ИЗУЧЕНИЕ СКАЗОК Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СПЕЦИФИКА СКАЗОЧНОЙ МОДЕЛИ В СКАЗКАХ
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ 13
1.1 Особенности художественной поэтики сказок
Л.С. Петрушевской 13
1.2 Интертекстуальные традиции в сказках
Л.С. Петрушевской 23
1.3 Циклическая концепция сказок
Л.С. Петрушевской 30
ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В 5 - 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ 42
2.1 Специфика изучения народных и литературных сказок в школе 42
2.2 Методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в
школе 44
Конспекты уроков по сказкам Л.С. Петрушевской на уроках внеклассного чтения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I СПЕЦИФИКА СКАЗОЧНОЙ МОДЕЛИ В СКАЗКАХ
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ 13
1.1 Особенности художественной поэтики сказок
Л.С. Петрушевской 13
1.2 Интертекстуальные традиции в сказках
Л.С. Петрушевской 23
1.3 Циклическая концепция сказок
Л.С. Петрушевской 30
ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК
Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В 5 - 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ 42
2.1 Специфика изучения народных и литературных сказок в школе 42
2.2 Методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в
школе 44
Конспекты уроков по сказкам Л.С. Петрушевской на уроках внеклассного чтения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время, в педагогической науке и методике преподавания русской литературы появились различные формы и методы, которые помогают в нравственном, эстетическом воспитании учащихся. Особенная роль отводится изучению русских народных и литературных сказок. История литературных сказок, специально адресованных детям, начинается с XVIII века. Это сказки Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского которые писали не только для взрослых, но и для детей. К сказочному жанру обращались также А.С. Пушкин, П.П. Ершов, М.Ю. Лермонтов. Их произведения в этом жанре прочно вошли в круг детского чтения. Начиная со второй половины XIX века жанр литературной сказки стал развиваться в широком русле. Особую значимость литературных произведений для детей, в том числе и сказок, подчеркивал Л.Н. Толстой. В начале ХХ века жанр литературной сказки получает дальнейшее развитие. К жанру сказки обратились А.М. Ремизов, А.Н. Толстой, А. М.Горьким.
В 1920 - 30-е годы ознаменовались активными поисками новых
художественных форм и приемов создания произведения. Писатели были воодушевлены утопической идеей создания нового прекрасного мира, который будет построен по законам искусства, которое должно проникнуть в глубины сознания грядущих поколений, воспитать «нового человека». Утопический авангардизм в тех или иных формах охватывал в 20-е годы многих литераторов, художников, архитекторов, архитекторов и педагогов. В жанре сказки это отразилось в создании новаторской сказки Ю.К.Олеши «Три толстяка», жанр которой представляет собой синтез романтического авантюрно-приключенческого романа, элементов романа-фельетона и прозаического сценария театрально-циркового представления, кроме того, в ней сочетаются образы и мотивы «серебряного века» с приемами авангарда.
В 1920 - 30-е годы возникла дискуссия о сказке, которая в целом переросла в дискуссию о путях развития современной детской литературы и повлияла на последующее творчество детских писателей. Возражения противников сказок сводились в основном к следующему. Сказка отвлекает ребенка от реальной жизни: она заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Основой этих утверждений был активный атеизм, примитивное материалистическое мировоззрение, недопускающее в жизни никаких «тайн». Например, такой авторитетный в 1920-е годы общественный деятель, как Н.К. Крупская, выступая против сказки, высказывала беспокойство по поводу несоответствия «чудесной формы» и «чудесного содержания», а
А.В. Луначарский не разделял взглядов Н.К. Крупской, считая ошибкой отказ от фантастического мира сказки, переход к «стопроцентному реализму». Препятствовать тяготению ребенка к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать нормальному развитию личности. А.М. Горький неоднократно выступал в защиту сказки, он отмечал, что для человека увлекательны и поучительны «выдумка» и «вымысел», благодаря которым сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей. А.М. Горький обращал внимание противников сказки на огромное влияние устного народного творчества на художественную литературу.
С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, использовавшие в своем сказочном творчестве фольклорные традиции, сами были объектами нападок. Об этом К.И. Чуковский написал в книге «От двух до пяти» [Чуковский 1999]. Ответом на дискуссии о детской литературе и о жанре сказки были опубликованные К.И. Чуковским «Заповеди детским поэтам» (1929). Благодаря творчеству и общественно-литературной деятельности К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.М. Горького, Е.Л. Шварца и других писателей 1920 - 1940-х годов жанр литературной сказки активно
развивался, в нем появлялись новые жанровые разновидности. Сказки и стихи К.И. Чуковского создают целый комический эпос, его произведения связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Жанр пьесы-сказки разрабатывал С.Я. Маршак («Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горе-Злосчастие», «Двенадцать месяцев»).
