СИТУАЦИЯ ТРАВМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ «ДЕВСТВЕННИЦЫ - САМОУБИЙЦЫ», «СРЕДНИЙ ПОЛ», «А ПОРОЮ ОЧЕНЬ ГРУСТНЫ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
2. ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА И РАЗВИТИЕ ВОПРОСА О ТРАВМЕ В НАУЧНОЙ
МЫСЛИ XX-XXI-ОГО СТОЛЕТИЙ 9
3. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СИТУАЦИИ ТРАВМЫ В
ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА 38
2.1 Ситуация травмы в романе «Девственницы - самоубийцы» 41
2.2 Ситуация травмы в романе «Средний пол» 58
2.3 Ситуация травмы в романе «А порою очень грустны» 71
4. ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО
ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ДЕВСТВЕННИЦЫ-САМОУБИЙЦЫ») 78
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА И РАЗВИТИЕ ВОПРОСА О ТРАВМЕ В НАУЧНОЙ
МЫСЛИ XX-XXI-ОГО СТОЛЕТИЙ 9
3. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СИТУАЦИИ ТРАВМЫ В
ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА 38
2.1 Ситуация травмы в романе «Девственницы - самоубийцы» 41
2.2 Ситуация травмы в романе «Средний пол» 58
2.3 Ситуация травмы в романе «А порою очень грустны» 71
4. ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО
ЧТЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ДЕВСТВЕННИЦЫ-САМОУБИЙЦЫ») 78
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметом глубокого научного анализа в области гуманитарного знания в его связи со смежными естественно-научными дисциплинами на протяжении всего длительного этапа развития культурно-исторического и литературного процесса XX-XXI-ого столетий становится изучение и расширение ситуации травмы и травматического воздействия, травматического опыта. Человек двадцатого и нынешнего столетий подвергается длительному травматическому воздействию, которое знаменуется наиболее трагическими страницами человеческой истории, которая включает и период двух мировых войн, и распад колониальной системы с последующими волнами иммиграции, и массовое истребление по расовому или религиозному признаку принадлежности. Множественность общественно-исторических коллизий и трагических ситуаций стали не только причиной травматического воздействия на коллективное сознание или индивидуальную личность, но и предметом изображения ситуации травмы в литературе второй половины двадцатого - рубежа двадцать первого столетий. Особый научный и литературоведческий интерес представляет для нас определение особенностей изображения ситуации травмы в романах американского писателя греческого происхождения Джеффри Евгенидиса «Девстенницы - самоубийцы» (The Virgin Suicides, 1993), «Средний пол» (Middlesex, 2001), «А порою очень грустны» (The Marriage Plot, 2011).
Актуальность нашего исследования связана со значительным углублением и усилением значимости травматического воздействия и травматического опыта личности в истории не только XX-ого, но и XXI -ого столетий в условиях обострения внешней геополитической ситуации, умножение трагических событий в общемировой истории человечества и в связи с приобретением всё больших масштабов угрозы терроризма как одного из источников травмирующего опыта в самом широком своём значении. Расширение научного дискурса в свете анализа ситуации травмы определяет круг исследуемых нами вопросов литературоведческой проблематики и обосновывает выбор изучаемых нами произведений. Актуальность также определяется стремлением авторов рубежа веков заново переосмыслить ситуацию пережитого и непреодолимого травматического опыта общества и отдельно взятой личности в свете появления и развития эстетики и поэтики ранимости, как одного из векторов развития постмодернистской литературы.
