СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА «КРАСОТА» В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
1. Теоретические основы концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 5
1.1. Языковая картина мира 5
1.2. Концепт как основа языковой картины мира 7
Выводы по первой главе 10
2. Языковое выражение концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 11
2.1. Выражение концепта «красота» в лексической семантике 11
2.2. Выражение концепта «красота» во фразеологии 19
2.3. Выражение концепта «красота» в паремиологии 21
Выводы по второй главе 28
3. Роль концепта «красота» в формировании воображения
учащихся подросткового возраста 29
3.1. Воображение и способы развития воображения 29
3.2. Особенности творческого воображения подростков 30
3.3. Педагогические приемы и методы, способствующие успешному
изучению иностранного языка 32
3.4. Комплекс упражнений, содержащий концепт
«красота», направленный на развитие воображения в подростковом возрасте на уроках английского языка 43
Выводы по третьей главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы
1. Теоретические основы концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 5
1.1. Языковая картина мира 5
1.2. Концепт как основа языковой картины мира 7
Выводы по первой главе 10
2. Языковое выражение концепта «красота» в английской и русской
картинах мира 11
2.1. Выражение концепта «красота» в лексической семантике 11
2.2. Выражение концепта «красота» во фразеологии 19
2.3. Выражение концепта «красота» в паремиологии 21
Выводы по второй главе 28
3. Роль концепта «красота» в формировании воображения
учащихся подросткового возраста 29
3.1. Воображение и способы развития воображения 29
3.2. Особенности творческого воображения подростков 30
3.3. Педагогические приемы и методы, способствующие успешному
изучению иностранного языка 32
3.4. Комплекс упражнений, содержащий концепт
«красота», направленный на развитие воображения в подростковом возрасте на уроках английского языка 43
Выводы по третьей главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы
Актуальность данного исследования определяется следующими моментами: 1) лингвокультурологическое моделирование является одним из наиболее активно развивающихся направлений языкознания, которое участвует в развитии воображения учащихся подросткового возраста; вместе с тем, многие вопросы этой области знания, в том числе и лингвокультурная специфика эстетической оценки, остаются недостаточно изученными; 2) концепт «красота» относится к числу важнейших ориентиров человеческого поведения, является ведущим научным концептом эстетики (под именем «прекрасное»); 3) сопоставление характеристик данного концепта в различных этнокультурах позволит более четко представить систему ценностных приоритетов разных языковых сообществ.
Объект исследования курсовой работы - это концепт «красота» в картине мира, языковые средства, его отображающие и воображение ребёнка- подростка.
В качестве предмета исследования рассматриваются этнокультурные характеристики данного концепта в английской и русской языковой картине мира и особенности творческого воображения детей подросткового возраста.
Цель исследования заключается в комплексной характеристике содержательного наполнения концепта «красота» в английской и русской языковой картине мира, выявление особенностей творческого воображения подростков и разработка экспериментальной развивающей программы.
Для выполнения данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить концепт «красота» в английской и русской картинах мира.
2. Выявить общие и специфические характеристики концепта «красота».
3. Провести анализ сочетаемости концепта «красота» в английской и русской картинах мира.
Значительный вклад внесли в исследование понятия картины мира русские лингвисты (Г.А. Брутян, М.Л Ковшова, Е.С. Кубрякова).
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой работы стали, прежде всего, принципы системности и комплексности изучения.
Методологической базой исследования является положение о диалектической связи языка, сознания и культуры, их взаимной обусловленности.
Теоретической основой исследования послужили труды В.Н. Телия, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Е.С.Кубряковой.
Теоретическая значимость состоит в том, что предложенные направления анализа и способы описания можно считать перспективными и актуальными для дальнейшего исследования и систематизации языковой образности любого этноса, в любой другой смысловой сфере.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Объект исследования курсовой работы - это концепт «красота» в картине мира, языковые средства, его отображающие и воображение ребёнка- подростка.
В качестве предмета исследования рассматриваются этнокультурные характеристики данного концепта в английской и русской языковой картине мира и особенности творческого воображения детей подросткового возраста.
Цель исследования заключается в комплексной характеристике содержательного наполнения концепта «красота» в английской и русской языковой картине мира, выявление особенностей творческого воображения подростков и разработка экспериментальной развивающей программы.
Для выполнения данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить концепт «красота» в английской и русской картинах мира.
2. Выявить общие и специфические характеристики концепта «красота».
3. Провести анализ сочетаемости концепта «красота» в английской и русской картинах мира.
Значительный вклад внесли в исследование понятия картины мира русские лингвисты (Г.А. Брутян, М.Л Ковшова, Е.С. Кубрякова).
Теоретическая и методологическая основа исследования. Основой работы стали, прежде всего, принципы системности и комплексности изучения.
Методологической базой исследования является положение о диалектической связи языка, сознания и культуры, их взаимной обусловленности.