Вторая половина ХХ века характеризуется тем, что появляется огромное количество волшебных сказок, причем волшебство переносится в реальную жизнь. Надо отметить, что детские сказки являются важным фактором в воспитании детей. Именно через сказки дети впервые начинают понимать жизнь. В детстве обычно формируется единый «образ» сказки, отдельные образы которого каждый легко воспринимает в любом произведении, независимо от принадлежности к различным художественным системам, национальным традициям и жанрам. Большую роль в создании литературных сказок принадлежит В.П. Крапивину. В сказках
В.П. Крапивина описывается современная школьная жизнь, в его повестях главные герои - это сверстники. Это важно, поскольку в этих книгах можно найти взаимоотношения детей и взрослых, ровесники совершают различные поступки, то есть окружающий мир является уже ступенью во взрослую жизнь. Очень много произведений создают Э. Н. Успенский, Ю.И. Коваль, А. Усачев.
Осмысливая значение сказки в мировом литературном процессе Л.В. Овчинникова отмечает: «в любой момент культурной истории писатели, поэты, драматурги разных стран обращаются к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы современности и с целью художественного осмысления «вечных» вопросов человеческого бытия. Видимо, сказки - наиболее адекватный способ постижения, изображения и переживания мира и человека. Народная сказка отражает многообразный духовный опыт народа, его мировоззрение, социально-утопические идеалы и надежды, мечты о справедливом мироустройстве - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме» [Овчинникова 2000: 4].
Литературная сказка ХХ века стала объектом исследования литературоведов, психологов, педагогов, ученых методистов, этим обусловлен междисциплинарный характер нашего исследования.
Интерес к литературной сказке обусловлен тем, что в современных условиях наблюдается трансформация социально-нравственных,
философских и духовных ценностей, представления о традиционных ценностях усложняются, обрастая некоторыми оттенками. В частности, представления о правде и справедливости, о добре и зле, о милосердии и взаимопонимании, о грустном и смешном и т.д.
Литературная сказка стала объектом изучения литературоведческих трудов обобщающего характера (М.Н. Лейдерман монография «Поэтика литературной сказки» (1992), М.И. Мещерякова глава коллективной монографии «Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития» (1996), Л.В. Овчинникова монография «Литературная сказка ХХ века. Мир - Герой - Автор» (2000)), а также диссертационные исследования, посвященные изучению творчества современных писателей-сказочников (Н.Ю. Богатырева «Литературная сказка В.П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика» (1998), Е.Ш. Исаева «Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца» (1985) и др.). Данные исследования позволили нам сформулировать рабочее определение о литературной сказке ХХ века.
Нам близко определение литературной сказки, данное Н.М. Лейдерманом: «жанровая ситуация» (т.е. «конструктивно-значимая коллизия, лежащая в основе хронотопа волшебной сказки») повествовательный артистизм и свободное игровое начало составляют «логику жанра» народной волшебной сказки. Следовательно, литературной сказкой можно назвать то произведение, в котором воссоздается система элементов памяти жанра волшебной сказки в качестве доминанты и структурного каркаса художественноего мира» [Лейдерман 1996: 7].
Е.А. Самоделова предлагает в зависимости от степени сохранности народно¬сказочной основы выделить пересказ, литературную обработку, писательскую сказку в духе народной [Самоделова 1995: 25].
