ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Характеристика физической подготовки хоккеистов 7
1.2. Педагогические аспекты воспитания скоростных 16
способностей
1.3. Особенности скоростной подготовки хоккеистов 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Выявление ведущих физических качеств хоккеистов
высших разрядов (на примере команд высшей лиги) 42
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
4.1. Содержание экспериментальной методики 47
4.2. Выявление эффективности экспериментальной методики 50
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Хоккей относительно сложный вид спорта, в котором хоккеисту приходится выполнять координационно- сложные технико-тактические действия, связанные с владением коньками, клюшкой и шайбой в высоком темпе, на ограниченном пространстве при постоянном, жестком контактном противоборстве игроков противника. Успешное выступление хоккейной команды определяется высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, в которой взаимосвязано, в органическом единстве, интегрированы отдельные виды подготовленности (физической, технической, тактической, психической и интеллектуальной).
В отечественной школе хоккея традиционно отводится приоритет физической подготовке.
По мнению ряда авторов физическая подготовка спортсмена обеспечивает наращивание высокого уровня двигательного потенциала, а технико-тактическая, психическая и интеллектуальная - умение его реализовать в сложных условиях игровой деятельности. Помимо этого хорошая физическая подготовка ускоряет восстановительные процессы после больших физических нагрузок.
Если у игрока с высокой технико-тактической подготовленностью появляется выраженное утомление, он чаще начинает ошибаться, медленнее и меньше перемещается - значит у него недостаточный уровень физической работоспособности. Данные исследований A.A. Гуминского и др. и В.И. Колоскова свидетельствует о тесной связи между показателями игровой активности хоккеистов и уровнем их физической работоспособности.
Таким образом, анализ данных исследовательских работ, полученных преимущественно на результатах обследований полевых игроков и хоккейного вратаря, свидетельствуют о большой значимости их физической подготовки.
В месте с тем, анализ литературных источников показал, что большинство учебных пособий по хоккею ориентированы преимущественно на техническую и тактическую подготовку игроков и в недостаточной мере раскрывают специфику физической подготовки хоккеистов высших разрядов.
Скоростная подготовленность квалифицированного хоккеиста во многом определяет его успешность в соревновательной деятельности. В этой связи стоит серьёзная задача интенсивного развития скоростных способностей спортсменов, а их количественные показатели используют для объективации спортивного мастерства.
В настоящее время имеется научно-методическая литература, касающаяся различных методик воспитания скоростных способностей. Однако, не смотря на это, практический эффект их внедрения не обнадёживает, что указывает на недостаточную разработанность подходов к скоростной подготовке хоккеистов.
Основными причинами несовпадения запланированного и полученного результатов спортивной тренировки хоккеистов считают недостатки в организации учебно-тренировочного процесса, отсутствие необходимой материально-технической базы, неадекватные педагогические воздействия (27).
В качестве одного из главнейших недостатков отмечают также недостаточную научную разработанность проблемы учёта чувствительных (сензитивных) периодов индивидуального развития организма спортсмена в условиях многолетнего процесса спортивной тренировки. (12). Существующие рекомендации по совершенствованию скоростной подготовки на этой основе зачастую носят умозрительный характер, что не способствует повышению качества и эффективности планомерной подготовки к соревновательной деятельности.
Актуальность повышения скоростной подготовленности хоккеистов к соревновательной деятельности в многолетнем тренировочном процессе определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика скоростной подготовки юных хоккеистов на основе учёта у них сензитивного периода развития скоростных способностей?
Объект исследования: тренировочный процесс по хоккею со спортсменами 12-13 летнего возраста.
Предмет исследования: развитие скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет на тренировочных занятиях.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что повышение эффективности методики скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет возможно на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Цель исследования - разработать и обосновать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы физической, в частности скоростной подготовки хоккеистов в научно-методической литературе;
2) выявить ведущие физические качества хоккеистов высших разрядов;
3) разработать методику скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет на основе учёта у них сензитивности в развитии скоростных способностей;
4) оценить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое
наблюдение; опрос (беседа); контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К. Бальсевич, Ж.К. Холодов, В.Н. Платонов и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
Новизна исследования в получении новых фактических данных о ведущих физических качествах хоккеистов высших разрядов на основе результатов исследования структуры их соревновательной деятельности и методике скоростной подготовки хоккеистов 12-13 лет.
Практическая значимость исследования основана на том, что во-первых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать для выявления ведущих физических качеств хоккеистов различной квалификации;
во-вторых, разработанный протокол педагогического наблюдения можно использовать при исследовании структуры соревновательной деятельности, как хоккеистов высших разрядов, так и спортсменов групп тренировочного процесса и спортивного совершенствования.
