Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ С УЧЁТОМ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Работа №62588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 33
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 66
1.1. Особенности проявления антиципации в футболе 66
1.2. Современные проблемы многолетней подготовки вратарей в футболе 105
1.3. Значение антиципирующих способностей для вратарей в футболе 13
Глава 2. Организация и методы исследования 221
2.1. Организация исследования 221
2.2. Методы исследования 2^1
Глава 3. Структура технико-тактических действий юных вратарей с
учётом антиципирующих способностей
3.1. Анализ результатов анкетирования тренеров по футболу
3.2. Интерпретация полученных данных в ходе эксперимента
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы
Приложения

Актуальность. Среди большого массива качеств, которые обеспечивают успешную соревновательную деятельность в игровых видах спорта и, в частности, в футболе, следует отметить одно из наиболее значимых - антиципацию (предвидение, предвосхищение).
Уровень развития антиципирующих способностей футболиста существенно влияет на адекватность его технико-тактических действий в отдельно взятом игровом эпизоде. В футболе это нагляднее всего проявляется в игре вратарей.
Ввиду слабой изученности особенностей проявления антиципирующих реакций в футболе невозможно встретить полноценную методику целенаправленного развития антиципации на сегодняшний день. Специалистами отмечается, что недостаточная разработанность проблемы сенситивных периодов возрастной динамики специфических проявлений психомоторных и физических качеств в многолетней подготовке спортивного резерва в футболе может стать фактором, лимитирующим в определенной степени уровень подготовленности в целом (А.П.Золотарев, 2000).
Недостатки технико-тактического мастерства отечественных футболистов, признаваемые многими специалистами (S.Banks, 2002 и др.), присущи не только полевым игрокам, но и вратарям, играющим одну из ключевых ролей в футболе. Выполняемые ими в тренировочных занятиях упражнения не обеспечивают в должной степени совершенствование качеств и способностей, необходимых вратарю в матчах, в частности антиципации, что сказывается на уровне его подготовленности. При отмечаемой специалистами футбола важности развития у вратарей антиципации (A.M. Шамардин, 2000; Д.В.Рыбин, 2001 и др.) до сегодняшнего дня не выявлены возрастные закономерности данного качества, не подтверждены на уровне эксперимента сенситивные периоды его совершенствования, в результате чего дифференцирование методики тренировки с учетом возрастных особенностей проявления антиципации является крайне затруднительной, что препятствует повышению эффективности тренировочного процесса и многолетней подготовки в целом.
Объект исследования - технико-тактическая подготовка юных вратарей 9-16 лет в спортивных школах.
Предмет исследования - способы контроля антиципирующих способностей юных вратарей.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы изучить основные характеристики антиципирующих способностей, проанализировать особенности проявления антиципации в спортивной деятельности, с акцентом на деятельность футбольных вратарей.
2. Разработать и провести анкетирование футбольных тренеров о степени значимости антиципации в футболе
3. Экспериментально обосновать сенситивные периоды для развития антиципирующих возможностей юных вратарей.
4. Разработать практические рекомендации, опираясь на полученные в ходе исследования данные.
Гипотеза исследования.
Предполагалось, что исследование технико-тактической подготовки вратарей в футболе с учетом возрастных закономерностей антиципирующих способностей позволит определить практические рекомендации учета индивидуальных особенностей и сенситивных периодов прогнозирования в тренировочном процессе футбольных вратарей.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:
- установлена возрастная динамика структуры технико-тактических действий юных вратарей в диапазоне 9-16 лет в условиях соревновательной деятельности;
- выявлены сенситивные периоды для развития у юных вратарей антиципирующих способностей;
Практическая значимость определяется рекомендациями определения антиципирующих способностей, характеризующей индивидуальные способности к точному прогнозированию, что дает возможность усовершенствовать работу на этапе спортивного отбора с юными футболистами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Литературное исследование показало, что антиципирующие способности, как проявление субъективного прогнозирования представляет собой самостоятельный раздел психолого-педагогической науки и исключительно важны в спортивной деятельности, в том числе и в футболе.
