А. Р. КУГЕЛЬ И РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ
|
Введение 3
Историография 6
Глава 1. Театр и театральная журналистика в конце XIX - начале ХХ веков 11
Глава 2. Личность А.Р. Кугеля и его концепция театра 17
2.1. Биография А.Р. Кугеля 17
2.2. Концепция актерского театра. Значение реализма и натурализма в
системе эстетических ценностей А.Р. Кугеля 28
Глава 3. Глава 3. Роль А. Р. Кугеля в журнале Театр и искусство 33
3.1. История журнала 33
3.2. Концепция и структура журнала 38
Глава 4. Деятельность А.Р. Кугеля в театре «Кривое зеркало» 48
Глава 5. А.Р. Кугель в контексте современной ему эпохи 60
5.1. Кугель в отзывах современников 60
5.2. Критика Кугелем Московского Художественного театра 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы
Историография 6
Глава 1. Театр и театральная журналистика в конце XIX - начале ХХ веков 11
Глава 2. Личность А.Р. Кугеля и его концепция театра 17
2.1. Биография А.Р. Кугеля 17
2.2. Концепция актерского театра. Значение реализма и натурализма в
системе эстетических ценностей А.Р. Кугеля 28
Глава 3. Глава 3. Роль А. Р. Кугеля в журнале Театр и искусство 33
3.1. История журнала 33
3.2. Концепция и структура журнала 38
Глава 4. Деятельность А.Р. Кугеля в театре «Кривое зеркало» 48
Глава 5. А.Р. Кугель в контексте современной ему эпохи 60
5.1. Кугель в отзывах современников 60
5.2. Критика Кугелем Московского Художественного театра 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы
Александр Рафаилович Кугель один из известнейших театральных критиков начала двадцатого века. Его наследие не столь велико: несколько монографий и две книги мемуаров, не считая огромного количества статей в периодической печати.
В воспоминаниях современников он остался страстным защитником актерского театра и актерской массы в целом. «Он всегда или любил или ненавидел. Всегда очень тонко чувствовал. В его начинаниях не было фальши, он обладал большим чувством правды» - пишет о критике Вл. Боцяновский.
Будучи исключительно критиком, А. Р. Кугель не разрабатывал методично вопросы театра и театральности. Он находился в гуще событий. Исключительная эрудированность, либеральная направленность взглядов, выдающийся журналистский талант, увлеченность театром и неподкупность в вопросах рецензирования, сделали Александра Рафаиловича весьма влиятельной личностью в сфере театра.
Его журнал «Театр и искусство» и театр малых форм «Кривое зеркало» были, как и их основатель, полны противоречий и привлекали массу внимания своей живостью, остроумием, новизной и некой либеральностью общей концепции. «Театр и искусство» стал рупором актерской массы, отстаивающим ее интересы, в журнале публиковались разные авторы с, порой, противоположными мнениями, издание освещало даже маленькие провинциальные театральные события. «Кривое зеркало», в свою очередь, через пародии и фарсы обличало закосневшие штампы в сфере театрального искусства.
Объект исследования - русский театральный журнал «Театр и искусство», биография А.Р. Кугеля, театр «Кривое зеркало». Предмет исследования - роль А.Р. Кугеля в театральном процессе рубежа веков и его деятельность в вышеназванных предприятиях.
Хронологические рамки исследования ограничены 1890-1920-ми годами, на этот период приходится время расцвета деятельности А.Р. Кугеля в сфере театра и театральной журналистики. В особенности 1897 -1918 годы, когда функционировали журнал «Театр и искусство» и театр «Кривое зеркало» (с 1908 г.).
Методы исследования определялись целью работы, решением теоретических и практических задач. Таким образом, были использованы методы теоретического уровня: историко-биографический, анализ научной литературы и архивных материалов, теоретический анализ и обобщение.
Актуальность работы обусловлена слабой изученностью личности А. Р. Кугеля, его деятельности и взглядов. Нужно сказать, что феномен театра- кабаре в России очень редко становился объектом исследования, как и специальные театральные издания прошлого. Изучение, в данном контексте, журнала «Театр и искусство» и театра «Кривое зеркало» повышает ценность работы.
