Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Работа №62367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ
МИРОМ 7
1.1 Изучение проблемы развития словаря детей в дошкольном возрасте 7
1.2 Особенность словарной работы в дошкольных учреждениях 15
1.3 Окружающий мир как средство развития словаря детей дошкольного возраста 29
Выводы по первой
главе 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
2.1 Выявление уровня развития активного словаря у детей старшего дошкольного
возраста 37
2.2. Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром 43
2.3. Анализ результатов 50
Выводы по второй
главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский,
A. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина,
B. И. Яшина и другие.
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин).
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на занятиях. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой c детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. [5]
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающий мир - предметы ежедневного обихода, игрушки, картины, люди, животные, природа - дают обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От родителей и воспитателей в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в стол же прочно усвоенных словах.
Особенно это касается воспитателя, который ставит перед собой цель развить словарь детей. Воспитатель должен знакомить и ориентировать детей в окружающем их мире и на восприятиях, поступающих из этого мира, развивать словарь детей, должен сам быть знаком с обстановкой, в которой ему приходиться работать.
В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в связях и проявления.
Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания.
Цель работы: теоретически обосновать и проанализировать развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие активного словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
1. Изучить особенности развития словаря детей в дошкольном возрасте.
2. Анализировать ознакомление с окружающим миром как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и апробировать план мероприятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза: мы предполагаем, что ознакомление с окружающим миром будет способствовать развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы работы:
1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
2) наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста;
3) беседа с воспитателями;
4) проведение методики с детьми старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в том, что словарь детей
старшего дошкольного возраста обогащается за счет использования тезауруса по ознакомлению с окружающим миром.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по развитию словаря старших дошкольников.
База исследования: МБДОО Ерыклинский детский сад №6 «Сказка» Алексеевского района.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, таблиц, приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование развития словаря, методы и приемы развития словаря.
Вторая глава посвящена выявлению уровня развития словаря детей в старшем дошкольном возрасте и апробированию плана мероприятий по исследуемой проблеме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование по теме «Развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» подтвердило выдвинутую гипотезу о положительном влиянии ознакомления с окружающим миром на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты. Гипотеза о том, что развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром будет частично подтверждена.
Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.
Работа над словом - это прежде всего, работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.
Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.
В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра.
В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Ознакомление с окружающим миром в воспитательнообразовательной работе с детьми должны использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).



1. Арефьева, Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие /Л. Н. Арефьева - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 118 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова - М.: мозаика-синтез, 2002. - 270с.
3. Бойкова, С. В. Содержание работы по развитию лексикограмматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2005. - №5-6. - С.76-82.
4. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения /С. Е. Большакова - М.: АПО, 1996. - 417с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 479с.
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи детей 4-6 лет /В.В. Гербова - М., 1987.
7. Колосова, И. В. Фразеологический словарь дошкольника / И. В. Колосова // Логопед. - 2008. - №3. - С.4-7.
8. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить/ М. М. Кольцова - М.: Советская Россия, 1973. - 192 с.
9. Коноваленко, В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов /В. В. Коноваленко - М.: Гном и Д, 2005. - 24 с.
10. Кудрова, Т. И. Как сделать увлекательными занятия дома / Т. И. Кудрова // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
11. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 105-112.
12. Максакова, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада / А. И. Максакова - М.: Просвещение, 1982. - 159с.
13. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/ М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 174 с.
14. Меркулова О. Н. Сказка о веселых человечках-звуках : занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Меркулова // Логопед. — 2011 .— № 8 .— С. 66-68
16. Нефедова, Ю. Радость творчества: театрально-игровая
деятельность/ Ю. Нефедова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С. 109-110.
17. Новикова, Н. А. Творческое воображение как перспектива развития личности / Н.А. Новикова // Педагогика искусства. - 2007. - № 1. - С. 10-17 Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей /Л. Г. Парамонова - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже- СПб.: Союз, 1997. - 26 с.
19. Перфильева, Л. Хорошо, когда с утра начинается игра!: о работе в театральной студии/ Л. Перфильева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С.53-54.
20. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2013. - 293 c
21. Прохорова, Ю. Пятачок: театрализованный досуг / Ю. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. -С. 25-27.
22. Реуцкая, Н. А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития/ Н. А. Реуцкая, Е. Н. Крылова, С. А. Мефодьева // Образование в современной школе. - 2012. - № 8. - С. 60-64.
