Введение
Глава 1. Теоретико-методические основания развития самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа
1.1. Самообразовательная культура личности как психолого-педагогический феномен
1.2. Методические аспекты развития самообразовательной культуры
будущего педагога-хореографа
Выводы по главе 1
Глава 2. Практический опыт работы по развитию самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа посредством Интернет-ресурса
2.1. Интернет-ресурс как источник информации по педагогике
хореографии
2.2. Диагностика уровня развития самообразовательной культуры
студентов-хореографов Казанского федерального университета
2.3. Рекомендации по развитию самообразовательной культуры
будущего педагога-хореографа посредством Интернет-ресурса
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Актуальность исследования. В настоящее время информация и ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют доминирующую роль в жизни общества. Своевременное получение информации становится приоритетом во многих областях знания: экономике, компьютерных технологиях, образовании и т.д. Люди черпают сведения из СМИ, Интернет-ресурсов, журналов, радиопередач и т.д. Но получаемые данные не всегда достоверны и корректны, что выдвигает на первое место умение работать с информацией: находить и отбирать нужные сведения, проводить их анализ, делать аргументированные выводы на основе изученного материала.
Модернизация образования требует разработки новых подходов к использованию потенциала современных информационных технологий в развитии личности обучаемого, формировании у него способностей к альтернативному мышлению. Это нашло отражение в таких документах, как «Национальная доктрина образования до 2025 года», Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2010-2015 гг.». В частности, в Национальной доктрине образования отмечается, что современная система образования призвана обеспечить формирование навыков самообразования, самореализацию личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Информационно культурным считается тот человек, который не только в совершенстве владеет инфокоммуникационными технологиями, но в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию в течение всей профессиональной жизни.
Степень изученности проблемы. Многочисленные научные труды посвящены теоретическим основам самообразования личности, методологическому обоснованию категории «самообразование личности» (Г.Е. Зборовский, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин и др.).
Проблема самообразования личности является предметом изучения различных областях науки. В частности, психологические основы самообразования школьников изучены Л.И. Божович, Н.Ф. Добрыниным, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубенштэйном и др.; филосовские и методические аспекты самообразования в его связи с самовоспитанием и саморазвитием рассматривались в научных трудах В.И. Андреева, О.Н. Козловой, П.Н. Осипова и др.;
Педагогические основания самообразования, содержание и методика работы по формированию культуры самообразовательной деятельности личности раскрыты A.B. Баранниковым, В.Б. Бондаревским, Г.П. Скамницкой, H.A. Половниковой и др. Общетеоретическое обоснование сущности концепта «профессиональная культура преподавателя», в том числе и «культура самообразования преподавателя» представлены в исследованиях O.A. Абдуллиной. Раскрыты новые педагогические и информационные технологии в системе образования (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.) Применение Интернет-ресурса для самообразования учителя иностранного языка рассмотрено (Д.С.Петрущенковой, М. М. Ниматулаев).
Вопросами информатизации самообразовательного процесса на разных этапах его развития занимались многие ученые психологи, философии и педагоги (Р.Ф. Абдеев, Б.С. Гершунский, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов и др.)Теоретическими источниками в области информатизации образования, теории и методики обучения информатике послужили работы С.А. Бешенкова, Т.В. Добудько, М.П. Лапчик, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности Интернет-ресурса как средства развития самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа.
Объект исследования: процесс развития самообразовательной
культуры педагогов искусства.
Предмет исследования: Интернет-ресурс как средство развития самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа.
Гипотеза исследования состоит в том, что самообразование будущего педагога-хореографа с использованием Интернет-ресурс, под которой понимается многокомпонентная, личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность, направленная на трансформацию процесса обучения в процесс самообразования, обусловленная особенностями получения информации образовательного характера посредством интернет - ресурс, способствующая формированию ключевых компетентностей преподавателя, может быть эффективной, если выполняются следующие условия:
• активизируется процесс самообразования преподавателей через освоение информационных технологий (Интернет-ресурс);
• формируется мотивация самообразования преподавателей на основе использования интернет - ресурс;
• развиваются ключевые понятия будущих педагогов-хореографов в самообразовании с помощью современных интернет - ресурсов.
Задачи исследования:
1. раскрыть самообразовательную культуру личности как психолого-педагогический феномен;
2. рассмотреть методические аспекты развития
самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа;
3. изучить Интернет-ресурс как источник информации по педагогике хореографии;
4. провести экспериментальную работу по развитию самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа посредством Интернет-ресурса.
