Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Работа №62679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы экспертного исследования письма 6
Научные аспекты криминалистического исследования
письма и письменной речи 6
Современное состояние и перспективы
криминалистического исследования письменной речи 15
Глава II. Систематизация идентификационных признаков
письменной речи 26
Понятие идентификационных признаков письменной речи 26
Грамматические признаки письменной речи 33
Лексические признаки письменной речи 35
Стилистические признаки письменной речи 37
Приёмы маскировки письменной речи 40
Глава III. Вопросы методики экспертного исследования
признаков письменной речи 43
Основные подходы и задачи исследования письменной речи 43
Методика исследования признаков письменной речи 49
Предварительное исследование 49
Детальная стадия исследования 53
Стадия оценки результатов сравнительного исследования 59
Стадия формулирования выводов и оформления результатов экспертного исследования письменной речи 65
Заключение 71
Библиографический список 75
Приложение 80


Актуальность исследования. Исследование письменной речи в современной криминалистике является одной из важнейших и актуальных задач. Неоценимое практическое значение установление личности анонимного автора имеет для правоохранительных органов, которым фальсифицированные тексты криминогенного содержания, анонимные письма, предсмертные записки, самооговоры служат не только источником информации о личности подозреваемого, свидетеля или подследственного, но также их психического состояния в момент совершения правонарушения. Полученные на основе изучения текстов сведения могут сыграть существенную роль в проведении розыска и идентификации преступников.
Так, в настоящее время все чаще преступники отказываются от таких грубых средств аргументации, как откровенное насилие и переходят к более развитым методам, позволяющим с меньшими затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих преступных действий. Однако изучение письменной речи позволяет установить вероятное время создания текста, получить определённые сведения о самом авторе, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности текста тому или иному лицу.
Разработанность темы. В дипломной работе использованы научные исследования следующих учёных-криминалистов: Бобовкина М. В., Визирова В. Н., Винберга Л. А., Доброславской Е. Е., Ищенко Е. П., Кулагина Г. В., Манцветовой А. И., Орловой В. Ф., Славуцкой И. А., Шванковой М. В. И др. и других известных учёных.
Объектом дипломного исследования выступает письменная речь, необходимая для установления автора спорных текстов с целью выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступных деяний.
Предмет дипломного изучения – общеметодологические и общетеоретические положения, которые нашли своё отражение в научных исследованиях относительно вопросов криминалистического изучения письменной речи.
Целью дипломной работы является анализ и систематизация теоретических и методических основ криминалистического исследования письменной речи на современном этапе развития, а также исследование закономерностей использования специальных познаний при подготовке, проведении и оценке результатов современных экспертных исследований письма.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи;
2) проанализировать современное состояние и перспективы криминалистического исследования письменной речи;
3) представить систематизацию идентификационных признаков письменной речи;
4) рассмотреть основные приёмы маскировки признаков письменной речи;
5) изучить основные методические вопросы экспертного исследования признаков письменной речи.
Теоретическая база дипломной работы основана на достижениях в области криминалистики и судебной экспертизы, физиологии, психологии, лингвистики, нейрофизиологии и других наук, представленных в работах П. К. Анохина, Л. Е. Ароцкера, Р. С. Белкина, Н. А. Бернштейна, Е. Ф. Буринского, С. М. Потапова, А. И. Винберга, В. В. Томилина, И. П. Павлова, С. М. Вула, Н. И. Авилова, Н. В. Терзиева, Г. Д. Марковаа, В. Г. Щукина, М. В. Хитиной, Э. Л. Ефременко, Э. У. Бабаевой, М. В.Бобовкинаи других учёных.
Методологическую основу дипломного исследования составили положения диалектического материализма и законы научного познания. Для разработки теоретических и методических положений дипломной работы применялась система общенаучных и частно-научных методов познания. Теоретической и методологической базой исследования являются достижения философии, науковедения, логики, психологии и физиологии, лингвистики, криминалистики и теории судебной экспертизы.
