ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СПЕЦИФИКА СКАЗОЧНОЙ МОДЕЛИ В СКАЗКАХ
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ 13
1.1 Особенности художественной поэтики сказок
Л.С. Петрушевской 13
1.2 Интертекстуальные традиции в сказках
Л.С. Петрушевской 23
1.3 Циклическая концепция сказок
Л.С. Петрушевской 30
ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В 5 - 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ 42
2.1 Специфика изучения народных и литературных сказок в школе 42
2.2 Методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в
школе 44
Конспекты уроков по сказкам Л.С. Петрушевской на уроках внеклассного чтения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время, в педагогической науке и методике преподавания русской литературы появились различные формы и методы, которые помогают в нравственном, эстетическом воспитании учащихся. Особенная роль отводится изучению русских народных и литературных сказок. История литературных сказок, специально адресованных детям, начинается с XVIII века. Это сказки Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского которые писали не только для взрослых, но и для детей. К сказочному жанру обращались также А.С. Пушкин, П.П. Ершов, М.Ю. Лермонтов. Их произведения в этом жанре прочно вошли в круг детского чтения. Начиная со второй половины XIX века жанр литературной сказки стал развиваться в широком русле. Особую значимость литературных произведений для детей, в том числе и сказок, подчеркивал Л.Н. Толстой. В начале ХХ века жанр литературной сказки получает дальнейшее развитие. К жанру сказки обратились А.М. Ремизов, А.Н. Толстой, А. М.Горьким.
В 1920 - 30-е годы ознаменовались активными поисками новых
художественных форм и приемов создания произведения. Писатели были воодушевлены утопической идеей создания нового прекрасного мира, который будет построен по законам искусства, которое должно проникнуть в глубины сознания грядущих поколений, воспитать «нового человека». Утопический авангардизм в тех или иных формах охватывал в 20-е годы многих литераторов, художников, архитекторов, архитекторов и педагогов. В жанре сказки это отразилось в создании новаторской сказки Ю.К.Олеши «Три толстяка», жанр которой представляет собой синтез романтического авантюрно-приключенческого романа, элементов романа-фельетона и прозаического сценария театрально-циркового представления, кроме того, в ней сочетаются образы и мотивы «серебряного века» с приемами авангарда.
В 1920 - 30-е годы возникла дискуссия о сказке, которая в целом переросла в дискуссию о путях развития современной детской литературы и повлияла на последующее творчество детских писателей. Возражения противников сказок сводились в основном к следующему. Сказка отвлекает ребенка от реальной жизни: она заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Основой этих утверждений был активный атеизм, примитивное материалистическое мировоззрение, недопускающее в жизни никаких «тайн». Например, такой авторитетный в 1920-е годы общественный деятель, как Н.К. Крупская, выступая против сказки, высказывала беспокойство по поводу несоответствия «чудесной формы» и «чудесного содержания», а
А.В. Луначарский не разделял взглядов Н.К. Крупской, считая ошибкой отказ от фантастического мира сказки, переход к «стопроцентному реализму». Препятствовать тяготению ребенка к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать нормальному развитию личности. А.М. Горький неоднократно выступал в защиту сказки, он отмечал, что для человека увлекательны и поучительны «выдумка» и «вымысел», благодаря которым сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей. А.М. Горький обращал внимание противников сказки на огромное влияние устного народного творчества на художественную литературу.
С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, использовавшие в своем сказочном творчестве фольклорные традиции, сами были объектами нападок. Об этом К.И. Чуковский написал в книге «От двух до пяти» [Чуковский 1999]. Ответом на дискуссии о детской литературе и о жанре сказки были опубликованные К.И. Чуковским «Заповеди детским поэтам» (1929). Благодаря творчеству и общественно-литературной деятельности К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.М. Горького, Е.Л. Шварца и других писателей 1920 - 1940-х годов жанр литературной сказки активно
развивался, в нем появлялись новые жанровые разновидности. Сказки и стихи К.И. Чуковского создают целый комический эпос, его произведения связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Жанр пьесы-сказки разрабатывал С.Я. Маршак («Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горе-Злосчастие», «Двенадцать месяцев»).
Вторая половина ХХ века характеризуется тем, что появляется огромное количество волшебных сказок, причем волшебство переносится в реальную жизнь. Надо отметить, что детские сказки являются важным фактором в воспитании детей. Именно через сказки дети впервые начинают понимать жизнь. В детстве обычно формируется единый «образ» сказки, отдельные образы которого каждый легко воспринимает в любом произведении, независимо от принадлежности к различным художественным системам, национальным традициям и жанрам. Большую роль в создании литературных сказок принадлежит В.П. Крапивину. В сказках
В.П. Крапивина описывается современная школьная жизнь, в его повестях главные герои - это сверстники. Это важно, поскольку в этих книгах можно найти взаимоотношения детей и взрослых, ровесники совершают различные поступки, то есть окружающий мир является уже ступенью во взрослую жизнь. Очень много произведений создают Э. Н. Успенский, Ю.И. Коваль, А. Усачев.
