ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. 7
1.1. Эго-идентичность как предмет исследования в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности отношения к родителям в подростковом возрасте
1.3. Детско-родительские отношения как фактор формирования
эго-идентичности личности 4
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи эго¬
идентичности подростков с их отношением к родителям 3
2.2. Анализ результатов исследования эго-идентичности подростков
2.3. Взаимосвязь анализа результатов исследования эго¬
идентичности и отношения подростков к родителям 9
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. 7
1.1. Эго-идентичность как предмет исследования в
зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Особенности отношения к родителям в подростковом возрасте
1.3. Детско-родительские отношения как фактор формирования
эго-идентичности личности 4
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ИХ ОТНОШЕНИЕМ К РОДИТЕЛЯМ
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи эго¬
идентичности подростков с их отношением к родителям 3
2.2. Анализ результатов исследования эго-идентичности подростков
2.3. Взаимосвязь анализа результатов исследования эго¬
идентичности и отношения подростков к родителям 9
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время область исследования эго-идентичности подростков мало изучена, но определен факт, что главенствующую роль в её формировании играет отношение родителей к ребёнку. Современная ситуация в обществе показывает, что отношения родителей и детей изменились: в отношениях со взрослыми появилась нехватка нравственно-этнических начал, понизилась социально-психологическая культура общения, ускорился темп современной жизни, появился недостаток времени. От семейных взаимоотношений, от транслируемых семьей ценностей, нередко зависит, каким их ребенок вырастет. Конечно, и в наши дни, как и ранее, одной из весьма сложных и противоречивых проблем является проблема детско-родительских отношений. Трудность состоит в том, что она имеет скрытый, личностный характер. В особенности остро эта проблема сказывается, когда дети осуществляют переход в подростковый возраст, и многие родители не могут конструктивно общаться со своими ставшими взрослее детьми. Меняется и отношение к институту семьи: происходит смещение центра социально-значимых отношений от родителей к сверстникам. Поэтому роль родителя в жизни подростка ослабевает, ослабевают и эмоциональные связи с родителями. К этому имеется возможность добавить динамично изменяющееся окружение, неоднозначные социальные и психологические тенденции в динамике развития института семьи, жёсткость и ответственность социально-ролевых установок - всё это порождает дисбаланс в детско-родительских отношениях и откладывает отпечаток на формирование эго-идентичности. В виду этого тема взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям является на сегодняшний день наиболее актуальной и вызывает интерес у психологов, педагогов, социальных работников и представителей других профессий, работа которых непосредственно связана с людьми или с их жизнедеятельностью. В первую очередь, этот интерес обусловлен тем, что именно в семье эго-идентичность формируется и развивается. Эго-идентичность, как мы предполагаем, напрямую зависит от детско-родительских отношений. Сложность состоит в раскрытии связи между эго-идентичностью подростков и их отношением к родителям.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Объект исследования: эго-идентичность подростков, отношение к родителям.
Предмет исследования: взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Задачи исследования:
• дать теоретический анализ по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям;
• изучить эго-идентичность подростков;
• выявить отношение подростков к родителям;
• установить взаимосвязь между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между статусом сформированности эго-идентичности подростков и их отношением к родителям: подростки с позитивным отношением к родителям имеют более высокий статус сформированности эго-идентичности, чем подростки с негативным отношением.
Методологические основы: методологической основой исследования послужили работы зарубежных (концепция развития личности Э. Эриксона, его последователя Дж. Марсиа, социально-психологические теории Дж. Мида, Ч. Кули, теория социальной идентичности Г. Тэшфела, Дж. Тернера, психодинамическая теория личности З. Фрейда, функционалистская теории социализации Т. Парсонса, концепцию идентичности Ж. Лакана, процессуальной теории идентичности Г. Брейкуэлл, теория эмоций У. Джеймса, теории когнитивного развития Ж. Пиаже, теория привязанности М. Раттера, С. Харди, А. Бхэтачарджи, А. Рида, К. Акуино) и отечественных (концепция динамики нормативных кризисов гипотезы о системообразующей роли эго-идентичности в формировании личностной зрелости Е.Л. Солдатовой, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория личности С.Л. Рубинштейна, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, социологическая теория личности И.С. Кона, концепция личности Л.И. Анцыферовой, концепция уровневого строения самосознания В.В. Столина, концепция автономии О.А. Карабановой, концепция социально-нормативной периодизации формирования личности Д.И. Фельдштейна) авторов.
Методы исследования:
• теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования;
• эмпирические методы - тестирование;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Структура эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой [29, С. 112-121].
2. Тест «Подростки о родителях» (ADOR/ПОР) (автор Е. Шафер; модифиция З. Матейчика и П. Ржичана) [9, С. 13-18].
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 42 имени Е.В. Шовского».
Выборка: группа подростков, состоящая из 42 человек в возрасте 14-16 лет.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, а также проведение сравнительного исследования данных параметров среди респондентов, у которых разные виды отношений с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе педагогов- психологов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами нарушения эго-идентичности и отношением к родителям.
Достоверность и обоснованность определяется подбором адекватных методов, валидных методик, а также корректным использованием математической обработки данных.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 38 источников, 34 приложений. Работа иллюстрирована 79 таблицами, 14 рисунками.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Объект исследования: эго-идентичность подростков, отношение к родителям.
