Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ

Работа №62474

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
639
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ 11
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Межличностные конфликты в стационарных учреждениях для 11
престарелых и инвалидов: сущность и факторы
Содержание и способы профилактики межличностных конфликтов 25
в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ 42
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ ГБСУСОССЗН «ПРОХОРОВСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ ИМЕНИ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ М.А. ДЕРКАЧ»
Проблемы профилактики межличностных конфликтов в доме- 42
интернате для престарелых и инвалидов (по результатам социального исследования)
Программа социально-психологического тренинга 60
профилактики межличностных конфликтов «Ребята, давайте жить дружно!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность темы исследования. В условиях масштабных социально-экономических преобразований и старения российского общества социальное облуживание пожилых людей и инвалидов приобретает особую актуальность. Главное место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, в частности, домам- интернатам для престарелых и инвалидов.
Практически все пожилые люди, оказавшиеся в доме-интернате, сталкиваются с такими проблемами, как изменение привычного образа жизни, дефицит внимания со стороны общества и близких, недостаток общения, беззащитность, чувство одиночества. Кроме того, становится значимой проблема общения и налаживания взаимоотношений, которые складываются между пожилыми людьми не всегда гладко. Наличие перечисленных факторов может способствовать появлению напряжённости в межличностных отношениях, развитию конфликтов.
В связи с этим возрастает необходимость мер по профилактике межличностных конфликтов в условиях стационарного учреждения для пожилых людей и инвалидов. Одним из важнейших моментов в организации деятельности стационарного учреждения социального обслуживания является формирование коллектива получателей социальных услуг, создание такого социально-психологического климата, который бы не допускал возникновения напряженности, конфликтности.
Таким образом, актуальность представленной проблемы не вызывает сомнения, что влечёт за собой необходимость поиска путей совершенствования деятельности по профилактике межличностных конфликтов в условиях стационарных учреждений для престарелых и инвалидов.
Степень научной разработанности. Приоритет в разработке феноменологических аспектов конфликта принадлежит зарубежным ученым различных методологических направлений (А. Адлер, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин, Р. Лэнг, Н. Миллер, Дж. Морено, К. Томас, В. Франкл, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
Социально-психологическая природа и сущность межличностных конфликтов находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов и социологов (А.Я. Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер,К. Левин, и мн. др.).
В трудах отечественных психологов в области конфликтологии преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев и др.), исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н. Сухов), психологических причин конфликтов (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Н.С. Нечаева, Т.С. Сулимова и др.), психологических характеристик конфликтных личностей (В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева, Н.В. Крогиус), ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов).
В работах А.А. Бодалева, В.И. Журавлева, А.Г. Ковалева, П. Ковачик, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, B.C. Мухина, Н.Н. Обозова, А.Н. Сухова и др. разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, предлагаются различные варианты их разрешения и профилактики.
Психологические особенности пожилых людей и специфика работы с ними нашли отражение в работах М.В. Гамезо, О.П. Горбушиной, Т.Ф. Золотаревой, М.Р. Комли, О.В. Красновой, М.А. Гулиной.
Социальные и психологические проблемы, вызванные старением, разрабатывали ряд исследователей, такие как И.В. Бондаренко, А.В. Зимнухова, М.Р. Минигалиева, В.В. Натахина, А.В. Русова, Н.В. Огибалова, Н.В. Нейман, Т.Н. Ларионова.
Однако ни в научной литературе, ни в диссертационных исследованиях последних лет проблема профилактики межличностных конфликтов в условиях стационарных учреждений для престарелых и инвалидов не рассматривалась.
Исходя из высокой практической значимости рассматриваемой проблемы, ее актуальности для стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, а также недостаточной разработанности была определена тема данного диссертационного исследования.
Актуальность проблемы исследования и анализ степени ее научной разработанности позволили нам сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования – межличностные конфликты в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов.
