Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ НОВОМУЧЕНИЧЕСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ОНУФРИЯ ГАГАЛЮКА И НИКОДИМА КОНОНОВА)

Работа №62598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ МУЧЕНИЧЕСТВА В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
1.1. Предпосылки и условия формирования феномена
мученичества в истории христианства
1.2. Культурно-исторические и социально-политические основания гонений на христиан в России в XX веке
II. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ БЕЛГОРОДСКИХ
2.1. Осмысление значимости подвига священномученика епископа
Никодима (Кононова)
2.2. Пример духовного подвига священномученика архиепископа Онуфрия (Гагалюка)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения исторического опыта, накопленного в условиях гонений на христиан в ХХ веке. Описываемые события, были совсем недавно, и очень много не изученных, не явленных миру святых новомучеников и исповедников и просто тех, кто еще, возможно, не реабилитирован, а если реабилитирован, то забыт для своей земли, где он родился или нес подвиг страдания за веру. Прошло только чуть более 25 лет как прекратились гонения на Церковь и за это время уже выросло несколько новых поколений, которые не знают что такое преследование только за то, что ты верующий. Но за такой с исторической точки зрения короткий временной промежуток молодежь плохо знает историю своей страны, в том числе и историю гонения на Церковь советской властью. Поэтому наша главная задача сейчас - это не дать забыть или переписать историю нашей страны. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей, которые перенесли на себе гонения и преследования за исповедание веры. И ныне наблюдается печальная тенденция, когда особенно люди молодые решительно ничего не знают о событиях столетней давности, как сказал американский философ ХХ века Джордж Сантаяна: «тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение». Из Курской епархии (включавшей нынешнюю Белгородскую), появились имена исповедников, которые в разные временные промежутки несли свое служение на территории Белгородской области и в последствии были канонизированы от Белгородской епархии. С другой стороны, прошло уже достаточное время и необходимо сделать определенные выводы, проанализировать, как сами события гонений на Церковь, так и сам подвиг современного мученичества.
В наше относительно спокойное и духовно расслабленное время, когда в России по религиозным мотивам христиан никто не убивает, необходимо помнить слова древнего исповедника, так же пострадавшего от государственной власти, свт. Иоанна Златоуста: «Безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, - хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, - безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих». Тем важнее для нас православных всегда помнить своих мучеников - истинных столпов Церкви, чтобы находиться в бодрствовании и быть готовыми «всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).
Степень разработанности проблемы. Проблема новомученичества не была в достаточной мере востребована современным научным знанием: современное религиоведение все еще не располагает полным религиозно-философским анализом опыта святых XX века. Среди теоретических исследований философского, религиозно-этического аспекта мученичества и его генезиса в истории христианской Церкви лишь немногие труды посвящены проблемам новомучеников. В последнее время в богословской отечественной литературе прослеживается нарастающая тенденция изучения темы новомученичества. Историко-богословский анализ феномена новомучесничества мы находим в работах митрополита Крутитского и Коломенского Ювеналия, в его докладах «О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии» владыка Ювеналий осветил деятельность Русской Православной Церкви направленную на распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Протоиерей Максим Максимов в труде «Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке» сравнивает гонения на христиан в Римской империи и гонения на христиан в России в ХХ веке, чтобы выработать четкие основания, по которым может быть канонизирован тот или иной современный новомученик. Свящ. Олег Митров в своем докладе затронул проблему написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских. Свящ.Кирилл Каледа в сборнике пленарных докладов XII Международных рождественских образовательных чтений раскрыл тему «О некоторых проблемах в деле прославления новомучеников Российских и о значении страданий, перенесенных в XX веке Российскими народами, для просветительской и миссионерской деятельности Церкви», Игумен Дамаскин (Орловский) в трудах «Мученики, исповедники Русской Православной Церкви ХХ столетия» стал первым автором, который собрал, систематизировал и составил жития новомучеников, материалы этих трудов во многом способствовали канонизации новомучеников и исповедников на архиерейском соборе в 2000 году.
