ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I НАУЧНО - МЕТОДИЧЕКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития
скоростных способностей 6
1.2. Средства и методы развития скоростных способностей 12
1.3. Особенности тренировки в беге на короткие дистанции 17
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ВЫДВИНУТОЙ ГИПОТЕЗЫ 31
3.1. Экспериментальная методика развития скоростных способностей у
легкоатлетов специализирующихся в беге на короткие дистанции 31
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 36
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Среди массовых видов спорта легкая атлетика по своей популярности занимает ведущее место. Одним из наиболее престижных видов в легкоатлетической программе является спринтерский бег. Высокая социальная значимость этой спортивной дисциплины предопределяет значительный интерес к научным исследованиям по всему спектру проблем многолетней подготовки легкоатлетов-спринтеров [1, 3].
Анализ данных динамики развития высших спортивных достижений и мировых рекордов, обобщение научных исследований показывает, что, одним из резервов результативности соревновательной деятельности легкоатлетов в беге на короткие дистанции является совершенствование специальной физической подготовки [19]. Причем развитие физических способностей спортсменов должна сочетаться с четкой ориентацией их подготовки на достижение таких уровней индивидуального спортивного развития, которые гарантировали бы реализацию генеральной цели — достижение запланированного результата.
Каждый новый этап роста рекордных достижений заставляет тренеров пересматривать или вносить коррективы в тренировочный процесс подготовки спортсменов. Так с ростом спортивного мастерства тренировка принимает более узконаправленный характер, а соотношение средств подготовки и уровень развития физических качеств спортсменов более дифференцированы [23]. Поэтому для дальнейшего роста спортивных результатов возникает необходимость интенсификации и специализации тренировочного процесса что заставляет вести поиск всё новых эффективных тренировочных средств.
Общепризнанно, что в основе подготовки бегунов на короткие дистанции, лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера. Вместе с тем, еще не до конца решен вопрос о преимуществах одних тренировочных средств над другими, особенно на начальных этапах занятий [27, 30, 33]. Аргументированное решение о преимуществах того или иного подхода затрудняется противоречивостью экспериментальных материалов, связанных с построением моделей физической, технической и соревновательной подготовленности юных спортсменов, занимающихся легкоатлетическим спринтом.
Редки и обрывочны попытки увязывания показателей скоростной подготовленности юных спринтеров с ключевыми характеристиками их соревновательной деятельности. Последнее обстоятельство особенно препятствует адекватному выбору вариантов использования тренировочных средств, поскольку при этом в управлении становлением мастерства юных спортсменов становится возможным неоправданное смещение целевых ориентиров.
Поэтому тренеры вынуждены либо самостоятельно решать эту проблему, либо копировать программу тренировки для своих учеников с образцов подготовки высококвалифицированных спортсменов, уровень мастерства которых и содержание подготовки существенно отличается от подготовки спортсменов младших разрядов.
Вследствие этого возник вопрос о том, какую методику применять в подготовке легкоатлетов специализирующихся в беге на короткие дистанции, чтобы наиболее эффективно повысить показатели развития скоростных способностей. Решение этого вопроса, на наш взгляд является актуальным на данный момент.
Объект исследования - тренировочный процесс легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет.
Предмет исследования - разработанная методика развития
скоростных способностей у легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет.
Цель работы - экспериментально проверить и обосновать влияние разработанной методики развития скоростных способностей у легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
2) разработать и апробировать методику развития скоростных способностей у легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет;
3) проверить эффективность разработанной методики развития скоростных способностей у легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что разработанная методика позволит повысить уровень развития скоростных способностей у легкоатлетов специализирующихся в беге на короткие дистанции если:
1) подбор средств, для развития скоростных способностей
обеспечивается комплексом скоростных и скоростно - силовых упражнений;
2) для нестандартных проявлений быстроты с постоянно
меняющимися ситуациями применять подвижные игры.
Для решения задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка результатов исследования.
База исследования — МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода
1. Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов считают, что с целью развития быстроты у детей среднего школьного возраста следует упражнять занимающихся в скоростных двигательных действиях и совершенствовать быстроту двигательных реакций. Полезны упражнения со скоростью, превышающей обычную. В этом возрасте целесообразно также применять упражнения скоростно-силового характера. Многие авторы подчеркивают необходимость в процессе воспитания быстроты совершенствовать все формы ее проявления. Так, для повышения скорости целостного двигательного акта рекомендуются упражнения, выполняемые с предельной и околопредельной быстротой, для улучшения двигательной реакции упражнения, требующие мгновенного реагирования на сигнал или изменение ситуации. Для предупреждения «скоростного барьера» рекомендуется в этом возрасте использовать вариативный метод тренировки.
2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами были проведены контрольные испытании по определению уровня развития скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет. Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента спортсмены контрольной и экспериментальной группы находились в равной степени подготовленности.