Вопрос о сущности и определении понятии «травмы» в научном дискурсе становится предметом изучения многих исследователей в таких областях как: антропология, социология и социальная психология,
психоанализ, нейрофизиология, нарративная медицина, возрастная психология и психиатрия, литературоведение. Наибольший вклад в постановку вопроса о травматическом воздействии и травматических ситуациях как следствия психического расстройства был внесёен психоаналитическими исследованиями З. Фрейда, И. Брейера, О. Ранка, П. Куттера [7; 11; 8]. В дальнейшем, ситуация травмы была представлена в рамках культурологического дискурса, как одна из граней исследований поздних теоретиков постмодернизма, Ж. Лакана [55; 61] и Ж. Лиотара [9], которые говорили о современном состоянии культуры, представляющей различные фрагменты всеобщей ситуации «травмы». Дальнейшее изучение ситуации травмы стало причиной её теоретического оформления в 1990-ых годах, представляющей собой отдельную область научных исследований - «trauma studies». Один из главных теоретиков теории травмы, Доминик ЛаКапра [22], указал на «кроссдисплинность» проблемы травмы, изучение которой пересекает традиционные границы между сферой гуманитарного знания и сферой естественнонаучного или социологического знания. Впоследствии число исследователей проблемы травмы значительно расширилось: на современную ситуацию общей «травмированности»
культуры Запада указывают культурологи и литературоведы Д. Затонский [6], Фелман, Д. Лауб [17] (последними [17], также прорабатывались понятия ПТСР и «исторической травмы»); в области разработки понятия «культурной травмы» особо значимы заслуги антропологов и социологов, историков К. Карут [15; 29], П. Штомпки [47; 48], Х. Арендта и Дж. Агамбена [26]; проработкой и углублением классификации и причин развития «психической травмы» занимаются такие учёные как: О. Е. Хухлаев [73], Д. Калшед [44], Ф. Рупперт [13], Б. А. Воскресенский, и Г.К. Ушаков [59], В. В. Ковалёв, Н. Д. Лакосина и В.Н. Мясищев [31; 35; 58;65]
На современном отечественном этапе разработки исследований в области травмы ключевые позиции занимают: отдельный сборник статей, посвящённый изучению травмы, С. Ушакина и Е. Турбиной - «Травма: Пункты» (2009), изучением культурной травмой в литературном дискурсе занимаются О. Мороз, Е. Суверина и О. А. Джумайло [28; 37; 38], примечательны работы Разумовской Т.А. [72], Бурмистровой Е.В. и Федуниной Н. Ю [44] в свете коллективного аспекта изучения культурной, исторической и психической травм.
Новизна исследования подтверждается отсутствием в художественной и научно-исследовательской литературе подобного опыта раскрытия особенностей репрезентации ситуации травмы в романах Джеффри Евгенидиса «Девственницы - самоубийцы», «Средний пол» и «А порою очень грустны».
Проблемой исследования следует считать раскрытие особенностей репрезентации ситуации травмы в литературе рубежа XX-XXI-ого столетий. Теоретическая постановка проблемы особенностей репрезентации ситуации травмы в научном дискурсе предшествовала появлению работ З. Фрейда и И.Брейра «Исследование истерии» и «Скорбь и меланхолия» []. Существующая в современном литературоведении проблемная ситуация определила объект и предмет исследования. Так, объектом исследования являются указанные романы Джеффри Евгенидиса. Предметом исследования является репрезентация ситуации травмы в современной американской литературе.
Цель научного исследования заключается в выявлении особенностей и форм репрезентации ситуации травмы в романах, как способа осмысления художественной действительности в рамках историко-культурных координат романа.
Для решения поставленной нами цели необходимо было решить следующие основные задачи:
1) Проследить основные источники теоретической постановки вопроса о травме как предмета проблематизации в художественной литературе; современного отечественного и зарубежного литературоведения; проследить основные примеры углубления трактовок в определении сущности и выявлении основных классификаций травмы и травматического воздействия в качестве важнейшего элемента современного научного и литературоведческого дискурса;
2) Определить ключевые этапы и позиции историко-философской и естественнонаучной и литературоведческой критики в постановке вопроса о сущности травматического опыта как уровня общественного и субъективного отражения постмодернистской и рубежной исторической проблематики, и внутреннего состояния героев;
3) Выделить основные историко-культурные и содержательно-смысловые координаты романов;
4) Выявить уровни функционирования ситуации травмы как определяющего элемента в повествовательной структуре и идейном содержании романов;
5) Провести сопоставительный анализ и соотнести уровни субъективного травмированного мироощущения главных героев романов с внешними историко-культурными и социальными координатами.
1) Разработать методические рекомендации по изучению творчества Джеффри Евгенидиса на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Основные методы научного анализа, используемые нами для ведения научно-исследовательской работы:
1. Структурно-семантический метод;
2. Сравнительно-сопоставительный метод;
3. Историко-функциональны метод.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из четырёх структурных элементов: введение; основная часть, представленная двумя главами; методическая глава; заключение.
