ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Атрибуты стратегического планирования и управления на
предприятии 6
1.2. Классификация современных стратегий управления 12
1.3. Факторы эффективности разработки стратегии управления 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «НИКА» 24
2.1. Общая характеристика деятельности гостиничного
предприятия 24
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
гостиничного предприятия 30
2.3. Оценка системы управления гостиничным предприятием 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НИКА» 54
3.1. Совершенствование структуры стратегии развития
гостиничного предприятия 54
3.2. Маркетинговые мероприятия по повышению эффективности
деятельности гостиничного предприятия 63
3.3. Мероприятия по совершенствованию оказания услуг
гостиничным предприятием 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Стратегическое развитие на современном этапе деятельности российских предприятий может существенно помочь преодолеть многие препятствия на пути к их развитию.
Разработка стратегии развития предприятия активно опирается на стратегическое планирование и управление, которое позволит предприятию добиться больших экономических результатов и позволит правильно планировать свою дальнейшую деятельность. Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна, так как ни одна организация не может успешно выжить в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Если в прошлом многие предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным становится осуществление такого стратегического управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий,
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах разработки стратегии развития предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы рассмотрение общепринятых подходов к разработке стратегии развития предприятия на примере гостиничного предприятия ООО «Ника».
В связи с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы выбора и разработки стратегии развития предприятия, а именно изучить роль стратегического планирования и управления в деятельности предприятия;
- провести анализ практики выбора стратегии развития предприятия на примере предприятия ООО «Ника»;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности гостиничного комплекса «Ял» ООО «Ника»;
- разработать рекомендации по выбору и разработке стратегии развития предприятия на примере ООО «Ника»;
- предложить маркетинговые мероприятия по повышению эффективности деятельности гостиничного комплекса «Ял» ООО «Ника».
Объектом исследования является гостиничный комплекс «Ял» (ООО «Ника»).
Предметом исследования является процесс разработки стратегии развития гостиничного предприятия.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой части рассматриваются теоретические основы разработки стратегии развития предприятия в целом. Также рассматриваются современные проблемы организации стратегического планирования и управления.
Во второй части проводится анализ практики разработки стратегии развития предприятия ООО «Ника», а именно анализируется финансовоэкономическая деятельности предприятия и анализируется процесс реализации разработки стратегии развития на предприятии.
В третьей части работы предлагаются мероприятия по совершенствованию стратегии развития деятельности ООО «Ника» и даются рекомендации по совершенствованию структуры стратегии развития предприятия. Дается экономическая оценка эффективности рекомендации по совершенствованию разработки стратегии развития предприятия ООО «Ника».
Рассматривая организационно-правовую структуру с основным видом деятельности по оказанию гостиничных услуг, как субъект управления, следует отметить то, что его процесс функционирования (деятельности) и социально-экономического развития зависит не только от предпринимаемых управленческих воздействий текущего (в течение года) и среднесрочного (3-5 лет) характера, но и от долгосрочного (более 5 лет) управления.
Казалось бы, что такого рода сочетание видов управления предприятиями гостиничного хозяйства трудновыполнимо, так как перспективное управление гостиницей, выступающей равноправным хозяйствующим субъектом - участником рынка услуг в социальной сфере, по нашему мнению, может быть осуществимо постадийно на всех этапах управления, начиная с оперативного и текущего при соблюдении условий и характера реализации каждого из видов управления. Поэтому каждый из видов управления предприятием гостиничного хозяйства должен не только отличаться друг от друга сроками осуществления его основных функций (планирования, регулирования, прогнозирования, организации, контроля, учета и анализа), а также детализацией или укрупненностью выполнения экономических, финансовых, организационных и социальных показателей, но и, находясь в единой системе управления, быть одинаково ориентированным на достижение основной цели - получение наибольшего результата в виде объемов оказания гостиничных и сопутствующих им услуг при рациональном использовании трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.