в-третьих, разработанная эффективная методика развития скоростных способностей у хоккеистов 12-13 лет может применяться тренерами в тренировочном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, четыре главы, выводы, практические рекомендации, список использованной литературы. Список использованной литературы включает 41 источник. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.
1. В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что независимо от форм проявления скоростных способностей, их возрастная динамика характеризуются непрерывностью, неравномерностью и гетерохронностью развития. Установлены наиболее благоприятные периоды развития скоростных способностей. Возрастной период 12-13 лет был идентифицирован как сензитивный (т.е наиболее чувствительный, или благоприятный) для целенаправленного развития скоростных способностей целостных двигательных действий у юных хоккеистов.
2. В основе экспериментальной методики скоростной подготовки хоккеистов 12-12 лет лежали следующие базовые элементы: учёт сензитивности в развитии скоростных способностей; повышенный объём скоростной подготовки (до 13% от всего тренировочного времени) и направленное воздействие на различные формы скоростных способностей в соответствии с сензитивными периодами их развития.
3. В результате проведения педагогических наблюдений во время Открытых Всероссийских соревнований по хоккею среди мужских команд дивизиона Запад выявлено, что у команд занявших 1 - 4 места в большей степени преобладают скоростные и скоростно-силовые двигательные действия. Скоростная выносливость определялась при анализе скоростных действий на протяжении всех периодов. У команд выступавших более успешно процент скоростных действий в третьем периоде не снижается, а у команд, выступавших менее успешно к третьему периоду наблюдается снижение скоростной выносливости. У команд занявших 5 - 8 места на успешность выступления также в первую очередь влияет результативность скоростных и скоростно-силовых действий. Следует также отметить, что процент нерезультативных двигательных действий у данных команд выше, чем у команд, занявших 1 - 4 места, что в свою очередь повлияло на успешность их выступления. У команд занявших 9 - 12 места на успешность выступления оказали влияние скоростные, и в равной степени скоростно-силовые и координационные двигательные действия. Однако процент результативности данных двигательных действий гораздо ниже, чем у команд, занявших более высокие места.
4. В результате педагогического эксперимента установлено, что методика скоростной подготовки юных хоккеистов, основанная на учёте сензитивности в развитии скоростных способностей, способствует значительному росту показателей в различных проявлениях скоростных способностей занимающихся. В течение годичного цикла тренировочных занятий повысилась максимальная скорость легкоатлетического бега на дистанции 10-60 м; скорость в беге на коньках лицом и спиной вперёд.
1. Абрамов, A.A. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса [Текст] / А.А. Абрамов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.-№ 5 (75). - С. 49-52.
2. Бальевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальевич. - М., 2000. - 150 с.
3. Букатин, А.Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов [Текст] / А.Ю.Букатин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. - М., 2006. - С. 19-23.
4. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В.А. Быстров. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 64 с.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Основные положения организации тренировочного процесса хоккеистов [Текст] / Ю.В. Верхошанский, В.В. Лазарев // Тенденции развития спорта высших достижений. - М.: Советский спорт, 1993. - С. 121-134.
7. Волков, JI.B. Система направленного развития физических
способностей в разные возрастные периоды [Текст]: автореф. дис ... д- ра пед. наук / Л.В. Волков. - М., 1986. - 38 с.
8. Воробьёв, М.И. Структура и диагностика специальной скоростно-силовой подготовленности квалифицированных хоккеистов [Текст]: автореф. дис... . канд. пед. наук / М.И. Воробьёв. - Киев, 1985. - 24 с.
9. Годик, M. Упражнения для развития скоростных качеств [Текст] / М. Годик // Спорт за рубежом. - 1990. - № 13. - С. 6-12.
10. Горский, JI. Тренировка хоккеистов [Текст]: Пер. со словацк. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 224 с.
11. Гречман, А.Е. Распределение тренировочных нагрузок скоростно¬
силового характера в подготовительном периоде тренировки высококвалифицированных конькобежцев-спринтеров [Текст]:
автореф. дис.... канд. пед. наук / А.Е. Гречман. - М., 1993. - 23 с.
12. Гужаловский, A.A. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека [Текст] / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12. - С. 31-34.
13. Гутник, Б. Асимметрия скоростных качеств в онтогенезе [Текст] / Б. Гутник // Проблемы развития физических качеств людей разного возраста [Текст]: тез. докл. респуб. науч. конф. - Каунас, 1988. - С. 22¬25.