Цель работы: проследить взаимосвязь А.Р. Кугеля с театром рубежа XIX-ХХ веков и исследовать какое место он занимал в истории театра изучаемого периода.
Задачи:
1. рассмотреть эпоху, повлиявшую на формирование взглядов критика, а также характер театрального процесса в конце XIX-начале ХХ веков.
2. проанализировать концепцию театра А. Р. Кугеля
3. исследовать деятельность А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство» и театре «Кривое зеркало»
4. Рассмотреть отношения Кугеля и МХТ, а также отзывы современников о нем и его деятельности
5. Проанализировать влияние А.Р. Кугеля на театральную среду
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, историографического обзора, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава призвана проанализировать театральный процесс на рубеже веков и выявить его основные особенности, такие как кризис актерского мастерства, театральной критики и эстетики, а также пути преодоления этого кризиса.
Вторая глава представляет собой анализ биографии А.Р. Кугеля и концепции его театра, центральным звеном которого является актер, роль режиссера второстепенна и незначительна. Талантливый ансамбль, по его мнению, лучше понимает замысел автора, так как именно актеры вживаются в образ и воплощают его на сцене. Таким образом, основные функции режиссера также падают на актерскую массу.
В третьей главе анализируется роль А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство», создателем и главным редактором которого он являлся. «Театр и искусство» представляет собой журнал нового типа, ориентированный на актерскую массу и повышение образованности читателя.
Четвертая глава посвящена анализу театра «Кривое зеркало» и деятельности А.Р. Кугеля в качестве художественного руководителя этого художественного театра. В малых жанрах, в расцвет своего творчества, Александр Рафаилович видел будущее всего театра.
В пятой главе представлена характеристика Кугеля современниками и его отношения с МХТ, которые являлись важным компонентом его деятельности и обусловливали характеристику Александра Рафаиловича сторонниками либо противниками..
В воспоминаниях современников он остался страстным защитником актерского театра и актерской массы в целом. «Он всегда или любил или ненавидел. Всегда очень тонко чувствовал. В его начинаниях не было фальши, он обладал большим чувством правды» - пишет о критике Вл. Боцяновский.
Будучи исключительно критиком, А. Р. Кугель не разрабатывал методично вопросы театра и театральности. Он находился в гуще событий. Исключительная эрудированность, либеральная направленность взглядов, выдающийся журналистский талант, увлеченность театром и неподкупность в вопросах рецензирования, сделали Александра Рафаиловича весьма влиятельной личностью в сфере театра.
Его журнал «Театр и искусство» и театр малых форм «Кривое зеркало» были, как и их основатель, полны противоречий и привлекали массу внимания своей живостью, остроумием, новизной и некой либеральностью общей концепции. «Театр и искусство» стал рупором актерской массы, отстаивающим ее интересы, в журнале публиковались разные авторы с, порой, противоположными мнениями, издание освещало даже маленькие провинциальные театральные события. «Кривое зеркало», в свою очередь, через пародии и фарсы обличало закосневшие штампы в сфере театрального искусства.
Объект исследования - русский театральный журнал «Театр и искусство», биография А.Р. Кугеля, театр «Кривое зеркало». Предмет исследования - роль А.Р. Кугеля в театральном процессе рубежа веков и его деятельность в вышеназванных предприятиях.
Хронологические рамки исследования ограничены 1890-1920-ми годами, на этот период приходится время расцвета деятельности А.Р. Кугеля в сфере театра и театральной журналистики. В особенности 1897 -1918 годы, когда функционировали журнал «Театр и искусство» и театр «Кривое зеркало» (с 1908 г.).
Методы исследования определялись целью работы, решением теоретических и практических задач. Таким образом, были использованы методы теоретического уровня: историко-биографический, анализ научной литературы и архивных материалов, теоретический анализ и обобщение.
Актуальность работы обусловлена слабой изученностью личности А. Р. Кугеля, его деятельности и взглядов. Нужно сказать, что феномен театра- кабаре в России очень редко становился объектом исследования, как и специальные театральные издания прошлого. Изучение, в данном контексте, журнала «Театр и искусство» и театра «Кривое зеркало» повышает ценность работы.