Методы исследования:
• теоретические методы (анализ, синтез, сравнение), изучение научной литературы по теме исследования; классификация Интернет-сайтов по хореографии;
• эмпирические методы: анкетирование; педагогический
эксперимент.
Методологической основой исследования является труды, посвященные формированию культуры самообразования будущего педагога- музыканта Е.А. Дыгановой и З.М. Явгильдиной; Самообразовательная деятельность как главное условие, необходимое для развития профессиональной компетентности у студентов вузов в современных условия Иванова, М.А.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрена самообразовательная культура личности будущего педагога- хореографа; предпринята классификация Интернет-источников по хореографии; разработана технология развития самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа посредством Интернет-ресурса.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнено определение и структура самообразовательной культуры личности будущего педагога-хореографа, выявлена роль Интернет-ресурса в ее формировании, намечены пути работы педагогов-хореографов с современными источниками информации, обеспечивающими обогащение и обновление содержания учебного материала.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть применены в обучении студентов-хореографов, а также в работе практикующих педагогов- хореографов.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета, в группе 10.2-312 и охватило 15 студентов-хореографов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование с профилем подготовки «Хореографическое искусство».
Этапы работы: На первом этапе осуществлялся сбор и анализ научной литературы по теме исследования; определялись объект и предмет, цель и задачи исследования; формулировалась гипотеза;
На втором этапе изучалась самообразовательная культура личности и её методические и технологические аспекты, изучались сайты, классифицировался Интернет-ресурс как источник информации по педагогике хореографии.
На третьем этапе проводилась опытно-экспериментальная работа, выявлялась и обосновывалась самообразование будущих педагогов - хореографов с помощью Интернет-ресурса, формулировались выводы, оформлялись результаты выпускной квалификационной работы.
Структура. В соответствии с целью и задачами научного исследования определена структура диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52) и приложений.
Во введение обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи, гипотеза исследования; приводятся методы исследования; указывается степень научной новизны; осуществляется обзор научной литературы.
В первой главе рассматривается теоретические и методические аспекты самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа, изучены виды, формы самообразовательной культуры; теоретические аспекты самообразования; методические аспекты самообразования; теория и методика будущего педагога-хореографа; теоретические и методические аспекты самообразовательной культуры, самообразовательная культура
будущего педагога-хореографа; подведен итог исследования,
сформировались окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Во второй главе цель работы заключается в Интернет-ресурсе как источник самообразовательной культуры педагога-хореографа. В работе были изучены основные источники (сайты) самообразовательной культуры студента-хореографа; самообразовательной культуры педагога-хореографа; хореографические сайты. Так же представлена технология развития самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа провелась экспериментальная работа на основе этой же технологии и методике самообразования культуры педагога-хореографа посредством Интернетресурса. Подводятся итоги и выводы исследования по рассматриваемой теме.
В заключении представлены выводы исследования.
В приложении помещен путеводитель по хореографическим Интернетсайтам.
Проблема развития самообразовательной культуры педагога- хореографа актуализирована изменениями, происходящими в системе высшего педагогического образования, где из одной из поставленных стратегических задач является формирование уровня самообразовательной культуры педагога-хореографа. Второй проблемой является, развитие самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа посредством Интернет-ресурса. Успешность этих решений зависит от множества факторов, поэтому требует разработки педагогическо-методических технологий и научно-практического обоснования условий их практической реализации.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
Изучение научной литературы по проблеме самообразовательной культуре педагога-хореографа средствами Интернет-ресурса позволило обнаружить, что культура самообразования педагога-хореографа представляет собой сложное интегральное образование, включающая в себя самообразование, профессиональное самообразование, педагогическое самообразование, самообразование культуры личности, самообразование педагога-хореографа, самообразование культуры педагога-хореографа.
На основании анализа множества научных подходов к определению следующих сопряженных понятий: «самообразование» «профессиональное самообразование», «педагогическое самообразование», «самообразование культуры личности», «самообразование педагога-хореографа» и «самообразование культуры педагога-хореографа», нами уточнена сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования «самообразование педагога-хореографа» и «самообразовательная культура педагога-хореографа».
Полученные данные исследования позволили нам дать следующие определения исследуемым понятиям: самообразование педагога-хореографа систематизирует, апробируя самостоятельно полученные знания,
самостоятельно целенаправленная деятельность педагога-хореографа в области педагогики, планомерная, непрерывная, самостоятельная работа педагога по повышению своего профессионального мастерства, на основе сформировавшихся мотивов и добровольных побуждений, способствуя развитию личности, в рабочее и в свободное время; самообразовательная культура педагога-хореографа - закономерный результат целенаправленного организованного процесса формирования ценностного отношения к самообразованию, признания педагога-хореографа как субъекта образовательной самостоятельности, осознающего цели
самообразовательной деятельности, необходимость овладения самообразовательной культурой педагога-хореографа.
