МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ХОККЕИСТОВ 12 - 13 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Характеристика физической подготовки хоккеистов 7
1.2. Педагогические аспекты воспитания скоростных 16
способностей
1.3. Особенности скоростной подготовки хоккеистов 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Выявление ведущих физических качеств хоккеистов
высших разрядов (на примере команд высшей лиги) 42
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
4.1. Содержание экспериментальной методики 47
4.2. Выявление эффективности экспериментальной методики 50
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Характеристика физической подготовки хоккеистов 7
1.2. Педагогические аспекты воспитания скоростных 16
способностей
1.3. Особенности скоростной подготовки хоккеистов 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Выявление ведущих физических качеств хоккеистов
высших разрядов (на примере команд высшей лиги) 42
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
4.1. Содержание экспериментальной методики 47
4.2. Выявление эффективности экспериментальной методики 50
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Хоккей относительно сложный вид спорта, в котором хоккеисту приходится выполнять координационно- сложные технико-тактические действия, связанные с владением коньками, клюшкой и шайбой в высоком темпе, на ограниченном пространстве при постоянном, жестком контактном противоборстве игроков противника. Успешное выступление хоккейной команды определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, в которой взаимосвязано, в органическом единстве, интегрированы отдельные виды подготовленности (физической, технической, тактической, психической и интеллектуальной).
В отечественной школе хоккея традиционно отводится приоритет физической подготовке.
По мнению ряда авторов физическая подготовка спортсмена обеспечивает наращивание высокого уровня двигательного потенциала, а технико-тактическая, психическая и интеллектуальная - умение его реализовать в сложных условиях игровой деятельности. Помимо этого хорошая физическая подготовка ускоряет восстановительные процессы после больших физических нагрузок.
Если у игрока с высокой технико-тактической подготовленностью появляется выраженное утомление, он чаще начинает ошибаться, медленнее и меньше перемещается - значит у него недостаточный уровень физической работоспособности. Данные исследований A.A. Гуминского и др. и В.И. Колоскова свидетельствует о тесной связи между показателями игровой активности хоккеистов и уровнем их физической работоспособности.
Таким образом, анализ данных исследовательских работ, полученных преимущественно на результатах обследований полевых игроков и хоккейного вратаря, свидетельствуют о большой значимости их физической подготовки.
В месте с тем, анализ литературных источников показал, что большинство учебных пособий по хоккею ориентированы преимущественно на техническую и тактическую подготовку игроков и в недостаточной мере раскрывают специфику физической подготовки хоккеистов высших разрядов.
Скоростная подготовленность квалифицированного хоккеиста во многом определяет его успешность в соревновательной деятельности. В этой связи стоит серьёзная задача интенсивного развития скоростных способностей спортсменов, а их количественные показатели используют для объективации спортивного мастерства.
В настоящее время имеется научно-методическая литература, касающаяся различных методик воспитания скоростных способностей. Однако, не смотря на это, практический эффект их внедрения не обнадёживает, что указывает на недостаточную разработанность подходов к скоростной подготовке хоккеистов.
Основными причинами несовпадения запланированного и полученного результатов спортивной тренировки хоккеистов считают недостатки в организации учебно-тренировочного процесса, отсутствие необходимой материально-технической базы, неадекватные педагогические воздействия (27).
В качестве одного из главнейших недостатков отмечают также недостаточную научную разработанность проблемы учёта чувствительных (сензитивных) периодов индивидуального развития организма спортсмена в условиях многолетнего процесса спортивной тренировки. (12). Существующие рекомендации по совершенствованию скоростной подготовки на этой основе зачастую носят умозрительный характер, что не способствует повышению качества и эффективности планомерной подготовки к соревновательной деятельности.
Актуальность повышения скоростной подготовленности хоккеистов к соревновательной деятельности в многолетнем тренировочном процессе определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учёта у них сензитивного периода развития скоростных способностей?
Объект исследования: тренировочный процесс по хоккею со спортсменами 12-13 летнего возраста.
Предмет исследования: развитие скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет на тренировочных занятиях.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что повышение эффективности методики скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет возможно на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Цель исследования - разработать и обосновать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы физической, в частности скоростной подготовки хоккеистов в научно-методической литературе;
2) выявить ведущие физические качества хоккеистов высших разрядов;
3) разработать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей;
4) оценить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое
наблюдение; опрос (беседа); контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К. Бальсевич, Ж.К. Холодов, В.Н. Платонов и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
Новизна исследования в получении новых фактических данных о ведущих физических качествах хоккеистов высших разрядов на основе результатов исследования структуры их соревновательной деятельности и методике скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет.