Опираясь на анализ названных источников и литературы, мы исходим из понимания феномена мученичества в христианстве как одного из главных неопровержимых доказательств истинности веры Христовой, которая включает в себя помимо героической стороны подвига веры, ещё и мистическую сопричастность жертве Бога, воскресению и жизни вечной. В дипломной работе показано, что в духовно-нравственном смысле мученичество связано со всеми христианскими добродетелями. Оно не просто доводит их до совершенства, но выводит на качественно иной, духовный уровень бытия.
Цель исследования - понимание опыта новомученичества и исповедничества Русской Православной Церкви в XX веке (на примере подвигов священномучеников Онуфрия (Гагалюка) и Никодима (Кононова)).
Задачи дипломной работы
- раскрыть предпосылки и условия формирования феномена мученичества в первые века христианства;
- определить культурно-исторические и социально-политические основания гонений христиан в России XX века;
- показать значимость подвига епископа Белгородского Никодима (Кононова) для наших дней;
- выявить и обосновать духовный подвиг Белгородского новомученика архиепископа Онуфрия (Гагалюка);
Объект дипломной работы - феномен мученичества в XX в.
Предмет дипломной работы - новомученичество как уникальное явление в истории религиозной жизни России и ее регионов в XX веке.
Новизна дипломной работы: попытка проследить особенности генезиса взаимоотношения государственной власти и православного духовенства в лице исповедников и новомучеников в рассматриваемый период на российском и региональном уровне.
Проведенное исследование имеет значимость и с точки зрения вклада в региональную историю Белгородчины.
Методология исследования. При написании данной работы автор руководствовался принципами историзма и научной объективности, комплексности исторического исследования. Принцип историзма предлагает рассмотрение отдельных явлений и фактов в их взаимосвязи, в конкретно-исторической ситуации. Реализация принципа объективности заключается в учете всех точек зрения и подходов к изучаемой проблеме. Рассмотрение феномена новомученичества в Русской Православной Церкви потребовало применения историко-хронологического метода. Изучение в рамках этих периодов различных проблем, связанных с историей процесса, вызвало необходимость применения проблемно - исторического метода исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Собранный в дипломной работе материал может быть использован на практических занятиях по истории Церкви, религиоведения, при написании курсовых и дипломных работ студентов, при подготовке специальных вузовских курсов, а так же частично на уроках истории в школах. Материалы работы могут быть использованы в практических целях учиненными разных направлений гуманитарных наук.
Апробация исследования данная тема не раз поднималась на научных конференциях и семинарах, где и была представлена в виде докладов. Материалы дипломного исследования обсуждались на III международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры», посвящённой 1000-летию преставления святого равноапостольского князя Владимира (Белгород, 2015), доклад «Евангельская весть в эпоху гонений на церковь»: «Святые мученики и исповедники в новейшей истории России»; материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) и 140-летию НИУ «БелГУ» (Белгород, 2016), доклад «Русская икона как духовная модель православного культурного наследия»; Х международной студенческой конференции Вера и наука: от конфронтации к диалогу «1917 -2017: уроки столетия» (Смоленск, 2017), доклад «Святые мученики и исповедники в новейшей истории России»; V международного молодёжного форума «Нравственные императивы в праве, науке, образовании и культуре». - (Белгород, 2017), доклад «Духовное наследие новомученика земли Белгородский архиепископа Онуфрия (Гагалюка)»; V международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры», 1917-2017: Уроки столетия (Белгород, 2017), доклад «Жизненный путь и духовное наследие новомученика земли Белгородский архиепископа Онуфрия (Гагалюка)», всероссийской научно -практической конференции «Патриарх Сергий и церковно-государственные отношения в ХХ веке: трудный путь к сотрудничеству» (Арзамас, 2017), доклад «Патриарх Сергий и его участие в обновленческом расколе».
