Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Работа №62462

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования адаптации иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «адаптация» 10
1.2 Социально-педагогические особенности студенческого возраста 17
1.3 Формы и методы адаптации иностранных студентов-первокурсников к
обучению в вузе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации иностранных
студентов-первокурсников к обучению в вузе 41
2.1 Организация и методики исследования 41
2.2 Изучение исходного уровня адаптации иностранных студентов-
первокурсников (констатирующий эксперимент) 44
2.3 Педагогическое обеспечение процесса адаптации иностранных студентов-
первокурсников 51
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по адаптации иностранных
студентов-первокурсников к обучению в вузе 58
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения

Интернационализация современного высшего образования актуализирует проблему адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности высшей школы незнакомой страны. Примерно двое из ста обучающихся в высшей школе в мире на настоящий момент - иностранные студенты, среди которых в количественном отношении традиционно преобладают граждане развивающихся стран. Самый большой контингент иностранных студентов принимает высшая школа США (более 30% общей численности студентов- иностранцев в мире), далее следуют Франция, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Япония. Хотя Россия пока не стала участником европейских программ академической мобильности (обучение иностранных студентов осуществляется в рамках межгосударственных соглашений, через межвузовское сотрудничество), социальный заказ на подготовку конкурентоспособных иностранных специалистов, обусловленный вхождением страны в международное образовательное пространство и продвижением российских образовательных услуг на международный рынок, требует организации процесса адаптации обучаемых к учебно-информационной профессионально ориентированной среде вуза [8].
Интеграция современной российской системы высшего образования в европейскую ставит новые задачи и условия развития экспорта образовательных услуг. Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования, с экономической выгодой, как образовательного учреждения, так и экономики страны в целом. Помимо этого, обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса учебного заведения.
Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранцев, и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. В связи с этим становится актуальным изучение проблем адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском вузе.
Благодаря новым тенденциям в образовательном пространстве у студентов повышается интерес к получению высшего профессионального образования за рубежом. Как результат, огромное количество иностранных студентов обучается в вузах России. В частности, в российских вузах получает профессиональное образование китайская молодежь. Это связано с тем, что Россия является страной, где фундаментальные научные знания являются основой вузовского образования.
Актуальными вопросами в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных контактов являются приспособление иностранных студентов к образовательному пространству и адаптация к новой социокультурной среде, представленной новым социумом, городом и теми культурно-детерминированными реалиями, с которыми они сталкиваются в ином сообществе. Поднятая проблема адаптации иностранных студентов к иноязычной социокультурной среде становится мировым явлением, требующим педагогического научного решения [14].
Вопросы приспособления иностранцев к новой среде рассматривались с позиций философии, культурологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики. В настоящее время созданы предпосылки для изучения данного феномена в условиях современного общества и предъявляемых требований к системе образования.
С позиции философии адаптация изучается как социальное понятие, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Идея адаптации человека к среде на протяжении развития человечества рассматривалась многими философами: Гиппократом, Р. Декартом, Ш. Монтескьё, Г. Спенсером, В. Вундтом, В. Дильтеем, Э. Дюркгеймом [45] и др.
На сегодняшний день доля иностранных студентов в университете велика, этот контингент требует к себе особого внимания, прежде всего потому, что студент, попадая в новые для него условия жизни, испытывает большие трудности, сковывающие его деятельность.
Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к замене социального окружения, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и многому другому.
Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Помочь ему в этом - задача любого вуза.
Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце XIX - начале XX вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико¬методологические подходы к анализу адаптации, а также выявляется специфика протекания адаптации и особенности ее изучения в различных контекстах.
У.Томас и Ф.Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социокультурной среде [41].
Т. Парсонс [31; 32] выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон [24], Э. Гидденс [9] рассматривает протекание адаптации в контексте практик повседневного поведения.
В российской социологии изучены многие аспекты адаптации. В советский период исследования, посвященные адаптации, велись на стыке социологии, философии, социальной психологии и экономики.
5
Проблема адаптации актуализируется в российском обществе в начале 90-х гг. XX в. в связи с радикальными социальными трансформациями. Появляется множество работ, посвященных вопросам адаптации населения к рыночным реформам.
