Задание 1
Расскажите о стилистических особенностях лексики ограниченного употребления (о диалектной лексике, терминах и профессионализмах, жаргонизмах и арготизмах, об их функциях в художественной речи, оправданном и неоправданном употреблении). Ваш ответ должен содержать не менее 300 слов.
Задание 2
Исправьте все ошибки, которые найдете, в предложениях. Запишите исправленные предложения. Укажите, с чем связана ошибка (алогизм, речевая избыточность, речевая недостаточность, неправильное употребление фразеологизма, нарушение грамматической формы, неточность в значении слова, нарушение синтаксической сочетаемости и т.д.).
Задание 3
Укажите усеченные формы прилагательных, отмечая их отличия от кратких (краткие образуются только от качественных прилагательных). Определите их стилистическую нагрузку в тексте (архаизация слога, стилизация, создание возвышенного звучания речи, пародирование высокого слога, стремление уложиться в выбранный стихотворный размер). Переписывать предложения не надо, укажите номер предложения, выпишите примеры усеченных форм прилагательных, охарактеризуйте их.
Задание 4
Дайте определения понятий антифразис, звукопись, лексическая сочетаемость, тропы, эпифора. Приведите примеры их использования.
Антифразис, -ы. В синтаксической стилистике: стереотипная конструкция, всегда выражающая лишь иронический смысл. Вот так удружил! Хорошенькое дело! Этого еще не хватало!
Антифразис, ы. В лексической стилистике: разновидность тропов, насмешливое употребление слова в смысле, обратном буквальному. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).
Задание 5
Закончите определения. Где возможно, приведите примеры использования определяемых понятий.
Задание 6
Найдите различные тропы (метафоры, метонимии, синекдохи, антономазии, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы) и другие выразительные средства в предложениях. Каковы их функции?
Задание 7
Отредактируйте заметку.
В Ростовской области рыбаки двое суток просидели на дереве,
чтобы спастись.
Задание 8
Часто по одной стилистически удачной фразе героя произведения можно получить о нем очень много информации. По приведенному ниже фрагменту охарактеризуйте персонаж, которому принадлежит высказывание. Расскажите все, что можете, о нем: возраст, род деятельности, черты характера, внешности и т.д. Почему вы так решили? Создайте свой вариант диалога персонажей, то есть придумайте, что было до и что после приведенного отрывка. Отметьте и охарактеризуйте используемые в приведенном фрагменте текста стилистические приемы.