Введение обосновывает выбор темы научного исследования путём определения актуальности и новизны; определяет степень теоретико-практической разработки проблемной ситуации и темы исследования; выявляет объект и предмет, цель и основные задачи, методы, структуру научно-исследовательской работы.
В первой главе описывается исторический ход развития теоретического обоснования проблемы ситуации травмы в сфере гуманитарного знания и научного дискурса в современной культурологической ситуации и литературе рубежа веков с момента появления психоаналитической теории травмы Зигмунда Фрейда и Брейром и определения травматического состояния культуры Запада поздними теоретиками постмодернизма (как момента перехода ситуации травмы и травматического воздействия в сферу гуманитарного знания) до момента разработки проблемы «травмы» исследователями в области «trauma studies» и до современного этапа рассмотрения вопроса о травматической ситуации в отечественном и зарубежном литературоведении на рубеже XX-XXI-ого веков. Ключевое место отводится работам [7] Фрейда и Брейра, теориям [11; 13; 22; 47; 48] травмы Доминика ЛаКапра, О. Ранка, П. Штомпки, Ф. Рупперта и сборнику
С. Ушакина и Е. Турбиной [41] как теоретическому обоснованию вопроса определения понятия травмы и постановке вопроса о травматическом опыте в свете современного этапа развития литературы, культуры и научного дискурса рубежа XX - XXI-ого столетий.
Во второй главе анализируются особенности репрезентации и функционирования ситуации травмы в современном постмодернистском романе на примере творчества Джеффри Евгенидиса. Выявляются сюжетно- и смыслообразующие историко-культурные координаты романа, способствовавшие возникновению травматического опыта. Анализируется соотнесённость внутреннего травмированного (психологического) состояния главных героев и внешнего событийного уровня повествования.
В методической главе демонстрируется теоретико-практическая значимость данного научного исследования, структура и выводы которого могут быть использованы в качестве методического материала по проведению открытого семинарского занятия для студентов филологических отделений, проходящих курс по изучению основных тенденций развития современного литературного процесса рубежа XX- XXI-ого столетий, или же в качестве методического материала по проведению урока внеклассного чтения по зарубежной литературе в старших классах на примере романа «Девственницы-самоубийцы».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, обосновывается и определяется основная теоретико-практическая значимость применения результатов научного исследования.
В число структурных элементов нашего исследования входят оглавление и список использованной литературы.
Актуальность нашего исследования связана со значительным углублением и усилением значимости травматического воздействия и травматического опыта личности в истории не только XX-ого, но и XXI -ого столетий в условиях обострения внешней геополитической ситуации, умножение трагических событий в общемировой истории человечества и в связи с приобретением всё больших масштабов угрозы терроризма как одного из источников травмирующего опыта в самом широком своём значении. Расширение научного дискурса в свете анализа ситуации травмы определяет круг исследуемых нами вопросов литературоведческой проблематики и обосновывает выбор изучаемых нами произведений. Актуальность также определяется стремлением авторов рубежа веков заново переосмыслить ситуацию пережитого и непреодолимого травматического опыта общества и отдельно взятой личности в свете появления и развития эстетики и поэтики ранимости, как одного из векторов развития постмодернистской литературы.
