Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение самооценки и мотивации достижения успеха у подростков занимающихся спортом

Работа №62538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ В
СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Проблема самооценки в психолого-педагогической литературе
7
1.2 Структура спортивной мотивации и особенности самооценки
у подростков 20
Выводы 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 34
2.1. Организация эмпирического исследования самооценки и
мотивации у подростков, занимающихся спортом 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Самооценка, как один из основных структурных компонентов самосознания является важным регулятором поведения и деятельности человека. Самооценка влияет на все стороны его жизни, эмоциональное самочувствие, взаимоотношения с окружающими, развитие творческих способностей, отношение к успехам и неудачам. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности как некоторый стойкий объект. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от непостоянных ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самой собой. Для педагогов и психологов все более очевидно влияние самооценки на поведение, межличностные контакты.
Самооценка связана с уровнем притязаний человека, то есть со степенью важности цели, которые он перед собой ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека приводит к тому, что он начинает неправильно оценивать себя. Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим Ч.Кули, Р.Берне, исследующие данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания и «Я-концепции» личности [3,23,42]. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность [44,с.99-100].
Изучены особенности самооценки юных спортсменов, особенности самооценок спортсменов разного пола, специфика самооценки спортсменов в связи с их профессиональной деятельностью, а также взаимосвязь самооценки и некоторых свойств личности спортсменов, специфические особенности самооценок спортсменов, занимающихся различными видами физической культуры и спорта. В связи с тем, что самооценка, имеет огромное значение в жизни человека, а спорт является ее «моделью» (по выражению Н.Б. Стамбуловой), трудно правильно судить о самооценке, не принимая во внимание особенности личностных проявлений, таких, как уровень притязаний, особенности темперамента, мотивы поведения, потребности и многое другое [7,с.51-52].
Немаловажную роль играет в спорте и мотивация достижения результата. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах или конкретных побуждениях, причинах, которые принуждают личность действовать тем или иным образом. В них взаимосвязаны потребности и интересы, стремления, убеждения, притязания, свойства личности, эмоции и многое другое. Учитывая это мотивы - очень сложные образования, динамические системы, с помощью которых осуществляются анализ и оценивание альтернатив, выбор и принятие решений. Большую роль при этом играет мотивация достижения желаемого результата. Мотивация достижения обуславливает определенный комплекс поведенческих характеристик и личностных качеств, которые получили название «синдром достижения». Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса самооценки и мотивации достижения успеха спортсменов.
Объект исследования: мотивационная сфера подростка.
Предмет исследования: самооценка подростков и ее взаимосвязь с мотивацией достижения успеха и компонентами самоотношения личности.
Цель исследования заключается в изучении самооценки, мотивации успеха и самоотношения подростков занимающихся спортом.
Цель в соответствии с предметом исследования конкретизируется в ряде задач:
1) Анализ проблемы исследования самооценки в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить структуру спортивной мотивации и особенности потребности в достижениях успеха у подростков
3) Провести эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения успеха и у подростков занимающихся спортом.
4) Выявление взаимосвязи между самооценкой и мотивацией достижения успеха. Сделать анализ полученных результатов и разработать рекомендации для подростков занимающихся спортом.
Для решения поставленных задач в ходе исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме, обобщение и интерпретация научных данных, а также опросные и статистические методы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, с целью повышения эффективности спортивной деятельности путем влияния на самооценку и мотивационную сферу спортсменов.
База исследования: ДЮСШ «Олимп» г. Елабуга, ДЮСШ «Дельфин» г. Набережные Челны.
Апробация результатов исследования: ВКР прошла апробацию в виде докладов на Всероссийской научно-практической конференции среди студентов и школьников «Формирование физической культуры и культуры здоровья» ЕИ КФУ в ноябре 2015 года III место, на Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием): «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика» в ноябре 2015 года, а также в журнале «Научный альманах», входящем в базу РИНЦ, в марте 2016 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 50 наименований, 4 таблиц и 4 рисунков. Общий объем работы 59 страниц без приложения.
