Лексический комментарий и упражнения творческого характера при изучении антологии (обзора) англоамериканской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка
|
Введение 3
Глава I. Опыт и современное состояние изучения англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка 7
1.1 Опыт изучения англо-американской литературы в отечественной
лингводидактике 7
1.2 Цели и задачи изучения англо-американской литературы на
современном этапе 20
1.3 Краткий обзор учебных материалов по изучению англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным
изучением иностранного языка 26
Выводы по главе 1 32
Глава II. Практический аспект преподавания англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным
изучением иностранного языка 35
2.1 Виды и типы упражнений творческого характера 35
2.2 Роль лексического комментария и упражнений творческого характера
при изучении антологии (обзора) англо-американской литературы 48
2.3 Серия упражнений творческого характера 53
Выводы по главе II 68
Заключение 71
Список литературы
Глава I. Опыт и современное состояние изучения англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка 7
1.1 Опыт изучения англо-американской литературы в отечественной
лингводидактике 7
1.2 Цели и задачи изучения англо-американской литературы на
современном этапе 20
1.3 Краткий обзор учебных материалов по изучению англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным
изучением иностранного языка 26
Выводы по главе 1 32
Глава II. Практический аспект преподавания англо-американской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным
изучением иностранного языка 35
2.1 Виды и типы упражнений творческого характера 35
2.2 Роль лексического комментария и упражнений творческого характера
при изучении антологии (обзора) англо-американской литературы 48
2.3 Серия упражнений творческого характера 53
Выводы по главе II 68
Заключение 71
Список литературы
В XX веке изменилось отношение к существующим методам обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка. Раньше обучающиеся много работали над грамматикой, заучивали лексический материал, читали тексты и переводили их. Учащимся предлагались достаточно однообразные задания: чтение
художественного текста, перевод незнакомых слов, перевод предложений, выполнение задание после текста, и как конечный результат - его пересказ. Однако с помощью таких заданий осуществлялась лишь информативная функция языка.
В настоящее время изучение иностранного языка стало функциональным и приобрело прикладной характер. Следовательно, изменилась цель обучения иностранному языку. Одной из важнейших целей обучения является формирование навыков чтения, так как с каждым годом растет количество учащихся, которые неспособны понимать прочитанный текст, не разбираются в основной идее произведения.
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения появились новые требования для учителей английского языка в старших классах лицеев и гимназий. Главной задачей учителей в ходе обучения иностранному языку становится предоставление учащимся возможности самостоятельной постановки цели и задач урока, их реализации и оценивании своих достижений. Для достижения целей образовательного процесса, которые бы отвечали нуждам современного общества, учителям было необходимо пересмотреть методику преподавания иностранного языка.
С помощью изучения англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку учителя могут реализовать цели Федерального государственного образовательного стандарта. Государственный
образовательный стандарт предполагает социализацию обучающихся, расширение их лингвистического кругозора, освоение правил лексических и грамматических конструкций, необходимых для общения на английском языке. Изучение антологии (обзора) англо-американской литературы в старших классах лицеев и гимназий побуждает учащихся к чтению книг, создает атмосферу в классе, которая способствует открытому диалогу между учащимися, что, в свою очередь, развивает уважительное отношение и терпимость к различным народам, что является одним из требований Федерального стандарта.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку способствует социализации обучающихся, формирует толерантность к носителям иностранного языка, расширяет лингвистический кругозор и развивает познавательную и эмоциональную сферу старшеклассников.
Цель исследования - разработать серию собственных упражнений творческого характера при изучении англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования: изучение англо-американской литературы в
процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Предметом исследования является использование лексического комментария и упражнений творческого характера при изучении англо-американской литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать опыт изучения англо-американской литературы в отечественной лингводидактике.
3. Рассмотреть цели и задачи изучения англо-американской литературы на современном этапе.
4. Провести краткий обзор учебных материалов по изучению англоамериканской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка.
5. Рассмотреть виды и типы упражнений творческого характера.
6. Выявить роль лексического комментария и упражнений творческого характера при изучении антологии (обзора) англо-американской литературы.
7. Разработать серию собственных упражнений творческого характера.