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на 2 параграфа, заключения, библиографии

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В итоге данного дипломного исследования необходимо сделать некоторые заключительные выводы. Изучив историю гонений и выявив их основные этапы, мы смогли определить причины преследования христиан. Выяснилось, что в целом причины гонений заключались в идеологии правительства, в настроенном враждебно против христиан народе и в нападках язычников. Во все времена было невыгодно принимать христианскую религию, ведь она несла духовные ценности, а не материальные, что не отвечало потребностям народа и зачастую правительства.
В первом пункте первой главы мы определили, что христианство с самого его возникновения и на протяжении многих веков подвергалось жестоким репрессиям. Первыми гонителями были евреи, люто ненавидящие Христа и впоследствии распявшие Его. Также от евреев пострадали и святые апостолы. Первый мученик за веру Христову архидьякон Стефан был убит евреями, посредством побивания камнями. Шло время, вскоре евреи подняли бунт против римлян, и Иерусалим был сметен с лица земли. Но с прекращением существования Израиля как такового гонение на христиан не прекратилось. Вместо гонения на христиан гонения продолжили римские язычники. Их взгляды на многие вещи не совпадали с учением христиан. Римская империя утопала в роскоши, которой они добились, уничтожая другие народы. В отличие от римлян, христиане проповедовали милосердие к ближним, равенство между людьми разных сословий. На протяжении почти трех веков римляне обвиняли христиан во всех даже самых абсурдных преступлениях. Так христиане обвинялись в поджоге Рима при императоре Нероне. Многие язычники распространили слухи, что христиане питаются младенцами. Христиан истязали, лишали жилища, заключали в тюрьмы. Христиане не имели права, даже на погребение. Их тела отдавали на съедение бродячим псам, но, несмотря на гонения в течение трех веков, христианство выжило. Святая вера во Христа помогала верующим выдержать нелегкую борьбу с иудеями и Римской империей.
С тех времен прошло много веков. Римская империя, ставшая христианской, распалась. Ее преемница Византийская империя во многом определила дальнейший ход истории не только в развитии христианства в целом, но и в будущем нашей страны.
На Руси первые мученики за веру появились еще в те времена, когда Киевская Русь была языческим государством. До наших дней дошли имена этих святых: Феодор и сын его Иоанн. По одной из версий историков факт мученической смерти Федора с Иоанном в некоторой степени повлиял на решение князя Владимира стать христианином. Святой равноапостольный князь Владимир крестил Киевскую Русь, взяв восточный обряд у Византийской империи. Но недолго православие на Руси пребывало в состоянии спокойствия, в 1240 году орды хана Батыя взяв Киев, разрушили десятинную церковь - последний оплот Киевлян. Многие Киевляне погибли при разрушении церкви находясь внутри. На протяжении всей дальнейшей истории православие не раз приходилось защищать от немцев, поляков, шведов и литовцев. Особенно много православных пострадало в то время за веру на современной территории Украины терпя нападки от поляков-католиков. И наконец-то, когда Русь сформировалось уже как царство на много веков православие обрело покой и защиту. И мало кто мог предположить, что после такого длительного перерыва уже в новой истории России гонения вновь возобновятся со страшной силой. Христиан снова будут садить в темницы и убивать за то, что они исповедуют веру в Бога. В результате этого гонения мученическую кончину приняло огромное количество православных христиан. Многие из которых еще до сих пор не канонизированы.