Практическая значимость исследования основана на том, что во-первых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать для выявления ведущих физических качеств хоккеистов различной квалификации;
во-вторых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать при исследовании структуры соревновательной деятельности, как хоккеистов высших разрядов, так и спортсменов групп тренировочного процесса и спортивного совершенствования.
в-третьих, разработанная эффективная методика развития скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет может применяться тренерами в тренировочном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, список использованной литературы. Список использованной литературы включает 41 источник. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.
В отечественной школе хоккея традиционно отводится приоритет физической подготовке.
По мнению ряда авторов физическая подготовка спортсмена обеспечивает наращивание высокого уровня двигательного потенциала, а технико-тактическая, психическая и интеллектуальная - умение его реализовать в сложных условиях игровой деятельности. Помимо этого хорошая физическая подготовка ускоряет восстановительные процессы после больших физических нагрузок.
Если у игрока с высокой технико-тактической подготовленностью появляется выраженное утомление, он чаще начинает ошибаться, медленнее и меньше перемещается - значит у него недостаточный уровень физической работоспособности. Данные исследований A.A. Гуминского и др. и В.И. Колоскова свидетельствует о тесной связи между показателями игровой активности хоккеистов и уровнем их физической работоспособности.
Таким образом, анализ данных исследовательских работ, полученных преимущественно на результатах обследований полевых игроков и хоккейного вратаря, свидетельствуют о большой значимости их физической подготовки.
В месте с тем, анализ литературных источников показал, что большинство учебных пособий по хоккею ориентированы преимущественно на техническую и тактическую подготовку игроков и в недостаточной мере раскрывают специфику физической подготовки хоккеистов высших разрядов.
Скоростная подготовленность квалифицированного хоккеиста во многом определяет его успешность в соревновательной деятельности. В этой связи стоит серьёзная задача интенсивного развития скоростных способностей спортсменов, а их количественные показатели используют для объективации спортивного мастерства.
В настоящее время имеется научно-методическая литература, касающаяся различных методик воспитания скоростных способностей. Однако, не смотря на это, практический эффект их внедрения не обнадёживает, что указывает на недостаточную разработанность подходов к скоростной подготовке хоккеистов.
Основными причинами несовпадения запланированного и полученного результатов спортивной тренировки хоккеистов считают недостатки в организации учебно-тренировочного процесса, отсутствие необходимой материально-технической базы, неадекватные педагогические воздействия (27).
В качестве одного из главнейших недостатков отмечают также недостаточную научную разработанность проблемы учёта чувствительных (сензитивных) периодов индивидуального развития организма спортсмена в условиях многолетнего процесса спортивной тренировки. (12). Существующие рекомендации по совершенствованию скоростной подготовки на этой основе зачастую носят умозрительный характер, что не способствует повышению качества и эффективности планомерной подготовки к соревновательной деятельности.
Актуальность повышения скоростной подготовленности хоккеистов к соревновательной деятельности в многолетнем тренировочном процессе определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учёта у них сензитивного периода развития скоростных способностей?
Объект исследования: тренировочный процесс по хоккею со спортсменами 12-13 летнего возраста.
Предмет исследования: развитие скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет на тренировочных занятиях.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что повышение эффективности методики скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет возможно на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Цель исследования - разработать и обосновать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы физической, в частности скоростной подготовки хоккеистов в научно-методической литературе;
2) выявить ведущие физические качества хоккеистов высших разрядов;
3) разработать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей;
4) оценить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое
наблюдение; опрос (беседа); контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К. Бальсевич, Ж.К. Холодов, В.Н. Платонов и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
Новизна исследования в получении новых фактических данных о ведущих физических качествах хоккеистов высших разрядов на основе результатов исследования структуры их соревновательной деятельности и методике скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет.
Практическая значимость исследования основана на том, что во-первых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать для выявления ведущих физических качеств хоккеистов различной квалификации;
во-вторых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать при исследовании структуры соревновательной деятельности, как хоккеистов высших разрядов, так и спортсменов групп тренировочного процесса и спортивного совершенствования.
в-третьих, разработанная эффективная методика развития скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет может применяться тренерами в тренировочном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, список использованной литературы. Список использованной литературы включает 41 источник. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.
