Введение 33
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 66
1.1. Особенности проявления антиципации в футболе 66
1.2. Современные проблемы многолетней подготовки вратарей в футболе 105
1.3. Значение антиципирующих способностей для вратарей в футболе 13
Глава 2. Организация и методы исследования 221
2.1. Организация исследования 221
2.2. Методы исследования 2^1
Глава 3. Структура технико-тактических действий юных вратарей с
учётом антиципирующих способностей
3.1. Анализ результатов анкетирования тренеров по футболу
3.2. Интерпретация полученных данных в ходе эксперимента
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность. Среди большого массива качеств, которые обеспечивают успешную соревновательную деятельность в игровых видах спорта и, в частности, в футболе, следует отметить одно из наиболее значимых - антиципацию (предвидение, предвосхищение).
Уровень развития антиципирующих способностей футболиста существенно влияет на адекватность его технико-тактических действий в отдельно взятом игровом эпизоде. В футболе это нагляднее всего проявляется в игре вратарей.
Ввиду слабой изученности особенностей проявления антиципирующих реакций в футболе невозможно встретить полноценную методику целенаправленного развития антиципации на сегодняшний день. Специалистами отмечается, что недостаточная разработанность проблемы сенситивных периодов возрастной динамики специфических проявлений психомоторных и физических качеств в многолетней подготовке спортивного резерва в футболе может стать фактором, лимитирующим в определенной степени уровень подготовленности в целом (А.П.Золотарев, 2000).
Недостатки технико-тактического мастерства отечественных футболистов, признаваемые многими специалистами (S.Banks, 2002 и др.), присущи не только полевым игрокам, но и вратарям, играющим одну из ключевых ролей в футболе. Выполняемые ими в тренировочных занятиях упражнения не обеспечивают в должной степени совершенствование качеств и способностей, необходимых вратарю в матчах, в частности антиципации, что сказывается на уровне его подготовленности. При отмечаемой специалистами футбола важности развития у вратарей антиципации (A.M. Шамардин, 2000; Д.В.Рыбин, 2001 и др.) до сегодняшнего дня не выявлены возрастные закономерности данного качества, не подтверждены на уровне эксперимента сенситивные периоды его совершенствования, в результате чего дифференцирование методики тренировки с учетом возрастных особенностей проявления антиципации является крайне затруднительной, что препятствует повышению эффективности тренировочного процесса и многолетней подготовки в целом.
Объект исследования - технико-тактическая подготовка юных вратарей 9-16 лет в спортивных школах.
Предмет исследования - способы контроля антиципирующих способностей юных вратарей.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы изучить основные характеристики антиципирующих способностей, проанализировать особенности проявления антиципации в спортивной деятельности, с акцентом на деятельность футбольных вратарей.
2. Разработать и провести анкетирование футбольных тренеров о степени значимости антиципации в футболе
3. Экспериментально обосновать сенситивные периоды для развития антиципирующих возможностей юных вратарей.
4. Разработать практические рекомендации, опираясь на полученные в ходе исследования данные.
Гипотеза исследования.
Предполагалось, что исследование технико-тактической подготовки вратарей в футболе с учетом возрастных закономерностей антиципирующих способностей позволит определить практические рекомендации учета индивидуальных особенностей и сенситивных периодов прогнозирования в тренировочном процессе футбольных вратарей.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что:
- установлена возрастная динамика структуры технико-тактических действий юных вратарей в диапазоне 9-16 лет в условиях соревновательной деятельности;
- выявлены сенситивные периоды для развития у юных вратарей антиципирующих способностей;
Практическая значимость определяется рекомендациями определения антиципирующих способностей, характеризующей индивидуальные способности к точному прогнозированию, что дает возможность усовершенствовать работу на этапе спортивного отбора с юными футболистами.
1. Литературное исследование показало, что антиципирующие способности, как проявление субъективного прогнозирования представляет собой самостоятельный раздел психолого-педагогической науки и исключительно важны в спортивной деятельности, в том числе и в футболе.