Правовая основа дипломного исследования основывается на положениях Конституции Российской Федерации; уголовного, гражданского и арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации; федерального закона Российской Федерации «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации», а также принятых в соответствии с этими источниками иных нормативных правовых актах, относящихся к теме исследования.
Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведённому рамках выпускной квалификационной работы исследованию, представляется возможным сформулировать следующие положения.
Исследования письменной речи в качестве источника информации относительно личности автора и его психологических особенностей, которые находят своё выражение в определённых формах текста, проводятся на стыках ряда наук: истории, лингвистики, психологии, криминалистики.
В рамках криминалистической науки общепринятым является определение письма, сформулированное В. В. Томилиным: «Письмо – это дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляемое при помощи различного рода графических знаков, отражающих в определенной форме звуковую речь и служащих для передачи этой речи на расстояние и закрепления ее во времени».
Письменная речь относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций. Вместе с тем, письменная речь – это особая деятельность человека, в которой выделяются как психологические, так и физиологические аспекты. Основой для идентификации личности автора и исполнителя текста является индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков.
В качестве непосредственного объекта экспертного исследования письма выступает рукописный текст анализируемого документа. Согласно С. М. Вулу, текст – это организованная система языковых знаков, служащая средством общения, средством передачи определённой информации другому лицу или группе лиц, обществу (или для фиксации, закрепления информации); текст – это единство двух основных сторон: смысловой (содержательной) и формально-языковой (графической). Недопустимо ни отождествление их или рассмотрение в одном ряду, ни игнорирование первой, в ходе изучения второй, что очень часто встречается в работах, посвящённых экспертизе письма.
Возможности применения специальных лингвистических методов исследования письменной речи определяются теми задачами, которые ставятся криминалистами. Когда письменная речь в качестве словесного творчества может представлять собой судебное доказательство по тому или иному обстоятельству, для её исследования могут быть применены специальные лингвистические методы.
Письменная речь как объект экспертного исследования может помочь решить задачу установления автора и исполнителя исследуемого документа, выявить так называемые ложные чистосердечные признания, которые могут быть написаны под диктовку. По письменному тексту могут быть определены признаки необычного функционального состояния автора (или исполнителя), имеющего наркотическое или алкогольное опьянение, находящегося в состоянии стресса и т.п. Однако разработка и совершенствование методик экспертного исследования письменной речи на сегодняшний день является крайне актуальной и требует своего дальнейшего развития.
Криминалистическое исследование письма в недавнем прошлом определялось целостным, двусторонним изучением письменной системы, то есть её смысловой и графической сторон. В современной действительности письменная речь исследуется в рамках судебно-автороведческой экспертизы. Отдельное изучение смысловой и графической сторон письменного текста объясняется, прежде всего, частым отсутствием тождества автора и исполнителя документа. Следовательно, первоочередным для эксперта при исследовании письменного текста должен являться вопрос являются ли автор и исполнитель текста одним лицом.
Анализ письменной речи с точки зрения её структурной и языковой организации с целью установления автора документа определяется следующими параметрами: уровнем грамотности, употреблением родного или преобладающего языка, условиями формирования речевых и письменных навыков автора документа, профессиональной деятельностью или определённым кругом интересов.
Под признаком письменной речи принято понимать особенности выражения мыслей в письменной форме, которые проявляются в лексике, грамматике и стиле (как допустимые нормой языка, так и нарушающие её) и индивидуализируют, в своеобразном сочетании письменную речь каждого человека.
Признаки письменной речи делятся на грамматические, лексические и стилистические навыки. Идентификационными признаками письменной речи являются общие и частные. Общие признаки отображают уровень обладания человеком письменной речью и позволяют дифференцировать авторов рукописей по установленной степени владения ею. Частные признаки отображают различные свойства, особенности, проявляющиеся языковых отклонений в письменной речи. В совокупности данные признаки определяют индивидуальность автора документа и позволяют сузить круг подозреваемых лиц и наиболее точно установить при исследовании спорного письма автора и исполнителя.
