ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. НОВЫЕ МЕДИА И ТЕОРИЯ ВОПЛОЩЕННОГО ПОЗНАНИЯ 10
1.1. Основы теории воплощенного познания 10
1.2. Эволюция новых медиа 21
1.3. Что объединяет новые медиа и теорию воплощенного познания? 26
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ НОВЫХ МЕДИА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ ВОПЛОЩЕННОГО ПОЗНАНИЯ 28
2.1. Синдром фантомной вибрации 32
2.2. Номофобия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Результаты и выводы 47
Перспективные исследования 48
БИБЛИОГРАФИЯ
С момента распространения интернета и гаджетов среди массовой аудитории жизнь человека сильно изменилась. Ежедневное использование мобильных телефонов, умных часов и смарт-телевизоров меняет коммуникацию человека, его привычки и отношение к миру. За этими изменениями активно следят исследователи разных научных дисциплин. Процесс «сливания» жизни человека с новыми технологиями действительно интересен, так как с каждым обновлением, приходящим на наш телефон, и с каждым новым приложением, написанным для упрощения жизни, у нас возникают, как новые возможности, так и новые проблемы. Чтобы лучше понимать эти процессы, нам важно изучать влияние медиа на человека.
За последние 20 лет произошел всплеск междисциплинарного интереса к телу и воплощению, и в настоящее время это ключевая тема изучения и теоретизации во всех социальных науках. Отчасти это означает смещение внимания с устной и письменной коммуникации на интерес к разнообразию способов общения людей, особенно в контексте сложных цифровых сред.
И применение идей о воплощенности в изучении медиа открывает много нового и полезного. Отношения медиа и человека теперь можно сопоставить отношениям музыканта и его скрипки или отношениям спортсмена и его клюшки. Также, как тело вдруг стало важно всем ученым в мире, телефоны, наушники и телевизоры (сами предметы, не контент) также стали важны для понимания медиа. Это позволяет понять, как человек относится к медиа, что физически чувствует при их использовании и как это сказывается на человеке. Это меняет понимание сути медиа, позицию, занимаемую медиа в нашей жизни. Понимая закономерности формирования своего восприятия, человек сможет иначе развивать технологии, больше адаптировать их под свои потребности, создавать более продуктивные отношения человека и медиа.
За что бы мы ни брались, в абсолютно любой сфере, мы столкнемся с многочисленными проявлениями новых интерактивных технологий. Мы оплачиваем покупки, не вступая в контакт с продавцами, мы открываем двери с помощью электронных идентификационных ключей. Мы не теряемся благодаря нашим GPS-системам, которые отслеживают наше местонахождение и помогают нам ориентироваться. За нами можно проследить по записям камер видеонаблюдения и электронным транзакциям. Наши карманы наполнены данными, а наши камеры, телефоны и другие приборы сливаются в одно универсальное устройство. У нас есть доступ к огромному массиву информации под рукой в любой удобный момент.
Наша жизнь тесно вплетена в эти новые интерактивные технологии, и с течением времени количество устройств, которыми мы владеем, кажется, только увеличивается. По мере того, как эти технологии становятся все более изощренными и внедренными в наше окружение, мы все больше и больше полагаемся на них. По мере того, как этот процесс продолжается, мы постепенно привыкаем к тому, как перестраивается наше окружение, и воспринимаем эту технологически улучшенную среду, как нечто само собой разумеющееся.
Существует множество трактовок термина медиа. За объяснение феномена медиа брались такие исследователи, как Т. Миллер и М. Крэйди, М. Маклюэн, Р Колкер и другие. Согласно их исследованиям, медиа — это больше, чем содержание, больше чем посыл журналиста, больше, чем медиа-текст. Медиа — целое пространство, образующееся средствами коммуникации и способами передачи информации. «Трактовка термина «медиа» очень пространна; она подразумевает вообще любую технологию, усиливающую человеческое восприятие и возможности человеческого тела — это может быть что угодно, от одежды до компьютеров», — говорил М. Маклюэн во время интервью журналу Playboy в 1969 году. Из его подхода к изучению медиа следует, что медиа начинаются с «революционных» технологий. Когда-то алфавит и печатный станок Гутенберга стали такими технологиями. Они кардинально изменили парадигму мира. Кажущиеся для их создателей обычными вспомогательными инструментами, в итоге эти открытия стали началом нового этапа эволюции человека. И М. Маклюэн говорит о том, что алфавит, печатный станок и компьютер не просто инструменты, а продолжения самого человека, усилители его возможностей: «любая технология — всего лишь дополнение к тому, чем мы являемся сами по себе» . Изменения, следующие за развитием технологий, касаются не только устройства разного рода отношений между людьми, эти изменения также затрагивают самого человека, его психику. Восприятие мира людьми до создания печатного станка было одним, после же оно кардинально поменялось. Изучая историю мы наблюдаем, как, благодаря новой технологии, сформировалось новое общество людей. Для изучения медиа крайне важно понимать это: человек использует технологии для разных целей, наполняет технологии смыслом и содержанием, но в развитии самого человека намного большее влияние оказывает именно технология, а не содержание. Именно поэтому в трактовках термина «медиа» исследователи объединяют такие аспекты, как «содержание, технические средства его передачи и культурные контексты, в которых это происходит».
