология, 2000. – 412 с.
6. Дольто, Ф. На стороне пожилого человека / Ф. Дольто. – СПб.: Питер, 2007. – 324 с.
7. Коломинский, Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Амалфея, 2007. – 288 с.
8. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.
9. Кон, И.С. Психология людей пожилого возраста / И.С. Кон. – М.: Прогресс, 2008. – 286 с.
10. Кон, И.С. Психология / И.С. Кон. – М.: Прогресс, 2009. – 412 с.
11. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2000. – 700 с. – (Серия «Мастера психологии»).
12. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития одиноких людей / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. –2008 - № 2. – С. 69 – 78.
13. Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. – 2008 - № 2. – С. 106 – 116.
14. Кузнецов, А. Я одинока сама с собой / А. Кузнецов // Воспитание школьников. –2007 - № 2. – С. 28 – 32.
15. Куликов, В.Н. Теоретико-методологические проблемы социальной психологии / В.Н. Куликов // Вопросы социальной и педагогической психологии. – Иваново, 2000. – 560 с.
16. Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Бубер. – М.: Аспект-Пресс, 2009.. – 422 с.
17. Лазарева, Л.П. Геронтология: Курс лекций / Л.П. Лазарева. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 167 с.
18. Либерман, Я.Л. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости / Я.Л. Либерман, М.Я. Либерман. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 102 с.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
20. Максимова, С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2009. – 145 с.
21. Максимова, С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста / С.Г. Максимова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2008. – 99 с.
22. Максимова, С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии / С.Г. Максимова. – Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2006. – 223 с.
23. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: ГУП, 2008. – 336 с.
24. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко – М.: Русь, 2004. – 189 с.
25. Маринина, Е. Психология / Е. Маринина, Ю. Воронов / – М.: Сфера, 1999. – 322 с.
26. Мид, М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте американской культуры / М. Мид // Лабиринты одиночества. – М.: Аспект-Пресс, 2009. - С. 107 – 112.
27. Миюскович, Б. Одиночество; междисциплинарный подход / Б. Миюскович. – М.: Наука, 1989. – 433 с.
28. Мудрик, А.В. Общая психология / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
29. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 466 с.
30. Оди, Дж.Р. Человек – существо одинокое: биологические корни одиночества / Дж.Р. Оди. – М.: Аспект-Пресс, 2009. С. 147 – 148.
31. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание пожилого возраста. / К.Н. Поливанова – М.: Мысль, 1996. – 544 с.
32. Писарев, А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России / А.В. Писарев. – М.: ЦСП, 2007. – 288 с.
33. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. – М.: Свято–Дмитриевское училище сестер милосердия, 2007. – 256 с.
34. Психолог в учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2006. – 433 с.
35. Пузько, В.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества / В.И. Пузько // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества». – Владивосток, 1995. – С. 44 – 46.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2003. – 424 с.
37. Рутман, Э. Никто меня не понимает / Э. Рутман // Семья и школа. –2006 - № 9. - С. 16 – 19.
38. Садлер, У.А. От одиночества к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 227 с.
39. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.П. Сартр. – М.: Просвещение, 1990. – 322 с.
40. Симеонова, Л. Человек рядом / Л. Симеонова. – М.: Просвещение, 1989. – 220 с.
41. Старшенбаум, Г.В. Любовь против одиночества / Г.В. Старшенбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
42. Тарасов, С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия одиноких людей / С.В. Тарасов // Вопросы психологии. –1998 - № 4. – С. 14 – 21.
43. Хараш, А.У. Психология одиночества / А.У. Хараш // Педология. –2000 - № 4. – С. 88 – 91.
44. Условия жизни и пожилой человек / Е.И. Стеженская, В.В. Крыжановская и др.; Под ред. Д.Ф. Чеботарева. – М.: Медицина, 2008. – 348 с.
45. Филд, Д. Социальные связи в старости: Результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований / Д. Филд. – М.: Академия, 2007. – 440 с.
46. Фролькис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни / В.В. Фролькис. – М.: Наука, 2008. – 220 с.
47. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008. – 295 с.
48. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 208 с.
49. Шилова, Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ / Л.С. Шилова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2006. – 520 с.
50. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шибутани // Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону: Феникс, 1988. - С. 193 - 212.
51. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Академия, 2000. – 322 с.
52. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь пожилого человека / П.М. Якобсон. – М.: Прогресс, 2006. – 344 с.
53. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного человека / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. – 1999 - № 6. – С. 54 – 58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