Во втором разделе первой главы мы видим, что с самых первых дней своего существования советская власть была враждебно настроена к Церкви. Новое советское государство вместо того, чтобы сплотить народ, способствовала его дальнейшему разделению. Объявив войну Церкви, большевики объявили войну и всем тем, кто себя к Церкви относил. А таковых составляло большинство от населения всей России. Большевики преследовали несколько причин, по которым воздвигли гонения на Церковь: идеологическую, политическую, и экономическую. Используя эти причины, храмы подвергались разорению и уничтожению, а священнослужители и верующие подвергались арестам и физическому уничтожению. Рассматривая церковь как часть павшего монархического строя большевики считали, что Церковь, равно как и монархия, должна полностью прекратить свое существование. Кроме внешнего гонения новая власть воздвигла и гонение внутреннее, оно заключалось в различных попытках поссорить между собой церковных иерархов, дабы ослабить управленческую структуру Церкви, а также новая власть ставила цель поссорить низшее духовенство, то есть священников с высшим духовенством. Также нельзя не упомянуть о попытке советской власти создав обновленческую «карманную» церковь заменить ей «старую» Церковь во главе с патриархом Тихоном. И на первых этапах этот план очень успешно реализовывался даже такой маститый и видный иерарх Русской Церкви как митрополит Сергий (Страгородский) поддержал обновленчество, но в последствии принес покаяние, и уже, благодаря во многом его трудам, обновленческий раскол прекратил свое существование.
Но несмотря на такое сильное давление, как внешнее так и внутреннее, Русская Церковь выстояла, потому что Сам Господь сказал, что врата ада не смогут одолеть Церковь Божию.
В первом пункте второй главы мы разобрали, что святитель Никодим управлял белгородской кафедрой в суровое и сложное время для России и Белгорода. Мы видим, что владыка бесстрашно продолжал выполнять свой святительский долг и продолжал вести вверенную ему паству ко спасению. Святитель Никодим не боялся новой власти и бесстрашно обличал насилие, грабежи и убийства, которые совершала советская власть. Несмотря на многочисленные уговоры и предупреждения, владыка не остался в Киеве, тогда еще не занятом большевиками. Он спешил вернуться к вверенной ему Богом пастве, прекрасно понимая, что ему грозит арест и расстрел. Своей любовью и отзывчивостью Владыка стяжал себе и ответную любовь среди простых белгородцев. Эта любовь вылилась в народные волнения, когда владыку арестовали. Представитель от протестующих против ареста владыки Никодима жена священника, начальница второй женской гимназии М.Д. Кияновская, в тот же день была арестована и расстреляна «как руководитель контрреволюционной демонстрации». Мученический подвиг епископа Никодима и других священников с ним пострадавших, хотя и отделяет нас сравнительно небольшим промежутком времени в 80-90 лет, тем не менее, он является прямым продолжением подвигов мучеников - христиан первых веков. Владыка Никодим не боялся отдать свою жизнь за веру и Церковь Христову, и во многом благодаря подвигам таких святых, как епископ Никодим , наша Церковь продолжает жить , и мы сегодня пользуемся свободой вероисповедания, без препятствия совершаем богослужения, имеем возможность трудиться на ниве миссионерского просвещения.
Во втором пункте второй главы мы видим, что после многочисленных арестов и расстрелов священнослужителей эстафету мучеников принимает владыка Онуфрий (Гагалюк). Вся его жизнь была посвящена служению Богу. Много трудностей он пережил на своем пути. Постоянные аресты, ссылки, издевательства со стороны правящей власти не смогли сломить дух и силу епископа Онуфрия. Во время своих скитаний по ссылкам, он пишет более 60-ти статей на религиозные, исторические темы. В трудные для страны годы епископ Онуфрий помогал простым людям, поддерживал в них силу и веру в Бога. Несмотря на многочисленные аресты, притеснения и ограничения нести службы, владыка истинно выполнял свое предназначение. История его жизни закончилась арестом и расстрелом в тюрьме Хабаровского края в 1938 году.
Таким образом, владыка Онуфрий подает всем нам пример как мы должны нести слово Божие особенно в наше время, когда на Церковь нет гонений. Своими действиями владыка Онуфрий показал, что проповедовать можно всегда какими бы не были тяжелыми времена и обстоятельства, что проповедь должна идти от сердца и не прекращаться даже до смерти. Архиепископ Онуфрий действительно был пастырем добрым и в такие тяжелые времена, когда многие «наемники», увидев волка бежали, архиепископ Онуфрий по словам Христа положил душу свою за овцы своя.