Предмет исследования – специфика профилактики межличностных конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Цель исследования – выявить специфику межличностных конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов и разработать программу социально-психологического тренинга по профилактике межличностных конфликтов пожилых.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы профилактики межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов;
- выявить факторы межличностных конфликтов и проблемы их профилактики в доме-интернате для престарелых и инвалидов;
- разработать программу социально-психологического тренинга профилактики межличностных конфликтов «Ребята, давайте жить дружно!».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профилактика межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов будет успешной при соблюдении ряда условий:
- организации совместного проживания получателей социальных услуг, осуществляемой с учётом индивидуально-психологических качеств личности, исходя из их психологической совместимости;
- осуществления целенаправленной деятельности по формированию благоприятного психологического климата среди получателей социальных услуг;
- функционирования постоянных объединений и временных коллективов пожилых людей с целью организации продуктивного досуга;
- использования групповых форм работы (социально- психологического тренинга) по формированию умения конструктивно разрешать возникающие межличностные противоречия и не допускать межличностных конфликтов.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- общенаучными методологическими принципами развития, целостности, детерминизма, единства сознания и деятельности (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.П. Кузьмин, Е.Ф. Рыбалко, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепциями межличностных отношений (А.А. Бодалев, В.Л. Леви, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Н. Пезешкиан);
- теориями в области конфликтологии, рассматривающими конфликт как многофакторный и многоаспектный феномен (В.С. Агеев, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, К. Левин, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.);
- исследованиями, раскрывающими психологические особенности лиц пожилого возраста (М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, Л.И. Анцыферова, В.В. Болтенко, О.А. Воронина, М.В. Ермолаева, Т.В. Зозуля, О.В. Краснова, Т.А. Кузнецова, А.Г. Лидере, Т.Д. Марцинковская, М.Р. Минигалиева, Т.А. Немчин, А.А. Реан, Н.Ф. Шахматов);
- подходы к организации социально-психологической адаптации и реабилитации пожилых людей (Р.Ш. Бахтияров, Н.Ф. Дементьева, М.Э. Елютина, Э.А. Лоскутова, Г.А. Парахонская, Л.И. Платонова, К.А. Страшникова, М.М. Тульчинский, Е.И. Холостова).
На различных этапах исследования были использованы следующие
методы научного исследования:
- методы общетеоретического исследования: анализ литературы по проблеме исследования, статистических, периодических источников, обобщение, позволившие осуществить теоретическое обоснование профилактики межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов;
- методы сбора первичного эмпирического материала: тестирование, анкетирование, экспертный опрос, которые позволили выявить факторы межличностных конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов;
- методы обработки, интерпретации и анализа результатов эмпирических данных (статистическая обработка данных, полученных в исследовании, осуществлялась в программе SPSS.22.0).
Эмпирическую базу исследования составили материалы проведенного автором социального исследования «Диагностика причин межличностных конфликтов в условиях Прохоровского дома-интерната для престарелых и инвалидов», проведенного автором в ходе научно- производственной практики в апреле 2018 года (n=52). В ходе исследования нами также был проведён экспертный опрос (n=21).


Научная новизна исследования заключается в разработке программы социально-психологического тренинга профилактики межличностных конфликтов, проведение которого поможет сформировать у пожилых людей навыки поведения в конфликтной ситуации, что позволит минимизировать возникновение межличностных конфликтов в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов.
На защиту выносится следующее положение: деятельность по профилактике межличностных конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов должна включать в себя:
• создание условий для благоприятного психологического климата в коллективе получателей социальных услуг посредством регулярной диагностической оценки межличностных отношений и своевременной профилактической работы;
• создание условий для группового взаимодействия пожилых людей (совместный досуг, трудотерапия);
• психологическое консультирование с целью оказания психологической помощи в решении личных проблем, а также с целью коррекционной и профилактической работы с конфликтными личностями, выявленными в ходе диагностической работы;
• развитие навыков коммуникативной компетентности и бесконфликтного общения пожилых людей с помощью реализации социально-психологических тренинговых программ. Важным условием эффективности профилактических мероприятий выступает комплексное использование современных методов профилактики межличностных конфликтов.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Анализ теоретических основ профилактики межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов позволил выявить сущность, причины и специфику таких конфликтов; изучить способы профилактики конфликтов между получателями социальных услуг в интернатных учреждениях для престарелых и инвалидов.
На основе диагностики факторов межличностных конфликтов в условиях интернатного учреждения для престарелых и инвалидов нами разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга профилактики межличностных конфликтов «Ребята, давайте жить дружно!», которая может быть использована в работе стационарных интернатных учреждений для престарелых и инвалидов.
Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблем профилактики межличностных конфликтов пожилых людей в интернатных учреждениях.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе ГБСУСОССЗН «Прохоровский дом-интернат для престарелых и инвалидов имени Почетного гражданина Белгородской области М.А. Деркач» (2018 г.).
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (30 ноября-1 декабря 2016 г.); 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения» (9 декабря 2016 г.); IV-международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития» (17-18 февраля 2017 г.); Международной научной конференции «Молодые исследователи – регионам» (Вологда, 18-19 апреля 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 81 наименование. Содержание диссертационной работы изложено на 91 странице и включает 4 приложения.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования явилось выявление специфики межличностных конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов и разработка программы социально-психологического тренинга по профилактике межличностных конфликтов пожилых.
