ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Методы построения тренировочного процесса по восточному
единоборству «каратэ-до» 6
1.2. Структура процесса обучения и выполнения технических компонентов
КАТА в «каратэ-до» 9
1.3. Понятие идеомоторная тренировка 15
1.4. Роль идеомоторной тренировки при выполнении технических
комплексов КАТА в «каратэ-до» 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Обоснование методики выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» с
использованием метода идеомоторной тренировки 27
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 31
ВЫВОДЫ 35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Сегодня в наше время секции восточных единоборств пользуются огромным престижам. Восточные единоборства располагают огромным арсеналом средств и методов проведения тренировочного процесса.
Каратэ - одно из самых популярных восточных единоборств во всем Мире. Каратэ включает в себя массу различных стилей и методик изучения, очень много составляющих, как в физическом, так и духовном плане. Это не только постоянные физические нагрузки и борьба с противником, в основе каратэ лежит духовная победа, главным образом над самим собой [8].
Современная спортивная подготовка в каратэ характеризуется возрастанием физических и нервных нагрузок, объем и интенсивность. Их дальнейший рост лимитируется как биологическими возможностями организма человека, так и социальными факторами. Все эти обстоятельства оговорят необходимость разработки более эффективных методов тренировки при комплексной оптимизации всех ее основных компонентов [5].
Многие спортсмены успешно используют метод мысленных повторений движений как процедуру, способствующую ускорению процесса обучения приемам и навыкам, а также как элемент настройки перед выполнением упражнений. Тренера в «каратэ-до» часто используют данный метод при подготовке спортсменов. Данное эффективное средство спортивной тренировки используется буквально во всех видах спорта. Те спортсмены, которые грамотно осваивают метод идеомоторной тренировки и видят в ней пользу, как правило, выступают на соревнованиях успешней других [3].
Ряд исследований показывает, что идеомоторная тренировка дает возможность устранить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, и может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно [4,6,9].
В исследовании нами сделанная попытка изучить вопросы психологической саморегуляции организма, как структурной единицы во время тренировки при выполнении технических комплексов КАТА в «каратэ-до» в целом и технического мастерства, в частности, на основании использования в процессе обучения инновационной методики идеомоторной тренировки.
Объект исследования - тренировочный процесс у каратистов 9-10 лет.
Предмет исследования - методика выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» у каратистов 9-10 лет.
Цель исследования - разработать методику выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» с использованием метода идеомоторной тренировки.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные по теме исследования.
2. Дать характеристику основным средствам в процессе обучения и выполнения технического комплекса КАТА в «каратэ-до».
3. Обосновать методику выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» с использованием метода идеомоторной тренировки.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование метода идеомоторной тренировки при обучении комплекса ката «Хейан-Шодан» будет способствовать более высокому уровню технической подготовленности каратистов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые использовалась методика идеомоторной тренировки для повышения технической подготовленности занимающихся при обучении комплекса ката «Хейан-Шодан».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика успешно прошла экспериментальную проверку и может быть рекомендована для использования у каратистов тренерами в ДЮСШ.
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод бальной оценки.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая обработка полученных результатов.
1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки каратистов, позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение технического мастерства спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта или реабилитации после неудачного выступления.
2. Сравнительный анализ бальной оценки за выполнения двигательных действий комплекса ката «Хейан-Шодан» позволил увидеть, что после эксперимента на «отлично» выполнили 3-е учеников, на «хорошо» 5 учеников и только 2-е на «удовлетворительно». А в контрольной группе это соотношении составило: 1 - отлично, 4 хорошо и 5 удовлетворительно. Эти данные говорят о том, что по техники выполнения ката «Хейан-Шодан» в экспериментальной группе намного улучшились результаты по сравнению с контрольной.
3. При выявить динамики технического выполнения ката «Хейан- Шодан» у каратистов после эксперимента средний балл в ЭГ составил 8,6, а до эксперимента он составлял 7,2 балла. Наиболее высокий показатель (10) баллов заработали Меркулов А. и Кириллов А. Наиболее низкий (7) баллов зафиксирован у Гокова А. и Кулинич А. все они имеют квалификацию 10 кю.
В контрольной группе данные показатели улучшились, но незначительно и средний балл показателей в технике выполнения ката «Хейан-Шодан» после эксперимента составил 7,4, так до этого он был 7,1.
Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении комплекса ката способствует более высокому уровню технической подготовленности у занимающихся в экспериментальной группе.