Исходя из всего сказанного , можно прийти к выводу, что гонение на Святую Православную Церковь может начаться в любой момент, когда никто этого не ожидает. При всем внешнем благополучии и благолепии. Поэтому мы должны быть всегда готовы пострадать за веру Христову. Мы должны быть готовы не только морально, но и духовно, имея любовь к ближним и к Богу, ведь как пишет святой апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» .
Во все времена существования Церкви в ней были, есть и будут люди, которых мы называем мучениками, их кровью утверждается наша Церковь. Святии мученики, новомученники и исповедники земли русской молите Бога о нас!



1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси,
позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994. - 1064 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Репринт. изд. - М.: Российское Библейское общество, 2011. - 1408 с.
3. Болотов, В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4 т. / Болотов В.В. - М.: Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 2544 с.
4. Борьба за Советскую власть на Белгородчине. Март 1917 года - март 1919 года. Сборник документов и материалов / Ю.И. Гончаренко, Н.Н. Брежнев. - Белгород: Областная типография имени В.И. Ленина, 1967. - 81 с.
5. Васильева, О. Русская Православная Церковь в 1927-1943 годах / О. Васильев - М.: 2001. - 462 с.
6. Васильева, О. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны / О. Васильева - М.: 1999. - 367 с.
7. Воспоминания Набокова Сергея Павловича члена КПСС с июня 1917 г. О событиях гражданской войны. Донбасс - Горловка 1917 г. И о событиях гражданской войны в городе Белгороде 1918-1920 гг. (Рукопись). Белгородский государственный краеведческий музей. Ф-1. Ш-17. П-128. Нв. - 2808 с.
8. Георгий (Данилов), игум. Житие и служение святителя Тихона, Патриарха Московского / Георгий (Данилов), игум. - Н. Новгород, 2008. - 167 с.
9. Голубинский, Е. История канонизации святых в Русской Церкви. 2-е изд., исправ. и дополн. / Е. Голубинский. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. - 597 с.
10. Голубцов, С.А. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922 гг. / С.А. Голубцов. - М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1999. - 192 с.
11. Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период / Дамаскин (Орловский), игум. - М., 2009. - 238 с.
12. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия / Дамаскин (Орловский), игум. - Тверь, 2000. - 462 с.
13. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. - В 7 книгах. - Кн. 3. - Изд. 2-е. / Дамаскин (Орловский), игум. - Тверь: Булат, 2001. - 624 с.
14. Данилушкин, М. Б. История Русской Православной Церкви.
Новый патриарший период. Том 1. 1917-1970 / М. Б. Данилушкин, Т.К.
Никольская, М.В. Шкаровский - СПб.: Воскресение, 1997. - 877 с.
15. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь,1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского института, 1997. - 704 с.
16. Звоницкий, Э. Комендант / Э. Звоницкий// Коммунист (
Прохоровский р-он. Белгор. обл.). - Белгород, 1974. - 5,9 дек.
17. Из опыта новомучеников и исповедников Российских:
Материалы семинаров. - М.: Культурно-просветительский центр
Преображение, 2011. - 192 с.
18. История Русской Православной Церкви: От восстановления патриаршества до наших дней / под общей ред. М.Б. Данилушкина. - СПб.: Аграф, 1997. - 1020 с.
19. Каледа, К., прот. О некоторых проблемах в деле прославления новомучеников Российских и о значении страданий, перенесенных в XX веке Российскими народами, для просветительской и миссионерской деятельности
Церкви / Каледа К., прот. // Сборник пленарных докладов XII Международных рождественских образовательных чтений - М., 2004 - С. 283-328.
20. Канонизации новомучеников Российских. - М.: Комиссия
Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1991. - 112 с.
