Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ У ПОДРОСТКОВ

Работа №62537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ
1.1. Анализ разработанности исследуемой проблемы в научной литературе 8
1.2. Социально-психологические аспекты понятия
«образ будущего» 12
1.3. Особенности подросткового возраста и его значение
в формировании образа будущего 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ
2.1. Характеристика испытуемых и организация исследования 23
2.2. Результаты исследования образа будущего у подростков 29
2.3. Результаты исследования самооценки жизненного предназначения
у подростков 40
2.4. Качественный анализ отношения к будущему у подростков 43
2.5. Сравнительный анализ особенностей формирования образа будущего и
отношения к нему у подростков 50
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60



А есть ли вообще будущее? И есть ли будущее у России, у ее подростков? Одна из причин многих социальных проблем: рост
подростковой преступности, алкоголизация, наркомания, потребительское отношение к жизни кроется в отсутствии образа будущего, в стремлении жить одним днем, причем не только у подростков, но и у всех россиян. За годы, начиная с 90-х по сегодняшний день, у родителей современных подростков сформировалось устойчивое понятие, что в нашей стране что- то планировать, смотреть вперед является совершенно бесполезным занятием, сегодня даже стало не модным говорить о своих жизненных планах, смотреть на своих детей как на свое будущее.
Никто ни на что не надеется, кроме, пожалуй, своих сил, которые расходуются «здесь и сейчас». Система жизнедеятельности молодого человека в нашем государстве построена на «выжимании» сил и возможностей в настоящем и на отсутствии перспектив в будущем.
Детский сад - это система подготовки к школе, школа - это сейчас система подготовки к ВУЗу, а ВУЗ - это система набивания молодого человека политехническим набором ненужных знаний, армия - это система отбывания наказания, и, наконец, профессиональная деятельность, казалось бы, должна являться системой обеспечения будущего. Но нет, работа для молодого человека - это система добывания средств к существованию. Сейчас большинство из нас работают на пределе своих сил не для того, чтобы достойно жить и планировать свое будущее, а для того, чтобы хоть как-то существовать. Все социальные институты, в которые входит человек, по своей сути призваны показывать перспективу личностного развития и научать строить будущее, однако и они являются системами «здесь и сейчас», поскольку все стремятся к измеримому результату.
Никто не будет спорить с идеей, что самым важным и ответственным произведением, которое создает любой человек за свою жизнь, является сама жизнь. Насыщая свою жизнь тем или иным образом, мы формируем сами себя, свою личность. «Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого» (К.А.Абульханова-Славская) [1, с.56].
В современных условиях, когда социальная ситуация в нашей стране не способствует формированию у подрастающего поколения оптимистического отношения к будущему и уверенности в завтрашнем дне - очень важна работа, направленная на развитие конструктивного отношения к будущему, развитие навыков целеполагания, умение самому стать хозяином жизни, своего будущего.
Подростковый возраст - период, когда в развитии личности начинают доминировать мотивы и цели, связанные с отдаленным будущим. Обращение в будущее составляет тот «аффективный центр» внутреннего мира подростка, определяющий конкретные поступки и выборы: человек начинает строить свою перспективу будущего, формирует для себя жизненные планы, определяет ближние и дальние цели. Избавить себя от случайности, принимая важные решения, можно только хорошо осознавая «Чего я хочу?», «Что я умею?» или «Чему могу научиться?» и «Какие есть объективные возможности?», иначе говоря, ставя цели, планируя свое будущее.
Актуальность исследования заключается в невозможности дальнейшего игнорирования важности вопроса об образе будущего у подрастающего поколения как «субъекта», являющегося гарантом этого самого будущего.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 13-14 лет.
Предметом исследования является образ будущего у подростков, обучающихся в МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и учащихся МАОУ «СОШ №51» в г. Набережные Челны.
Целью нашего исследования является изучение отношения к будущему у подростков в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
1.Осуществить теоретический анализ понятия «образ будущего» в науке.
2. Провести анализ социально-психологических аспектов понятия «образ будущего».
3. Охарактеризовать особенности подросткового возраста и его значения для формирования образа будущего.
4. Выявить и исследовать особенности «образа будущего» у подростков, обучающихся в МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и учащихся МАОУ «СОШ №51».
5. Провести качественный анализ отношения к будущему у подростков, обучающихся в МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и учащихся МАОУ «СОШ №51».
6. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что существуют различия между восприятием образа будущего и отношением к будущему у современных подростков, обучающихся в МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и подростков, учащихся в МАОУ «СОШ №51».