Вопросы специфики изучения жанра фольклорной и литературной сказки стало предметом исследования и ряда научно-методических, педагогических и психологических исследований. Многие методисты размышляют над тем, какие сказки имею большое влияние на воспитание ребенка, какой должна быть сказка в наши дни. Это важно, поскольку развитие сказки в наши дни, сильно отличается от тех сказок, которые были созданы в XIX - XX веках. Сами сказки в наши дни привлекают внимание педагогов, методистов, ученых. В последнее время большое внимание изучению сказок уделяют психологи. Это тоже важно, ведь сказки очень влияют на сознание человека. В некоторой степени сказки даже могут оказывать влияние на отдельные элементы психики. В наши дни жанр сказки является очень востребованным, появляются очень много сборников сказок, очень много мультфильмов, которые сняты по сказкам русских писателей, очень много современных писателей пишут сказки, таким образом, детская литература, причем в России является одной из крупнейших не только по количеству авторов и книг, но и по качеству. Надо сказать, что сказки оказывают огромное влияние на творческую личность учащихся, с точки зрения не только педагогики, но и психологии. Как отмечает З.В. Хохрина «личность человека представляет собой важнейшее и высшее психическое образование, являющееся потенциальным и определяемым влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса» [Хохрина 15:106]. Это действительно так, ведь духовный мир современных учащихся развивается не сам по себе. На это влияют многие факторы. И, конечно же, на это оказывают сказки. Благодаря сказочному жанру, у учащихся развивается мышление, формируется представление о мире, также с помощью сказок развивается эстетические представления. Сказки даже могут лечить, поскольку в сказках поднимаются современные проблемы, герои преодолевают трудности, сам сюжет несёт в себе важную эмоциональную, информационную нагрузку. В современной школе во всех школьных программах по литературе (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной,
С.А. Зинина, В.П. Чертова, Г.С. Меркина и др.), народные и литературные сказки изучаются в 5 классе. Однако нужно отметить, что литературным сказкам современных авторов отводится очень мало места, их практически там нет. Также мало места уделяется изучению зарубежных сказок. А это необходимо, поскольку при изучении сказок разных народов, у детей формируется чувство толерантности, уважения к обычаям и нравам других народов, а также выясняется, что при всех различиях, у всех народов близки представления о добре и зле, о справедливости, о труде и лени. Как отмечает Р.Ф. Мухаметшина «цель изучения сказки - постижение ее смысла через анализ художественного мира, через проникновение в смысл ее отдельных элементов» [Мухаметшина 109:84] В ее монографии разработана методика изучения русских народных сказок в контексте диалога русской и татарской культур. В разработке наших методических рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской в школе мы ориентировались на ее методику. В связи с тем, что сказки Л.С. Петрушевской не включены в школьную программу и учебники литературы, то мы предложили знакомить учащихся с ним на уроках внеклассного чтения, тем самым восполняя существенный пробел в современных школьных программах. Именно внеклассное чтение может пробудить интерес к чтению произведений, на этих уроках учитель может сам выбрать формы и методы, которые нужны для освоения материала. Без уроков внеклассного чтения, само преподавание русской литературы не может быть качественным.
Обращение к творчеству Л.С. Петрушевской как к автору литературных сказок в нашей работе не случайно. Л.С. Петрушевская - одна из популярных, читаемых и любимых авторов конца ХХ - начала XXI века. Причем, начало и середина ее творчества не были связаны со сказками. Только в поздний период творчества, Л.С. Петрушевская обращается к жанру сказки, который стал главным в ее жизни. Книг, в которых автор включает только сказки не менее пяти томов. Л.С. Петрушевская пишет не только для детей, но именно данный жанр ее творчества на сегодняшний день наиболее востребован.
Л.С. Петрушевская по количеству и качеству сказок, которые созданы для детей, не имеет аналогов в русской литературе, поскольку сказки, которые она создает, очень яркие по сюжету, проблематике. На литературное творчество автора, в особенности специфику сказок повлияло то, что некоторые сказки Л.С. Петрушевская создавала для своих детей. Здесь можно выделить семейные ценности. Получается забота о семье, сама семья как социальный фактор повлияли на особенности творчества писательницы.
Сказки Л.С. Петрушевской имеют одну принципиальную особенность: при всей фантастичности они заземлены. В циклах сказок-притч «Лечение Василия и другие», «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», например, аллегорические сказочные персонажи вписаны в современный быт», в них за сказочным сюжетом поднимаются далеко «недетские» острые житейские проблемы. Волшебные сказки Л.С. Петрушевской также тесно переплетены с реальностью. В «Сказке сказок» Серенький Волчок из известной колыбельной своими огромные и добрыми глазами помогает увидеть протяженную картину всей нашей жизни: и довоенной, и трагической военной, и нелегкой современной, в переплетении условного и безусловного, узнаваемого. Такое же сближение фантастики с реальностью наблюдаем в сказочках маленького Павлика («Три девушки в голубом»), в них отражается мир фантасмагорический, деформированный, больной, как зеркальное отражение уродливой атмосферы постоянных ссор между матерью и бабушкой, в этом мире не остается места чудесному, сказочному (золотой рыбке, Серому Волку).
Л.С. Петрушевская разрабатывает и жанр пьесы-сказки. В сказках- пьесах «Два окошка» (1975), «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (1975), «Золотая богиня» (1986) классическое сказочное противостояние Добра и Зла подключает к борьбе не только сказочных, но и реальных жизненных персонажей, пробуждающихся от равнодушия, безделия, спячки.
