Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕНОВАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА)

Работа №62557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Необходимые теоретические сведения 8
1.1. Ономастика как наука об именах собственных 8
1.2. Имя как одно из составляющих художественного текста 15
1.3. Характеристика лирики второй половины ХХ века 20
2. Функции собственных именований в художественном тексте 24
2.1. Условно-поэтическая и обобщённо-символическая номинация 24
2.2. Локально-темпоральная номинация 35
2.3. Создание ономастических каламбуров и сжатых метафорических
контекстов 45
2.4. Изучение ономастической лексики в средней школе.
Заседание клуба «Любители русской словесности».
Из истории русских имён и фамилий (внеклассная работа) 53
Заключение 63
Библиография 66
Источники 69

Ежедневно мы произносим, читаем, слышим, видим десятки и сотни различных названий, имён, наименований. Эти слова выполняют важную социальную функцию. Имена и названия часто воспринимаются как естественный признак, присущий лицу, предмету. При всей случайности они отражают историю национальной и общечеловеческой культуры. Кроме того, многие из них представляют собой не менее ценные памятники истории, культуры, языка, чем рукописные книги или произведения народного эпоса.
Царство имён и прозвищ, названий разнообразно и таинственно; оно раскрывается лишь тому, кто обладает обширными знаниями и вооружён умением научного анализа. Каковы истоки имён и фамилий людей? Какую информацию можно получить, анализируя географические названия? Как возникли наименования звёзд, планет, созвездий? Это лишь часть вопросов, на которые даёт ответы специальная лингвистическая наука - ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, означающее «искусство давать имена» [Нерознак 1990:515].
Собственные имена привлекали внимание учёных с давних пор. Историю их возникновения, значение и смысл, связь с жизнью общества, с мировоззрениями и верованиями людей, с окружающей нас природой, а также метаморфозы, происходившие с ними на протяжении эпох, изучали и изучают представители различных научных дисциплин - истории, географии, этнографии, краеведения, психологии, литературоведения. И всё же собственные имена становятся объектом пристального внимания в первую очередь филологов.
Сам термин имя собственное (оним, оном) представляет собой кальку с латинского nomen proprium. «Оним (в переводе с греческого «имя, название») обозначает слово, словосочетание или предложение, которое выделяет именуемый объект из ряда подобных, индивидуализируя и идентифицируя данный объект» [Подольская 1988: 91]. Как особый класс слов имена собственные были выделены стоиками. В эпоху Возрождения, в Новое время, в течение всего XIX столетия велись споры об имени собственном по различным аспектам.
В Х1Х веке проблема специфики имени собственного воспринималась не столько как лингвистическая, сколько как логическая - поэтому её исследователями были преимущественно логики и философы: Дж. Ст. Милль, X. Джозеф и др.
В XX веке учение об ономастической лексике продолжает развиваться в трудах философов и лингвистов. Большую роль в разграничении имени собственного и нарицательного внесла А.В. Суперанская, указав отличительные признаки имени собственного [Суперанская 1973].
Украинский учёный Ю.А. Карпенко также сосредоточил внимание на сущностном и функциональном различии собственных и нарицательных имён и на их языковых особенностях. Значительный вклад в систематизацию имён собственных внёс В.Д. Бондалетов [Бондалетов 1983].
«Любое наименование, любое имя собственное - это слово. И как слово оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по определённым правилам реализуется в речи и подвергается возможным изменениям в дальнейшем» [Горбаневский 1988: 4]. Названия живут в различных формах речевой деятельности человека - устно-речевой, разговорной, письменно-официальной, научной и др. Одной из таких форм, одной из живых и мощных речевых стихий, поддерживающих жизнь имён и названий или же дающих им жизнь, являются произведения художественной литературы. Имена и названия являются неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ. Они могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку, обладать скрытым ассоциативным фоном, иметь особый звуковой облик; имена и названия способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху, обладать социальной характеристикой.
Тема представляемой работы - Функции собственных именований в художественном тексте (на материале лирики второй половины ХХ века).
Предмет исследования - ономастическая лексика. Источниками исследования послужили поэтические тексты авторов второй половины ХХ века.
Объектом исследования являются особенности функционирования собственных именований в художественной речи.
Цель исследования - выявление особенностей функционирования ономастической лексики в художественной речи, а также средств и способов достижения её выразительности в литературных произведениях. Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Сбор фактического материала.
