Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль публицистики Ги Дебора в формировании леворадикального движения во Франции

Работа №62610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 3
Глава 1 10
СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ ГИ ДЕБОРА 10
1.1. Юность в Париже и формирование взглядов 10
1.2. Ги Дебор - леттрист 15
1.4. После мая 68-го 24
2.1. Ситуационизм и его основные понятия 27
2.2. Публицистика Ситуационистского интернационала 33
2.3. Анализ «Общества спектакля» как основного текста Ситуационистского
интернационала 41
2.4. Наследие Ги Дебора и его актуальность сегодня 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64

Расцвет общества потребления породил множество направлений в европейской общественной мысли. К критикам общества потребления можно причислить таких выдающихся мыслителей, философов и социологов как Хоссе Ортега-и-Гассет, Джон Кеннет Гэлбрейт, Жан Бодрийяр и многие другие. Общество потребления, каким мы знаем его сейчас, начало становление после Второй мировой войны.
В Западной Европе и США в результате послевоенных реформ начала развиваться рыночная экономика и стал наблюдаться рост потребления. В 1960-е годы большинство рабочих перешли в средний класс — у людей появились квартиры, машины и телевизоры. Для старшего послевоенного поколения они были символами мира, спокойствия и социального благополучия. Борьбы, как у отцов, сражавшихся на войне, молодому поколению история не предоставила. Молодому поколению нужна была динамика, нужен был подвиг. Поэтому для детей так называемых «старых левых» телевизор и холодильник не стали чем-то из ряда вон выходящим, для них они стали символами массового потребления и капитализма. Появилась новая система ценностей, которая бросала вызов, с одной стороны, буржуазии и капиталистическому обществу, а с другой стороны, отцам, которые променяли пролетарскую идеологию на буржуазный комфорт и конформизм.
Одним из ярких голосов своего поколения стал Ги Эрнест Дебор. Французский писатель, активист и публицист Дебор был одним из самых интеллектуальных бунтарей и революционеров XX-го века. Он разрабатывал теории о демократии и политической власти, которые до сих пор не теряют своей актуальности.
Дебор известен как лидер движения Ситуационистский интернационал, который сочетал в себе черты авангарда и марксизма. Именно в рамках работы над бюллетенем «Потлач» (Potlatch) и журналом «Ситуационистский интернационал» (Internationale Situtioniste) Ги Дебор показал себя как публицист, чье слово способно не только вдохновлять, но и побуждать на действия. Его памфлет «Общество спектакля» (La societe du Speactacle)1грянул как гром в 1967 году, разоблачив общество потребления и капиталистический строй. Строчки из его работы разносились по парижским улицам как молния в 1968 году. В этом знаменитом памфлете Дебор разработал новую критическую концепцию общества потребления и капитализма, которая получила название «общество спектакля». «Общество спектакля» — это зрелищное общество, базирующееся на современной индустриальной основе, в котором искаженное видение мира, проецируемое по средствам поп-культурной и государственной пропаганды, внедряется в общественные отношения. Всевозможные молодежные гошистские движения, образовавшиеся в преддверии и во время студенческих волнений 1968-го года, не были бы возможными без идей Ги Дебора и ситуационистов, которые хладнокровно критиковали общество потребления в своих статьях, памфлетах, листовках и плакатах. Однако Ги Дебора нельзя упрекнуть в том, что тот бездумно повелевал неокрепшими умами французских студентов и пролетариата. Он искренне верил в то, что писал, и сам был активным участником волнений 1968-го года. Возможно, именно поэтому его публицистка была сильной, яркой, правдивой и во многом обогнала свое время.
Выбор темы, связанной с творчеством Ги Дебора, обусловлен для автора исследования тем, что его публицистики сыграла чрезвычайно важную роль в формировании гошистских течений во Франции в конце 1960¬х годов и не теряет своей актуальности сегодня. На примере работ Ги Дебора можно проследить, как взаимодействует печатное слово, исторический процесс и общественно-политическая ситуация в стране.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблемы, затронутые Ги Дебором в своей публицистике, до сих пор вызывают резонанс, а статьи, выставки, посвященные Дебору, все чаще появляются не только во Франции, но и в России. На сегодняшний день мы имеем дело с теми же социальными болезнями, которые были разоблачены в «Обществе спектакля». Кроме того, публицистическая деятельность Ги Дебора во многом повлияла на формирование леворадикального течения во Франции в 1960-х и 1970-х годах XX века. Благодаря социалистам, пришедшим к власти в начале 1980-х годов в стране начали приниматься изменения в трудовом законодательстве — были увеличены минимальный размер оплаты труда, пособие по безработице, продолжительность отпусков. Реформы затронули систему высшего образования — в университетах появилась крепкая автономия, стали подниматься проблемы молодежи и трудоустройства. Благодаря Красному маю начались улучшения в положении женщин и национальных меньшинств. Можно также говорить о том, что французская любовь к свободе и толерантность к друг другу стали еще сильнее после майских событий.