Сказки Л.С. Петрушевской отличаются образным, ярким языком, с обилием языковых игр. Л.С. Петрушевская - автор лингвистических сказок («Пуськи бятые», например). Сказки Л.С. Петрушевской признаны современными критиками и литературоведами. Лучшим мультфильмом всех времен и народов признана картина «Сказка сказок», сценарий которой написан Л.С. Петрушевской совместно с художником и режиссером Ю. Норштейном. В 1992 году Петрушевская получила в Геттингене литературную премию им. А.С. Пушкина.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое заключается в том, что жанр литературной сказки и творчество Л.С. Петрушевской, в особенности жанр сказки, востребован в современном обществе. Сказки Л.С.Петрушевской прочно вошли в круг детского чтения, в то же время они не нашли места в современных школьных программах по литературе. В нашей работе мы предлагаем разрешить данное противоречие разработкой методических рекомендаций по включению сказок Л.С. Петрушевской уроки внеклассного чтения в 5 классе, что позволит решить и актуальную методическую задачу приобщения учащихся средних и старших классов к чтению.
Объект исследования - процесс восприятия и изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе.
Предмет исследования - методика изучения сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы с учетом их художественной специфики, содержания и психолого-физиологическими особенностями восприятия учащихся с соблюдением преемственности и взаимосвязанности уроков литературы и внеклассного чтения.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. На основе изучения литературоведческих исследования и литературно-критических работа выявить основные принципы определения поэтики литературных сказок ХХ века;
2. Исследование особенностей поэтики сказочных циклов Л.С. Петрушевской;
3. На основе изучения трудов педагогов, психологов и ученых- методистов наметить основные подходы изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе;
4. Определить круг сказок Л.С. Петрушевской, рекомендуемых для включения в процесс литературного образования учащихся общеобразовательных школ на уроках литературы и внеклассного чтения.
5. Разработать методические рекомендации чтения и изучения сказок Л.С. Петрушевской на уроки внеклассного чтения 5 - 9 классов.
Новизна исследования и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка теоретического обоснования включения сказок Л.С. Петрушевской в процесс литературного образования школьников на уроки внеклассного чтения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения методических рекомендаций и разработанных уроков внеклассного чтения в практику современного литературного образования школьников, частично на спецкурсах в вузе, которые посвящены детской литературе, современной русской литературе.
Теоретическую базу исследования составили монографии
В.П. Аникина, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Т.Т. Давыдовой, Т.В. Зуевой, М.Н. Лейдермана, Д.Н. Медриша, Е.М. Мелетинского Р.Ф. Мухаметшиной, В.Я. Проппа, в которых рассматриваются проблемы сказочного жанра, истории возникновения сказок, развитие данного жанра, а также диссертационные исследования О.А. Кузьменко, Е.А. Плотниковой, Г.А. Мехралиевой, Ю.В. Павловой, Л.А. Камаловой, которые посвящены анализу народных и литературных сказок, а также сказок Л.С. Петрушевской, особенностям самих сказок,
В нашей работе мы использовали проблемный, сравнительно-типологический, интертекстуальный методы анализа.
Апробация данной работы прошла на итоговой студенческой конференции в КФУ (2017), уроки анализа отдельных сказок проводились на уроках внеклассного чтения в качестве обучающего эксперимента в школе.
В 1920 - 30-е годы ознаменовались активными поисками новых
художественных форм и приемов создания произведения. Писатели были воодушевлены утопической идеей создания нового прекрасного мира, который будет построен по законам искусства, которое должно проникнуть в глубины сознания грядущих поколений, воспитать «нового человека». Утопический авангардизм в тех или иных формах охватывал в 20-е годы многих литераторов, художников, архитекторов, архитекторов и педагогов. В жанре сказки это отразилось в создании новаторской сказки Ю.К.Олеши «Три толстяка», жанр которой представляет собой синтез романтического авантюрно-приключенческого романа, элементов романа-фельетона и прозаического сценария театрально-циркового представления, кроме того, в ней сочетаются образы и мотивы «серебряного века» с приемами авангарда.
В 1920 - 30-е годы возникла дискуссия о сказке, которая в целом переросла в дискуссию о путях развития современной детской литературы и повлияла на последующее творчество детских писателей. Возражения противников сказок сводились в основном к следующему. Сказка отвлекает ребенка от реальной жизни: она заключает в себе мистицизм и религиозность. Сказочный антропоморфизм тормозит утверждение ребенка в его реальном опыте: ребенок не может создать устойчивые связи между собой и внешней средой, которые необходимы для его нормального развития. Основой этих утверждений был активный атеизм, примитивное материалистическое мировоззрение, недопускающее в жизни никаких «тайн». Например, такой авторитетный в 1920-е годы общественный деятель, как Н.К. Крупская, выступая против сказки, высказывала беспокойство по поводу несоответствия «чудесной формы» и «чудесного содержания», а
А.В. Луначарский не разделял взглядов Н.К. Крупской, считая ошибкой отказ от фантастического мира сказки, переход к «стопроцентному реализму». Препятствовать тяготению ребенка к волшебству, к фантастике, тайне и вымыслу - значит калечить его, мешать нормальному развитию личности. А.М. Горький неоднократно выступал в защиту сказки, он отмечал, что для человека увлекательны и поучительны «выдумка» и «вымысел», благодаря которым сказка благотворно воздействует на душевное и умственное созревание детей. А.М. Горький обращал внимание противников сказки на огромное влияние устного народного творчества на художественную литературу.