Вопрос о сущности и определении понятии «травмы» в научном дискурсе становится предметом изучения многих исследователей в таких областях как: антропология, социология и социальная психология,
психоанализ, нейрофизиология, нарративная медицина, возрастная психология и психиатрия, литературоведение. Наибольший вклад в постановку вопроса о травматическом воздействии и травматических ситуациях как следствия психического расстройства был внесёен психоаналитическими исследованиями З. Фрейда, И. Брейера, О. Ранка, П. Куттера [7; 11; 8]. В дальнейшем, ситуация травмы была представлена в рамках культурологического дискурса, как одна из граней исследований поздних теоретиков постмодернизма, Ж. Лакана [55; 61] и Ж. Лиотара [9], которые говорили о современном состоянии культуры, представляющей различные фрагменты всеобщей ситуации «травмы». Дальнейшее изучение ситуации травмы стало причиной её теоретического оформления в 1990-ых годах, представляющей собой отдельную область научных исследований - «trauma studies». Один из главных теоретиков теории травмы, Доминик ЛаКапра [22], указал на «кроссдисплинность» проблемы травмы, изучение которой пересекает традиционные границы между сферой гуманитарного знания и сферой естественнонаучного или социологического знания. Впоследствии число исследователей проблемы травмы значительно расширилось: на современную ситуацию общей «травмированности»
культуры Запада указывают культурологи и литературоведы Д. Затонский [6], Фелман, Д. Лауб [17] (последними [17], также прорабатывались понятия ПТСР и «исторической травмы»); в области разработки понятия «культурной травмы» особо значимы заслуги антропологов и социологов, историков К. Карут [15; 29], П. Штомпки [47; 48], Х. Арендта и Дж. Агамбена [26]; проработкой и углублением классификации и причин развития «психической травмы» занимаются такие учёные как: О. Е. Хухлаев [73], Д. Калшед [44], Ф. Рупперт [13], Б. А. Воскресенский, и Г.К. Ушаков [59], В. В. Ковалёв, Н. Д. Лакосина и В.Н. Мясищев [31; 35; 58;65]
На современном отечественном этапе разработки исследований в области травмы ключевые позиции занимают: отдельный сборник статей, посвящённый изучению травмы, С. Ушакина и Е. Турбиной - «Травма: Пункты» (2009), изучением культурной травмой в литературном дискурсе занимаются О. Мороз, Е. Суверина и О. А. Джумайло [28; 37; 38], примечательны работы Разумовской Т.А. [72], Бурмистровой Е.В. и Федуниной Н. Ю [44] в свете коллективного аспекта изучения культурной, исторической и психической травм.
Новизна исследования подтверждается отсутствием в художественной и научно-исследовательской литературе подобного опыта раскрытия особенностей репрезентации ситуации травмы в романах Джеффри Евгенидиса «Девственницы - самоубийцы», «Средний пол» и «А порою очень грустны».
Проблемой исследования следует считать раскрытие особенностей репрезентации ситуации травмы в литературе рубежа XX-XXI-ого столетий. Теоретическая постановка проблемы особенностей репрезентации ситуации травмы в научном дискурсе предшествовала появлению работ З. Фрейда и И.Брейра «Исследование истерии» и «Скорбь и меланхолия» []. Существующая в современном литературоведении проблемная ситуация определила объект и предмет исследования. Так, объектом исследования являются указанные романы Джеффри Евгенидиса. Предметом исследования является репрезентация ситуации травмы в современной американской литературе.
Цель научного исследования заключается в выявлении особенностей и форм репрезентации ситуации травмы в романах, как способа осмысления художественной действительности в рамках историко-культурных координат романа.
Для решения поставленной нами цели необходимо было решить следующие основные задачи:
1) Проследить основные источники теоретической постановки вопроса о травме как предмета проблематизации в художественной литературе; современного отечественного и зарубежного литературоведения; проследить основные примеры углубления трактовок в определении сущности и выявлении основных классификаций травмы и травматического воздействия в качестве важнейшего элемента современного научного и литературоведческого дискурса;
2) Определить ключевые этапы и позиции историко-философской и естественнонаучной и литературоведческой критики в постановке вопроса о сущности травматического опыта как уровня общественного и субъективного отражения постмодернистской и рубежной исторической проблематики, и внутреннего состояния героев;
3) Выделить основные историко-культурные и содержательно-смысловые координаты романов;
4) Выявить уровни функционирования ситуации травмы как определяющего элемента в повествовательной структуре и идейном содержании романов;
5) Провести сопоставительный анализ и соотнести уровни субъективного травмированного мироощущения главных героев романов с внешними историко-культурными и социальными координатами.
1) Разработать методические рекомендации по изучению творчества Джеффри Евгенидиса на уроках внеклассного чтения в старших классах.
Основные методы научного анализа, используемые нами для ведения научно-исследовательской работы:
1. Структурно-семантический метод;
2. Сравнительно-сопоставительный метод;
3. Историко-функциональны метод.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из четырёх структурных элементов: введение; основная часть, представленная двумя главами; методическая глава; заключение.
Введение обосновывает выбор темы научного исследования путём определения актуальности и новизны; определяет степень теоретико-практической разработки проблемной ситуации и темы исследования; выявляет объект и предмет, цель и основные задачи, методы, структуру научно-исследовательской работы.
