ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика равновесия, как одного из видов
координационных способностей 6
1.2. Значение развития равновесия в художественной гимнастике 8
1.3. Использование балансировочных тренажеров для развития
равновесия в художественной гимнастике 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация исследования 17
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 19
3.2. Характеристика экспериментальной методики 20
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики 23
Выводы 28
Практические рекомендации 30
Список литературы 32
Приложения
Актуальность. В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивных достижений [Винер И.А., 2003]. На первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешённых проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность. В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологий, приёмов обучения.
Непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие координационных способностей и выявления более эффективных способов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата.
Важным качеством современной гимнастки является умение сохранять устойчивость тела в статике при удержании определенных положений тела, и в динамике при различных перемещениях.
Устойчивость тела, умение сохранять равновесие зависит от биомеханических закономерностей и от деятельности ряда анализаторов: зрительного, двигательного, тактильного и вестибулярного. По мнению ряда авторов, [Архипова Ю.А., 1992; Карпенко Л.А., 2003] именно вестибулярный аппарат считается «органом» равновесия, поэтому значительное место в методике развития способности поддерживать статическое и динамическое равновесие занимают упражнения, направленные на совершенствование функций вестибулярного анализатора. Одни из них позволяют повысить помехоустойчивость функций вестибулярного аппарата, от которых зависит поддержание равновесия тела в условиях прямолинейных перемещений, другие - тех функций, которые помогают противодействовать нарушениям равновесия в процессе и после вращательных движений [Крапивина Е.А., 1988].
Проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, в художественной гимнастике уделяется большое внимание развитию способности сохранять равновесие на любом этапе спортивной подготовки, а с другой стороны, в изученной литературе не удалось обнаружить работ, касающихся методики развития данной способности в художественной гимнастике с использованием нестабильной опоры.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методику использования нестабильной опоры для развития способности к сохранению равновесия у гимнасток 7-8 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в группе начальной подготовки СДЮСШОР по художественной гимнастике.
Предмет исследования - методика развития равновесия у гимнасток 7-8 лет, основанная на применении нестабильных опор.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика развития способности к равновесию у гимнасток 7-8 лет, основанная на использовании тренажеров с нестабильной опорой будет эффективной.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития координационных способностей у гимнасток 7-8 лет.
2. Разработать методику развития способности к сохранению равновесия у юных гимнасток 7-8 лет с использованием нестабильной опоры.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ и обобщение литературных источников,
- тестирование,
- педагогическое наблюдение,
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в разработке методики развития способности к сохранению статического и динамического равновесия у юных гимнасток 7-8 лет с использованием нестабильной опоры.
Практическое значение. Разработанная методика развития способности к равновесию у гимнасток 7-8 лет, основанная на использовании тренажеров с нестабильной опорой может быть рекомендована тренерам в ДЮСШ для работы с юными гимнастками групп начальной подготовки
1. Изучив научно-методическую литературу по проблеме развития чувства равновесия у девочек 7-8лет, занимающихся художественной гимнастикой можно сделать выводы, что в теоретическом плане проблема достаточно изучена и раскрыта. В программе ДЮСШ по художественной гимнастике большое внимание уделяется разностороннему развитию координационных способностей, особенно развитию чувства равновесия. Возраст гимнасток 7-8 лет считается благоприятным для развития этих способностей, но вопрос применения нестабильной опоры (балансирующих тренажеров) недостаточно раскрыт в научно-методической литературе.
2. В ходе педагогического наблюдения и тестирования равновесия у гимнасток 6-12лет было выявлено, что прирост показателей способности сохранять равновесие с возрастом увеличивается, но статистической достоверности между результатами удержания позы Ромберга не наблюдается, так как очень большой разброс в индивидуальных показателях.
3. Разработанная методика развития способности к сохранению равновесия у юных гимнасток 7-8 лет предполагала использование нестабильной опоры (балансировочных тренажеров: Bosu, массажной балансирующей подушки, балансирующего диска и пр.) во время выполнения упражнений учебно-тренировочной программы. Использовались методы строго регламентированного и вариативного упражнения. Данная методика занимала 22-25% от общего объема учебно-тренировочного процесса.
4. Результаты, полученные в ходе исследований, а также их обсуждение, позволяют нам утверждать, что применение экспериментальной методики развития способности к равновесию у гимнасток 7-8 лет, основанной на использовании тренажеров с нестабильной опорой создает более благоприятные условия для освоения материала программы.
