Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность универсальных учебных действий 7
1.2. Обучение детей мигрантов в начальной школе 18
1.3. Особенности развития познавательных УУД у детей мигрантов
младшего школьного возраста 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Исследование по развитию осознанного и произвольного высказывания в устной форме у детей мигрантов 39
2.1. Организация исследования 39
2.2. Применение комплекса упражнений, направленных на развитие
осознанного и произвольного построения речевого высказывания 49
2.3 Итоги исследовательской работы по развитию познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста 56
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы 63
На сегодняшний день миграционные процессы довольно интенсивны во всем мире. Все больше мигрантов нуждаются в работе, образовании. Но проблема в том, что такие люди нуждаются в социально-языковой адаптации. Необходимо усвоение русского языка, как разговорного.
Поскольку, интенсивно протекающие миграционные процессы получили распространение совместное обучение детей, которые не являются носителями русского языка, и русскоязычных детей. Начинают появляться классы, где часть детей имеют другие национальности. Эти ученики, слабо владеют русским языком, плохо адаптированы к новой культурной, образовательной социальной среде.
Таких обучающихся, в лингвистике, называют по-разному: инофоны, билингвы, дети мигранты, и пр. Это такие дети, для которых русский язык является неродным. У таких детей речевая сторона языкового процесса находится в критическом состоянии.
Данная проблема (обучение русскому языку детей мигрантов) в настоящее время актуальна для всех регионов России. Она возникла достаточно давно, но на сегодняшний день не найдено такое ее разрешение, которое как способствовало бы быстрому и качественному овладению русским языком детей мигрантов, так и решала бы проблемы разного характера, которые непосредственно связанны с религиями, культурными ценностями, и другими социальными факторами обучающихся.
В изучении такого контингента учащихся требуется и работа психолога, и работа учителя. Выявляя уровень знания русского языка у ребенка, его общий образовательный уровень, необходимо учитывать, как социальные, так и психические факторы. Факторы, влияющие на уровень владения русским языком детьми мигрантов, имеют широкое
распространение: особенности функционирования русского языка в
регионе, конкретном населенном пункте, традиции и семейно-бытовые условия, степень присутствия (отсутствия) языковой среды, доступность средств массовой информации (Интернет, телевидение, радио).
Огромная задача стоит по созданию специальной программы перед методистами российского образования. На данный момент уже существует для школ с нерусским языком обучения государственный образовательный стандарт по русскому языку, но нет ни программы адаптации в русскоязычной школе детей мигрантов, ни концепции.
Нынешняя проблема современной школы заключается в воспитании уважения к культуре других народов и уважения к государственной культуре общества, в котором живет человек. Следует расширять познания учащихся и учителей в области культур и этнокультурных традиций. В поликультурной среде идеология толерантности должна быть основной.
Научить ребенка мигранта владеть русским языком в той же степени, в какой обучен ребенок из русскоязычной семьи- это и есть основная задача школы. Требования ОГЭ и ЕГЭ едины для всех, как для выпускников русской, так и национальной школы. А значит, современные учебно-методические комплекты должны включать в себя большой объем педагогических задач. Необходимо выстраивать диалог между русской культурой и родной, далее, обучать ученика ведению этого диалога.
Поскольку универсальные учебные действия являются главной частью современного образования и эти требования едины, то независимо от того, знает ли ребенок язык, или не знает, он должен в конечном результате научиться. С этой идеей и была выбрана тема нашей работы.
Проблема исследования: каковы особенности развития
познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие осознанного и произвольного построения речевого высказывания.
Цель работы: выявить и обосновать особенности развития познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста.
Гипотеза: если применять специальный комплекс упражнений, учитывающий особенности развития познавательных УУД у детей мигрантов, то умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме будет развиваться наиболее эффективно.
Задачи:
1) на основе анализа методической, психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования
2) выявить роль организации и проведения индивидуальных занятий в развитии познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста
3) разработать комплекс упражнений для развития познавательных УУД у детей мигрантов младшего школьного возраста и провести исследование по развитию осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме.
Методы исследования: обобщение психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, теоретический анализ, а также наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
Теоретическая значимость: в данном исследовании выявлены и обоснованы особенности развития познавательных УУД, которые заключается в проведении индивидуальных занятий, используя разработанный комплекс упражнений.