2. В широком возрастном диапазоне (9-16 лет) установлена структура технико-тактических действий юных вратарей в условиях соревновательной деятельности. Она складывается из трех основных ситуаций: игре в воротах (18-32%), игре на выходах (21-35%) и организации атаки (42-47%). Количество технико-тактических действий, совершенных голкиперами, зависит от итогов матча: в играх, закончившихся поражением команды, вратари в 1,3-2,2 раза чаще вступают в игру по сравнению с победными матчами.
3. Результаты анкетного опроса специалистов футбола о значении антиципации в процессе всестороннего обучения юных спортсменов в ДЮСШ подтвердили гипотезу о важной роли предвидения как одном из элементов игры и о степени необходимости обладания этим качеством футболистами всех амплуа, в первую очередь — вратарями. Установленное отсутствие единого мнения по вопросам методики тренировки юных спортсменов в аспекте целенаправленного совершенствования антиципации отражает современное состояние существующей программно-нормативной базы. По комплексу рассматриваемых показателей антиципирующих способностей юные вратари в каждой возрастной группе превосходят своих сверстников других игровых амплуа (в среднем на 13-15%). В рейтинговом плане далее за ними располагаются нападающие, полузащитники и защитники. С возрастом юных футболистов, независимо от игрового амплуа, показатели антиципации улучшаются.
4. При относительно узком, в возрастном аспекте, диапазоне временной составляющей антиципирующей двигательной реакции наивысшие показатели эффективности отражения ударов, адекватности реагирования и выбора приоритетов по направлению предстоящего полета мяча достоверно улучшаются, начиная с 12 лет, с относительной стабилизацией после 14 лет. Экспериментальная проверка границ сенситивных периодов в развитии антиципирующих способностей юных вратарей в футболе позволяет выделить как наиболее благоприятный в рассматриваемом аспекте возрастной отрезок от 13 до 14 лет. Наименее сенситивным периодом является возраст от 9 до 10 лет.



1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К.Анохин - М.: Медицина, 1968.-С. 41.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А.Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Беляков А.К. Построение межигровых циклов соревновательного периода в подготовке квалифицированных футболистов: Метод, разработка для слушателей ВШТ и студентов ГЦОЛИФКа / [Текст] / А.К.Беляков - М., 1992. - 32 с.
4. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры [Текст] / В.С. Блюдик - 1995. - № 8. - С. 40-41.
5. Выжгин В.А. Техника вратаря //Футбол: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. М.С.Полишкиса, В.А.Выжгина. - М.: Физкультура, образование, наука, 1999. — С. 45-51.
6. Годик М.А. Командные, групповые и индивидуальные' упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов [Текст] / М.А. Годик, А.И. Шамардин, Н. Халиль //Теория и практика физической культуры - 1995. - № 7.
- С. 49-51.
7. Голомазов С.В. Тренировка вратаря [Текст] / С.В. Голомазов - М.: Пески, 1996. - 202 с.
8. Голомазов С.В. Футбол. Теоретически е основы и методика контроля технического мастерства: Монография [Текст] / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва¬М.: СпортАкадем-Пресс, 2000. - 80 с.
9. Дасаев Р.Ф. Команда начинается с вратаря [Текст] / Р.Ф.Дасаев, А.Л. Львов- М.: Советская Россия, 1986. — 239 с.
10. Дмитриев С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: Учебное пособие для студентов и преподавателей по биомеханике и педагогической
кинезиологии [Текст] / С.В. Дмитриев - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. - 178 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-педагогической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 264 с.
12. Золотарев А.П. Перспективы развития структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе [Текст] /А.П.Золотарев /Теория и практика футбола: Научно-методическое квартальное обозрение по теории и практике футбола. - 2000. - № 2(6). - С. 5-8.
13. Ивасев В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: дис.канд.пед.наук. [Текст] /
В.З.Ивасеев - Краснодар, 2001. - 126 с.
14. Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка
футболистов на этапе спортивного совершенствования:
Автореф.дис.канд.пед.наук [Текст] / Т.Т. Иманалиев - М., 1993. -24 с.
15. Качалин Г.Д. Графический анализ игры [Текст] / Г.Д. Качалин //Спортивные игры. - 1974. -№3.-С. 6-7.