Анализируя Интернет-ресурсы, как источник информации, выделяем самые полезные сайты по самообразовательной культуре будущего педагога хореографа:
Сайты: «WeLoveDance»; Официальный сайт «Тодес»; танцы на ТНТ; «Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева»; «Государственный академический ансамбль классического танца имени Игоря Моисеева». Являющимися самыми лучшими сайтами, все они расположены в классификации официального сайта, каждый из них стоит в списке мотивирующих сайтов самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа.
Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, пришли к выводу о том, что разработанная и реализованная в образовательном процессе технология самообразовательной культуры будущего педагога-хореографа средствами Интернет-ресурс и педагогическая сопровождение её эффективной реализации отражает определенную положительную динамику повышения уровня самообразовательной культуры педагога-хореографа средствами Интернетресурс. Тем самым подтверждая выдвинутую гипотезу исследования, что дает основание считать проведенную выпускную квалификационную работу.
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: пособие докт. филос. наук / Р.Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
2. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
3. Айламзян, А.К. Информация и информационные системы: монография / А.К. Айламзян. - М.: Радио и связь, 1992. - 161 с.
4. Асанова, Н.И. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования / Н.И. Асанова, Л.Ю. Талипова, Т.А. Топеха // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2014. - Вып. 3. - С. 21-26.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. докт. пед. наук/ Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. -558 с.
6. Бездениско, Е.Д. Самообразование как условие личностнопрофессионального роста учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Д. Бездениско. - Ростов-на-Дону, 2007. - 26 с.
7. Бешенков, С.А. Информатика и информационные технологии / С.А. Бешенков // Приложение к газете «Первое сентября». - 1998. - № 39. - С.19-22.
8. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. - М.: Юрайт, 2016. - 164 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна, вст.ст. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
10. Веревкина-Рахальская, Ю.Н. Методика использования Интернет-
ресурсов в формировании коммуникативной компетенции студентов специализированных вузов: автореф. дис. ...канд. пед. наук /
Ю.Н. Веревкина-Рахальская. - М., 2003. - 291 с.
11. Вертелицкая, И.Г. Технологический аспект самообразования учителя / И.Г. Вертелицкая, М.В. Корнилова // Вестник ТГПУ. - 2007. - Вып. 7.- С. 40-43.
12. Ганин, Е.А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Ганин. - Чита, 2004. - 175 с.
13. Грибкова, О.В. Теория и практика формирования
профессиональной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. .д-ра пед. наук / О.В. Грибкова. - М., 2010. -52 с.
14. Гусев, Г.И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Гусев. — М., 1974. - 173 с.
15. Дыганова, Е.А. Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта: монография / Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина. - Казань: ИФМК КФУ, 2014. - 165 с.
16. Дьяконова, Л.Т. Танец как феномен культуры / Л.Т. Дьяконова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - Вып. 3. - С. 150-155.
17. Закиров, Г.С. Организация самообразования учащейся молодежи / Г.С. Закиров. - Казань: КГПУ, 2000. - 165 с.
18. Зборовский, Е.Г. Самообразование - парадигма XXI века / Е.Г. Зборовский, Е.А. Шуклина // Высшее образование в России. - 2003. - Вып. 5. - С.25-32.
19. Иванова, М.А. Самообразовательная деятельность как главное
условие, необходимое для развития профессиональной компетентности у студентов инженерных вузов в современных условиях / М.А. Иванова // Проблема системной модернизации экономики России: социально -
политический, финансово-экономический и экологический аспекты. - СПБ.:
Институт бизнеса и права, 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ibl.ru/konf/021210/109.html (дата обращения 12.05.2017)
20. Каракозов, С.Д. О процессах информатизации в российском
образовании / С.Д. Каракозов [Электронный ресурс] //
http://ict.intormika.ru/ft/006077/2001 -2.pdf (дата обращения 12.05.2017)
21. Качалов, Д.В. Формирование культуры самообразования у студентов вуза / Д.В. Качалов // Мир науки. - 2016. - Том 4. - № 5. - С.1-6.
22. Каюда, Г. П. Развитие самообразовательной культуры учителей в процессе исследовательской деятельности педагогического коллектива школы: дис. ... канд. пед. наук / Г. П. Каюда. - М., 2011. - 154 с.
23. Колин, К. К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе / К.К. Колин // Открытое образование. - 2010. - №6. - С. 84-89.
24. Кондратенко, Ю.А. Система художественного языка танца: дис. ... докт. иск. / Ю.А. Кондратенко. - Саранск, 2010. - 327 с.