В первой главе описывается исторический ход развития теоретического обоснования проблемы ситуации травмы в сфере гуманитарного знания и научного дискурса в современной культурологической ситуации и литературе рубежа веков с момента появления психоаналитической теории травмы Зигмунда Фрейда и Брейром и определения травматического состояния культуры Запада поздними теоретиками постмодернизма (как момента перехода ситуации травмы и травматического воздействия в сферу гуманитарного знания) до момента разработки проблемы «травмы» исследователями в области «trauma studies» и до современного этапа рассмотрения вопроса о травматической ситуации в отечественном и зарубежном литературоведении на рубеже XX-XXI-ого веков. Ключевое место отводится работам [7] Фрейда и Брейра, теориям [11; 13; 22; 47; 48] травмы Доминика ЛаКапра, О. Ранка, П. Штомпки, Ф. Рупперта и сборнику
С. Ушакина и Е. Турбиной [41] как теоретическому обоснованию вопроса определения понятия травмы и постановке вопроса о травматическом опыте в свете современного этапа развития литературы, культуры и научного дискурса рубежа XX - XXI-ого столетий.
Во второй главе анализируются особенности репрезентации и функционирования ситуации травмы в современном постмодернистском романе на примере творчества Джеффри Евгенидиса. Выявляются сюжетно- и смыслообразующие историко-культурные координаты романа, способствовавшие возникновению травматического опыта. Анализируется соотнесённость внутреннего травмированного (психологического) состояния главных героев и внешнего событийного уровня повествования.
В методической главе демонстрируется теоретико-практическая значимость данного научного исследования, структура и выводы которого могут быть использованы в качестве методического материала по проведению открытого семинарского занятия для студентов филологических отделений, проходящих курс по изучению основных тенденций развития современного литературного процесса рубежа XX- XXI-ого столетий, или же в качестве методического материала по проведению урока внеклассного чтения по зарубежной литературе в старших классах на примере романа «Девственницы-самоубийцы».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, обосновывается и определяется основная теоретико-практическая значимость применения результатов научного исследования.
В число структурных элементов нашего исследования входят оглавление и список использованной литературы.
В ходе анализа творчества Джеффри Евгенидиса мы решили поставленные перед нами задачи и достигли целей научного исследования в определении ситуации травмы. Опираясь на теоретический опыт постановки вопроса об определении ситуации травмы в медицинском (психопатологическом), социальном, психологическом и историкокультурном дискурсах, психофизиологическом дискурсах, автор последовательно отображает в своих романах все основные формы существования травмы:
1) Социокультурная разновидность травмы (связанная с
затрудненностью социальной адаптируемости травмированной личности, недостаточностью социальных связей и отсутствия благоприятного психологического климата для успешной коммуникации личности, пережившей травматический опыт; а также активно реализуемая на тех уровнях повествования, которые отмечают сложности выработки национальной, культурной и половозрастной идентичности личности; а также на содержательном уровне последовательного любовного
разочарования; а также бытающая в связи со сменой основной культурной парадигмы истории двадцатого столетия и философских размышлений о характере эпохи);
2) Пространство исторической памяти (тесно связанная с проблемой
индивидуально - личностной и коллективной форм памяти о травматических событиях прошлого; также соотносимая с проблемами травматического опыта военных действий, геноцида, общественных беспорядков,
государственных переворотов и миграционных и гибридных процессов в рамках формирования национальной идентичности);
3) Пространство психологической памяти (связанная с вопросами эмоциональной недостаточности и различных невротических комплексов личности, являющихся результатом травматического опыта взросления или трудностей формирования гендерной идентичности личности; а также связанная с проблемой отсутствия благоприятного психологического климата в семье или ином ближайшем окружении);
4) Пространство психопатологической травмы (связывается с уровнем клинической природы травматического опыта личности, актуализируется на уровне маниакально-депрессивных расстройств личности в рамках медицинского и психоаналитического дискурса).
Ведущим приёмом объективизации ситуации травмы в романах становится приём типизации индивидуально - личностной травмы в контексте всеобщего дискурса о травме на всех уровнях её функционирования. Автор также обращается к приёмам предметно-образной символизации и обобщения восприятия травмы на историческом, социокультурном и психологическом уровнях. Свозным лейтмотивом всех романов Евгенидиса становится акт написания автобиографической книги, что является не только ключевым моментом определения особенностей повествовательного и идейно - содержательного уровней произведения, но и отмечается автором как ведущий способ изживания травматического опыта, путём закольцованного и последовательного описания динамики состояний травмированной личности, размышляющей не только о своей жизни, но и о первопричинах той травматической закономерности, к которой они приходят. Другим повторяющимся во всех романах автора способом изживания травматического опыта становится последовательное дистанцирования от ситуации обсуждения травматического события или же заключения в рамках травмирующего пространства.
