ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ 10
1.1. Развитие теории проблемного обучения в зарубежной и
отечественной науке 10
1.2. Методологические основы проблемного обучения и
особенности его организации на уроках истории 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 30
2.1. Анализ опыта учителей по использованию проблемного
обучения на уроках истории в 9 - ом классе 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по использованию
проблемного обучения на уроках истории в 9 - ом классе 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сфера российского образования в настоящее время находится на стадии модернизации. Наблюдается приведение системы образования в соответствие с международными нормами и соглашениями, что влечет за собой новые требования и изменения методов и подходов в образовательном процессе, в постоянно меняющемся мире. Это отразилось и на введении Федерального образовательного стандарта второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения внесли существенные изменения в школьное образование. Именно принятие нового стандарта, объясняет пересмотр уже давно сложившейся системы образования, реализация Федерального государственного стандарта общего образования предполагает системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса.
Особое внимание уделяется Культурно - историческому стандарту. Данный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории, в современной школе, с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и сопровождающийся перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании. Данный стандарт имеет в своей направленности повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно - исторического пространства Российской Федерации. Концептуальными основами культурно - исторического стандарта являются:
Е культурно - антропологический подход, который включает в себя, изучение политической истории, в которой большое внимание уделяется исторической личности;
2. обращение к проблеме духовной и культурной жизни России;
3. этнокультурный компонент, предполагающий преподавание истории в контексте истории России;
4. выработка сознательного отношения к политическим деятелям, процессам и явлениям;
5. особая роль учебника истории .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурно - исторический стандарт, так же предполагает изучение истории в контексте системно - деятельностного подхода, содержащегося в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, а это значит, на наш взгляд, предполагается проблемное изучение истории.
Актуальностью данной работы является то, что реализация системно - деятельностного подхода в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возможна с помощью проблемного обучения. В частности это касается и такого предмета как, история. История, как наука и школьная дисциплина, содержит в себе, очень много фактического материала, поэтому она носит информативный характер, и ее главной целью является накопление и систематизация знаний о прошлом, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. А так как данная дисциплина является информативной, как следствие уроки данного предмета так же наполнены большим количеством фактического материала, что соответственно требует очень много временных затрат для усвоения информации учащимися. Если в рамках традиционного урока наилучшим и эффективным путем изучения учебного материала является получение информации от учителя в готовом виде, то при реализации системно - деятельностного подхода, требуется, чтобы учащиеся сами приобретали и осваивали исторические знания.
При этом, так же следует отметить, что «к концу школьного обучения ученик должен уметь: определить цели и план своей учебной деятельности; выбирать источники знаний и способы (приемы) работы; извлекать, анализировать, оценивать, систематизировать и обобщать приобретенную информацию, применять полученные знания для решения учебных и жизненных задач; анализировать результаты своей деятельности».
Такого результата обучения можно достичь, применяя технологию проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, где учитель выступает в роли координатора образовательного процесса. При применении данной технологии учащимся необходимо максимально проявить самостоятельность и оригинальность. Таким образом, происходит не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а формирование личной гражданской позиции, через собственный анализ, поиск информации по изучению событий, фактов. Именно проблемное обучение обеспечивает мотивацию учащихся.
Вопросами проблемного обучения в разное время занимались как зарубежные ученые (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, К. Дункер, О. Зельц, Г. Пойа, В. Оконь, Т. Хатчинсон и др.), так и отечественные исследователи (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, В.А. Крутецкий, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Вербицкий, В.Д. Путилин, Е.В. Ковалевская и др.).
Так в книге Дж. Брунера «Психология познания: за пределами непосредственной информации» мы можем узнать о различных уровнях познавательной деятельности — от наглядного восприятия до понятийного мышления, так же автор в данной книге указывает на активный, творческий характер познания, выходящий за пределы непосредственной информации, что является неотъемлемой частью проблемного обучения.
О важности мышления учащихся при обучении говорил и Дж. Дьюи в своем труде «Психология и педагогика мышления»1. Автор рассматривает мышление как составную часть обучения и детально показывает, как нужно учить мыслить.
Экспериментальной разработкой проблемных ситуаций занимался К. Дункер. В его исследовании «Структура и динамика мышления» речь идет о том, каким образом из проблемной ситуации возникает решение, какие бывают пути к решению определенной проблемы. Так же является важным научным трудом для изучения, создания и решения проблемных задач .