Историографический обзор темы потребовал ознакомления с большим количеством материалов, связанных с различными аспектами исследования.
Во-первых, опорой для исследования стали труды по истории и современному развитию СМИ Франции, в том числе монография Шарончиковой Л.В. «Пресса Франции в меняющемся мире. 1944-2004 гг.». Для ознакомления с майскими событиями 1968 года во Франции были выбраны следующий статьи: «1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции» Петра Шварца и интервью с непосредственным участником событий Д. Бенсаидом. Для исследования непосредственной роли Ги Дебора и ситуационистов в майских событий была взята брошюра Рене Вьене «Бешеные и ситуационисты в оккупационном движении» (Enrages et situationnistes dans le mouvement des occupations).
Во-вторых, для того, чтобы составить картину о Ги Деборе как о личности, публицисте и активном общественном деятеле для анализа автором исследования был выбран ряд критических биографий на русском, английском и французских языках таких авторов как Энди Мерифилд «Критические биографии. Ги Дебор», «Ги Дебор. Революция на службе у поэзии» (Guy Debord. Revolution in the service of poetry) Винсента Кауфмана, «Для Ги Дебора» (Pour Guy Debord) Сесиль Гийбер, автобиография Ги Дебора «Панегирик» (Panegyric) и работа Ричарда Гильмана-Опальского «Зрелищный капитализм: Ги Дебор и практика радикальной философии» (Spectacular Capitalism: Guy Debord and the Practice of Radical Philosophy). Изучение этих трудов помогло исследованию вписать фигуру Ги Дебора в общественно-политическую картину Франции и мира и на их материале доказать его значимость. Вышеперечисленная литература также важна для понимания основных тезисов и философских идей в публицистике Ги Дебора и позволяет выделить ее новаторство и актуальность.
Эмпирическую базу исследования составили публицистические, литературные и кинематографические работы Ги Дебора. Основным материалом исследования стали статьи из журнала леттристов «Потлач», статьи и документы ситуационистов, опубликованные в журнале «Ситуационистский интернационал», при этом ключевые из них были переведены автором исследования на русский язык. Важным для понимания идей Дебора стал его памфлет «Общество спектакля» и комментарии к нему; для анализа его взглядов в отношении искусства и урбанизма был выбран сборник статей «За и против кинематографа». Для создания полной картины деятельности Ги Дебора в данной работе были изучены его кинематографические работы, а именно картины по мотивам его публицистики: «Общество спектакля», «Завывания в честь Де Сада», «Критика разделения» и другие.
Кроме того, были изучены современные публикации о Ги Деборе во французских изданиях «Монд» (Le Monde), «Либерасьон» (Liberation), «Юманите» (L’Humanite) и «Фигаро» (Le Figaro) и некоторых других. Отдельное внимание было уделено интернет-сообществам, связанным с идеями общества спектакля и наследием публициста. Автор также посещал лектории и выставки, прошедшие в Москве в 2015-2016 годах, посвященные творчеству Ги Дебора.
Объектом исследования является публицистика Ги Дебора и возглавляемого им Ситуационистского интернационала в период до и после 1968-го года, а предметом — характерные черты публицистики Ги Дебора как французского революционного интеллектуала и философа и ее влияние на общественно-политическую жизнь Франции, в особенности на развитие леворадикальных течений.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что публицистические работы Ги Дебора в рамках Ситуационистского интернационала, а также вне его, сыграли важную роль в студенческих и рабочих волнениях на улицах Парижа в мае 1968 года и впоследствии повлияли на становление леворадикального дискурса во Франции и Европе. Кроме того, его идеи не теряют своей актуальности и сегодня.