Гипотеза исследования заключается в то, что процесс обучения
иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий будет эффективным, при условии, что:
- на уроке изучается англо-американская литература;
- используются упражнения творческого характера и лексический комментарий.
Методы исследования. В данной работе используются такие методы исследования, как: анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в изучении англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. К тексту работы прилагается список используемой литературы.
Во введении определяется тема исследования, обосновывается его актуальность, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящается обзору теоретического материала основ изучения англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Вторая глава представляет собой исследование методических аспектов использования лексического комментария и упражнений творческого характера.
Заключение содержит в себе основные выводы результата нашего исследования.
художественного текста, перевод незнакомых слов, перевод предложений, выполнение задание после текста, и как конечный результат - его пересказ. Однако с помощью таких заданий осуществлялась лишь информативная функция языка.
В настоящее время изучение иностранного языка стало функциональным и приобрело прикладной характер. Следовательно, изменилась цель обучения иностранному языку. Одной из важнейших целей обучения является формирование навыков чтения, так как с каждым годом растет количество учащихся, которые неспособны понимать прочитанный текст, не разбираются в основной идее произведения.
В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения появились новые требования для учителей английского языка в старших классах лицеев и гимназий. Главной задачей учителей в ходе обучения иностранному языку становится предоставление учащимся возможности самостоятельной постановки цели и задач урока, их реализации и оценивании своих достижений. Для достижения целей образовательного процесса, которые бы отвечали нуждам современного общества, учителям было необходимо пересмотреть методику преподавания иностранного языка.
С помощью изучения англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку учителя могут реализовать цели Федерального государственного образовательного стандарта. Государственный
образовательный стандарт предполагает социализацию обучающихся, расширение их лингвистического кругозора, освоение правил лексических и грамматических конструкций, необходимых для общения на английском языке. Изучение антологии (обзора) англо-американской литературы в старших классах лицеев и гимназий побуждает учащихся к чтению книг, создает атмосферу в классе, которая способствует открытому диалогу между учащимися, что, в свою очередь, развивает уважительное отношение и терпимость к различным народам, что является одним из требований Федерального стандарта.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку способствует социализации обучающихся, формирует толерантность к носителям иностранного языка, расширяет лингвистический кругозор и развивает познавательную и эмоциональную сферу старшеклассников.
Цель исследования - разработать серию собственных упражнений творческого характера при изучении англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования: изучение англо-американской литературы в
процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Предметом исследования является использование лексического комментария и упражнений творческого характера при изучении англо-американской литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать опыт изучения англо-американской литературы в отечественной лингводидактике.
3. Рассмотреть цели и задачи изучения англо-американской литературы на современном этапе.
4. Провести краткий обзор учебных материалов по изучению англоамериканской литературы учащимися старших классов лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранного языка.
5. Рассмотреть виды и типы упражнений творческого характера.
6. Выявить роль лексического комментария и упражнений творческого характера при изучении антологии (обзора) англо-американской литературы.
7. Разработать серию собственных упражнений творческого характера.
Гипотеза исследования заключается в то, что процесс обучения
иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий будет эффективным, при условии, что:
- на уроке изучается англо-американская литература;
- используются упражнения творческого характера и лексический комментарий.
Методы исследования. В данной работе используются такие методы исследования, как: анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в изучении англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. К тексту работы прилагается список используемой литературы.
Во введении определяется тема исследования, обосновывается его актуальность, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящается обзору теоретического материала основ изучения англо-американской литературы в процессе обучения иностранному языку в старших классах лицеев и гимназий.
Вторая глава представляет собой исследование методических аспектов использования лексического комментария и упражнений творческого характера.
Заключение содержит в себе основные выводы результата нашего исследования.
Каждый год в системе образования появляются новые направления в преподавании иностранного языка в лицеях и гимназиях. Среди учителей большой интерес вызывает изучение антологии англо-американской литературы. Изучение антологии позволяет сделать урок иностранного языка увлекательным и интересным. Также изучение англо-американской литературы несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Большое влияние англо-американская литература оказывает на личность учащихся. Она развивает филологическое, наглядно-образное и креативное мышление, воображение, память, развивает межкультурную и языковую компетенцию, расширяет словарный запас учащихся, улучшает навыки чтения, письма и говорения.