В целях изменения письменной речи может использоваться так называемая их маскировка, когда преодолеваются свои собственные письменные навыки и произвольно изменяются признаки.
На сегодняшний день ведущим направлением в исследовании письменной речи является системно-структурный подход. Именно для системно-структурного подхода характерно такое комплексное использование методов различных наук (лингвистики, психолингвистики, психологии), которое позволяет исследовать разные уровни структурной организации текста документа как произведения письменной речи.
Задачи экспертного исследования письменной речи подразделяются на идентификационные, диагностические и ситуационно-диагностические, которые, в свою очередь, базируются на комплексном использовании следующих методов исследования письменной речи: лингвистическом, психолингвистическом, социолингвистическом, психологическом, логико- психологическом.
Экспертное исследование признаков письменной речи состоит из нескольких стадий: предварительное исследование, детальное исследование, оценка результатов, стадия формулирования выводов и оформления результатов проведённого исследования.
Таким образом, исследование письменной речи в рамках современной криминалистической науки определяется в качестве важной и актуальной задачи. Исследование и оценка признаков письменной речи неотделимы от почерка, и в большинстве случаев только совокупность признаков письменной речи и почерка может служить основанием для вывода о тождестве. Результаты изучения текстов документов имеют большое практическое значение в целях установления автора рукописи, которая является не только источником информации о личности подозреваемого, свидетеля или подследственного, но также их психического состояния в момент совершения правонарушения. Результаты исследования письменной речи играют существенную роль в проведении розыска и идентификации преступников.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31. – ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) / Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I). –ст. 4921.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016) / Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46. – ст. 4532.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) / Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30. – ст. 3012.
5. Федеральный закон от 31 мая 2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 4.06.2001 N 23. – ст. 2291.
6. Федеральный закон от 12 августа 1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» / Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33. – ст. 3349.
2) Научная литература
1. Авилова, Н. И. Некоторые гносеологические проблемы языкового знака и его значения: автореф, канд. дисс. – Харьков, 1970. – 23 с.
2. Агушевич, А. М. Советская судебно-графическая экспертиза: автореф. канд. дисс / А. М. Агушевич. – М., 1953 – 21 с.
3. Азарченкова, Е. И. Экспертная идентификация человека по фонограммам его речи / Е. И. Азарченкова. – М., 1986. – 248 с.
4. Анохин, П. К. Проблема центра и периферии в современной физиологии нервной системы , П. К. Анохин // Проблема центра и периферии в высшей нервной деятельности. – Горький, 1935. – С. 9-70.
5. Ароцкер, Л. Е. Об использовании лингвистической статистики для установления автора анонимного текста / Л. Е. Ароцкер, В. К. Воинов, Л. Е. Ароцкер // «Криминалистика и судебная экспертиза». – Вып. 3. – Киев, 1966. – С. 141-51.
6. Бабаева, Э. У. Криминалистическое исследование анонимных документов с целью идентификации личности по признакам письменной речи / Э. У. Бабаева. – Л., 1970. – 18 с.
7. Бабаева, Э. У. Автор и исполнитель анонимного письма – разные лица / Э. У. Бабаева // Экспертная практика.– Вып. 2. – М., 1968. – С. 61-63.
8. Балашов, Д. Н. Криминалистика / Д. Н. Балашов. – М., 2009 – 503с.
9. Белкин, Р. С. Криминалистика и доказывание / Р. С. Белкин. – М.:
«Юридическая литература», 1969. – 215 с.
10. Белозерова, И. И. Криминалистика / И. И. Белозерова. – М., 2008.– 240 с.
11. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность. Сер.: Классики науки. – М.: Наука, 1990. – 494 с.
12. Блауберг, И. В. Системный подход в современной науке //
Проблемы методологии системного исследования / И. В. Блауберг. – М., «Мысль», 1970. – С. 16-18.
