ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Обучающие программы в образовательном процессе 6
1.1. Виды электронных образовательных ресурсов, требования к их созданию
и применению 6
1.2. Роль электронных образовательных ресурсов в обучении 13
1.3. Особенности изучения программирования при помощи среды
«Delphi» 15
1.4. Методика использования электронных образовательных ресурсов при изучении программирования 20
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. Проектирование электронного учебно-методического пособия по изучению среды программирования «Delphi» 26
2.1. Подготовка учебно-методического пособия по изучению среды
программирования «Delphi» 26
2.2. Технология создания электронного учебно-методического пособия 32
2.3. Методические рекомендации к применению электронного учебно¬
методического пособия по изучению среды программирования «Delphi».. .37 Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы в современной системе образования увеличивается роль информационных технологий. Они создают дополнительные возможности для повышения качества и эффективности процесса обучения, а также для расширения сфер его применения. Одним из способов актуализации учебной деятельности учащегося является внедрение в образовательный процесс электронных образовательных пособий.
В связи с этим возрастает актуальность создания полезных электронных учебников, пособий, лабораторных работ, справочников на базе новых компьютерных технологий.
Современные аудиовизуальные средства (анимация, видео, аудио, графика) дают возможность представить учебный материал в новой интерактивной и наглядной форме, обеспечивая при этом быстрое нахождение и отбор необходимой информации. Компьютерный тренинг и системы автоматического контроля активизируют процесс познания и дают объективную оценку уровню усвоения учебного материала учащимися. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить значительно более полноценные практические задания - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, способностей и навыков.
Изучение алгоритмизации и программирования остается одной из главной тем школьной информатики. Именно этому разделу отводится одна из главных задач - развитие алгоритмического мышления учащихся. Перед преподавателем ставится задача не просто предоставить выпускнику набор знаний, а создать необходимые условия для подготовки ответственной, самостоятельной и активной личности, владеющий основными компетентностями, одним из которых является умение составлять и осуществлять программу своей деятельности. Такие умения у учащихся формируются на уроках информатики при выполнении различных заданий и, 4
прежде всего, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Таким образом, особое внимание в обучении информатике необходимо уделять вопросу системы обучения программированию.
При изучении программирования предпочтение отдается, в основном, основам структурного программирования. Идеология объектно-ориентированного подхода в программировании, являющаяся ведущим подходом в программировании и востребованная при решении многих практических задач, в школьном курсе информатики практически не освещается. Наиболее подходящей средой для изучения объектно-ориентированного программирования является среда программирования Delphi, предоставляющая качественные и удобные средства визуального программирования.
В связи с этим становится актуальной проблема разработки электронного учебно-методического пособия по изучению среды программирования «Delphi».
Актуальность проблемы и её недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Разработка электронного учебно-методического пособия по изучению среды программирования «Delphi»».
Цель работы: разработать электронное учебно-методическое пособие по изучению среды программирования «Delphi»».
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Изучить требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов и обосновать их роль в обучении.
2. Подготовить методические материалы и создать электронное учебно-методическое пособие по изучению среды программирования «Delphi».
3. Разработать методические рекомендации к применению электронного учебно-методического пособия по изучению среды программирования «Delphi».
Научная новизна:
- определены педагогические задачи, решаемые с применением
электронных образовательных ресурсов: повышение значимости
самостоятельной образовательной деятельности, перенос неинтерактивных компонентов аудиторных занятий в сектор самостоятельной учебной работы, увеличение времени общения педагога с учащимися, выход участников образовательного процесса на новый уровень взаимодействия и возможности коллективной образовательной деятельности;
- создано электронное учебно-методическое пособие по изучению среды программирования «Delphi» и разработаны методические рекомендации к его применению для усвоения нового материала, комплексного применения и закрепления, систематизации и обобщения, контроля, коррекции знаний и умений.
Практическая значимость:
- электронное учебно-методическое пособие по изучению среды программирования «Delphi» может быть рекомендовано для использования на уроках информатики учителями и преподавателями;
- электронное учебно-методическое пособие по изучению среды программирования «Delphi» может стать инструментом для самостоятельного изучения объектно-ориентированного программирования;
- разработанные методические рекомендации к применению электронного учебно-методического пособия по изучению среды программирования «Delphi», могут быть использованы преподавателями вузов, техникумов, училищ, учителями средних учебных заведений при подготовке и проведении занятий.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие общие выводы:
1. Проведенный анализ электронных пособий и требований к ним, позволили выделить основные дидактические требования: научность, доступность, проблематичность, наглядность, самостоятельность и активизация, системность.
2. В ходе изучения использования ЭОР в учебном процессе, были определены требования к электронным пособиям, применяемым на отдельных видах учебной деятельности:
- используемые на лекциях электронные пособия, должны
предоставлять педагогу аудиовизуальные средства, с помощью которых можно демонстрировать и объяснять сложные процессы и явления;
- применяемы на лабораторных занятиях электронные пособия, должны включать в себя материал для самостоятельной работы учащихся;
- используемые на практических занятиях электронные пособия, должны предоставлять учащемуся справку о теме, цели и порядке проведения занятий; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых и осуществлять обратную связь в режиме педагог - электронное издание - обучаемый;
- содержание и структура электронных пособий, применяемых для самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины, а также быть на углубленное изучение теории. Они должны содержать более детальную систему контекстно-зависимых справок, комментариев, подсказок.
3. Использование электронного образовательного пособия на практических занятиях позволяет: осуществлять самообразование учащегося,
реализовать индивидуальный подход, сделать занятия более интересными и разнообразными.