Во введении дается общая структура исследования, обосновывается актуальность, цель и задачи исследовательской работы, определяется выбор объекта и предмета исследования.
Мы выполнили следующие задачи: во-первых, изучили психологопедагогическую литературу. Для этого мы пользовались литературными источниками таких авторов как Абрамова Г. С., Ананьев Б.Г., Баранов Н.А., Волков И.П., Марищук В.Л., Соколова Е.Т., Хекалов Е.М. и др. [1; 2; 6; 11; 12; 28; 39; 49].
Самооценка, как один из основных структурных компонентов самосознания является важным регулятором поведения и деятельности человека. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности как некоторый стойкий объект. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от непостоянных ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самой собой.
Во-вторых, изучили структуру спортивной мотивации и особенности потребности в достижениях у подростков.
В основе мотивации к спорту, физической культуре и спортивному образу жизни в целом находится стремление человека к физическим движениям, двигательной активности. Ведущая деятельность человека имеет свою специфику и накладывает определённый, отпечаток на его личностные особенности. Специфика спортивной деятельности заключается в ряде проявлений. Во-первых, основной её формой является спортивное соревнование. Во-вторых, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом, и этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Кроме того, спортивная деятельность характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, что чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью. Спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека. Продуктом и результатом этой деятельности является спортивное достижение. Личность спортсмена характеризуется активностью, направленностью, развитым самосознанием. Представление о себе, конструируемое им в процессе спортивной деятельности и общения, обеспечивает его личности единство и тождественность, проявляется в самооценке, самоуважении, самоэффективности и способствует достижению высоких спортивных результатов.
В спортивной психологии важным аспектом является соотношение в мотивационной сфере спортсмена двух параметров мотивации: 1)
мотивации достижения успеха и 2) мотивации избегания неудач. Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденциями. Первая - структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени. Вторая - отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья - наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.
В-третьих, провели эмпирическое исследование самооценки и мотивации достижения успеха и у подростков занимающихся спортом,
выявили взаимосвязи между самооценкой и мотивацией достижения успеха, сделали анализ полученных результатов.
Преимущественно для всех респондентов группы свойственно проявление среднего уровня самооценки и уровня притязаний. Спортсмены, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью.
Высокая самооценка проявилась у 50% испытуемых. При высоком уровне самооценки спортсмен оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Также, это может говорить о том, что на самооценку влияет вид спорта, которым занимаются подростки, так как плавание индивидуальный вид спорта, то ребятам свойственно рассчитывать только на себя, на свои собственные силы. Они более уверенны в себе и осознают, что им не на кого положиться, кроме себя. «Средняя самооценка» у 35%, при данном уровне самооценки человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других. При адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Низкая самооценка - у 15%, при низком уровне самооценки болезненно переносится критика в свой адрес, человек старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Такое распределение результатов показывает, что для подростков-спортсменов характерно
преимущественно проявление высокой и средней самооценки.
Испытуемые с высоким уровнем самооценки достаточно высоко мотивированы на успех, испытуемые со средней самооценкой
соответственно показали средний уровень мотивации достижения успеха, а подростки с низкой самооценкой показали уровень мотивации достижения успеха ниже среднего.
Наблюдается более высокий уровень мотивации достижения успеха в группе подростков с высоким уровнем самооценки, который значимо отличается. Такие результаты предположительно могут быть обусловлены влиянием самооценки на личность подростка в тренировочном процессе и формировании на этой основе мотивации достижения успеха. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны.
Исследование самоотношения спортсменов: наиболее высокие
баллы были получены по таким шкалам как самоуверенность, саморуководство, самопринятие, отражённое самоотношение, и самопривязанность.
В четвертых, разработали рекомендации. Исследуя самооценку и мотивацию достижения у подростков, занимающихся спортом можно увидеть ситуацию с мотивацией и самооценкой ребенка и выработать ряд действий направленных на формирование необходимой мотивации и адекватной самооценки.



1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. - М.,1998.- 93-94 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -40-50 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., МГУ, 2002.- 5860 с.
