ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СЕРДЕЧНО СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ.. 7
1.1 Сердечно-сосудистая система и влияние занятий физической культурой
на сердечно-сосудистую систему 7
1.2 Физиолого-педагогические основы нагрузок при выполнении упражнений
на уроках физической культуры 17
1.3 Физические тренировки как средство укрепления здоровья и
профилактики сердечно-сосудистых заболеваний 31
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Описание выборки и методов исследования 35
2.2 Результаты исследования 36
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте по распространенности среди населения экономически развитых стран. Они являются первой причиной инвалидизации и смертности среди этих государств. Концентрация населения в городах (урбанизация), изменение ритма жизни и увеличение эмоциональной напряженности, изменение характера работы и питания, резкое ограничение физической активности - все это приводит к росту заболеваний сердца и сосудов населения высокоразвитых промышленных стран. В России смертность от CC3 составляет 55,8% от общей смертности. Статистика по России впечатляет: из каждых 100 тысяч человек только от ИМ ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины. Причем эти показатели неуклонно растут: в 1911 г. - 11%; в 1980 г. - 50%; в 2007 г. - 57%. При всем при этом ССЗ неуклонно «молодеет».
Один из важнейших эффектов оздоровительной физической культуры - повышение функциональных возможностей сердечно сосудистой системы человека. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.
С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИБС, так как по мере роста тренированности и снижении потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии.
Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артериовенозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность.
Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% от должной. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их.
Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках артериовенозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолистической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрит-гормоны в условиях эмоционального напряжения, то есть повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям.
Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска ИБС: содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
Физическая культура является основным средством, поддерживающим возрастное ухудшение физических качеств и изменения адаптационных возможностей организма в целом и сердечно сосудистой системы в частности. Возрастные состояния отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, но проявляется в возрастном уменьшении максимальной ЧСС (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое от 25 лет к 85 годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55-60%. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к этому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 35 лет на 25-30% меньше, чем в возрасте 15 лет. С возрастом происходят изменения в сосудистой системе:
- снижается эластичность крупных артерий,
- повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 30-35 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм.рт.ст.
Все эти изменения в системе кровообращения влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости Скорость возрастного снижения МПК в период от 15 до 35 лет у нетренированных мужнин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин 0,3 мл/мин/кг за год. В период от 15 до 35 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза с 45 до 25 мл/кг.
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения сердечно сосудистой системы, повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных.
Укрепить здоровье физическими упражнениями можно, только зная что, как и сколько нужно делать.
Цель нашей выпускной квалификационной работы: рассмотреть влияние уроков физической культуры на сердечно сосудистую систему учащихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить, какими будут результаты после занятий физической культурой в течение 2 месяцев .
3. Рассмотреть влияние дозирования нагрузок на сердечно сосудистую систему учащихся 15-16 лет на уроках физической культуры.
4. Выявить, какие приёмы дозирования нагрузок эффективно влияют на укрепление сердечно сосудистой систему на уроках физической культуры.
Объект: состояние сердечно-сосудистой системы старшего школьни- ка(15-16 лет).
Предмет: реакция сердечно-сосудистой системы старшего школьника (15-16 лет) на физические нагрузки при занятиях физической культурой.
Гипотеза: уроки физической культуры положительно влияют на сердечно сосудистую систему школьников.
База исследования: Азаматовская средняя общеобразовательная школа.
В результате исследования были выявлены функциональные особенности сердечно-сосудистой системы тренированных и нетренированных лиц, мальчиков и девочек. Установлено, что частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, результаты пробы Мартинета, индекс Руфье, индекс гарвардского степ-теста школьников соответствуют норме. Обнаружены различия частоты сердечных сокращений между подростками разной тренированности и разного пола в состоянии покоя. Частота сердечных сокращений у тренированных лиц несколько меньше, чем у нетренированных, так как у спортсменов имеется тенденция к экономизации функции сердца. У девочек частота сердечных сокращений превышает соответствующие значения у мальчиков, что объясняется большим влиянием симпатического отдела нервной системы на регуляцию работы сердца. Артериальное давление не имеет существенных различий у разных групп школьников.
Проба Мартинета позволила оценить способность сердечно-сосудистой системы восстанавливаться после физической нагрузки. Адаптация к физической нагрузке у тренированных лиц проходит с меньшим напряжением функции сердца, чем у нетренированных. Среди мальчиков и девочек также были выявлены различия данного показателя. Было установлено, что сердечно-сосудистая система лиц мужского пола легче адаптируется к физическим нагрузкам и быстрее восстанавливается.
Индекс Руфье и индекс гарвардского степ-теста служат для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. По показателям индекса Руфье и гарвардского степ-теста четко выражены различия между тренированными и нетренированными лицами, а также между мальчиками и девочками. Проба Руфье и гарвардский степ-тест выявили наибольшую работоспособность сердца у тренированных подростков и у лиц мужского пола.
Математическая обработка результатов показала, что средние значения состояния сердечно-сосудистой системы тренированных и нетренированных школьников (как мальчиков, так и девочек) статистические отличаются по всем показателям на уровне p<0.05.