Практическая значимость работы состоит в том, что были выделены основные компоненты, составляющие образ будущего, которые могут быть использованы педагогами при создании программ, направленных на формирование позитивного отношения к будущему у подростков и психологами при диагностике и дальнейшей коррекции образа будущего
при работе с подростками.
Методологическую основу исследования составил системный подход. Основоположником системного подхода в отечественной психологии является Б.Г. Ананьев. Он выступал за целостный подход к изучению проблем психики. Он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его научной концепции была положена идея об индивидуальности как о системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Б.Г. Ананьев рассматривал психологическую организацию индивидуальности как трехмерную структуру, включающую в себя следующие феномены:
1 уровень - психофизиологические;
2 уровень - общепсихологические;
3 уровень - социально-психологические.
Кроме Б.Г. Ананьева в рамках системного подхода работал Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, которые рассматривали системный характер профессиональной деятельности, профессиональных способностей, а в настоящее время системный подход в диагностике прослеживается в работах Ю.А. Цагарелли. Проблема исследования вытекает из общепсихологического принципа детерминизма, особое внимание которому уделял С.Л. Рубинштейн, утверждая, что внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий.
Эмпирическую базу исследования составили 60 учащихся: 30 подростков, обучающихся в 8 классах отделения МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» (15 человек женского пола, 15 человек мужского пола) и 30 подростков - учащихся 8 В класса МАОУ «СОШ №51» (также 15 человек женского пола, 15 человек мужского пола).
Методы исследования. Для реализации поставленных целей и задач нами был проведен теоретический анализ источников. При проведении
практической части исследования использовались такие методы, как беседа и наблюдение, тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, опросник, составленный на основе методики «Жизненное
предназначение», предложенного О.И. Мотковым в 1998 году, в качестве метода математической статистики, позволяющего выделить
достоверность различий в данных двух полярных групп, использовали Т- кр (критерий Стьюдента).
Дипломный проект состоит из 2 глав. В 1 главе рассматриваются теоретические подходы к понятию «образ будущего» с точки зрения философии и психологии. Обозначаются основные аспекты, составляющие это понятие, раскрываются особенности его формирования в подростковом возрасте. Во 2 главе приведены результаты эмпирического исследования основных компонентов образа будущего и самооценки жизненного предназначения у подростков, учащихся МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и учащихся МАОУ «СОШ №51».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подростковый период - это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Он начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Его обращение в будущее составляет «аффективный центр» внутреннего мира, определяющий конкретные поступки и выборы: начинает строить свою перспективу будущего, формирует для себя жизненные планы, определяет ближние и дальние цели.
Обзор литературы показал, что образ будущего понятие многоаспектное и рассматривается в различных науках. Философы обращались к образам будущего после того, как они оставили надежду познать вечность. Социология связывает образы будущего с реально протекающими общественными процессами. Педагогика рассматривает образы будущего как средство формирования и развития личности человека. Психологов же, в первую очередь, интересует влияние символического образа будущего на состояние внутреннего мира и деятельность субъекта.
О проблемах «жизненного пути личности», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70-80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова- Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Е. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Еончарова и М.И. Яковчук.
Теоретический анализ подходов к понятию «образ будущего» у подростков показал, что основными составляющими его являются:
• наличие жизненной цели;
• сформированные представления о процессе достижения поставленной цели;
• способность проектировать результат процесса движения к цели;
• способность к рефлексии результата своих действий;
• умение контролировать этапы самореализации.
В данной работе в ходе эмпирического исследования предпринята попытка проанализировать наличие смысловых жизненных ориентаций у современных подростков 13-14 лет, обучающихся в детской художественной школе №2 и учащихся МАОУ «СОШ №51» в г. Набережные Челны. Для определения осмысленности жизни подростков использовали тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, а для выявления особенностей самооценки своего жизненного предназначения использовался опросник, составленный на основе теста «Жизненные предназначения», разработанного О.И. Мотковым.
Выборку исследования составили 60 подростков, 30 учащихся дополнительного образования и 30 учащихся общеобразовательной школы. Исследования проводились в групповом варианте.
Интерпретация полученных данных по показателю «образ будущего» показывает, что большая часть респондентов первой группы не имеет четкого представления об образе своего будущего, не готовы нести ответственность за выбор своего жизненного пути, не имеет четкой цели и у них еще не определены пути реализации своих жизненных задач. Респонденты второй группы наоборот имеют реальную опору в настоящем, строят планы на завтра с полной ответственностью за их реализацию. Однако 10 % подростков склонны переложить решение жизненно важных задач по формированию адекватного образа будущего на значимых взрослых и случайные обстоятельства.