С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, использовавшие в своем сказочном творчестве фольклорные традиции, сами были объектами нападок. Об этом К.И. Чуковский написал в книге «От двух до пяти» [Чуковский 1999]. Ответом на дискуссии о детской литературе и о жанре сказки были опубликованные К.И. Чуковским «Заповеди детским поэтам» (1929). Благодаря творчеству и общественно-литературной деятельности К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.М. Горького, Е.Л. Шварца и других писателей 1920 - 1940-х годов жанр литературной сказки активно
развивался, в нем появлялись новые жанровые разновидности. Сказки и стихи К.И. Чуковского создают целый комический эпос, его произведения связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сюжетами, общей географией. Жанр пьесы-сказки разрабатывал С.Я. Маршак («Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горе-Злосчастие», «Двенадцать месяцев»).
Вторая половина ХХ века характеризуется тем, что появляется огромное количество волшебных сказок, причем волшебство переносится в реальную жизнь. Надо отметить, что детские сказки являются важным фактором в воспитании детей. Именно через сказки дети впервые начинают понимать жизнь. В детстве обычно формируется единый «образ» сказки, отдельные образы которого каждый легко воспринимает в любом произведении, независимо от принадлежности к различным художественным системам, национальным традициям и жанрам. Большую роль в создании литературных сказок принадлежит В.П. Крапивину. В сказках
В.П. Крапивина описывается современная школьная жизнь, в его повестях главные герои - это сверстники. Это важно, поскольку в этих книгах можно найти взаимоотношения детей и взрослых, ровесники совершают различные поступки, то есть окружающий мир является уже ступенью во взрослую жизнь. Очень много произведений создают Э. Н. Успенский, Ю.И. Коваль, А. Усачев.
Осмысливая значение сказки в мировом литературном процессе Л.В. Овчинникова отмечает: «в любой момент культурной истории писатели, поэты, драматурги разных стран обращаются к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы современности и с целью художественного осмысления «вечных» вопросов человеческого бытия. Видимо, сказки - наиболее адекватный способ постижения, изображения и переживания мира и человека. Народная сказка отражает многообразный духовный опыт народа, его мировоззрение, социально-утопические идеалы и надежды, мечты о справедливом мироустройстве - в совершенной, гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся форме» [Овчинникова 2000: 4].
Литературная сказка ХХ века стала объектом исследования литературоведов, психологов, педагогов, ученых методистов, этим обусловлен междисциплинарный характер нашего исследования.
Интерес к литературной сказке обусловлен тем, что в современных условиях наблюдается трансформация социально-нравственных,
философских и духовных ценностей, представления о традиционных ценностях усложняются, обрастая некоторыми оттенками. В частности, представления о правде и справедливости, о добре и зле, о милосердии и взаимопонимании, о грустном и смешном и т.д.
Литературная сказка стала объектом изучения литературоведческих трудов обобщающего характера (М.Н. Лейдерман монография «Поэтика литературной сказки» (1992), М.И. Мещерякова глава коллективной монографии «Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития» (1996), Л.В. Овчинникова монография «Литературная сказка ХХ века. Мир - Герой - Автор» (2000)), а также диссертационные исследования, посвященные изучению творчества современных писателей-сказочников (Н.Ю. Богатырева «Литературная сказка В.П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика» (1998), Е.Ш. Исаева «Жанр литературной сказки в драматургии Е. Шварца» (1985) и др.). Данные исследования позволили нам сформулировать рабочее определение о литературной сказке ХХ века.
Нам близко определение литературной сказки, данное Н.М. Лейдерманом: «жанровая ситуация» (т.е. «конструктивно-значимая коллизия, лежащая в основе хронотопа волшебной сказки») повествовательный артистизм и свободное игровое начало составляют «логику жанра» народной волшебной сказки. Следовательно, литературной сказкой можно назвать то произведение, в котором воссоздается система элементов памяти жанра волшебной сказки в качестве доминанты и структурного каркаса художественноего мира» [Лейдерман 1996: 7].
Е.А. Самоделова предлагает в зависимости от степени сохранности народно¬сказочной основы выделить пересказ, литературную обработку, писательскую сказку в духе народной [Самоделова 1995: 25].