Осмысливая значение сказки в мировом литературном процессе Л.В. Овчинникова отмечает: «в любой момент культурной истории писатели, поэты, драматурги разных стран обращаются к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы современности и с целью художественного осмысления «вечных» вопросов человеческого бытия. Видимо, сказки - наиболее адекватный способ постижения, изображения и переживания мира и человека. Народная сказка отражает многообразный духовный опыт народа, его мировоззрение, социально-утопические идеалы и надежды, мечты о справедливом мироустройстве - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме» [Овчинникова 2000: 4].
Литературная сказка ХХ века стала объектом исследования литературоведов, психологов, педагогов, ученых методистов, этим обусловлен междисциплинарный характер нашего исследования.
Интерес к литературной сказке обусловлен тем, что в современных условиях наблюдается трансформация социально-нравственных,
философских и духовных ценностей, представления о традиционных ценностях усложняются, обрастая некоторыми оттенками. В частности, представления о правде и справедливости, о добре и зле, о милосердии и взаимопонимании, о грустном и смешном и т.д.
Литературная сказка стала объектом изучения литературоведческих трудов обобщающего характера (М.Н. Лейдерман монография «Поэтика литературной сказки» (1992), М.И. Мещерякова глава коллективной монографии «Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития» (1996), Л.В. Овчинникова монография «Литературная сказка ХХ века. Мир - Герой - Автор» (2000)), а также диссертационные исследования, посвященные изучению творчества современных писателей-сказочников (Н.Ю. Богатырева «Литературная сказка В.П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика» (1998), Е.Ш. Исаева «Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца» (1985) и др.). Данные исследования позволили нам сформулировать рабочее определение о литературной сказке ХХ века.
Нам близко определение литературной сказки, данное Н.М. Лейдерманом: «жанровая ситуация» (т.е. «конструктивно-значимая коллизия, лежащая в основе хронотопа волшебной сказки») повествовательный артистизм и свободное игровое начало составляют «логику жанра» народной волшебной сказки. Следовательно, литературной сказкой можно назвать то произведение, в котором воссоздается система элементов памяти жанра волшебной сказки в качестве доминанты и структурного каркаса художественноего мира» [Лейдерман 1996: 7].
Е.А. Самоделова предлагает в зависимости от степени сохранности народно¬сказочной основы выделить пересказ, литературную обработку, писательскую сказку в духе народной [Самоделова 1995: 25].
Вопросы специфики изучения жанра фольклорной и литературной сказки стало предметом исследования и ряда научно-методических, педагогических и психологических исследований. Многие методисты размышляют над тем, какие сказки имею большое влияние на воспитание ребенка, какой должна быть сказка в наши дни. Это важно, поскольку развитие сказки в наши дни, сильно отличается от тех сказок, которые были созданы в XIX - XX веках. Сами сказки в наши дни привлекают внимание педагогов, методистов, ученых. В последнее время большое внимание изучению сказок уделяют психологи. Это тоже важно, ведь сказки очень влияют на сознание человека. В некоторой степени сказки даже могут оказывать влияние на отдельные элементы психики. В наши дни жанр сказки является очень востребованным, появляются очень много сборников сказок, очень много мультфильмов, которые сняты по сказкам русских писателей, очень много современных писателей пишут сказки, таким образом, детская литература, причем в России является одной из крупнейших не только по количеству авторов и книг, но и по качеству. Надо сказать, что сказки оказывают огромное влияние на творческую личность учащихся, с точки зрения не только педагогики, но и психологии. Как отмечает З.В. Хохрина «личность человека представляет собой важнейшее и высшее психическое образование, являющееся потенциальным и определяемым влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса» [Хохрина 15:106]. Это действительно так, ведь духовный мир современных учащихся развивается не сам по себе. На это влияют многие факторы. И, конечно же, на это оказывают сказки. Благодаря сказочному жанру, у учащихся развивается мышление, формируется представление о мире, также с помощью сказок развивается эстетические представления. Сказки даже могут лечить, поскольку в сказках поднимаются современные проблемы, герои преодолевают трудности, сам сюжет несёт в себе важную эмоциональную, информационную нагрузку. В современной школе во всех школьных программах по литературе (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной,
С.А. Зинина, В.П. Чертова, Г.С. Меркина и др.), народные и литературные сказки изучаются в 5 классе. Однако нужно отметить, что литературным сказкам современных авторов отводится очень мало места, их практически там нет. Также мало места уделяется изучению зарубежных сказок. А это необходимо, поскольку при изучении сказок разных народов, у детей формируется чувство толерантности, уважения к обычаям и нравам других народов, а также выясняется, что при всех различиях, у всех народов близки представления о добре и зле, о справедливости, о труде и лени. Как отмечает Р.Ф. Мухаметшина «цель изучения сказки - постижение ее смысла через анализ художественного мира, через проникновение в смысл ее отдельных элементов» [Мухаметшина 109:84] В ее монографии разработана методика изучения русских народных сказок в контексте диалога русской и татарской культур. В разработке наших методических рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской в школе мы ориентировались на ее методику. В связи с тем, что сказки Л.С. Петрушевской не включены в школьную программу и учебники литературы, то мы предложили знакомить учащихся с ним на уроках внеклассного чтения, тем самым восполняя существенный пробел в современных школьных программах. Именно внеклассное чтение может пробудить интерес к чтению произведений, на этих уроках учитель может сам выбрать формы и методы, которые нужны для освоения материала. Без уроков внеклассного чтения, само преподавание русской литературы не может быть качественным.