Качественный анализ самооценки жизненного предназначения выявил инфантильную позицию подростков, учащихся общеобразовательной школы, почти никто из них не задумывался над этим вопросом, не готов сегодня что-либо решать в своей жизни, у них отмечаются две базовые ценности: семья и удовольствия для себя. Во второй группе подростков - учащихся в дополнительном образовании наблюдается иная картина. Здесь большинство учащихся имеет достаточно понятную жизненную концепцию, большинство из них ориентированы на самореализацию в творчестве, по их мнению они ощущают себя хозяевами своей жизни и события происходящие в их жизни зависят только от них.
Качественный анализ данных по показателю «образ будущего» позволил выделить отношение к будущему у подростков в каждой их групп и сравнить полученные результаты. Отношение к будущему находится в контексте понятия «психологическое время личности», рассматриваемое как индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущем в отрезке объективного времени жизни.
За основу анализа отношения к будущему был взят типологический подход. В первой группе подростков учащихся в МАОУ «СОШ №51» было выявлено, что большинство подростков характеризуются пассивным отношением к будущему, ситуативной зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей, поверхностным, статичным, стереотипным, односторонним, неосознаваемым характером отражения действительности, суженностью временного кругозора.
Во второй группе отношение к будущему у большинства подростков строятся по созидательно-преобразующему типу. Респонденты в своем самосознании уже представили определенную программу жизни, с пролонгированной организацией времени, которая соотносится со
смыслом жизни, с логикой общественных тенденций. Его отличительные особенности: глубокое, разностороннее и реалистичное осознание
сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, одним из условий которой является оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная трансперспектива.
Проблема личностной организации времени, проблема жизненного пути тесным образом связаны с особенностями планирования личностью времени своей жизни. Оценивая респондентов по факторам «цель-процессрезультат», можно отметить, что в первой группе подростков, учащихся МАОУ «СОШ №51» преобладает однонаправленно-неоптимальный тип, подростки планируют время на «актуальный» период, без создания планов на отдаленное будущее и ситуативно-стихийный тип, который характеризуется пассивной позицией по отношению к планированию времени.
Анализ данных по этим же факторам во второй группе, учащихся МАОУ ДОД «ДХШ №2», показал, что здесь преобладают подростки с прогнозирующе-оптимальным типом, который характеризуется сочетаемостью краткосрочного планирования и планирования времени на отдаленное будущее и однонаправленно-оптимальным типом, в котором также обнаруживается взаимосвязь между планированием ближайшего и отдаленного будущего, но с преобладанием ориентации на одну, уже выбранную, структуру плана;
Дальнейший анализ по факторам «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь», который определяется как ответственность, социальная зрелость, способность контролировать себя и свою жизнь показал, что в первой группе подростков преобладают типы личности, слабо включенные в социальные процессы, не осознающие свободное время как ценность, как правило, наиболее статичны, поскольку не знают, чем это время заполнить. Свободное время людьми этого типа осознается как личностная ценность, но не присваивается ими как ценность.
Следовательно, подростки первой группы менее ответственно относятся к планированию своего будущего, считая это бессмысленным занятием.
А во второй группе преобладают типы личности, более включенные в социальную динамику, находятся в прямых, жестких временных связях с социальными условиями. Они живут преимущественно в сфере общественно необходимого времени, от них требуется определенная производительность труда, определенная скорость. Одновременно они пользуются всеми ценностями общественного времени, они в меньшей степени являются субъектами собственной жизни, распределителями ее времени.
Следовательно, подростки во второй группе стремятся везде успеть, многое достичь, но часто они не хозяева собственного времени и отношение к будущему формируется на основе потребности максимально заполнить его содержанием, ухватится за все и вся.
Проведенный анализ причин переживаний отношения к будущему в обеих группах показал, что для подростков в будущем скрыта тревожная неопределенность перспективы. Неопределенное, недостаточное знание о будущем приводит к состоянию неуверенности, что и может вызвать тревогу.
Кроме того, переживание подростками будущего как проблемы взаимосвязано с их личностными особенностями. Итак, высокая проблемная озабоченность современных подростков в отношении будущего обусловлена как социально-экономическими причинами, так и психологическими, отражающими и возрастные, и индивидуальные
особенности.
Проведенная проверка статистической значимости различий между двумя группами с помощью Т-кр Стьюдента показала, что массивы средних по данным этих групп действительно отличаются друг от друга с высокой степенью достоверности.