Теория воплощенного познания была создана еще до активного внедрения цифровых медиа в жизнь человека. То время можно назвать эпохой «до новых медиа». И описывала теория реалии того времени. С возникновением новых медиа и с последующим их распространением среди массовой аудитории началось изменение поведения человека, его привычек, коммуникации и психологии. Наличие новых переменных — цифровых медиа — приводит к изменению всего процесса познания человека. Возникли новые способы общения, передачи и обработки информации, значительно увеличилось количество этой информации, также как и количество времени, которое человек проводит потребляя информацию и контактирует с новыми медиа. И возникает вопрос, как этот процесс влияет на развитие теории воплощения?
Данная работа нацелена на то, чтобы дать представление о том, как теория воплощенного познания объясняет взаимоотношения человека и медиа. В частности, мы рассмотрим подходы к воплощению в контексте современной цифровой среды и постараемся очертить ключевые идеи и вопросы, которые идеи воплощения поднимают в отношении цифровых сред и технологий.
При подготовке данного исследования опорной литературой стали работы Н. Логинова и В. Спиридонова и исследования Дж. Лакоффа о теории воплощенного познания, а также классические исследования медиа М. Маклюэна.
Объектом в данной работе выступают новые медиа, предметом — физические особенности взаимодействия человека и медиа.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что используя подход теории воплощенного познания, можно “открыть” новые стороны влияния медиа на человека. Мы проверим, чем для человека становится медиа в процессе его использования.
В рамках данной работы перед нами встают следующие задачи:
1. Нам необходимо изучить положения, на которых основана теория воплощенного познания
2. Понять, каким способом положения теории могут быть применимы к изучению медиа.
3. Выявить пользу теории воплощенного познания для понимания медиа
В первой главе рассматриваются имена, сыгравшие ключевую роль в формировании теории воплощенного познания, основные направления теории, а также выводятся базовые тезисы теории, которые могут помочь нам лучше понять медиа. Также в первой главе мы рассмотрим особенности новых медиа и их влияния на человека. Вторая глава посвящена сопоставлению теории и новых медиа. В ней мы проведем анализ возникших после распространения новых медиа изменений в жизни человека с использованием подхода воплощенности.
В заключении приводятся основные результаты исследования и обобщающие выводы. Также предлагаются варианты дальнейших исследований в рамках данной темы
Через физические ощущения человек получает важную информацию. Даже в традиционных медиа, которые не оснащены мультитач (от англ. — multi touch, множественные прикосновения) экранами и не погружают человека в виртуальную реальность, через прикосновение можно получить много важных деталей, заключающих в себе информацию. Постоянный читатель газеты, например, просто взяв газету в руки сможет заметить, что выпуск вышел более объемным и тяжелым, чем обычно, или что он напечатан на более плотной и гладкой бумаге. И эта информация действительно много может сказать о том, что читателя ждет внутри. А ведь человек просто взял газету в руки, еще даже не прочитав первый заголовок.
Наиболее точно связь человеческого тела с процессом познания описывает ТВП, открытие которой стало прорывом для когнитивной психологии и для науки, в целом. Теорию используют для проведения исследований ученые разных направлений. За счет новых знаний о значимости тела человека исследователи иначе изучают восприятие дизайна, развивают науку о социальных коммуникациях, открывают новые подходы в создании искусственного интеллекта. Все это стало возможным благодаря более глубокому пониманию процессов взаимодействия человека с миром.
В рамках данной работы была изучена связь ТВП и новых медиа. И путем подробного рассмотрения двух видов эффектов медиа через призму ТВП, в данной работе была описана значимость воплощения в изучении медиа и медиакоммуникаций. На примере анализа синдрома фантомной вибрации и номофобии, мы видим, как глубоко мы можем изучать и себя, и медиа, и мир вокруг нас благодаря подходу воплощенности. Также анализ, проведенный в данной работе, показал, что через понимание о том, что влияет на наше вос-приятие, мы можем лучше изучить природу новых медиа.
Данная работа доказывает, что эволюция медиа не могла не повлиять на теорию воплощенного познания, не могла не запустить процесс нового раз-вития теории. Перед теорией встали новые задачи: объяснить, как возникновение нового «предмета», который человек не выпускает из рук, влияет на познание человека. Ведь главное, о чем говорит теория, это факт взаимодействия тела человека и окружающей среды. Гаджеты стали новым предметом, с которым человек не просто контактирует, а проводит большую часть своего времени. Телефон встает между человеком и окружающей средой, и для теории это очень важно. Важно, не изучить этот «предмет», а именно исследовать, как теперь человек познает мир, сильно ли это меняет психологию человека, какие возникают последствия использования новых медиа, и почему это происходит.