25. Кравчук, О.М. Теоретико-методические аспекты самообразования будущих специалистов / О.М. Кравчук // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 26-30.
26. Кудрявцева, Е.Ю. Самообразовательная компетенция как основа продуктивной учебной деятельности / Е.Ю. Кудрявцева // Вестник развития науки и образования. - 2008. - №4. - С. 58-63.
27. Кудрявцева, Е.Ю. Сущность самообразования в контексте непрерывного образования личности / Е.Ю. Кудрявцева // Вестник развития науки и образования. - 2008. - №4. - С.78-81.
28. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / М. П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Academia 2005. - 624 с.
29. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения: учеб. пособие / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика 1988. - 192 с.
30. Моисеев, Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н.Н. Моисеев // Полис. Политические исследования. - 1993. - №3. - С. 6-10.
31. Ниматулаев, М.М. Использование web-технологий для самостоятельного повышения квалификации в условиях информационнокоммуникационной среды: автореф. дис. ...док. пед. наук / М.М. Ниматулаев. - М., 2012. - 23 с.
32. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
33. Пашкин, С.Б. Психологическая и педагогическая культура личности и ее формирование в вузе: учебно-методическое пособие / С.Б. Пашкин, В.В. Семикин. - СПб., 2015. - 58 с.
34. Петрущенкова, Д.С. Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка / Д.С. Петрущенкова [Электронный ресурс] // URL: http://www.eidos.ru/ioumal/2010/0423-5.htm (дата обращения 07.05.2017).
35. Писляков, В. В. Инфометрическое моделирование процесса обращения к электронным информационным ресурсам: автореф. дис. ... канд. физ.-мат. наук / В. В. Писляков - Казань, 2008. - 19 с.
36. Райский, Б.Ф. Развитие у школьников стремления к
самообразованию: монография / Б.Ф. Райский, М.В. Матюхина,
Г.И. Школьник. - Волгоград: ВГПИ, 1973. -190 с.
37. Развитие образование на 2013-2020 годы: Государственная
программа Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс] // URL: http://xn--80abuciiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/3409 (дата обращения 5.06.2017).
38. Роберт, И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания / И. В. Роберт // Человек и образование. - 2012. - № 1. - С. 14-18.
39. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в
образовании: дидактические проблемы; перспективы использования:
монография / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
40. Романюк, Э.И. Мировые информационные электронные ресурсы по научной тематике: классификация и возможные варианты доступа и поиска / Э. И. Романюк [Электронный ресурс] // URL: http://refdb.ru/look/1771930.html (дата обращения 1.05.2017).
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн
[Электронный ресурс] // URL:
http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu obzhey psc.pdf (дата обращения 5.05.2017).
42. Сабирова, Г.Б. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук / Г.Б. Сабирова. - Казань, 2000. - 236 с.
43. Селиванова, М.Т. Интернет станет главным помощником в деле самообразования / М.Т. Селиванова [Электронный ресурс] // URL: ttps://iq.hse.ru/news/177667353.html (дата обращения 5.05.2017).
44. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Кн.1: учебное пособие для студентов пед. вузов / под ред. М.В. Ретивых. - Брянск: Брянский государственный университет, 2003.-174 с.
45. Симонов, В.П. Моделирование и оценка качества научно исследовательской работы в образовательных системах: учебно-метод. пособие для системы высшего и среднего профессионального образования / В.П. Симонов. - М.: Перспектива, 2010. - 92 с.
46. Сластенин, В.А. Педагогика: учебн. пособие для высш. пед. учебн.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенин. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 576 с.
47. Сманов, И.С. Искусство в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников: дис. ... д-ра пед. наук / И.С. Сманов. -
М., 2000. -264.
48. Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков:
проблема и ресурс / А.Б. Сорокина //
Современная зарубежная психология. - 2015. - Том 4. - № 1. - С. 45-64.
49. Фомичев, А.В. Организационно-содержательное обеспечение процесса формирования и развития деятельности самообразования педагога физической культуры / А. В. Фомичев // Мир науки. - 2016. - Том 4. - №2. - С. 1-8.
50. Черри, К.П. Человек и информация / К.П. Черри. — М.: Связь, 1972. -368 с.
51. Щёкотова, С.Ф. Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога / С.Ф. Щёкотова [Электронный ресурс] // URL: http://festival. 1 september.ru/articles/617521/ (дата обращения 5.06.2017).
52. Якушева, С.Д. Самообразование и самовоспитание в развитии личности педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. - Часть IV. - Новосибирск: СибАК, 2010. - С. 33-39.