14. Ермаков, В.А. Подвижные игры для направленного развития двигательных способностей [Текст]: учебное пособие / В.А. Ермаков, Ю.П. Монагоров. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. - 128 с.
15. Зайцев, В.В. Комплексный контроль за подготовкой хоккеистов высокой квалификации [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Зайцев. - М., 1980. - 23 с.
16. 3ациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт. - 1966. - 199 с.
17. Зациорский, В.М. К теоретическому обоснованию современной методики быстроты движений [Текст] / В.М. Зациорский, В.П. Филин // Теория и практика физической культуры. - 1971. - №1 - С. 5-9.
18. Зион, Б. Игровое упражнение для всей хоккейной команды [Текст] / Б. Зион // Хоккей. - М., 1991. - № 8. - С. 34-37.
19. Иванов, В.П. Методика подготовки хоккеистов 8-10 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П.Иванов. - 1984. - 24 с.
20. Козловский, Г.Н. Средства и методы специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов [Текст] / Г.Н. Козловский // Хоккей. - М.: ФиС, 1985. - С. 52-55.
21. Колосков, В.И. Подготовка хоккеистов [Текст] / В.И. Колосков, В.П. Климин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 199 с.
22. Курамшин, Ю.Ф. Методы развития двигательных качеств [Текст]: метод. рекомендации / Ю.Ф.Курампшн. - Л., 1980. - 137 с.
23. Лях, В.И. Скоростные способности, основа тестирования и методика развития [Текст] / В.И.Лях // Физическая культура в школе. - 1997. - № 3. - С. 2-8.
24. Мануйлов, С.И. Развитие быстроты движений на уроках физической культуры [Текст] / С.И.Мануйлов // Физическая культура в школе. - 1984, № 1. - С. 29-30.
25. Мануйлов, С.И. Возрастное проявление и развитие быстроты движений у школьников 9-13 лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Мануйлов.- М., 1983. - 23 с.
26. Марьянович, А.Т. Современные физиология и биохимия хоккея [Текст] / А.Т. Марьянович // Всеросс. тренерский семинар профессиональной хоккейной лиги. - СПб., 2004. - С. 49-51.
27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
28. Мукалляпов, А.Г. Педагогические условия развития спортивных способностей юных хоккеистов [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / А.Г. Мукалляпов. - Челябинск: УГАФК, 2000 - 19 с.
29. Мукалляпов, А.Г. Теоретико-методологический аспект проблемы формирования и развития способностей юных хоккеистов [Текст] / А.Г. Мукалляпов // Физическое воспитание подрастающего поколения: Сб. науч. тр. кафедры методики Урал ГАФК. - Челябинск: УралГАФК, 2000. - Вып. 2. - С. 28-30.
30. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск: Асар. - 2008. - 320 с.
31. Павлов, С.Е. Пути оптимизации подготовки хоккеистов на примере эксперимента возможности развития специальных скоростных качеств в беге на коньках со старта у хоккеистов 16-19 лет [Текст] / С.Е. Павлов, Д.Р. Черенков, А.П. Давыдов, А.С. Павлов // Актуальные проблемы восстановительной медицины [Текст]: Матер. 3-й областной научно-практической конференции. - Челябинск: УралГуфк, 2008. - С. 113-116.
32. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее [Текст] / Сост. М.И. Логинова. - СПб., 1998. - С. 44-56.
33. Рачев, К. Исследование возрастной динамики частоты движений при спринтерском беге и методика её воспитания [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / К. Рачев. - М., 1974. - 23 с.
34. Ромашов, A.B. Особенности развития двигательных способностей [Текст] / А.В.Ромашов // Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск, 2001. - С. 87-92.
35. Савин, В.П. Теория и методика хоккея [Текст]: учебник для ст-тов высших учебных заведений [Текст] / В.М. Савин. - М.: Академия, 2003.-400 с.
36. Сальников, В.А. Возрастные и индивидуальные особенности фи-зического развития на различных этапах спортивного совершенствова-ния [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Сальников. - Л., 1994.-50 с.
37. Солодков, A.C. Возрастная физиология [Текст] / А.С.Солодков, Е.Б. Сологуб. - СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001.- 188 с.
38. Твист, П. Хоккей: теория и практика [Текст] / П.Твист. - М.: Астрель, 2005. - 288 с.
39. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт. - 2003. - 464 с.
40. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
41. Шестаков, М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов [Текст]: учеб. пособие / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р. Черенков. - М.: Спорт АкадемПресс, 2000. - 141 с.