2. Изучение теоретических источников, связанных с вопросами функционирования ономастической лексики в художественной речи.
3. Систематизация и классификация ономастического материала.
4. Определение функций имён собственных в художественной речи.
5. Выявление средств и способов выразительности имён собственных.
Решение этих задач позволит подойти к достижению цели предлагаемого исследования.
Цель и задачи исследования определили научную новизну работы. Выбор для подобного исследования обусловлен, во-первых, важностью, значимостью и актуальностью ономастики как раздела лингвистики; во- вторых, собранный и проанализированный в работе материал позволит расширить знания о художественных возможностях имён собственных в поэтических текстах. Несмотря на довольно большое количество работ, исследующих или затрагивающих проблемы имён собственных в обыденной речи, художественных текстах, современных документах, литературных и исторических памятниках, вопрос о специфике имени в поэтических текстах разработан далеко не полно.
Актуальность подобного исследования определяется необходимостью дальнейшего исследования различных типов ономастической лексики и их недостаточной изученностью в поэтических текстах. Описание имён собственных в поэтических жанрах позволит глубже проникнуть в семантический строй русского слова и выявить внутренние закономерности поэтических текстов.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списков использованной литературы и источников. Введение содержит необходимую информацию о материале, а также общую характеристику работы, её цели и задачи. В первой главе содержатся теоретические сведения по теме - определение основных понятий, история развития ономастики как науки, классификация ономастической лексики, характеристика поэзии второй половины ХХ века. Вторая глава носит практический характер и представляет собой исследование особенностей функционирования ономастической лексики в художественных текстах. В этой главе рассматриваются имена собственные, используемые поэтами второй половины ХХ века (И.Бродский, А.Вознесенский, Н. Заболоцкий, А. Кушнер), и классифицируются в соответствии с выполняемыми функциями. В Заключении сделаны основные выводы.
Нужно отметить, что изучение языка художественной литературы получило особое развитие в последнее десятилетие двадцатого столетия. Внимание к изучению языка художественной литературы было вызвано необходимостью подъёма общей духовной культуры, а также некоторыми достижениями в области лингвистики, определёнными достижениями в области литературоведения, общими тенденциями современной науки.
Изучение поэтической ономастики (одна из важнейших проблем науки об именах) занимает особое место в лингвостилистическом анализе художественного текста. Однако не всегда поэтической ономастике отводилась столь значительная роль. О.И. Фонякова отмечает: «Исследование имён собственных в художественной речи носило долгое время спорадический характер» [Фонякова 1990:34]. В работах избирательно рассматривались отдельные, наиболее яркие примеры «говорящих имён» с характеризующей носителя семантикой основы или описывалась антропонимия отдельных авторов по произведениям или периодам творчества.
Функционирование онимов в художественной литературе открывает большой простор для исследований и наблюдений. В последние годы появился ряд работ с попыткой описать всю совокупность имён собственных у одного писателя. Анализу семантики и экспрессивных возможностей имени собственного посвящены работы таких исследователей, как М.В. Горбаневский, Г.Ф. Ковалёв, В.К. Харченко, Э.М. Левина и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Достаточно активное привлечение ономастической лексики в художественную речь позволяет исследователям считать их стилистической категорией, по праву являющейся существенным компонентом в литературном произведении.
В данной работе предприняты попытки выявить основные факторы, определяющие степень стилистической эффективности, экспрессивные возможности ономастической лексики в художественной речи. В центре внимания исследования были строки поэтических произведений художественной литературы второй половины ХХ века. Исследованный материал позволяет сделать некоторые выводы.
Любое название есть знак, являющийся частью лексической системы языка. Оно выполняет прежде всего функцию индивидуализации (или идентификации) данного объекта в группе однотипных объектов. Практически любой оним образуется по основным законам языка и функционирует в речи в соответствии с её основными правилами и традициями.
Однако параллельно с функцией индивидуализации, имена собственные в художественных текстах выполняют и целый ряд других функций.
Имя собственное издавна служило одним из средств создания образности. Условно-поэтические имена (мифонимы), как правило, не соотнесены с реальным денотатом и употребляются номинативно, в сравнении, переносно, перифрастически. Такие имена имеют большую характерологическую стабильность по сравнению с именами нового времени. Онимы в обобщённо-символической функции возникают в речевой цепи непредсказуемо и создают эффект неожиданного воздействия. Обобщённо-символические имена создаются писателями благодаря переводу понятий и явлений из обыденных категорий в ранг общих и высоких.
