Термины «объективизм» и «разумный эгоизм» в последние десятилетия значительно распространились на постсоветском пространстве. Как характеристика определенной философско-этической позиции, они используются в самых разнообразных социально-политических и повседневных ситуациях. Эта тематика широко обсуждается в прессе, интернет-изданиях, блогах. По ней проводятся конференции, семинары, учебные курсы.
В связи с вышеизложенным представляет интерес исследование не только философской концепции Айн Рейд, положившей начало объективизму, но и эволюции философского понимания ценностей, которое до сих пор не может быть признано полным и завершенным, но является очень важным в философии Айн Рейд.
Целью работы является анализ философии объективизма Айн Рейд.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблему ценностей в философии.
2. Описать особенности философии объективизма Айн Рэнд.
Объектом исследования является философия объективизма Айн Рэнд.
Предметом исследования – особенности философии объективизма Айн Рэнд.
Методы, примененные в ходе исследования: анализ, синтез, сопоставление.
Структура работы носит традиционный характер и состоит из введения, основной части, объединяющей два раздела, заключения и списка использованных источников.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов.
Вопросы нравственности, морали и этических ценностей интересовали многих философов с древнейших времен. Свои подходы к этим понятиям предлагали Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Мор, Ф. Ницше,
В. Г. Чернышевский и т.д.
В ХХ веке в творчестве американской писательницы и философа Айн Рэнд сложилась оригинальная концепция объективизма, по-своему трактующая понятия ценностей и эгоизма. Часто американскую писательницу сравнивают с Фридрихом Ницше, который также переосмыслил и раскритиковал всю предыдущую нравственную философию.
У Айн Рэнд мерилом всех ценностей и благ есть капитал: деньги и результаты материального производства. Ценности имеют аксиоматический характер, вроде по ее заявлению «существующее существует», то есть они просто существуют, не нуждаясь в глубинном анализе их бытия.
Айн Рэнд отстаивала идею разумного эгоизма, утверждая, что у человека есть право преследовать свои интересы, но не в ущерб обществу, поскольку в противном случае, он будет обществом же и наказан, что в перспективе помешает этому человеку достичь своих целей. Айн Рэнд пыталась обосновать свою концепцию эгоизма с позиций разума.
Таким образом, Айн Рэнд подчеркивала, что ценности (ум, предназначение, самооценка и конечная ценность – собственно, именно человеческая жизнь) и идеи человека принадлежат только ему самому, и никто не должен навязывать ему чужую волю. Человек должен действовать только в соответствии со своими ценностями, идеями и желаниями, которые происходят от этих ценностей и идей, никакого давления извне не должно быть.
1. Коробко М.И. Философия объективизма Айн Рэнд: базовые ценности человеческой индивидуальности/ М. И. Коробко // Гилея: научный вестник. – 2015. – № 96. – С. 396-400.
2. Куреных К.А. Трактовка рационального эгоизма в этике А. Рэнд/
К. А. Куреных // Социум и власть. – 2017. №4 (66). – С.32-35.
3. Патлайчук О.В. Разумный эгоизм как философско-этическая позиция // Гилея: научный вестник. – 2016. – № 108 (5). – С. 175-179.
4. Рэнд А. Добродетель эгоизма. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 192 с.
5. Татаринов Д.А. Современное понимание философии объективизма по Айн Рэнд // Вестник молодежной науки. – 2019. – №3 (20). – С.56-60.
6. Шварц П. В защиту эгоизма: почему не стоит жертвовать собой ради других. М.: Альпина Паблишер, 2015. – 224 с.