1. В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что независимо от форм проявления скоростных способностей, их возрастная динамика характеризуются непрерывностью, неравномерностью и гетерохронностью развития. Установлены наиболее благоприятные периоды развития скоростных способностей. Возрастной период 12-13 лет был идентифицирован как сензитивный (т.е наиболее чувствительный, или благоприятный) для целенаправленного развития скоростных способностей целостных двигательных действий у юных хоккеистов.
2. В основе экспериментальной методики скоростной подготовки хоккеистов 12-12 лет лежали следующие базовые элементы: учёт сензитивности в развитии скоростных способностей; повышенный объём скоростной подготовки (до 13% от всего тренировочного времени) и направленное воздействие на различные формы скоростных способностей в соответствии с сензитивными периодами их развития.
3. В результате проведения педагогических наблюдений во время Открытых Всероссийских соревнований по хоккею среди мужских команд дивизиона Запад выявлено, что у команд занявших 1 - 4 места в большей степени преобладают скоростные и скоростно-силовые двигательные действия. Скоростная выносливость определялась при анализе скоростных действий на протяжении всех периодов. У команд выступавших более успешно процент скоростных действий в третьем периоде не снижается, а у команд, выступавших менее успешно к третьему периоду наблюдается снижение скоростной выносливости. У команд занявших 5 - 8 места на успешность выступления также в первую очередь влияет результативность скоростных и скоростно-силовых действий. Следует также отметить, что процент нерезультативных двигательных действий у данных команд выше, чем у команд, занявших 1 - 4 места, что в свою очередь повлияло на успешность их выступления. У команд занявших 9 - 12 места на успешность выступления оказали влияние скоростные, и в равной степени скоростно-силовые и координационные двигательные действия. Однако процент результативности данных двигательных действий гораздо ниже, чем у команд, занявших более высокие места.
4. В результате педагогического эксперимента установлено, что методика скоростной подготовки юных хоккеистов, основанная на учёте сензитивности в развитии скоростных способностей, способствует значительному росту показателей в различных проявлениях скоростных способностей занимающихся. В течение годичного цикла тренировочных занятий повысилась максимальная скорость легкоатлетического бега на дистанции 10-60 м; скорость в беге на коньках лицом и спиной вперёд.
2. В основе экспериментальной методики скоростной подготовки хоккеистов 12-12 лет лежали следующие базовые элементы: учёт сензитивности в развитии скоростных способностей; повышенный объём скоростной подготовки (до 13% от всего тренировочного времени) и направленное воздействие на различные формы скоростных способностей в соответствии с сензитивными периодами их развития.
3. В результате проведения педагогических наблюдений во время Открытых Всероссийских соревнований по хоккею среди мужских команд дивизиона Запад выявлено, что у команд занявших 1 - 4 места в большей степени преобладают скоростные и скоростно-силовые двигательные действия. Скоростная выносливость определялась при анализе скоростных действий на протяжении всех периодов. У команд выступавших более успешно процент скоростных действий в третьем периоде не снижается, а у команд, выступавших менее успешно к третьему периоду наблюдается снижение скоростной выносливости. У команд занявших 5 - 8 места на успешность выступления также в первую очередь влияет результативность скоростных и скоростно-силовых действий. Следует также отметить, что процент нерезультативных двигательных действий у данных команд выше, чем у команд, занявших 1 - 4 места, что в свою очередь повлияло на успешность их выступления. У команд занявших 9 - 12 места на успешность выступления оказали влияние скоростные, и в равной степени скоростно-силовые и координационные двигательные действия. Однако процент результативности данных двигательных действий гораздо ниже, чем у команд, занявших более высокие места.
4. В результате педагогического эксперимента установлено, что методика скоростной подготовки юных хоккеистов, основанная на учёте сензитивности в развитии скоростных способностей, способствует значительному росту показателей в различных проявлениях скоростных способностей занимающихся. В течение годичного цикла тренировочных занятий повысилась максимальная скорость легкоатлетического бега на дистанции 10-60 м; скорость в беге на коньках лицом и спиной вперёд.
Подобные работы
- Развитие скоростных способностей в контратакующих действиях каратистов 18-19 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей у мальчиков 12-13 лет с нарушением слуха средствами хоккея
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СКОРОСТНО-
СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ 12-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование техники катания на коньках хоккеистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития скоростно-силовых способностей у обучающихся
15-16 лет, занимающихся хоккеем с шайбой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методики развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет, занимающихся хоккеем с шайбой
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16лет, занимающихся хоккеем с шайбой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ КИСТЕВОГО БРОСКА В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ У ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методики воспитания специальной выносливости у баскетболистов 13- 14 лет посредством круговой тренировки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