21. Канонизация святых в XX веке. - М.: Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. Изд-во Сретенского монастыря, 1999. - 256 с.
22. Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. - Сергиев Посад: изд-во. Троице-Сергиевой Лавры, 1988 г. - 176 с.
23. Карташев, А.В. Вселенские соборы / А. Карташев. - М.: Харвест,
2008. - 410 с.
24. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - М.: Знание, 1997. - Т. 2. - 548 с.
25. Кашеваров, А. Государство и Церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. / А. Кашеваров .- М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. - 440 с.
26. Книга памяти жертв политических репрессий. Белгородская область: 10 т. Т.1. Жертвами пали...: Документы. Списки казненных. Статьи / сост.: В. Г. Алексенко, А. Н. Евдошенко, В. М. Рябов. - Белгород: Константа, 1996. - 208 с.
27. Книга памяти жертв политических репрессий. Белгородская область: 10 т. Т. 2. Живи и помни: Документы. Списки репрессированных. Статьи / сост.: Алексенко В. Г., Гетман А.И., Еременко В. М. - Белгород: Константа, 1999. - 252 с.
28. Книга памяти жертв политических репрессий. Белгородская область: 10 т. Т. 7. Возвращая к жизни имена: Статьи. Док. Списки и фотографии репрессированных / сост.: И. Н. Германов, В. М. Еременко, В. М. Рябков. - Изд-во Фоминой Н.Б. - Белгород: Константа; Изд-во Фоминой Н.Б., 2004. - 415 с.
29. Книга Правил Святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец - репринт с издания 1893. - М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992. - 346 с.
30. Кобец, О., прот. Святитель Никодим (Кононов), епископ Белгородский. [Электронный ресурс] / Кобец О., прот. - Режим доступа: http: //www.beleparh.ru/index.php/novosti/5 7-drugie-novosti/2266-protoierej -oleg-kobets-svyatitel-nikodim-kononov-episkop-belgorodskij-doklad-na-s-ezde-dukhovenstva-belgorodskoj-i-starooskolskoj-eparkhii-2-yanvarya-2013-goda.htm.
31. Кобец, О., прот., Крупенков, А.Н., Крупенков, Н.Ф. История Белгородской епархии / Кобец О., прот., А.Н. Крупенков, Н.Ф. Крупенков. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. - 400 с.
32. Константинов, Д.В. Гонимая церковь / Под ред. А.В. Попова. // Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. VI. - М., 1999. - 360 с.
33. Королев, А. «Привез я Вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца» / А. Королев // Белгородские ЕВ. - Белгород, 2001. - № 4.- С.5.
34. Кривова, Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства / Н.А. Кривова. - М., 1997. - 248 с.
35. Кривошеева, Н. А. Новомученики Русской Православной Церкви члены Поместного Собора 1917-1918 гг. / Н. А. Кривошеева // Материалы V Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Москва - Саров - Дивеево, 20-22 июня 2008 года. - Нижний Новгород: «Глагол», 2009. - С. 277-287.
36. Лактанций, Божественные установления. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 380 с.
37. Лебедев, А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом / А. П. Лебедев. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 216 с.
38. Максимов, М., прот. Гонения христиан в Римской Империи и в России XX века / Максимов М., прот. // Новомученики XX века - М.: Булат,
2004. - Вып. 1. - С. 16-24.; Его же: Историко-сравнительный анализ гонений на христиан в Римской империи и в России в XX веке / Максимов М., прот. // Сборник пленарных докладов XII Международных рождественских образовательных чтений - М., 2004 - С. 261-270.
39. Маркс, К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс] /
К. Маркс. - Режим доступа: http://www.e-
reading.by/bookreader.php/1029812/Genrih_-_Kritika_Gotskoy_programmy.html.
40. Маркс, К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1983. - 370 с.
41. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии. [Электронный ресурс] / Маркс К., Ф. Энгельс - Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html.