13. Бобовкин, М. В. Теория и практика судебно-диагностической экспертизы письма лиц, находящихся в психопатологическом состоянии / М. В. Бобовкин. – Волгоград, 2005. – 466 с.
14. Бурцева, Е. В. Криминалистика: Часть 1. Общая Теория криминалистики и криминалистической техники / Е. В. Бурцева. – Тамбов, 2006. – 96 с.
15. Визирова, В. Н. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы / В. Н. Визирова, П. Г. Кулагин, Л. И. Труфанов. – М., 1971. – 20 с.
16. Винберг, А. И. Криминалистическая экспертиза письма / А. И. Винберг. – М., 1940. – 159 с.
17. Винберг, Л. А. Почерковедческая экспертиза / Л. А. Винберг, М. В. Шванкова. – Волгоград, 1977. – 206 с.
18. Власов, В. П. Судебное почерковедение / В. П. Власов // Криминалистическая техника. Справочная книга юриста. – М.: Госюриздат, 1959. – С. 422- 423.
19. Волохова, О. В. Криминалистика / О. В. Волохова. Н. Н. Егоров. М. В. Жижина. – М., 2011. – 349 с.
20. Вул, С. М. Криминалистическое исследование признаков письменной речи / С. М. Вул. – Киев, 1973. – 44 с.
21. Вул, С. М. Особенности оценки следователем и судом заключения идентификационной судебно-автороведческой экспертизы. Криминалистика и судебная экспертиза / С. М. Вул. – Киев, 1982. – Вып. 24.
–С. 81-84.
22. Вул, С. М. Судебно-автороведческая экспертиза: современное состояние и перспективы: Использование современных достижений науки и техники в деятельности следственных органов и судов по борьбе с преступностью / С. М. Вул. – Вильнюс, 1981.
23. Ефременко, Э. Л. Раскрытие авторства на основе анализа идейного содержания произведения / Э. Л. Ефременко // Вопросы текстологии. – Вып. II. – М.: АН СССР, 1960. – С. 52-99.
24. Иванов, И. В. Использование научно-технических средств при расследовании преступлений / И. В. Иванов // Социалистическая законность.– 1975. – № 4.
25. Ищенко, И. П. Криминалистика / И. П. Ищенко. – М., 2011. – 504с.
26. Комиссаров, А.Ю. Криминалистическое исследование
письменной речи / А. Ю. Комиссаров. – М., 2000. – 104 с.
27. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. ЛАПГШИН, Б. П. ПУЗАНОВ. – М., 1990. – 143 с.
28. Манцветова, А. И. Теоретические основы судебного почерковедения / А. И. Манцветова, В. Ф. Орлова, И. А. Славуцкая // Труды ЦНИИСЭ. – Вып. 1 . – М., 1967 . – 444 с.
29. Маркова, Г. Д. Идентификационные признаки письма в советской криминалистической экспертизе: дисс. канд. юр. Н / Г. Д. Маркова. – Харьков, 1956. – 15 с.
30. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
31. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1995. – 640 c.
32. Орлова, В. Ф . Судебно-почерковедческая диагностика / В. Ф. Орлова. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 106 с.
33. Основы специальной психологии: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.
– 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
34. Павлов, И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. – М., 1952. – 476 с.
35. Потапов, С. М. Настольная книга следователя / С. М. Потапов. –
М., 1949. – 867 с.
36. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В. В. Серегина. – Волгоград: ВА МВД России, 2007. – 340 с.
37. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; Под. Ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
38. Терзиев, Н. В.. Криминалистическое исследование документов /
Н. В. Терзиев // Криминалистика. – М.: Госюриздат, 1950. – 131.
39. Томилин, В. В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма
/ В. В. Томилин. – М.: Медицина, 1974. – 256 с.
40. Тюхтин, В. С. Теория отражения в свете современной науки / В. С. Тюхтин. – М.: «Знание», 1971. – 256 с.
41. Филиппова, А. Г. Криминалистика: учебник / А. Г. Филиппова. –М., 2009. – 687 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