Целями использования англо-американской литературы на уроке иностранного языка являются развитие взаимопонимания, формирование моральных качеств учащихся, терпимости, интереса и любви к прекрасному, укрепление взаимоотношений между человеком и природой и развитие внутреннего понимания использования языка.
Задачами изучения антологии англо-американской литературы являются развитие навыков чтения, письма, говорения, формирование критического мышления, помощь учащимся в нахождении межпредметных связей, информирование учащихся о различных литературных течениях, мотивация к обучению, расширение словарного запаса учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся процессом изучения антологии англо-американской литературы, учитель может использовать различные упражнения творческого характера, которые обладают элементом новизны, интриги, фантазии. Также содержание креативных заданий должно быть интересным для учащихся.
Лексический комментарий - это разъяснения значений слов, их перевод к англо-американскому произведению. Он является необходимым в изучении зарубежной литературы. В учебниках по английскому языку, где есть разделы посвященные литературе, уже имеется комментарий. Однако если учитель хочет подобрать произведение, которое не включено в учебник, то он должен составить лексический комментарий самостоятельно. Для этого необходимо подобрать незнакомые слова, которые предположительно могут вызвать трудности понимания у учащихся. Учителям стоит уделять лексическому комментарию больше времени на уроке, так как это эффективное средство развития устных навыков речи.
Предтекстовые творческие упражнения делают изучение антологии англо-американской литературы увлекательным и интересным процессом, так как они создают благоприятную психологическую атмосферу в классе. Более того, с помощью творческих заданий на уроке иностранного языка можно развить творческие способности учащихся, воображение, память, мышление, спонтанную монологическую и диалогическую речь учеников.
Задания творческого характера на текстовом этапе позволяют учащимся лучше понять содержание текста произведения и его структуру, освоить новый грамматический и лексический материал и развить языковую догадку. Учитель может использовать различные упражнения во время чтения текста произведения, для того чтобы сделать монотонный и долгий процесс увлекательным для всех учащихся.
Творческие задания по послетекстовом этапе развивают креативные способности учеников. Более того творческие упражнения формируют такие способности учащихся как импровизация, оригинальность, гибкость мышления и воображение.
Целями использования англо-американской литературы на уроке иностранного языка являются развитие взаимопонимания, формирование моральных качеств учащихся, терпимости, интереса и любви к прекрасному, укрепление взаимоотношений между человеком и природой и развитие внутреннего понимания использования языка.
Задачами изучения антологии англо-американской литературы являются развитие навыков чтения, письма, говорения, формирование критического мышления, помощь учащимся в нахождении межпредметных связей, информирование учащихся о различных литературных течениях, мотивация к обучению, расширение словарного запаса учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся процессом изучения антологии англо-американской литературы, учитель может использовать различные упражнения творческого характера, которые обладают элементом новизны, интриги, фантазии. Также содержание креативных заданий должно быть интересным для учащихся.
Лексический комментарий - это разъяснения значений слов, их перевод к англо-американскому произведению. Он является необходимым в изучении зарубежной литературы. В учебниках по английскому языку, где есть разделы посвященные литературе, уже имеется комментарий. Однако если учитель хочет подобрать произведение, которое не включено в учебник, то он должен составить лексический комментарий самостоятельно. Для этого необходимо подобрать незнакомые слова, которые предположительно могут вызвать трудности понимания у учащихся. Учителям стоит уделять лексическому комментарию больше времени на уроке, так как это эффективное средство развития устных навыков речи.
Предтекстовые творческие упражнения делают изучение антологии англо-американской литературы увлекательным и интересным процессом, так как они создают благоприятную психологическую атмосферу в классе. Более того, с помощью творческих заданий на уроке иностранного языка можно развить творческие способности учащихся, воображение, память, мышление, спонтанную монологическую и диалогическую речь учеников.
Задания творческого характера на текстовом этапе позволяют учащимся лучше понять содержание текста произведения и его структуру, освоить новый грамматический и лексический материал и развить языковую догадку. Учитель может использовать различные упражнения во время чтения текста произведения, для того чтобы сделать монотонный и долгий процесс увлекательным для всех учащихся.
Творческие задания по послетекстовом этапе развивают креативные способности учеников. Более того творческие упражнения формируют такие способности учащихся как импровизация, оригинальность, гибкость мышления и воображение.