Теоретической основой исследования послужили труды В.Н. Телия, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Е.С.Кубряковой.
Теоретическая значимость состоит в том, что предложенные направления анализа и способы описания можно считать перспективными и актуальными для дальнейшего исследования и систематизации языковой образности любого этноса, в любой другой смысловой сфере.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Общие характеристики концепта «красота» в сравниваемых лингвокультурах сводятся к соответствию с идеалом, наличию интенсивных уточнений, определения красивой внешности. Для англоязычного языкового сознания важным признаком является идея выбора как условия для признания чего-либо соответствующим критериям красоты. Важным признаком приятного взору объекта является констатация его неиспорченности, безупречности.
Фразеологические единицы, воплощающие концепт «красота» в сравниваемых лингвокультурах, конкретизируют его через соотнесение с произведениями искусства, божеством, цветами и звездами, благородными птицами и животными.
В паремиологическом фонде английского и русского языков концепт «красота» характеризуется в связи с понятиями «польза» и «мораль». В пословицах подчеркивается идея обманчивости красоты (заметим, что в пословичном фонде отсутствуют речения, в которых бы подчеркивалась связь между дурной внешностью и хорошим характером).
Афоризмы о прекрасном подчеркивают ее уникальность, ее связь с другими высшими ценностями. В английских и русских афоризмах выделяется идея обманчивости женской красоты, это совпадает с данными пословиц и поговорок и свидетельствует о том, что авторами таких речений были мужчины, пострадавшие от жестоких красавиц. В английских афоризмах провозглашается единство свободы и радости, с одной стороны, и отмечается эфемерность и беззащитность красоты, неумение или нежелание людей видеть и ценить ее, с другой стороны. Русские мыслители подчеркивают в афоризмах идею сходства красоты и добра, красоты как гармонии и как принципа мироздания.
Результаты выполненной работы подтверждают тезис о двух важнейших культурных доминантах поведения, свойственного английскому и русскому миропониманию, - отношение к действительности с позиции Деятеля либо с позиции Созерцателя. Можно констатировать, что с позиции Созерцателя концепт «красота» является самым важным в системе жизненных ценностей.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Что касается воображения, то оно представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Его развитие идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов придуманными и воссоздающего воображением. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих понятий развивается и обогащается.
Необходимым условием для формирования творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная, литературная, игровая и другие формы деятельности могут быть успешно использованы в развитии данного навыка у подростков. Одним из условий его формирования выступает личность педагога в школе. На это указывал А. Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями и у него развито воображение, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов» [19, С.50].
Дело в том, что педагог, обладающий низким уровнем развития воображения, не может организовать действительно творческую деятельность и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек, наделенный богатым воображением, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников.
Фразеологические единицы, воплощающие концепт «красота» в сравниваемых лингвокультурах, конкретизируют его через соотнесение с произведениями искусства, божеством, цветами и звездами, благородными птицами и животными.
В паремиологическом фонде английского и русского языков концепт «красота» характеризуется в связи с понятиями «польза» и «мораль». В пословицах подчеркивается идея обманчивости красоты (заметим, что в пословичном фонде отсутствуют речения, в которых бы подчеркивалась связь между дурной внешностью и хорошим характером).
Афоризмы о прекрасном подчеркивают ее уникальность, ее связь с другими высшими ценностями. В английских и русских афоризмах выделяется идея обманчивости женской красоты, это совпадает с данными пословиц и поговорок и свидетельствует о том, что авторами таких речений были мужчины, пострадавшие от жестоких красавиц. В английских афоризмах провозглашается единство свободы и радости, с одной стороны, и отмечается эфемерность и беззащитность красоты, неумение или нежелание людей видеть и ценить ее, с другой стороны. Русские мыслители подчеркивают в афоризмах идею сходства красоты и добра, красоты как гармонии и как принципа мироздания.
Результаты выполненной работы подтверждают тезис о двух важнейших культурных доминантах поведения, свойственного английскому и русскому миропониманию, - отношение к действительности с позиции Деятеля либо с позиции Созерцателя. Можно констатировать, что с позиции Созерцателя концепт «красота» является самым важным в системе жизненных ценностей.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Что касается воображения, то оно представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Его развитие идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов придуманными и воссоздающего воображением. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих понятий развивается и обогащается.
Необходимым условием для формирования творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная, литературная, игровая и другие формы деятельности могут быть успешно использованы в развитии данного навыка у подростков. Одним из условий его формирования выступает личность педагога в школе. На это указывал А. Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями и у него развито воображение, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов» [19, С.50].
Дело в том, что педагог, обладающий низким уровнем развития воображения, не может организовать действительно творческую деятельность и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек, наделенный богатым воображением, то он стремится и умеет организовать творческую деятельность учеников.



