Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики обучения младших школьников речевому этикету 5
1.1 Методические основы развития речевой деятельности младших
школьников 5
1.2 Понятие речевого этикета 9
1.3 Культурно - речевая работа в начальной школе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня владения младшими школьниками речевым этикетом и его повышения 33
2.1 Исследование уровня владения младшими школьниками основами
речевого этикета 33
2.2 Содержательно-методический аспект процесса обучения младших
школьников речевому этикету 39
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 51
Заключение 60
Список использованных источников литературы
Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников основам речевого этикета.
Предмет исследования: педагогические условия обучения младших школьников основам речевого этикета.
Цель: разработать и апробировать программу внеурочной
деятельности , направленную на обучение учащихся 3 класса речевому этикету
Гипотеза: кружок «Я умею общаться» будет способствовать
усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень владения учащимися 3 класса речевым этикетом.
3. Разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться».
4. Провести анализ результатов экспериментальной работы.
Эксперементальная работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения"
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованных источников литературы.
В первой главе рассматривается теоретические основы методики обучения младших школьников речевому этикету, где педагоги играют важную роль в воспитании и формировании у ребенка необходимых навыков и знаний.
Во второй главе проведена экспериментальная работа по изучению уровня владения младшими школьниками речевым этикетом и его повышения, в результате которого было выявлено, что проведение кружка « Я умею общаться» является эффективным для младших школьников.
Подводя итог данной работы, можно сделать вывод, что именно в начальной школе происходит закрепление сложившихся нужных норм, становление отсутствующих, обогащение запаса языковых средств. Культура речевого поведения является показателем общей культуры человека. В процессе работы по овладению речевым этикетом младшие школьники приближаются к осознанию идей мировоззренческого характера - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении речевого поведения в жизни.
Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь.
Объектом исследования курсовой работы является процесс обучения младших школьников основам речевого этикета.
Предмет исследования: содержание и организация кружка «Я умею общаться».
Цель исследования: сравнить эффективность формирования
речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Выявить актуальный уровень владения младшими школьниками речевым этикетом;
3. Разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться»;
4. Провести анализ результатов экспериментальной работы.
В данной дипломной работе было проведено исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета. В итоге констатирующего среза автором был сделан вывод, что выдвинутая вначале исследования гипотеза подтвердилась, и в результате проведения кружка «Я умею общаться» для учащихся экспериментального класса степень сформированности речевого этикета значительно повысилась, в отличие от контрольного класса, где преобладающим остался по-прежнему низкий уровень.
Для повышения уровня речевой воспитанности проводился комплекс упражнений для младших школьников, главная цель которого заключалась в формировании у учащихся навыков культуры общения.
Упражнения типа: как ответить на приглашение, на извинение, что сказать, когда тебя с кем-то знакомят и тому подобное, игры, драматизации, а также беседы с учениками на тему «Правила поведения в школе и дома». Дети самостоятельно составляли вежливые слова- синонимы, которые можно употребить в течение дня, разыгрывали ситуации спора, учебной дискуссии, создавали словарь речевых формул.
Контрольное исследование показало, что проведенная работа способствует повышению уровня речевой воспитанности младших школьников. У них повысилась коммуникативная грамотность, заключающаяся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека и общества; учащиеся стали осмысливать свою и чужую речь, анализировать собственное и коммуникативное поведение и поведение собеседника; у них стало развиваться внимания к собственной речи и речи собеседника.
В результате расчетов стало понятно, что существует статистическая разница в экспериментальном классе до формирующего эксперимента и после него по уровню сформированности речевого этикета. Следовательно, использования кружка «Я умею общаться» является эффективным.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности - это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это - орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.
1. Азбука джентльмена Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издат центр «Академия», 2010.- 264 с.
2. Анисимова, И.М. Хорошие манеры для детей / ИМ. Анисимова. - СПб., 2008. - 372 с.
3. Байбурин, А.К. У истоков этикета /А.К. Байбурин, А.Л.
Топорков. - Л., 2005. - 227 с.
4. Безруких, М.М. Все цвета, кроме чёрного. Учись понимать других: Раб. Тетр. Для 3 кл./ М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филипова. - М.: Вентана- Граф, 2002. - 48 с: ил.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
6. Богданова, А.К. Методика воспитательной работы в начальных классах/ А.К. Богданова, В.И. Петрова. - М., «Просвещение». - 2012. - 373 с.
7. Бондарь, Ф.Т. Воспитание сознательной дисциплины культуры поведения у мл. школьников / Ф.Т. Бондарь. - Вологда, 2009. - 273 с.
8. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения
школьников: Методические рекомендации учителям - стажерам и
студентам - практикантам общеобразовательной средней школы. Под редакцией Гордина Л.Ю. и Козлова Э.П. - 2-е издание. - Таганрог 1981. - 182 с.
9. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие О.Г. Костылева, И.Г. Лукина. - М.: Чистые пруды, 2009. - 232 с.
10. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова // Воспитание школьников. - 2005. - N2. - С. 42-44.
11. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова // Воспитание школьников. - 2005. - N3. - С. 34-38.
12. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова // Воспитание школьников. - 2005. - N7. - С. 29-33.
13. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова//
Воспитание школьников. - 2005. - N1. - С. 48-52.
14. Козлов, Э. Азбука нравственности / Э. Козлов, В. Петрова//
Воспитание школьников. - 2005. - N4. - С. 38-40.
15. Кузьмина, Н. Уроки, воспитывающие честь и совесть [Текст] / Н. Кузьмина// Воспитание школьников. - 2009. - №1. - С.7 - 12.
16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.для студ. сред, и высш.. пед. учеб. заведений. - М., 2007. - 533 с.
17. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методическое пособие. Для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп. и перераб/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Воронеж. - 2006. - 338 с.
18. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 194 с.
19. Курочкина, И.Н. История Российского этикета / И.Н. Курочкина
- М.1998. - 194 с.
20. Лаврентьева, Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе. / Л.И. Лаврентьева // Завуч начальной школы. - 2004. - №4. - С. 59.
21. Ладыженская,Т.А. Речевые уроки / Т.А. Ладыженская. - М., 2005.
- 283 с.
22. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе / В.М. Лизинский. - M.: Центр «Педагогический поиск», 2009 - 160 с.
23. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства / Ю.М. Лотман. - СПб, 2011. - 184 с.
24. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие / А.А. Максимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78 с.
25. Максимовский, М. Этикет делового человека М. Максимовский.
- М., 1994. - 22 с.
26. Насонкина, С.А. Уроки этикета / С.А. Насонкина. - СПб., 1997. - 221 с.
27. Нечаев, М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.
28. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошк. и младш. шк. Учебно-методическое пособие / С.О. Николаева. - М., 2000. - 288 с.
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов. - Москва, 2003. - 718 с.
30. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. - М., 1991. - 288 с.
31. Петрова, В. Азбука нравственного образования [Текст] / В. Петрова, И. Хомякова,Стульник Т.// Воспитание школьников. - 2009. - №4.
- С.41-48. - Продолж. Начало: 2009. - № 12.
32. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с.