Таким образом, управление является одной из основных составляющих единой системы управления предприятием гостиничного хозяйства, период времени, воздействия которого на социально-экономического развитие хозяйствующего субъекта, по мнению автора, должен быть равным или превышать время воздействия перспективного управления, а влияние его на деятельность предприятия гостиничного хозяйства, осуществляемое посредством принятых стратегий экономической, маркетинговой, структурно- организационных, социальной, инновационной направленности, не является эволюционным, основанным на перенесении тенденций развития из прошлого в будущее, а выступает как совокупность предпринимаемых мер для обеспечения целевой ориентации на достижение необходимых результатов, роста эффективности деятельности предприятия.
В прошлом многие предприятия гостиничного хозяйства могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют предприятию поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Действия предприятий и их органов управления не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены.
Если раньше считалось, что большое по размерам предприятие имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленькими, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более стратегически ориентированное.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и эволюции позиции потребителя, возрастание конкуренции в процессе потребления всех видов ресурсов, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также влияние ряда других факторов привели к значительному возрастанию роли управления предприятиями гостиничного бизнеса.
Комплексный экономический анализ деятельности гостиничного комплекса «Ял» показал, что предприятие в целом является рентабельным и финансово устойчивым, его основные и оборотные фонды используются эффективно. Однако гостиница столкнулась с проблемой ассортимента услуг, а именно с неполнотой предоставляемых дополнительных услуг.
В связи с выявленной проблемой были предложены следующие мероприятия: совершенствование процесса бронирования, совершенствование услуг обслуживания (возможность доставки заказа в номер) и совершенствование услуг обслуживания (совершенствование ассортимента предоставляемых услуг). Расчет технико-экономических показателей эффективности показал, что все предложенные мероприятия являются экономически эффективными. Их внедрение позволит повысить выручку на 9,84%, увеличить балансовую прибыль на 10,60%, тем самым повысить рентабельность продаж на 6,81%.
В работе были решены все поставленные задачи:
1. Исследовав внешнюю среду, мы определили, что в настоящее время на рынке не хватает гостиницы с высоким качеством обслуживания. Также выяснили сильные и слабые стороны проектируемой организации.
2. Исследовав внутреннюю среду, определили организационную структуру, взаимодействие между подразделениями.
3. Предложили более эффективную систему управления гостиничным комплексом «Ял».
4. Мы предложили организационную систему и просчитали, насколько эффективно будут работать подразделения, как будут загружены сотрудники и на какую задачу необходимо первоначально прилагать усилия.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года №197-ФЗ2.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года №117-ФЗ Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «расходы организации» ПБУ 10/99».
3. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 года №132-Ф3 (с изм. от 01.07.2015 года №169-ФЗ)
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил
предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 25.04.1997 года №490 (с изм. 06.10.2015 года).
5. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» от 21.06.2003 года №197.
6. Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) от 25 января 2015 года №35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2011 года №569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
8. Приказ Ростуризма РФ «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» от 21 июля 2005 года №86.
9. Анисимов С., Анисимова Е. Управление проектами. Российский опыт. - М.: Вектор, 2013. - 358с.
10. Ахметов К.С. Практика управления гостиничными предприятиями. - М.: Русская Редакция, 2015. - 240с.
11. Байлик С.И. Г остиничное хозяйство. - М.: Вира-Р, 2015. - 252с.
12. Байлик С.И. Организация, управление, обслуживание в гостиницах. - М.: Вира-Р, 2016. - 315с.
13. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. - М.: Вершина, 2014. - 381с.
14. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М.: Сфера, 2016. - 350с.
15. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. - М.: ФЕНИКС,
2014. - 226с.
16. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - М.: ФЕНИКС, 2015. - 352с.
17. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием. - М.:
Университетская книга, 2012. - 372с.
18. Грашина М., Дункан В. Основы управления гостиничным бизнесом. - СПб.: Книжник, 2015. - 441с.
19. Джабраилов X. Управление непрерывным развитием гостиницы как необходимый фактор ее экономического роста. - М.: Юрайт, 2015. - 401с.
20. Джанджугазова Е.А. Маркетинг индустрии туризма: Учебное пособие. - М.: Академия, 2013. - 318с.
21. Ефимов C.JI. Управление персоналом: гостиничный бизнес. - М.: ТрансЛит, 2012. - 391с.
22. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание, 2014. - 253с.
