Введение 3
Глава 1. Теоретические основы электронных образовательных ресурсов
1.1. Определение, сущность, виды электронных ресурсов 5
1.2. Структура электронных образовательных ресурсов на примере открытых образовательных модульных мультимедиа-систем 8
Глава 2. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе
2.1. Потенциал и функциональные образовательные возможности новых
информационных технологий 15
2.2. Особенности применения электронных образовательных ресурсов 21
Глава 3. Разработка электронного образовательного ресурса по общей энергетике
3.1. Информационно-технологические ресурсы создания ЭОР: обзор предложений 26
3.2. Структура и особенности электронного образовательного ресурса по общей энергетике 30
Заключение 47
Список используемой литературы 50
В профессиональном образовании по направлениям энергетического профиля на всех уровнях подготовки изучение общей энергетики имеет особое значение. Знания, получаемые в процессе изучения данной дисциплины, являются важными составляющими готовности к будущей профессиональной деятельности. Рассмотрение теоретических основ по общей энергетике способствует формированию у обучаемых представлений о современных традиционных и альтернативных источниках электроэнергии, технических способах получения, распределение и использование электрической энергии,.
В настоящее время в процессе организации образовательного процесса важно, чтобы обучаемый являлся не пассивным потребителем знаний, а активным обучающимся, умеющим формулировать проблему и находить пути ее оптимального решения. При этом особо значим грамотный, системный, подход, обеспечивающий эффективность всех видов учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работы.
В разрешении данного вопроса широкие возможности открывают современные информационно-коммуникационные технологи (ИКТ- технологии) и компьютерные программы.
В исследованиях В.И. Андреева [1] отмечено, что в последние годы произошло понимание того, что качественное образование в ХХ! веке практически невозможно без эффективных информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания студентов, которые охватывают все большее образовательное пространство и занимают все больше времени в современной образовательной деятельности.
Вопросы использования ИКТ-технологий в учебном процессе рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых (Андреев В.И., Беляков В.С., Гущин Ю.В., Реутова Е.А., Фишер Н. В. и др.).
Одним из направлений совершенствования процесса обучения по общей энергетике на основе ИКТ-технологий является разработка и применение электронных образовательных ресурсов, систематизирующих необходимый материал по темам дисциплины.
Исходя из значимости и важности разработки электронных образовательных ресурсов по общей энергетике, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Разработка электронного образовательного ресурса по общей энергетике».
Цель исследования: анализ, систематизация материала, проектирование и разработка компонентов электронного образовательного ресурса по общей энергетике.
Объект исследования: учебный процесс изучения дисциплины «Общая энергетика».
Предмет исследования: структура и содержание ЭОР по дисциплине «Общая энергетика».
Задачи исследования:
1. Выявить определение, сущность, виды электронных энергетических ресурсов.
2. Рассмотреть особенности электронных образовательных ресурсов на основе ИКТ-средств.
3. Разработать конструкт электронного образовательного ресурса по общей энергетике.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, учебно-методической, литературы, нормативных документов, материалов из электронных источников;
- выявление, сравнение информации, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный материал в виде ЭОР могут быть использованы в процессе изучения основ общей энергетики в разных типах учебных системы профессионального образования.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов
Электронные энергетические ресурсы получили широкое распространении в современной образовательной практике высших учебных заведений (ВУЗов).
Исследованиями и разработками в этой области занимаются специализированные фирмы: 1С, Физикон, Новый диск и ряд других, а также отдельные ВУЗы. В настоящее время можно констатировать, что в нашей стране складывается промышленность, занимающаяся разработкой электронных энергетических ресурсов.
Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К числу таких причин можно отнести:
•Потребность использования видео и аудио изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса;
•Необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями;
•Возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;
•Необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ;
•Отсутствие полиграфических проблем при использовании электронных энергетических ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.
Можно привести и другие причины определяющие важность данного направления работ.
В ходе нашей работы мы определили и решили следующие задачи:
- Выявили определение, сущность, виды электронных энергетических ресурсов. ЭОР это энергетические материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, разделяющиеся на такие виды как: электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные энергетические модули (ЭУМ),электронныеэнергетические пособия, электронные задачники, редства поддержки практических занятий, лабораторные практикумы и т.д.
- Описали структуру электронных энергетических ресурсов на примере открытых энергетических модульных мультимедиа-систем (ЭМС).
Структура ЭМС состоит из: центрального хранилища, локального
хранилища, программы-реализатора и органайзера.
- Проанализировали примеры электронных энергетических ресурсов.
- Проанализировали использование новых информационных технологий в учебном процессе
В ходе анализа выяснили, что электронные энергетические ресурсы могут обеспечивать широкий обмен информацией, позволяют получать консультации преподавателя в режиме онлайн и по переписке, дают возможность учащимся обсуждать различные вопросы на чате и форуме системы.
