Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНЯТИЙНАЯ, ЦЕННОСТНАЯ И ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА «СПОРТ» В НЕМЕЦКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Работа №62306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Лингвоконцептология как направление лингвистики.
Природа концепта 6
1.1. Становление лингвоконцептологии 6
1.2. Понятие лингвокультурного концепта 13
1.3. Структура лингвокультурного концепта 17
1.4. Классификации лингвокультурных концептов 19
Глава II. Сопоставительное исследование концепта «спорт» в русской
и немецкой лингвокультурах 26
2.1. Понятийная составляющая концепта «спорт» и его исторический
анализ 26
2.2. Ценностная составляющая концепта «спорт» 32
2.3. Образная составляющая концепта «спорт» 37
Заключение 46
Список литературы 49

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению формирования концепта «спорт» в сознании носителей немецкой и русской языковых культур. Спорт, объединяющий людей, независимо от их национальной принадлежности, тем не менее, интерпретируется народами по- разному, отображая тем самым различие национальных менталитетов носителей немецкой и русской лингвокультур. Кроме того, на восприятие того или иного явления когнитивной системой человека влияет также и текущее положение в сфере спорта.
Актуальность данной работы заключается в том, что лингвоконцептология находится сегодня на этапе своего бурного развития, что говорит о высоком интересе исследователей к данному направлению лингвистики. Тем не менее, многие аспекты этого направления остаются неизученными, так как лингвоконцептология является сравнительно молодой наукой. Актуальность исследования также выражена в отсутствии в настоящее время лингвоконцептологических исследований, посвященных изучению феномена спорта в немецкой и русской лингвокультурах.
Изучению вопросов лингвоконцептологии, а также когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, на пересечении которых и возникла лингвоконцептология, посвящены работы таких ученых, как Г.Г. Слышкина, С.Г. Воркачева, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.И. Карасика, Ю.С. Степанова, Д.С. Лихачева и многих других.
Цели данной выпускной квалификационной работы - изучение процессов формирования концепта «спорт» в сознании носителей немецкой и русской лингвокультур, а также рассмотрение особенностей понятийной, ценностной и образной составляющих концепта «спорт». В соответствии с целями исследования были выдвинуты следующие задачи:
• Изучение теоретических аспектов лингвоконцептологии;
• Рассмотрение понятия, структуры и классификаций лингвокультурных концептов;
• Анализ исторического развития значимости спорта в жизни людей;
• Проведение свободного ассоциативного эксперимента;
• Изучение образа концепта «спорт» на основе национально-культурной семантики русской и немецкой языковых культур.
Объектом проведенного исследования является лингвокультурный концепт «спорт».
Предметом исследования стали сравнительные характеристики данного концепта в немецкой и русской лингвокультурах.
Методика проведенного исследования включает в себя работу с источниками теоретических данных, исторический анализ, анкетирование носителей русской и немецкой языковых культур, а также изучение устойчивых выражений и афоризмов русского и немецкого языков.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы выражается в компактном и структурированном изложении основных вопросов лингвоконцептологии. Помимо этого, в рамках данной работы был проведен опрос носителей немецкой и русской лингвокультур, результаты которого могут быть полезны изучающим процессы формирования концепта «спорт».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении основных точек зрения исследователей по вопросам лингвоконцептологии, а также в структурированном изложении рассмотренных проблем.
Практическая значимость исследования выражается в предоставлении возможности изучить формирование отношения к спорту среди носителей русской и немецкой лингвокультур. Кроме того, данная работа отражает то, как различные факторы влияют на формирование концепта «спорт» в сознании людей. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в лексикологии, межкультурной коммуникации, при подготовке к переводу в области спорта, а также в сфере социолингвистических исследований.
Данная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (5 апреля 2016 года). Материалы проведенного исследования были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы отражения понятийной, ценностной и образной составляющих концепта «спорт» в немецкой и русской лингвокультурах.
Концепт является ключевым понятием лингвоконцептологии, которая возникла в начале 90-х годов на пересечении предметных областей когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.
Концепт - это единица мышления, интерпретирующая знание об окружающей действительности. Формирование концепта в сознании человека во многом зависит от таких факторов, как личный опыт, образование, национальный менталитет, текущее окружение и так далее.
Лингвоконцептология, в свою очередь, занимается описанием
лингвокультурных концептов лингвистическими средствами.
Совокупность концептов формирует концептосферы, которые, в зависимости от своего содержания, могут делиться на различные группы по национальному, социальному, профессиональному и другим принципам.
Ученые признают неоднородность концепта и выделяют в его структуре несколько компонентов, названия которых варьируют в зависимости от той или иной лингвистической школы или отдельно взятого исследователя. В данной работе за основу была взята структура концепта, включающая в себя понятийную (выражает дефиниционные характеристики концепта, его информационное содержание), ценностную (выражает выводное знание об информационном содержании концепта, его интерпретацию) и образную (включает в себя перцептивный и когнитивный образы и отображает чувственное восприятие действительности и формирование образов посредством познания метафорических концептов) составляющие.