Богатство ономастического материала в произведениях литературы создаётся за счёт развития ассоциативного фона, приёма обыгрывания. Наиболее важным условием, на наш взгляд, можно считать наличие в семантике каждого онима некоторого пространства, которое заполняется определёнными ассоциациями, приращениями лингвистического и внелингвистического характера.
Опора на ассоциативный компонент имени реализуется по-разному в каждом конкретном случае. Некоторые имена предаются забвению, перестают использоваться, события, некогда их выдвинувшие, отходят в прошлое и перестают быть актуальными. Круг собственных имён, используемых при ассоциативном сопоставлении, изменяется не только в зависимости от социальных преобразований, но и от развития самой культурно-литературной традиции. «Оживление» внутренней формы ономастической лексики может осуществляться в контексте с
использованием описательных конструкций, слов, синонимичных этимологическому значению имени; возможно функционирование имени без мотивации внутренней формы, как правило, это происходит с «именем- подтекстом», которое настолько этимологически прозрачно, что нет необходимости обыгрывать его внутреннюю форму.
«Читателю кажется естественным включение имён собственных в текст, но в том-то и секрет плотности стиля, что слишком часто антропонимы, топонимы, впрямую на сюжет не работают, динамику событий тормозят, являются логически лишними» [Харченко 1998: 33]
Ещё более стилистически значимыми оказываются различные типы номинаций, порождение которых связано со стремлением писателя подчеркнуть тот или иной компонент в ассоциативном поле имени. Следовательно, работа над подбором имён собственных - трудоёмкий процесс. Поскольку они должны быть точными, стилистически верными, кроме того, художественный текст должен представлять умело выдержанную пропорцию наименований.
Наиболее стилистически эффективными художественной речи становятся имена собственные, созданные самими писателями. Авторские номинации содержат в себе богатую информацию, поскольку сам факт появления их связан со стремлением автора подчеркнуть тот или иной компонент в ассоциативном поле онима. Созданное писателем имя чаще всего наделено информацией внелингвистического характера. Автор весьма целенаправленно управляет вниманием адресата, выделяя в имени необходимые признаки, что отражает связь ономастического пространства с фактами из реальной действительности. Богатство авторских представлений, желание подчеркнуть наиболее значимый компонент в имени, - всё это порождает любопытные имена собственные в художественной речи, степень стилистической эффективности которых достаточно высока.
Характер использования онимов в художественной литературе исторически обусловлен. Каждый из писателей употребляет имя собственное в соответствии со своим творческим методом, конкретными идейно-художественными задачами в том или ином произведении. На употреблении имени собственного лежит печать определённой эпохи, литературного направления, отражается влияние мировоззрения писателя. Таким образом, одно и то же имя может служить разным целям.
Исходя из сказанного, можно заключить, что собственное имя, наряду с другими элементами языка, употребляясь в качестве компонента поэтического произведения, не является стабильным: используясь в разнообразных грамматических конструкциях, в разных функциях, с разной целевой установкой, оно почти каждый раз претерпевает трансформацию. Такая трансформация, и смысловая, и экспрессивная, не только является свойством самого имени, но и в первую очередь зависит от контекстуальных условий. Благодаря контекстуальным условиям реализуются те возможности, которыми обладает собственное имя как определённый класс слов.



1. Арьев А. Маленькие тайны, или Явление Александра Кушнера //Звезда. - 1989. - № 4.
2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. Яз. и Лит». - М.: Просвещение, 1983.
3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. - М.: Наука, 1987.
4. Горбаневский М.В. К проблеме семантики имени собственного // Лингвистическая семантика и логика. Сб. науч. трудов. - М.: Изд-во УДН, 1983.
5. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. - М.: Изд-во УДН, 1988.
6. Жорж Нива. Путь к Риму. «Римские элегии» Иосифа Бродского // Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. - СПб: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000.
7. Зайцев В.А. «Образ мирозданья». Поэзия Н.А.Заболоцкого // Русская словесность. - 1997. - № 2.
8. Зайцева И.П. Стилистические функции имён собственных в поэтических текстах. (На материале современной советской поэзии). - М.,1988.
9. Зубова Л.В. Стихотворение Бродского «Одиссей Телемаку» // Старое литературное обозрение. - 2001. - № 2.
10. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трёх
конференций. - СПб.: «Журнал «Звезда», 1998.