Обращение к творчеству Л.С. Петрушевской как к автору литературных сказок в нашей работе не случайно. Л.С. Петрушевская - одна из популярных, читаемых и любимых авторов конца ХХ - начала XXI века. Причем, начало и середина ее творчества не были связаны со сказками. Только в поздний период творчества, Л.С. Петрушевская обращается к жанру сказки, который стал главным в ее жизни. Книг, в которых автор включает только сказки не менее пяти томов. Л.С. Петрушевская пишет не только для детей, но именно данный жанр ее творчества на сегодняшний день наиболее востребован.
Л.С. Петрушевская по количеству и качеству сказок, которые созданы для детей, не имеет аналогов в русской литературе, поскольку сказки, которые она создает, очень яркие по сюжету, проблематике. На литературное творчество автора, в особенности специфику сказок повлияло то, что некоторые сказки Л.С. Петрушевская создавала для своих детей. Здесь можно выделить семейные ценности. Получается забота о семье, сама семья как социальный фактор повлияли на особенности творчества писательницы.
Сказки Л.С. Петрушевской имеют одну принципиальную особенность: при всей фантастичности они заземлены. В циклах сказок-притч «Лечение Василия и другие», «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», например, аллегорические сказочные персонажи вписаны в современный быт», в них за сказочным сюжетом поднимаются далеко «недетские» острые житейские проблемы. Волшебные сказки Л.С. Петрушевской также тесно переплетены с реальностью. В «Сказке сказок» Серенький Волчок из известной колыбельной своими огромные и добрыми глазами помогает увидеть протяженную картину всей нашей жизни: и довоенной, и трагической военной, и нелегкой современной, в переплетении условного и безусловного, узнаваемого. Такое же сближение фантастики с реальностью наблюдаем в сказочках маленького Павлика («Три девушки в голубом»), в них отражается мир фантасмагорический, деформированный, больной, как зеркальное отражение уродливой атмосферы постоянных ссор между матерью и бабушкой, в этом мире не остается места чудесному, сказочному (золотой рыбке, Серому Волку).
Л.С. Петрушевская разрабатывает и жанр пьесы-сказки. В сказках- пьесах «Два окошка» (1975), «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (1975), «Золотая богиня» (1986) классическое сказочное противостояние Добра и Зла подключает к борьбе не только сказочных, но и реальных жизненных персонажей, пробуждающихся от равнодушия, безделия, спячки.
Сказки Л.С. Петрушевской отличаются образным, ярким языком, с обилием языковых игр. Л.С. Петрушевская - автор лингвистических сказок («Пуськи бятые», например). Сказки Л.С. Петрушевской признаны современными критиками и литературоведами. Лучшим мультфильмом всех времен и народов признана картина «Сказка сказок», сценарий которой написан Л.С. Петрушевской совместно с художником и режиссером Ю. Норштейном. В 1992 году Петрушевская получила в Геттингене литературную премию им. А.С. Пушкина.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое заключается в том, что жанр литературной сказки и творчество Л.С. Петрушевской, в особенности жанр сказки, востребован в современном обществе. Сказки Л.С.Петрушевской прочно вошли в круг детского чтения, в то же время они не нашли места в современных школьных программах по литературе. В нашей работе мы предлагаем разрешить данное противоречие разработкой методических рекомендаций по включению сказок Л.С. Петрушевской уроки внеклассного чтения в 5 классе, что позволит решить и актуальную методическую задачу приобщения учащихся средних и старших классов к чтению.