23. Ефимова О.П., Ефимова H.A. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. - М.: Новое издание, 2013. - 217с.
24. Зайцева H.A. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. - 342с.
25. Иванов В.В., Волов А.Б. Использование организационных структур менеджмента в гостиничном бизнесе. - М.: Юрайт, 2015. - 353с.
26. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление предприятиями гостиничного бизнеса. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 385с.
27. Илларионов В.Г., Ходяков А.У. Информационные системы управления гостиничными комплексами. - М.: Инфоцентр, 2016. - 429с.
28. Кобяк М.В. Управление качеством в гостинице. - М.: Магистр, 2012. - 373с.
29. Кабушкин Н.И., Малашенко В.И. Менеджмент туризма: Практикум. - Мн.: БГЭУ, 2015. - 137с.
30. Ковальчук А.П. Управление инвестиционной деятельностью в сфере туризма и гостиничного хозяйства. - М.: Перспектива, 2015. - 306с.
31. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 471с.
32. Кусков A.C. Гостиничное дело. - М.: ИТК Дашков и К, 2013. - 376с.
33. Лесник А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом. - М.: Известия, 2016. - 426с.
34. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Маркетинг и реклама в гостиничном бизнесе. - М.: Талер, 2015. - 391с.
35. Литке Х.Д., Кунов И.П. Стратегии конкуренции в гостиничном бизнесе. - М.: Управление проектами, 2016. - 195с.
36. Ляпина И.Я. Организация и технология гостиничного обслуживания. - М.: Ретроспектива, 2014. - 149с.
37. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 437с.
38. Малашенко В.И. Менеджмент туристского предприятия. - Мн.: БГЭУ,
2015. - 265с.
39. Медлик С., Инграм X. Гостиничный бизнес. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. - 381с.
40. Менеджмент гостиничных услуг./ Под ред. Перевозчикова А.С. - М.: Равновесие, 2014. - 360с.
41. Методология оценки экономической эффективности гостиниц./ Под ред. Рассказова М.М. - СПб.: Монолит, 2014. - 206с.
42. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социальнокультурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2015. - 357с.
43. Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса: Формирование кадровой политики гостиничного предприятия. - СПб.: Питер, 2013. - 259с.
44. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма./ Под ред. Лесника А.Л. - М.: Инфра-М, 2012. - 425с.
45. Романов В,А., Цветкова С.Н., Шевцова Т.В. и др. Гостиничные комплексы: Организация и функционирование. - М.: Терра, 2014. - 407с.
46. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. - М.: КноРус, 2016. - 249с.
47. Сенин В.С., Денисенко А.В. Гостиничный бизнес. Классификация гостиниц и других средств размещения. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 383с.
48. Семенов В.С., Калининский И.М., Попова Н.А. Гостиничное хозяйство. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 278с.
49. Современные организационные структуры гостиничных комплексов и системы их управления./ Под ред. Верховцев Т.В. - М.: Инфра-М, 2015. - 281с.
50. Сорокина A.B. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. - М.: Альфа-М, 2013. - 295с.
51. Тимохина Т. Организация административно-хозяйственной службы гостиницы. - М.: Форум, 2012. - 532с.
52. Труханович Л.В. Персонал сферы гостиничного обслуживания. - М.: Финпресс, 2014. - 241с.
53. Туризм и гостиничное хозяйство./Под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЮРКНИГА, 2013. - 405с.
54. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 607с.
55. Филин П.Р. Финансовый менеджмент гостиничных предприятий. - М.: Перспектива, 2015. - 359с.
56. Харрингтон Дж., Макнеллис Т. Совершенство управления проектами в гостинице. - М.: Стандарты и качество, 2014. - 340с.
57. Чудновский А.Д. Информационные технологии управления в туризме. - М.: Кнорус, 2015. - 306с.
58. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М.: Кнорус, 2014. - 276с.
59. Янкевич В.С. Система поощрения персонала гостиничного предприятия. - СПб.: Книжник, 2014. - 362с.
60. Гостиничный бизнес [Электронный ресурс].// Режим доступа http: //www.hotres .ru/hotre s/detail.
61. Материалы гостиничного комплекса «Ял» (ООО «Ника») за 2013-2015 года.