Анализируются теоретико-методологические подходы к изучению адаптации. Большой вклад в разработку теории адаптации внесли работы М.Г. Кджаняна [21], A.A. Налчаджяна [28], Г. Почепцова [34], М.В. Ромма [36] и др.
Значительное внимание уделяется изучению различных аспектов социокультурной адаптации. Она рассматривается в контексте межкультурных коммуникаций и институциональных изменений.
В российской науке сохраняется стабильный интерес к проблемам, связанным с адаптацией учащихся и студентов. Анализируются вопросы адаптации к учебной деятельности, вузовской жизни в целом, будущей профессиональной деятельности (М.А.Алиева [3], В.Б. Антонова [4], С.А. Беличева [12], Л.Н. Боронина [2], Е.В. Витенберг [8], Ю.Р. Вишневский [2], Т.В.Гришанович [3], Я.В. Дидковская [2], В.В. Емельянов [13], А.В. Зинковский [46], И.А.Коробейников [12], Л.В.Лобанова [3], Е.Е. Назарова [27], Н.И. Пономарев [46], Н.Г.Травникова [3], Е.Г.Трошихина [3], Г.А. Щуревич [46] и др.).
В постсоветский период предметом научного анализа стал процесс адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
Российские учёные, преимущественно, останавливаются на вопросах, связанных с адаптацией к учебному процессу, в отличие от зарубежных учёных, которые делают акцент на культурной адаптации, обращают внимание на значимость религиозного и культурного факторов в приспособлении к новой среде обитания (В.Б. Антонова [4], А.Н. Жмыриков [15], А.В. Зинковский [46], В.И.Каверина [20], Н.И. Пономарев [46], С.И. Розум [35], Н.А. Свиридов [37], Е.В. Селенина [38], Л.Л. Шпак [45], Г.А. Щуревич [46] и др.).
Однако, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, позволяет констатировать противоречие исследования между объективной потребностью и необходимостью способствовать адаптации студентов-иностранцев к обучению в вузе, с целью приспособления иностранных студентов к образовательному пространству и адаптации к новой социокультурной среде, представленной новым социумом, культурно- детерминированными реалиями, с которыми они сталкиваются в ином обществе, с одной стороны и недостаточной теоретической и практической обоснованностью содержания, форм и методов адаптации иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Адаптация
иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Объект исследования - процесс адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Предмет исследования - особенности адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса адаптации иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе может повыситься, если разработать и реализовать программу адаптации студентов-иностранцев «Адаптация», предполагающую применение различных форм и методов педагогического воздействия.
В соответствии выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «адаптация».
2. Выявить формы и методы адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
3. Разработать программу адаптации иностранных студентов «Адаптация».
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования
- эмпирические: тестирование, формирующий эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие особенности адаптации студентов (М.А.Алиева [3], В.Б. Антонова [4], С.А. Беличева [12], Л.Н. Боронина [2], Е.В. Витенберг [8], Ю.Р. Вишневский [2], Т.В.Гришанович [3], Я.В. Дидковская [2], В.В. Емельянов [13], А.В. Зинковский [46], И.А.Коробейников [12], Л.В.Лобанова [3], Е.Е. Назарова [27], Н.И. Пономарев [46], Н.Г.Травникова [3], Е.Г.Трошихина [3], Г.А. Щуревич [46] и др.).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты- иностранцы Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, в количестве 29 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы адаптации иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы адаптации иностранных студентов-первокурсников к обучению в вузе, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Адаптация».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа «Адаптация» может использоваться в практике образовательных учреждений заместителями директоров (деканов), специалистами отделов по воспитательной работе вузов, кураторами групп с целью оптимизации процесса адаптации иностранных студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С началом обучения в высшей школе на первокурсника оказывают выраженное воздействие множество новых условий учебной, внеучебной деятельности и социокультурной среды вуза, успешность приспособления к которым в значительной мере определяет дальнейшую учебу и личностное развитие. Интерес высшей школы к изучению факторов, механизмов, условий адаптации обучающихся к вузовской среде связан со значимостью приобретения адаптационного опыта именно в студенческий период. Именно социально-педагогическая адаптация студентов отражает приобретение ими социального опыта и формирование их личности в период обучения в вузе.