4. Анисимова О.М. Взаимосвязь адекватности самосознания и эффективности поведения. О.М. Анисимова Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. под ред. А.А. Крылова ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 1999.-17-18с.
5. Архиреева Т.В. Становление самооценки школьной
компетентности у младших школьников. Т.В. Архиреева. Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2001. - 210-213с.
6. Баранов Н.А. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации у спортсменов. Ананьевские чтения: тезисы науч.- практ. конф., посвящ. 20-летию специализации «Психология спорта» под ред. А.А. Крылова; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2000. - 75-76с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс,
1996. - 75-77с.
8. Богданова Д.Л. Личностные особенности спортсмена - Ленинград.: [б. и.], 1974.- с.51-52.
9. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. - М., 2002. 23 с.
10. Ванек М., Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 123-125 с.
11. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002.- 89 с.
12. Волков И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт, 2005.142-144 с.
13. Волков О.И. Воздействие систематических занятий спортом на познавательные интересы старших школьников в сфере средств массовой информации.; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 9,16-19 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М. 1996.-143 с.
15. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2000. - 132-135 с.
16. Гуськов С.И. Линец М.М., Платонов В.Н., Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. - Киев: Олимпийская литература. 2000г.- 34-37 с.
17. Дашкевич О.В. Психологический анализ предметной неадекватности эмоционального компонента спортивной деятельности. Психология личности и деятельности спортсмена.- М.: Союзспортобеспечение. - 1981. - 40 с.
18. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
19. Динамика состояния спортсменов в связи с особенностями их личности. под.ред. Л.Д. Гиссена. - М.: Просвещение, 1977. - 58 с.
20. Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом. Санкт- Петербург, 1986. - 16 с.
21. 3наков В.В. Самопознание субъекта. Психологический журнал. -
2002. - Т.23. - № 1. - С. 31 -41.
22. 3обков В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности. - М., 1992. - 20 с.
23. Иванков Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта -Инсан. 2005.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М. 2010.-75-77 с.
25. Комплексные исследования личности и состояния спортсменов / под.ред. Л.Д. Гиссена. - М.: Просвещение, 1975. - 37 с.
26. Лазарева Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту. - М.: АСТ, 2006
27. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. -ФиС. 2008.- 147 с.
28. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984.-58-59 с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.- 67-71 с.
30. Морозов А.С., Фролова М.И. Изучение межличностного восприятия в спортивных командах в связи с некоторыми показателями их эффективности. Вопросы спортивной психогигиены. Вып.5. - М., 1977.-180 с.
31. Настольная книга практического психолога. Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с.
32. Попов А.Л. Психология спорта. - М., 1998.-89-92 с.
33. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента - Советский спорт. 2004.-123 с.
34. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО Дар,
1995.43-44 с.
35. Реан А.А. Психология изучения личности. http://psyera.ru/5164/motivaciya-uspeha-i-boyazn-neudachi-oprosnik-reana (дата обращения: 14.11.2015).
36. Реан А.А. Психологическая энциклопедия: Психология
человека от рождения до смерти. - М. Олма-Пресс. 2002.-45-46 с.
37. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1999.- 55с.
38. Серова Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007.-67-70 с.
39. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.-90-95 с.
40. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. - ФиС. 2005.- 88-89 с.
41. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической
культуры и спорта. Часть I. -Издательство «Физическая культура». 2005.57с.
42. Столяров В.И. Хрестоматия по социологии физической
культуры и спорта. Часть II. - Издательство «Физическая культура». - 2005. 34-41 с.
43. Справочник психолога средней школы
http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00351.htm (дата обращения:
14.11.2015) .
44. Таймазов В.А., Голуб Я.В. Психофизиологическое состояние спортсмена. - СПб.: изд-во Олимп. 2004.- 76-77 с.
45. Тарас А.Е. Психология спорта: Хрестоматия. - М. АСТ, 2007.102-103 с.
46. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001.- 90 с.
47. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.- 113- 115 с.
48. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М. 2006.-67 с.
49. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. - Советский спорт. 2003.- 64-66 с.
50. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. - М.: Советский спорт, 2006.- 30-33 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