16. Качалин Г.Д. Тактика футбола [Текст] / Г.Д. Качалин - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 126 с.
17. Колосков В.Н. Выбор нового пути //Футбол: Ежегодник [Текст] / В.Н.Колосков - М.: Физкультура и спорт, 1996. - № 38 - С. 8-11.
18. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации: Монография [Текст] / Г.С. Лалаков - Омск, СибГАФК, 2000. - 84 с.
19. Люкшинов Н.М. Главные' доминанты футбола. Уроки чемпионата мира в Испании [Текст] / Н.М.Люкшинов //Советский спорт. — 1982, 7 августа. — С. 3.
20. Михалкин Г.П. Футбол [Текст] /Г.П.Михалкин - М.: Астрель: ACT, 2000. - 160 с.
21. Невмянов Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: Автореф.дис.канд.пед. наук [Текст] /
Н.А.Невмянов - М., 1998.-21 с.
22. Никитин Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнении в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: Автореф.дис.канд.пед. наук [Текст] / Д.В.Никитин -Волгоград, 1998.—22 с.
23. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена [Текст] / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский - Киев: Радянска школа, 1988. - 288 с.
24. Плон Б. Новая школа в футбольной тренировке [Текст] / Б.Плон- М.: Терра- спорт, 2002.-240 с.
25. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие. 2-е изд. [Текст] / А.Л. Попов - М.: Флинта: МПСИ, 1999. - 152 с.
26. Разумовский Е.А. Алгоритмы футбола //Футбол: Ежегодник [Текст] / Е.А. Разумовский - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 19-26.
27. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: Методические рекомендации [Текст] /В.Л. Решитько - М., 1994. - 18 с.
28. Родионов В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: Автореф.дис.. .докт.пед.наук [Текст] / В.А.Родионов - М.: ВНИИФК, 2003. - 50 с.
29. Рыбин Д.В. Методика отбора и ранней игровой ориентации у юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф.дис.канд.пед.наук [Текст] / Д.В.Рыбин -М., 2001. -22 с.
30. Садыков O.K. Соотношение коллективных технико-тактических действий в тренировочных занятиях и условиях соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. [Текст] / О.К.Садыков - Ташкент, 1995. - 23 с.
31. Симаков В.И. Стандартные' положения в футболе [Текст] / В.И.Симаков - М.: Физкультура и спорт, 1973.-С. 128-129.
32. Соломонко В.В. Тренировка вратаря в футболе [Текст] / В.В.Соломонко - Киев: Здоров'я, 1986.-123 с.
33. Солопов И.Н. Физиология футбола: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Солопов, А.П. Герасименко - Волгоград, 1998. - 96 с.
34. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте [Текст] / Е.Н. Сурков - М.: Физкультура и спорт, 1982.-144 с.
35. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: Учебное пособие [Текст] / С.Ю. Тюленьков - Смоленск: ТОО Ин-форм. - Комерч. агенство, 1997. - 116 с.
36. Ульянов В. Школа футбольного вратаря //Физическая культура в школе [Текст] / В.Ульянов - 1993. - № 4. - С. 52-56
37. Чесно Ж. Обучение базовой технике [Текст] / Ж.Чесно - М.:
СпортАкадемПресс, 2002.-170 с.
38. Шамардин А.И. Разработка контрольных упражнений для вратарей различного возраста в футболе //Проблемы физического воспитания детей школьного возраста: Материалы научно-методической конференции [Текст] / А.И. Шамардин - Волгоград, 1994.-С. 66-70.
39. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф.дис.докт.пед.наук. [Текст] / А.И. Шамардин - М., 2000.—50 с.
40. Шамардин А.И. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.И. Шамардин, И.Н. Солопов, А.И. Исмаилов, С.В. Дубровский, А.П. Герасименко - Волгоград: ВГАФК, 1999. -100 с.
41. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте: Теоретические и практические аспекты: Монография [Текст] / Б.П. Яковлев - Великие Луки: ВЛГИФК, 2002.
— 194 с.
42. Banks S. Going down football in crisis-how the game went from boom to bust. - Edinburgh. - Mainstream, 2002. - 208 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