Вопросы специфики изучения жанра фольклорной и литературной сказки стало предметом исследования и ряда научно-методических, педагогических и психологических исследований. Многие методисты размышляют над тем, какие сказки имею большое влияние на воспитание ребенка, какой должна быть сказка в наши дни. Это важно, поскольку развитие сказки в наши дни, сильно отличается от тех сказок, которые были созданы в XIX - XX веках. Сами сказки в наши дни привлекают внимание педагогов, методистов, ученых. В последнее время большое внимание изучению сказок уделяют психологи. Это тоже важно, ведь сказки очень влияют на сознание человека. В некоторой степени сказки даже могут оказывать влияние на отдельные элементы психики. В наши дни жанр сказки является очень востребованным, появляются очень много сборников сказок, очень много мультфильмов, которые сняты по сказкам русских писателей, очень много современных писателей пишут сказки, таким образом, детская литература, причем в России является одной из крупнейших не только по количеству авторов и книг, но и по качеству. Надо сказать, что сказки оказывают огромное влияние на творческую личность учащихся, с точки зрения не только педагогики, но и психологии. Как отмечает З.В. Хохрина «личность человека представляет собой важнейшее и высшее психическое образование, являющееся потенциальным и определяемым влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса» [Хохрина 15:106]. Это действительно так, ведь духовный мир современных учащихся развивается не сам по себе. На это влияют многие факторы. И, конечно же, на это оказывают сказки. Благодаря сказочному жанру, у учащихся развивается мышление, формируется представление о мире, также с помощью сказок развивается эстетические представления. Сказки даже могут лечить, поскольку в сказках поднимаются современные проблемы, герои преодолевают трудности, сам сюжет несёт в себе важную эмоциональную, информационную нагрузку. В современной школе во всех школьных программах по литературе (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной,
С.А. Зинина, В.П. Чертова, Г.С. Меркина и др.), народные и литературные сказки изучаются в 5 классе. Однако нужно отметить, что литературным сказкам современных авторов отводится очень мало места, их практически там нет. Также мало места уделяется изучению зарубежных сказок. А это необходимо, поскольку при изучении сказок разных народов, у детей формируется чувство толерантности, уважения к обычаям и нравам других народов, а также выясняется, что при всех различиях, у всех народов близки представления о добре и зле, о справедливости, о труде и лени. Как отмечает Р.Ф. Мухаметшина «цель изучения сказки - постижение ее смысла через анализ художественного мира, через проникновение в смысл ее отдельных элементов» [Мухаметшина 109:84] В ее монографии разработана методика изучения русских народных сказок в контексте диалога русской и татарской культур. В разработке наших методических рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской в школе мы ориентировались на ее методику. В связи с тем, что сказки Л.С. Петрушевской не включены в школьную программу и учебники литературы, то мы предложили знакомить учащихся с ним на уроках внеклассного чтения, тем самым восполняя существенный пробел в современных школьных программах. Именно внеклассное чтение может пробудить интерес к чтению произведений, на этих уроках учитель может сам выбрать формы и методы, которые нужны для освоения материала. Без уроков внеклассного чтения, само преподавание русской литературы не может быть качественным.
Обращение к творчеству Л.С. Петрушевской как к автору литературных сказок в нашей работе не случайно. Л.С. Петрушевская - одна из популярных, читаемых и любимых авторов конца ХХ - начала XXI века. Причем, начало и середина ее творчества не были связаны со сказками. Только в поздний период творчества, Л.С. Петрушевская обращается к жанру сказки, который стал главным в ее жизни. Книг, в которых автор включает только сказки не менее пяти томов. Л.С. Петрушевская пишет не только для детей, но именно данный жанр ее творчества на сегодняшний день наиболее востребован.
Л.С. Петрушевская по количеству и качеству сказок, которые созданы для детей, не имеет аналогов в русской литературе, поскольку сказки, которые она создает, очень яркие по сюжету, проблематике. На литературное творчество автора, в особенности специфику сказок повлияло то, что некоторые сказки Л.С. Петрушевская создавала для своих детей. Здесь можно выделить семейные ценности. Получается забота о семье, сама семья как социальный фактор повлияли на особенности творчества писательницы.
Сказки Л.С. Петрушевской имеют одну принципиальную особенность: при всей фантастичности они заземлены. В циклах сказок-притч «Лечение Василия и другие», «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», например, аллегорические сказочные персонажи вписаны в современный быт», в них за сказочным сюжетом поднимаются далеко «недетские» острые житейские проблемы. Волшебные сказки Л.С. Петрушевской также тесно переплетены с реальностью. В «Сказке сказок» Серенький Волчок из известной колыбельной своими огромные и добрыми глазами помогает увидеть протяженную картину всей нашей жизни: и довоенной, и трагической военной, и нелегкой современной, в переплетении условного и безусловного, узнаваемого. Такое же сближение фантастики с реальностью наблюдаем в сказочках маленького Павлика («Три девушки в голубом»), в них отражается мир фантасмагорический, деформированный, больной, как зеркальное отражение уродливой атмосферы постоянных ссор между матерью и бабушкой, в этом мире не остается места чудесному, сказочному (золотой рыбке, Серому Волку).