4. Применение электронных пособий в учебной деятельности решает следующие педагогические задачи:
- повышение значимости самостоятельной образовательной деятельности благодаря расширению ее функционала и росту эффективности при использовании активно-деятельностных и личностно-ориентированных форм обучения;
- перенос неинтерактивных компонентов аудиторных занятий в сектор самостоятельной учебной работы;
- увеличение времени общения с учащимися, переход от вещания к дискуссии, коллективному анализу и совместным исследованиям;
- выход участников образовательного процесса на новый уровень взаимодействия благодаря полнофункциональной компьютерной поддержке замкнутого учебного цикла и возможности коллективной образовательной деятельности, что соответствует требованиям нового стандарта.
5. Основными языками программирования, при всем обилии постоянно появляющихся технологий, остаются Си и Паскаль. Вопросы «объектно¬ориентированного программирования» могут изучаться в школе лишь дополнительно, во время факультативов и элективных курсов и одним из самых распространенных представителей для изучения семейства объектно¬ориентированных языков является среда объектно-визуального программирования Delphi.
6. Анализ методики использования электронно-образовательного ресурса при изучении программирования, позволили выделить их основные инновационные качества:
- обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации; практические занятия; аттестация).
- интерактивность;
- возможность более полноценного обучения вне аудитории;
- направленность материалов на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания образовательных программ;
- направленность на результат в зависимости от назначения ресурса;
- оригинальность методической идеи, новизна, использование новых форм, приемов;
- наглядность, соответствие эргономики и дизайна назначению ресурса;
- достоверность и логичность представленной в материалах
информации, отсутствие фактических и теоретических ошибок.
7. При создании электронного учебно-методического пособия «Введение в среду программирования Delphi» был отобран необходимый материал из учебных пособий и электронных ресурсов. Весь материал был разделен на два модуля: создание консольных приложений и создание оконных приложений.
8. С использованием языка разметки гипертекста HTML и языком описания внешнего вида документов CSS была разработана обучающая программа для изучения среды программирования Delphi. Программа обладает блочной структурой, интуитивно понятным интерфейсом, предполагает последовательность теоретических и практических вопросов для изучения программирования, контроля полученных знаний и умений.
9. Были разработаны методические рекомендации к применению обучающей программы для изучения среды программирования Delphi, и подробно расписаны алгоритмы использования обучающей программы преподавателем при: изучении нового материала, комплексном применении и закреплении, систематизации и обобщении знаний, контроле, коррекции знаний и умений.
1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе.// Молодой ученый. 2012. № 11. С. 389-391.
2. Архангельский А. Я. «Delphi 7. Справочное пособие. Бином-Пресс. 2004. 280c.
3. Григорьев С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. Самара: Самарск. гос. экон. акд., 2002. 110 с.
4. Джулиан Бакнелл. Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi» СПб: «Питер». 2006. 560 с.
5. Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: МЭИ, 2003. 363 с.
6. Кандзюба С. П. Громов В.Н. Delphi 6.Базы данных и приложения. «ДиаСофт». 2001. 576с.
7. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: диссертация ... доктора педагогических наук:13.00.08 [Место защиты: ГОУВПО "Уральский государственный университет физической культуры"]. Челябинск. 2009. 326с.
8. Красильников В. В. Разработка электронных учебных пособий Ставрополь: СГПИ. 2010. 144с.
9. Культин Н. А Delphi в задачах и примерах. СПб: БХВ-Петербург. 2003. 288с.
10. Кутейникова И. Х. Виды научных и учебных изданий в вузе: Методические рекомендации для преподавателей. Троицк, 2009. 24 с.
11. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М:Издательский сервис. 2010. 326с.
12. Фленов М. Е. Библия Delphi. СПб: БХВ-Петербург. 2011. 673с.
13. Хомоненко А. Гофман В. Самоучитель Delphi. 2005г. 576с.
14. Чеснокова О. В. Delphi2007. Алгоритмы и программы. М: NTPress. С.328-336.
15. Щёлокова С. Д. Методические аспекты изучения объектно-ориентированного программирования в среде Delphi в базовой школе. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. С. 36.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
16. Библиотека HTML URL: http://libraryhtml.narod.ru/vvedenie.html
(дата обращения:25.04.2017).
17. Борисов С. Х. «Учебник по Delphi для начинающих» URL: http://delphidevelop.ru/publ/28. (дата обращения:19.05.2017).
18. Бушуева Е. Технология дистанционного образования-ИКТ в образовании URL: http: //katerina-bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/tekhnologii _distancionnogo_obrazovanija/ehlektronnye_uchebniki_ponjatie_i_programmnoe_ obespechenie/7-1-0-35 (дата обращения:15.04.2017).
19. Видео уроки Delphi URL: http://compteacher.ru/programming/delphi (дата обращения: 19.04.2017).
20. Видеоуроки в сети Internet - методические рекомендации по созданию электронных обучающих средств. URL: http://www.videouroki.net/ filecom.php?fileid=98658043 (дата обращения:11.04.2017).
21. Дементьева Э. П. Применение электронных учебников в
образовательной среде. URL: https://infourok.ru/statya_na_ temuprimenenie _elektronnyh_uchebnikov_v_obrazovatelnoy_srede.-408449.htm (дата
обращения: 17.05.2017).
22. Елистратова Н. Н. Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2012/01/6523 (дата обращения: 01.05.2017).
23. Как стать (Delphi) программистом. URL:
http://www.gunsmoker.ru/2010/08/delphi.html (дата обращения:10.04.2017).
24. Лапина Н. А. Роль ЭОР в реализации требований ФГОС URL:
https://infourok.ru/rol_eor_v_realizacii_trebovaniy_fgos-153343.htm (дата
обращения:20.05.2017).
25. Справочник по CSS URL: http://sergejj-kilin.narod.ru/css_style.html (дата обращения:5.03.2017).