4. Полученные экспериментальные данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении ката свидетельствуют о ее значимости и позволили разработать практические рекомендации.
1. Абрамова А.Н. Такая разная психология [Текст] / Современник. - М,
2002. - 240 с.
2. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции [Текст] / - М., 2000. - 27 с.
3. Алексеев А.В. Себя преодолеть [Текст] / 3-е изд., перераб., доп.: Физическая культура и спорт. - М., 2003. - 192 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. - М., 2001. - 224 с.
5. Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт» [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева // В кн.: Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155 с.
6. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте [Текст] / пособие для студентов. - М.: ФиС, 2010. - 128 с.
7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья [Текст] / учебное пособие - М.,
2011. - 400 с.
8. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям [Текст] / учебное пособие. - М.: ПИОЛИФК, 2005. - 42 с.
9. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / П.А Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак // Советский спорт - М., , 2012. - 585 с.
10. Гневушев В.В. Система биоэкономической психомоторной
адаптивности цикла здоровья [Текст] / В.В. Гневушев, С.Ю. Забельский, В.А Магин, Ю.П Краснов и др. // Учебное пособие: изд-во
Старопольсервисшкола. - Ставрополь, 2004. - 188 с.
11. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка[Текст]/ изд. 3-е - перераб. и дополн. - Физкультура и спорт - М., 2004. - 120 с.
12. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту [Текст] / Программа курса. - Ставрополь: Сервис школа, 2013. - 24 с.
13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / Просвещение - М., 2007. - 287 с.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп. - СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2009. - 486 с.
15. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя - мастера [Текст] / Автореферат диссертации канд. психологических наук - М., 2003. - 228 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / - Москва - Воронеж,
2003. - 456 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва 2003.- 456 с. [Текст] / Теория и практика физической культуры - М., 2005. - №11-12.
18. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности в Социалистической обществе [Текст] / учебное пособие - М., 2012.- с. 158-172.
19. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа [Текст] / - М.: ФиС, 2002. - 209 с.
20. Лин-Бей Н.П. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста [Текст] / Н.П Лин-Бей, А.А. Беляев // Теория и практика физической культуры - М., 2003, № 9.
21. Лубышева Л.И. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / Л.И Лубышева, В.А Магин //Теория и практика физической культуры - М., 2003, № 12. - с. 13-16.
22. Марков А.К. Психология профессионализма [Текст] / - М., ФиС, 2006. - 308 с.
23. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / - Пермь,2000. - 250 с.
24. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики [Текст] / Актовая речь. - Пермь, 2004. - 28 с.
25. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию / Текст / Теория и практика физической культуры - М., 2002, № 3. - с. 6-7.
26. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов [Текст] / - М., ФиС, 2006. -132 с.
27. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников [Текст] / Физическая культура в школе - М., 2004.- № 7-10.- 2-5 с.
28. Новиков П.М. Опережающее профессиональное образование [Текст] / П.М Новиков, В.М Зуев // Научно-практическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2014 - 266 с.
29. А.В. Покровский Общая психология [Текст] / Учебник для студентов пед. институтов - М., 2011. - 464 с.
30. Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки
учителя. Новые исследования в пед. науках [Текст] / Педагогика - М., № 1,
2012. - с. 74-77.
31. Свищев И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры [Текст] / И.Д Свищев, С.В Ерегина // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12.
32. Сластенин В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А Сластенин, И.С Исаев // Издательский центр "Академия" - М., 2002. - 218 с.
33. Смолевский В.М. Нетрадиционные виды единоборств [Текст] / В.М Смолевский, Б.К Ивлиев // Просвещение - М., 2004. - 210 с.
34. Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента [Текст] / Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 2005. - 34 с.
35. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К Холодов, В.С Кузнецов // Издательский центр «Академия» - М., 2006. - 96 с.
36. Хохлов С.И. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе [Текст] / С.И Хохлов, О.В Лосавио // Советская педагогика. - М., 2008, № 9. - с. 47-50.
37. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре [Текст] / Теория и практика физической культуры - М., 2001, № 10.
38. Якубовская А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и мышечного утомления [Текст] / Методические рекомендации - М., 2007. - 25 с.
39. Родионов А.В. Психофизический тренинг [Текст] / А.В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 7. - С. 32-33.
40. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ин- тов физ. культуры [Текст] / Т.Т. Джамгаров, А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 143 с