Объект исследования - процесс восприятия и изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе.
Предмет исследования - методика изучения сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы с учетом их художественной специфики, содержания и психолого-физиологическими особенностями восприятия учащихся с соблюдением преемственности и взаимосвязанности уроков литературы и внеклассного чтения.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. На основе изучения литературоведческих исследования и литературно-критических работа выявить основные принципы определения поэтики литературных сказок ХХ века;
2. Исследование особенностей поэтики сказочных циклов Л.С. Петрушевской;
3. На основе изучения трудов педагогов, психологов и ученых- методистов наметить основные подходы изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе;
4. Определить круг сказок Л.С. Петрушевской, рекомендуемых для включения в процесс литературного образования учащихся общеобразовательных школ на уроках литературы и внеклассного чтения.
5. Разработать методические рекомендации чтения и изучения сказок Л.С. Петрушевской на уроки внеклассного чтения 5 - 9 классов.
Новизна исследования и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка теоретического обоснования включения сказок Л.С. Петрушевской в процесс литературного образования школьников на уроки внеклассного чтения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения методических рекомендаций и разработанных уроков внеклассного чтения в практику современного литературного образования школьников, частично на спецкурсах в вузе, которые посвящены детской литературе, современной русской литературе.
Теоретическую базу исследования составили монографии
В.П. Аникина, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Т.Т. Давыдовой, Т.В. Зуевой, М.Н. Лейдермана, Д.Н. Медриша, Е.М. Мелетинского Р.Ф. Мухаметшиной, В.Я. Проппа, в которых рассматриваются проблемы сказочного жанра, истории возникновения сказок, развитие данного жанра, а также диссертационные исследования О.А. Кузьменко, Е.А. Плотниковой, Г.А. Мехралиевой, Ю.В. Павловой, Л.А. Камаловой, которые посвящены анализу народных и литературных сказок, а также сказок Л.С. Петрушевской, особенностям самих сказок,
В нашей работе мы использовали проблемный, сравнительно-типологический, интертекстуальный методы анализа.
Апробация данной работы прошла на итоговой студенческой конференции в КФУ (2017), уроки анализа отдельных сказок проводились на уроках внеклассного чтения в качестве обучающего эксперимента в школе.
Творчество Л.С. Петрушевской занимает важное место в современной литературе. Наше исследование посвящено очень актуальной и важной проблеме - изучению сказок Л.С. Петрушевской на уроках внеклассного чтения в средних и старших классах. Мы сделали акцент именно на те сказки, которые будут, не только интересны современным школьникам, но и те, которые помогут сформировать творческую, уникальную личность. В конце ХХ века писательница обратилась к жанру сказки. Именно данный жанр определил ее дальнейшее литературное творчество. Ее литературные сказки современны, в них поднимаются злободневные проблемы, через сказки отражены традиционные сказочные традиции, ее сказки противопоставляются сказкам великих писателей Андерсена, Гофмана, Пушкина и многих других авторов творчество Л.С. Петрушевской невозможно спутать с другими детскими писателями. Ее стиль, применяемый в сказках по-своему уникален и неповторим. Главный принцип литературных сказок Л.С. Петрушевской - это, безусловно, сказочная игра. Принцип игры реализуется на уровне структуры, мотивы, языкового содержания. Художественный мир писательницы характеризуется обширным материалом, огромным литературным материалом. Рассмотрев художественную организацию специфики сказочной модели Л.С. Петрушевской, мы пришли к выводу, что особенностью художественной структуры ее сказок, является органичное сочетание всех трех разновидностей сказок, потому что в ее сказках мы видим элементы сказок о животных, бытовые мотивы, которые представлены в бытовых сказках и конечно же наличие волшебных вкраплений, именно волшебные сказки занимают большинство творчества Л.С. Петрушевской.
В литературных сказках Л. С. Петрушевской - главной особенностью является то, что время параллельно современности. Ее сказки структурированы по принципу циклической парадигмы. Циклизация свойственна тому, что сказки рассчитаны и детям и в то же время взрослым,
также это особый специфический прием. Не менее значимой остается в ее творчестве особенность сказок в плане жанровой системы. В них включены фольклорные произведения. Это страшные рассказы, анекдоты, загадки и поговорки. В ее сказках всегда добро побеждает злые силы. Людмила Петрушевская создала неповторимую сказочную вселенную,
многоаспектный, где господствуют традиции художественной системы. Ну и, конечно же, сказки Петрушевской занимают большое значение в школьном образовании. Творчество Л.С. Петрушевской не включено в современные школьные программы по литературе. Мы проанализировали рабочие программы многих современных методистов. Рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской мы не обнаружили. Однако, эти сказки можно и нужно изучать. Чтение и изучение данных сказок расширит кругозор чтения учащихся, обогатит их знания, сформирует их духовный мир. Ее произведения можно изучать на уроках по самостоятельному и внешкольному чтению. Сказки Л.С. Петрушевской формируют у учащихся представления о нравственности, эстетике. В этом можно проследить наличие гуманистической концепции в ее творчестве. Сказки помогают увидеть различные жизненные проблемы, уметь их решать.