Целью данного исследования является выработка научного представления о ключевых особенностях публицистики Ги Дебора и изучение ее основных идей. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности формирования взглядов Ги Дебора с юности до создания Ситуационистского интернационала;
- охарактеризовать его роль в Ситуационистском интернационале;
- изучить основные понятия ситуационизма;
- изучить художественную и смысловую специфику статей Ги Дебора и ситуационистов;
- проанализировать «Общество спектакля» и проследить его связь с маем 1968;
- выявить значимость публицистики Ги Дебора для леворадикального движения во Франции и проследить ее связь с современностью.
Цель выпускной квалификационной работы потребовала применения таких научных методов, как анализ и сопоставление, которые позволили на основе существующих источников выявить исторические процессы в публицистике, общественной жизни и литературе на основе которых возникла фигура Ги Дебора как публициста. Такие методы, как сопоставление, систематизация и классификация, а также относящееся к числу эмпирических методов сравнение, позволили сделать выводы об особенностях публицистики Ги Дебора и его связи с леворадикальными движениями во Франции.
Положения, выносимые на защиту:
1. Публицистика Ги Дебора является уникальным журналистским, культурным и философским явлением во Франции.
2. Публицистика Ги Дебора в рамках Ситуационистского интернационала выступила одним из основных вдохновителей студенческой революции 1968-го года.
3. Ги Дебор сыграл формирующую роль в становлении леворадикальных движений во Франции.
4. Идеи и взгляды Ги Дебора не теряют своей актуальности сегодня, интерес к его творчеству неуклонно растет.
С точки зрения научно-практической значимости данное исследование будет представлять интерес для журналистов, специализирующихся на общественно-политической и культурной журналистике, а также для студентов-журналистов, преподавательского и научного сообщества, изучающих культуру, историю и специфику французской прессы и общественно-политической мысли. Собранный материал позволит получить систематизированное представление о публицистической деятельности Ги Дебора, которое является неотъемлемой частью культурного ландшафта современной Франции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ги Эрнеста Дебор выступил с критикой политических и экономических преобразований во Франции после Второй мировой войны. Его работы, в свою очередь, сыграли чрезвычайно важную роль в формировании гошистских течений во Франции в конце 1960-х годов.
Большое значение в формировании взглядов Дебора имело его непосредственное участие в движении леттристов, к которому он примкнул будучи молодым человеком. После переезда в Париж публициста впервые зарождаются критические мысли относительно буржуазного комфорта, банального искусства, политики и новых тенденций в урбанизме. На страницах «Потлача», бюллетеня Леттристкого интернационала, начал зарождаться неповторимый стиль письма Ги Дебора и многие его идеи и методики, такие как: derive, detournement, психогеография, которые впоследствии сделают его легендой.
Развитие философских воззрений и самый активный период творчества Ги Дебора пришелся на период Ситуационистского интернационала, который стал логическим продолжением позднего леттризма. Возглавляемое Ги Дебором новое движение ставило своей конечной целью переустройство искусства и избавление от буржуазной культуры в самом начале, а в конце своего существования стало радикальной критикой общественно-политического строя и экономической системы с леворадикальных позиций.
В ходе работы автором исследования был изучен широкий спектр критических работ, посвященных творчеству и биографии публициста. На их материале была сделана попытка составить объективный портрет Ги Дебора и его творческой деятельности. Помимо ознакомления с основной работой Дебора «Общество спектакля», для подробного анализа работ французского публициста автором исследования было прочитано и впервые переведено с французского на русский язык более 20 статей леттристской бюллетени «Потлач», многие из которых доступны только в специализированных библиотеках, и около 30 статей журнала «Ситуационистский интернационал». Для полноты исследования автором предпринимается попытка подробно проанализировать около 15 статей с идейной и художественной точки зрения. Для лучшего понимая ситуационистских техник создания произведений искусства, автор ознакомился с кинематографическими работами Дебора: «Общество спектакля», «Завывания в честь Де Сада» и «Критика разделения».
Для подтверждения гипотезы о том, что работы Ги Дебора сыграли важную роль в формировании леворадикальных движений во Франции и для того, чтобы доказать актуальность его публицистики сегодня, автор ознакомился с более чем 30 статьями по теме в современных франкоязычных и англоязычных СМИ. В рамках подготовки к написанию выпускной квалификационной работы ее автор также посещал лекции и выставки, посвященные ситуационистам и Ги Дебору: «Ситуационизм и наследие 1968: актуальное прочтение», «Ситуационизм. Стратегии неоавангарда 50-х годов и урбанизм второй половины XX века» и «Эффект прочтения: актуальные стратегии художественной практики и теории искусства в контексте событий 1968 г».