2. В широком возрастном диапазоне (9-16 лет) установлена структура технико-тактических действий юных вратарей в условиях соревновательной деятельности. Она складывается из трех основных ситуаций: игре в воротах (18-32%), игре на выходах (21-35%) и организации атаки (42-47%). Количество технико-тактических действий, совершенных голкиперами, зависит от итогов матча: в играх, закончившихся поражением команды, вратари в 1,3-2,2 раза чаще вступают в игру по сравнению с победными матчами.
3. Результаты анкетного опроса специалистов футбола о значении антиципации в процессе всестороннего обучения юных спортсменов в ДЮСШ подтвердили гипотезу о важной роли предвидения как одном из элементов игры и о степени необходимости обладания этим качеством футболистами всех амплуа, в первую очередь — вратарями. Установленное отсутствие единого мнения по вопросам методики тренировки юных спортсменов в аспекте целенаправленного совершенствования антиципации отражает современное состояние существующей программно-нормативной базы. По комплексу рассматриваемых показателей антиципирующих способностей юные вратари в каждой возрастной группе превосходят своих сверстников других игровых амплуа (в среднем на 13-15%). В рейтинговом плане далее за ними располагаются нападающие, полузащитники и защитники. С возрастом юных футболистов, независимо от игрового амплуа, показатели антиципации улучшаются.
4. При относительно узком, в возрастном аспекте, диапазоне временной составляющей антиципирующей двигательной реакции наивысшие показатели эффективности отражения ударов, адекватности реагирования и выбора приоритетов по направлению предстоящего полета мяча достоверно улучшаются, начиная с 12 лет, с относительной стабилизацией после 14 лет. Экспериментальная проверка границ сенситивных периодов в развитии антиципирующих способностей юных вратарей в футболе позволяет выделить как наиболее благоприятный в рассматриваемом аспекте возрастной отрезок от 13 до 14 лет. Наименее сенситивным периодом является возраст от 9 до 10 лет.
1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К.Анохин - М.: Медицина, 1968.-С. 41.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А.Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Беляков А.К. Построение межигровых циклов соревновательного периода в подготовке квалифицированных футболистов: Метод, разработка для слушателей ВШТ и студентов ГЦОЛИФКа / [Текст] / А.К.Беляков - М., 1992. - 32 с.
4. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры [Текст] / В.С. Блюдик - 1995. - № 8. - С. 40-41.
5. Выжгин В.А. Техника вратаря //Футбол: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. М.С.Полишкиса, В.А.Выжгина. - М.: Физкультура, образование, наука, 1999. — С. 45-51.
6. Годик М.А. Командные, групповые и индивидуальные' упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов [Текст] / М.А. Годик, А.И. Шамардин, Н. Халиль //Теория и практика физической культуры - 1995. - № 7.
- С. 49-51.
7. Голомазов С.В. Тренировка вратаря [Текст] / С.В. Голомазов - М.: Пески, 1996. - 202 с.
8. Голомазов С.В. Футбол. Теоретически е основы и методика контроля технического мастерства: Монография [Текст] / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва¬М.: СпортАкадем-Пресс, 2000. - 80 с.
9. Дасаев Р.Ф. Команда начинается с вратаря [Текст] / Р.Ф.Дасаев, А.Л. Львов- М.: Советская Россия, 1986. — 239 с.
10. Дмитриев С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: Учебное пособие для студентов и преподавателей по биомеханике и педагогической
кинезиологии [Текст] / С.В. Дмитриев - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. - 178 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-педагогической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 264 с.
12. Золотарев А.П. Перспективы развития структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе [Текст] /А.П.Золотарев /Теория и практика футбола: Научно-методическое квартальное обозрение по теории и практике футбола. - 2000. - № 2(6). - С. 5-8.
13. Ивасев В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: дис.канд.пед.наук. [Текст] /
В.З.Ивасеев - Краснодар, 2001. - 126 с.
14. Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка
футболистов на этапе спортивного совершенствования:
Автореф.дис.канд.пед.наук [Текст] / Т.Т. Иманалиев - М., 1993. -24 с.
15. Качалин Г.Д. Графический анализ игры [Текст] / Г.Д. Качалин //Спортивные игры. - 1974. -№3.-С. 6-7.
16. Качалин Г.Д. Тактика футбола [Текст] / Г.Д. Качалин - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 126 с.