42. Митров, О., прот. Истоки трагедии России в XX веке / Митров О., прот. // Новомученики XX века - М.: Булат, 2004. - Вып. 1. - С 24-37; Его же: Истоки трагедии России в XX веке // Сборник пленарных докладов XII Международных рождественских образовательных чтений - М., 2004 - С. 271-282.
43. Митрофанов, Г., прот. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. / Митрофанов Г., прот. - СПб., 1995. - 187 с.
44. Никодим (Кононов), сщмч. Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский: его жизнь, прославление и чудеса / Никодим (Кононов), сщмч. - Курск,1914. - 113 с.
45. Никодим (Руснак), митр. Священномученик архиепископ Онуфрий / Никодим (Руснак), митр. // Курские ЕВ. - Курск, 1993. - №7-8. - С. 2-8.
46. Николай (Ярушевич), митр. Киевский и Галицкий. Правда о
религии в России (1942 г.) - Соборяне в дни Отечественной войны
[Электронный ресурс] / Николай (Ярушевич), митр. Киевский и Галицкий. - Режим доступа:http://www.great-country.ru/rubrika_articles/church/00006.html.
47. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. XX века / М.И. Одинцов - М., 1994. - 325 с.
48. Одинцов, М.И. Русские патриархи XX века. (Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов) / М.И. Одинцов. - М.: РАГС, 1999. - 334 с.
49. Орлова, К.В. История христианизации калмыков: середина XVII- начало XX в. / К.В. Орлова. - М., 2006. - 248 с.
50. Орлова, О.В. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: Крестный Путь Ионна Златоуста / О.В. Орлова. - М.: Адрес-Пресс, 2002. - 400 с.
51. Персиц, М.М. Деятели Октября о религии и церкви / М.М. Персиц. - М.: Мысль, 1968. - 239 с.
52. Польский, М. Новые мученики Российские / М. Польский. - Джорданвиль, 1957. - Т. 2. - 367 с.
53. Поспеловский, Д. В. Церковь и общество накануне революции / Д. В. Поспеловский. - М., 1995. - 510 с.
54. Регельсон, Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. / Л.
Регельсон. - М., 1996. - 254 с.
55. Русин, В. М. Виноградник Владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению священномученик Онуфрий (Гагалюк) (серия «Православное краеведение»). / В. М. Русин. - Кунье: Издание Покровского храма села Кунье Горшеченского района Курской области, 2012. - 256 с.
56. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. - М.: ПРОПИЛЕИ, 1995. - 400 с.
57. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Издательство Библейско- Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. - 352 с.
58. Серов, В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. [Электронный ресурс] / В. Серов. - Режим доступа: http: //www.bibl iotekar.ru/encSlov/18/64.htm.
59. Софроний (Макрицкий), иеродиак. Священномученик архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий (Гагалюк). Жизнеописание, поучения, проповеди, статьи, письма / Софроний (Макрицкий), иеродиак. - М.: Техинвест-3, 2004. - 320 с.
60. Степанов (Русак), В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе / В. Степанов (Русак). - М., 1980. - 164 с.
61. Фирсов, С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х- 1918 гг.) / С.Л. Фирсов. - М., 2002. 624 с.
62. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. / Цыпин В., прот. - М.: Хроника, 1994. - 583 с.
63. Шафф, Ф. История христианской Церкви. Доникейское христианство. 100 - 325 г. по Р. Х. - СПб.: Библия для всех, 2010. - 345 с.
64. Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий и Коломенский. На смерть - как на пир / Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий и Коломенский // Доклад на Междунар. конф. памяти прот. А. Меня «Мученики века двадцатого». - М., 2001 - С. 6-12.
65. Яковлева, Е. Патриарх Тихон против Советской власти: От меча погибнете сами вы, взявшие меч. [Электронный ресурс] / Е. Яковлева - Режим доступа:http://pravoslav-ru.livejournal.com/4535582.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