Цель работы: проследить взаимосвязь А.Р. Кугеля с театром рубежа XIX-ХХ веков и исследовать какое место он занимал в истории театра изучаемого периода.
Задачи:
1. рассмотреть эпоху, повлиявшую на формирование взглядов критика, а также характер театрального процесса в конце XIX-начале ХХ веков.
2. проанализировать концепцию театра А. Р. Кугеля
3. исследовать деятельность А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство» и театре «Кривое зеркало»
4. Рассмотреть отношения Кугеля и МХТ, а также отзывы современников о нем и его деятельности
5. Проанализировать влияние А.Р. Кугеля на театральную среду
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, историографического обзора, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава призвана проанализировать театральный процесс на рубеже веков и выявить его основные особенности, такие как кризис актерского мастерства, театральной критики и эстетики, а также пути преодоления этого кризиса.
Вторая глава представляет собой анализ биографии А.Р. Кугеля и концепции его театра, центральным звеном которого является актер, роль режиссера второстепенна и незначительна. Талантливый ансамбль, по его мнению, лучше понимает замысел автора, так как именно актеры вживаются в образ и воплощают его на сцене. Таким образом, основные функции режиссера также падают на актерскую массу.
В третьей главе анализируется роль А.Р. Кугеля в журнале «Театр и искусство», создателем и главным редактором которого он являлся. «Театр и искусство» представляет собой журнал нового типа, ориентированный на актерскую массу и повышение образованности читателя.
Четвертая глава посвящена анализу театра «Кривое зеркало» и деятельности А.Р. Кугеля в качестве художественного руководителя этого художественного театра. В малых жанрах, в расцвет своего творчества, Александр Рафаилович видел будущее всего театра.
В пятой главе представлена характеристика Кугеля современниками и его отношения с МХТ, которые являлись важным компонентом его деятельности и обусловливали характеристику Александра Рафаиловича сторонниками либо противниками..
Александр Рафаилович Кугель - примечательная фигура театральной эпохи конца XIX - начала ХХ века. Создатель театрального журнала нового типа и театра малых форм, во многом предвосхитившего свое время, он не стремился успеть за новыми веяниями века, не увлекался модными течениями и не полагался на мнение большинства, тем более ценными являются для нас, оставшиеся после него материалы.
Кугель поднял на новый уровень актерское самосознание, многое сделал для увеличения уровня образования актеров и формирования актерских профсоюзов. Большая его заслуга состоит в том, что актер поднялся от уровня наемного работника до интеллигенции.
Страстный любитель театра, полностью в него погруженный, Александр Рафаилович нередко был субъективен и заблуждался. Так он впадал в пристрастность относительно Московского Художественного театра и новых исканий в театре.
Основная причина конфликта Кугеля с новыми театральными системами заключается в том, что устоявшиеся его представления об идеале театра были сформированы на представлениях 1880 - 1890-х годов - «золотом веке» актеров. Идеальным для Александра Рафаиловича до конца оставался именно актерский театр. Это отражалось и на его критике, и на собственных творческих методах, которые он использовал в работе в театре, они часто не позволяли ему заглянуть далеко вперед, что обуславливало ошибочность некоторых позиций.
Чувствуя необходимость реформ, он, несмотря на это, не мог смириться с новым «режиссерским» театром, однако и не мог предоставить своей четкой концепции. Она не была до конца разработана, поскольку Кугель не был теоретиком театра, он был критиком. И его журнал, и его театр не в последнюю очередь были инструментами критики.
Тяжело переживая последствия революции, Кугель сумел приспособиться. Не заинтересованный идеалами советской власти, далекий от политики и экономики, Александр Рафаилович переживал только о театре, его коренных вопросах, актерах и их настоящем и будущем. Однако полностью влиться в новую систему он так и не смог. Как и не смог вернуть былое влияние на театральный процесс.
Тем не менее А.Р. Кугель занимает одно из важнейших мест в истории театральной критики и театра Серебряного века в целом. Под его влиянием сформировались многие известные драматурги, а актеры выстраивали свою игру нередко с оглядкой именно на Кугеля.