На основании анализа концепций адаптации личности, современных теоретических и прикладных исследовательских подходов к социально-педагогической адаптации личности, в том числе в студенческом возрасте, мы рассматриваем социально-педагогическую адаптацию студентов вуза как организованный педагогическими средствами процесс активного освоения студентами норм и ценностей, приобретения профессиональных умений, навыков и социально-значимых компетенций, принятия социальной роли и включения в социальные отношения, результатом которого является развитие личности интеграция личности студента и его с социокультурной средой вуза.
На наш взгляд, одним из важнейших условий успешной социокультурной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде можно считать организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между преподавателями и студентами, студентами - представителями разных культур внутри группы, факультета/института, университета. Следующим условием, неразрывно связанным с предыдущим, является включение иностранного студента в практическую межкультурную коммуникативную деятельность.
Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных 68
мероприятий, что, по нашему мнению, способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. С целью ознакомления студентов с российской действительностью и культурными ценностями России целесообразно организовать экскурсии в музеи города; выездные экскурсии по культурным и историческим памятным местам; культпоходы в театры, спортивно-развлекательные центры; посещение библиотек города, проведение тематических вечеров. Необходимо привлекать иностранных студентов к активному участию в мероприятиях, проводимых как университетом, так и другими вузами: «День первокурсника», «Студенческая весна», КВН, спортивные и творческие секции, концерты, научные конференции, международные фестивали, межвузовские конкурсы и соревнования.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1) Среди ценностей в группе студентов-иностранцев преобладают больше материальные ценности, в большей степени определяющие их направленность на хорошую и обеспеченную жизнь, высокий заработок и т.д.
2) В экспериментальной группе до эксперимента преобладает низкий уровень коммуникативных и организаторских склонностей. При этом низкий уровень организаторских склонностей преобладает над коммуникативными склонностями, что для нашего экспериментального исследования является значимым.
3) В группе испытуемых доминирует низкий уровень адаптации студентов и составляет 41,4% (12 человек), средний уровень адаптации выявлен у 34,5% студентов (10 человек), высокий уровень адаптации диагностирован только у 24,1% испытуемых (7 человек).
Студенты экспериментальной группы не принимают себя; не принимают других, у данных ребят потребность личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности совсем низкая; испытуемые испытывают эмоциональный дискомфорт, чувствуют неопределённость в эмоциональном
69
отношении к окружающей социальной действительности; контролируют свои действия за счет внешних условий; являются ведомыми; имеют склонность к уходу от проблем.
На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и теоретического осмысления проблемы нами была разработана развивающая программа «Адаптация» с использованием таких форм и методов, как ролевая игра, дискуссия, метод мозгового штурма, деловая игра, тренинг и круглый стол.
4) Все ценности изменились, ценности приобрели гуманистическую направленность.
5) Существенные изменения произошли по всем уровням коммуникативных и организаторских склонностей.
После эксперимента 65,5% студентов-иностранцев легче адаптируются в любой обстановке; 79,3% студентов принимают себя; 72,4% испытуемых принимают других (58,6% испытуемых не принимали других); 79,3% студентов-иностранцев испытывают эмоциональный комфорт в отношениях, обстановке, делах; 72,4% испытуемых имеют внутренний контроль; 55,2% студентов-иностранцев являются ведущими; 17,2% студентов имеют склонность к уходу от проблем.
6) В группе испытуемых после эксперимента доминирует средний и высокий уровни адаптации студентов, что составляет 89,6% (26 человек), низкий уровень адаптации диагностирован только у 10,4% испытуемых (3 человека).
Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что разработанная нами программа «Адаптация» действительно является эффективным средством адаптации иностранных студентов-первокурсников, так как результаты показали положительную динамику и результативность программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
70
Можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа на основе разнообразных форм и методов педагогического воздействия, включенных в воспитательную работу вуза, играет важную роль в адаптации иностранных студентов-первокурсников.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2011. - 542 с.
2. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская и др. // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 4(19). - С. 12-19
3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова, Н.Г.Травникова, Е.Г.Трошихина. - СПб.: Речь, 2011. - 216 с.
4. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве / В.Б. Антонова // Вестник ЦМО МГУ. - 2013. - №1. - С. 6-13
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П.Бергер, Т.Лукман. - М.: Медиум, 2012. - 323 с.
6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. - М.: Ось. - 89, 2012. - 144 с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2011. - 207 с.
8. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к
социальным и культурным изменениям / Е.В. Витенберг. - СПб.: Питер, 2012. - 219 с.
9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.
10. Гордон Л. Социальная адаптация в современной России / Л.Гордон // Социологические исследования. - 2010. - № 8-9. - С. 4.-34
11. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2013. - 181 с.
12. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации молодежи // Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейникова. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
13. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни / В.В. Емельянов // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С. 11-16
14. Жихарев A.M. Воспитательная работа в вузе / А.М.Жихарев. - М.: Просвещение, 2012. - 342 с.
15. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической
адаптированности в новых условиях деятельности и общения / А.Н. Жмырикова. - М.: Речь, 2010. - 275 с.
16. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г.Зайнышев. - М.: Владос, 2010. - 240 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 240 с.
18. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 2011. - 338с.
19. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе / М.А. Иванова, Н.А. Титкова. - СПб.: Речь, 2010. - 245 с.
20. Каверина В.И. Социокультурная адаптация молодежи / В.И.Каверина. - М.: Сфера, 2010. - 178 с.
21. Кджанян М.Г. Проблемы социальной адаптации личности / М.Г. Кджанян. - Ереван: ФРН, 2012. - 134 с.
22. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А.Коробейников. - М.: Варгус, 2012. - 318 с.
23. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский. - М.: Академия, 2010. - 234 с.
24. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон. - М.: Прогресс, 1966. - 664 с.
25. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В.Мудрик. - М.: Гардарики, 2011. - 412 с.
26. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Назарова. - М.: Академия, 2012. - 278 с.
27. Назарова Е.Е. Возможности и условия адаптации студентов / Е.Е. Назарова // Социологические исследования. - 2011. - № 4. - С. 12-19
28. Налчаджяна A.A. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегия / A.A. Налчаджяна. - М.: Владос, 2008. - 342 с.
29. Ольгинская Д.В. Адаптация социальная / Д.В.Ольгинская. - М.: Варгус, 2010. - 234 с.
30. Панфилова М.А. Игротерапия общения / М.А.Панфилова.- М.: Инфо-М, 2010. - 178 с.
31. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. - М.: Аспект-Персс, 1998. - 216 с.
32. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения http: //socioworld.narod.ru/text/history/par_strf. htm
33. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: ТОО «Горбунок», 2011. - 432с.
34. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Почепцов. - М.: Сфера, 2012. - 352 с.
35. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И.Розум. - М.: Сфера, 2011. - 364 с.
36. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. - М.: Наука, 2002. - 156 с.
37. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи / Н.А. Свиридов // Социологические исследования. - 2012. - № 1. - С. 6-13
38. Селенина Е.В. Социально-трудовая адаптация студентов / Е.В. Селенина // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 49-58
39. Социальная работа: теория и практика / Под общ. ред. проф. Е.И.
74
Холостовой. - М.: Варгус, 2011. - 400 с.
40. Технология социальной работы / А.А.Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011 - 400с.
41. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф.Знанецкий. - М.: Политиздат, 1978. - 167 с.
42. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 328 с.
43. Хрестоматия по технологиям социальной работы / Под ред. Л.Г.Гусляковой. - Барнаул: АГУ, 2011. - 120с.
44. Ширяева И.В. Особенности адаптации иностранных студентов к учебно¬воспитательному процессу в советском вузе / И.В. Ширяев. - СПб.: Питер, 2010. - 231 с.
45. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизм реализации: Автореф. дис. докт. социол. наук / Л.Л.Шпак. - М., 1992. - 28 с.
46. Щуревич Г.А., Зинковский А.В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе / Г.А. Щуревич, А.В. Зинковский, Н.И. Пономарев. - СПб.: Речь, 2012. - 189 с.
47. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова.
- М.: Педагогическое общество России, 2010. - 91 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