11. Иосиф Бродский: труды и дни. - М.: Издательство Независимая Газета,
1999.
12. Ковалёв Г.Ф. Писатель, имя, текст. - Воронеж, 2004.
13. Кто есть кто в античном мире: Словарь-справочник. - М.,1993.
14. Кушнер А. и Станислав Лесневский: диалог о поэзии // Литературное обозрение. - 1978. - № 7.
15. Кушнер А. «С Гомером долго ты беседовал один.» // Звезда. - 2001. - № 3.
16. Левина Э. М. Ономастическое пространство в художественной речи: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.
17. Лихачёв Д.С. Кратчайший путь. Вступительная статья // А. Кушнер. Стихотворения. - Л.: Худож. лит, 1986.
18. Мальчукова Т.Ф. Природа и культура в поэзии Николая Заболоцкого // Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде.»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. - М.: Педагогика - Пресс, 1995.
19. Минаков С. Третье Евангелие от Фомы? Претензии к господу. Бродский и христианство //Бродский и Мир: Метафизика. Античность. Современность. - СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000.
20. Мифологический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 1992.
21. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имён в русской литературе // Филологические науки. - 1966. - № 1.
22. Михайловская Н.Г. Об употреблении собственных иноязычных имён в современной русской поэзии // Имя нарицательное и собственное. Сборник статей / Отв. ред. А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1978.
23. Морозова М.Н. Имена собственные русского языка (географические названия). Ч.2. - М., 1977.
24. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. - М.: Мысль, 1974.
25. Намитокова Р.Ю. Окказиональная ономастика и ономастические окказионализмы // Эволюция семантических и функциональных свойств русской лексики. - М.: МГПИ, 1987.
26. Некрасова Е.А. Некоторые наблюдения над употреблением имён собственных в произведениях А.Вознесенского // Ономастика и норма. - М.: Наука, 1976.
27. Нерознак В.П. Топонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
28. Никольская Т.Е. Ассоциативное поле личного имени // Семантика языковых единиц: Доклады IV Международной конференции. Ч.1. - М.,1998.
29. Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. - М., 1971.
30. Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974.
31. Номинация в ономастике. Сборник статей / Отв. ред. Н.Э. Рут. - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991.
32. Ономастика. - М.: Наука,1969.
33. Ономастика. Типология. Стратегия. Сборник статей. - М.: Наука,1988.
34.Отрадин М.В.Петербург в русской поэзии XVII - начала ХХ века. Вступительная статья // Петербург в русской поэзии XVII - начала XX века: Поэтическая антология. - М.: Издательство ЛГУ,1988.
35. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1988.
36. Пьяных М. Лирическое пространство души. Поэзия Александра Кушнера // Нева. - 1982. - № 2.
37. Пьяных М. «Покой нам только снится...» (Русская советская поэзия 1965 - 1685). - Л.: Знание, 1985.
38. Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.
39. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий: Опыт худож. познания. - М.: Современник, 1984.
40. Русские поэты XX века. Собрание биографий. - Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001.
41. Русские поэты XX века: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002.
42. Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995). - 2-е изд. - М.: Знание,2000.
43. Стрижевская Н.И. Письмена перспективы. О поэзии Иосифа Бродского. - М.: Грааль, 1997.
44. Суперанская А.В. Как вас зовут, где вы живёте? - М.: Наука, 1973.
45. Суперанская А.В. Общая теория имён собственных. - М.: Наука, 1973.
46. Суперанская А.В. Теория и методика ономастических исследований. - М.: Наука, 1986.
47. Урбан Адольф. Пятая стихия // Нева. - 1986. - № 9.
48. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
49. Шейнкер М. Всё ещё современная поэзия // Поэзия второй половины ХХ века. - М.: Слово, 2002.
Источники
1. Бродский И.А. Избранные стихотворения. - М.: Панорама, 1994.
2. Бродский И. Стихотворения. Эссе. (Серия «Зеркало - ХХ век») - Екатеринбург: У - Фактория,2002.
3. Вознесенский А.А. Аксиома самоиска. - СПб.: «ИКПА», 1990.
4. Вознесенский А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. - М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ»,2000.
5. Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. - М.: Худож. лит., 1989.
6. Заболоцкий Н.А. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1991.
7. Кушнер А. Стихотворения. - Л.: Худож. лит., 1986.
8. Кушнер А. Стихотворения. Четыре десятилетия. - М.: Прогресс - Плеяда, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