По прошествии столетия режиссер все еще является неотъемлемой частью театра. Кто выиграл спор между МХТ и Кугелем очевидно, однако в XXI веке вновь появляются идеи о том, что режиссер должен уступить свое место актеру. Можно судить о том, что данный вопрос разрешен не до конца, развитие и изменение творческих методов приводит к новым и новым спорам. Что касается пародии, то этот жанр в современной постмодернисткой эстетике развивается весьма успешно.
В настоящее время имя этого знаменитого критика вспоминается не часто. Однако в 2002 году была учреждена премия им. А.Р. Кугеля в области театральной критики. Всем нам известна телепередача «Кривое зеркало» Е.В. Петросяна, которая в некотором роде позиционирует себя как преемственную с театром Кугеля. Кроме того, с 1992 года выходит Петербургский театральный журнал под редакцией М. Дмитриевской, идея создания которого, по признанию главного редактора уходит корнями именно в историю журнала «Театра и искусства».
Кугель поднял на новый уровень актерское самосознание, многое сделал для увеличения уровня образования актеров и формирования актерских профсоюзов. Большая его заслуга состоит в том, что актер поднялся от уровня наемного работника до интеллигенции.
Страстный любитель театра, полностью в него погруженный, Александр Рафаилович нередко был субъективен и заблуждался. Так он впадал в пристрастность относительно Московского Художественного театра и новых исканий в театре.
Основная причина конфликта Кугеля с новыми театральными системами заключается в том, что устоявшиеся его представления об идеале театра были сформированы на представлениях 1880 - 1890-х годов - «золотом веке» актеров. Идеальным для Александра Рафаиловича до конца оставался именно актерский театр. Это отражалось и на его критике, и на собственных творческих методах, которые он использовал в работе в театре, они часто не позволяли ему заглянуть далеко вперед, что обуславливало ошибочность некоторых позиций.
Чувствуя необходимость реформ, он, несмотря на это, не мог смириться с новым «режиссерским» театром, однако и не мог предоставить своей четкой концепции. Она не была до конца разработана, поскольку Кугель не был теоретиком театра, он был критиком. И его журнал, и его театр не в последнюю очередь были инструментами критики.
Тяжело переживая последствия революции, Кугель сумел приспособиться. Не заинтересованный идеалами советской власти, далекий от политики и экономики, Александр Рафаилович переживал только о театре, его коренных вопросах, актерах и их настоящем и будущем. Однако полностью влиться в новую систему он так и не смог. Как и не смог вернуть былое влияние на театральный процесс.
Тем не менее А.Р. Кугель занимает одно из важнейших мест в истории театральной критики и театра Серебряного века в целом. Под его влиянием сформировались многие известные драматурги, а актеры выстраивали свою игру нередко с оглядкой именно на Кугеля.
По прошествии столетия режиссер все еще является неотъемлемой частью театра. Кто выиграл спор между МХТ и Кугелем очевидно, однако в XXI веке вновь появляются идеи о том, что режиссер должен уступить свое место актеру. Можно судить о том, что данный вопрос разрешен не до конца, развитие и изменение творческих методов приводит к новым и новым спорам. Что касается пародии, то этот жанр в современной постмодернисткой эстетике развивается весьма успешно.
В настоящее время имя этого знаменитого критика вспоминается не часто. Однако в 2002 году была учреждена премия им. А.Р. Кугеля в области театральной критики. Всем нам известна телепередача «Кривое зеркало» Е.В. Петросяна, которая в некотором роде позиционирует себя как преемственную с театром Кугеля. Кроме того, с 1992 года выходит Петербургский театральный журнал под редакцией М. Дмитриевской, идея создания которого, по признанию главного редактора уходит корнями именно в историю журнала «Театра и искусства».
Подобные работы
- А. Р. КУГЕЛЬ И РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ОСНОВЕ КРИТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В.П. БУРЕНИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Амплуа как перманентная проблема творчества А.Н. Островского
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Современные «толстые» театральные журналы:
традиции и новаторство
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