1. Бакулев Г. П. Проблема интернет-зависимости в свете классических теорий массовой коммуникации // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-internet-zavisimosti-v-svete-klassicheskih-teoriy-massovoy- kommunikatsii
2. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс // М.: Фак. журн. МГУ 2019. URL: http://www.joum.msu.ш/downloads/2020/Теория%20медиа. %20Отечественный%20дискуср.pdf
3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которые мы живем // Теория метафоры. М., 1990.
4. Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник СПбГУ Серия 16: Психология. Педагогика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschennoe-poznanie-kak-sovremennyy-trend-razvitiya-kognitivnoy-psihologii
5. Лучко А. 15 болезней, вызванных мобильными устройствами // Look at me. 2016. URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/inspiration-lists/199459-idiseases
6. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека // Центр фундаментальной психологии. 2005.
7. Маклюэн Г. М. «Мы смотрим на мир через зеркало заднего вида»: интервью Маршалла Маклюэна журналу Playboy // Theory&Practice. 2013. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8183-marshall_playboy
8. Павлов И.П. Условный рефлекс // ИГ Лениздат. 2014.
9. Постман Н. Информируемся до смерти // 2003. URL: https:// img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4//4109/4109428_postmanneil.pdf
10. Ball-Rokeach, S. J., DeFleur, M. L. A Dependency Model of Mass-Media Effects. Communication Research // Bookmark. 1976.
11. Ball-Rokeach, S. J., DeFleur, M. L. Theories of mass communication // Bookmark. 1987. URL: https://trove.nla.gov.au/work/7843925
12. Brody J. E. Hooked on Our Smartphones // The New York Times. 2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/01/09/well/live/hooked-
13.on-our-smartphones.html
14. Deb A «Phantom vibration and phantom ringing among mobile phone users: A systematic review of literature». // Asia Pac Psychiatry. 2014.
15. Dourish, P. Where the Action Is: The Foundations of Embodied Interaction. // The MIT Press, Cambridge, MA. 2001.
16. Kemp S. Digital trends 2019: Every single stat you need to know about the internet // The Next Web. 2019. URL: https://thenextweb.com/contributors/ 2019/01/30/digital-trends-2019-every-single-stat-you-need-to-know-about-the- internet/
17. Kolker R. Media Studies: An Introduction // Oxford: John Wiley & Sons. 2009.
18. Lakoff G., M. Johnson Philosophy In The Flesh: the Embodied Mind and its Challenge to Western Thought // Basic Books. 1999.
19. McNerney S. A Brief Guide to Embodied Cognition: Why You Are Not Your Brain // SCIENTIFIC AMERICAN. 2011. URL: https://www.elitedaily.com/ news/world/ study-people-check-cell-phones-minutes-150-times-day
20. McLuhan M. Understanding Media. The Extensions of Man. //
21. New York: McGraw-Hill. 1964
22. McLuhan M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. //
23. Toronto: University of Toronto Press. 1992.
24. Miller T., Kraidy M.M. Global Media Studies // New York: John Wiley & Sons.
2016.
25. Neuman W. R. Digital media. Technological innovations // The University of Michigan Press and The University of Michigan Library. 2010. URL: http:// www.wrneuman.com/nav_pub_100_586819696.pdf
26. Neil Gershenfeld, Raffi Krikorian, Danny Cohen. The Internet of Things. // Sci¬entific American. 2004.
27. Phantom vibration syndrome common in cellphone users // CBS News. 2016.
URL: https://www.cbsnews.com/news/phantom-vibration-syndrome-common- in-cellphone-users/
28. Seiter C. Psychology of social media: why we like, comment and share online // Buffer. 2016. URL: https://buffer.com/resources/psychology-of-social- media
29. The Science of Sensory Marketing // Harvard Business School. 2015. URL: https://hbr.org/2015/03/the-science-of-sensory-marketing
30. Valkenburg, P M., Peter, J., & Walther, J. B. Media Effects: Theory and Research. // Annual Review of Psychology. 2016.
31. Waldersee V. Could you live without your smartphone? // YouGov. 2019. URL:
32. https://yougov.co.uk/topics/technology/articles-reports/2019/03/08/could-you- live-without-your-smartphone
33. Wiers С. Addiction and Embodiment // King’s College London. URL: https:// www.academia.edu/33656816/Addiction_and_Embodiment
34. Willard S. People Check Their Cell Phones Every Six Minutes, 150 Times A Day // Elite Day. 2013. URL: https://www.elitedaily.com/news/world/study- people-check-cell-phones-minutes-150-times-day
35. Yildirim, C., Correia, A. P Exploring the dimensions of nomophobia: Devel-opment and validation of a self-reported questionnaire. // Computers in Human Behavior. 2015.