ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. 7
1.1. Эго-идентичность как предмет исследования в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности отношения к родителям в подростковом возрасте
1.3. Детско-родительские отношения как фактор формирования
эго-идентичности личности 4
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи эго¬
идентичности подростков с их отношением к родителям 3
2.2. Анализ результатов исследования эго-идентичности подростков
2.3. Взаимосвязь анализа результатов исследования эго¬
идентичности и отношения подростков к родителям 9
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время область исследования эго-идентичности подростков мало изучена, но определен факт, что главенствующую роль в её формировании играет отношение родителей к ребёнку. Современная ситуация в обществе показывает, что отношения родителей и детей изменились: в отношениях со взрослыми появилась нехватка нравственно-этнических начал, понизилась социально-психологическая культура общения, ускорился темп современной жизни, появился недостаток времени. От семейных взаимоотношений, от транслируемых семьей ценностей, нередко зависит, каким их ребенок вырастет. Конечно, и в наши дни, как и ранее, одной из весьма сложных и противоречивых проблем является проблема детско-родительских отношений. Трудность состоит в том, что она имеет скрытый, личностный характер. В особенности остро эта проблема сказывается, когда дети осуществляют переход в подростковый возраст, и многие родители не могут конструктивно общаться со своими ставшими взрослее детьми. Меняется и отношение к институту семьи: происходит смещение центра социально-значимых отношений от родителей к сверстникам. Поэтому роль родителя в жизни подростка ослабевает, ослабевают и эмоциональные связи с родителями. К этому имеется возможность добавить динамично изменяющееся окружение, неоднозначные социальные и психологические тенденции в динамике развития института семьи, жёсткость и ответственность социально-ролевых установок - всё это порождает дисбаланс в детско-родительских отношениях и откладывает отпечаток на формирование эго-идентичности. В виду этого тема взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям является на сегодняшний день наиболее актуальной и вызывает интерес у психологов, педагогов, социальных работников и представителей других профессий, работа которых непосредственно связана с людьми или с их жизнедеятельностью. В первую очередь, этот интерес обусловлен тем, что именно в семье эго-идентичность формируется и развивается. Эго-идентичность, как мы предполагаем, напрямую зависит от детско-родительских отношений. Сложность состоит в раскрытии связи между эго-идентичностью подростков и их отношением к родителям.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Объект исследования: эго-идентичность подростков, отношение к родителям.
Предмет исследования: взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Задачи исследования:
• дать теоретический анализ по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям;
• изучить эго-идентичность подростков;
• выявить отношение подростков к родителям;
• установить взаимосвязь между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между статусом сформированности эго-идентичности подростков и их отношением к родителям: подростки с позитивным отношением к родителям имеют более высокий статус сформированности эго-идентичности, чем подростки с негативным отношением.
Методологические основы: методологической основой исследования послужили работы зарубежных (концепция развития личности Э. Эриксона, его последователя Дж. Марсиа, социально-психологические теории Дж. Мида, Ч. Кули, теория социальной идентичности Г. Тэшфела, Дж. Тернера, психодинамическая теория личности З. Фрейда, функционалистская теории социализации Т. Парсонса, концепцию идентичности Ж. Лакана, процессуальной теории идентичности Г. Брейкуэлл, теория эмоций У. Джеймса, теории когнитивного развития Ж. Пиаже, теория привязанности М. Раттера, С. Харди, А. Бхэтачарджи, А. Рида, К. Акуино) и отечественных (концепция динамики нормативных кризисов гипотезы о системообразующей роли эго-идентичности в формировании личностной зрелости Е.Л. Солдатовой, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория личности С.Л. Рубинштейна, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, социологическая теория личности И.С. Кона, концепция личности Л.И. Анцыферовой, концепция уровневого строения самосознания В.В. Столина, концепция автономии О.А. Карабановой, концепция социально-нормативной периодизации формирования личности Д.И. Фельдштейна) авторов.
Методы исследования:
• теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования;
• эмпирические методы - тестирование;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Структура эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой [29, С. 112-121].