Практическая значимость: результаты дипломной работы и выводы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Гимназия №6 Приволжского р-на г.Казани, МБОУ СОШ пос.им.25 Октября Лаишевского района.
Как говорил Сухомлинский: «Ребёнок научится составлять свою речь только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае». С этой целью необходимо добиться того, чтобы ребенок осознанного и непроизвольно выстраивал свою речь.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
В нашей работе на основе анализа психолого-педагогической литературы обобщены основные теоретические положения, которые необходимы при составления комплекса упражнений для развития осознанного и произвольного построения речевого высказывания у детей мигрантов младшего школьного возраста, определены психологические и лингвистические основы обучения младших школьников связным высказываниям, проведён обзор литературы, в которой представлена методика организации работы с текстом, с лексическими, синтаксическими и орфоэпическими упражнениями.
На основе изученной литературы можно сделать вывод, который необходим при обучении смешанных классов:
- смоделировать учебный процесс, программы, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, проявляя чувство уважения к учащимся - мигрантам;
- совмещать при организации учебной деятельности методику преподавания русского языка как родного и методику преподавания русского языка как неродного;
- провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащихся;
- работа со словарями (синонимов, антонимов, словарями иностранных слов и т.д.)
- осуществлять взаимосвязь традиции национальной и русской литературы, способствовать диалогу культур;
- проводить дополнительные индивидуальные занятия;
- разнообразить методы и приёмы, которые способствуют активизации деятельности учащихся на уроках;
В результате проведенной работы мы пришли к выводу, что если систематически использовать комплекс упражнений, разработанный на основе книги Е.В.Какорина «Говорю и пишу по-русски», можно добиться осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме у детей мигрантов. Поскольку данное пособие направлено на помощь детям для подготовки к поступлению в русскоязычную общеобразовательную школу. Но не стоит забывать об индивидуальных занятий, поскольку только занятия с каждым ребенком позволят допиться успеха.
1. Андреева Ю.В. Влияние миграционного фактора на развитие личности учащегося в среде российской школы / Ю.В. Андреева // Нижегородское обозрение, 2011 №4., 124 с.
2. Арутюнян Л. Дети Беженцев: Проблема социальной адаптации. Миграция и информация. Под ред. Ж. Зайончковской/ Л. Арутюнян, Г. Мосесов, М. Оганесян - М: 2000, 121 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008., 145 с.
4. Бандура А. Теория социального научения. М.: Экспресс, 2001. 154 с.
5. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка. М.: Высшая школа, 2008. 244 с.
6. Быстрова, Е.А. Преподавание русского языка в многонациональной школе /Е.А.Быстрова//Русский язык в школе. - 2007. 165 с.
7. Выготский Л.С. Психология. М.: Лабиринт, 2000. 312 с.
8. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. 432 с.
9. Гриценко В.В. Социально психологическая адаптация детей из семей мигрантов/ В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова - М, 2013. 223 с.
10. Гурьянова Е.В. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994. 69 с.
11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996, 212 с.
12. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников. Екатеринбург, 1998. 161 с.
13. Какорина Е.В. Говорю и пишу по-русски. Москва, 2013. 143 с.
14. Кудрявцева, Т.С. К проблеме культурно - речевой адаптации детей мигрантов /Т.С.Кудрявцева // Начальная школа. - 2011. 171 с.
15. Лысакова, И.П. Языковая адаптация мигрантов: ситуация в
петербургской школе // Языковая политика в современном мире. Спб.: Златоуст, 2007. С. 227
16. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2000. 248 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2007. 218 с.
18. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. 142 с.
19. Мельничук, М.Г. Психосоциальная адаптация студентов-мигрантов в образовательной среде/ Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. /Под ред. В.В. Константинова. М.: Перо, 2014. 114 с.
20. Начальная школа плюс до и после. - 2011. 59 с.
21. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. 211 с.
22. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/ Построение непрерывной сферы образования. - М., 2002. 117 с.
23. Пиаже Ж. Речь и мышление. М.: Генезис, 2001. С. 24 - 26.
24. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая
психология. СП.: Речь, 2003. С. 118.
25. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 2004. 171 с.
26. Синева, О.В. Уроки русского языка в разноуровневом и разноязычном коллективе]/О.В.Синева// Русский язык в школе. -
2007 . 136 с.