Л.С. Петрушевская разрабатывает и жанр пьесы-сказки. В сказках- пьесах «Два окошка» (1975), «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (1975), «Золотая богиня» (1986) классическое сказочное противостояние Добра и Зла подключает к борьбе не только сказочных, но и реальных жизненных персонажей, пробуждающихся от равнодушия, безделия, спячки.
Сказки Л.С. Петрушевской отличаются образным, ярким языком, с обилием языковых игр. Л.С. Петрушевская - автор лингвистических сказок («Пуськи бятые», например). Сказки Л.С. Петрушевской признаны современными критиками и литературоведами. Лучшим мультфильмом всех времен и народов признана картина «Сказка сказок», сценарий которой написан Л.С. Петрушевской совместно с художником и режиссером Ю. Норштейном. В 1992 году Петрушевская получила в Геттингене литературную премию им. А.С. Пушкина.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое заключается в том, что жанр литературной сказки и творчество Л.С. Петрушевской, в особенности жанр сказки, востребован в современном обществе. Сказки Л.С.Петрушевской прочно вошли в круг детского чтения, в то же время они не нашли места в современных школьных программах по литературе. В нашей работе мы предлагаем разрешить данное противоречие разработкой методических рекомендаций по включению сказок Л.С. Петрушевской уроки внеклассного чтения в 5 классе, что позволит решить и актуальную методическую задачу приобщения учащихся средних и старших классов к чтению.
Объект исследования - процесс восприятия и изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе.
Предмет исследования - методика изучения сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по изучению сказок Л.С. Петрушевской в 5 - 9 классах общеобразовательной школы с учетом их художественной специфики, содержания и психолого-физиологическими особенностями восприятия учащихся с соблюдением преемственности и взаимосвязанности уроков литературы и внеклассного чтения.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
1. На основе изучения литературоведческих исследования и литературно-критических работа выявить основные принципы определения поэтики литературных сказок ХХ века;
2. Исследование особенностей поэтики сказочных циклов Л.С. Петрушевской;
3. На основе изучения трудов педагогов, психологов и ученых- методистов наметить основные подходы изучения сказок Л.С. Петрушевской в школе;
4. Определить круг сказок Л.С. Петрушевской, рекомендуемых для включения в процесс литературного образования учащихся общеобразовательных школ на уроках литературы и внеклассного чтения.
5. Разработать методические рекомендации чтения и изучения сказок Л.С. Петрушевской на уроки внеклассного чтения 5 - 9 классов.
Новизна исследования и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка теоретического обоснования включения сказок Л.С. Петрушевской в процесс литературного образования школьников на уроки внеклассного чтения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения методических рекомендаций и разработанных уроков внеклассного чтения в практику современного литературного образования школьников, частично на спецкурсах в вузе, которые посвящены детской литературе, современной русской литературе.
Теоретическую базу исследования составили монографии
В.П. Аникина, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Т.Т. Давыдовой, Т.В. Зуевой, М.Н. Лейдермана, Д.Н. Медриша, Е.М. Мелетинского Р.Ф. Мухаметшиной, В.Я. Проппа, в которых рассматриваются проблемы сказочного жанра, истории возникновения сказок, развитие данного жанра, а также диссертационные исследования О.А. Кузьменко, Е.А. Плотниковой, Г.А. Мехралиевой, Ю.В. Павловой, Л.А. Камаловой, которые посвящены анализу народных и литературных сказок, а также сказок Л.С. Петрушевской, особенностям самих сказок,
В нашей работе мы использовали проблемный, сравнительно-типологический, интертекстуальный методы анализа.
Апробация данной работы прошла на итоговой студенческой конференции в КФУ (2017), уроки анализа отдельных сказок проводились на уроках внеклассного чтения в качестве обучающего эксперимента в школе.