2. Тест «Подростки о родителях» (ADOR/ПОР) (автор Е. Шафер; модифиция З. Матейчика и П. Ржичана) [9, С. 13-18].
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 42 имени Е.В. Шовского».
Выборка: группа подростков, состоящая из 42 человек в возрасте 14-16 лет.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, а также проведение сравнительного исследования данных параметров среди респондентов, у которых разные виды отношений с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе педагогов- психологов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами нарушения эго-идентичности и отношением к родителям.
Достоверность и обоснованность определяется подбором адекватных методов, валидных методик, а также корректным использованием математической обработки данных.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 38 источников, 34 приложений. Работа иллюстрирована 79 таблицами, 14 рисунками.
Подводя итоги можно сказать, что выявить взаимосвязь эго-идентичности подростков в отношениях с родителями удалось в полной мере. Мы проделали большую работу по разработке задач и этапов исследовательской работы, которые заключались в:
• теоретическом анализе по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, который показал различные взгляды учёных на становление и развитие данного феномена, его многогранность и многозначность, которые были раскрыты в ходе написания работы;
• изучение эго-идентичности подростков с помощью диагностики респондентов по методике Е. Л. Солдатовой «Структура эго-идентичности», которая дала возможность измерить статусы идентичности, в том числе кризисы идентичности, психометрические характеристики, которых уже установлены;
• выявление отношения подростков к родителям с помощью диагностики респондентов по тесту Е. Шафера в модификации З. Матейчика и П. Ржичана, которая позволила исследовать детско-родительские отношения, а также определяющие особенности и содержательный характер воспитательной практики родителей с позиции подростков;
• установление взаимосвязи между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, которая подтвердилась благодаря симбиозу перечисленных выше методик, а также полному набору диагностического инструментария, который позволил провести исследование, используя обработку данных и полученные результаты, для обоснования данных феноменов через таблицы, графики и, вытекающие из них наглядные выводы и умозаключения.
1. Абдуллин, А. Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии. - Текст : электронный / А. Г. Абдуллин, Е. Р. Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. Серия : Психология. - 2012. - № 6 (265). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii(дата обращения: 26.04.2020).
2. Авагимян, А. А. Представления о самоотношении как психологическом феномене в научной литературе / А. А. Авагимян. - Текст : непосредственный // Этнопедагогика в контексте современной культуры : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции/ ответственный редактор Л. Б. Абдуллина. - Уфа,2018.- С. 279-283.
3. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста. учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. - Москва : Юрайт, 2020. - 394 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // Юрайт. электронно-библиотечная система. - URL:https://biblio-online.ru/bcode/450345(дата обращения: 29.04.2020).
4. Адамовская, О. Н. Особенности нейровегетативного, гормонального и психоэмоционального статуса подростков на начальных этапах полового созревания / Н. О. Адамовская, И.
В. Ермакова, Н. Б. Сельверова. - Текст : непосредственный // Новые исследования. - 2015. - № 3 (44). - С. 27-42.
5. Алиханова, В. Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности / В. Л. Алиханова. - Текст :
электронный // Время науки - The Times of Science. - 2018. - №1. - C. 3-12. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihoanaliticheskaya-kontseptsiya-fenomena-identichnosti(дата обращения: 26.04.2020).
6. Белых, Т. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и субъектных свойств в структуре индивидуальности в юношеском возрасте / Т. В. Белых. - Текст : электронный // Психология и педагогика семьи : материалы Международной научно-практической конференции, Саратов, 19-20 мая 2016 г. - Саратов, 2016. - С. 10-14. - URL: https://www.sgu.rU/sites/default/files/textdocsfiles/2016/12/24/1.pdf(дата обращения: 27.04.2020).
7. Борисюк, А. С. К проблеме идентичности личности / А. С. Борисюк. - Текст : электронный // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 3-й научной конференции (заочной) с международным участием. - 2015. - С. 60-65. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 23347336 60532662.pdf(дата обращения: 25.04.2020).