Анализ изменения в показателях развития чувства равновесия у гимнасток в экспериментальной группе свидетельствует о достоверном улучшении результатов тестах: «Удержание позы Ромберга» (p<0,05) прирост показателя составил15,6с и «Отклонения от прямой при ходьбе после вращательной нагрузки». В экспериментальной группе угол отклонения по сравнению с промежуточным тестированием уменьшился на 5 градусов, а в контрольной на 3,3 градуса. По показателям данного теста видно, что тенденция к улучшению способности к динамическому равновесию наблюдается у гимнасток обеих групп, но в целом улучшение результата статистически достоверно только в экспериментальной группе (Р<0,05).
5. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют нам подготовить практические рекомендации для тренеров по художественной гимнастике, работающих с девочками 7-8 лет.
1. Ажищенко А.А. Развитие координации движений у юных гимнастов на этапе отбора и начальной подготовки: Автореф. дисс.канд. пед. наук. - Л., 1987. - 23с.
2. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб. 1998.-24с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры. - М.: Просвещение, 1990. - С. 193-204.
4. Бернштейн Н.А. Ловкость и ее развитие: - М.: Физкультура и спорт, 1991.
5. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 264с.
6. Бондаревский Е.Я. Структура, методы оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учеб. пособие для ИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 55с.
7. Баранина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры
8. Верхошанский Ю.В. Программирование и содержание тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 175с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 111-124.
10. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис.канд. пед. наук. - СПб. 2003. - 20с.
11. Гавердовский Ю.К., Заглади В.Е. Обучающая программа руководство к действию // Гимнастика. - 1976. - вып.2. - С. 20-29.
12. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 72с.
13. Гульвани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 23с.
14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2002. - 264с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1966. - 177с.
16. Зациорский В.М., Прилуцкий Б.И. Биомеханические аспекты сохранения равновесия человеком при внешних возмущающих воздействиях.
17. Иванова О.Л. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. ст. - М.: Физкультура и спорт. 1992, - Вып. 1, - С. 63-67.
18. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Минск, 1992. - 19с.
19. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: Учебник для тренеров, преподавателей и студентов физической культуры - М: 2003. - 384с.
20. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта // Физиология человека - 1997. № 6. - С. 65-73.
21. Крапивина Е.А. Техника базовых опорных вращательных движении и методика обучения ими и художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М. 1988. 20с.
22. Кувшинникова С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: Автореф. дис ... канд пед. наук - М, 1983. - 24с.
23. Кобяков Ю.П. Тренировка вестибулярного анализатора гимнаста. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 63с.
24. Коренберг В.Б. Об устойчивости тела в статических позных равновесиях // Теория и практика физической культуры: - 1970. - №3. - С. 25¬28.
25. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Уч. пособ. для ИФК. - СПб. -1999. - С. 67-72.
26. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика Учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. Т.С. Лисицкой - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232с.
27. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе, №2, 2001. - С. 7-14.
28. Макарова В.И. Изучение функций вестибулярного анализатора у девочек в связи с подготовкой к занятиям гимнастикой // Гимнастика - 1982. - вып.1. - С. 52-53.
29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С.158.
30. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.:
Физкультура и спорт, 1989. - С. 156- 160.
31. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. - 39с.
32. Попугаев А.И. Влияние функциональных свойств вестибулярного анализатора на эффективность обучения гимнастическим упражнениям // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №8. - С. 30-32.
33. Попугаев А.И., Панфилов О.П. Роль вестибулярного анализатора в пространственном анализе гимнастических упражнений // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 10 . - С. 24-25.
34. Розен И.И. Экспериментальное обследование методов совершенствования устойчивости гимнасток при выполнении упражнений на бревне: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 1971. - 20с.
35. Сальченко А.Н. Спонтанная и вызванная воздействиями на анализаторы вариативность координации движениями // Теория и практика физической культуры. - 1970. - №3. - С. 34-37.
36. Тараканова В.К. Исследование навыков сохранения равновесия в связи с обоснованием методики обучения гимнастическим упражнениям на бревне: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., - 1966. - 18с.
37. Теория и методика физической культуры: Учебник/ под. Ред. Проф. Курамшина Ю.Ф. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
38. Фарфель В.С. Физиология спорт. - Л.: Физкультура и спорт, 1960. - С. 43-49.
39. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. - Челябинск, 1975. - С. 35-47.
40. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Академия, 1983. - 375с.
41. Фомина Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 2004 - 223c.
42. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.- Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.
43. Художественная гимнастика: учеб. программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ / под ред. Ж.А.Белокопытовой, Л.А.Карпенко, Г.Г.Романовой. - К., 1991. 34с.
44. Художественная гимнастика: программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ / под ред. Т.С.Лисицкой, О.А.Ивановой, В.Ю. Кубилена, Г.Г.Романовой, А.Н.Яниной, В.А.Иваницкой. М.: Советский спорт, 1989. 46с.
45. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. - М.:
Физкультура и спорт, 1975. - С. 36-46.
46. Шорин Г.А. Исследование вестибулярной функции у спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №10. - С. 23-24