Автор определяет общие для всех романов комбинации взаимодополняющих факторов и причин выработки травматического опыта личности: факторы генотипические, факторы индивидуальной психической предрасположенности, факторы исторического момента, в рамках которого совершается травматическое событие; особенности воспитания и характера семейных отношений.
Особую значимость в процессе выработки или изживания травматического опыта играет характер семейных установок и сложившегося стиля взаимоотношений между членами семьи. Неблагоприятный психологический климат становится причиной непреодолимости
травматического опыта. Так, автор отмечает данную проблематику на уровне смены или неправильного исполнения своих гендерных и социально- регулятивных функций среди глав семейства («доминирующе - властный тип» женщины и зависимого, мягкого мужчины при патриархально- авторитарном стиле управления - семейство Лисбонов, распавшееся с гибелью своих дочерей; мягкость и религиозная наивность четы Г рамматикусов, способствующих выработке комплекса неполноценности их сына; мизантропический и мягкий характер отца Леонарда, сбежавшего от страдающей алкогольной зависимостью матери - Риты, что приводит к разрушающему воздействию на выработку психопатологического заболевания; фригидный брак Сурмелины и Зизмо, строящегося по принципу «дочь-отец») . И напротив, Евгенидис демонстрирует положительные примеры правильного исполнения предписанных им ролей, что помогает их детям преодолевать и изживать травматический опыт прошлого (богобоязненная и нежная, подчёркнуто женственная Тесси и энергично- предприимчивый волевой тип Мильтона Стефанидисов, отправляющихся на поиски своего чада).
Апеллируя лиотаровской установкой на изначальную ранимсоть и травматичность опыта человеческого бытия, автор уделяет большое место религиозному вопросу в процессе изживания и преодоления травматического опыта. Категоричность и радикализм католических взглядов миссис Лисбон оказывает травматическое воздействие на судьбу её дочерей, ставших жертвами чрезмерной опеки и социальной изолированности. Религиозная мягкость семейства Грамматикусов способствует недостаточной выработке мужественности и твёрдости в принятии решения их сына, Митчелла.
Богобоязненная Тесси Стефанидис испытывает трудности принятия своего ребёнка в совершенно ином качестве. Глава семейства Стефанидис в силу своей религиозной суеверности становится заложником собственного травмирующего пространства памяти. Религиозные отправления и беседы, обогащаясь негативным осмыслением неверующих страдающих героев, становятся лишь дополнительным источником травмирования личности, так как сильные травматические переживания по своей природы синонимичны религиозным ритуалам иди высшим экстатическим религиозным переживаниям.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выводы и структура нашего научного исследования могут быть использованы студентами филологических факультетов на курсах, посвящённых изучению современных тенденций в условиях англоязычного литературного процесса рубежа XX - XXI-ого столетий на предмет выявления травматического дискурса в рамках современного литературоведения, а отдельные положения и проблемные блоки исследования могут быть использованы в качестве методического пособия к проведению уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе в старших классах.
1) Социокультурная разновидность травмы (связанная с
затрудненностью социальной адаптируемости травмированной личности, недостаточностью социальных связей и отсутствия благоприятного психологического климата для успешной коммуникации личности, пережившей травматический опыт; а также активно реализуемая на тех уровнях повествования, которые отмечают сложности выработки национальной, культурной и половозрастной идентичности личности; а также на содержательном уровне последовательного любовного
разочарования; а также бытающая в связи со сменой основной культурной парадигмы истории двадцатого столетия и философских размышлений о характере эпохи);
2) Пространство исторической памяти (тесно связанная с проблемой
индивидуально - личностной и коллективной форм памяти о травматических событиях прошлого; также соотносимая с проблемами травматического опыта военных действий, геноцида, общественных беспорядков,
государственных переворотов и миграционных и гибридных процессов в рамках формирования национальной идентичности);
3) Пространство психологической памяти (связанная с вопросами эмоциональной недостаточности и различных невротических комплексов личности, являющихся результатом травматического опыта взросления или трудностей формирования гендерной идентичности личности; а также связанная с проблемой отсутствия благоприятного психологического климата в семье или ином ближайшем окружении);
4) Пространство психопатологической травмы (связывается с уровнем клинической природы травматического опыта личности, актуализируется на уровне маниакально-депрессивных расстройств личности в рамках медицинского и психоаналитического дискурса).
