Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА «КРАСОТА» В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №62641

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 5
1.1. Языковая картина мира 5
1.2. Концепт как основа языковой картины мира 7
Выводы по первой главе 10
2. Языковое выражение концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 11
2.1. Выражение концепта «красота» в лексической семантике 11
2.2. Выражение концепта «красота» во фразеологии 19
2.3. Выражение концепта «красота» в паремиологии 21
Выводы по второй главе 28
3. Роль концепта «красота» в формировании воображения
учащихся подросткового возраста 29
3.1. Воображение и способы развития воображения 29
3.2. Особенности творческого воображения подростков 30
3.3. Педагогические приемы и методы, способствующие успешному
изучению иностранного языка 32
3.4. Комплекс упражнений, содержащий концепт
«красота», направленный на развитие воображения в подростковом возрасте на уроках английского языка 43
Выводы по третьей главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы

Актуальность данного исследования определяется следующими моментами: 1) лингвокультурологическое моделирование является одним из наиболее активно развивающихся направлений языкознания, которое участвует в развитии воображения учащихся подросткового возраста; вместе с тем, многие вопросы этой области знания, в том числе и лингвокультурная специфика эстетической оценки, остаются недостаточно изученными; 2) концепт «красота» относится к числу важнейших ориентиров человеческого поведения, является ведущим научным концептом эстетики (под именем «прекрасное»); 3) сопоставление характеристик данного концепта в различных этнокультурах позволит более четко представить систему ценностных приоритетов разных языковых сообществ.
Объект исследования курсовой работы - это концепт «красота» в картине мира, языковые средства, его отображающие и воображение ребёнка- подростка.
В качестве предмета исследования рассматриваются этнокультурные характеристики данного концепта в английской и русской языковой картине мира и особенности творческого воображения детей подросткового возраста.
Цель исследования заключается в комплексной характеристике содержательного наполнения концепта «красота» в английской и русской языковой картине мира, выявление особенностей творческого воображения подростков и разработка экспериментальной развивающей программы.
Для выполнения данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить концепт «красота» в английской и русской картинах мира.
2. Выявить общие и специфические характеристики концепта «красота».
3. Провести анализ сочетаемости концепта «красота» в английской и русской картинах мира.
Значительный вклад внесли в исследование понятия картины мира русские лингвисты (Г.А. Брутян, М.Л Ковшова, Е.С. Кубрякова).
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой работы стали, прежде всего, принципы системности и комплексности изучения.
Методологической базой исследования является положение о диалектической связи языка, сознания и культуры, их взаимной обусловленности.
Теоретической основой исследования послужили труды В.Н. Телия, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Е.С.Кубряковой.
Теоретическая значимость состоит в том, что предложенные направления анализа и способы описания можно считать перспективными и актуальными для дальнейшего исследования и систематизации языковой образности любого этноса, в любой другой смысловой сфере.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общие характеристики концепта «красота» в сравниваемых лингвокультурах сводятся к соответствию с идеалом, наличию интенсивных уточнений, определения красивой внешности. Для англоязычного языкового сознания важным признаком является идея выбора как условия для признания чего-либо соответствующим критериям красоты. Важным признаком приятного взору объекта является констатация его неиспорченности, безупречности.
Фразеологические единицы, воплощающие концепт «красота» в сравниваемых лингвокультурах, конкретизируют его через соотнесение с произведениями искусства, божеством, цветами и звездами, благородными птицами и животными.
В паремиологическом фонде английского и русского языков концепт «красота» характеризуется в связи с понятиями «польза» и «мораль». В пословицах подчеркивается идея обманчивости красоты (заметим, что в пословичном фонде отсутствуют речения, в которых бы подчеркивалась связь между дурной внешностью и хорошим характером).
Афоризмы о прекрасном подчеркивают ее уникальность, ее связь с другими высшими ценностями. В английских и русских афоризмах выделяется идея обманчивости женской красоты, это совпадает с данными пословиц и поговорок и свидетельствует о том, что авторами таких речений были мужчины, пострадавшие от жестоких красавиц. В английских афоризмах провозглашается единство свободы и радости, с одной стороны, и отмечается эфемерность и беззащитность красоты, неумение или нежелание людей видеть и ценить ее, с другой стороны. Русские мыслители подчеркивают в афоризмах идею сходства красоты и добра, красоты как гармонии и как принципа мироздания.
Результаты выполненной работы подтверждают тезис о двух важнейших культурных доминантах поведения, свойственного английскому и русскому миропониманию, - отношение к действительности с позиции Деятеля либо с позиции Созерцателя. Можно констатировать, что с позиции Созерцателя концепт «красота» является самым важным в системе жизненных ценностей.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Что касается воображения, то оно представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Его развитие идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов придуманными и воссоздающего воображением. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих понятий развивается и обогащается.
Необходимым условием для формирования творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная, литературная, игровая и другие формы деятельности могут быть успешно использованы в развитии данного навыка у подростков. Одним из условий его формирования выступает личность педагога в школе. На это указывал А. Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями и у него развито воображение, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов» [19, С.50].
Дело в том, что педагог, обладающий низким уровнем развития воображения, не может организовать действительно творческую деятельность и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек, наделенный богатым воображением, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников.



