Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование театрализованной деятельности для формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития

Работа №62482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
351
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование основ безопасного поведения детей с задержкой психического развития в театрализованной деятельности 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с диагнозом задержка психического развития 8
1.2. Особенности театрализованной деятельности детей с задержкой
психического развития 13
1.3. Анализ современных образовательных программ по формированию
основ безопасного поведения детей дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
Глава II. Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития 26
2.1. Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей
дошкольного возраста с ЗПР 26
2.2. Влияние театрализованной деятельности на формирование основ
безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.3. Итоговая диагностика по усвоению способов безопасного поведения
детей с ЗПР 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения


Актуальность исследования. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования.
С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Закон об образовании от 21 декабря 2012 г. (№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в котором говорится о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста...» (статья 64). «Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни (статья 48). Перед педагогами ДОУ усложняются задачи: очень важной и приоритетной остается задача по развитию творческой личности ребенка, его эмоционального здоровья, туда так же входит и приобщение детей к театрализованной деятельности. Театр воспитывает, развлекает и является средством гармоничного развития ребенка. Дети самостоятельно драматизируют знакомые сюжеты, взятые из жизненных ситуаций, сказок, тем самым, идет обучение и по формированию элементарных представлений о правилах безопасности в различных жизненных ситуациях; подготовка детей к процессу обеспечению личной безопасности (самосохранению) на дорогах, в природе и быту. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и практики, необходимость их решения определили тему исследования: «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности». Исходя из актуальности данной темы, определяется цель выпускной квалификационной работы - разработка дидактического обеспечения формирования основ безопасного поведения детей с ЗПР в рамках интегративной программы «Оберегайка».
Объектом нашего исследования является процесс формирования основ безопасного поведения дошкольников, а предметом - процесс формирования основ безопасного поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности. Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс формирования основ безопасного поведения
дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
— обеспечение программно-дидактическим материалом;
— создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
— разработка технологии обучения детей безопасному поведению средствами театрализованной деятельности .
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
— изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание программы по формированию основ безопасного поведения детей с ЗПР в рамках интегративной программы «Оберегайка».
— определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;
— разработка технологии обучения основ безопасного поведения детей с ЗПР в рамках интегративной программ средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
— теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, психологии дошкольника, театрализованной деятельности);
— экспериментальные (подготовка и проведение занятий по формированию основ безопасного поведения дошкольников с ЗПР);
— эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов деятельности).
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностноориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев, А.А.Мелик, Б.М.Неменский, Е.М.Торошилова, А.Н.Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова, Р.А.Мирошкина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены пути художественно-эстетического развития на материале интеграции обучения безопасности жизнедеятельности и творчества; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического развития.
Практическая значимость работы заключается в разработке авторской программы (в рамках программы «Лингва») и дидактического оснащения.
Апробация результатов исследования, результаты эксперимента и его анализ, а также некоторые теоретические положения данной работы докладывались на научных студенческих конференциях в 2013 г. и 2014 г.
Объем и структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.
В первой главе раскрывается содержание художественно-эстетического развития, выделены особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, определены пути художественно-эстетического развития.
Вторая глава посвящена описанию эксперимента, его результатов и определению эффективности предлагаемой методики.
Для оценивания эффективности разработанной методики по выявлению влияния театрализованной деятельности на формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР разработаны критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетических качеств.
В заключении обобщаются результаты экспериментального исследования, делаются выводы о достижении поставленной цели.
Список литературы, использованный при написании данной работы составляет 53 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Знание правил безопасного поведения дома, на дорогах города, правильные действия в экстремальных ситуациях, безусловно, помогут нашим детям избежать опасности, уберегут их здоровье. Поэтому тема «Формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованной деятельности» является весьма актуальной. В теоретической части нашего исследования раскрыты базовые понятия темы: задержка психического развития детей дошкольного возраста, основы формирования безопасного поведения детей и влияние театрализованной деятельности на коррекционно-развивающую работу по проблеме исследования. Рассмотрены различные подходы к основным дефенициям, даны определения, которых мы придерживались в научном исследовании.
Под опасностями, в современном мире, понимаются явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Различают следующие виды опасностей: природные (землетрясения, ураганы, ядовитые растения и насекомые, животные и т.д.), техногенные (электроток, раскаленные предметы, бытовая химия, режущие предметы, газ, автомобили и т. д.), социальные (драки, войны, убийства, алкоголизм, наркомания и т.д.)
Под безопасностью понимается такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию.
Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы, несколько по-иному, чем в норме, остаются недостаточными, неполноценными. Одна из основных особенностей детей с задержкой психического развития - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Однако, при систематической коррекционно-развивающей работе отклонения в познавательном развитии от возрастной нормы преодолеваются.
Одним из самых эффективных способов влияния на психическое развитие детей является театрализованная деятельность. Особенность воздействия, видимо, заключается в том, что зрелищность всегда вызывает интерес и радость (а это основа процесса познания), а сказочность усиливает привлекательность любого действия (в том числе умственного).
Для доказательства нашей гипотезы о том, что формирование основ безопасного поведения у детей с ЗПР будет проходить более эффективно, если в коррекционно-развивающей работе использовать такие компоненты театрализованной деятельности как:
-театрализованные игры;
-имитационное моделирование педагогических ситуаций; -использование метода сюжетосложения в создании спектаклей по
ОБЖ.
Был организован педагогический эксперимент, который включил три этапа. Во время проведения формирующего этапа работы нами была успешно апробирована образовательная программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с ЗПР на основе театрализованной деятельности «Оберегай-ка». По окончанию формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, которая доказала эффективность выбранной методики. В результате исследования была разработана программа, которая окажет помощь будущим педагогам в решении проблемы воспитания безопасного поведения ребенка
дошкольного возраста. Собранный диагностический материал, перспективный план работы по проблеме, тесты на выявления уровня усвоения знаний и умений, разработанные автором сценарии кукольных спектаклей, несомненно вызовут интерес и у педагогов - практиков.