Вместе с этим формируется эмоциональное восприятие, а также учащиеся «входят» в особый сказочный мир. Литературные сказки писательницы небольшие по объему, написаны доступным, ярким языком. Их интересно читать, также читая ее сказки, активизируется творческая деятельность. Учащиеся могут попробовать написать свои сказки. Все это в совокупности создает многогранную, творческую личность.
1. Азбелев С.Н. Русская народная проза (вступительная статья) / С.Н. Азбелев // Народная проза.- М. Русская книга, 1992.- с.5-33
2. Андреев, Н.П. Проблема тождества сюжета (Публикация В.М. Гацака) / Н.П. Андреев// Фольклор. Проблемы историзма. - М.: Наука, 1988.- с.230-243
3. Аникин, В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей/ В.П. Аникин. - М: Просвещение, 1977.- 208 с.
4. Банк, Н. «Сказку пишешь почти не дыша...» / Н. Банк// Детская литература.-М., 1992.- №7.- с. 13-16.
5. Базилишина, М.Р. Устный народный рассказ: функциональная природа жанра: дисс. ... канд. Филол. Наук/ М.Р. Базилишина.- Иркутск, 1997.- 461 с.
6. Барзах, А. О рассказах Л. Петрушевской: Заметки аутсайдера / А.О. Барзах // Посткриптум.- 1995.- №1.- с. 244-269
7. Бахтина, В.А. Время в волшебной сказке / В.А. Бахтина // Проблемы фольклора. - М: Наука, 1975.-с.157-163
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин - М.: Искусство, 1986.- 445. с.
9. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт.- М.: «Прогресс», 1994. - 616 с.
10. Бернштейн, Б.М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры / Б.М. Бернштейн // Традиционная культура.- 2000.- №2. - С. 3 - 18.
11. Богатырева Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина
(Жанровое своеобразие и поэтика): автореф. дис.... канд. филол.
наук: 10.01.01. - М., 1998. 26 с.
12. Богомолов, Н.А. Русская литература начала 20 века и оккультизм: Исследования и материалы / Н.А. Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.- 550 с.
13. Богданов, К.А. Повседневность и мифология : Исследования по семиотике фольклорной действительности / К.А. Богданов. - СПб.: Искусство, 2001. -438 с.
14. Бондаренко, М. Текущий литературный процесс / М. Бондаренко// Новое литературное обозрение. - 2003.- №62.- с.57-76
15. Брауде, Л.Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе / Л.Ю. Брауде// Детская литература.-1975.- с.144-157
16. Брауде, Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» / Л.Ю. Брауде // Известия АН СССР. Сер. Лит. И яз, - т. 36.- 1977.- №3.- с. 226-234.
17. Бритиков, А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология / А.Ф. Бритиков // Русская литература.- 1984.- №3.- с.55-74
18. Васюченко, И. Игра и тайна: Сказки 20 века/ И. Васюченко// Детская литература.-1994.- №4.- С.3-9
19. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка/ Н.М. Ведерникова. М.: Изд-во Наука, 1975.-136 с.
20. Веселова, И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ И.С. Веселова.- М., 2000.- 26 с.
21. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский.- М.: Высшая школа, 1989.- 406 с.
22. Веселовский, А.Н. Дуалистические поверья о мироздании / А.Н. Веселовский // Народные представления славян.- М.: АСТ, 2006.- с. 355-467
23. Веселовский, А.Н. Сравнительная мифология и ее метод / А.Н. Веселовский // Народные представления славян. - М.: АСЬТ, 2006. - с. 143-144, 155
24. Виала, А. Рождение писателя: социология литературы
классического века / А. Виала // Новое литературное образование.- 1997.- №25.- с.7-23
25. Виноградова, Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян / Л.Н. Виноградова.- М.: Индрик, 2000.- 432 с.
26. Воскобойникова, В. Вчера и сегодня русской литературной сказки / В. Воскобойникова, Л, Звонарева // Книжное обозрение.- 1999- №13.- с.10-12
27. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.В. Выготский // Лекции по психологии.- СПб.: Союз, 1997.-143 с.