8. Боровкова, О. С. Взаимосвязь эго-идентичности и
социальной адаптации личности / О. С. Боровкова, И. В. Михайлова. - Текст : электронный // Симбирский научный вестник. - 2017. - № 4. - С. 20-25. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 30743946 92732217. pdf(дата обращения: 23.04.2020).
9. Вассерман Л. И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. - Санкт-Петербург : ФАРМиндекс, 2001, 68 с. - Текст : непосредственный.
10. Водяха, С. А. Особенности отношения подростков к
родителям / С. А. Водяха, Е. С. Дадакина. - Текст : электронный // Психология семьи в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 18-19 октября 2017 г. - Екатеринбург, 2017. - С. 101-104. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 32722589 19586617.pdf(дата обращения: 25.03.2020).
11. Гогицаева, О. У. Детско-родительские отношения исамооценка подростка / О. У. Гогицаева, А. В. Небежева, Д. А. Шибзухова. - Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 3 (24). - С. 183-186.
12. Гуськова, И. А. Межличностные отношения родителей
и детей-подростков / И. А. Гуськова. - Текст : электронный // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2017. - № 1 - С. 96-102. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 32351310 50134103.pdf(дата обращения 06.04.2020).
13. Жуина, Д. В. Особенности конфликтных отношений
между родителями и детьми подросткового возраста / Д. В. Жуина, А. В. Мошко. - Текст : электронный // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. -2017 - № 1. - С. 135-140. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 32351318 75972573.pdf(дата обращения: 14.03.2020).
14. Карабанова, О. А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект / О. А. Карабанова. - Текст : непосредственный // Современная зарубежная психология. - 2017. - Т. 6. - № 2. - С. 15-26.
15. Кисляковская, В. В. Подходы к идентичности в русскоязычной психологии / В. В. Кисляковская. - Текст : электронный // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : материалы XI студенческой международной заочной научно-практической конференции (14 мая 2013 г.). - Новосибирск, 2013. - С. 228-241. - URL: https://sibac.info/archive/humanities/11.pdf(дата обращения: 26.04.2020).
16. Мазуркевич, С. А. Формирование эго-идентичности подростка в современной семье / С. А. Мазуркевич. - Текст : электронный // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия : Педагогика. Психология. - 2017. - № 3 (9). - С. 77-81. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 30628277 13284585.pdf(дата обращения: 01.05.2020).
17. Митичева, Т. И. Особенности взаимоотношений подростков с родителями в условиях сельской школы / Т. И. Митичева, А. А. Максимова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 683-685.
18. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для вузов / С. В. Молчанов. - Москва : Юрайт, 2020. - 351 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // Юрайт. электронно-библиотечная система. - URL:https://biblio-online.ru/bcode/450270(дата обращения: 18.03.2020).
19. Мужикова, С. С. Детско-родительские отношения как детерминанта развития суверенности психологического пространства личности подростка / С. С. Мужикова. - Текст : электронный //Приоритеты педагогики и современного
образования. сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2018 г. - Пенза,2018. - С. 293-297. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 36618646 18445413.pdf(дата обращения: 28.04.2020).
20. Оломский, А. А. Зарубежные подходы к изучению идентичности личности в психологии / А. А. Оломский. - Текст : электронный // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 января 2017 г.). - Санкт-Петербург, 2015. - С. 157-162. - URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/ sektsiya-19-pedagogicheskaya-psikhologiya/zarubezhnye- podkhody-k-izucheniyu-identichnosti-lichnosti-v-psikhologii/(дата обращения: 03.05.2020).
21. Павличенко, М. В. Теоретический анализ проблемы изучения Я-концепции в зарубежной и отечественной психологии / М. В. Павличенко, О. И. Пантюшина. - Текст : электронный // Психологические науки : заочная электронная конференция / Российская Академия Естествознания. - Москва, 2015. - URL:http://econf.rae.ru/article/9338(дата обращения: 03.05.2020).
22. Павлова, И. А. Проблемы общения и взаимопонимания подростков с родителями / И. А. Павлова. - Текст : электронный // Актуальные аспекты современной науки : сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции, Липецк, 31 августа 2017 г. / ответственный редактор Е. М. Мосолова. - Липецк, 2017. - С.36-45. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 30003835 71014993.pdf(дата обращения: 14.03.2020).