Работой, ознаменовавшей кульминацию всего существования Ситуационистского интернационала и всего творчества Ги Дебора, стал памфлет «Общество спектакля», в котором публицист обнажил все пороки и болезни современного ему общества. После ее публикации Ги Дебор стал ведущим критиком капитализма и коммерческой диктатуры. Подробный анализ марксистских идей и радикальная критика стали сенсацией и подготовила идеологическую почву для майских событий 1968-го года. Строчки из его работы становились граффити и лозунгами студентов и рабочих, которые вышли на парижские улицы в 1968 году. В данной работе Дебор разработал новую критическую концепцию общества потребления и капитализма, которая получила название «общество спектакля». «Общество спектакля» — это зрелищное общество, в котором искаженное видение мира, проецируемое по средствам поп-культурной и государственной пропаганды, внедряется в общественные отношения. Всевозможные молодежные леворадикальные движения, образовавшиеся в преддверии и во время студенческих волнений 1968-го года, возможно, не развились бы в такой мере, без идей Ги Дебора и ситуационистов, которые последовательно критиковали общество потребления в своих статьях, памфлетах, листовках и плакатах.
Исходя из этого, можно говорить, что публицистическая деятельность Ги Дебора во многом повлияла на формирование леворадикального течения во Франции в 60-х и 70-х годах XX века, чьи достижения до сих пор актуальны в современной Франции. Благодаря им в стране начали приниматься изменения в трудовом законодательстве. Реформы затронули систему высшего образования — у учебных заведений появилась автономия, стали подниматься проблемы молодежи и трудоустройства.
В результате исследования автором было выявлено, что теория «общества спектакля» актуальна и на сегодняшний день в существующем общественно-политическом и экономическом дискурсе. Интерес к идеям Дебора мы видим среди образованной публики — автором исследования были проанализированы публикации о Ги Деборе в прессе и в интернет- сообществах, а также приведены примеры проведения таких оффлайновых практик как лекции, кинопоказы и постановки, вдохновленные творчеством Ги Дебора.
Проведенное исследование позволило автору составить комплексное представление о личности и творчестве французского публициста и критика общества потребления Ги Эрнеста Дебора и подтвердить гипотезу, которая состояла в том, что публицистические работы Ги Дебора в рамках Ситуационистского интернационала, а также вне его, сыграли решающую роль в радикализации студенчества и рабочих, которые привели к волнениям на улицах Парижа в мае 1968 года. Эти события, в свою очередь, повлияли на формирование леворадикального дискурса во Франции и Европе. Его творческое наследие не теряет актуальности и сегодня.



1. Мерифилд Э. Критические биографии. Ги Дебор. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
2. Краван А. «Я мечтал быть таким большим, чтобы из меня одного можно было образовать республику...»: Стихи и проза, письма / Пер. с франц. и англ., сост., вступ. ст., комм. и примеч. М. Лепиловой. М.: Гилея, 2013.
3. Дебор Г. За и против кинематографа. М.: Гилея, 2015.
4. Хейзинг Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. СПб: ИД Ивана Лимбаха, 2015.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., Политиздат, 1956.
6. Дебор Г. Общество спектакля. М.:Опустошитель, 2014.
7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.
8. Хабермас Ю.Философский спор вокруг идеи демократии (Лекция вторая)Москва, Институт философии, апрель 1989 г.// Ю. Хабермас. Демократия. Разум. Нравственность / Пер. с нем. А. В. Михайлова и В. И. Кононова. М.:Наука, 1992.
9. Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире. 1944-2004 гг. М.,
2006.
10. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., пос- лесл. и примеч. Е. А. СамарскоиТ— М.: Республика; Культурная рево люция, 2006.
11. Арзаканян М.Ц.. Политическая история Франции XX века: Учеб. пособие/М.Ц. Арзаканян. — М.: Высш. шк., 2003.