28. Гацак, В.М. Сказочник и его текст (к развитию экспериментального направления в фольклористике) / В.М. Гацак // Проблемы фольклора.- М.: Наука, 1975. - с.44-52
29. Герасимова, Н.М. Формулы русской волшебной сказки ( К проблеме стереотипности и вариативности традиционной культуры) / Н.М. Герасимова // Советская этнография:- 1978.- №5.- с. 18-28
30. Громова, М.И. Сказка в творчестве Л.С. Петрушевской / М.И. Громова // Литературная сказка: история, теория, поэтика. Сборник статей и материалов.- М., 1996.- Вып.1. - с.78-81
31. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев- Л.: Наука, 1967.-319 с.
32. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира.- М.: Сов. Писатель, 1988.- 448 с.
33. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства / К.С. Давлетов.- М.: Наука, 1966.- 365 с.
34. Давыдова, Т.Т. Сумерки реализма: ( О прозе Л. Петрушевской) / Т.Т. Давыдова // Русская словесность.- 2002.- №7.- с.32-36
35. Далгат, У.Б. Фольклор и современный литературный процесс / У.Б. Далгат // Фольклор: Поэтика и традиции.- М., 1982.- с.34-48
36. Добровольская, В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки / В.Е. Добровольская.- М.: ГРЦРФ, 2009.- 224 с.
37. Дубин, Б.В. Читатель в обществе зрителей / Б.В. Дубин // Знамя.- 2004.- №5.- с.168-178
38. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина; отв. Ред. А.А. Горелов.- Л.: Наука, 1991.- 207 с.
39. Ефимова, Н. Мотив игры в произведениях Л. Петрушевской и Т. Толстой / Н. Ефимова // Вестник Московского университета. Серия. Филология.- 1998.- №3.- с.60-70
40. Зоркая, Н.М. Фольклор. Лубок. Экран / Н.М. Зоркая: - М.: Искусство, 1994.- 239 с.
41. Зуева, Т.В. Сказки Пушкина: Книга для учителя / Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1989.-160 с.
42. Зуева, Т.В. Волшебная сказка / Т.В. Зуева.- М.: Прометей, 1993.¬239 с.
43. Зуева, Т.В. Система сказочных жанров в русском фольклоре / Т.В. Зуева // Литература в школе. - 2006.- №3.- с.8-12
44. Зуева, Т.В. Мифологическое сознание в сказке (Полисемантизм образов) / Т.В. Зуева // Традиционная культура.- 2007.- №2.- с.16-24
45. Зусман, В. Литературная сказка / В. Зусман, С. Сапожков // Литературная учеба.- 1987.- №1.- с.15-16
46. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин.- М.: Интрада, 1998.- 255 с.
47. Исаева Е. Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Евгения Шварца. Автореф. дисс. на соискание учёной степени к. ф. н. - М., 1985. - 25 с.
48. Камалова, Л.А. Изучение русских народных сказок в контексте диалога культур в школе с родным (нерусским) языком обучения: дисс... канд. Пед. Наук / Л.А. Камалова.- Казань, 2005.- 222 с.
49. Карху, Э. Эволюция сказки / Э. Карху // Север.- 1993.- №6.- с.144-151
50. Касаткина, Т. Но страшно мне: изменишь облик ты/ Т. Касаткина // Новый мир.- 1996.- №4.- с. 212-219
51. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская: - М.: Сов. Энциклопедия, 1966.- 376 с.
52. Княжицкий, А.И. Притчи/ А.И. Княжицкий .- М.: Мирос, 1995.-216 с.
53. Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа. ( на материале европейской литературы первой половины 20 века) / Е.Н. Ковтун.- М.: Изд- во МГУ, 1999.- 308 с.
54. Колтухова, И.М. Постмодернизм и традиция: трансформация жанра в волшебной сказке Л. Петрушевской: дисс. На соиск. Ст. канд. Филол. Наук / И.М. Колтухова.- Симферополь, 2007.- 210 с.
55. Котельникова, Н.Е. Состав несказочной прозы о кладах и ее традиционная образность в жанрообразующем отношении: дисс. ... канд. филол. Наук / Н.Е. Котельникова.- М., 1996.- 136 с.
56. Кравцов, Н.И. Сказка как фольклорный жанр / Н.И. Кравцов // Специфика фольклорных жанров.- М.: Наука, 1973.- с.68-84
57. Кравцов, Н.И. Проблемы теории фольклора // проблемы фольклора / Н.И. Кравцов.- М.: Наука, 1975.- с.3-11
58. Кравцов, Н.И. Русская проза второй половины 19 века и народное творчество / Н.И. Кравцов.- М.: Наука, 1972.- 131 с.