1. Алефиренко, Н.Ф. Значение и концепт / Н.Ф. Алефиренко // Спорные проблемы семантики. Волгоград: Перемена, 1999. - С. 59-67.
2. Арутюнова, Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. / Н.Д. Арутюнова // - М.: Сов. Энцикл., 1990. - С. 136-137.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С.Ахманова // - М., 1966. - 606 с.
4. Брутян, Г. А. Языковая картина мира и её роль в познании / Г.А. Брутян // Методологические проблемы анализа языка. - М.: Инфра, 2016. - №5. - С. 48-52.
5. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно // - М.,
1989. - 304 с.
6. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая // Пер. с англ. - М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1999. - 780 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. № 2. - С. 114 - 123.
8. Выготский, Л.С. "Развитие высших психических функций". / Л.С. Выготский // - Издательство "Просвещение", Москва, 1950. - 130 с.
9. Гальперин, И.Р. Стилистика английского языка / И.Р. Гальперин // - М.: Высшая школа, 1981. - 316 с.
10. Гвоздев, В.В. Парадигматические отношения в пословичном фонде / В.В. Гвоздев // Филол. науки - 1982. - №4. - С. 44-49.
11. Г орький, М. Библиотека всемирной литературы / М. Г орький. - Москва: Издательство «Художественная литература», - Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия третья. Литература XX века. Том 149. 1975. - 369 с.
12. Дружилов, А.С. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / А.С. Дружилов // Философия и образование, 2015. - № 8. - С. 26-35.
13. Забродин, Ю.М. Психология в школе: экспериментальный учебный курс для подростков: учебно-методическое пособие учителей / Ю.М. Забродин, М.В. Попова // - Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 1994. - 264 с.
14. Игнатьев, Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. / Е.Н. Игнатьев // - М.: Знание, 1968. 32 с.
15. Ковшова, М.Л. Понятие красоты в русской фразеологии и фольклоре:
внешние качества и внутренние свойства человека / М.Л. Ковшова // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля
прекрасного и безобразного. - М.: Индрик, 2004. - С. 613-620.
16. Костомаров, В.Г. О пословицах, поговорках и крылатых выражениях в лингвострановедческом учебном словаре / В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин.
- Предисловие к кн.: Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвостра-новедческий словарь. - М.: Русский язык, 1980. - 320 с.
17. Кубрякова, Е.С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека / Е.С. Кубрякова // Вестник чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, 2003.
- №4 (38) - С. 2-12.
18. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка. / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 1997. - С. 280-287.
19. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук // - М.: Наука, 1978. - 128 с.
20. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику. / В.А. Маслова // - М.: Флинта: Наука, 2007. - 296 с.
21. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика. / З.Д. Попова, И.А. Стернин // - М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. - 315 c.
22. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов // - М.: Школа "Языки русской культуры", 1977. - 824 с.
23. Телия, В.Н. Метафора как модель смысла произведения и ее экспрессивнооценочная функция / В.Н. Телия // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 23-28.
24. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. / В.Н. Телия // - М.: Школа "Яз. рус. культуры", 1996. - 288 с.
25. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика. / Р.М. Фрумкина // - М.: Академия, 2001. - 320 с.
26. Швыдкая, Л.И. Структура синонимического ряда пословиц и афоризмов английского языка / Л.И. Швыдская // Фразеология. - Том 1.- Челябинск,
1973. - С. 219- 228.
27. Jackendorff, R. Semantics and congnition. Cambridge (Mass.), 1993. LangackerR.W. Faundations of cognitive grammer. Vol. 1. Theoretical prerequisites. Stanford, 1987). Lippmann W. Publik Opinion. NY, Harcourt, 1992. Studies in linguistic categorizationied, by Tsohatzidis S.L. L.; N.Y., P. 382-402.
28. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
29. Collins Cobuild English Language Dictionary. - London: Harper Collins Publishers Ltd, 1995. - 1703 p.
30. Webster’s New Dictionary of Synonyms. - Springfield: The New American Roget’s College, 1973. - 945 p.
31. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина - Издательство политической литературы, Москва, 1963. - 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