23. Савицкая, Н. М. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи техники квиллинг / Н. М. Савицкая, Л. О. Сафонова, О. И. Лаврентьева //Дошкольная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
24. Сорокина, Н. Театральные занятия в детском саду / Н. Сорокина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 106-114
25. Соколова, И. В. Влияние раннего билингвизма на развитие интеллекта ребенка / И. В. Соколова // Мир русского слова. - 2004. - N 4. - С. 30-33.
26. Соломатина, Г. Н. Билингвизм, его влияние на речевое развитие ребенка / Г. Н. Соломатина // Логопедия. - 2007. - N 3. - С. 5-11.
27. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада /Е. И. Тихеева - М., 1981.
28. Тихонова Е.С. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями / Е. С. Тихонова. - 2014 - 144 с.
29. Туфкрео, Р.А. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе: метод.пособие / Р. Туфкрео, М. Кудейко. - М.: Линка-пресс, 2009. - 187 с.
30. Теория и практика билингвального обучения : учеб.-метод. пособие / М-во образования Рос. Федерации, Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого ; [авт.-сост. И.И. Дмитриева, О.С. Коровина]. - Вел. Новгород :НовГУ, 2001. - 51 с. : ил.
31. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников /О. С. Ущакова - М: Институт психотерапии, 2001. - 210 с.
32. Фатхуллова К.С. Диалог как средство развития коммуникативной
компетенции учащихся в обучении татарскому языку как неродному / К.С. Фатхуллова, Г.А. Набиуллина // Жизнь, посвященная тюркологии : материалы междунар. тюркологического симп.,
посвященного 90-летию академика Э.Р. Тенишева. - Казань : ТГГПУ,
2011. - С.433-439.
33. Фатхуллова К.С. Коммуникативная направленность средств
обучения татарскому языку как неродному // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2008. - № 8. - C. 134-139 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-napravlennost-sredstv- obucheniya-tatarskomu-yazyku-kak-nerodnomu (13.11.2015).
34. Фаткулова, К. Творчество в изучении языка (на татарском языке) / К. Фаткулова, Н. Степанова // Мэгариф (Просвещение).- 2012. -№3. - С. 20.
35. Харенкова А.В. Анализ особенностей речевого развития детей- билингвов // Пробл. соврем.образования. - 2013. - № 2. - С. 160-167 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (24.09.13)
36. Харисов Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному / Фаткулова К., Степанова Н. - 2011. - 238 с.
37. Хусаинов, Ш. Г. Проектирование личностно-развивающего обучения в национально-региональных условиях / Ш. Г. Хусаинов // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2005. - № 2. - С. 73-78.
38. Хозиева, М. В. Развитие словесного творчества и совместной деятельности у дошкольников в условиях проекта "Сказка для дошколят"/ М. В. Хозиева // Психолог в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 51-74.
39. Чанышева Г. Г. Двуязычие в российской образовательной практике / Г. Г. Чанышева, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. — 2007. — № 5. — С. 42-47.
40. Чиршева, Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г. Н. Чиршева. - Санкт-Петербург : Златоуст, 2012. - 486 c.
41. Чупрова, Е. Е. Путешествие со Смешариками: игровое занятие по развитию речи / Е. Е. Чупрова, И. Б. Попова //Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С.39-41.
42. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и старших школьников/ Э.Г. Чурилова.. -М.: Владос, 2001. -159 с.
43. Чеурина Н. В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей/ Н. В. Чеурина //Начальная школа. - 2008. - № 4. - С.18-20.
44. Шаехова Р.К. Азбука для дошкольников, ч.1, ч.2 Играем со звуками и словами/ Р.К. Шаехова. - 2012. -96 с.
45. Шаехова, Р.К. Раз словечко, два словечко...: занимательное обучение татарскому языку.-Казань:Хэтер, 2011.-96с.
46. Шамсутова А.А. Роль невербальной коммуникации при обучении татарскому языку // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность. - Казань, 2009. - Ч. 1. - С. 231-232.
47. Шарифуллина, Д. Р. Технология обучения аудированию младших
школьников в условиях русско-татарского двуязычия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02, 13.00.02 /
ДиляраРашитовнаШарифуллина. - Казань, 2009. - 158 с.
48. Штанько, И. В. Театрализованные игры дошкольников // Дет. сад от А до Я : науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2009. - № 6. - С. 71-75.
49. Экки, Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 23-28.
50. Яковлева, О. Н. Театрализованная деятельность в детском саду/ О. Н. Яковлева // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 16-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