59. Кривощапова, Т.В. Русская литературная сказка конца 19- начала 20 века: учебное пособие по спецкурсу / Т. В. Кривощапова.- Акмола: АкмУ, 1995- 125 с.
60. Криничная, Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры / Н.А. Криничная.- Л.: Наука, 1987.- 227 с.
61. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / 1967.- Т. 23, №29
62. Куралех, А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушевской / А. Куралех // Литературное обозрение.- 1993.- №5.- с.63-67
63. Курицын, В. Н. Русский литературный постмодернизм / В.Н. Курицын.- М.: ОГИ, 2001.- 286 с.
64. Кузьменко, О.А. Традиции сказочного повествования в прозе Л.С. Петрушевской: дисс... канд. филол. наук/ О. А. Кузьменко.- Улан-Удэ, 2003.- 151 с.
65. Кякшто, Н. Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской (повесть «свой круг») / Н.Н. Кякшто // Русская литература 20 века. Школы. Направления. Методы творческой работы.- М.: Высшая школа, 2002.- с. 541-552.
66. Ларионова, М.Ч. Архетипическая парадигма: миф, сказка, обряд в русской литературе 19 века: автореф. дис.... д-ра филол. Наук / М.Ч. Ларионова.- Волгоград, 2006 - 44 с.
67. Лейдерман М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 183 с.
68. Лейдерман, М. Н. Современная русская литература. Учебное пособие в 3-х кн.- Кн. 3: В конце века (1986-1990-е годы)./ Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 160 с.
69. Липовецкий, М.Н. В некотором царстве. Современная литературная сказка / М.Н. Липовецкий // Литературное обозрение.- 1984.- №11.- с.17-24
70. Лосев, А.Ф. Мифологическое время и мифологический историзм / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Античная философия истории.- М.: Наука, 1977.- с.31-39
71. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( 18- начала 19 в.) / Ю.М. Лотман.- СПб.: Искусство,
1994. - 413 с.
72. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 1998.- с. 14-288
73. Лутовинова, Е.И. Мотив чудесного рождения героя и его реализация в русской волшебной сказке ( «Мальчик и ведьма») / Е.И. Лутовинова / Традиционная культура.- 2007.- №2.- с.41-50
74. Маркова, Т.Н. Поэтика повествования Л. Петрушевской / Т.Н. Маркова // Русская речь.- 2004.- №3.- с. 34-39
75. Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики / Д.Н. Медриш; под ред. Б.Ф. Егорова:- Саратов: Изд-во Сарат. Ун¬та, 1980.- 296 с.
76. Медриш, Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки А.С. Пушкина и народная культура / Д.Н. Медриш.- Волгоград: Перемена, 1992.- 145 с.
77. Мелетинский, Е.М. Герои волшебной сказки: Происхождение образа / Е.М. Мелетинский.- М.: ИВЛ, 1958.- 264 с.
78. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе / Е.М. Мелетинский.- М.: РГГУ, 2000.- 169 с.
79. Мелетинский. Е.М. Структурно- типологическое изучения сказки / Е.М. Мелетинский // Структура волшебной сказки. - М.: РГГУ, 2001.- с. 163-198
80. Мехралиева, Г.А. Литературная сказка в творчестве Л.С. Петрушевской: дисс... канд. филол. наук / Г. А. Мехралиева.- Петрозаводск.- 2012.- 212 с.
81. Маслова, С.А. Художественный мир современной литературной сказки для детей: дисс.. канд.. филол. наук / С.А. Маслова: М.:, - 2014.- 269 с.
82. Мещерякова, М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития / М.И. Мещерякова // Литературная сказка. История, теория, поэтика: Сборник статей и материалов.- М.: МПГУ, 1996.- с. 71-75
83. Мещерякова, М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины 20 века: проблемы поэтики / М.И. Мещерякова.- М.: Мегатрон, 1997.- 381 с.
84. Монгуш, Е.Д. О некоторых особенностях литературной сказки Л.С. Петрушевской / Е.Д. Монгуш // Мировая словесность для детей и о детях.- М., 1999.- Вып.4 - с. 97- 99
85. Мотеюнайте, И.В. Чтобы мир остался жив. Настоящие сказки Л. Петрушевской / И.В. Мотеюнайте // Литература.- 2005.- №2.- с.33-35
86. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина.- 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 456 с.
87. Мухаметшина, Р.Ф. Диалог русской и татарской культур в системе литературного образования / Р.Ф. Мухаметшина .- Казань, Магариф, 2007.- 107-117 с.