Среди отечественных исследователей нужно отметить А. М. Матюшкина. В своем труде «Некоторые проблемы психологии мышления», он обосновал проблемность в обучении и изучил такую важную функцию проблемности, как «психологического фактора, обеспечивающего прохождение познавательной з мотивации» .
Изучением основных вопросов теории проблемного обучения занимался И. Я. Лернер. В своей книге «Проблемное обучение: основные вопросы теории», он раскрывает дидактические основы и систему методов обучения.
Неоценимый вклад в изучение теории проблемного обучения внес М. И. Махмутов. В книге «Вопросы проблемного обучения» мы можем проследить развитие теории проблемного обучения от истоков его зарождения до современности, какие этапы в своем развитии прошла теория проблемного обучения.
Исследования проблемного обучения проводились в плане рассмотрения таких понятий, как: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача, проблема, проблематизация. Анализ данных работ позволил уточнить, что проблематизация является наименее изученным понятием в проблемном обучении на современном этапе его развития.
Объектом исследования является процесс обучения истории в основной школе.
Предметом исследования является использование проблемного обучения на уроках истории.
Целью данной работы является изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках истории, и рассмотреть эффективность его использования.
Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно - педагогическую литературу по проблемному обучению.
2. Определить теоретические основы проблемного обучения и особенности организации его на уроках истории.
3. Проанализировать передовой опыт учителей по использованию проблемного обучения на уроках истории.
4. Разработать и апробировать уроки по истории с использованием проблемного обучения.
5. При помощи контрольных срезов проверить эффективность проблемного обучения на уроках истории.
Методологическая основа исследования - системный подход (П.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), проблемный подход (Дж. Дьюи, Г.Пойа, В.Оконь, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, А.А. Вербицкий, В.Д. Путилин и др.), личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.) к обучению.
В ходе написания данной работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования; педагогический эксперимент; целенаправленное педагогическое наблюдение; методы изучения коллективных педагогических явлений (беседа, анкетирование, тестирование и т.п.); диагностические срезы знаний и умений учащихся; обработка экспериментальных данных с применением количественных (статистических и математических) методов.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование проблемного обучения на уроках истории способствует реализации системно - деятельностного подхода в рамках реализации Федерального государственного стандарта и положительное влияет на развитие познавательных интересов и познавательной активности у школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы могут использоваться студентами при подготовке к семинарским занятиям, разработки уроков по темам: «Русско - японская война 1904 - 1905 гг.», «Реформы П.А. Столыпина», «Первая мировая война 1914 - 1918 гг.» могут быть использованы учителями истории.
Исследовательской базой послужило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алнашская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д. Красильникова» Удмуртской Республики, села Алнаши. Были задействованы учащиеся 9 «Б» и 9 «Г» классов, а так же учитель истории и обществознания Телицина Елена Александровна.
Структура работы состоит из двух глав, поделенных на 4 параграфа, заключения, списка литературы, а так же приложения.
Во введении обосновывается актуальность и выбор темы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, выдвигается рабочая гипотеза, раскрывается практическая значимость. Первая глава содержит теоретические основы проблемного обучения, его развитие, возможности применения проблемного обучения на уроках истории. Во второй главе рассматривается модели использования проблемного обучения истории. В заключении содержатся основные теоретические и практические выводы по исследуемой теме. В библиографическом списке отражены все цитируемые материалы, а так же и те которые составили методологическую основу исследования.
Технология проблемного обучения в современном школьном образовании приобретает все большую актуальность. Так как реализация ФГОС ООО, историко - культурного стандарта предполагают пересмотр сложившейся системы образования.
Проблемное обучение прошло долгий путь, которое развивалось как метод, подход и система. Над развитием данной технологии работали как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди них можно выделить Фрэнсиса Бэкона, Жан - Жака Руссо, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Дж.Дьюи, Г. Пойа, С.Л. Рубинштейна, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова и др. Все они внесли значительный вклад в развитие и изучение проблемного обучения. На современном этапе данная технология представляется очень актуальной, что было выявлено в ходе анализа опыта работы учителей по использованию технологии проблемного обучения на уроках истории. Учителя сходятся во мнении, что современные реалии предъявляют большие требования к выпускникам школ, модернизация образования предъявляет все новые требования, как к учителям, так и к учащимся, поэтому необходимо пересмотреть сложившуюся систему образования, искать новые методы, подходы, технологии для реализации качественного образовательного процесса.