Следовательно, можно считать, что система обучения в дополнительном образовании оказывает влияние на формирование образа будущего у подростков, здесь занятия носят определяющий характер для дальнейшего жизненного самоопределения в отличие от системы обучения в общеобразовательной школе, которая не дает возможности жизненных и профессиональных проб, не ориентирует подростка в многообразии жизненных установок и не формирует ответственное поведение за свое будущее у подростков.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, что существуют различия между восприятием образа будущего у большинства современных подростков, обучающихся в МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2» и подростков, учащихся в МАОУ «СОШ № 51»
доказана полностью.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,
1991.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие
- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.
3. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир.
- 1999.-№4.-0176-185.
4. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. - 1993. - №5. - С. 130 - 160.
5. Байярд Р, Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - М., 1995.
7. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 1995.
8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. - М., 1967.
9. Возрастная психология. Полный цикл развития человека: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Комоцкий. - М.: Сфера, 2004.
10. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе. - М., 1987.
11. Всемирная энциклопедия: Философия. -М.: Мысль, 2001.
12. Головаха Е.И., Кроиник А.А. Психологическое время личности. -Киев: Науковадумка, 1984.
13. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006.
14. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб, пособие. -Еродно: ЕрЕУ, 2002.
15. Ковалев В.И. Жизненный путь личности. - М., 1988.
16. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
17. Коржова Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества // Просвещенная коммерция. - 1994. - № 1. - С. 12-21.
18. Крайг Г. Психология развития. - М., 1995.
19. Кривцова С.В. Думая о будущем: проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков. Подросток на перекрестке эпох. -М.: Генезис, 1997.
20. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. -М., 1989.
21. Левин К. Учет подростковой и юношеской психологии // Сноб:
электронный журнал. - 2007. [Электронный ресурс]. URL:
http://vuzlib.nct/beta3/litml/l/12837/12916 (дата обращения: 20.03.2010).
22. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. // Вопросы психологии. -
2001. -№1.-С. 57-65.
23. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь: принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978.
24. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 6. - С. 121-132.
25. Мид М., Бенедикт Р. Культура и мир детства. - М., 1988.
26. Мир детства. Подросток / под ред. А.Г.Хрипковой. - М., 1989.
27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. -М., 1990.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. -М., 1988.
29. Наумова Н.Ф. Общие вопросы самосознания личности // Сноб: Русский Гуманитарный Интернет. - 2006. [Электронный ресурс]. URL:
http://33plus 1 .ru/Decor/Art/Russian/MIF/psihologv.htm (дата обращения: 28.02.2010).
30. Некрасова Е.В. Хронотопические характеристики человека. - Барнаул: БГПУ, 2003.
31. Повзун В.Д. Теории становления ценностных ориентаций
личности // Сноб: электронный журнал. - 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://mirrabot.com/work 50679.html (дата обращения:
20.02.2010).
32. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 20-33.
33. Практическая психодиагностика: учеб, пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ-М, 2007.
34. Психология современного подростка: учебник / под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987.
35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
36. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -М.: Мир, 1994.
37. Роджерс К.Р Становление человека / пер. с англ. - М.: Прогресс, Универе, 1994.
38. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Российское психологическое общество, 1998.
39. Розенберг М.Б. Личность и его образы // Сноб: электронный
журнал. - 2007. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ksu.ru/fl7/k3/docs/obr-13.pdf (дата обращения: 14.03.2010).
40. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.
41. Руссо Ж.Ж. Второе рождение: Идеи Руссо о подростковом возрасте // Сноб: электронный журнал. - 2005. [Электронный ресурс].
URL: http://moideti.comlarticle view.php?id-article=12608id lang=l (дата обращения: 04.04.2010).
42. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь,
самообладание, саморазвитие, самореализация подростка: учеб.пособие / под ред. И.В. Дубровиной. - Н.Новгород, 1995.
43. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи / под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1987.
44. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социальный институт. - 2001. -№ 2. - С. 43-51.
45. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. -М.: 1991. 21 с.
46. Украинц В.Н. Жизненные перспективы личности. - Киев, 1987.
47. Учителям и родителям о психологии подростка / под ред. Г.Аракелова. -М.: Высшая школа, 1990.
48. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
49. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.
50. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. - 2001. - №8. - С. 10-13.
51. Холл С. Взросление // Сноб: электронный журнал. - 2005. [Электронный ресурс]. URL:http://www.tabv27.ru/forum/viewtopic.php? f=48t=5 (дата обращения: 28.03.2010).
52. Цукерман E.A., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.,
53. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. -М., 2006.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И.В.Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2007.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.
56. Яковлев В.И. Социальное время. - Ростов-Н-Дону: РГУ, 1980.
57. Ярская В.И. Развитие понятия времени // Вопросы философии. - 1981. - № 3. - С. 157-160.
58. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 54-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