II. Книги на французском языке
1. Isidore Ducasse Geometre de la Poesie.par Norbert Meusnier in Alliage. № 57-58, 2006.
2. Debord G. Marquis de Sade a des yeux de fille. Paris.: Editions Fayard, 2004.
3. Isou I. Introduction a une Nouvelle Poesie et a une Nouvelle Musique. Paris.: Gallimard, 1947.
4. Isou I. L'Agregation d'un nom et d'un messie. Paris.: Gallimard, 1947.
5. Kaufmann V. Guy Debord: La Revolution au Service de la Poesie. Paris.: Librarie Artheme Fayard, 2001.
6. Potlatch № 23, 22 juin 1954. Paris.: Reedition Folio-Gallimard, 1996.
7. Dumontier P.Les Situationnistes et Mai 68 : Theorie et Pratique de la Revolution. Paris.: Champ libre, 1990.
8. Potlatch № 20, 22 juin 1954. Paris.: Reedition Folio-Gallimard, 1996.
9. Lefebvre H. Le Romantisme Revolutionnaire. Paris.: La Nef, 1958.
10. Lefebvre H. Critique de la Vie Quotidienne. Paris.: Grasset, 1947.
11. Socialisme ou Barbarie. Anthologie . Paris.: Editions Acratie, La Bussiere,
2007.
12. Jorn A. Critique de la politique economique. Brussels, 1960.
13. Debord G. Correspondence: Le Foundation Of The Situationist International (June 1957-August 1960). Stuart Kendall and John McHale, trans. Los Angeles.: Semiotext (e), 1999.
14. Certeau M. La Prise De Parole Et Autres Ecrits Politiques. Paris.: Le Seuil, 1994.
15. Guillbert C. Pour Guy Debord. Paris:. Gallimard, 1996.
16. Vienet R. Enrages et situationnistes dans le mouvement des occupations. Paris:. Gallimard, 1998.
III. Книги на английском языке
1. Mension J.M. The Tribe. San Francisco.: City Lights Publishers, 2001.
2. Situationist International Anthology translated by Knabb K. Berkeley.: Bureau of Public Secrets, 2006.
3. Gilman-Opalsky R. Spectacular Capitalism: Guy Debord and the Practice of Radical Philosophy. New York.: Minor Compositions, 2011.
IV. Статьи на французском языке
1. Rerolle R. A Chacun son Debord. Le Monde, 2013. Режим доступа: http://www.lemonde.fr/culture/article/2013/03/21/a-chacun-son-debord 1852103 3246.html
2. Jean-Marie Apostolides: Chez Guy Debord, Le Rire est une Vraie Politique. Le Monde, 2016. Режим доступа: http://www.lemonde.fr/livres/article/2015/11/25/jean-marie-apostolides-chez-guy-debord-le-rire-est-une-vraie-politique 4817327 3260.html
3. Pinaud D. Guy Debord, L’Ivresse Situationniste. L’humanite, 2016.
Режим доступа:http://www.humanite.fr/guy-debord-livresse-situationniste-595571
V. Статьи на английском языке
1. Jeffries S. London Has Fallen: Can City Siege Movies Survive the Age of Terror. The Guardian, 2016. Режим доступа: http://www.theguardian.com/film/2016/apr/13/london-has-fallen-can-city-siege-movies-survive-the-age-of-terror
2. O'Hagan S. Has it Really Come to This - Punk as Heritage Culture? The Guardian, 2016. Режим доступа: http://www.theguardian.com/commentisfree/2016/mar/20/punk-london-spirit-joe-corre-burn-clothes-sex-pistols
VI. Интернет-ресурсы
1. Situationist International. Facebook. Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/118995614795972/
2. Ги Дебор и Ситуационистский интернационал. Вконтакте. Режим доступа: https://vk.com/debord
3. Премьера спектакля-перфоманса «Богадельня». Школа нового кино, 2016.
Режим доступа:http://www.newcinemaschool.com/premera-spektaklya-perfomansa-bogadelnya/
4. Современный взгляд на роль искусства в эпоху радикальных социально-политических изменений. РГГУ, 2016.
Режим доступа:http://fii.rsuh.ru/news.html?id=2635188
5. Шварц П.1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции.
Петер Шварц. World Socialist Web Site, 2008.
Режим доступа:http://www.wsws.org/ru/2009/jan2009/68p1-j13.shtml#top
6. Листер Дж. 1968 год во Франции.Интервью Дж. Листера сД. Бенсаидом.
Альтернатива, 1998.
Режим доступа:http://www.alternativy.ru/old/magazine/htm/98 4/ii.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