3. В результате теоретического анализа была разработана методика по развитию быстроты. В которой развитие скоростных способностей шло за счет всесторонней физической подготовки скоростные способности развивать на основе всех видов физических упражнений, которые выполняются в быстром темпе; подбор средств, для развития скоростных способностей обеспечивался комплексом скоростных и скоростно - силовых упражнений; для нестандартных проявлений быстроты с постоянно меняющимися ситуациями применять подвижные игры.
4. Формирующий эксперимент показал эффективность экспериментальной методики по развитию скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет. Достоверные различия обнаружены в показателях: бег 60 м с высокого старта; бег с низкого старта 30 метров и бег с ходу на 30 метров. Во всех представленных показателях достоверность различий отмечена на 5% уровне значимости.
Таким образом проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о эффективности разработанной методики направленной на развитие скоростных способностей среди легкоатлетов в возрасте 13 -14 лет.
1. Алабин В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов [Текст] / В. Г. Алабин. - Минск: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Баева Т. Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании [Текст] Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. - СПб.: НИИХ, 2011. - 81 с.
3. Бальсевич В. К. Многолетняя подготовка спринтеров [Текст] / В. К. Бальсевич. — М: Физкультура и спорт, 1983 - 170 с.
4. Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспект [Текст] / В. К Бальсевич. Теория и практика физической культуры. - 2003.- С. 14-15.
5. Баранов А. А. Здоровье детей России [Текст] / А. А. Баранов. - М., 2000. - 273с.
6. Баранцев С. А. Возрастные изменения скоростного бега детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] /. С. А. Баранцев. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - С.15-19.
7. Борзов В.Ф. Большой спринт во сне и на яву [Текст] / В. Ф. Борзов. - М.: Олимпийская литература, 2016. - 191 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 2008. - 135 с.
9. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М.А.Годик.- М.: Физкультура и спорт, 2010. - 136 с.
10. Жилкин А. И. Легкая атлетика [Текст] / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: Академия, 2009 - 464 с.
11.Зациорский В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009 - 200 с.
12. Ивочкин В. В. Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов [Текст] / В. В. Ивочкин. - Москва 1986. - С. 74-81.
13. Книга тренера по лёгкой атлетике [Текст] / Под ред. Хоменкова Л.С. 3¬е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
14. Куприянов А. А. Журнал учета работы тренера-преподавателя [Текст] / А. А. Куприянов. - М.: Советский спорт, 2010. - 130с.
15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт. 2004. - 404 с.
16. Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся [Текст] / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. М.: Просвещение, 2011. - 886 с.
17. Лазарев И. В. Практикум по лёгкой атлетике. Учеб. пособ для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / И. В. Лазарев. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
18. Лёгкая атлетика и методика преподавания [Текст] : Учебник для ин-тов физ. Культуры / под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лушковского, В.В.Ухова.- М.: Физкультура и спорт, 1995. - 271 с.
19. Локтев С.А. Проблемы подготовки резерва в беге на короткие дистанции [Текст] / С. А. Локтев.- Краснодар, 2001. - 150 с.
20. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В. И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.
21. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов [Текст] / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2006. - 126 с.
22. Макаров А.Н.. Лёгкая атлетика. Учеб. для учащихся отделений физического воспитания пед. Училищ;-2-е изд. дораб. [Текст] / А. Н. Макаров. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
23. Максименко Г.Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов [Текст] / Г. Н. Максименко. - Киев: Здоровье, 1998. - 144 с.
24. Максименко Г.Н. Тренировка бегунов на короткие дистанции [Текст] / Г. Н. Максименко, Б. И. Табачник. - Киев: Здоровье, 1995. - 128 с.
25. Мальцев А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников [Текст] / А. И. Мальцев - М.: Феникс, 2014. - 288 с.
26. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 1991. - 201 с.
27.Озолин Н.Г. Научно-методические основы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов Книга тренера по лёгкой атлетике. Изд. 3-е [Текст] / Под ред. Хоменкова Л.С. — М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 4-84.
28.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель, 2002. - 560 с.
29.Основы лёгкой атлетики [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. Бойко А.Ф. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 200 с.
30. Примаков Ю.И. Быстрота и методы её совершенствования у легкоатлетов [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ю.И. Примаков. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 98с.
31. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г. И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 476 с.
32. Полищук В. Д. Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов [Текст] / В. Д. Полищук. - Киев.: Олимпийская литература, 2009. - 160 с.
33. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Г. Н. Германов. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 220 с.
34. Современная система спортивной подготовки [Текст] / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. — М.: СААМ, 1995. - 445с.
35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
36. Тер-Ованесян И. Подготовка легкоатлета: современный взгляд [Текст] / И. Тер-Ованесян. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 188 с.
37. Уилмор Дж.Х. Физиология спорта [Текст] / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 200 с.
38. Физиология человека / Под редакцией В.В. Васильевой. - Москва: Физкультура и спорт, 1984. - 174с.
39. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: ФиС, 1991. - 224 с.