Цель данной дипломной работы: рассмотреть влияние уроков физической культуры на сердечно сосудистую систему школьников.
Следовательно, сделаем вывод. Различные физические упражнения оказывают влияние на сердечно сосудистую систему - одни более, другие менее сильное. Урок, состоящий из большого количества упражнений, даёт большую физическую нагрузку. Физическая нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан её регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Следует обращать внимание на время года. Т.е. в начале учебного года давать меньше нагрузок, т.к. после лета организм еще не подготовленный, не готов к большим нагрузкам. Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной нагрузки на организм, при распределении строго соблюдать дифференцированный подход к учащимся с учётом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности.
Мы должны знать, что новые и силовые упражнения, подвижные игры, упражнения, требующие проявления смелости, соревнования всегда связаны с повышенной нагрузкой.
Таким образом, можно предложить учителям физкультуры, следующие методические рекомендации;
• Выполнения силовых нормативов в облегчённых вариантах.
• На одном уроке выполнение не менее четырёх силовых упражнений, по одному для рук, ног, спины, брюшного пресса.
• Выполнение силовых упражнений во вводной или в конце основной части урока.
• Следует учитывать время учебного года.
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз » 2004.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - 2005.
3. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования, 2005,27 с.
4. Александров А.А. Рекомендации по профилактике сердечнососудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте - М., 2012. - С. 23-47
5. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002.
6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4,
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 2002.
8. Быховская И.М., Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания/Теория и практика физической культуры. -2005. - №5.
9. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Пет- ленко В.П. СПб, 1997.
10. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003
11. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8.
12. Громадский учебно-спортивная работа в коллективе физкультуры. Профиздание 2004 год.
13. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
14. Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры учебно-методическое пособие. - Уфа, 2003.
15. Демидова Е.В Спорт и (или) школа? // газета «Российская неделя». - 2009. - №150.
16. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 2004.
17. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. // Теория и практика физической культуры - 2002,
18. Ж.К. Холодов, В. . Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта М.: Издательский центр «Академия» 2000 год.
19. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях 2006.
20. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медикобиологические проблемы. Кишинев, 1991,
21. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 2006, №4, с. 75-82.
22. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.
23. Лёгкая атлетика (под редакц. Н.Г. Озолина) М «Фис» 2009 год.
24. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М.: Медицина, 2003.
25. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2002, 192 с.
26. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 2002. - 120 с.
27. М. Партковский Уроки физической гармонии М «Молодая гвардия» 2003 год.
28. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
29. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001.
30. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 2003, №2.
31. Мильнер Е.Т. «Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физкультуры». М физкультура и спорт. 2001 год.
32. Мильнер Е.Т. «Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физкультуры». М физкультура и спорт. 2011 год.
33. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. - М.: Медицина, 2002
34. Настольная книга учителя физической культуры/ под. ред. проф. Л.Б. Кофмана; авт. - сост. Погадаев Г.И., Никандрова М.Д. - М.: физкультура и спорт, 2000.
35. Научно-теоретический и методический журнал Физическая культура в школе №3 2004 год.
36. Никитюк Б.А. Акселерация развития (причины, механизмы, проявления и последствия) // Итоги науки и техники. Серия Антропология. - М.: АМН СССР, 2001.
37. Нилуашев С.Г. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. - 2003.
38. Ошевенский Л.В., Крылова Е.В., Уланова Е.А. Изучение состояния здоровья человека по функциональным показателям организма. Методические указания. Нижний Новгород, 2007. - с. 3-4.
39. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте/ Л.В. Яковлева. Атеросклероз №1,т.9. - 2013. - (№1). - с.99-140.
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,
2004.
41. Синяков А.Ф. «Познай себя» М. Советский спорт. 2000 год.
42. Физическая культура. Научно-методический журнал М. «школа- Пресс» №6 2001 год.
43. Физическая культура. Научно-методический журнал М. «школа- Пресс» №6 2001 год.
44. Физическая культура. Практическое пособие.
45. Чичерин Л.П. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам (методическое пособие). М., 2006. - 110 с.
46. Школьникова М.А. Основные тенденции заболеваемости и смертности от сердечно - сосудистых заболеваний детей и подростков в Российской Федерации [Текст] / М.А. Школьникова, И.В. Абдулатипова, С.Ю. Никитина, Г.Г. Осокина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - №4. - С. 4-14.
47. Матвеева, А.П., Петров Т.В. Программа для общеобразовательных учреждений по физической культуре / А.П.Матвеева, Т.В Петров. - М: Дрофа, 2002. - 212 с.
48. Моногаров, Д.В. О фазовом характере физической работоспособности и чередовании процессов утомления и восстановления / Д.В.Моногаров. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.
49. Бабский, Е.Б., Косицкий Г.И., Коган А.Б. и др. Физиология человека / Е.Б.Бабский [и др.]. - М.: Медицина, 2004. - 262 с.
50. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2001. - 263 с.