17. Колосков В.Н. Выбор нового пути //Футбол: Ежегодник [Текст] / В.Н.Колосков - М.: Физкультура и спорт, 1996. - № 38 - С. 8-11.
18. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации: Монография [Текст] / Г.С. Лалаков - Омск, СибГАФК, 2000. - 84 с.
19. Люкшинов Н.М. Главные' доминанты футбола. Уроки чемпионата мира в Испании [Текст] / Н.М.Люкшинов //Советский спорт. — 1982, 7 августа. — С. 3.
20. Михалкин Г.П. Футбол [Текст] /Г.П.Михалкин - М.: Астрель: ACT, 2000. - 160 с.
21. Невмянов Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: Автореф.дис.канд.пед. наук [Текст] /
Н.А.Невмянов - М., 1998.-21 с.
22. Никитин Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнении в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: Автореф.дис.канд.пед. наук [Текст] / Д.В.Никитин -Волгоград, 1998.—22 с.
23. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена [Текст] / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский - Киев: Радянска школа, 1988. - 288 с.
24. Плон Б. Новая школа в футбольной тренировке [Текст] / Б.Плон- М.: Терра- спорт, 2002.-240 с.
25. Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие. 2-е изд. [Текст] / А.Л. Попов - М.: Флинта: МПСИ, 1999. - 152 с.
26. Разумовский Е.А. Алгоритмы футбола //Футбол: Ежегодник [Текст] / Е.А. Разумовский - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 19-26.
27. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: Методические рекомендации [Текст] /В.Л. Решитько - М., 1994. - 18 с.
28. Родионов В.А. Индивидуализация сопряженного физического и психического развития школьников в процессе физического воспитания: Автореф.дис.. .докт.пед.наук [Текст] / В.А.Родионов - М.: ВНИИФК, 2003. - 50 с.
29. Рыбин Д.В. Методика отбора и ранней игровой ориентации у юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф.дис.канд.пед.наук [Текст] / Д.В.Рыбин -М., 2001. -22 с.
30. Садыков O.K. Соотношение коллективных технико-тактических действий в тренировочных занятиях и условиях соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. [Текст] / О.К.Садыков - Ташкент, 1995. - 23 с.
31. Симаков В.И. Стандартные' положения в футболе [Текст] / В.И.Симаков - М.: Физкультура и спорт, 1973.-С. 128-129.
32. Соломонко В.В. Тренировка вратаря в футболе [Текст] / В.В.Соломонко - Киев: Здоров'я, 1986.-123 с.
33. Солопов И.Н. Физиология футбола: Учебное пособие [Текст] / И.Н. Солопов, А.П. Герасименко - Волгоград, 1998. - 96 с.
34. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте [Текст] / Е.Н. Сурков - М.: Физкультура и спорт, 1982.-144 с.
35. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: Учебное пособие [Текст] / С.Ю. Тюленьков - Смоленск: ТОО Ин-форм. - Комерч. агенство, 1997. - 116 с.
36. Ульянов В. Школа футбольного вратаря //Физическая культура в школе [Текст] / В.Ульянов - 1993. - № 4. - С. 52-56
37. Чесно Ж. Обучение базовой технике [Текст] / Ж.Чесно - М.:
СпортАкадемПресс, 2002.-170 с.
38. Шамардин А.И. Разработка контрольных упражнений для вратарей различного возраста в футболе //Проблемы физического воспитания детей школьного возраста: Материалы научно-методической конференции [Текст] / А.И. Шамардин - Волгоград, 1994.-С. 66-70.
39. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф.дис.докт.пед.наук. [Текст] / А.И. Шамардин - М., 2000.—50 с.
40. Шамардин А.И. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.И. Шамардин, И.Н. Солопов, А.И. Исмаилов, С.В. Дубровский, А.П. Герасименко - Волгоград: ВГАФК, 1999. -100 с.
41. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте: Теоретические и практические аспекты: Монография [Текст] / Б.П. Яковлев - Великие Луки: ВЛГИФК, 2002.
— 194 с.
42. Banks S. Going down football in crisis-how the game went from boom to bust. - Edinburgh. - Mainstream, 2002. - 208 p.