Высказывания исследователей относительно классификации концептов также разняться. В силу многомерности феномена лингвокультурного концепта классификация по единому критерию становится невозможной. Таким образом, в главе было представлено несколько классификационных подходов.
Концепт «спорт» относится к сравнительно недавним концептам. Принято считать, что в русский язык слово «спорт» пришло из старо-французского языка от слова desporter, что значит «развлекаться», «отдыхать от работы».
В словарных определениях слова «спорт» выделяются следующие значения:
• Комплекс физических упражнений, направленных на оздоровление организма;
• Соревнование;
• Развитие мускулатуры тела;
• Сильное увлечение;
• Отдельная дисциплина;
• Хобби.
Спорт в жизни человека имеет следующие ценностные характеристики:
• Социальная ценность;
• Эстетическая ценность;
• Витальная ценность;
• Моральная ценность.
Изучение национально-культурной семантики русского и немецкого языков, а именно устойчивых выражений и афоризмов, показало, что обеим языковым культурам свойственно разделение спорта и физической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что только умеренные занятия спортом носят положительный характер.
Результаты проведенного свободного ассоциативного эксперимента показали, что носители русской и немецкой лингвокультур воспринимают «спорт» практически одинаково, выделяя в спорте такие аспекты, как здоровье, удовольствие, труд, красота и так далее.
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Процессы формирования концепта «спорт» в русской и немецкой лингвокультурах имеют лишь незначительные различия, вызванные, в первую очередь, тем, что разнятся политика спорта, спортивные достижения, и менталитет носителей русской и немецкой языковых культур.



1. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») / ВЯ - 1987. - №3 - 46-51 с.
2. Архипов И.К. Концептуализация, категоризация, текст, дискурс. Основные теоретические понятия / Филология и культура. Материалы III международной научной конференции. - Часть 1. - Тамбов, 2001. - 13-15 с.
3. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов- Алексеев / Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - 267-279 с.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин / Воронеж, 1996. - 330 с.
5. Баранов А.Н. Постулаты когнитивной семантики / А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский / Известия АН - СЛЯ - 1997. - Т. 56. - №1. - 11-21 с.
6. Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Лингвокультурные концепты как основа языкового менталитета / Филология и культура. Philology and culture. 2012. №3 (29). - С.15-19.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика/Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во Тамб. Университета, 2001. - 123 с.
8. Болдырев Н.Н. Категоризация событий и специфика национального сознания / Н.Н. Болдырев / Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998. - 29-30 с.
9. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1 - 18-36 с.
10. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения / Н.Н. Болдырев / Филология и культура. Материалы международной конференции 12-14 мая 1999 г. - Тамбов, 1999. - 62-69 с.
11. Болдырев Н.Н. Системные и функциональные связи языковых единиц как результаты категоризирующей деятельности языкового сознания / Связи языковых единиц в системе и реализации. - Тамбов, 1998. - 5-16 с.
12. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании /С.Г. Воркачев / Филол. науки. 2001. - 64-72 с.
13. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа / С.Г. Воркачев / Краснодар: 2002. - 142 с.
14. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев / М., 2004. - 192 с.
15. Воркачев С.Г. Милость как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев / Национальные концептосферы в сфере лингвистики и общегуманитарных дисциплин. Материалы III Региональной конференции по проблемам межкультурной коммуникации. Йошкар-Ола, 2004. - 215-228 с.
16. Воркачев С. Г. Образные ассоциации концепта «счастье» в русской лингвокультуре / С.Г. Воркачев / Образование-Наука-Творчество. 2004. № 3(4). - 22-26с.
17. Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема (продолжение дискуссии) / Политическая лингвистика. №3(49). Екатеринбург, 2014. - 10-18 с.
18. Воронова Т.А. Концепт «толерантность» в русском сознании / Т.А. Воронова, И.А. Стернин / Языковая структура и социальная среда. - Воронеж, 2000. - 79-83 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский / Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.- 1982. - Т.2.
20. Горелов И.Н. О вербальных и невербальных составляющих речевого поведения / И.Н. Горелов / Вопросы психолингвистики. - 2003. - №1. - 13-18 с.
21. Гумбольдт фон В. О различии строения человеческих языков и его
влиянии на духовное развитие человеческого рода / История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях/В.А. Звегинцев. - М.:
Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Ч.2., 1960.
22. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков / ВЯ - 1994. - №4. - 17-33 с.
23. Залевская А.А. Когнитивизм, когнитивная психология, когнитивная наука и когнитивная лингвистика / А.А. Залевская / Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы развития. -
Ч.1. - Тамбов, 1998. - 6-9 с.
24. Залевская А.А. Когнитивный подход к слову и тексту / А.А. Залевская / Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. - Москва, 2000. - 91 с.