Ведущим приёмом объективизации ситуации травмы в романах становится приём типизации индивидуально - личностной травмы в контексте всеобщего дискурса о травме на всех уровнях её функционирования. Автор также обращается к приёмам предметно-образной символизации и обобщения восприятия травмы на историческом, социокультурном и психологическом уровнях. Свозным лейтмотивом всех романов Евгенидиса становится акт написания автобиографической книги, что является не только ключевым моментом определения особенностей повествовательного и идейно - содержательного уровней произведения, но и отмечается автором как ведущий способ изживания травматического опыта, путём закольцованного и последовательного описания динамики состояний травмированной личности, размышляющей не только о своей жизни, но и о первопричинах той травматической закономерности, к которой они приходят. Другим повторяющимся во всех романах автора способом изживания травматического опыта становится последовательное дистанцирования от ситуации обсуждения травматического события или же заключения в рамках травмирующего пространства.
Автор определяет общие для всех романов комбинации взаимодополняющих факторов и причин выработки травматического опыта личности: факторы генотипические, факторы индивидуальной психической предрасположенности, факторы исторического момента, в рамках которого совершается травматическое событие; особенности воспитания и характера семейных отношений.
Особую значимость в процессе выработки или изживания травматического опыта играет характер семейных установок и сложившегося стиля взаимоотношений между членами семьи. Неблагоприятный психологический климат становится причиной непреодолимости
травматического опыта. Так, автор отмечает данную проблематику на уровне смены или неправильного исполнения своих гендерных и социально- регулятивных функций среди глав семейства («доминирующе - властный тип» женщины и зависимого, мягкого мужчины при патриархально- авторитарном стиле управления - семейство Лисбонов, распавшееся с гибелью своих дочерей; мягкость и религиозная наивность четы Г рамматикусов, способствующих выработке комплекса неполноценности их сына; мизантропический и мягкий характер отца Леонарда, сбежавшего от страдающей алкогольной зависимостью матери - Риты, что приводит к разрушающему воздействию на выработку психопатологического заболевания; фригидный брак Сурмелины и Зизмо, строящегося по принципу «дочь-отец») . И напротив, Евгенидис демонстрирует положительные примеры правильного исполнения предписанных им ролей, что помогает их детям преодолевать и изживать травматический опыт прошлого (богобоязненная и нежная, подчёркнуто женственная Тесси и энергично- предприимчивый волевой тип Мильтона Стефанидисов, отправляющихся на поиски своего чада).
Апеллируя лиотаровской установкой на изначальную ранимсоть и травматичность опыта человеческого бытия, автор уделяет большое место религиозному вопросу в процессе изживания и преодоления травматического опыта. Категоричность и радикализм католических взглядов миссис Лисбон оказывает травматическое воздействие на судьбу её дочерей, ставших жертвами чрезмерной опеки и социальной изолированности. Религиозная мягкость семейства Грамматикусов способствует недостаточной выработке мужественности и твёрдости в принятии решения их сына, Митчелла.
Богобоязненная Тесси Стефанидис испытывает трудности принятия своего ребёнка в совершенно ином качестве. Глава семейства Стефанидис в силу своей религиозной суеверности становится заложником собственного травмирующего пространства памяти. Религиозные отправления и беседы, обогащаясь негативным осмыслением неверующих страдающих героев, становятся лишь дополнительным источником травмирования личности, так как сильные травматические переживания по своей природы синонимичны религиозным ритуалам иди высшим экстатическим религиозным переживаниям.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выводы и структура нашего научного исследования могут быть использованы студентами филологических факультетов на курсах, посвящённых изучению современных тенденций в условиях англоязычного литературного процесса рубежа XX - XXI-ого столетий на предмет выявления травматического дискурса в рамках современного литературоведения, а отдельные положения и проблемные блоки исследования могут быть использованы в качестве методического пособия к проведению уроков внеклассного чтения по зарубежной литературе в старших классах.