88. Новик, Е. С. Система персонажей русской волшебной сказки / Е.С. Новик // Структура волшебной сказки.- М.: Российск. Гуманит. Ун-т , 2001.- с. 122-162
89. Новиков, Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков.- Л.: Наука, 1974.- 256 с.
90. Овчинникова Л.В. Литературная сказка ХХ века: мир - герой - автор. - Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского ГУ, 2000. - 102 с.
91. Овчинникова, Л.В. Мир и «антимир» в сказке Л. Петрушевской // Л.В. Овчинникова. Русская литературная сказка 20 века. История, классификация, поэтика: учебное пособие / Л.В. Овчинникова.- М.: Флинта: Наука, 2003.- с. 205-221
92. Орлова, Г.К. Русская сказка конца 19- начала 20 века: типология, основы поэтики / Г.К. Орлова // Филологические науки.- 2001.- №5.- с. 30-35
93. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина.- 4-е изд, испр. и доп.- СПб.: 2008.- 304 с.
94. Павлова, Ю.В. Проблемы поэтики сказок Л.С. Петрушевской: дисс. Канд.. филол. наук / Ю.В. Павлова.- Тверь, 2006 с.- 127 с.
95. Панн, Л. Вместо интервью, или опыт чтения прозы Людмилы Петрушевской / Л. Панн // Звезда.- 1994.- с. 197-201
96. Первик, А. Почему мы пишем сказки ( О литературной сказке) / А. Первик, Э.Рауд // Детская литература.- 1981.- №1.- с. 31-32
97. Петрушевская, Л.С. Настоящие сказки / Л.С. Петрушевская.- М.: Вагриус, 197.- 399 с.
98. Плотникова, Е.А. Настоящие сказки Л.С. Петрушевской в контексте традиционной культуры: дисс.. канд.. филол.. наук/ Е.А. Плотникова.- Йошкар-Ола, 2011,- 196 с.
99. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В. Померанцева.- М.: Наука, 1975.- 191 с.
100. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи / В.Я. Пропп.- М.: Наука, 1976.- 328 с.
101. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 367 с.
102. Прохорова, Т.Г. Специфика интерпретации романтического сюжета в сказках / Т.Г. Прохорова // Прохорова Т.Г. Проза Л. Петрушевской как художественная система.- Казань: Казан. Гос. ун-т им. В.И. Ульянова- Ленина, 2007.- с. 132-153
103. Прохорова, Т.Г. Дочки-матери Л. Петрушевской / Т.Г. Прохорова // Октябрь.- 2008.- №4.- с. 180- 185
104. Ремизова, М. Мир обратной диалектики: О произведениях Людмилы Петрушевской / М. Ремизова // Независимая газета.- 2000.- 21 апр.- с.7
105. Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки / Н. Рошияну.- М.: Наука, 1974.- 216 с.
106. Самоделова Е.А. Русская литературная сказка (вступительная статья) // Русские сказки писателей XIX и ХХ веков. - М.: Школа-Пресс,
1995. - С.5 - 34.
107. Славникова, О. Петрушевская и пустота / О. Славникова // Вопросы литературы.- 2000.- №2.- с. 47-60
108. Слюсарева, И.В. В золотую пору малолетства все живое счастливо живет: Дети в прозе Ф. Искандера и Л. Петрушевской / И.В. Слюсарева // Детская литература.- 1993.- №10 / 11.- с. 34-39
109. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров.- М.: Прогресс культур, 1995.-621 с.
110. Халуторных, О. Н. Волшебная сказка как феномен культуры ( социально - философский аспект): дисс. ... канд. филос. наук / О.Н. Халуторных- М., 1998.- 131 с.
111. Хохрина, З.В. Активизация духовно- творческого потенциала личности старшеклассника посредством сказки: дисс. канд.. филол. наук / З.В. Хохрина .- Красноярск, 2002.- 189 с.
112. Чуковский К.И. От двух до пяти // Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. - М.: Планета детства, 1999. - С265 - 661.
113. Шаманский, Д.В. «Литература не занимается счастьем»: [ О
творчестве Л. Петрушевской] / Д. В. Шаманский // Нева.- 2004.- №9.- с. 216¬223
114. Шумихина, С. А. Уроки добра: ( сказки Л. Петрушевской) / С.А. Шумихина // Литература в школе.- 1997.- №3.- с. 128-129
115. Шустов, М.П. Перспективы литературной сказки / М.П. Шустов // Литература в школе.- 2002.- №9.- с. 19-20
116. Шустов, М.П. Всякая ли современная сказка то, за что себя выдает? / М.П. Шустов // Литература в школе.- 2006.- №3.- с. 23-24
117. Эпштейн, М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук / М.Н. Эпштейн.- М.: Новое литературное обозрение, 2004.- 864 с.
118.