25. Залевская А.А. Концепт как достояние индивида / А.А. Залевская / Слово. Текст. Избранные труды. М., 2005. - 234-244 с.
26. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А. Залевская / Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - 39 с.
27. Калентьева, Т.Л. Языковое сознание и когнитивное сознание в контексте деятельностного подхода [Текст] / Т.Л. Калентьева. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. - 176 с.
28. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии / В.И. Карасик / Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001. - 12 с.
29. Карасик, В.И. Этноспецифические концепты / В. И. Карасик / Введение в когнитивную лингвистику. — Кемерово, 2004. - 8-101 с.
30. Карасик В.И. Языковая матрица культуры / В.И. Карасик / Научно¬исследовательская лаборатория "Аксиологическая лингвистика". - Москва :Гнозис, 2013. - 281-319 с.
31. Карасик В.И. Антология концептов. / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
32. Кобрина Н.А. Когнитивная лингвистика: истоки становления и перспективы развития / Н.А. Кобрина / Когнитивная семантика. - Ч.2. - Тамбов, 2000. - 170-175 с.
33. Колесов В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов / Русистика и современность. Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - 12-16 с.
34. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука / Е.С. Кубрякова / ВЯ, №4, 1994. - 26-34 с.
35. Кубрякова Е.С. Концепт / Е.С. Кубрякова/ Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
36. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е.С. Кубрякова / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004, №1. - 6-17 с.
37. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Пер. с англ. Р.И. Розиной / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988 - 12-21 с.
38. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
39. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка/ Д.С. Лихачев / ИАН СЛЯ. 1993. Т. 52, № 1. - 3-9 с.
40. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин / Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. - Архангельск, 1977. - 11-35 с.
41. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие / В.А. Маслова / М.: Академия, 2001. - 208 с.
42. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах / М.В. Никитин / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - 53-64 с.
43. Пауль Г. Принципы истории языка /Г. Пауль / М.: Изд-во иностр. литературы, 1960. - 501 с.
44. Пименова М.В. Предисловие. Введение в когнитивную лингвистику / М. В. Пименова / Кемерово, 2004. — Вып. 4. - 130-178 с.
45. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев / М. : Физкультура и спорт, 1970. - 248 с.
46. Попова З.Д., И.А. Стернин / Когнитивная лингвистика / М.: АСТ: Восток-Запад, 2010. - 314 с.
47. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудакова / Воронеж: Истоки, 2004. - 80 с.
48. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой (МАС). - 3-е изд, - М.: Русский язык, 1985-1988. - 800с.
49. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: АДД. Волгоград: Перемена, 2004. - 260 с.
50. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) / Г.Г. Слышкин / Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - 38-45 с.
51. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю.С. Степанов / М.: Языки славянских культур, 2007. - 278 с.
52. Стернин И.А. Язык и национальное сознание. / Под ред. И.А. Стернина. Вып.3, Воронеж, 2002. - 156-171 с.
53. Суханов А.Д. Кому нужны чемпионы... / Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., Суханов А.Д. / М.: Московская государственная академия физической культуры, 1999. - 159 с.
54. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Ф56 Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Советская Энциклопедия, 1983.—840 с.
55. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учебное пособие / под ред. В.Д. Бондалетова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 184 с.
56. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность / А.М. Шахнарович/ Язык - система. Язык - текст. Язык - способность.: Сб. ст./ Ин-т рус.яз. РАН. - М.: 1995.- 213-223 с.
57. Deutsches Worterbuch von Jacob und Wilhelm Grimm. 16 Bde. in 32 Teilbanden. Leipzig 1854-1961. Quellenverzeichnis Leipzig 1971.
58. Gorn E., Oriard M. Taking sports seriously (Point of View). / Chronicle of Higher Education, 1995
59. Roberts T. Sports, art, and particularity: the best equivocation / Journal of Philosophy of Sport. XIII, 1986
60. Suits B. The elements of sport / The Philosophy of Sport: a Collection of Original Essays. R. Ousterhoudt (ed.). Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1973
61. Ousterhoudt R. The Philisophy of Sport: an Overview / Champaign, IL: Stripes, 1991
62. William J. Morgan. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future / Jay Coakley and Eric Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. London: Sage, 2003
63. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vsis&wi=15330
64. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar/спорт
65. Шведова Н.Ю. Семантический словарь под редакцией Н.Ю.
Шведовой [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //slovari .ru/search.aspx? s=0&p=3068&di=vsem3 &wi=4518
66. Das Digitale Worterbuch der deutschen Sprache [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dwds.de/?qu=sport
67. Konrad Duden. Rechtschreibworterbuch der deutschen Sprache
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www.duden. de/rechtschreibung/Sport
68. The Free Dictionary. Das Worterbuch der deutschen Sprache [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://de.thefreedictionary.com/sport


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