1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М.: ACT, 1998.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития.
М.: «Академия», 2007.
3. Акулова О. В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание.
2005.
№ 4 с. 24-32, 1982.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.:
Просвещение, 1992.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.
6. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб, «Союз», 2003.
7. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 1998.
8. Борякова Н. Ю. Особенности формирования речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. псих. наук.- М.,1983.
9. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.- М.,
1973.
10. Власова Т. А., Луовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984.
11. Володин В. А. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях.. — М.: «Аван-та +», 2001.
12. Ворошнина Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005.
13. Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. - М.: Педагогика, 1984.
14. Гаткин Е. Я. Энциклопедия личной безопасности.- М.:АСТ, Астрель,
2005
15. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР: Автореф. дис...канд. пед. наук. СПб.,1996.
16. Доронова Т. Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5—6 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 2007.
17. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. // Ребенок в детском саду. 2001. - № 2. - с. 56-62.
18. Зайцева В. К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012
19. Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
20. Иванников Д. Б., Игуменова, И. Г. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре— М.: Стройиздат, 1992.
21. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей.- М.,1962.
22. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.; Российское педагогическое агенство, 2007.
23. Казанцев Г. ОБЖ и БЖД в 2000 году: необходимо развитие успехов
//
Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2000. №1. С. 4—5.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 301-311.
25. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада; М.: Педагогика, 2009.
26. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч.исслед. институт дошкольного воспитания. - М.:
Педагогика,1991.
27. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР.- СПб.,1992.
28. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 2005.
29. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей.- М.,
1985.
30. Лисина М. И., Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников. - М.,1976.
31. Лурия А. Р. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - М., 1996.
32. Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. М- Воронеж, 2001.
33. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиническая нейропсихологическая диагностика.- М., 1993.
34. Медведева Е. А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология.- № 4, 2009.
35. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М.- Воронеж., 1995.
36. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. — СПб.: Управление ГАИ СПб, 1994.
37. Микадзе Ю. В., Астапов В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2002.
38. Мотин Ю. Н., Проскурин С. А. Культура безопасной жизнедеятельности и будущее России. Социально-политический журнал. - 2008.
39. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. // Дошкольное воспитание. 1989. - № 1. - с. 19-23.
40. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп.- Смоленск., 1994.
41. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1992.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение,
2009.
43. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности. — СПб., 1994.
44. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2002. - №№ 7-12.
45. Стрелкова Т. А. Формирование логического мышления у дошкольников с ЗПР: Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 1982.
46. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.- М., 2008.
47. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. СПб., 2008.
48. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2002. - № 7-12.
49. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.
50. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. // Художественное творчество и ребенок. - М., 2002
51. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1.- М.: Школьная пресса, 2003.
52. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. — М.: Прометей, 2002.
53. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