Как считают многие учителя именно применение технологии проблемного обучения развивает у обучающихся, критической мышление, самостоятельность, повышает мотивацию к обучению, познавательный интерес. Позволяет устанавливать причинно - следственные связи, учит логическому мышлению, позволяет повысить качество полученных знаний, так как урок, построенный на основе проблемного обучения, носит характер собственного открытия. Применение данной технологии повышает интерес к предмету, веру в собственные силы и знания, о чем говорит активное участие детей в различных конкурсах, олимпиадах, где они занимают призовые места.
Проведенная нами опытно экспериментальная работа по применению проблемного обучения на уроках истории в 9 - ых классах так же показала эффективность применения технологии проблемного обучения.
На констатирующем этапе исследования был выявлен недостаточный уровень познавательной активности учащихся; формирующий этап включал в себя разработку уроков проблемного характера и их апробацию. Контрольный этап заключался в сравнении полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах и выявлении динамики познавательной активности учащихся, который показал, что применение проблемного обучения повышает познавательную активность учащихся на уроках истории.
Проблемное обучение должно активно применяться на уроках истории, так как оно развивает не только логическое мышление, но и творческие мышление, что позволяет наиболее полно рассмотреть историческое событие, понять ход исторического развития.
Так же данная технология предполагает личностную структуру обучения. Проблемное обучение способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Результатом использования такой технологии, является направленность деятельности учащихся на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Целью нашей исследовательской работы являлось изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках истории и рассмотрение эффективности его использования. На наш взгляд, нами была достигнута поставленная цель, так как выводы, сделанные в ходе опытно - экспериментальной работы показали эффективность использования проблемного обучения на уроках истории.
Решены поставленные задачи, а именно выявлена теоретическая основа проблемного обучения, разработано 3 урока истории с элементами проблемного обучения, проверена эффективность использования проблемного обучения на уроках истории. Подтверждена гипотеза исследования
1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.10-13.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. -М.: Педагогика, 2009.
3. Ахметова Д. Парадоксы дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2007. - №3.
4. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2004. - №1. - С. 19 - 25.
5. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации /Пер. с англ. К.И. Басицкого. - М.: Прогресс, 1977. - 374 с.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 2006. - 480 с.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: - Владос, 2001. - 160 с.
9. Гайфуллин Г. Вступая в 21 век: учебные компьютерные модели в проблемном обучении // Наука и школа. - 2004. - № 5 . - С.30 - 32.
10. Гии А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,
2009. - 180 с.
11. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: Московская академия развития образования, 2010. - 560 с.
12. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. - М.:Юрайт, 2013.-676 с.
13. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.
14. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем). Психология продуктивного (творческого) мышления / Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. -М.:МГУ, 1981. - 311 с.
15. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Просвещение, 2009. - 172 с.
16. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - 2-е изд. - Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1922. - 112 с.
17. Дьяченко П.М. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. -М.: Хэлтон, 2008. - с.399.
18. Зинченко А.П. Игровая педагогика. - Тольятти, 2010. - 182 с.
19. Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник высшей школы. - М., 1976, № 2.
20. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
21. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Омега, 2010. - 80 с.
22. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Школьные технологии. - 2012. - № 3.
23. Какрамова К. Проблемное обучение: проблема образования или общества? // Наука и школа . - 2012. - № 4.
24. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Омега, 2004. - 640 с.
25. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб.: Речь, 2005. -75 с.
26. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам). - М.: МИЛИ, 2000. - 247 с.
27. Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия,
2010. - 176 с.
28. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - Спб.: КАРО, 2004. - 368 с.
29. Кордуэлл М. Психология. A-Я: Словарь- справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. - 448 с.
30. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. -М.: Омега, 2004. - 174 с.
31. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 224 с.
32. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. - 80 с.
33. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). - М.: Гардарики, 2008. - 603 с.
34. Леонтьев А.Г. Педагогические ситуация. Как учить? // Наука и школа. - 2000. - № 5.
35. Лернер И.Я. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Знание, 1974. -368 с.
36. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М.: Школа - Пресс, 2004. - 96 с.
37. Матюшкин А.М. Некоторые проблемы психологии мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 533 с.
38. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
39. Махмутов М.И. Современный урок.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 184с.
40. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. -208 с.
41. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятие, изучение и преподавание: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Наука, 1976. - 448 с.
42. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. — Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2010. - 298 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 808 с.
44. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Учпедгиз, 1939. - 727 с.
45. Чеглинцева Н.А. Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 4. С. 10-15.