Творчество Л.С. Петрушевской занимает важное место в современной литературе. Наше исследование посвящено очень актуальной и важной проблеме - изучению сказок Л.С. Петрушевской на уроках внеклассного чтения в средних и старших классах. Мы сделали акцент именно на те сказки, которые будут, не только интересны современным школьникам, но и те, которые помогут сформировать творческую, уникальную личность. В конце ХХ века писательница обратилась к жанру сказки. Именно данный жанр определил ее дальнейшее литературное творчество. Ее литературные сказки современны, в них поднимаются злободневные проблемы, через сказки отражены традиционные сказочные традиции, ее сказки противопоставляются сказкам великих писателей Андерсена, Гофмана, Пушкина и многих других авторов творчество Л.С. Петрушевской невозможно спутать с другими детскими писателями. Ее стиль, применяемый в сказках по-своему уникален и неповторим. Главный принцип литературных сказок Л.С. Петрушевской - это, безусловно, сказочная игра. Принцип игры реализуется на уровне структуры, мотивы, языкового содержания. Художественный мир писательницы характеризуется обширным материалом, огромным литературным материалом. Рассмотрев художественную организацию специфики сказочной модели Л.С. Петрушевской, мы пришли к выводу, что особенностью художественной структуры ее сказок, является органичное сочетание всех трех разновидностей сказок, потому что в ее сказках мы видим элементы сказок о животных, бытовые мотивы, которые представлены в бытовых сказках и конечно же наличие волшебных вкраплений, именно волшебные сказки занимают большинство творчества Л.С. Петрушевской.
В литературных сказках Л. С. Петрушевской - главной особенностью является то, что время параллельно современности. Ее сказки структурированы по принципу циклической парадигмы. Циклизация свойственна тому, что сказки рассчитаны и детям и в то же время взрослым,
также это особый специфический прием. Не менее значимой остается в ее творчестве особенность сказок в плане жанровой системы. В них включены фольклорные произведения. Это страшные рассказы, анекдоты, загадки и поговорки. В ее сказках всегда добро побеждает злые силы. Людмила Петрушевская создала неповторимую сказочную вселенную,
многоаспектный, где господствуют традиции художественной системы. Ну и, конечно же, сказки Петрушевской занимают большое значение в школьном образовании. Творчество Л.С. Петрушевской не включено в современные школьные программы по литературе. Мы проанализировали рабочие программы многих современных методистов. Рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской мы не обнаружили. Однако, эти сказки можно и нужно изучать. Чтение и изучение данных сказок расширит кругозор чтения учащихся, обогатит их знания, сформирует их духовный мир. Ее произведения можно изучать на уроках по самостоятельному и внешкольному чтению. Сказки Л.С. Петрушевской формируют у учащихся представления о нравственности, эстетике. В этом можно проследить наличие гуманистической концепции в ее творчестве. Сказки помогают увидеть различные жизненные проблемы, уметь их решать.
Вместе с этим формируется эмоциональное восприятие, а также учащиеся «входят» в особый сказочный мир. Литературные сказки писательницы небольшие по объему, написаны доступным, ярким языком. Их интересно читать, также читая ее сказки, активизируется творческая деятельность. Учащиеся могут попробовать написать свои сказки. Все это в совокупности создает многогранную, творческую личность.
В литературных сказках Л. С. Петрушевской - главной особенностью является то, что время параллельно современности. Ее сказки структурированы по принципу циклической парадигмы. Циклизация свойственна тому, что сказки рассчитаны и детям и в то же время взрослым,
также это особый специфический прием. Не менее значимой остается в ее творчестве особенность сказок в плане жанровой системы. В них включены фольклорные произведения. Это страшные рассказы, анекдоты, загадки и поговорки. В ее сказках всегда добро побеждает злые силы. Людмила Петрушевская создала неповторимую сказочную вселенную,
многоаспектный, где господствуют традиции художественной системы. Ну и, конечно же, сказки Петрушевской занимают большое значение в школьном образовании. Творчество Л.С. Петрушевской не включено в современные школьные программы по литературе. Мы проанализировали рабочие программы многих современных методистов. Рекомендаций по изучению сказок Л.С. Петрушевской мы не обнаружили. Однако, эти сказки можно и нужно изучать. Чтение и изучение данных сказок расширит кругозор чтения учащихся, обогатит их знания, сформирует их духовный мир. Ее произведения можно изучать на уроках по самостоятельному и внешкольному чтению. Сказки Л.С. Петрушевской формируют у учащихся представления о нравственности, эстетике. В этом можно проследить наличие гуманистической концепции в ее творчестве. Сказки помогают увидеть различные жизненные проблемы, уметь их решать.
Вместе с этим формируется эмоциональное восприятие, а также учащиеся «входят» в особый сказочный мир. Литературные сказки писательницы небольшие по объему, написаны доступным, ярким языком. Их интересно читать, также читая ее сказки, активизируется творческая деятельность. Учащиеся могут попробовать написать свои сказки. Все это в совокупности создает многогранную, творческую личность.
Подобные работы
- ПОЭТИКА АБСУРДА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