Решая первую задачу диссертационного исследования, мы проанализировали сущность и факторы возникновения межличностных конфликтов в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов.
Анализ научной литературы показал, что межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:
1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений.
3. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Так для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин – с профессиональной деятельностью.
Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.
К основным факторам, способствующим возникновению конфликтов в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов, относятся: индивидуально-типологические особенности личности индивида (характер, темперамент), невротические состояния, связанные с периодом адаптации к условиям дома-интерната, в которых депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями, сдвиг эмоциональной сферы в область отрицательных эмоций, снижение способности к эмпатии, раздражительность, обидчивость, подозрительность, агрессивность, связанные с возрастными изменениями психики пожилого человека, нарушение моральных норм и правил поведения в условиях проживания в доме-интернате. Развитие психических заболеваний, связанное как с физиологическими и психическими особенностями старения, так и с воздействием социальных факторов, также может служить фактором риска в организации межличностного взаимодействия пожилых людей.
Решая вторую задачу исследования, мы выявили основные факторы межличностных конфликтов в Прохоровском доме-интернате для престарелых и инвалидов и проблемы их профилактики. Проведенное нами исследование позволило сделать некоторые выводы:
• методы профилактики межличностных конфликтов в условиях дома- интерната во многом определяются спецификой психологического климата в коллективе проживающих и индивидуально-личностными особенностями получателей социальных услуг;
• важным условием эффективной профилактики межличностных конфликтов является первичная и вторичная психологическая диагностика, интегрирующая в себе несколько основных направлений: психологические методы изучения личности, методы изучения межличностных отношений, методы изучения факторов и условий, определяющих характер межличностных отношений.
• проблему межличностных отношений, психологической совместимости проживающих совместно получателей социальных услуг отметили все опрошенные нами эксперты и 88% пожилых людей.
• наиболее эффективными методами устранения конфликтов при совместном проживании и их профилактики являются создание благоприятного психологического микроклимата, так называемая «терапия средой», заключающаяся в вовлечении человека в группы «самопомощи и взаимопомощи», объединяющие ближайших соседей, а также формирование умений и навыков бесконфликтного поведения.
Нам видится, что результативность деятельности по профилактике конфликтов в условиях стационарных учреждения для престарелых и инвалидов может существенно повыситься при соблюдении ряда условий:
• организации совместного проживания получателей социальных услуг, осуществляемой с учётом индивидуально-психологических качеств личности, исходя из их психологической совместимости;
• осуществления целенаправленной деятельности по формированию благоприятного психологического климата среди получателей социальных услуг;
• функционирования постоянных объединений и временных коллективов пожилых людей с целью организации продуктивного досуга;
• использования групповых форм работы (социально- психологического тренинга) по формированию умения конструктивно разрешать возникающие межличностные противоречия и не допускать межличностных конфликтов.
Для устранения выявленных в боде исследования проблем мы разработали программу социально-психологического тренинга профилактики межличностных конфликтов «Ребята, давайте жить дружно!».
Тренинг рассчитан на 6 занятий по 2 часа (общая продолжительность 12 часов). Разработанная программа, конечно, не является универсальной и предполагает корректировку задач, структуры и подбор упражнений в зависимости от запроса аудитории.
Реализация тренинговой программы в условиях Прохоровского дома- интерната для престарелых и инвалидов будет способствовать формированию у пожилых людей навыков конструктивного общения и позволит минимизировать риски возникновения конфликтов между получателями социальных услуг.



1. Авербух, Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте [Текст]/ Е.С. Авербух. – М. 2015. – 285 с.
2. Авидон, И., Гончукова, О. Тренинги взаимодействия в конфликте [Текст]: материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова.
– СПб: Речь, 2008.
3. Александрова, М.Д. Проблемы социально и психофизиологической геронтологии [Текст]/ М.Д. Александрова. – Новгород: Новгородский Центр социальных технологий, 2015. – 156с.
4. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. – Изд. 2-е. – М.: Класс, 1999. – 208 с.
5. Анцупов, А.Я, Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити. – 1999. – 551 с.
6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст]/ Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 2013. - №1. – С. 31-46.
7. Басов, Н.Ф. Социальная геронтология: практикум [Текст]/ Н.Ф. Басов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – 418 с.
8. Белоконь, О.В. Современные проблемы пожилых в России [Текст]/ О.В. Белоконь. – СПб.: Эскулап, 2012. – № 17. – С. 80-95.
9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – СПб.: Речь. – 1992.
10. Болтенко, В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте [Текст]/ Под ред. Портнова. – М. 2012. – С. 163-167.