23. Панкратова, И. А. Особенности оценки поведения
родителей и отношения к ним подростков с различным уровнем субъективного благополучия / И. А. Панкратова. - Текст : электронный // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5, №
2. - URL:http://mir-nauki.com/PDF/64PDMN217.pdf(дата обращения 23.04.2020).
24. Переведенцева, М. В. Отношение «родитель-
подросток» в отечественной и зарубежной литературе / М. В. Переведенцева, С. А. Великова. - Текст : электронный // Психология учебной и профессиональной деятельности. - Новосибирск, 2018. - С. 103-106 - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 35305350 38867623.pdf(Дата обращения: 25.03.2020).
25. Полякова, Н. Л. «Идентичность» в современной социологической теории / Н. Л. Полякова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. - 2016. - № 4. - С. 22-42.
26. Рождественская, Н. А. Удовлетворенность семьей и
развитие личностной идентичности у подростков / Н. А. Рождественская, И. Л. Можаровский, М. В. Ноникашвили. - Текст : электронный // Психологические проблемы современной семьи : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Уральский
государственный педагогический университет. - 2018. - С. 207¬213. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 37250532 97963082. pdf(дата обращения : 30.04.2020).
27. Санникова, А. И. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях / А. И. Санникова, Н. В. Редькина. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1. - С. 251-254.
28. Сердюкова, Е. Ю. Представления подростков об отношениях с родителями / Е. Ю. Сердюкова, Л. Н. Гришина. - Текст : электронный // Психология семьи в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 296-301. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 32722656 58413674.pdf(Дата обращения: 03.04.2020).
29. Солдатова, Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2007. - 267 с. - Текст : электронный. - URL:
http://myakushkin.ru/pdf/REGULATORY STRUCTURE OF THE TRANSITION TO CRISIS adulthood.pdf (Дата обращения:
25.02.2020).
30. Урусова, А. М. Проблема поддержки родителями
подростков в семье / А. М. Урусова. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 478-481. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 37603937 41479623.pdf(дата обращения: 27.04.2020).
31. Харламенкова, Н. Е. Эго-идентичность и ее
особенности у лиц с разным уровнем посттравматического стресса / Н. Е. Харламенкова. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 1. - С. 107-111.
32. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Хайнц Хартманн ; [пер. с англ. В. В. Старовойтова]. - Москва : Канон+, 2015. - 159 с. - Текст : непосредственный.
33. Чернова, Г. Р. Ценностные ориентации подростков и их восприятие детско-родительских отношений / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева. - Текст : электронный // XXII Царскосельские чтения. материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2018 г. - Санкт-Петербург,
2018. - С. 199-203. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 32873209 31609780.pdf(дата обращения:29.04.2020).
34. Шабаева, А. В. Взаимосвязь родительских установок с самоотношением подростков / А. В. Шабаева, Г. В. Митина, М. И. Хасанова. - Текст : электронный // Психолог. - 2019. - № 4. -
С. 55-68. - URL:https://nbpublish.com/library read article.php?id=30562(дата обращения: 29.04.2020).
35. Шайдурова, О. В. Влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте / О. В. Шайдурова, Н. А. Гончаревич, М. В. Ростовцева. - Текст : непосредственный // Science for Education Today. -2019.- Т. 9. № 3. - С. 28-41.
36. Эльрих, И. В. Психологические особенности межличностных отношений подростков с родителями / И. В. Эльрих. - Текст : электронный // Актуальные проблемы современности. - 2019. - № 2 (24). - С. 96-99. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42214263 28029611.pdf(дата обращения 28.04.2020).
37. Юнусова, Г. Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях / Г. Юнусова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 757-760.
38. Ядрышникова, Т. Л. Особенности отношения к
родителям у подростков, имеющих проблемы в поведении (агрессивное поведение) / Т. Л. Ядрышникова. - Текст : электронный // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2015. - № 4 (27). - С. 43¬51. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 26021080 43793618.pdf(дата обращения: 11.03.2020).