Существующая система преподавания основана на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, имеющих свои специфические особенности. Вместе с тем, содержание учебных дисциплин имеет свою собственную, характерную для конкретного учебного заведения специфику, о ределенную академическими традициями и методиками преподавания.
Таким образом, реализация информационно-образовательной среды в учебном заведении во многом определяется электронными
образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. В электронных энергетических ресурсах применяется множество различных материалов, которые делают обучение более эффективным.
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.
2. Астахова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е.В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им.И. И. Ползунова. - Ч.2 Информационные ресурсы - Барнаул, 2010. - 74 с.
3. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2007. - 31 с.
4. Галкин Г.В. Методы определения экономического эффекта от ИТ- проекта // Intelligent enterprise. - 2005, №№ 22 и 24.
5. Гиглавый А.В. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов / А.В. Гиглавый, М.Н. Морозов, А.В. Осин,
О.И. Руденко-Моргун, Ю.М. Тараскин и др.; под ред. А.В. Осина. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2003. - 105 с.
6. Дымент Т.Л. Личностные факторы эффективности использования инновационных методов в образовании. Инновационные методы в образовании. Сборник материалов международной научно- рактической конференции - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - 83 с.
7. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 134 с.
8. Зырянова Н. О плюсах и минусах компьютерного тестирования // "Кадровый менеджмент", №1, февраль 2003. - 45 с.
9. Компьютерные технологии в образовании и предпринимательстве. Монография. /Под. Ред. М.К. Чернякова. - Чита: 1997. - 442 с.
10. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. - М: Издательский сервис; Логос, 2002. - 142 с.
11. Осин А.В. Авторское право и экспертиза качества электронных
учебных изданий // Учебник третьего тысячелетия: Материалы III
Международной научно-практической конференции и юбилейного
Всероссийского семинара-совещания. - СПб.: СПб ГПУ, 2003. - 56 с.
12. Осин А.В. Концептуальные основы образовательных электронных
изданий и ресурсов // Учебник третьего тысячелетия: Материалы III Международной научно-практической конференции и юбилейного
Всероссийского семинара-совещания. - СПб.: СПб ГПУ, 2003. - 33 с.
13. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий // Материалы Международного форума "Информатизация образования Казахстана: шаг в XXI век". - Алматы: РК, 2001. - 61 с.
14. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2004. - 241 с.
15. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2010. - 309 с.
16. Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения // Информатизация общего образования: Тематическое приложение к ж рналу "Вестник образования" - М.: Просвещение. - 2003, №2 - 36 с.
17. Осин А.В. Технология и критерии оценки образовательных электронных изданий // Сборник рудов XI Международной конференции- выставки "Информационные технологии в образовании". Часть VI. - М.: МИФИ. - 2001, №2. - 73 с.
18. Осин А.В. Электронное издание в образовательном пространстве // Известия вузов. - сер. Проблемы полиграфии и издательского дела. - М.: Просвещение. - 2003, №2. - 38 с.
19. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В. Осин. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: ООО "РИТМ", 2005. - 29 с.
20. Приказ Минобразования РФ N1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям.
21. Смирнова Т.Л. Образовательные инновации в подготовке квалифицированных специалистов в России // Успехи современного естествознания. - 2008, № 10. - 60 с.
22. Тумайкин Г. М.50 лет. Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера 2008 г. - Новосибирск: Арта, 2008. - 145 с.
23. Черняков М.К. Автоматизированная контрольно-обучающая система. Совершенствование качества высшего профессионального образования (внутривузовские структуры управления, мониторинг, проблемы). Материалы научно-методической конференции. - Новосибирск: СибУПК: 2005. - 173 с.
24. Черняков М.К. Алгоритм разработки автоматизированных
контрольно-обучающих систем: Матер. науч. - метод. конф. "Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы" / Под ред.Л.С.
Драгуновой. - Новосибирск: СибУПК, 2007. - 154 с.
25. Черняков М.К. Компьютерные технологии в образовании. Современные проблемы высшего образования в странах АТР. - Владивосток: 1999. - 166 с.
26. Черняков М.К. Оценка степени экономического риска: Лабораторный практикум. - Новосибирск: СибУПК, 2008. - 144 с.
27. Черняков М.К. Расчет стоимости разработки информационной
системы в кооперативном учебном заведении на примере "СТАТПК" // Вестник Забайкальского института предпринимательства. Научно
практический журнал. - Чита: 2003, №3. - 235 с.
28. Черняков М.К. Теория экономических информационных систем / Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 132 с.
29. Черняков М.К., Чернякова М.М. Система дистанционного обучения "VINEX 3/06”. Новые методологии проектирования микроэлектроники (Nrw design metodologies). Материалы Международной научно-практической
конференции (4-5 декабря 2003 года). - Владимир: 2003. - 157