11. Бондаренко, И.Н. Инновационные идеи в социальном обслуживании пожилых людей [Текст]/ И.Н. Бондаренко // Психология зрелости и старения. – 2013. – № 3. – С. 87-125.
12. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск. – 1989.
13. Гаврилова, Е.В Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]/ Е.В. Гаврилова // – Социальное обслуживание. – 2012.– №1. – С. 57-94.
14. Горбушина, О.П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми [Текст]/ О.П. Горбушина // Журнал прикладной психологии. – 2014. – № 2. – С. 63-68.
15. ГОСТ Р 52495-2005 2.1.14 Социальное обслуживание населения. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2006
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: «Питер». – 2000 – 464 с.
17. Дементьева, Н.Ф. Общение как одна из форм деятельности в пожилом возрасте [Текст]/ Н.Ф. Дементьева // Психология зрелости и старения. – М.: ЦИЭТИН, 2012. – № 4. – С. 63-66.
18. Егидес, А.П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми [Текст] / А.П. Егидес.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2003. – 368 с.
19. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]: учебн.- метод. пособие. - /С.М. Емельянов – СПб.: Питер,2001. – 349с.
20. Заплетина, Н.И. Социальный работник и пожилой клиент: проблемное поле конфликтов [Текст]/ Н.И. Заплетина // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 2. – С. 43-47.
21. Захаров, В.П., Хрящева, Н.Ю. Социально-психологический тренинг [Текст] / В.П. Захаров, Н.Ю Хрящева. – Л.: Изд-во ЛГУ. – 1990.
22. Здоровцова, М.А. Ценностные ориентации как фактор успешности психосоциальной адаптации пожилых людей [Текст]/ М.А. Здворцова // Психология зрелости и старения. – М. – 2015. – № 4. – С. 49-55.
23. Зозуля Т. В. К проблеме профилактики психических расстройств пожилого возраста // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2 (10).— С. 115—123
24. Ковалева, Н.Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии [Текст]/ Н.Г. Ковалева // Психология зрелости и старения. – 2014. – № 2. – С. 34-53.
25. Ковалева, Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие [Текст]/ Н.Г. Ковалева// СОЦИС: Социологические исследования. – 2011. – № 7. – С. 73-79.
26. Коттлер, Дж., Браун, Р. Психотерапевтическое консультирование [Текст] / Дж. Коттлер, Р. Браун. – СПб.: Питер. – 2001. – 464 с.
27. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас / Пер. с лит. – М.: Академический проект. – 1999. – 240 с.
28. Краснова, О.В. Психология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст]/ И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина: под ред. докт. псих. наук О.В. Красновой. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2016. – 404 с.
29. Кроник, А., Кроник, Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я [Текст] / А. Кроник, Е. Кроник – М.: Мысль, 1989.
30. Лазуткина, Е.В. Социальная интеграция пожилых [Текст]/ Е.В. Лазуткина // Стратегия России. – 2013. - № 4. – С. 75-80.
31. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге [Текст] / С.И. Макшанов. – СПб: Речь. – 1993.
32. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст]/ И. В. Малофеев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016, – 176 с.
33. Мандель, Б.Р. Психология развития. Полный курс: иллюстрированное учебное пособие [Текст]/ Б.Р. Мандель. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 743 с.
34. Марченко, И.К. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов [Текст]/ И.К. Марченко //
Социальная работа. – 2014. – № 1. – С. 43-45.
35. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально- психологического тренинга [Текст] / С.Н. Мельник. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета. – 2004. – 74 с.
36. Минигалиева, М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей [Текст]/ М.Р. Минигалиева // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. –№ 3. – С. 8-14.
37. Моренко, Т.М. Опыт социокультурной реабилитации клиентов геронтологического центра [Текст]/ Т.М. Моренко // Работник социальной службы. – 2016. – № 8 – С. 33-36.
38. Морозова, Е.А. Опыт работы кружков и клубов для пожилых людей [Текст]/ Е.А. Морозова // Работник социальной службы. - №5, 2014. – С. 39- 42.
39. Натахина, В.В. Конструкция социального обслуживания пожилых людей на основе их потребностей [Текст]/ В.В. Натахина // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 2. – С. 60-64.
40. Невлева, И.М. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие / И.М. Невлева. – Белгород: Кооперативное образование, 2015. – 162 с.
41. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Питер. – 2000. – 464 с.
42. Огибалов, Н.В. Работа с пожилыми людьми [Текст]/ Н.В. Огибалов // Социальная работа. – 2013. – № 2. – С. 38-40.
43. Павленок П.Д., Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы [Текст]: учеб. пособие / П. Д. Павленок. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 592 с.
44. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / П.Д. Павленок – М.: ИНФРА– М, 2014. – 254 с.
45. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. – М. – 1989. – 194 с.
46. Практикум по социально-психологическому тренингу [Текст] / под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб. – 2000.
47. Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста [Текст] / А.С. Прутченков. – М.: Творческая педагогика. – 1993. – 240 с.
48. Психология социальной работы [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. – СПб. – 2002.
49. Пухальская, Б.В. Старость как фаза развития человека. Старость [Текст]/ Б.В. Пухальская // Популярный справочник. – М. – 2014. – С. 33-41.
50. Роик, В.Д. Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте [Текст]/ В.Д. Роик // Человек и труд. – 2016. – № 2. – С. 46-49.
51. Рощак К.А. Психология старости [Текст]: хрестоматия / К.А. Рощак. – Самара: Изд. Бахрах-М. – 2014. – 736 с.
52. Салиева, Г.П. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми [Текст]/ Г.П. Салиева // Социальная работа. – 2015. – № 1.– С. 27-30.
53. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Сафонова. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
54. Сафонова, Л.В. Технологии психосоциальной работы [Текст]: учеб.- метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Л.В. Сафонова – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. – 217 с.
55. Сахарова, Т.Н. Геронтопсихология: Учебник с практикумом [Текст]
/ Под общ. ред. Т.Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2016. – 352 с.
56. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости [Текст]/ Т.Г. Светличная // Экология человека. – 2015. - № 11. – С. 37-41.
57. Светова, И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как
теоретическая проблема [Текст]/ И.Н. Светова // Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – № 2. – С. 32-35.
58. Соколинская, Е.В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста [Текст]/ Е.В. Соколинская // Психология зрелости и старения. – 2014. – № 1. – С. 94-108.
59. Соколова, В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста [Текст]: учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2016. – 200 с.
60. Тащева, А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту [Текст]/ А.И. Тащева // Психология зрелости и старения. – 2017. – № 2. – С. 84-109.
61. Топчий, Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки [Текст]/ Л.В. Топчий // Работник социальной службы. – 2012. – № 1. – С. 49- 57.
62. Усков, М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст]/ М.П. Усков // Отечественный журнал социальной работы.
– 2016. – № 3. – С. 57-62.
63. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/
64. Филатов, Ф.Р. Основы психокоррекции [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Ф. Р. Филатов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2015. –198 с.
65. Фирсов, М. В., Шапиро, Б. Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.В Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М., 2002.
66. Фролькис, В.В. Синдром старения [Текст]/ В.В. Фролькис // Психология зрелости и старения. – 2013. – № 1. – С. 86-106.
67. Халанская, В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в
системе социальной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 212с.
68. Хисматуллина, З.Н. Социальная геронтология [Текст]: Учебное пособие / З.Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2015. – 277 с.
69. Холостова, Е. И. Социальная геронтология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная Работа» / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, – 2015. – 295 с.
70. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И Ко», – 2017. – 340 с.
71. Холостова, Е.И., Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. – М.: Издательско- торговая корпорация “Дашков И Ко”, 2016. – 478 с.
72. Хухлина, В.В. Люди пожилого возраста и принятие решений [Текст]/ В.В. Хухлина // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. –№ 3. – С. 73-80.
73. Шабанов, В.П. Развитие социального обслуживания пожилых людей – одно из ключевых направлений социальной работы [Текст]/ В.П. Шабанов // Социальная работа. – 2013. – № 1. – С. 6-9.
74. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение [Текст]: счастливое и беззаботное / Н.Ф. Шахматов. – М.: «Медицина», 2016. – 303 с.
75. Шейнов, Г. Конфликты в нашей жизни [Текст] / Г. Шейнов. – М: Амалфея. – 1997. – 288 с.
76. Щавель, С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров [Текст]/ С.С. Щавель // Общество и экономика. – 2011. – №1. – С. 153-168.
77. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.
78. Юсупов, И.М. Психология позднего периода жизни [Текст]: Учеб.
пособие / И.М. Юсупов. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. – Казань, 2012. – 231 с.
79. Якимаха, Л.И. Роль семьи в жизни пожилых людей [Текст]/ Л.И. Якимаха // Психология зрелости и старения. – 2014. – № 2. – С. 110-116.
80. Ярмонова, Е.В. Социологический мониторинг «Социальное самочувствие граждан пенсионного возраста» [Текст]/ Е.В. Ярмонова // Отечественный журнал социальной работы. – 2016. – № 3. – С. 48-51.
81. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология [Текст]: Учебное пособие / Р.С. Яцемирская. – М.: Гуманист, 2016. – 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