Предмет исследования: взаимосвязь эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Задачи исследования:
• дать теоретический анализ по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям;
• изучить эго-идентичность подростков;
• выявить отношение подростков к родителям;
• установить взаимосвязь между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между статусом сформированности эго-идентичности подростков и их отношением к родителям: подростки с позитивным отношением к родителям имеют более высокий статус сформированности эго-идентичности, чем подростки с негативным отношением.
Методологические основы: методологической основой исследования послужили работы зарубежных (концепция развития личности Э. Эриксона, его последователя Дж. Марсиа, социально-психологические теории Дж. Мида, Ч. Кули, теория социальной идентичности Г. Тэшфела, Дж. Тернера, психодинамическая теория личности З. Фрейда, функционалистская теории социализации Т. Парсонса, концепцию идентичности Ж. Лакана, процессуальной теории идентичности Г. Брейкуэлл, теория эмоций У. Джеймса, теории когнитивного развития Ж. Пиаже, теория привязанности М. Раттера, С. Харди, А. Бхэтачарджи, А. Рида, К. Акуино) и отечественных (концепция динамики нормативных кризисов гипотезы о системообразующей роли эго-идентичности в формировании личностной зрелости Е.Л. Солдатовой, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория личности С.Л. Рубинштейна, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, социологическая теория личности И.С. Кона, концепция личности Л.И. Анцыферовой, концепция уровневого строения самосознания В.В. Столина, концепция автономии О.А. Карабановой, концепция социально-нормативной периодизации формирования личности Д.И. Фельдштейна) авторов.
Методы исследования:
• теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования;
• эмпирические методы - тестирование;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Структура эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой [29, С. 112-121].
2. Тест «Подростки о родителях» (ADOR/ПОР) (автор Е. Шафер; модифиция З. Матейчика и П. Ржичана) [9, С. 13-18].
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 42 имени Е.В. Шовского».
Выборка: группа подростков, состоящая из 42 человек в возрасте 14-16 лет.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, а также проведение сравнительного исследования данных параметров среди респондентов, у которых разные виды отношений с родителями.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе педагогов- психологов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемами нарушения эго-идентичности и отношением к родителям.
Достоверность и обоснованность определяется подбором адекватных методов, валидных методик, а также корректным использованием математической обработки данных.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 38 источников, 34 приложений. Работа иллюстрирована 79 таблицами, 14 рисунками.
Подводя итоги можно сказать, что выявить взаимосвязь эго-идентичности подростков в отношениях с родителями удалось в полной мере. Мы проделали большую работу по разработке задач и этапов исследовательской работы, которые заключались в:
• теоретическом анализе по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, который показал различные взгляды учёных на становление и развитие данного феномена, его многогранность и многозначность, которые были раскрыты в ходе написания работы;
• изучение эго-идентичности подростков с помощью диагностики респондентов по методике Е. Л. Солдатовой «Структура эго-идентичности», которая дала возможность измерить статусы идентичности, в том числе кризисы идентичности, психометрические характеристики, которых уже установлены;
• выявление отношения подростков к родителям с помощью диагностики респондентов по тесту Е. Шафера в модификации З. Матейчика и П. Ржичана, которая позволила исследовать детско-родительские отношения, а также определяющие особенности и содержательный характер воспитательной практики родителей с позиции подростков;
• установление взаимосвязи между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, которая подтвердилась благодаря симбиозу перечисленных выше методик, а также полному набору диагностического инструментария, который позволил провести исследование, используя обработку данных и полученные результаты, для обоснования данных феноменов через таблицы, графики и, вытекающие из них наглядные выводы и умозаключения.
• теоретическом анализе по проблеме исследования взаимосвязи эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, который показал различные взгляды учёных на становление и развитие данного феномена, его многогранность и многозначность, которые были раскрыты в ходе написания работы;
• изучение эго-идентичности подростков с помощью диагностики респондентов по методике Е. Л. Солдатовой «Структура эго-идентичности», которая дала возможность измерить статусы идентичности, в том числе кризисы идентичности, психометрические характеристики, которых уже установлены;
• выявление отношения подростков к родителям с помощью диагностики респондентов по тесту Е. Шафера в модификации З. Матейчика и П. Ржичана, которая позволила исследовать детско-родительские отношения, а также определяющие особенности и содержательный характер воспитательной практики родителей с позиции подростков;
• установление взаимосвязи между уровнем сформированности эго-идентичности подростков с их отношением к родителям, которая подтвердилась благодаря симбиозу перечисленных выше методик, а также полному набору диагностического инструментария, который позволил провести исследование, используя обработку данных и полученные результаты, для обоснования данных феноменов через таблицы, графики и, вытекающие из них наглядные выводы и умозаключения.
Подобные работы
- Особенности Я-телесного женщин с нарушениями пищевого поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Связь стилей семейного воспитания с показателями эгоидентичности и
рефлексии старших подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Изучение личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь самооценки и возрастных особенностей личности в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Образ отца у женщин, воспитанных в условиях отцовской депривации,
как предиктор созависимых отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь особенностей стилей семейного воспитания и
индивидуально-психологических особенностей подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



